Основные этапы жизни и творчества. Творческая эволюция Б.Л. Пастернака: изменение языка и стиля стихотворных текстов

Стихи Пастернак начал писать с 1909 г. В конце 1914 г. вышла первая книга «Близнец в тучах». Ранний Пастернак восприни-мает мир через очевидное, предметное. Образ строится на ассо-циативном сближении явлений. Художник не выдумывает обра-зы, он черпает их повсюду — в природе, дома, в городе. Каждый предмет предстает обновленный видением поэта. Характерным для раннего периода творчества является стихотворение «Мар-бург». Гениальные строки стали эталоном поэтического призна-ния в любви:

В тот день всю тебя от гребенок до ног, Как трагик в провинции драму Шекспирову, Носил я с собою и знал назубок, Шатался по городу и репетировал.

Любовный сюжет перерастает в сюжет миропонимания. Ок-ружающие человека вещи — и часть мира сами по себе, и соуча-стники совершаемых в герое перемен.

В 1922 г. вышел сборник «Сестра моя жизнь», который ввел Пастернака в большую поэзию. Основные темы сборника — при-рода, любовь, искусство. Они существуют не отдельно друг от друга, а в сплаве, в спаянности. Природа является самым близ-ким синонимом жизни, но не чем-то исключительным. Откры-тое чувство любви — тоже выражение жизни. Жизнь шире любо-го из образно-тематических рядов. Доверие поэта к жизни — ос-новное качество его мировоззрения в эти годы

Казалось альфой и омегой — Мы с жизнью на один покрой, И круглый год, в снегу без снега, Она жила, как alter ego, И я назвал ее сестрой.

Позже под влиянием социальных событий Пастернак иначе начинает воспринимать жизнь, видит разницу между природ-ной и общественной жизнью, которые раньше воспринимались в гармонии. Книга «Темы и вариации» более драматична и на-пряжена, чем «Сестра моя жизнь». Здесь больше кризисных си-туаций, что закреплено в названиях циклов — «Болезнь», «Раз-рыв». Отношение поэта к жизни становится сложнее, противо-речивее. Его отталкивает сервилизм новой поэзии, ее злободнев-ность и целенаправленность. Он ощущает свою непохожесть, даже какое-то отщепенство от других, В стихотворении «Другу», по-священном Б. Пильняку, Пастернак не отделяет себя от социаль-ных преобразований страны и ее жизни, но осознает, что его поэтическое чувство направлено не на воспевание эпохи, строя-щей грядущее счастье миллионам и не обращающей внимания на отдельных людей сегодня:

Иль я не знаю, что в потемки тычась, Вовек не вышла б к свету темнота, И я — урод, и счастье сотен тысяч Не ближе мне пустого счастья ста? И разве я не мерюсь пятилеткой, Не падаю, не подымаюсь с ней? Но как мне быть с моей грудною клеткой И с тем, что всякой косности косней?..

Пастернак нигде открыто не пишет о своем неприятии вре-мени, но его голос не способен петь дифирамбы пятилеткам. Он не может отказаться от некоего нравственного поэтического за-кона, заставляющего его быть независимым от злободневности и мнений большинства.

В 1930-е годы эпоха так или иначе проникает в поэзию, окра-шивая самые субъективные ситуации в драматические тона. Яр-ким примером является стихотворение «Рояль дрожащий». Ис-тория непонимания и разрыва двух любящих всегда несет лич-ную драму. Здесь эта драма включается в контекст трагической эпохи:

Я не держу. Иди, благотвори. Ступай к другим. Уже написан Вертер, А в наши дни и воздух пахнет смертью: Открыть окно, что жилы отворить.

Герой сопоставляет свою драму с любовной драмой Вертера. Но гетевский Вертер уже написан, и другого убийства из-за любви не будет. Сейчас вершатся сотни убийств по другим причинам.

С 1940 г. начинается новый этап творчества Пастернака. Про-исходит обновление поэтического стиля: стих становится про-ще, доступнее, ориентируется на общее, понятное всем. Война принесла поэту чувство общности со всеми. Стихи наполняются гражданскими мотивами («Разведчики», «Смерть сапера», «Пре-следование»). Они вливаются в русло официальной поэзии, публикуются в «Правде». Предчувствием близкой победы пронизано стихотворение «Весна»: Материал с сайта

Весеннее дыханье родины Смывает след зимы с пространства, И черные от слез обводины С заплаканных очей славянства.

