«Сочинение по рассказу Астафьева «Конь с розовой гривой. Конь с розовой гривой

6f4922f45568161a8cdf4ad2299f6d23

Повествование в рассказе ведется от первого лица. Автор вспоминает случай из своей жизни, который произошел, когда он был еще мальчиком. Жил он тогда с бабушкой в селе. Однажды бабушка отправила его в лес за земляникой, пообещав, что если он наберет полный туесок ягод, то она привезет ему из города пряник в виде коня с розовой гривой. О таком прянике мечтали все мальчишки в деревне, и конечно же, автор решил без ягод из леса не возвращаться.

В лес он пошел вместе с ребятишками соседа – Левонтия. Соседи жили бедно, у них было много детей, а вот зарплаты хозяина постоянно не хватало. В день зарплаты жена соседа бегала по всему селу, возвращая долги, а спустя несколько дней уже снова бежала занимать. Но когда Левонтий получал зарплату, в доме царило веселье и начинался «пир горой».

Когда герой уже набрал несколько стаканов земляники, между детьми Левонтия завязалась драка – старший сын заметил, что остальные не собирают землянику, а едят ее. Во время драки они рассыпали и ту землянику, которую уже успели собрать, а потом решили отправится на речку. И тут они заметили, что у героя еще осталась земляника, тут же подговорив и его съесть все ягоды, что он и сделал.

Только вечером герой вспомнил о том, что так и не набрал ягод. Представив, что ему скажет бабушка, он не знал, что ему делать. И тут соседский мальчик Санька посоветовал ему набрать в туесок травы, а сверху присыпать ее земляникой – по виду можно подумать, что туесок полон ягод. Так он и сделал. Принес туесок бабушке, которая его похвалила. Проверять ягоды она не стала, чтобы не помять их – решила утром везти туесок в город, чтобы продать там ягоды. Выйдя на улицу, герой вновь встретил Саньку, которому и рассказал о том, что обман удался. За свое молчание Санька потребовал калачи, которые герой и утащил из дома. Ночью он долго не мог заснуть, вспоминая о том, как обманул бабушку. Утром он проснулся с твердым намерением тут же все рассказать, но опоздал – бабушка уже уехала в город.

Отправившись на реку с Санькой, герой увидел, как бабушка возвращается домой в лодке и грозит ему кулаком. Домой он вернулся только вечером, и тут же юркнул в кладовку, чтобы не встречаться с бабушкой. Он лежал в кладовке и вспоминал маму, которая утонула в реке, возвращаясь на лодке из города, где тоже продавала ягоды. Утром приехал дед, который велел герою попросить прощения у бабушки. Та его, конечно, долго ругала, но в конце концов, простила, и потом даже рассказывала всем соседям о том, что он вытворил. А пряник – коня с розовой гривой - она ему в городе все же купила.

Тётка Апроня хлопотала у стола. И пока переодевались и переобувались дедушка и Кольча-младший, на столе уже всё готово. Кольча-младший полез было за кисетом, да бабушка заворчала на него:

– Хватит табачище-то жрать натощак. За стол ступайте, а потом уж жгите зелье клятое сколь влезет!

Мы уже за столом. В переднем углу оставили место только деду. Это место свято, и никто не имеет права его занимать. Кольча-младший глянул на нас, рассмеялся:

– Видали? Работнички-то уж начеку!

Все со смехом усаживались, гремели табуретками и скамьями. Исчез только дед. Он возился на кухне, и нетерпение наше возрастало с минуты на минуту. Ох уж медлительный у нас дед! И говорит он пять или десять слов за день. Всё остальное за него обязана говорить бабушка. Так уж у них повелось издавна.

Вот и дедушка. В руках у него холщовый мешочек. Он медленно запустил в него руку, а мы с Алёшкой напряжённо подались вперёд и не дышим. Наконец дедушка достал обломок белого калача и с улыбкой положил перед нами:

– Это вам от зайца.

Мы схватили калач. Он мёрзлый, как камень. Мы по очереди пытались откусить от него хоть маленько. Я показал Алёшке пальцами уши над головой, и он расплылся в улыбке: он понял – это от зайца.

– А это от лисы! – подал нам дедушка наливную, зарыжевшую от печной жары шаньгу.

Кажется, наступила вершина наших чувств и восторгов, но это ещё не всё. Дедушка снова пошарил рукою в мешочке и долго-долго не вынимал подарок. Он тихо улыбался в бороду и хитровато поглядывал на нас.

А мы уж и без того готовы. У меня сердчишко остановилось было, а потом затрепыхалось, затрепыхалось и в глазах уже рябило от напряжения. А дед томит. Ох томит! "Ну, дедушка! – хотелось крикнуть мне. – Чего ж у тебя там ещё, чего?" И тут дед вынул из мешочка кусок варёного стылого мяса, облепленного крошками, и торжественно протянул его нам.

– А это уж от самого Мишки! Он там сено наше караулил.

