Каким был чингисхан. Любовь и семейные отношения. Выступление против татар

Его жизнь овеяна легендами. Как Зевс-громовержец, он проявлял себя в грохоте и разрушениях. Волны его активности еще долго сотрясали континенты, а дикие орды его кочевников стали ужасом для целых стран. Но он не был бы столь могущественным, если бы не вооружился знаниями древних цивилизаций. Чингисхан и его империя с радостью принимала военные достижения великих культур. Куда бы ни приходили монголы, они очень быстро растворялись в местном населении, принимая язык и религию покоренного им народа. Они были саранчой, которая заставляла цивилизованные страны объединяться. Чингисхан возник на фоне расслабленных государств, создав из них самую большую в истории человечества континентальную империю. Когда эти государства укрепились, исчезла и Монгольская Держава, превратившись символом безудержной агрессии.

Божественное происхождение

Во все времена появление великих людей обрастало божественными предками и небесными знамениями. Летописи завоеванных стран дают разные даты рождения Тэмуджина: 1155 год и 1162 год, упоминая сгусток крови, который малыш зажал в ладошке.

Монгольский литературный памятник «Сокровенное сказание», составленный в 1240 году, дает подробное описание предков Чингисхана, их родов и матримониальных обстоятельств. Например, имя Тэмуджин было дано будущему хану вселенной в честь побежденного татарского вождя Тэмуджина-Уге. Мальчик родился от Есугей-багатура из рода Борджигин и девушки Оэлун из рода олхонут. Сам Есугей, согласно «Сказанию», был отравлен татарами, когда Тэмуджину было 9 лет. Отец успел сосватать его Борте, девочке 11 лет из рода унгират.

Смерть отца вызвала цепь событий, которые повлияли на становление Тэмуджина. Соседние кланы прогоняют семью с насиженных мест, преследуют наследника Есугея и пытаются его убить. Плененный, он бежит, расколов деревянные колодки, прячется в озере, затем спасается в телеге с шерстью, которую ему предоставили сыновья какого-то батрака. Впоследствии, люди, которые ему помогали, будут щедро обласканы. Жестокость в отношении юного Тэмуджина не была безосновательной. Разросшиеся монгольские племена испытывали недостаток пастбищ и ждали вождя, который объединил бы их для завоевания новых земель.

Мальчик находит своих родственников и женится на Борту. Испытания закалили его и дали жизни смысл. Не по годам смышленый, Тэмуджин наблюдает, как человеческий ресурс его нации расходуется на взаимное истребление. Он уже начинает формировать свой круг и дружить с одними племенными вождями против других.

Монголы против татар

Слава удачливого полководца притягивает к нему лучших воинов. Его милосердие по отношению к побежденным и строгость – к нарушителям военной дисциплины делает его самым известным полководцем Монголии. Тэмуджин умеет подбирать кадры. В его улусе выстраивается иерархия власти, которая потом распространится на всю его империю. Он победил во внутривидовой борьбе степняков. Согласно китайским летописям, татары были сильным племенным объединением, чьи наезды тревожили не только монгольские улусы, но и китайскую цивилизацию. Династия Цзинь находит в Тэмуджине верного союзника, который приобретает не только высокие титулы, но и умение интриговать.

В 1202 году Тэмуджин настолько окреп, что был в состоянии один выступить против татар, давних своих обидчиков и врагов. Вопреки обычному правилу не убивать признавших поражение противников, он вырезает почти всех татар, оставив в живых лишь детей ростом ниже тележного колеса. Дерзкими и неожиданными нападениями он разбивает бывших союзников Ван-хана и Джамуху, а затем предает последнего бескровной смерти – ему сломали хребет. Хребет внутримонгольской оппозиции был сломлен.

Становление Великой Империи

Весной 1206 года курултай всех монгольских вождей провозглашает Тэмуджина Чингисханом, то есть, повелителем бескрайней, как море, степи. Прежде всего, новый владыка уничтожает родоплеменные различия, разделив своих подданных на сотни, тысячи и тумены. Это была военизированная держава, в которой каждый мужчина обязан был по первому кличу встать в конную лаву с оружием в руках. Начальники подразделений выбирались не по родовитости, а по способностям. Высочайшей доблестью стала верность, поэтому иметь друга-монгола было большим приобретением. Обман, трусость и предательство каралось смертью, а врага, преданного своему хозяину до конца, без проблем принимали в войско.

Выстраивая социально-политическую пирамиду своей власти, Чингисхан, безусловно, брал пример с государственной модели Поднебесной, где он, наверняка, успел побывать. Ему удалось навязать своему кочевому народу феодальную иерархию, закрепить простых крестьян-кочевников (аратов) за определенными угодьями и выпасами, поставив над ними начальников-нойонов. Нойоны эксплуатировали крестьян, но сами несли ответственность перед более высоким начальником за мобилизацию определенного количества воинов. Переход от одного начальника к другому был запрещен под страхом смертной казни.

Китай сам виноват, что допустил объединение монгол. Играя на противоречиях и тайно поддерживая противников Тэмуджина, властители могли бы долго держать степняков в раздробленности. Но китайцы сами были раздроблены, а монгольскому хану достались неплохие советники, которые помогли ему выстроить государственную машину и указали путь на Китай. Покорив сибирские племена, Чингисхан сосредотачивает свои силы вдоль Великой Китайской стены. Его сыновья – Джучи, Чагатай и Угедей – возглавляют орды, которые вгрызаются в тело империи Цзинь, сам повелитель степей с младшим сыном Толуем стал во главе армии, двинувшейся к морю. Империя рушится как карточный домик, ослабленная тяжестью внутренних противоречий, оставив императору Пекин, но на следующий год война продолжилась с остатками обреченной империи.

Движение на запад

Цветущие города Семиречья, которые лежали на западе от Китая, пытались объединиться перед грозным завоевателем во главе с ханом найманов Кучлуком. Используя религиозные и этнические противоречия, монголы завоевывают Семиречье и Восточный Туркестан в 1218 году, и подходят к пределам мусульманского Хорезма.

