«Дым». Тургенев. Роман И.С. Тургенева «Дым

Роман глубоких сомнений и слабо теплящихся надежд, «Дым» резко отличается от всех предшествующих романов писателя. Прежде всего в нем отсутствует типичный герой, вокруг которого организуется сюжет. Литвинов далек от своих предшественников - Рудина, Лаврецкого, Инсарова и Базарова. Это человек не выдающийся, не претендующий на роль общественного деятеля первой величины. Он стремится к скромной и тихой хозяйственной деятельности в одном из отдаленных уголков России. Мы встречаем его за границей, где он совершенствовал свои агрономические и экономические знания, готовясь стать грамотным землевладельцем.

Рядом с Литвиновым - Потугин. Его устами как будто бы высказывает свои идеи автор. Но не случайно у героя такая неполноценная фамилия: он потерял веру и в себя и в мир вокруг. Его жизнь разбита безответной, несчастной любовью.

Наконец, в романе отсутствует и типичная тургеневская героиня, способная на глубокую и сильную любовь, склонная к самоотвержению и самопожертвованию. Ирина развращена светским обществом и глубоко несчастна: жизнь людей своего круга она презирает, но в то же время не может сама от нее освободиться.

Роман необычен и в основной своей тональности. В нем играют существенную роль не очень свойственные Тургеневу сатирические мотивы. В тонах памфлета рисуется в «Дыме» широкая картина русской революционной эмиграции. Много страниц отводит автор сатирическому изображению правящей верхушки русского общества в сцене пикника генералов в Баден-Бадене.

Непривычен и сюжет романа «Дым». Разросшиеся в нем сатирические картины на первый взгляд сбиваются на отступления, слабо связанные с сюжетной линией Литвинова. Да и потугинские эпизоды как будто бы выпадают из основного сюжетного русла романа.

После выхода «Дыма» в свет критика самых разных направлений отнеслась к нему холодно: ее не удовлетворила ни идеологическая, ни художественная сторона романа. Говорили о нечеткости авторской позиции, называли «Дым» романом антипатий, в котором Тургенев выступил в роли пассивного, ко всему равнодушного человека.

Революционно-демократическая критика обращала внимание на сатирический памфлет по адресу революционной эмиграции и упрекала Тургенева в повороте вправо, зачисляя роман в разряд антинигилистических произведений. Либералы были недовольны сатирическим изображением «верхов». Русские «почвенники» (Достоевский, Н. Н. Страхов) возмущались западническими монологами Потугина. Отождествляя героя с автором, они упрекали Тургенева в презрительном отношении к России, в клевете на русский народ и его историю. С разных сторон высказывались суждения, что талант Тургенева иссяк, что роман его лишен художественного единства.

Роман «Дым» - произведение с особой художественной организацией сюжета, связанной с изменившейся точкой зрения Тургенева на русскую жизнь. Он создавался в эпоху кризиса общественного движения 60-х годов, в период идейного бездорожья. Это было смутное время, когда старые надежды не осуществились, а новые еще не народились. «Куда идти? Чего искать? Каких держаться руководящих истин? - задавал тогда и себе и читателям тревожный вопрос М. Е. Салтыков-Щедрин. - Старые идеалы сваливаются с своих пьедесталов, а новые не нарождаются... Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живет в силу каких-то принципов, тех самых принципов, которым оно не верит». Тургенев тоже оценивал пореформенный период исторического развития России как время переходное, когда старое разрушается, а новое теряется в далеких горизонтах будущего: «Говорят иные астрономы, что кометы становятся планетами, переходя из газообразного существования в твердое; всеобщая газообразность России меня смущает - и заставляет меня думать, что мы еще далеки от планетарного состояния. Нигде ничего крепкого, твердого - нигде никакого зерна; не говорю уже о сословиях - в самом народе этого нет».

В романе «Дым» Тургенев изображает особое состояние мира, периодически повторяющееся: люди потеряли ясную, освещавшую их жизнь цель, смысл жизни заволокло дымом. Герои живут и действуют как будто впотьмах: спорят, ссорятся, суетятся, бросаются в крайности. Им кажется, что они попали во власть каких-то темных стихийных сил. Как отчаявшиеся путники, сбившиеся с дороги, они мечутся в поисках ее, натыкаясь друг на друга и разбегаясь в стороны. Их жизнью правит слепой случай. В лихорадочной скачке мыслей одна идея сменяет другую, но никто не знает, куда примкнуть, на чем укрепиться, где бросить якорь.

В этой сутолоке жизни, потерявшей смысл, и человек теряет уверенность в самом себе, мельчает и тускнеет. Гаснут яркие личности, глохнут духовные порывы. Образ «дыма» - беспорядочного людского клубления, бессмысленной духовной круговерти - проходит через весь роман и объединяет все его эпизоды в симфоническое художественное целое. Развернутая его метафора дается к концу романа, когда Литвинов, покидающий Баден-Баден, наблюдает из окна вагона за беспорядочным кружением дыма и пара.

В романе действительно ослаблена единая сюжетная линия. От нее в разные стороны разбегается несколько художественных ответвлений: кружок Губарева, пикник генералов, история Потугина и его западнические монологи. Но эта сюжетная рыхлость по-своему содержательна. Вроде бы уходя в стороны, Тургенев добивается широкого охвата жизни в романе. Единство же книги держится не на фабуле, а на внутренних перекличках разных сюжетных мотивов. Везде проявляется ключевой образ дыма, образ жизни, потерявшей цель и смысл. Отступления от основного сюжета, значимые сами по себе, отнюдь не нейтральны по отношению к нему: они многое объясняют в любовной истории Литвинова и Ирины. В жизни, охваченной беспорядочным, хаотическим движением, трудно человеку быть последовательным, сохранить свою целостность, не потерять себя.

Сначала мы видим Литвинова уверенным в себе и достаточно твердым. Он определил для себя скромную жизненную цель - стать культурным хозяином. У него есть невеста, добрая и честная девушка из небогатой дворянской семьи. Но захваченный баденским вихрем, Литвинов быстро теряет себя, попадает во власть неотвязных людей с их противоречивыми мнениями, с их духовной сутолокой и метаниями. Тургенев добивается почти физического ощущения того, как баденский дым заволакивает сознание Литвинова: «С самого утра комната Литвинова наполнилась соотечественниками: Бамбаев, Ворошилов, Пищалкин, два офицера, два гейдельбергских студента, все привалили разом...» И когда после бесцельной и бессвязной болтовни Литвинов остался один и хотел было заняться делом, «ему точно копоти в голову напустили». И вот уже герой с ужасом замечает, «что будущность, его почти завоеванная будущность, опять заволоклась мраком».