От медведя! – вскочил я. – Алёшка, это от медведя! Бу-бу-бу! – показал я ему и надул щёки, насупил брови. Алёшка понял меня, захлопал в ладоши. У нас одинаковое представление о медведе.

Ломаем зубы, грызём мёрзлый калач, шаньгу, мясо, оттаиваем лесные подарки языком, ртом, дыханием. Все дружелюбно поглядывают на нас, подшучивают и вспоминают своё детство. И только бабушка не сердито выговаривает деду:

– Потеху отдал бы потом… Останутся ребятишки без ужина.

Да, конечно, мы так и не поели. С замусоленным огрызком калача и плиточкой шаньги залезли на полати. На печке сегодня спит дедушка – он с холода. Я держал в руке холодный, постепенно раскисающий кусочек калача, Алёшка – кружок шаньги.

Нам снились в эту ночь диво-дивные сны.

Конь с розовой гривой

Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними.

– Наберёшь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

– Конём, баба?

– Конём, конём.

Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.

Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник – совсем другое дело. Пряник можно засунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял! – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь-огонь!..

С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе и так и этак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его.

Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива.

Левонтий, сосед наш, работал на бадогах вместе с Мишкой Коршуковым. Левонтий заготавливал лес на бадоги, пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив села по другую сторону Енисея.

Один раз в десять дней, а может, и в пятнадцать, я точно не помню, Левонтий получал деньги, и тогда в доме Левонтьевых, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой.

Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывала тогда не только левонтьевский дом, но и всех соседей. Ранним ещё утром к бабушке забегала Левонтьиха, тётка Васеня, запыхавшаяся, загнанная, с зажатыми в горсти рублями.

– Да постой ты, чумовая! – окликала ее бабушка. – Сосчитать ведь надо!

Тётка Васеня покорно возвращалась, и пока бабушка считала деньги, она перебирала босыми ногами, ровно горячий конь, готовый рвануть, как только приотпустят вожжи.

Бабушка считала обстоятельно и долго, разглаживая каждый рубль. Сколько я помню, больше семи или десяти рублей из "запасу" на чёрный день бабушка никогда Левонтьихе не давала, потому как весь этот "запас", кажется, состоял из десятки. Но и при такой малой сумме заполошная Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, а то и на тройку.

– Ты как с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое! – напускалась бабушка на соседку. – Мне рупь! Другому рупь! Это что же получится?

Но Васеня опять юбкой вихрь взмётывала и укатывалась:

– Передала ведь!

Бабушка ещё долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, била себя руками по бёдрам, плевалась, а я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседский дом.

Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами – ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни.

Весною левонтьевское семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой всё это постепенно исчезало в утробе русской печки, раскорячившейся посреди избы.

Танька левонтьевская так говаривала, шумя беззубым ртом, обо всём ихнем заведенье:

– Зато как папа шурунет нас – бегишь и не запнёшша!

Сам дядя Левонтий в тёплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, и в бязевой рубахе вовсе без пуговиц. Садился на истюканный топором чурбак, изображавший крыльцо, курил, смотрел, и если моя бабушка корила его в окно за безделье, перечисляла работу, которую он должен был, по её разумению, сделать в доме и вокруг дома, дядя Левонтий только благодушно почёсывался:

– Я, Петровна, слободу люблю! – И обводил рукою вокруг себя: – Хорошо! Как на море! Ништо глаз не угнетат!

Дядя Левонтий плавал когда-то по морям, любил море, а я любил его. Главная цель моей жизни была – прорваться в дом Левонтия после его получки. Сделать это не так-то просто. Бабушка знает все мои повадки.

– Нечего куски выглядывать! – гремела она. – Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане – вошь на аркане.

Но если мне удаётся ушмыгнуть из дома и попасть к левонтьевским, то уж всё: тут уж я окружён бываю редкостным вниманием, тут мне полный праздник.

– Выдь отсюдова! – строго приказывал пьяненький дядя Левонтий кому-нибудь из своих парнишек. И пока кто-либо из них неохотно вылезал из-за стола, пояснял детям это действие уже обмякшим голосом: – Он сирота, а вы всё ж при родителях! – И, жалостно глянув на меня, тут же взрёвывал: – Мать-то ты хоть помнишь? – Я утвердительно кивал головой, и тогда дядя Левонтий горестно облокачивался на руку, кулачищем растирал по лицу слёзы, вспоминал: – Бадоги с ней по одним год кололи-и-и! – И совсем уж разрыдавшись: – Когда ни придёшь… ночь, полночь… "Пропа… пропащая ты голова, Левонтий!" – скажет и… опохмели-и-ит…

Тут тётка Васеня, ребятишки дяди Левонтия и я вместе с ними ударялись в рёв, и до того становилось жалостно в избе, и такая доброта охватывала людей, что всё-всё высыпалось и вываливалось на стол, и все наперебой угощали меня и сами ели уж через силу.