К моменту монгольского завоевания держава хорезмшахов превратилась в огромную среднеазиатскую державу, подмявшую под себя южный Афганистан, восточный Ирак и Иран, Самарканд и Бухару. Правитель империи Хорезмшах Ала ад-Дин Мухамед Второй повел себя крайне самонадеянно, недооценив силы и коварства хана Монголии. Он велел отрубить головы послам Чингисхана, прибывшим для мирной торговли и дружбы. Судьба Хорезма была решена. Хорошо укрепленные города азиатской державы он колол как орехи, так как в его войске пребывали китайские инженеры, знающие толк в осадном деле.

Полководцы Чингисхана Джебэ и Субэдей преследуют остатки армии Хорезмшаха через Северный Иран, Южный Кавказ, затем через Северный Кавказ, сметая на своем пути аланов, половцев и русских. Весной 1223 года состоялось первое столкновение князей северо-восточной Руси с ордами кочевников на реке Калке. Монголы использовали свою обычную тактику фальшивого бегства и, заманив объединенные силы славян и половцев вглубь своей позиции, ударили с флангов и наголову разбили врага. К сожалению, наши предки не сделали никаких выводов из этого поражения и не объединились перед грозным врагом. Дни междоусобиц и княжеской вольницы были сочтены. Иго Золотой Орды на двести лет придавит славянские племена, чтобы стать цементом для будущей великой России.

Мир после Чингисхана

Вождь монголов еще продолжает воевать с остатками непокоренных племен Китая, Сибири и Средней Азии. Во время охоты Чингисхан падает с лошади и получает травму, которая вызывает сильный жар и ослабление всего организма. Весной 1226 года он возглавил поход против тангутов в китайской провинции Нинся, наносит поражение тангутской армии и умирает под стенами города Чжусин.

Могила Великого Могола точно не установлена, что дает пищу для многочисленных домыслов и фантазий. Преемникам Чингисхана не удалось удержать огромную империю под единым началом. Очень скоро она распадается на улусы, которые лишь формально подчиняются правителю в Каракоруме (столице империи). Наши предки столкнулись с улусом Джучи, сыном которого был известный полководец Батый. В 1266 этот улус обособляется в отдельное государство, получившее в историографии название «Золотая Орда».

Покорив множество земель от Венгрии до Вьетнама, монголы вовсе не собирались навязывать несчастным народам свою культуру, обычаи и религию. Произведя страшные материальные разрушения, эта «саранча» схлынула или растворилась в местном населении. Среди российских дворян немало потомков монгольских «багатуров» и даже чингизидов. Известный революционер Георгий Валентинович Плеханов был потомком «повелителя бескрайних степей». В Китае монгольская династия правила под именем Юань с 1271 по 1368 годы.


Синонимы имени Чингиз. Чингис, Шынгыс.
Происхождение имени Чингиз. Имя Чингиз казахское.

Имя Чингиз – монгольское имя, в первую очередь ассоциируется с великим правителем Чингисханом. Это имя дословно означает «повелитель воды», также переводят как «повелитель моря», «повелитель бескрайнего» (в том понимании, что вода бескрайняя, как море). Со временем имя стали трактовать как «великий», «сильный». Среди казахов это имя может произноситься и записываться русскими буквами как Шынгыс.

Предок монголов, в том числе и Чингизхана, Бортэ-Чино, согласно преданию монголов, переплыл море Тенгис и поселился на труднодоступных землях. Возможно, что великий хан монголов взял себе новое имя в честь предка, показавшего свою силу, мощь и сильную волю.

В Британской библиотеке в Лондое хранится книга эпических поэм Ахмада Табризи «Шаханшах-намэ», которую также называют «Чингиз-намэ», что переводят как «Книга царя царей». Возможно, что трактовка имени Чингиз в значении «великий» появилась отсюда.

Имя Чингиз - двусоставное. Первая часть имени «чин» означает «истинный», «настоящий», вторая часть «гиз» означает «царственный потомок». Поэтому имя может трактоваться как «правитель поднебесной» (т.е. Китая), «чин» в данном случае означает «Китай».

Есть вероятность, что имя Чингиз имеет китайское происхождение, но со временем оно потеряло родство с Китаем и стало настоящим монгольским именем. После того, как семьи прародителей монголов Нукуз и Киян покинули родные земли и укрылись в местности Эргунэ-кун. Откуда в дальнейшем Бортэ-Чино и его потомки вышли и образовали родственную группу - монголов. Первая часть имени «чин» также переводят как «китайский», поэтому есть вероятность китайских корней у имени Чингиз.

Основные черты характера Чингиза – это сильная воля и целеустремлённость, соседствующие со скромностью и склонностью идеализировать.

В детстве Чингиз чувствительный, бесконфликтный и добродушный мальчик. Он внимателен к своим близким, имеет сильное духовное начало, выражающееся в обостренном чувстве прекрасного. Взрослея, Чингиз ощущает тягу ко всему новому. Он с готовностью берется за принципиально новые, масштабные и грандиозные проекты. Однако его нельзя назвать пустым мечтателем. Мужчина имеет сильную волю, способность убеждать и твёрдо стоит на своих позициях. Это не каждый может заметить, поскольку Чингиз не проявляет перечисленные черты без особой надобности.

Чингиз обязательно реализует поставленные перед ним задачи. Он будет поступательно справляться со всеми возникающими препятствиями, причем очень часто методы этого мужчины очень жесткие. Тех, кто пытается ему помешать, Чингиз просто сметает со своего пути. Сильная и яркая воля Чингиза особенно видна в нестандартных и экстремальных ситуациях. В этих случаях мужчина находит самый рациональный и результативный выход.

В жизни Чингиз занимает активную позицию. Он четко представляет то, чего хочет добиться, и великолепно ориентируется во всех жизненных ситуациях. Чингиза не смутишь резким изменением обстоятельств, его невозможно застать врасплох трудностями. В то же время долгосрочные проекты плохо подходят этому мужчине. Чингиз может быстро потерять интерес к делу и забросить его. Именно поэтому маловероятно, что мужчина сможет развить собственный бизнес. Значительно лучше ему удается выполнения заданий, и чем сложнее поставленная перед ним задача, тем лучше он ее выполнит. Однако работу, от которой Чингиз не видит пользы, он, скорее всего, выполнять откажется.