Постепенно Литвинов начинает задыхаться в окружающем его и проникающем в него хаосе. В состоянии потерянности герой и попадает во власть трагически напряженной любви. Она налетает как вихрь и берет в плен всего человека. И для Литвинова, и для Ирины в этой страсти - единственный живой исход и спасение от духоты окружающей жизни. Ирина признается, что ей «стало уже слишком невыносимо, нестерпимо, душно в этом свете», что, встретив «живого человека посреди этих мертвых кукол», она обрадовалась ему, «как источнику в пустыне». Сама катастрофичность, безрассудность и разрушительность этого чувства - не только следствие трагической природы любви, но и результат особой общественной атмосферы, этот трагизм усугубляющей.

Мы видим среду, в которой живет Ирина: придворный генералитет, цвет правящей страной партии. В сцене пикника генералов Тургенев показывает политическую и человеческую ничтожность этих людей. Пошлые, трусливые и растерянные, они открыто выступают против реформ, ратуя за возвращение России назад, и чем дальше, тем лучше.

Их лозунг: «Вежливо, но в зубы!»

На фоне баденского «дыма» роман Литвинова и Ирины прекрасен своей порывистостью, безоглядностью и какой-то огненной, разрушительной, опьяняющей красотой. Но с первых страниц понимаешь, что эта связь - на мгновение, что она тоже плод клубящейся бессмыслицы, царящей вокруг. Литвинов смутно сознает, что его предложение Ирине начать с ним новую жизнь и безрассудно, и утопично: оно продиктовано не трезвым умом, а безотчетным порывом. Но и Ирина понимает, что в ее характере произошли необратимые перемены. «Ах! мне ужасно тяжело! - воскликнула она и приложилась лицом к краю картона. Слезы снова закапали из ее глаз... Она отвернулась: слезы могли попасть на кружева». Светский образ жизни стал уже второй натурой героини, и эта вторая натура берет верх в решительную минуту, когда Ирина отказывается бежать с Литвиновым.

Сатирическими красками рисует Тургенев и русскую революционную эмиграцию во главе с Губаревым. На новом материале Тургенев продолжает здесь тему грибоедовской «репетиловщины» с ее «шумим, братец, шумим!».

Культурнические идеи Тургенева в какой-то мере выражает Потугин - герой, возбудивший всеобщее недовольство современников, которые склонны были полностью отождествлять его с автором. Действительно, многое в речах Потугина отвечает убеждению Тургенева: Россия - европейская страна, которую нельзя искусственно отрывать от Западной Европы; она призвана органически освоить достижения европейской цивилизации, чтобы выработать на этой основе собственные принципы. К концу 60-х годов правительственные круги взяли на вооружение некоторые консервативные положения славянофильских теорий, подвергнув их грубой официальной адаптации. Это вызывало у Тургенева серьезную тревогу. Поэтому удар по официальной идеологии рикошетом отскакивал и в сторону славянофилов, и в сторону революционеров-народников, идеализировавших крестьянскую общину.

Вместе с тем нельзя отождествлять автора с Потугиным, которого сам Тургенев не отделял от баденского «дыма», хотя и считал ведущим героем романа. Писатель чувствовал слабость и своей собственной западнической программы. Потому-то «неисправимый западник» Потугин лишен в романе всяких признаков идеализации. Он велеречив и болтлив под стать всем другим героям романа. Это человек неловкий, не устроенный в жизни, диковатый и бесприютный. Даже юмор его уныл, а речи отзываются не желчью, а печалью. В своих критических «потугах» герой часто хватает через край, впадает в шарж и карикатуру. Есть в его речах нигилистическая бравада. Некоторые его высказывания оскорбительны для национального достоинства русского человека. Но Тургенев дает понять, что сам Потугин страдает от своей желчности и ворчливости, что его выпады - жест отчаяния, порожденный внутренним бессилием потерянного человека.

Надежды Тургенева в романе «Дым» связываются с Литвиновым. Писатель делил лучших представителей рода человеческого на героев и строителей: герои толкают историю вперед, но, как Дон Кихоты, делают это с типичными для них «святыми» ошибками. Творят же историю в конечном счете не они, а «повседневные строители жизни». На долю Лежневых и Литвиновых падает почетная, хотя и скромная задача будничных практических дел. В конце 60-х годов, по Тургеневу, на первый план и вышла такая задача терпеливого и скромного практического труда. Но этот труд имел мало общего с типичным буржуазным предпринимательством, с жаждой только личного обогащения. Литвинов мечтает принести своей деятельностью «пользу всему краю». Однако Тургенев далек и от чрезмерной апологетики литвиновского дела, свойственной, например, либеральным народникам с их теорией «малых дел». Литвиновы - практики переходной эпохи, деятели во имя грядущего возрождения, почву для которого они готовят исподволь, скромным своим трудом.

В финале романа появляется надежда, что в отдаленном будущем Россия перейдет из газообразного состояния в твердое. Мы видим, как медленно освобождается душа Литвинова от «дыма» баденских впечатлений, как в деревенской глуши он ведет хозяйственную и культурническую работу. Его тропинка узка, да на большее он и не способен. Но великое ведь и начинается с малого. Постепенно к Литвинову возвращается уверенность в себе, а вместе с нею и любовь, и прощение Татьяны, той девушки, от которой оторвала его баденская круговерть. Мирный финал романа не ярок, свет в нем приглушен, краски жизни акварельны. Но тем не менее он согревает читателя верой и надеждой в будущность России. В одном из писем начала 70-х годов Тургенев писал: «Народная жизнь переживает воспитательный период внутреннего, хорового развития, разложения и сложения; ей нужны помощники - не вожаки, и лишь только тогда, когда этот период кончится, снова появятся крупные, оригинальные личности».

Литературные критики утверждают, что созданная классиком художественная система изменила поэтику романа второй половины XIX века. Иван Тургенев первым почувствовал появление «нового человека» – шестидесятника - и показал его в своем сочинении «Отцы и дети». Благодаря писателю-реалисту в русском языке родился термин «нигилист». Иван Сергеевич ввел в обиход образ соотечественницы, получивший определение «тургеневская девушка».

Детство и юность

Родился один из столпов классической русской литературы в Орле, в старинной дворянской семье. Детство Ивана Сергеевича прошло в материнском имении Спасское-Лутовиново неподалеку от Мценска. Он стал вторым сыном из трёх, родившихся у Варвары Лутовиновой и Сергея Тургенева.

Семейная жизнь родителей не сложилась. Отец, прокутивший состояние красавец-кавалергард, по расчету женился на не красавице, но состоятельной девушке Варваре, которая была старше его на 6 лет. Когда Ивану Тургеневу исполнилось 12, отец покинул семью, оставив на попечение супруги троих детей. Спустя 4 года Сергей Николаевич умер. Вскоре скончался от эпилепсии младший сын Сергей.


Николаю и Ивану пришлось несладко - у матери был деспотический характер. Умная и образованная женщина хлебнула в детстве и юности немало горя. Отец Варвары Лутовиновой умер, когда дочь была ребенком. Мать, вздорная и деспотичная барыня, образ которой читатели увидели в рассказе Тургенева «Смерть», вышла замуж повторно. Отчим пил и не стеснялся бить и унижать падчерицу. Не лучшим образом обращалась с дочерью и мать. Из-за жестокости матери и побоев отчима девушка сбежала к родному дяде, оставившему племяннице после смерти в наследство 5 тысяч крепостных.