Поздно вечером либо совсем уж ночью дядя Левонтий задавал один и тот же вопрос: "Что такое жисть?!", после чего я хватал пряники, конфеты, ребятишки левонтьевские тоже хватали что попало под руки и разбегались кто куда. Последней ходу задавала Васеня. И бабушка моя "привечала" её до утра. Левонтий бил остатки стёкол в окнах, ругался, гремел, плакал.

На следующее утро он осколками стеклил окна, ремонтировал скамейки, стол, затем, полный мрака и раскаяния, отправлялся на работу. Тётка Васеня дня через три-четыре опять ходила по соседям и уже не взмётывала юбкою вихрь. Она снова занимала денег, муки, картошек – чего придётся.

Вот с ребятишками-то дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник. Ребятишки несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку, берестяные туески, а у одного парнишки был ковшик без ручки. Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали. Оставили всего несколько пёрышек на свистульки. В обкусанные перья они пищали всю дорогу, и под музыку мы скоро пришли в лес, на каменистый увал.

Сочинение

Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают «в жадности».

Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество - он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. И она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой.

Но потом возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку…» И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой».

В своем рассказе автор говорит об ответственности человека за свои поступки, о лжи и мужестве признать свою неправоту. Каждый человек, даже маленький ребенок, несет ответственность за свои действия и слова. Маленький герой рассказа пообещал бабушке собрать ягод, значит, должен был выполнить свое обещание. Главный герой рассказа просто не осознает всей необходимости держать свое слово перед бабушкой. И страх наказания заставляет его решиться на обман. Но этот обман больно отдается в сердце мальчика. Он понимает, что все вокруг вправе его осудить. Он не только не сдержал слово, данное бабушке, но и заставил ее краснеть из-за его обмана.

Для того чтобы ребенок запомнил эту историю как следует, бабушка и дает ему коня с розовой гривой. Ребенку и так стыдно, а тут еще этот чудесный пряничный конь. Конечно, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.

Детство и юность В. П. Астафьева. «Конь с розовой гривой»

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка недалеко от Красноярска. В 1931 году его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в заполярный порт Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском.

Осенью 1942 года Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий, работал слесарем, литейщиком, грузчиком. В 1951 году стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 году.
Астафьев написал много повестей и романов для взрослых. Но особенную радость доставляла писателю работа для детей. Один из первых его детских рассказов — «Васюткино озеро». Детские рассказы составили известный сборник «Конь с розовой гривой».
Вспомните, кто из известных вам писателей, так же как Астафьев, сменил много профессий, пока не начал писать. Помогло это или помешало творческому становлению писателя?
Вот слова Астафьева, которые вы читали в учебнике 5 класса: «...Масса встреч, масса впечатлений, множество событий, разных, приятных и неприятных, — все это откладывалось, где-то накапливалось потихоньку, пока не попросилось наружу».
Почему даже маленькое, незначительное событие, рассказанное хорошим писателем, вызывает интерес?
Дело не только в самом событии, но и в том, как осмыслил его автор, с какой стороны сумел нам показать его.

II. «Конь с розовой гривой»
Выразительное чтение

«Яркость и самобытность героев», «Особенности использования народной речи», «Речевая характеристика героя». Понимание позиции автора-повествователя в рассказе также зависит от того, насколько выразительно и артистично будет прочитан учителем этот рассказ, насколько будут выделены реплики бабушки, Саньки Левонтьева и поданы различные интонации рассказчика.

— Что удивило вас в этом рассказе? Какие вопросы вам хотелось бы обсудить на уроке?
Почему бабушка все-таки купила внуку пряник конем?

Домашнее задание
Перечитать рассказ самостоятельно. Подготовить ответы на 1—3 вопросы учебника и выполнить письменно 3-е задание рубрики «Будьте внимательны к слову».
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение эпизода «Поход за ягодами на увал» со слов «Вот с ребятишками дяди Левонтия...» до слов «...получилось земляники даже с «копной».

Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Особенности использования народной речи. Истинная и ложная любовь. Эпизод «Поход за ягодами на увал». Автор и рассказчик в произведении. Речевая характеристика героев

I. Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Особенности использования народной речи. Истинная и ложная любовь

В какое время и где происходят события рассказа? Вспомните приметы этого времени.
События рассказа происходят в сибирской деревне до начала Великой Отечественной войны. Приметы этого времени — голодная жизнь, единоличное хозяйство, отсутствие автомобилей и хороших дорог, редкие поездки в город на лодке. Характерные приметы места — Енисей, увалы, тайга рядом с деревней.
От чьего лица ведется повествование?
Во всем сборнике «Конь с розовой гривой» повествование ведется от имени семилетнего мальчика, которого зовут Митя.


Словарная работа
— Какие слова вам показались необычными?