Чингиз уверен в себе и в своих силах, имеет острый критический ум. Он умеет зарабатывать деньги, но легко их тратит. Часто может принимать необдуманные решения. Среди друзей Чингиз имеет славу души компании. Они ценят его надежность и дорожат его дружбой.

В обычной жизни Чингиз скромен и не стремится выделиться на фоне других людей. Он обладает хорошим чувством юмора, достаточно усерден на работе. Чаще всего Чингиз делает хорошие успехи в научной и технической сфере. Также мужчину может заинтересовать работа, связанная с литературой и философией.

В семье Чингиз становится отличной опорой для своей супруги и великолепным отцом, причём детей у него обычно бывает очень много. Семья для мужчины – это целое, частью которого он себя видит.

Именины Чингиза

Чингиз именины не празднует.

Известные люди с именем Чингиз

  • Чингисхан, Чингис хаан, Чингизхан ((ок.1155/1162 – 1227) собственное имя – Тэмуджин, Темучжин, Темучин; основатель и первый великий хан Монгольской империи, сумевший объединить разрозненные монгольские племена; полководец, предводитель завоевательных походов монголов в Среднюю Азию, Китай, Восточную Европу и на Кавказ. После его смерти империей правили его потомки от первой жены, которых стали называть Чингизиды, Чингисиды, Род Чингиза, Чингизовичи. С большой вероятностью в современное время по всему миру живет примерно 16 миллионов потомков Чингисхана по мужской линии.)
  • Чингиз Ильдрым ((1890 – 1938) имя при рождении – Чингиз Ильдрым оглы Султанов; азербайджанский советский инженер-металлург, первый из азербайджанцев, награждённый орденом Красного Знамени, заместитель начальника строительства Магнитогорского металлургического комбината)
  • Чингиз Измайлов ((1944 - 2011) советский и российский психофизиолог. Совместно с Е.Н.Соколовым создал и разрабатывал концепцию векторного кодирования в психофизиологии. Основная масса работ Ч.А.Измайлова посвящена изучению сенсорных систем (особенно цветовому зрению) и эмоциям. Анализ полученных данных позволил составить геометрическую модель, которая применяется в медицинской практике при лечении нарушений цветовосприятия. А модель изучения эмоций позволила найти точный способ измерения эмоционального интеллекта. Большой вклад Ч.А.Измайлов внес в развитие математической психологии в России, он стал автором различных учебников и методических руководств по количественным измерениям и математическому моделированию в психологии. Был преподавателем на факультете психологии Московского университета, подготовил трёх кандидатов наук.)
  • Чингиз Гасан оглы Гусейнов ((род.1929) азербайджанский и российский писатель, литературовед, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель искусств Азербайджана, профессор филологического факультета МГУ. Обладатель Ордена Дружбы (2000).)
  • Чингиз Мустафаев ((1960 - 1992) азербайджанский гражданский и военный журналист, который внёс значительный вклад в развитие национального телевидения. Он освещал военные события в Нагорном Карабахе, также и с места Ходжалинской резни, сотрудничал с некоторыми иностранными информационными агентствами. Национальный герой Азербайджана – звание присвоено посмертно в 1992 году.)
  • Чингиз Айтматов ((1928 - 2008) киргизский писатель, писавший на киргизском и русском языках, Герой Киргизской Республики (1997), народный писатель Киргизской АССР (1974), Герой Социалистического Труда (1978). Лауреат Ленинской (1963) и трёх Государственных премий СССР (1968, 1977, 1983). Автор повести «Джамиля» (1957), принесшей писателю мировую известность (издавалось почти на всех языках мира). Многие произведения Чингиза Айтматова были экранизированы: «Первый учитель», «Верблюжий глаз», «Ранние журавли», «Белый пароход». «Белый пароход» был показан на кинофестивалях в Берлине и Венеции. «Восхождение на Фудзияму» (1973) до сих пор ставится на сценах театра Казахстана, а повесть «Пегий пес, бегущий краем моря» экранизирована не только русскими, но и немецкими кинематографистами. В постсоветское время Чингиз Айтматов возглавлял посольство СССР (затем, посольство РФ) в Люксембурге, с 1994 по 2006 годы был послом Кыргызстана в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге. Уже за рубежом были изданы и другие его произведения «Белое облако Чингиз Хана» (1992), «Сказки» (1997), «Когда падают горы, или «Вечная невеста» (2006, «Снежный барс» - в немецком переводе (2007)). В 1998 году Ч.Айтматов вновь был признан Народным писателем у себя на родине и удостоен звания Героя Кыргызстана. В 2006 году основал Международный Благотворительный Фонд Чингиза Айтматова «Диалог без границ», главой которого был до конца своей жизни. В СССР писать был также одним из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, главным редактором журнала «Иностранная литература», именно он инициировал создание международного интеллектуального движения «Иссык-Кульский форум». В честь Чингиза Айтматова назван парк, улица, театр, музей, создана премия имени Чингиза Айтматова, вручение и награждение которой будет происходить в день рождения великого писателя.)
  • Чингиз Измайлов ((род.1948) заместитель министра транспорта Российской Федерации с 2001 года. Работал как на судах Каспийского морского пароходства, так занимался и партийной работой. Впоследствии занимался международными перевозками, координацией транспортных систем и логистикой. Награжден медалями «300 лет Российскому флоту», «За трудовую доблесть», обладатель знаков «Почетному работнику морского флота», «Почетный работник транспорта России».)
  • Чингиз Гаджи оглу Садыхов ((род.1929) пианист, народный артист Азербайджана, профессор, кавалер Ордена Слава (2009))
  • Чингиз Абдуллаев ((род.1959) советский, азербайджанский писатель. Писал в различных жанрах (рассказы, детективы, исторические романы). Документальный роман о деятельности экспертов ООН и сотрудников Интерпола «Голубые ангелы» (1985) первоначально был запрещен к публикации, так как содержала секретную информацию на тот момент. Исторический роман «Заговор в начале эры» (1984-1995) писался с использованием архивов Рима и Афин. Активно публиковаться писать смог только после 1994 года. Чингиз Абдуллаев способен написать роман за полтора-два месяца, хотя в это трудно поверить. С 1995 года Ч.Абдуллаев считается одним из самых популярных советских писателей после распада СССР, его перу принадлежат более 50 сценариев, 170 повестей и романов, многочисленные рассказы и публицистические статьи. Его произведения издавались на 29 языках мира, продолжают издаваться и в настоящее время. По сценариям и книгам автора снято семь фильмов и два сериала. Чингиз Абдуллаев не только писатель, но и почетный офицер отряда спецназа пяти государств, а американская пресса называет его «одним из лучших авторов современности в жанре политического детектива». Чингиз Абдуллаев обладатель различных премий и наград, например, премии «Гранд-мастер» (2001, Латвия), «Честь и достоинство» (2004, Россия), «Платиновое перо» (2013, Азербайджан), награды немецких книготорговцев «За вклад в развитие европейского романа» (2004) и многих других. Чингиз Абдуллаев посетил более чем 80 стран мира, владеет помимо родного азербайджанского и русского языков также и другими языками (испанским, турецким, фарси, английским).