Не знавшая в детстве ласки мать хотя и любила детей, особенно Ваню, но обращалась с ними так же, как с ней в детстве обращались родители - сыновьям навсегда запомнилась тяжелая матушкина рука. Несмотря на вздорный нрав, Варвара Петровна была женщиной образованной. С домашними она разговаривала исключительно на французском языке, требуя того же от Ивана и Николая. В Спасском хранилась богатая библиотека, состоящая в основном из французских книг.


Иван Тургенев в возрасте 7 лет

Когда Ивану Тургеневу исполнилось 9, семья переехала в столицу, в дом на Неглинке. Мама много читала и привила детям любовь к литературе. Предпочитая французских писателей, Лутовинова-Тургенева следила за литературными новинками, дружила с и Михаилом Загоскиным. Варвара Петровна досконально знала творчество , и цитировала их в переписке с сыном.

Образованием Ивана Тургенева занимались гувернеры из Германии и Франции, на которых помещица не жалела денег. Богатство русской литературы будущему писателю открыл крепостной камердинер Федор Лобанов, ставший прототипом героя рассказа «Пунин и Бабурин».


После переезда в Москву Ивана Тургенева определили в пансион Ивана Краузе. Дома и в частных пансионах юный барин прошел курс средней школы, в 15 лет он стал студентом столичного университета. На факультете словесности Иван Тургенев проучился курс, затем перевелся в Петербург, где получил университетское образование на историко-философском факультете.

В студенческие годы Тургенев переводил стихи и лорда и мечтал стать поэтом.


Получив диплом в 1838 году, Иван Тургенев продолжил образование в Германии. В Берлине прослушал курс университетских лекций по философии и филологии, писал стихи. После рождественских каникул в России Тургенев на полгода отправился в Италию, откуда вернулся в Берлин.

Весной 1841-го Иван Тургенев прибыл в Россию и через год сдал экзамены, получив магистерскую степень по философии в Петербургском университете. В 1843-м поступил на должность в Министерство внутренних дел, но любовь к писательству и литературе перевесила.

Литература

Впервые Иван Тургенев выступил в печати в 1836 году, опубликовав рецензию на книгу Андрея Муравьева «Путешествие к святым местам». Спустя год написал и опубликовал поэмы «Штиль на море», «Фантасмагория в лунную ночь» и «Сон».


Известность пришла в 1843-м, когда Иван Сергеевич сочинил поэму «Параша», одобренную Виссарионом Белинским. Вскоре Тургенев и Белинский сблизились так, что молодой литератор стал крестным отцом сына известного критика. Сближение с Белинским и Николаем Некрасовым повлияли на творческую биографию Ивана Тургенева: писатель окончательно распрощался с жанром романтизма, что стало очевидным после публикации поэмы «Помещик» и повестей «Андрей Колосов», «Три портрета» и «Бретер».

В Россию Иван Тургенев вернулся в 1850-м. Жил то в родовом имении, то в Москве, то в Петербурге, где писал пьесы, которые успешно шли в театрах двух столиц.


В 1852 году не стало Николая Гоголя. Иван Тургенев отозвался на трагическое событие некрологом, но в Петербурге, по повелению председателя цензурного комитета Алексея Мусина-Пушкина, его отказались публиковать. Осмелилась поместить заметку Тургенева газета «Московские ведомости». Цензор не простил ослушания. Мусин-Пушкин называл Гоголя «лакейским писателем», не достойным упоминания в обществе, к тому же разглядел в некрологе намек на нарушение негласного запрета – не вспоминать в открытой прессе погибших на дуэли Александра Пушкина и .

Цензор написал донесение императору . Иван Сергеевич, находившийся под подозрением из-за частых поездок за границу, общения с Белинским и Герценом, радикальных взглядов на крепостничество, навлек на себя еще больший гнев властей.


Иван Тургенев с коллегами по "Современнику"

В апреле того же года писателя на месяц посадили под стражу, а потом отправили под домашний арест в имении. Полтора года Иван Тургенев безвыездно пребывал в Спасском, 3 года он не имел права покидать страну.

Опасения Тургенева насчет запрета цензуры на выпуск «Записок охотника» отдельной книгой не оправдались: сборник рассказов, ранее печатавшийся в «Современнике», вышел. За позволение печатать книгу уволили чиновника Владимира Львова, служившего в цензурном ведомстве. В цикл вошли рассказы «Бежин луг», «Бирюк», «Певцы», «Уездный лекарь». По отдельности новеллы не представляли опасности, но, собранные вместе, носили антикрепостнический характер.


Сборник рассказов Ивана Тургенева "Записки охотника"

Иван Тургенев писал и для взрослых, и для детей. Маленьким читателям прозаик подарил сказки и рассказы-наблюдения «Воробей», «Собака» и «Голуби», написанные богатым языком.

В деревенском уединении классик сочинил рассказ «Муму», а также ставшие событием в культурной жизни России романы «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым».

За границу Иван Тургенев отбыл летом 1856 года. Зимой в Париже завершил мрачную повесть «Поездка в Полесье». В Германии в 1857-м написал «Асю» – повесть, переведенную при жизни писателя на европейские языки. Прототипом Аси, рожденной вне брака дочери барина и крестьянки, критики считают дочь Тургенева Полину Брюэр и незаконнорожденную единоутробную сестру Варвару Житову.


Роман Ивана Тургенева "Рудин"

За границей Иван Тургенев пристально следил за культурной жизнью России, вел переписку с писателями, оставшимися в стране, общался с эмигрантами. Коллеги считали прозаика противоречивой личностью. После идейного расхождения с редакцией «Современника», ставшего рупором революционной демократии, Тургенев порвал с журналом. Но, узнав о временном запрете «Современника», высказался в его защиту.

В период жизни Западе, Иван Сергеевич вступил в долгие конфликты с Львом Толстым, Федором Достоевским и Николаем Некрасовым. После выхода романа «Отцы и дети» он поссорился с литературной общественностью, называвшейся прогрессивной.


Иван Тургенев первым из российских писателей получил признание в Европе как романист. Во Франции он сблизился с писателями-реалистами , братьями Гонкурами, и Гюставом Флобером, ставшим ему близким другом.

Весной 1879 года Тургенев приехал в Петербург, где молодежь встретила его как кумира. Восторг от визита знаменитого писателя не разделяли власти, дав Ивану Сергеевичу понять, что длительное пребывание литератора в городе нежелательно.


Летом того же года Иван Тургенев побывал в Британии - в Оксфордском университете русскому прозаику дали звание почетного доктора.

В предпоследний раз Тургенев приехал в Россию в 1880 году. В Москве он присутствовал на открытии памятника Александру Пушкину, которого считал великим учителем. Русский язык классик называл поддержкой и опорой «во дни тягостных раздумий» о судьбе родины.