Диалéкт — местное наречие, говор.
Диалектúзмы — слова или обороты речи из какого-нибудь диалекта, употребленные в литературном языке.
Необычными показались слова, которые обозначают предметы или явления, характерные для того места и времени, о котором рассказывает писатель, например: увал, туесок, бадога, супротив села, заполошная, шурунет, шаньга, заимка, поскотина. Значения этих слов даны в сносках.
Увáл — пологий холм, имеющий значительную протяженность.
Туесóк — берестяная корзинка с тугой крышкой.
Бадога — длинные поленья.
Заполóшная — суетливая.
Шáньга — булочка с творогом, ватрушка.
Заúмка — земельный участок вдали от села, освоенный (вспаханный) его владельцем.
Поскóтина — пастбище, выгон.
Яр — крутой край оврага.

Хорошо, если вы отметили не только те слова, что даны в сносках, но и другие, например: малой, старшой, потатчик, спокинул, «сбодали», «привечала»; в речи дяди Левонтия — «слободу люблю», «Ничто глаз не угнетат!».
Автор использует диалектизмы для того, чтобы точно передать картину жизни довоенного сибирского села, чтобы погрузить читателей в атмосферу этой жизни.

Беседа
Говоря о жизни села, Астафьев противопоставляет два мира, два образа жизни: образ жизни коренных сибиряков, крестьян и хороших хозяев, и образ жизни семьи Левонтьевых, глава которой — пролетарий, работающий не на земле, а на известковом заводе, «красные жерла» печей которого полыхали «по ту сторону реки».
Описание дома Левонтьевых автор дает концентрированно, описание же дома бабушки Катерины Петровны дается постепенно на протяжении всего рассказа, поэтому не сразу можно уловить это противопоставление.
Расскажите о семье Левонтия. Чем она отличалась от других семей?
— «Сам дядя Левонтий в теплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, и в бязевой рубахе вовсе без пуговиц».Какая деталь в этой фразе обращает на себя внимание читателя? Какое отношение к Левонтию передает автор с помощью этой детали?
Какое чувство передает нам автор, называя детей Левонтия «левонтьевские орлы».
Семья Левонтия отличалась от семей хозяйственных и серьезных сибиряков своей беспорядочной жизнью. Левонтий не крестьянствовал, как дедушка мальчика, а был рабочим, заготавливал бадога для завода. Он пьянствовал после получки, безрассудно тратил деньги и, напившись, бил жену и детей, которые убегали и прятались по соседям. Левонтий не заботился о воспитании детей, они росли, как беспризорники, и питались как придется.
Найдите в тексте отрывок, рисующий дом дяди Левонтия. Прочитайте его. Какие детали говорят о неустроенности жизни этой семьи?
Описание дома Левонтия оставляет у читателя впечатление безалаберности и абсурда. С одной стороны, вроде бы хорошо, когда ничего не мешает смотреть на свет белый, но, с другой стороны, дом, который не имеет ни наличников, ни ставен, ни даже сеней, не назовешь уютным домом, в нем не захочется жить. О неустроенности семьи Левонтьевых говорят отсутствие самых необходимых в деревенском быту деталей дома, «кое-как застекленные окна», описание печки, «раскорячившейся посреди избы», и рассказ о том, как семейство ковыряло весной землю вокруг дома, возводило изгородь и зимой сжигало эту изгородь в печке, потому что в запасе не было дров.
Какую пословицу употребляет бабушка, когда говорит о семье Левонтьевых?
Бабушка рассказчика говорит о Левонтьевых пословицей: «...у них самих в кармане — вошь на аркане».
О чем говорит фраза: «У кого-то левонтьевские „сбодали“ жердь...»?
Одна из главных проблем рассказа — различение истинной и ложной любви.
Рассказчик — мальчик, который повествует о своей жизни; автор — зрелый человек, который не дает прямых оценок, но с помощью расстановки фактов дает нам понять истинную суть событий. На протяжении разбора рассказа будем учиться различать эти два образа .
Рассказчик говорит: «Дядя Левонтий плавал когда-то по морям, любил море, а я любил его». Детские интонации мы слышим в словах: «Моя мать утонула. Чего хорошего? Я нынче сирота. Несчастный человек, и пожалеть меня некому. Левонтий только пьяный жалеет, и все. А бабушка только кричит да нет-нет и поддаст — у нее не задержится». Мы видим, что мальчику кажется, будто бабушка не любит его, а дядя Левонтий любит.
Так ли это на самом деле? Что хочет сказать нам автор?
Можно ли назвать пьяные слезы дяди Левонтия проявлением любви к мальчику?
Были ли в вашей жизни такие ситуации, когда вам казалось, что вас не любят, а потом вы поняли, что это совсем не так?