Послевоенные стихи представлены сборником «Когда разгу-ляется». Название его символично: «разгуляться» — проясниться после ненастья. Это прояснение общественного сознания после мрачной атмосферы времен сталинизма, это «оттепель», при-несшая глоток свежего воздуха свободы. В стихотворениях «Вес-на в лесу», «После вьюги», «За поворотом» передается ощуще-ние поворота истории, обновления жизни. Вместе с тем в сбор-нике очень много «зимних» стихов («Заморозки», «Первый снег», «Следы на снегу», «Снег идет»), где Пастернак через «природ-ную» метафору намекает, что зима не прошла бесследно. Со-стояние эпохи рисуется через движения природы и души, через приметы повседневности. Поэт не очень верил «оттепели», пред-чувствуя, что заморозки еще вернутся. В его судьбе этими «замо-розками» была история с романом «Доктор Живаго» («Я про-пал, как зверь в загоне…»).

Поэзия Пастернака лишена суетности, мелочности. Она об-ращена к вечности, общечеловеческим понятиям, к постиже-нию смысла творчества, искусства. Поэт стремится философски осмыслить бытие, узнать тайну жизни. Его кредо запечатлено в стихотворении «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»:

Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины.

Пастернак обращается к библейским темам и образам, не только подчеркивая их общечеловеческое значение, но и на-полняя современным содержанием. В «Стихотворениях Юрия Живаго» ставятся проблемы временного и вечного, выбора и предопределенности («Гефсиманский сад»), жизни и судьбы («Гамлет»).

Поэзия Пастернака, никогда впрямую не откликаясь на ак-туальные проблемы эпохи, была созвучна времени. Поэт был «вечности заложник у времени в плену».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • основные этапы творчества пастернака
  • послевоенное творчество б. пастернака
  • рецензия на стихотворение пастернака
  • отзыв о творчестве пастернака
  • сочинение жизнь и творчество в. л. пастернак

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) – заслуженный русский поэт и писатель, чьи произведения были удостоены почетного звания «русского и зарубежного литературного фонда». Его знаменитый роман «Доктор Живаго» сделал своего автора нобелевским лауреатом, а его переводы до сих пор пользуются большим спросом среди читателей. Жизнь и творчество этого человека — гордость всех наших соотечественников.

29 января 1890 года в Москве родился Борис Пастернак. Упомянем, что, помимо Бориса, в семье было еще 3 детей.

Семья Пастернака переехала в Москву из Одессы, что, кстати говоря, не сильно ударило по старым знакомствам творческих родителей. Отец был художником, чьи картины выкупала Третьяковская галерея. Стоит сказать, что в доме Пастернака частыми гостями были Лев Толстой, господин Рахманинов и, конечно, семья композитора Скрябина – именно с этого знакомства начинается литературный путь будущего писателя.

Юность и образование

Пастернак мечтал стать великим музыкантом, поэтому он начинает брать уроки у Скрябина. В 1901 году Борис поступил во второй класс гимназии, параллельно учась в Консерватории. В 1909 году Пастернак оканчивает гимназию с золотой медалью и поступает в МГУ на историко-филологический факультет (именно тогда Пастернак пишет свои первые стихи), а уже в 1912 поступает в Маргбургский университет в Германии, куда уезжает вместе с матерью.

Он решает бросить философию и посветить себя литературе, ссылаясь на полное отсутствие музыкального слуха. Как следствие, произошло окончание его музыкальной карьеры.

Творческий путь: сборники, кружки, история успеха

Первые стихотворения приходятся на период 1910-1912 годов, именно тогда его лирический герой вдохновляется высокими чувствами. Строки окутаны любовью, но далеко не все в личной жизни поэта было так «гладко». Впечатления от разрыва с любимой в Венеции он переносит в свои стихи. Именно тогда он начинает интересоваться такими течениями в литературе, как футуризм и символизм. Он понимает, что для расширения своего пути ему необходимы новые знакомства: он вступает в московский кружок «Лирика».