Личная жизнь

Роковую женщину, ставшую любовью всей жизни писателя, Генрих Гейне сравнил с пейзажем, «одновременно чудовищным и экзотическим». У испано-французской певицы Полины Виардо, невысокой и сутулящейся женщины, были крупные мужские черты лица, большой рот и глаза навыкате. Но когда Полина пела, она сказочно преображалась. В такой момент Тургенев увидел певицу и влюбился на всю жизнь, на 40 оставшихся лет.


Личная жизнь прозаика до встречи с Виардо была похожа на американские горки. Первая любовь, о которой Иван Тургенев с горестью поведал в одноименном рассказе, больно ранила 15-летнего юношу. Он влюбился в соседку Катеньку, дочь княгини Шаховской. Какое же разочарование постигло Ивана, когда он узнал, что его «чистая и непорочная» Катя, пленявшая детской непосредственностью и девичьим румянцем, – любовница отца, Сергея Николаевича, прожженного ловеласа.

Юноша разочаровался в «благородных» девицах и обратил взоры на девушек простых – крепостных крестьянок. Одна из нетребовательных красавиц – белошвейка Авдотья Иванова – родила Ивану Тургеневу дочь Пелагею. Но, путешествуя по Европе, писатель встретил Виардо, и Авдотья осталась в прошлом.


Иван Сергеевич познакомился с мужем певицы, Луи, и стал вхож в их дом. Современники Тургенева, друзья писателя и биографы разошлись во мнениях об этом союзе. Одни называют его возвышенным и платоническим, другие говорят о немалых суммах, которые оставлял российский помещик в доме Полины и Луи. Муж Виардо сквозь пальцы смотрел на связь Тургенева с женой и позволял месяцами жить в их доме. Есть мнение, что биологический отец Поля, сына Полины и Луи, – Иван Тургенев.

Матушка писателя не одобряла связи и мечтала, что любимый отпрыск остепенится, женится на молодой дворянке и подарит законных внуков. Пелагею Варвара Петровна не жаловала, видела в ней крепостную. Иван Сергеевич любил и жалел дочь.


Полина Виардо, слушая об издевательствах деспотичной бабушки, прониклась сочувствием к девочке и взяла ее в свой дом. Пелагея превратилась в Полинет и росла вместе с детьми Виардо. Справедливости ради стоит отметить, что Пелагея-Полинет Тургенева не разделяла отцовской любви к Виардо, считая, что женщина украла у нее внимание родного человека.

Охлаждение в отношениях Тургенева и Виардо наступило после трехлетней разлуки, случившейся из-за домашнего ареста писателя. Попытки забыть роковую страсть Иван Тургенев предпринимал дважды. В 1854 году 36-летний литератор повстречал юную красавицу Ольгу, дочь кузена. Но когда на горизонте забрезжила свадьба, Иван Сергеевич затосковал по Полине. Не желая ломать жизнь 18-летней девушке, Тургенев признался в любви к Виардо.


Последняя попытка вырваться из объятий француженки случилась в 1879-м, когда Ивану Тургеневу исполнился 61 год. Актрису Марию Савину не испугала разница в возрасте – возлюбленный оказался в два раза старше. Но когда пара в 1882 году отправилась Париж, в жилище будущего супруга Маша увидела множество вещей и безделушек, напоминавших о сопернице, и поняла, что она лишняя.

Смерть

В 1882 году после расставания с Савиновой Иван Тургенев заболел. Доктора поставили неутешительный диагноз – рак костей позвоночника. Умирал писатель на чужбине долго и мучительно.


В 1883 году Тургенева прооперировали в Париже. Последние месяцы жизни Иван Тургенев был счастлив, насколько может быть счастливым измученный болью человек - рядом с ним находилась любимая женщина. После смерти она унаследовала имущество Тургенева.

Классик скончался 22 августа 1883 года. Его тело доставили в Петербург 27 сентября. Из Франции в Россию Ивана Тургенева сопровождала дочь Полины, Клаудиа Виардо. Похоронили писателя на петербургском Волковом кладбище.


Называвший Тургенева «бельмом на своем глазу», отреагировал на смерть «нигилиста» с облегчением.

Библиография

  • 1855 – «Рудин»
  • 1858 – «Дворянское гнездо»
  • 1860 – «Накануне»
  • 1862 – «Отцы и дети»
  • 1867 – «Дым»
  • 1877 – «Новь»
  • 1851-73 - «Записки охотника»
  • 1858 – «Ася»
  • 1860 – «Первая любовь»
  • 1872 – «Вешние воды»
Самобытность великого писателя Иван Сергеевич Тургенева известна всему миру. Это оригинальный и самостоятельный в своём развитии писатель. Иногда автор задерживал свои произведения, не открывая их широкой публике из-за сомнений, которые сопровождали его всю жизнь.

Действительно, не все его творения находили положительные отклики у критиков. Часто писателя обвиняли в том, что он слишком открыто демонстрирует окружающим свою личную жизнь, а все его герои имеют прототипы среди современников. Роман «Дым» не стал исключением. Когда он вышел в свет, критики сразу распределили роли главных героев среди современников. Некоторых можно было узнать просто по фамилии: Губарёв – Огарёв.

История создания тургеневского «Дыма»

Тургеневский необыкновенный роман «Дым» относят к числу самых крупных литературных произведений, которые был созданы не только автором, но и, вообще, в русской литературе девятнадцатого года. Тургеневский сюжет интересен не только по художественным приемам. В нём отлично изображается общественная жизнь страны, затрагивается и политика. Популярные вопросы, которые интересовали людей в то время, это была реформа 1860 года.

Автор пытался показать свое мнение и взгляды на то время, в какое ему приходилось жить. Свой замысел писатель вынашивал около шести месяцев, столько же заняло написание романа. И в 1867 году произведение начало публиковаться. Сначала в журнале «Русский вестник», затем через год отдельным тиражом.

Тургенев никогда не спешил со своими литературными работами, а в период работы над романом был к тому же болен. Поэтому работа двигалась не очень быстро.

Анализ тургеневского романа


Главные герои романа «Дым» находятся в постоянно поиске и жизнь, которая существует в обществе, влияет на эти искания. Известно, что многие критики и литераторы, обвинили автора в том, что он не показал в своем произведении сюжета, который бы развивался, и был бы ярким и насыщенным.

Те, кто защищали писателя, утверждали, что автор просто пытался передать всю сложности психологического характера основных персонажей, а также, что ему удалось вполне реалистично передать обстановку, в которой происходит развитие сюжета. Кроме того, известно, что как раз перед тем, как автор начал писать свой роман, он неоднократно вступал в споры о народническим движением. Тургенев полностью отрицал идею о том, что крестьяне и их община смогут возродить страну. По мнению писателя, такая функция выполнима лишь только дворянству, просвещенному и образованному.