Биография Чингисхана крайне туманна и содержит множество неточностей. При ее изучении вы увидите несколько возможных дат рождения, важных событий и смерти, что является до поры до времени нормально, пока не появятся более глубокие исторические данные о жизни этого великого полководца.

Родился Чингисхан в 1155 или же в 1162 году. Известно, что местом его рождения было поселение монголов неподалеку от верхнего течения реки Онон. Также исторические данные предоставляют информацию, что рос маленький Темуджин без отца, который оставил семью. Юному Темуджину пришлось выживать.

По мере течения жизненных событий, женился на девушке Бортэ, чтобы построить свою собственную семью. Нрав у него был крайне властным, поэтому Темуджину (Чингисхану) удалось собрать людей, которые позже переформировались в войско, в котором он стал теперь полководцем. Зарабатывали они нападениями и грабежом, что позже преобразовалось в завоевание территорий. Со временем, земляные владения под началом Чингисхана увеличивались, слава о нем летела впереди самого полководца, так что Чингисхан стал известным захватчиком.

Был период в завоеваниях Чингисхана, когда он на время отложил военные набеги, и вкладывал усилия во внутреннее формирование своей орды, что было новаторским на примере предыдущих лет управления на данной территории. В 1205 году, который, собственно, и является годом объединения многих татарских племен под монгольским началом и преобразования их в единую систему татаро-монгол, принес первые военные трофеи и завоевания после длительного периода затишья и поражений. В 1210 году Чингисхан удостоился титула великого хана над всеми завоеванными и объединёнными племенами. Чингисхан проводил активную внешнюю политику по укреплению связи между общинами, а также внутренне формировал устойчивый аппарат подчинения власти высшего правителя, что помогло сохранить полученные им в результате военных завоеваний земли и племена под своим крылом.

Как всякий правитель, Чингисхан вводил множество реформ, которые направлялись на улучшения благостояния племен, однако они все равно носили военный характер, что отображалось на внешних контактах полководца. Он понимал и всячески популяризировал один язык – язык оружия, насилия и крови, который его народ очень хорошо усвоил за годы правления Чингисхана.

Уже к 1211 году полководец Чингисхан мог похвастаться завоеванием чуть ли не пол мира: Средней Азии, Сибири, подчинения нескольких провинций Китая. С Китаем и его императором у Чингисхана были долгосрочные договоренности по заключению мира, в результате чего монгольский завоеватель оставил Китай в покое. Однако свое слово он сдержал ненадолго и в 1214 году вновь развязал войну. В 1223 году Чингисхан двигался на юго-запад. По пути им было завоеваны Крым и Сурож, что принесло значительные потери властвовавшей тогда Киевской Руси. Особенно обостренные бои велись на реке Калке. Постепенно Чингисхан добился расширения своей Монгольской империи. Последним громким достижением перед кончиной великого и наводящего ужас полководца Чингисхана было уничтожение Тунгусского государства. Скончался Чингисхан в 1227 году.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Имя: Чингисхан (Тэмуджин Борджигин)

Дата рождения: 1162 г.

Возраст: 65 лет

Деятельность: основатель и первый великий хан Монгольской империи

Семейное положение: был женат

Чингисхан: биография

Полководец, известный нам как Чингисхан, родился в Монголии в 1155 или 1162 году (по разным источникам). Настоящее имя этого человека – Тэмуджин. Он появился на свет в урочище Делюн-Болдок, его отцом стал Есугей-багатура, а матерью – Оэлун. Примечательно, что Оэлун была посватана за другого мужчину, но Есугей-багатура отбил возлюбленную у своего соперника.

Тэмуджин получил свою имя в честь татарина Тэмуджина-Уге. Этого вождя Есугей одолел незадолго до того, как его сын издал свой первый крик.


Тэмуджин достаточно рано лишился отца. В девятилетнем возрасте он был сосватан одиннадцатилетней Борте из другого рода. Есугей решил оставить сына в доме невесты, пока они оба не достигнут совершеннолетнего возраста, чтобы будущие супруги получше друг друга узнали. На обратном пути отец Чингисхана задержался на татарской стоянке, где его отравили. Через три дня Есугей скончался.

После этого для Тэмуджина, его матери, второй жены Есугея, а также братьев будущего великого полководца настали темные времена. Глава клана прогнал семью с привычного места и отобрал весь принадлежащий ей скот. На протяжении нескольких лет вдовам и их сыновьям пришлось жить в абсолютной нищете и скитаться по степям.


Спустя некоторое время вождь тайчиутов, прогнавший семью Тэмуджина и провозгласивший себя владельцем всех завоеванных Есугеем земель, начал опасаться мести со стороны повзрослевшего сына Есугея. Он натравил на стойбище семейства вооруженный отряд. Парень сбежал, однако вскоре его догнали, пленили и поместили в деревянную колодку, в которой он не мог ни попить, ни поесть.

Спастись Чингисхану помогла собственная смекалка и заступничество нескольких представителей другого племени. В одну из ночей он сумел убежать и спрятаться в озере, практически полностью уходя под воду. Затем несколько местных жителей спрятали Тэмуджина в телеге с шерстью, а после – дали ему кобылицу и оружие, чтобы он смог добраться домой. Через некоторое время после успешного освобождения молодой воин женился на Борте.