«Близнец в тучах» (1914) – первый сборник стихотворений Пастернака, следом вышел «Поверх барьеров» (1916). Однако именно книга «Сестра моя» (1922) сделала его знаменитым, после ее выхода он обручился с Евгенией Лурье.

Следом выходят книги «Темы и вариации», «Лейтенант Шмидт», «Девятьсот пятый год» — это являлось отголоском знакомства Пастернака с Маяковским и его вступлением в литературное объединение «Леф» в 1920-1927г. Бориса Пастернака начинают заслуженно считать лучшим советским поэтом, однако из-за его дружбы с Ахматовой и Мандельштамом он точно так же, как и они, попадает под «зоркий советский глаз».

В 1931 году Пастернак уезжает в Грузию, где пишет стихотворения, вошедшие в цикл «Волны»; в том же году он начинает переводить зарубежные книги, в число которых входит литература Гете и других знаменитых зарубежных писателей. Сразу после Великой Отечественной войны Пастернак пишет знаменитый роман «Доктор Живаго», который стал главным произведением в его творчестве. В 1955 году «Доктор Живаго» был дописан после долгих 10 лет.

Личная жизнь

В личных отношениях у поэта была настоящая путаница. Еще в юности он отдал свое сердце художнице Евгении Лурье, она же родила ему первенца. Однако женщина отличалась крепким и независимым нравом, часто ревновала мужа к многочисленным знакомствам. Яблоком раздора стала корреспонденция от Марины Цветаевой. Супруги развелись.

Потом завязались продолжительные отношения с Зинаидой Нейгауз, спокойной и уравновешенной женщиной, которая многое прощала мужу. Именно она подарила творцу безмятежную атмосферу родного очага. Однако вскоре в его жизни появляется редактор «Нового мира» — Ольга Ивинская. Она живет по соседству и вскоре становится музой автора. Он фактически живет на две семьи, и обе женщины делают вид, что ничего не происходит.

Для Ольги эти отношения стали роковыми: она получает 5 лет лагерей за знакомство с опальным поэтом. Пастернак чувствует вину и всячески помогает ее семье.

Травля и смерть

Власти всячески пытались выслать Пастернака из страны за «ложное освещение фактов» и «неправильное мировоззрение». Он был исключен из Союза писателей. И это сыграло свою роль: писатель отказался от награды и выразил свою горечь в стихотворении «Нобелевская премия».

В 1952 году он пережил инфаркт, дальнейшие годы протекали под игом болезни. В 1960 году не стало Бориса Пастернака.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Борис Пастернак (1890-1960)

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • основные темы и мотивы, особенности художественного мира и поэтики Б. Л. Пастернака;
  • основные этапы творчества поэта и его ведущие произведения;

уметь

  • воспринимать творчество Б. Л. Пастернака в контексте как отечественной литературы Серебряного века, так и советского периода; в его связях с традициями русской и мировой литературы и культуры, а также в его индивидуальных чертах;
  • определять своеобразие творческой манеры Б. Л. Пастернака, его влияние на современную ему поэзию;
  • анализировать лирику Б. Л. Пастернака; цикл "Стихотворения Юрия Живаго" как органическую часть романа "Доктор Живаго";

владеть

  • понятиями "лирический субъект", "метафора", "метонимия", "синекдоха";
  • навыками литературоведческого анализа лирического и эпического текста.

Крупнейший поэт XX в., прозаик, драматург, один из лучших отечественных переводчиков, лауреат Нобелевской премии (1958) "за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы", Борис Леонидович Пастернак – целое явление в русской культуре. Его творчество связало поэтические опыты Серебряного века с достижениями отечественной словесности советского периода 1920–950-х гг., стало ориентиром для нескольких поколений отечественных стихотворцев – от его ровесников-футуристов и молодых поэтов 1920–1930-х гг., учившихся у Пастернака поэтическому мастерству, до новой поросли молодых талантов, вошедших в литературу вместе с "оттепелью". Проходящая красной нитью через все творчество Пастернака идея единства мироздания, гармонической связи между миром природы, миром истории и творческим миром человека оказалась одной из самых востребованных в эпоху невиданных катаклизмов, кризиса гуманизма, утраты человеком чувства сопричастности окружающей действительности в ее природном и социальном проявлениях.