Начинается роман со вступления, которое переносит читателя в то место, где и будут развиваться все последующие события. Автор отошёл от привычной манеры разворачивать действие в России. Он перенёс события небольшой курортный город, который находится в Германии – Баден-Баден. Во времена писателя именно на немецкие курорты и съезжались представители дворянского сословия и, соответственно, интеллигенция. Поэтому первые главы переносят читателя в общество, которое собралось на тот момент в этом немецком городке. Стоит заметить, что все люди здесь – это колоритный и удачный фон, чтобы показать развитие любовной истории и ту среду, в которой будут происходить споры о будущем его страны.

Но писатель тут же критически изображает это общество, использует даже сатиру. Он считает, что они не могут здраво и правильно оценить положение родной страны, поэтому и не могут правильно рассуждать о тех реформах, которые происходят внутри России.

Основным мужским образом в романе автор делает Литвинова, который молод и симпатичен. Он практически не участвует в разговорах о политики и поэтому совсем не разделяет какого-либо мнения. По сюжету читатель узнает, что у него хорошее образование, есть любимая девушка, на которой в скором будущем он желает жениться и мечтает о том, как после женитьбы перестроит свое поместье.

Завязка всего тургеневского сюжета начинается в тот момент, когда автор возвращает читателя в прошлое, когда только зарождалась любовь Литвинова. А ведь уже сразу становится известно, что она окончилась трагично и печально. Девушку, которая он так сильно любил, звали Ириной. Но она оставила молодого человека ради светского общества и прекрасной и блестящей жизни. Потом она приняла покровительство дальнего, но богатого родственника, а впоследствии нашла выгодную партию и вышла замуж. Вскоре она сама была центром всех светских вечером и приемов.

Литвинов долго не мог забыть Ирину, переживал и предпочитал не появляться в обществе. Однажды он встретил Татьяну, девушку прекрасную и милую. Литвинов решил на ней жениться. Но неожиданно герой встречает Ирину и его мысли опять заняты прежней любовью. Да и сама Ирина уже устала от той жизни, которую вела. Она все-таки оказалась ей чужой. Ведь девушка была сильной и смелой, любила волю и свободу. Увидев Литвинова, она снова вспомнила о нем. На тот момент он показался Татьяне самым близким и дорогим человеком, и она потянулась к нему.

События начинают развиваться мгновенно. Практически через несколько встреч они опять влюблены друг в друга, и это толкает молодого человека объясниться с Татьяной и расторгнуть помолвку. Но именно в Татьяну автор вкладывает все самые лучшие женские черты, он словно изображает ее идеальной девушкой. Она и умна, и добра, и скромна. Но главное ее качество – это душевная чуткость, которую можно встретить в человеке довольно редко.

Татьяна сразу почувствовала какие-то странные изменения в своем женихе. И стоило ему сказать всего пару слов, как она сразу поняла, что произошло. Этого совсем не ожидал Литвинов, который никак не решался начать разговор. Поэтому когда происходит наконец-то объяснение, то Татьяна уже была к этому готова, вела себя спокойно и благородно. Да, ей было больно, она сильно страдала. Но девушка была настолько мужественна, что она нашла силы в себе жить дальше, забыв обо всем.

Кульминация в тургеневском сюжете наступает, когда происходит окончательное объяснение, но уже между Литвиновым и Ириной. Этот разговор приводит к тому, что молодые люди решают сбежать и начать вдали от всего жизнь вдвоем. Хотя оба они понимали, что этого никогда не случится. Ирина была очень нерешительной и не могла так поступить. Литвинов же даже в мечтах не мог представить, как они будут жить без людей из высшего общества, что значит жить тайно, да и вообще, как такое бегство осуществить. Но все-таки молодые люди имели решительный настрой.

Уже перед самым побегом, Ирина, испугавшись, присылает молодому человеку записку, в которой сообщает, что не может совершить последний шаг. При этом она просила сохранить их отношения в том виде, в каком они существовали в настоящий момент. Поняв, что он потерял сразу двух женщин, Литвинов уезжает из страны. Герой встречает заграницей Татьяну, которая его прощает. И оказывается, что все это: и любовь, и споры, и измена – все это может рассеяться, как дым.

Тургеневское общество в романе


Автор, как и многие писатели того времени, решил обратить свое внимание на общественную и политическую жизнь страны. Это было результатом проведения Александром Вторым новых реформ, когда все задумывались о том, каким путем должна пойти страна. Об этом и ведут дворяне разговоры, собравшись случайно у Губарева.

Литвинов тоже попадает в одну из таких бесед, когда его окружают люди самого разного сословия, имеющие различные звания. Каждого из присутствующих автор описывает с неким сарказмом. А все эти споры, по мнению писателя, пусты и бессмысленны. Также считает и его герой, которого раздражает все в этой беседе: и люди, и их фразы, и даже аргументы, которые они приводят. Но есть один человек, которого автор выделяет из всего общества. Это Потугин. Известно, что он советник при дворе императоре, довольно умен, и мыслит при этом очень оригинально.

Литвинов легко находит с ним общий язык. Кстати, этот тургеневский герой, который приближен к императору, выражает и авторскую позицию на ситуацию, которая происходит в стране. Потугин придерживает идей, которые в то время были широко распространены на Западе. Он так же, как и Иван Сергеевич, считает, что народ не может быть основной движущей силой в стране.

В этой статье будет рассмотрено и проанализировано одно из произведений известного русского классика под названием «Дым» (краткое содержание). Тургенев Иван Сергеевич большинству обывателей знаком, скорее, только по своим литературным работам, которые много лет входят в обязательную школьную программу.

Нетипичный женский образ

Говоря о Тургеневе, скорее всего, многим на ум сразу же приходит легендарная «Муму», «Отцы и дети» и «Ася». Но рассматриваемый нами роман отличается от всех прочих. Женский образ героини Ирины не то чтобы далек от привычного образа «тургеневской девушки», а можно сказать, полностью ему противоположен. Как правило, в произведениях Ивана Сергеевича женские героини предстают в чистых и невинных образах − это наивные и неиспорченные девушки.

Ирина Осинина - одна из ключевых женских героинь произведения, стала полной противоположностью сложившимся стереотипам о тургеневских барышнях. Ее образ достаточно дерзок, полон насмешек над окружающими и сарказма. О ней говорят как об обладательнице «озлобленного ума», что для тургеневских героинь является своеобразным нонсенсом.

Отличие «Дыма» от других произведений автора

Роман Тургенева «Дым» отличается от его прочих работ не только присутствием женской героини с нетипичным для автора образом. В этой работе главный герой как таковой отсутствует.

Центральный персонаж все-таки здесь есть, и после прочтения произведения становится очевидно, что это Литвинов. Но он действительно почему-то не кажется главным героем, а всего лишь персонажем, за повседневной жизнью и будничной суетой которого читатель может подсмотреть со стороны.

Скрытый смысл романа

Некоторые критики пишут о том, что благодаря такому приему Тургенев («Дым», краткое содержание по главам которого мы советуем почитать тем, у кого нет времени на полное произведение) хотел показать свое отношение к тому «безгеройному» времени, которое он описывает.