Приход к власти

Тэмуджин, как сын вождя, стремился к власти. Поначалу ему нужна была поддержка, и он обратился к хану кереитов Тоорилу. Он был побратимом Есугея и согласился объединиться с ним. Так началась история, которая привела Тэмуджина к званию Чингисхана. Он совершал набеги на соседние поселения, преумножая свои владения и, как ни странно, свою армию. Другие монголы по время сражений стремились убить как можно больше противников. Тэмуджин же, напротив, стремился оставить как можно больше воинов в живых, чтобы переманить их к себе.


Первая серьезная битва молодого полководца состоялась против племени меркитов, которые были в союзе со все теми же тайчиутами. Они даже похитили жену Тэмуджина, однако он, вместе с Тоорилом и еще одним союзником – Джамухи из другого племени – одолел противников и вернул себе жену. После славной победы Тоорил решил вернуться в собственную орду, а Тэмуджин с Джамухой, заключив союз побратимства, остались в одной орде. При этом большей популярностью пользовался Тэмуджин, а Джамуха со временем начал испытывать к нему неприязнь.


Он искал повода для открытой ссоры с побратимом и нашел его: младший брат Джамухи погиб, когда попытался украсть лошадей, принадлежавших Тэмуджину. Якобы с целью мести Джамуха напал на противника со своим войском, и в первом сражении он одержал победу. Но судьба Чингисхана не привлекала бы столько внимания, если бы его можно было так просто сломить. Он быстро оправился от поражения, и его ум начали занимать новые войны: вместе с Тоорилом разгромил татар и получил не только отличную добычу, но и почетный титул военного комиссара («Джаутхури»).

Далее последовали другие успешные и не очень походы и очередные соревнования с Джамухой, а также с вождем другого племени – Ван-Ханом. Ван-Хан не был настроен категорично против Тэмуджина, однако был союзником Джамухи и оказался вынужден действовать соответственно.


Накануне решающей битвы с совместными войсками Джамухи и Ван-Хана в 1202 году полководец самостоятельно совершил очередной набег на татар. При этом он снова решил действовать не так, как было принято выполнять завоевания в те времена. Тэмуджин заявил, что во время боя его монголы не должны захватывать добычу, поскольку вся она будет поделена между ними только после завершения сражения. В этой схватке будущий великий правитель одержал победу, после чего распорядился казнить всех татар в качестве возмездия за монголов, которых те убили. В живых были оставлены только маленькие дети.

В 1203 году Тэмуджин и Джамуха с Ван-Ханом снова встретились лицом к лицу. Поначалу улус будущего Чингисхана терпел потери, но из-за ранения сына Ван-Хана противники отступили. Дабы разобщить своих врагов, во время этой вынужденной паузы Тэмуджин отправлял им дипломатические послания. В это же время несколько племен объединились, чтобы воевать как против Тэмуджина, так и против Ван-Хана. Последний разбил их первыми и принялся отмечать славную победу: тут-то войска Тэмуджина и настигли его, застав воинов врасплох.


Джамуха остался только с частью войска и решил скооперироваться с еще одним вождем – Таян-ханом. Последний хотел сразиться с Тэмуджином, так как на тот момент только он казался ему опасным соперником в отчаянной борьбе за абсолютную власть в степях Монголии. Победу в сражении, состоявшемся в 1204 году, одержала снова армия Тэмуджина, продемонстрировавшего себя как одаренного полководца.

Великий хан

В 1206 году Тэмуджин получил звание Великого хана надо всеми монгольскими племенами и принял широко известное имя Чингиз, которое переводится как «повелитель бескрайнего в море». Было очевидно, что его роль в истории монгольских степей огромна, как и его войско, и никто больше не решался бросить ему вызов. Это пошло на пользу Монголии: если раньше местные племена постоянно воевали друг с другом и совершали набеги на соседние поселения, то теперь они стали похожи на полноценное государство. Если до этого монгольская национальность неизменно ассоциировалась с распрями и кровопотерями, то теперь – со сплоченностью и могуществом.


Чингисхан - великий хан

Чингисхан хотел оставить после себя достойное наследие не только как завоеватель, но и как мудрый правитель. Он ввел свой собственный закон, который, помимо прочего, говорил о взаимопомощи в походе и запрещал обманывать доверившегося. Эти моральные принципы требовалось соблюдать неукоснительно, в противном случае нарушителя могла ожидать казнь. Полководец перемешал различные племена и народы, и к какому бы племени раньше ни относилась семья – ее взрослые мужчины считались воинами отряда Чингисхана.

Завоевания Чингисхана

О Чингисхане написаны многочисленные фильмы и книги не только потому, что он навел порядок в землях своего народа. Он также широко известен успешными завоеваниями соседних земель. Так, в период с 1207 по 1211 годы его войско подчинило великому правителю практически все народы Сибири и заставило их выплачивать Чингисхану дань. Но на этом полководец не собирался останавливаться: он хотел завоевать Китай.


В 1213 году он вторгся в китайское государство Цзинь, установив власть над местной провинцией Ляодун. На всем пути следования Чингисхана и его армии китайские войска сдавались ему без боя, а некоторые и вовсе переходили на его сторону. К осени 1213 года монгольский правитель укрепил свои позиции вдоль всей Великой Китайской стены. Тогда он отправил три мощные армии, которые возглавляли его сыновья и братья, в разные регионы Цзиньской империи. Некоторые поселения сдались ему почти сразу, другие – сражались до 1235 года. Однако в итоге на весь Китай того времени распространилось татаро-монгольское иго.


Даже Китай не мог заставить Чингисхана прекратить свое нашествие. Добившись успеха в сражениях с ближайшими соседями, он заинтересовался Средней Азией и, особенно, плодородным Семиречьем. В 1213 году правителем этого региона стал беглый найманский хан Кучлук, который допустил политический просчет, начав гонения на последователей ислама. В результате правители нескольких оседлых племен Семиречья добровольно объявили, что согласны быть подданными Чингисхана. Впоследствии монгольские войска завоевали и другие регионы Семиречья, разрешив мусульманам выполнять свои богослужения и, тем самым, вызвав симпатию у местного населения.