Творческая биография и художественный мир Б. Л. Пастернака

Семья будущего поэта была отнюдь не рядовой. Отец – Леонид Осипович – известный живописец, график, иллюстратор. Мать – Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка, ученица Рубинштейна, которая ради семьи вынуждена была оставить карьеру: кроме старшего сына Бориса, появившегося на свет в Москве 10 февраля (29 января по старому стилю) 1890 г., у нее было еще трое детей. В доме Пастернаков обычно царила теплая, творческая обстановка: среди друзей семьи были известные художники – Η. Н. Ге, В. А. Серов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, композитор А. Н. Скрябин. Доверительные отношения у Л. О. Пастернака установились с Л. Н. Толстым.

До 10–12 лет, по его собственному признанию, Пастернак рисовал. "Мог бы стать художником, если бы работал", – утверждал его отец , однако опытам сына в живописи никак не способствовал и не препятствовал, будучи уверен, что "если человеку дано, он и сам выберется" . Отец оказался прав: детские пробы в живописи вскоре сменились настоящей одержимостью музыкой. С осени 1903 г. под руководством Ю. Д. Энгеля, теоретика музыки и критика, Пастернак приступил к серьезным занятиям, готовясь к экзаменам в Московскую консерваторию. Опыты начинающего композитора одобрил сам А. Н. Скрябин (по словам Пастернака, "выслушал, поддержал, окрылил и благословил"), однако он не приветствовал склонность молодого человека к импровизациям, не считая их делом, достойным серьезного музыканта. Особое значение Скрябин придавал занятиям композицией, а также философской подкованности будущего композитора. Именно по совету своего кумира Пастернак перевелся с юридического факультета на философское отделение филологического факультета Московского университета (1909– 1913). Летом 1912 г. Пастернак посещал семинары основателя философской школы неокантианства Германа Когена и его ученика Пауля Наторпа в Марбурге (Германия), достигая на этом поприще заметных успехов. Однако, отклонив весьма лестное предложение Когена выбрать карьеру профессионального философа, он возвратился в Москву, чтобы сделать уже окончательный выбор в своей творческой судьбе.

Пастернак Борис Леонидович, биография которого представлена в этой статье, входит в число тех немногих мастеров слова, удостоенных одной из самых желанных наград - Нобелевской премии.

Биография поэта

Борис Пастернак, фото которого представлено в статье, родился в Москве в 1890 году. Семья поэта была творческой и интеллигентной. Мать - пианистка, отец был известным художником и академиком. Его работы получили высокую оценку, а некоторые были даже приобретены знаменитым меценатом Третьяковым для его музея. был дружен со Львом Николаевичем Толстым и был одним из любимых его иллюстраторов.

Кроме первенца Бориса, в семье впоследствии появилось еще трое детей - младший сын и две дочери.

Детские годы

Борис Леонидович Пастернак, стихи которого были еще не написаны, с самого рождения находился в удивительной творческой атмосфере. Дом его родителей был всегда гостеприимно распахнут для знаменитых гостей. Кроме Льва Толстого, здесь бывали композиторы Скрябин и Рахманинов, художники Левитан и Иванов, и многие другие творческие личности. Конечно, встречи с ними не могли не сказаться на Пастернаке. Самое большое влияние на него оказал Скрябин, под влиянием которого 13-летний Борис долгое время серьезно занимался музыкой и планировал стать композитором.

Учился Борис Пастернак (биография поэта содержит этот факт) отлично. Он окончил пятую московскую гимназию, в которой двумя классами ниже обучался Владимир Маяковский. Одновременно он учился на композиторском факультете Московской консерватории. Гимназию он окончил блестяще - с золотой медалью и высшими баллами по всем предметам.