Это произведение действительно сильно отличается от предыдущих и написанных после него работ Ивана Сергеевича. Важно отметить, рассматривая «Дым» (краткое содержание): Тургенев сам считал его единственной полезной, правильной и дельной своей работой. Независимо от того, что говорят читатели и критики об этом произведении, стоит признать, что мнение самого автора имеет право на первенство.

«Дым» (краткое содержание), Тургенев И.С.

Конечно же, для того чтобы полноценно проникнуться настроением произведения, его нужно прочесть в оригинале. Но если по каким-либо причинам такой возможности нет, для того, чтобы понять общий смысл, можно ограничиться и сокращенным вариантом.
События романа «Дым» начинают развиваться в августе 1862 года, на одном из немецких курортов под названием Баден-Баден.

Внешняя атмосфера казалась радостной и солнечной. «Избранная» публика, присутствующая на этом курорте, выглядела внешне довольной, на их лицах отображалось ликование. Эти сливки общества весьма почтенно приветствовали друг друга, но далее становится понятно, что на самом деле о чем говорить друг с другом, они не имели не малейшего понятия.

Тургенев весьма сатирически описывает присутствующих там. На их общем фоне выделяется, казалось бы, единственный персонаж - красивый мужчина лет 30 с мужественным лицом по фамилии Литвинов. Он и становится центральным персонажем данного романа.

Описание главного персонажа

Главный персонаж романа, Литвинов, вырос в деревне. Его отец был отставным чиновником купеческого рода, а мать− образованной дворянкой. В воспоминаниях о ней говорится, что она была достаточно восторженным и добрым существом. Своего супруга она отучила от бранных слов, а дом свой вела, пытаясь укоренить в нем европейские традиции. Всю свою прислугу матушка Литвинова называла на «Вы». В тот год, когда Литвинов поступил в институт, она заболела чахоткой и скончалась.

Сам герой окончить университет не смог. В столице он пробыл недолго, поскольку его положение было не особенно завидным: деньгами парень не располагал, а полезных связей у него не было. Поскольку имением его покойной матери управлять было некому, но в перспективе оно могло бы приносить неплохой доход, Литвинов решает уехать заграницу и обучается там новым технологиям и основам агрономии. Некоторое время он проводит в Дрездене, и вначале романа Литвинов полон энтузиазма, он уверен, что теперь у него все сложится должным образом, и он сумеет принести пользу своему краю. В Баден-Бадене он ожидает свою невесту Татьяну, с которой готов рука об руку вступить на новый этап своей судьбы.

Типичная тургеневская барышня - Татьяна

Писатель, который славится умением создавать в своих произведениях чистейшие женские образы - это, конечно же, автор романа, рассматриваемого нами − Иван Тургенев. «Дым», несмотря на то что центральная женская героиня предстает в не совсем типичном для автора образе, исключением не стал. Что-то светлое и чистое в нем тоже есть, и Татьяна, невеста Литвинова, является его отождествлением.

Развитие сюжета

Пока Литвинов находится в ожидании своей невесты и коротает время в одном из кафе, к нему подходит Бамбаев, как характеризует его сам автор, «человек хороший, но из числа пустейших… который всегда находится в восторге от чего-нибудь». Он сообщает Литвинову, что на курорт приехал некий Губарев, которого здесь все отчего-то обожествляют.

Литвинов вместе с Бабаевым, и в компании некого Ворошилова, отправляются в гостиницу, где остановился этот самый Губарев. Виновник собрания был удивлен и разочарован, когда услышал, что Литвинов не имеет каких-либо ярко выраженных политических взглядов. Он называет Литвинова «недозрелым». Наблюдая за поведением всей собравшейся у Губарева «элиты», становится понятно, что большинство из этих людей только сплетничают и лицемерят. Также они пытаются придать себе какую-то значимость, рассуждая о том, о чем, по сути, глубокого понимания не имеют. Сам Губарев на этом собрании являлся, конечно же, центральной персоной.

Это собрание «вольнодумных» людей относилось к нему как к высочайшему кумиру, и все собравшиеся все время спрашивали его мнение в различных вопросах. Губарев отвечал на все расплывчатыми фразами, но его преданная публика тотчас же подхватывала эти фразы так, как будто в них кроется глубокий смысл всего человеческого бытия. Литвинов незаметно покинул это собрание, так толком и не поняв, к чему было все происходящее.

Далее он встречает иного персонажа - Потугина, который в отличие от губаревской компании, кажется намного умнее. Но и у него есть свое мнение относительно последующего будущего России - он считает, что всему нужно учиться у Запада. После длинного разговора с Потугиным Литвинов возвращается в свой гостиничный номер и находит в нем букет цветов. От слуги он узнает, что букет принесла и оставила некая загадочная дама.

Ирина - нетипичная тургеневская героиня

Выясняется, что еще задолго до встречи с Татьяной Литвинов имел знакомство с некой дамой - Ириной Осининой. Герой познакомился с ней, когда она была прекрасной семнадцатилетней девушкой, обладающей особой красотой. Она принадлежала к обедневшему княжескому роду и обладала безукоризненно правильными чертами лица, белокурыми волосами и глазами дивной красоты.

Между молодыми людьми возникла симпатия, и они уже начали строить совместные планы на будущее. В разгар их романтических отношений в Дворянском собрании намечался бал, и Осинины решили вывести Ирину в свет. Девушка долго сопротивлялась, но как раз сам Литвинов и настоял, чтобы она приняла участие в этом мероприятии, которое изменило всю ее дальнейшую судьбу.

Явившись на бал, своею красотой Ирина произвела настоящий фурор, и ее успех среди кавалеров был ошеломляющим. Воспользовавшись ситуацией и поняв, что рано или поздно девушка сможет сделать выгодную партию, один из родственников Осининых берет над нею попечительство, делает ее своей наследницей и увозит в Петербург. Литвинов же отправляется на учебу за границу, и связь между влюбленными окончательно разрывается.

Встреча со старыми чувствами

Будучи в Баден-Бадене, Литвинов, прогуливаясь, натыкается на группу молодых генералов, отдыхающих на пикнике. Среди них он видит Ирину, которая оказывается супругой одного из них. Слушая речи военных и их рассуждения о русском народе, Литвинов понимает, что его бывшая возлюбленная теперь находится в совершенно чужой и нелепой среде. Она же, встретив Литвинова, видимо, ассоциируя его с чем-то давно забытым, но очень близким и родным, начинает искать с ним все новые и новые встречи, прося его хотя бы о дружбе. Постепенно Литвинову начинает казаться, что он всю жизнь любил именно эту женщину.

И. Тургенев - «Дым»: анализ произведения и объект писательской сатиры

Конечно же, для того чтобы проанализировать эту работу, ее нужно прочесть в полном объеме. Но даже прочитав краткое содержание произведения «Дым» Тургенева, можно понять, что автор пытается разоблачить жажду власти, духовную бедность и интеллектуальную тупость в определенной аристократической среде.