II. Эпизод «Поход за ягодами на увал». Автор и рассказчик в произведении. Речевая характеристика героев
Беседа

Эпизод «Поход за ягодами на увал» является ключевым в произведении.
Вернемся к абзацу: «Вот с ребятишками дяди Левонтия... мы скоро пришли в лес, на каменистый увал».
— Найдите глаголы в этом отрывке. Выпишите их в тетрадь.
* Бросали, барахтались, принимались драться, плакали, дразнились, заскочили, не поспело, напластали, наелись, побросали, оставили, пищали, пришли.
— Как вы понимаете значение выражения «напластали беремя луку-батуна»?
Что это означает «нарвали луку в подол рубахи».
— Как эти глаголы характеризуют «левонтьевских орлов»?
Писателю потребовалось так много глаголов, чтобы передать большое количество беспорядочных действий.
— Перечислите кратко события этого похода на увал .
С утра дети пошли на увал брать ягоду. Сначала они собирали молча, но потом им это надоело, они стали дразниться, драться, съели все ягоды. Затем брызгались в речке, ловили подкаменщика, потом растерзали его на берегу. Подбили стрижа и похоронили его в гальке, скоро забыв о птичке. Затем они забегали в устье холодной пещеры, хвастались друг перед другом. Санька пугал своих братьев и сестер. Затем левонтьевские ушли домой, а мальчика оставили одного в тайге и без ягод, зная, что его дома накажут.
— Почему Митя высыпал ягоды в траву? Какие чувства он испытал при этом? Проследите по тексту.
«— А хочешь, я все ягоды съем? — сказал я это и сразу покаялся: понял, что попал на уду».
«— Мне слабо? Хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. — Мне слабо? — повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву...»
«Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой. Все равно уж теперь».
— Почему автор пишет: «Навалилась левонтьевская орда...»? Какое отношение он передает к детям дяди Левонтия этими словами?
— Что заставило мальчика говорить: «Я еще у бабушки калач украду!»?
— Кто рассказывает нам об этом дне: рассказчик или взрослый человек? Кто мог бы сказать фразу: «Так интересно и весело провели мы день...»? Как вы думаете, как относится к событиям этого дня автор?
От имени мальчика автор пишет, что дети провели день «интересно и весело». Но сам автор не считает, что день, когда не было сделано ни одного полезного дела, когда «за некрасивый вид» растерзали рыбину, пуляли камнями в птиц и подшибли стрижа, можно назвать веселым. От имени рассказчика автор называет этот день веселым, но таким образом призывает читателей подумать, так ли это.
— Кому из левонтьевских ребятишек автор уделяет больше внимания?

— Прочитайте портрет Саньки.
Среди левонтьевских ребятишек автор больше внимания уделяет Саньке. Санька был вторым сыном дяди Левонтия и, когда старший уходил с отцом, чувствовал себя главным среди детей. Астафьев пишет; «Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Это было действительно так, потому что именно Санька дразнил мальчика, заставляя его высыпать ягоды, смеялся над ним, издевался и требовал калачи. Автор как бы изучает Саньку, он дает нам понять, что героя рассказа притягивает и восхищает энергия и изобретательность Саньки и отталкивают его злость и подлые поступки.
— Что можно сказать об отношении автора к детям дяди Левонтия? Как автор их называет?
Отношение писателя к детям грустное и ироничное. Он понимает, что это дети, которых не воспитывают как надо, и они не виноваты в этом. Они часто остаются голодными, и родители плохо заботятся о них. Тогда автор называет их «ребятишки». Ирония автора проявляется в названии «левонтьевские орлы». Возмущение их поведением передается в словах «левонтьевская орда». Словом «народ» называет своих братьев и сестер Санька, это слово нельзя считать авторской характеристикой.
Прочитаем несколько реплик, характеризующих Саньку, затем Таньку, спрашивая, узнали ли ученики героя.
— Речь каждого из героев Астафьева отличается от речи остальных героев. С помощью каких примет мы отличаем, кому принадлежат те или иные слова?
Особенности употребления слов, интонации.
— Для чего автор делает различимой речь каждого героя?
Чтобы мы могли лучше представить себе характер героя.
* Характеристика героя — описание особенностей, свойств героя с помощью портрета, рассказа о поступках.
* Речевая характеристика героя — описание характерных, отличительных свойств, качеств героя с помощью речи.
— Что мы можем сказать о Таньке и Саньке по их речи?

Домашнее задание
Подготовить ответы на 7—8 вопросы учебника.
Составить цитатный план для рассказа о Саньке Левонтьеве, о бабушке Катерине Петровне (по выбору ученика).