Трудный выбор

Пастернак Борис Леонидович, биография которого впоследствии будет пополняться еще не одним фактом тяжелого выбора, после окончания учебы был вынужден принять первое, очень мучительное для него решение - оставить карьеру композитора. Он сам в своей биографии позже объяснил, что поступил так, поскольку не обладал абсолютным слухом. В характере будущего поэта уже тогда были заложены целеустремленность и огромная работоспособность. Если он начинал что-то, то доводил до полного совершенства. Поэтому, очень любя музыку, но понимая, что не сможет добиться в этой профессии необходимого для себя совершенства, Пастернак, по его словам, «вырвал» ее из себя.

В 1908-м он поступает в Московский университет, сначала на юридический факультет, но через год меняет решение и переводится на философское отделение. Как всегда, Пастернак блестяще учится и в 1912 году продолжает обучение в университете города Маргбурга. Ему прочили хорошую карьеру философа в Германии, но он внезапно решает посвятить себя не философии, а поэзии.

Начало творческого пути

Пробовать себя в поэзии он начал поздно, примерно в 1910 году. Стихотворения Бориса Пастернака того периода, по воспоминаниям коллеги поэта по совместной работе в поэтических кружках, совершенно детские по форме, пытались вместить в себя огромное содержание.

Посещение с семьей Венеции в 1912 году и отказ любимой девушки оказывают на Бориса сильное впечатление. Это находит выражение в его первых стихах того периода.

По возвращении в Москву он начинает участвовать в литературных кружках «Мусагет» и «Лирика», выступая со своими стихами. В эти годы его привлекают такие течения в поэзии, как футуризм и символизм, но позднее он предпочитает не входить ни в одно литературное объединение, а быть независимым.

1913-1914 годы были для Пастернака богатыми на события в творческой жизни. Сначала были опубликованы несколько его стихотворений, а в 1914 году выходит первый сборник «Близнец в тучах». Но все это он считает пока только пробой пера, так как недоволен качеством своих произведений. В этом же году состоялось его знакомство с Владимиром Маяковским. Пастернак как поэт подпадает под его влияние.

Рождение поэта

Процесс творчества - вещь совершенно необъяснимая. Кто-то творит легко, словно забавляясь, другой тщательно оттачивает каждую фразу, добиваясь совершенства. К последним принадлежал и Борис Пастернак. Поэзия для него - это не только великий дар, но и тяжелая работа. Поэтому только вышедший в 1922 году сборник «Сестра моя - жизнь» он считает началом своей литературной деятельности. Стихотворения Бориса Пастернака, вошедшие в него, были написаны еще летом 1917 года.

Плодотворные 1920-е годы

Начало 1920-х годов было отмечено несколькими важными событиями. В 1921 году родители поэта эмигрируют в Германию, а в 1922 Борис Пастернак, биография которого содержит много интересных фактов, женится на Евгении Владимировне Лурье. Через год у них рождается сын Женя.

Творчество Бориса Пастернака в эти годы плодотворно - в 1923 году появляется сборник «Темы и вариации» и две знаменитые поэмы - «Лейтенант Шмидт» и «Девятьсот пятый год». Они стали литературным событием тех лет и получили высокую оценку Максима Горького.

Начало 1930-х годов - время признания Пастернака властью. Его произведения переиздаются ежегодно, сам поэт в 1934 году выступает с речью на первом съезде Союза писателей. Его фактически называют лучшим поэтом страны. Но власть не забывает того, что поэт имел смелость заступиться за арестованных родных поэтессы Анны Ахматовой, защищал Мандельштама и Гумилева. Такого она не прощает никому. Не избежал этой участи и Борис Пастернак. Краткая биография поэта говорит о том, что к 1936-му году его фактически устраняют из официальной литературной жизни страны, обвиняя в неправильном мировоззрении и отстраненности от жизни.

Переводы Пастернака

Так получилось, что Пастернак как переводчик известен ничуть не меньше, чем как поэт. Его называют одним из лучших мастеров поэтического перевода. Кто, как не он, прекрасный поэт, смог бы лучше других прочувствовать произведение другого творца?

Из-за негативного отношения властей в конце 1930-х годов поэт остается без заработка. Его произведения уже не переиздаются, денег катастрофически не хватает, и Пастернак обращается к переводам. В отношении их у поэта была своя концепция. Он считал, что перевод - такое же самостоятельное что и оригинал. И здесь к работе он подходил со всей своей дотошностью, желанием сделать все идеально.