В случае с событиями, описанными в «Дыме», становится понятно, что предметом тургеневской насмешки стала группа генералов-аристократов, а также их крепостнические реакции. С другой стороны, произведение «Дым» Тургенева достаточно сатирично высмеивает и другую сторону «вражеского фронта» − революционную эмиграцию.

Почему произведение названо «Дым»

С одной стороны, дымом можно назвать всю ту непонятную и неконкретную политическую ситуацию в России, которая сложилась во времена, описанные в романе. С другой стороны, сам центральный персонаж Тургенева находится в дыму неоднозначности и неопределенности своих чувств к Ирине Осининой и к своей невесте, Татьяне.

Вечные темы, затронутые произведением

Классическими писателями принято называть тех авторов, чьи произведения можно назвать образцовыми и актуальными в различное время. Не зря к разряду классиков был причислен и Тургенев. «Дым» (читать краткое содержание которого можно, если нет доступа к оригиналу) доказывает пронзительность и глубину взглядов писателя. Но полностью заметить и оценить это можно лишь в том случае, если прочесть это произведение в полном виде. Упрощенные варианты этого произведения, как правило, сокращают основной сюжет и оставляют самые главные моменты.

Роман Тургенева «Дым», прочитанный в оригинале, дает возможность вдумчивому и внимательному читателю понять, что многие проблемы России 1867 года остались актуальны для нее и по сей день. В одной из глав герой Тургенева с иронией размышляет о том, что стоит только сойтись десяти русским, как они сразу же начинают глубоко размышлять о будущем России, о великом предназначении страны. Но все эти разговоры абсолютно ничем не подкреплены, бездоказательны и ведутся исключительно в общих чертах.

Роман Тургенева «Дым» (краткое содержание которого было приведено раннее в нашей статье) демонстрирует, что наш народ всегда ругает Запад, считая его гнилым. Но при этом, мнение этого самого Запада мы всегда считаем авторитетным, единственно правильным и отчего-то очень дорожим им.

Тургеневский герой очень четко подмечает, что русскому человеку всегда просто жизненно необходим «барин», то есть тот, кто бы мог им управлять, руководить, наставлять и всегда говорить, что делать. Ведь если человек высокого мнения о себе и умеет приказывать, он точно должен знать, как правильно, и его нужно слушать. Да и к тому же, во всех своих промахах и неудачах, можно будет обвинить именно этого барина.

А барин, в свою очередь, завидует обычным мужикам и видимо считает, что не утяжеленный лишними заботами и проблемами, простой человек намного счастливее его, поскольку думать ему совершенно не нужно, а нужно всего лишь выполнять то, что ему говорят. И времени и сил на духовное развитие и исцеление своей души у простого работяги намного больше. «Так и стоят друг перед другом, так друг другу и кланяются», - сатирически подмечает Тургенев.

К писателям-классикам, которые очень четко видят все проблемы русского народа, совершенно справедливо причислен Тургенев Иван Сергеевич. «Дым» − роман, в котором очень тонко подмечено, что русский народ всегда живет надеждами. Свою родину одновременно и ненавидит, и любит безумно. Несмотря на то что ничего на родине не происходит и не меняется, русский человек всегда живет надеждой на то, что все когда-нибудь станет лучше. Чтобы понять, чем жила Россия 19 века и уловить общее настроение той эпохи, можно прочесть роман «Дым» (краткое содержание).

Тургенев и вправду сумел мастерски описать будничную жизнь простого человека, Литвинова, его личные переживания и душевные метания между двумя женщинами, и при этом точно показать настроение целой эпохи и общее положение вещей в России, которые оказываются актуальными и по сей день.