Смерть

Полководец скончался незадолго до капитуляции Чжунсина – столицы одного из тех самых китайских поселений, которые до последнего пытались противостоять монгольскому войску. Причина смерти Чингисхана называется разная: упал с лошади, внезапно заболел, не смог адаптироваться к тяжелому климату другой страны. Где расположена могила великого завоевателя – до сих пор точно неизвестно.


Смерть Чингисхана. Рисунок из книги о путешествии Марко Поло, 1410 - 1412 гг

Многочисленные потомки Чингисхана, его братья, дети и внуки старались сохранить и приумножить его завоевания и были крупными государственными деятелями Монголии. Так, его внук стал старшим среди чингизидов второго поколения после кончины своего дедушки. В жизни Чингисхана было три женщины: упоминавшаяся ранее Борте, а также его вторая жена Хулан-хатун и третья жена татарка Есугэн. В общей сложности они родили ему шестнадцать детей.

В середине XII в. после гибели нескольких монгольских ханов оборону монголов от чжурчженей и их союзников - татар - возглавил потомок Хабул хана Есугей багатур («багатур» значит «богатырь»). Человек храбрый и решительный, Есугей багатур был не ханом, а главой рода Борджигинов, который обитал в районе к северу от современной российско монгольской границы, там, где сейчас расположен город Нерчинск.

Когда то Есугей, будучи еще совсем молодым человеком, охотился в степи с соколом и вдруг увидел, как какой то меркит везет в телеге, запряженной очень хорошей лошадью, девушку исключительной красоты. Есугей позвал своих братьев, и монголы бросились в погоню за добычей. Увидев преследователей, девушка горько заплакала и сказала меркиту, своему жениху: «Ты видишь этих людей - они тебя убьют, брось меня, уезжай, я буду вечно тебя помнить». Потом сняла с себя рубашку и отдала ему на память. Монголы уже приближались - меркит быстро выпряг коня, ожег его плетью и ушел от погони. А братья запрягли своих лошадей в телегу и, привезя плачущую девушку домой, сказали; «Забудь о своем женихе, наш Есугей живет без женщины» - и выдали ее за Есугея. Жену Есугея, имя которой осталось в истории, звали Оэлун.

Брак оказался счастливым. В 1162 г. Оэлун родила первенца - Тэмуджина , а впоследствии еще трех сыновей: Хасара, Хачиун беки, Тэмугэ - и дочь Тэмулун. От второй жены (монголы многоженство разрешали и поощряли) - Сочихэл - у Есугея родилось еще двое сыновей: Бектер и Бельгутей.

Когда Тэмуджин подрос и ему исполнилось 9 лет, то по монгольскому обычаю он должен был быть помолвлен. Отец договорился о помолвке Тэмуджина с родителями красивой десятилетней девочки по имени Бортэ из соседнего племени хонкират и повез сына в становище будущего тестя. Оставив Тэмуджина у хонкиратов, чтобы он привык к своей невесте и будущим родственникам, Есугей отправился в обратный путь. По дороге он увидел нескольких человек, сидевших у огня, которые, как и положено в степи, пригласили его разделить трапезу. Есугей подъехал ближе и лишь тут понял, что это были татары. Бежать было бесполезно, потому что татары погнались бы за ним, а конь Есугея устал. Гостя же у походного костра по степной традиции тронуть не мог никто.

У Есугея не оставалось выбора - он принял приглашение и, поев, благополучно уехал. Но по дороге Есугей почувствовал себя плохо и решил, что его отравили. На четвертый день, добравшись домой, он умер, завещав родне отомстить татарам. Трудно сказать, насколько прав был Есугей в своих подозрениях, но важно другое: он допускал, что татары могли его отравить, то есть совершить неслыханное дотоле нарушение обычаев степняков.

Сподвижники отца съездили за Тэмуджином и привезли мальчика домой. Как старший сын, он стал главой рода, и тут выяснилось, что вся сила племени заключалась в воле и энергии Есугея. Своим авторитетом он заставлял людей ходить в походы, защищаться от врага, забывать местнические счеты ради общего дела. Но поскольку Есугей не был ханом, его влияние кончилось с его смертью. Соплеменники не имели никаких обязательств перед семьей Есугея и покинули Борджигинов, отогнав весь их скот, по существу обрекая семью Есугея на голодную смерть: ведь старшему, Тэмуджину, было только 9 лет, а остальным - и того меньше.

Инициаторами такой жестокости стали тайджиуты - племя, которое было враждебно настроено по отношению к Есугею. Тогда Оэлун схватила знамя Есугея, поскакала за отъезжавшими и пристыдила их: «Как вам не стыдно бросать семью вашего вождя!» Некоторые вернулись, но потом опять ушли, и все трудности воспитания детей и добычи пищи для семьи легли на плечи двух женщин: Оэлун и Сочихэл - старшей и младшей жен Есугея. Они ловили сурков, чтобы получить хоть какое нибудь мясо, и собирали дикий чеснок - черемшу. Тэмуджин ходил к реке и пытался подстрелить тайменей. Как все монголы, он умел стрелять сквозь воду, несмотря на то что вода преломляет свет, искажая изображение, и попасть в цель очень трудно. Даже летом семья жила впроголодь, делая запасы на зиму.

Между тем соплеменники, оскорбившие и бросившие семью Есугея, продолжали следить за ней, так как опасались заслуженной мести. По видимому, им удалось сделать соглядатаем старшего сына Сочихэл - Бектера. Бектер, почувствовав за собой силу, начал вести себя пренебрежительно по отношению к детям Оэлун. Тэмуджин и Хасар не выдержали издевательств сводного брата и застрелили его из лука.

К этому времени уже вполне сложились характеры и определились наклонности детей Есугея. Хасар был храбрый и сильный парень, отличный стрелок. Тэмугэ стал нежным и послушным сыном, он заботился о матери и мачехе. Хачиун Беки не обладал никакими достоинствами. В Тэмуджине же и друзья и враги отмечали выдержку, волю, упорное стремление к цели. Конечно, все эти качества пугали врагов Борджигинов, и потому тайджуиты напали на юрту семьи Есугея. Тэмуджин успел убежать в таежную чащу, где, как гласит монгольский источник, не было даже тропинок, по которым «сытый змей мог бы проползти».
Через девять дней, мучимый голодом, Тэмуджин был вынужден сдаться. Он вышел в степь, где его схватили и привели в свое становище. За что же на него охотились? Да, очевидно, за убийство Бектера, тайджиутского шпиона. Тайджиуты не убили Тэмуджина. Таргутай Кирилтух - друг Есугея - смог спасти юношу от смерти, но не от наказания. На Тэмуджина надели колодку - две деревянные доски с отверстием для шеи, которые стягивались между собой. Колодка была мучительным наказанием: человек не имел возможности сам ни поесть, ни попить, ни даже согнать муху, севшую ему на лицо. К тому же доски приходилось все время держать руками, чтобы они не сдавливали шею.