Борис Леонидович Пастернак, стихи и переводы которого вошли в золотой фонд русской и зарубежной литературы, начал заниматься переводами еще в 1918 году. Тогда он занимался в основном творчеством немецких поэтов. Основная его работа началась в 1936 году. Он уезжает на дачу в Переделкино и упорно трудится над переводами Шекспира, Гете, Байрона, Рильке, Китса, Варлена. Сейчас его труд ценится на равных с оригиналами произведений.

Для Пастернака переводы - это не только возможность прокормить семью, но и своеобразный способ реализовать себя как поэта в условиях травли и отказа печатать его произведения. Борису Пастернаку мы обязаны великолепными переводами Шекспира, которые уже давно считаются классическими.

Военные и послевоенные годы

Травма, полученная писателем в детстве, не позволяла ему мобилизоваться на фронт в годы Отечественной войны. Но и оставаться в стороне он тоже не мог. Закончив военные курсы, он отправляется на фронт корреспондентом. По возвращении домой, в Переделкино, он создает цикл патриотических стихотворений.

Годы после войны - время напряженного труда. Пастернак много переводит, поскольку это остается его единственным заработком. Стихов в послевоенные годы он пишет мало - все его время занимают переводы и работа над новым романом.

На эти годы приходится и еще одна титаническая работа поэта - перевод «Фауста» Гете.

«Доктор Живаго» - вершина творения и любимое произведение поэта

Эта книга была самым важным и любимым произведением поэта. Целых десять лет шел к ней Борис Пастернак. «Доктор Живаго» - во многом автобиографичный роман.

Начало работы - 1945 год. В это время прототипом главного женского образа романа была жена писателя Зинаида Нейгауз. После появления в жизни Пастернака которая стала его новой музой, работа над рукописью пошла быстрее.

Этот роман - главное и любимое детище поэта, создавался долго - 10 лет. Это фактически автобиография самого писателя, правдивый рассказ о событиях в стране, начиная с начала века и заканчивая страшной войной. За эту честность «Доктор Живаго» и был категорически отвергнут властью, а Борис Пастернак, биография которого хранит события этого тяжелого периода, был подвергнут настоящей травле.

Сложно представить, как тяжело было выносить всеобщее порицание, особенно со стороны коллег.

В Советском Союзе в издании книги было отказано из-за неоднозначного взгляда писателя на Октябрьскую революцию. Роман оценили только за границей. Его удалось издать в Италии. В 1957 году «Доктор Живаго» Пастернака увидел свет и мгновенно стал сенсацией. Это произведение на Западе получило самые восторженные отзывы.

1958 год - дата удивительная. Присуждение Нобелевской премии - это для поэта и величайшая радость от высокого признания его таланта мировым сообществом, и настоящее горе из-за возобновившейся с новой силой травли. Его предлагали в наказание выслать из страны, на что поэт отвечал, что мыслить себя без Родины он не может. Всю горечь того периода Пастернак емко и жестко описал в стихотворении «Нобелевская премия», написанном в 1959 году. От награды ему пришлось отказаться, а за этот стих, опубликованный за границей, он чуть не был обвинен по статье «измена Родине». Спасло то, что публикация произошла без согласия Пастернака.

Борис Пастернак - короткие стихи поэта

Если говорить о раннем творчестве поэта, в нем сильно чувствуется влияние символизма. Очень сложные рифмы, непонятные образы и сравнения характерны для этого периода. Резко меняется стиль Пастернака в военные годы. Стихи словно приобретают легкость и простоту прочтения. Они легко и быстро запоминаются, и их приятно просто читать подряд. Особенно это касается коротких стихотворений поэта, таких, как «Хмель», «Ветер», «Март», «Гамлет». Гений Пастернака заключается в том, что даже в самых маленьких его стихах заключен огромный философский смысл.

Борис Пастернак. Анализ стихотворения «Июль»

Стихотворение относится к позднему периоду творчества поэта. Оно было написано в 1956 году, когда Пастернак отдыхал летом на даче в Переделкино. Если в ранние годы он писал элегантные стихи, то позднее в них появляется социальная направленность и любимая тема поэта - понимание неразрывности мира природы и человека.