Образ главного героя рассказа. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна)

I. Образ главного героя рассказа. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга)
Беседа


Каким вы представляете героя рассказа? Нарисуйте его портрет.
Герой рассказа — мальчик семи-восьми лет, у которого утонула мама и нет отца. Он сирота, но за ним ухаживает бабушка. Он бедно, но опрятно одет, одежда у него чистая. На завтрак у него всегда есть хлеб с молоком, чего нет у братьев Левонтьевых.
Как описывает рассказчик пряник конем? Как это описание характеризует героя?
Герой предстает перед нами мечтателем и фантазером. Для него пряник не просто сладость. Мир ребенка преображается, когда пряничный «конь лягает копытами в голый живот», скобленый кухонный стол становится «огромной землей с пашнями, лугами и дорогами», по которой «на розовых копытцах скачет конь с розовой гривой».
Объясните, почему героя рассказа неудержимо тянуло к Левонтию. Что привлекало его в этой семье?
Героя рассказа тянуло к Левонтию, потому что семья Левонтия была не похожа на другие семьи в деревне. Мальчика там кормили и вслух жалели сироту. Он еще не понимал, что настоящая любовь проявляется не в пьяном жалении, а в делах.
В чем проявилось истинное отношение Левонтьевых к мальчику?
Истинное отношение Левонтьевых к мальчику проявилось в том, что они его бросили одного на увале без земляники.
Из каких эпизодов мы узнаем, как герой был втянут в тяжкий обман?
Герой был постепенно втянут в тяжкий обман: сначала он высыпал ягоды на траву, и их съели левонтьевские ребята; потом он послушался Саньки и натолкал туда травы, затем крал калачи, чтобы задобрить Саньку. Вечером он не нашел в себе силы признаться бабушке в том, что он ее обманул, и таким образом сделал обманщицей саму бабушку, которая чуть было не продала в городе туесок с травой вместо ягод.
Как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой, и на следующий день? Как это отразилось в речи и ее интонации, в поведении героя?
После возвращения домой мальчик боялся, что бабушка обнаружит его обман, и приготовился к наказанию. Когда она решила везти ягоды прямо в туеске, то у него отлегло от сердца. Он выбежал гулять и сообщил обо всем Саньке. Санька стал шантажировать мальчика, вымогать у него калачи. Мальчик знал, что калачи нельзя брать без разрешения бабушки, но украл для Саньки три калача.
Ночью мальчика стала мучить совесть. Он хотел признаться во всем бабушке, но пожалел ее будить, решил подождать до утра и с этой мыслью спокойно уснул. Проснулся он, когда бабушка уже уехала в город на базар. Мальчик пошел к Левонтьевым. Он уже снова восхищался Санькиной дыркой в зубах и дал ему крючок, лишь бы тот взял его на рыбалку. Мальчик снова был радостным и забыл про ночное раскаяние. Он играл с детьми, затем, ближе к вечеру, он снова задумался над тем, что будет, когда приплывет бабушка. Ему стало жалко себя, хотелось избежать наказания, Санька заметил это и начал опять дразнить мальчика, подговаривая его спрятаться, как будто он утонул. Но мальчик нашел в себе силы сказать ему: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!..»
Однако когда из-за поворота показалась лодка с бабушкой, мальчик сбежал от нее и опять нашел возможность оттянуть объяснение. У дяди-Ваниного дома дети играли в лапту. Мальчик ввязался в игру и снова отложил встречу с бабушкой. Он понимал, что виноват, и вел себя трусливо.
В каком эпизоде больше всего ощущается сожаление героя о совершенном поступке?

Почему же все-таки бабушка купила внуку пряник конем?
Бабушка купила внуку пряник конем, потому что она понимала, что ребенка подучили поступить плохо, и хотела противопоставить злому поступку понимание, доброту и прощение.
Если вы уже прочитали рассказ «Монах в новых штанах», то сможете ответить на вопрос:
Как выполнила бабушка обещание взять левонтьевских «в оборот»?
Дедушка стал брать Саньку Левонтьева с собой на заимку и учить его работать, а бабушка «взяла шефство» над Танькой. Бабушка и дедушка пытались влиять на Левонтьевых не с помощью зла и крика, а с помощью деятельной доброты .
Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории?
Герой извлек из этой истории главный урок: урок доброты, прощения и милосердия. Воплощением урока стал пряник, который бабушка купила внуку, несмотря на обман: конь с розовой гривой.

II. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна)

Санька Левонтьев

Цитатный план (вариант)
1) «— Санька тоже пожрал, так ничего-о-о-о...»
2) «Санька взвыл, кинулся на старшого».
3) «Вскоре братья Левонтьевы как-то незаметно помирились...»
4) «...Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».
5) «Дальше всех в пещеру забежал Санька».
6) «Санька свистнул, заорал, поддавая нам жару».
7) «— Знаешь че? — поговорив с братанами, вернулся ко мне Санька. — Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод — и готово дело!..»
8) «— ...Принеси калач, тогда не расскажу».
9) «Санька собирался на рыбалку и распутывал леску».
10) «...Санька командовал напропалую».
11) «Санька вздел на палочки рыб и начал их жарить».
12) «— Ништяк! — утешил меня Санька. — Не ходи домой, и все!..»