Тэмуджин внешне сносил все совершенно безропотно. Но однажды, во время праздника полнолуния, тайджиуты устроили большую попойку и напились, оставив пленника под охраной какого то слабого парня, которому архи (молочной водки) не дали. Тэмуджин улучил момент, ударил парня колодкой по голове и убежал, придерживая доски руками. Но так далеко не убежишь - Тэмуджин добрался до берега Онона и лег в воду. Сторож, придя в себя, закричал: «Упустил я колодника!» - и вся пьяная толпа тайджиутов бросилась искать беглеца. Луна ярко светила, все было видно как днем. Вдруг Тэмуджин понял, что над ним стоит человек и смотрит ему в глаза. Это был Сорган Шира из племени сулдус, который жил в становище тайджиутов и занимался своим ремеслом - делал кумыс. Он сказал Тэмуджину: «Вот за то тебя и не любят, что ты так сметлив. Лежи, не бойся, я тебя не выдам».

Сорган Шира вернулся к преследователям и предложил еще раз все обыскать. Легко понять, что пленник обнаружен не был. Пьяные тайджиуты хотели спать и, решив, что человек в колодке далеко не уйдет, прекратили поиски. Тогда Тэмуджин выбрался из воды и пошел к своему спасителю. Сорган Шира, увидев, что колодник вползает к нему в юрту, испугался и уже хотел было прогнать Тэмуджина, но тут запротестовали дети Сорган Шира: «Нет, что ты, отец. Когда хищник загонит пташку в чащу, то ведь и чаща ее спасает. Мы не можем его выгнать, раз он гость». Они сняли с Тэмуджина колодку, изрубили ее и бросили в огонь. У Сорган Ширы оставался только один выход - спасти Тэмуджина, и потому он дал ему лошадь, лук, две стрелы, но не дал кремня и огнива. Ведь лошади паслись в степи, лук хранился на верхнем карнизе двери юрты, и их легко было украсть, а кремень и огниво каждый степняк носил с собой. Если бы Тэмуджина схватили и нашли у него огниво или кремень Сорган Ширы, семье спасителя и ему самому пришлось бы плохо.

Тэмуджин ускакал и через некоторое время нашел свою семью. Борджигины сразу же перекочевали на другое место, и тайджиуты больше не смогли их обнаружить. Вот это обстоятельство и показывает, что Бектер действительно был доносчиком: после его смерти некому стало сообщать врагам о местах кочевий Борджигинов. Затем Тэмуджин женился на своей нареченной Бортэ. Ее отец сдержал свое слово - свадьба состоялась. Приданым Бортэ стала роскошная соболья шуба. Тэмуджин привез Бортэ домой… и драгоценную шубу у нее немедленно «изъял». Он понимал, что без поддержки ему не устоять против многочисленных врагов, и потому вскоре направился к самому могущественному из тогдашних степных вождей - Ван хану из племени кераитов. Ван хан был когда то другом отца Тэмуджина, и ему удалось заручиться поддержкой Ван хана, напомнив об этой дружбе и поднеся роскошный подарок - соболью шубу Бортэ.

Но не успел счастливый от достигнутого успеха Тэмуджин вернуться домой, как становище Борджигинов подверглось новому нападению. На этот раз напали меркиты, вынудившие семью скрыться на горе Бурхан халдун. При этом не обошлось без потерь: в плен была захвачена Бортэ и вторая жена Есугея - Сочихэл. Тэмуджин, потеряв любимую жену, был в отчаянии, но не в растерянности. Гонцы Борджигинов поскакали к его побратиму Джамухе Сэчену из племени джаджират и кераитскому Ван хану. Объединенное войско возглавил Джамуха, бывший талантливым полководцем.

Поздней осенью 1180 г., когда уже выпал первый снежок, воины Джамухи и Тэмуджина внезапно обрушились на кочевье меркитов, находившееся к востоку от Байкала. Враги, захваченные врасплох, бежали. Тэмуджин же хотел найти свою Бортэ и звал ее по имени. Бортэ услышала и, выбежав из толпы женщин, ухватилась за стремя мужниного коня. А Сочихэл ушла с похитителями. Похоже, она стала выполнять ту же шпионскую обязанность, что и ее сын Бектер: ведь кроме нее некому было сообщить меркитам, где находится кочевье Борджигинов и как можно организовать нападение. Сочихэл не вернулась, и напрасно ее сын - добродушный Бельгутей, который очень любил свою мать, требовал от меркитов, чтобы ему ее возвратили.

Надо сказать, что, хотя Бельгутей был сыном предательницы и братом предателя, Тэмуджин, зная, что сам Бельгутей человек чистосердечный, ценил его, любил и всегда видел в нем своего ближайшего родственника. Это, конечно, совсем не плохо характеризует человека, из которого историки пытались сделать чудовище! Читая написанное современниками о Тэмуджине, необходимо помнить, что писали о нем люди, крайне дурно к нему настроенные. А ведь даже Дьявол (Иблис) в мусульманской поэзии говорит: «Меня рисуют в банях таким безобразным, потому что кисть - в ладони моего врага».

Поход на меркитов сильно повысил авторитет и известность Тэмуджина, но не среди всех обитателей степи, а среди их пассионарной части - «людей длинной воли». Одинокие богатыри увидели, что имеет смысл поддержать инициативного сына Есугея, даже рискуя жизнью. И начался процесс, который, сами того не подозревая, спровоцировали кераитский хан и джаджиратский вождь: вокруг Тэмуджина стали собираться степные удальцы. Они то в 1182 г. и избрали его ханом с титулом «Чингис».