«Июль» - яркий пример пейзажной лирики. Название произведения и его тема полностью совпадают. Какую главную идею хотел донести до читателя Борис Пастернак? Июль - один из самых красивых летних месяцев, вызывающих искреннее восхищение автора. И его легкость, свежесть и очарование он хочет описать.

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть создает атмосферу загадочности - кто тот гость, проникший в дом? Домовой, привидение, призрак, который вбегает, резвится и крадется?

Во второй части секрет таинственного гостя раскрыт - это озорник-июль, месяц середины лета. Поэт очеловечивает июль, используя для этого олицетворения: домовой, нечесаный растрепа, жилец приезжий.

Особенностью стихотворения является использование автором ярких зрительных образов: июль «срывает скатерть со стола», «вбегает в вихре сквозняка».

Личная жизнь поэта

Борис Пастернак, биография которого не может быть полной без рассказа о его семье, был женат дважды. Как живущая эмоциями, он был увлекающимся человеком. Не настолько, чтобы опускаться до банальных измен, но и остаться верным одной любимой женщине он не смог.

Первой женой поэта стала очаровательная Евгения Лурье, молодая художница. Они познакомились в 1921 году, и эту встречу поэт считал для себя символической. В это время Пастернак закончил работу над повестью «Детство Люверс», героиню которой звали Евгения, и словно увидел в девушке ее образ.

Евгения стала настоящей музей поэта. Утонченная, нежная, деликатная и одновременно целеустремленная и самостоятельная, она вызывала у него необыкновенный душевный подъем. В первые годы брака Борис Пастернак был, наверное, впервые счастлив. Сначала сильная влюбленность сглаживала все трудности, но постепенно тяжелая жизнь нищих 20-х годов стала все сильнее вмешиваться в семейное счастье. Евгения не была идеальной женой, она тоже хотела реализовать себя как художник, и многие семейные заботы Пастернаку пришлось взять на себя.

В 1926 году между ним и Мариной Цветаевой начинается долгая переписка, которая буквально сводит с ума ревнивую жену поэта. Она не выдерживает и уезжает к родителям Пастернака в Германию. В конце концов она решает отказаться от желания реализовать себя как художник и посвящает свою жизнь заботам о муже. Но поэт к этому времени уже знакомится со своей второй будущей женой - Зинаидой Нейгауз. Ему уже сорок, ей - 32 года, она замужем и растит двоих мальчиков.

Нейгауз оказывается полной противоположностью Евгении Лурье. Она полностью посвятила себя семье, была очень хозяйственной. В ней не было той утонченности, что была присуща первой жене поэта. Но Пастернак с первого взгляда влюбился в эту женщину. То, что она замужем и имеет детей, его не останавливало. Теперь свою жизнь он видел только с ней.

В 1932 году он развелся с Евгенией и женился на Зинаиде. Расставшись с первой женой, он все годы, до своей смерти, помогал ей и сыну и поддерживал отношения.

Со второй женой Пастернак был тоже счастлив. Заботливая, хозяйственная, она старалась обеспечить ему комфорт и покой и тоже была для поэта музой. Во втором браке родился сын Леонид.

Семейное счастье продлилось, как и в первом браке, чуть больше 10 лет. Пастернак все чаще стал задерживаться на даче в Переделкино и все больше отдалялся от жены. Однажды в редакции журнала «Новый мир» он встретил работавшую там редактором Ольгу Ивинскую. Она стала последней музой поэта.

Несколько раз они пытались расстаться, поскольку оставлять жену Пастернак не хотел, она много значила для него, и поэт не мог себе позволить так жестоко поступить с ней.

В 1949 году Ивинскую арестовали и отправили в лагеря на 5 лет за связь с Борисом Пастернаком. И он все эти годы опекал ее пожилую мать и детей, обеспечивая деньгами. Даром это тяжелое время не прошло - в 1952 году поэт попадает в больницу с инфарктом.

После возвращения Ольга стала неофициальным секретарем Пастернака - она ведет все его дела, общается от его имени с редакциями, занимается перепечаткой его произведений. До конца жизни поэта они уже не расставались.