Катерина Петровна

Цитатный план (вариант)
1) «— Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник».
2) «Бабушка считала обстоятельно и долго, разглядывая каждый рубль».
3) «Бабушка знает все мои повадки».
4) «Снизу доносилось трудное дыхание бабушки».
5) «А бабушка только кричит да нет-нет и поддаст — у нее не задержится».
6) «И тут я увидел сидящего на беседке еще одного человека. Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки, крест-накрест завязаны на спине».
7) «— Своих вечно потачил! — шумела бабушка. — Теперь этому! А он уже мошенничает!»
8) «— А мой-то малой-то!.. Чего утворил!..»
9) «Долго бабушка обличала меня и срамила».
10) «— Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку...»


Какой эпизод изображен на иллюстрации в учебнике? Что, по-вашему, передано особенно удачно?
На иллюстрации запечатлен эпизод, когда мальчик после ночи в кладовке сел за стол: «Бабушка одним махом плеснула в бокал молока и со стуком поставила посудину передо мной». Наиболее удачно передано движение бабушки. Ей жалко внука, и в то же время она понимает, что его надо наказать. Это удалось отразить художнику.
Что вам хотелось бы изобразить на рисунках к рассказу?

III. Сюжет и композиция рассказа
При работе с романом А. С. Пушкина «Дубровский» мы изучали понятия «сюжет» и «композиция».
— Что такое сюжет, композиция ?
Можно воспользоваться «Кратким словарем литературоведческих терминов» в конце учебника.
— Совпадают ли в рассказе последовательность событий сюжета и композиция?
— Почему автор поместил рассказ о семье Левонтьевых не в начале, а после того, как читатели узнали, что Митя должен пойти на увал с левонтьевскими ребятишками?


План фабулы рассказа
1) Бабушка велела сходить
на увал за земляникой.
2) Поход за ягодами.
3) Обман.
4) Калачи для Саньки.
5) Ночные сожаления.
6) Рыбалка.
7) Бегство от бабушки.
8) Ночь в кладовке.
9) Слезы.
10) Прощение. Пряник конем.

Учитель на следующем уроке сможет собрать тетради и проверить составление плана.

Домашнее задание
Составить письменно план фабулы рассказа (2-й вопрос рубрики учебника «Для самостоятельной работы»).
Подготовиться к уроку внеклассного чтения: прочитать рассказы сборника «Конь с розовой гривой», подготовить устный отзыв об одном из рассказов.
Индивидуальное задание
Подготовить рассказ об истории создания сборника «Последний поклон».
Нарисовать иллюстрации к рассказам (к тем, о которых готовили отзывы).

В. П. Астафьев. Сборники рассказов «Конь с розовой гривой», «Последний поклон»

Урок внеклассного чтения

Конь с розовой гривой

Конь с розовой гривой

Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что

левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела

сходить с ними.

Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже

продам и куплю тебе пряник.

Конем, баба?

Конем, конем.

Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он

белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый,

глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла

таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но

пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху,

бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея

от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем

убеждаться - тут он, тут конь-огонь!

С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята

левонтьевские к тебе так и этак ластятся, и в чижа первому бить

дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом

откусить от коня либо лизнуть его. Когда даешь левонтьевскому

Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по

которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или

Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива.

Левонтий, сосед наш, работал на бадогах вместе с Мишкой

Коршуковым. Левонтий заготовлял лес на бадоги, пилил его, колол и

сдавал на известковый завод, что был супротив села, по другую

сторону Енисея. Один раз в десять дней, а может, и в пятнадцать -

я точно не помню, - Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем

доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир

горой. Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывала не

только левонтьевский дом, но и всех соседей. Ранним еще утром к

бабушке забегала тетка Васеня - жена дяди Левонтия, запыхавшаяся,

загнанная, с зажатыми в горсти рублями.

Долг-от я принесла! - И Тут же кидалась прочь из избы, взметнув

юбкою вихрь.

Да стой ты, чумовая! - окликала ее бабушка. - Сосчитать

ведь надо.

Тетка Васеня покорно возвращалась, и, пока бабушка считала

деньги, она перебирала босыми ногами, ровно горячий конь, готовый

рвануть, как только приотпустят вожжи.

Бабушка считала обстоятельно и долго, разглаживая каждый

рубль. Сколько я помню, больше семи или десяти рублей из

на черный день бабушка никогда Левонтьихе не давала, потому как

весь этот состоял, кажется, из десятки. Но и при такой

малой сумме заполошная Васеня умудрялась обсчитаться на рубль,

когда и на целый трояк.

Ты как же с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое! -

напускалась бабушка на соседку. - Мне рупь, другому рупь! Что же

это получится? Но Васеня опять взметывала юбкой вихрь и

укатывалась.

Передала ведь!

Бабушка еще долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия,

который, по ее убеждению, хлеба не стоил, а вино жрал, била себя

руками по бедрам, плевалась, я подсаживался к окну и с тоской

глядел на соседский дом.

Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало

смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами - ни забор,

ни ворота, ни наличники, ни ставни. Даже бани у дяди Левонтия не

было, и они, левонтьевские, мылись по соседям, чаще всего у нас,

натаскав воды и подводу дров с известкового завода переправив.