После отмены крепостного права перед Россией открылся путь, по которому давно уже шествовал Запад,- путь буржуазного развития. Это заставило многих русских пристальнее вглядеться в то, что представляла собой Западная Европа, обогнавшая Россию в экономическом развитии. Давний спор между западниками и славянофилами стал особенно злободневен. В неприятии западной буржуазной действительности оказались единодушны такие разные писатели, как Л. Толстой, Ф. Достоевский, Салтыков-Щедрин, А. Герцен.
А. И. Герцен в статье 1862 г. «Концы и начала» дал саркастический портрет западного буржуазного мещанства и попытался обосновать идею своеобразного, незападного исторического развития России. Основу индивидуального пути развития России Герцен видел в самобытном народном русском характере, народной жизни, в существовании народной общины. Это была прямая полемика с Тургеневым, писатель это понял и ответил Герцену в личной переписке. Тургенев отнюдь не восторгался буржуазным укладом европейской жизни, но с глубочайшим пессимизмом смотрел он также и на Россию. «Народ, перед которым вы преклоняетесь,- писал он Герцену,- консерватор преимущественно - и даже носит в себе зародыш такой буржуазии в дубленом тулупе, теплой и грязной избе, с вечно набитым до изжоги брюхом и отвращением ко всякой гражданской ответственности и самодеятельности - что далеко оставит за собою все метко верные черты, которыми ты изобразил западную буржуазию в своих письмах».
Противопоставление Запада и России Тургеневу казалось фальшивым: и там и здесь виделись ему одни и те же пороки, а поэтому и спасение представлялось единым - цивилизация, носителем которой должен стать «образованный класс».
Герцен и Огарев видели революционность в народе, а Тургенев возражал, что «революция в широком значении этого слова существует только в меньшинстве образованного класса». В общине же Тургенев видел социальное зло, ибо «община и круговая порука очень выгодны для помещика, для власти»... но выгодна ли крестьянам?
В этот период писатель отмечал: «Я схватил за рога большой роман - не знаю только, одолею ли зверя... Может быть, мне все же удастся - иногда мне кажется, что у меня есть еще, что сказать. Такая вера необходима в работе».
Еще современники заметили, что большинство персонажей нового тургеневского романа «Дым» имеет прямое соответствие с реальной жизнью. Но Тургенев
возражал против такого суждения. Есть в «Дыме» немало соответствий между действующими лицами и их прототипами, значительно больше, чем в других романах. И прежде всего это относится к кружку так называемых баденских генералов, прибывших в Баден-Баден на отдых представителей верхушки российского административно-правительственного аппарата, изображенных в романе.
Мериме писал о романе: «Я слышал, что санкт-петербургская аристократия негодовала при появлении романа "Дым": она увидела в нем сатиру на себя, тем более обидную, что изображение отличалось большим сходством с оригиналом. Посетители любого салона находили здесь свои портреты».
Баденские генералы - это «отцы» организации дворянской крепостнической реакции в России, озлобившиеся и перешедшие от разговоров к действиям. Основополагающий принцип их действий сформулирован в романе с предельной ясностью и лаконизмом: «Вежливо, но в зубы». Это те самые люди, на чьей совести лежит бессмысленный и трусливый террор, развязанный в России. Это испугавшаяся за свое положение и привилегии власть, стремящаяся, насколько возможно, удержать старые порядки. К этим «отцам» автор «Дыма» испытывал чувства вполне определенные: их низость, пошлость, глупость, духовную пустоту он выставил на всеобщее обозрение с безжалостной издевкой. Но что же «дети»? Лагерь «детей» представлен в романе кружком Губарева. В частном письме Тургенев назвал изображение этого кружка «гейдель-бергскими арабесками». Арабески - сатира в высшей степени ядовитая. Старые знакомые - ситниковы да кукшины, только под другими фамилиями, объединившиеся вокруг грубого деспота по натуре,- вот что такое кружок Губарева. Псевдореволюционность, пустота, пошлость самого низкого пошиба - вот из чего образованы узоры арабесок. Истинная сущность представителя русских «гейдельбергцев» откровенно разоблачается автором в одной из заключительных сцен «Дыма», в которой Губарев, вернувшийся в Россию, демонстрирует манеры помещика-крепостника старой закваски. «Вглядись попристальнее в людей, командующих у нас,- и во многих из них ты узнаешь черты того типа»,- писал Тургенев Полонскому по поводу Губарева.
«Гейдельбергские арабески» - сатира против псевдореволюционеров, «хористов революции», так называл их Герцен, сатира точная и справедливая.
«В "Дыме" ситниковы возомнили себя господами положения. Но где же Базаров?» На вопрос Писарева автор ответил так: «Вы не сообразили того, что если сам Базаров и жив - в чем я сомневаюсь,- то в литературном произведении упоминать о нем нельзя: отнестись к нему с критической точки не следует, с другой - неудобно; да и наконец,- ему теперь только можно заявлять себя - на то он и Базаров; пока себя не заявил, беседовать о нем или его устами было бы совершенно прихотью - даже фальшиво...»
Имея особое чутье ко всем переменам в общественной жизни, Тургенев не мог не ощутить ее ослабления во второй половине 60-х годов XIX века. В тот момент Базаровы, по мнению Тургенева, никак не заявляли о себе, и, верный жизненной правде, писатель отказался от изображения нового русского Инсарова. А он прежде всего «хотел быть искренним и правдивым». Тургенев понимал революцию не как коренной переворот, а как медленное преобразование действительности, важнейшим моментом которого является торжество просвещения и цивилизации.
Реакционерам-генералам и губаревскому кружку Тургенев идейно противопоставил не нового Базарова, а проповедника западноевропейской цивилизации - Потугина. «Быть может, мне одному это лицо дорого; но я радуюсь тому, что оно появилось, что его наповал ругают... Я радуюсь, что мне именно теперь удалось выставить слово: «цивилизация» на моем знамени,- и пусть в него швыряют грязью со всех сторон...» -так писал Тургенев Писареву, подчеркивая, что не Базаров, а именно Потугин более всего близок и дорог ему.
В речах Потугина - отголоски давних споров Тургенева со славянофилами, а позднее с Герценом: «Да-с, да-с, я западник, я предан Европе; то есть, говоря точнее, я предан образованности, над которою у нас так мило теперь потешаются,- цивилизации,- да, да, это слово еще лучше,- и люблю ее всем сердцем, и верю в нее, и другой веры у меня нет и не будет». Однако и взгляды Потугина вряд ли
могут стать точкой опоры в той стихии всеобщего отрицания, которая господствует в романе «Дым». Сам автор признавался позже, что в его герое есть доля шаржа. Слишком уж беспощадно порою отрицает Потугин то, что не могло не быть дорого автору,- Россию. В своих раздумьях о судьбах родины Потугин доходит до остроумного вывода: разгуливая однажды по всемирной выставке в лондонском Хрустальном дворце, он вдруг решает, что, «если бы такой вышел приказ, что вместе с исчезновением какого-либо народа с лица земли неминуемо должно было бы исчезнуть из Хрустального дворца все то, что тот народ выдумал,- наша матушка, Русь православная, провалиться бы могла в тартарары, и ни одного гвоздика, ни одной булавочки не потревожила бы родная...» В этих рассуждениях слабость крайнего западничества: механическое понимание прогресса как совокупности научно-технических достижений - при полном пренебрежении к ценностям духовным. Нужно заметить, что если бы «провалилась Русь», то ведь с нею бы и вся русская литература, главное дело жизни Тургенева. Рассудочные потуги западника оказываются несостоятельными. Потугин в жизни разочаровавшийся неудачник. Он порой жалок в своем бессильном отрицании, и это не может не породить сомнений в его идеях.
В романе «Дым» отражен глубокий пессимизм Тургенева, выросший в ту самую эпоху, когда большая часть общества жила теми или иными надеждами. Исток этого пессимизма - разочарование личности в «мире всеобщего». Дымом, чем-то обманчивым и нереальным представляется вся жизнь главному герою романа Литвинову. «Дым, дым,- повторил он несколько раз; и все вдруг показалось ему дымом, все, собственная жизнь, русская жизнь - все людское, особенно все русское. Все дым и пар, думал он; все как будто беспрестанно меняется, всюду новые образы, явления бегут за явлениями, а, в сущности, все то же да то же; все торопится, спешит куда-то - и все исчезает бесследно, ничего не достигая; ...дым, шептал он, дым...»
Эти рассуждения Литвинова отдаленно перекликаются с завершающей идеей тургеневской речи о Гамлете и Дон Кихоте: «Все пройдет, все исчезнет, все рассыплется прахом...
Все великое земное Разлетается, как дым...
Но добрые дела не разлетаются дымом; они долговечнее самой сияющей красоты...»
Тогда Тургеневу виделся еще выход в добрых делах, была надежда на Дон Кихота - теперь на это нет и намека, Дон Кихоту нет места в этом мире.
Героиню романа «Дым» можно было бы назвать «несостоявшейся тургеневской девушкой». По задаткам характера, по свойствам натуры Ирина подходит именно под тип «тургеневской героини», но, в отличие от своих предшественниц, она полностью подчиняется среде. Личность Ирины измята и искорежена внешними обстоятельствами. Героиня ненавидит, презирает окружающее общество, но не имеет воли выйти из-под его власти. Впрочем, сама воля уже не представляется автору такою же безусловной ценностью, как прежде. Наоборот - теперь она становится основой деспотизма, заменяя собою подлинную цельность личности, она рождает власть Губаревых.
Брезгливое презрение и насмешка автора сопровождают почти всех героев «Дыма». «Нет ни к чему почти любви»,- верно заметил Л. Толстой по поводу нового романа Тургенева.
Романы Тургенева - социальные, это своего рода летопись общественной жизни, а действительность больше не давала писателю необходимого материала. Критики начинают порицать писателя за «несовременность его творчества».
Тургенев создает прекрасные, художественно совершенные творения - повести, стихотворения в прозе, а их почти единогласно величают «пустяками», «безделками», «ничтожеством». Но Тургенев был верен себе, своему таланту. И время все расставило на свои места. Мы восхищаемся его романами, начиная от «Руди-на» и заканчивая «Новью» и «Вешними водами».
Но писатель много услышал несправедливого в свой адрес, так как не сразу были поняты его лучшие творения.