Последние годы

Нет сомнения, что именно развернувшаяся вокруг поэта травля сильно подкосила его здоровье. Перенесенный в 1952 году инфаркт тоже дал о себе знать.

Весной, в начале апреля 1960 года, Пастернак слег от тяжелой болезни. Никто не предполагал, что у него рак, который уже пустил метастазы в желудок. В начале мая поэт понимает, что болезнь смертельна, и он не поправится. 30 мая Борис Пастернак умирает. Все это время у его постели была его жена Зинаида, которая переживет мужа на 6 лет и скончается от той же болезни. Поэт и вся его семья похоронены на кладбище в Переделкино.

Творчество замечательного русского поэта, писателя и переводчика Бориса Пастернака навсегда вошло в мировую литературу. Его особенность как поэта - живописный выразительный стиль и удивительная образность стихов.

Жизнь и творчество Пастернака кратко изложены в этой статье.

Пастернак биография краткая

Русский писатель, один из крупнейших поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).

Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 в Москве, в семье академика живописи Л. О. Пастернака. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, рос он в творческой атмосфере.

В 1903 году юноша упал с лошади и сломал ногу. Из-за этого Пастернак на всю жизнь остался хромым, хотя и скрывал как мог своё увечье.

Борис становится учеником Пятой Московской гимназии в 1905 году. Он продолжает заниматься музыкой и пробует писать произведения сам. Помимо этого будущий поэт занимается живописью.

В 1908 году Борис Леонидович становится студентом Московского университета. Он учится на философском отделении. Первые робкие стихотворные опыты пришлись на 1909 год, но тогда Пастернак не придавал им значения. После выпуска примкнул к «Мусагетам», затем к футуристическому объединению «Центрифуга». После революции лишь поддерживал связь с «ЛЕФом», однако сам больше ни в какие кружки не вступал.

Первый сборник выходит в 1916 году и называется «Поверх барьеров».

В 1921 году семья Бориса Леонидовича эмигрирует в Берлин. После этого поэт активно поддерживает связь со всеми покинувшими страну творческими деятелями. Год спустя он женится на Евгении Лурье. У них родился сын Евгений. Тогда же выходит книга стихов «Сестра моя – жизнь». В двадцатые годы вышел ещё ряд сборников, появляются первые опыты в прозе.

Следующее десятилетие посвящено работе над автобиографическими очерками «Охранная грамота». Именно в тридцатые годы Пастернак получает признание. В середине десятилетия появляется книга «Второе рождение», в которой Борис Леонидович пробует писать в духе советской эпохи.

В 1932 году разводится с Лурье и женится на Зинаиде Нейгауз. Спустя пять лет у пары рождается сын, названный в честь дедушки Леонидом.

Изначально отношение советской власти и в частности Иосифа Сталина к поэту было благосклонным. Пастернаку удалось добиться освобождения из тюрьмы Николая и Льва Гумилёвых (муж и сын Ахматовой). Он также отправляет вождю сборник стихотворений и посвящает ему два произведения.

Однако ближе к сороковым советская власть меняет своё расположение.

В сороковых годах переводит зарубежную классику – произведения Шекспира, Гёте и других. Этим и зарабатывает на жизнь.

Вершина творчества Пастернака – роман «Доктор Живаго» — создавался десять лет, с 1945 по 1955. Однако родина запретила печатать роман, поэтому «Доктор Живаго» был опубликован заграницей – в Италии в 1957 году. Это привело к осуждению писателя в СССР, исключению из Союза писателей и последующей травле.

1958 — Пастернак получил за «Доктора Живаго» Нобелевскую премию. Травля стала причиной нервного расстройства поэта, которое в итоге привело к раку лёгких и смерти. Борис Леонидович так и не успел дописать пьесу «Слепая красавица».

Умер Пастернак у себя дома, в постели, с которой уже давно не поднимался, в 1960 году, 30 мая .

Современники описывают Пастернака как человека скромного, по-детски доверчивого и наивного. Его отличала грамотная, правильно поставленная речь, богатая интересными оборотами и афоризмами.