В один благой день, может быть, и вечер дядя Левонтий качал

зыбку и, забывшись, затянул песню морских скитальцев, слышанную в

плаваниях, - он когда-то был моряком.

Приплыл по акияну

Из Африки матрос,

Малютку облизьяну

Он в ящике привез...

складную и жалостную песню. Село наше, кроме улиц, посадов и

переулков, скроено и сложено еще и попесенно - у всякой семьи, у

фамилии была, коронная песня, которая глубже и полнее

выражала чувства именно этой и никакой другой родни. Я и поныне,

как вспомню песню, - так и вижу

Бобровский переулок и всех бобровских, и мураши у меня по коже

разбегаются от потрясенности. Дрожит, сжимается сердце от песни

капал на меня>. И как забыть фокинскую, душу рвущую:

ломал я решеточку, понапрасну бежал из тюрьмы, моя милая, родная

женушка у другого лежит на груди>, или дяди моего любимую:

Или в память о маме-покойнице,

поющуюся до сих пор: Да где же все и

всех-то упомнишь? Деревня большая была, народ голосистый, удалой,

и родня в коленах глубокая и широкая.

Но все наши песни скользом пролетали над крышей поселенца

дяди Левонтия - ни одна из них не могла растревожить закаменелую

душу боевого семейства, и вот на тебе, дрогнули левонтьевские

орлы, должно быть, капля-другая моряцкой, бродяжьей крови

путалась в жилах детей, и она-то размыла их стойкость, и когда

дети были сыты, не дрались и ничего не истребляли, можно было

слышать, как в разбитые окна, и распахнутые двери выплескивается

дружный хор:

Сидит она, тоскует

Все ночи напролет

И песенку такую

О родине поет:

На родине моей,

Живут, растут подруги

И нет совсем людей...>

Дядя Левонтий подбуровливал песню басом, добавлял в нее

рокоту, и оттого и песня, и ребята, и сам он как бы менялись

обликом, красивше и сплоченней делались, и текла тогда река жизни

в этом доме покойным, ровным руслом. Тетка Васеня, непереносимой

чувствительности человек, оросив лицо и грудь слезьми, подвывая в

старый прожженный фартук, высказывалась насчет безответственности

человеческой - сгреб вот какой-то пьяный охламон облизьянку,

утащил ее с родины невесть зачем и на че? А она вот, бедная,

сидит и тоскует все ночи напролет... И, вскинувшись, вдруг

впивалась мокрыми глазами в супруга - да уж не он ли, странствуя

по белу свету, утворил это черно дело?! Не он ли свистнул

облизьянку? Он ведь пьяный не ведает, чего творит!

Дядя Левонтий, покаянно принимающий все грехи, какие только

возможно навесить на пьяного человека, морщил лоб, тужась понять:

когда и зачем он увез из Африки обезьяну? И, коли увез, умыкнул

животную, то куда она впоследствии делась?

Весною левонтьевское семейство ковыряло маленько землю вокруг

дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но

зимой все это постепенно исчезало в утробе русской печи,

раскорячившейся посреди избы.

Танька левонтьевская так говаривала, шумя беззубым ртом, обо

всем ихнем заведенье:

Зато как тятька шурунет нас - бегишь и не запнешша.

Сам дядя Левонтий в теплые вечера выходил на улицу в штанах,

державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, в

бязевой рубахе, вовсе без пуговиц. Садился на истюканный топором

чурбак, изображавший крыльцо, курил, смотрел, и если моя бабушка

корила его в окно за безделье, перечисляла работу, которую он

должен был, по ее разумению, сделать в доме и вокруг дома, дядя

Левонтий благодушно почесывался.

Я, Петровна, слободу люблю! - и обводил рукою вокруг себя:

Хорошо! Как на море! Ништо глаз не угнетат!

Дядя Левонтий любил море, а я любил его. Главная цель моей

жизни была прорваться в дом Левонтия после его получки, послушать

песню про малютку обезьяну и, если потребуется, подтянуть

могучему хору. Улизнуть не так-то просто. Бабушка знает все мои

повадки наперед.

Нечего куски выглядывать, - гремела она. - Нечего этих

пролетарьев объедать, у них самих в кармане - вошь на аркане.

Но если мне удавалось ушмыгнуть из дома и попасть к

левонтьевским, тут уж все, тут уж я окружен бывал редкостным

вниманием, тут мне полный праздник.

Выдь отсюдова! - строго приказывал пьяненький дядя Левонтий

кому-нибудь из своих парнишек. И пока кто-либо из них неохотно

вылезал из-за стола, пояснял детям свое строгое действие уже

жалостно глянув на меня, взревывал: - Мать-то ты хоть помнишь ли?

Я утвердительно кивал. Дядя Левонтий горестно облокачивался на

руку, кулачищем растирал по лицу слезы, вспоминая; - Бадоги с ней