Само слово «Чингис» непонятно. Д.Банзаров, бурятский исследователь, считает, что это имя одного из шаманских духов. Другие полагают, что титул произошел от слова «чингиху» - «обнимать», следовательно, «Чингис» - титул человека, имевшего всю полноту власти. Как бы там ни было, у монголов установилась новая система правления. Назвать ее принцип монархическим довольно трудно, потому что хан был отнюдь не самодержавен, а, напротив, не мог не считаться с нойонами - главами примкнувших к нему племен - и со своими богатырями. Таким образом войско надежно ограничивало волю хана.

Государственным устройством не предусматривалось и право наследования, хотя впоследствии каждый новый хан избирался только из потомков Чингиса. Но это было не законом, а выражением воли самих монголов. Уважая Чингисхана , его заслуги перед народом, они не видели оснований отказывать в наследовании престола его потомкам. Кроме того, монголы верили во врожденный характер человеческих достоинств и недостатков. Так, склонность к предательству считалась столь же неотторжимым атрибутом наследственности, как цвет глаз или волос, и потому предателей истребляли беспощадно вместе с их родственниками.

Избрание ханом стало неожиданностью для Тэмуджина: все другие претенденты на престол из числа потомков Хабул хана просто отказались от этой обременительной должности. Весть об избрании Тэмуджина ханом по разному была встречена в степи. Ван хан был очень доволен таким оборотом дела, а вождь джаджиратов Джамуха воспринял весть о возвышении своего побратима с раздражением. Как на грех, при попытке отогнать из владений Чингиса табун, оказался убитым брат Джамухи - Тайчар. Под предлогом мести Джамуха с тридцатитысячным войском двинулся на Чингиса. Не достигнув решающего успеха в разгроме врага, вождь джаджиратов ограничился жестокой расправой с пленными и отступил.

Проявление непривычной для степняков жестокости лишило Джамуху популярности. Два наиболее крупных и боеспособных племени - уруты и мангуты - откочевали к Чингису. На пиру в честь избавления от Джамухи брат Чингисхана Бельгутей поймал вора, укравшего узду и поводок с коновязи. Богатырь Бури Боко из племени чжурки (юрки) вступился за вора. Произошла драка, закончившаяся для чжурки плачевно. Когда Чингис выступил в очередной поход против татар, чжурки, памятуя о ссоре, не пришли на помощь своим, а двинулись на беззащитные монгольские юрты, ограбили и убили десяток немощных стариков. Вернувшийся из похода Чингис решил наказать племя чжурки и разгромил их кочевья. Вожди племени были казнены, а уцелевшие воины включены в войско монгольского хана.

Детали происшедшего в дальнейшем (1185 1197) точно не известны, но лакуна в исторических знаниях вполне может быть заполнена при помощи сведений содержательной книги «Мэн да Бэй лу» («Тайная история монголов»). «Мэн да Бэй лу» сообщает, что Тэмуджин был захвачен в плен маньчжурами и 11 лет провел в темнице. Потом он каким то образом спасся и вернулся в степь.

Теперь Чингису пришлось все начинать заново. Из 13 тысяч всадников осталось менее 3 тысяч, монголы не только потеряли все те преимущества, которые приобрели за время правления Чингисхана , но и перессорились друг с другом. Даже Хасар бросил своего брата и пошел служить хану кераитов.

Но уже в 1198 г. Тэмуджин опять стоял во главе мощной орды. Что позволило ему так быстро вернуть утраченное? Вероятно, снова сказалось увеличение пассионарности монголов. Число «людей длинной воли» росло; росло и их желание устроить жизнь по своему. Следовательно, им по прежнему был необходим вождь, который приказывал бы им делать то, что они хотели выполнять. Ведь соперники Чингиса - родовитые нойоны Алтаи, Хучар, Сэчэ бики - мечтали о старом порядке, основанном на произволе, праве на безобразия, отсутствии верности обязательствам; сторонники же Чингиса желали твердого порядка, гарантий взаимовыручки и уважения своих прав. Прекрасно поняв чаяния своих последователей, Чингисхан сформулировал новый свод законов - Великую Ясу. Яса отнюдь не являлась модификацией обычного права, а основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства без каких либо компромиссов.

Таким образом, Яса Чингисхана , по сути дела, явилась регламентацией тех новых стереотипов поведения, которые отстаивали «люди длинной воли». Ничего подобного не знала монгольская практика. Так, по Великой Ясе, каждого предателя, то есть человека, обманувшего доверившегося ему, предавали смертной казни. Простым людям отрубали голову, а людям высокого происхождения ломали позвоночник так, чтобы кровь оставалась в теле убитого. В этом случае, по монгольскому поверью, убитый мог возродиться к новой жизни. Если же кровь вытекала на землю, человек терял не только жизнь, но и душу.

Точно так же смертная казнь полагалась и за неоказание помощи боевому товарищу. Например, встретив любого соплеменника в пустыне, каждый монгол был обязан (!) предложить ему попить и поесть. Ведь путник, который не имел возможности подкрепить силы, мог умереть, и тогда на нарушившего закон падало обвинение в убийстве. Если кто то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен был поднять и вернуть ему оружие. Нарушение этого правила также приравнивалось к неоказанию помощи и влекло за собой смертную казнь.

Кара смертью была воздаянием и за убийство, блуд мужчины, неверность жены, кражу, грабеж, скупку краденого, сокрытие беглого раба, чародейство, направленное во вред ближнему, троекратное невозвращение долга. За менее тяжкие преступления полагалась ссылка в Сибирь или наказание штрафом.

Яса - неслыханное нарушение племенных обычаев - ознаменовала конец скрытого («инкубационного») периода монгольского этногенеза и переход к явному периоду фазы подъема с новым императивом: «Будь тем, кем ты должен быть!» Законодательно закрепленный принцип взаимовыручки дал пассионарному субэтносу сторонников Чингаса возможность координировать свои усилия. Однако большая часть монголов упорно предпочитала привычные формы родового быта, а не жизнь военной орды.

Врагами монголов Чингиса по прежнему были и меркиты, и найманы, и татары, и чжурчжени, и ойраты, а единственный союзник - кераиты во главе с Ван ханом - надежностью не отличался. «Люди длинной воли», как и раньше, должны были защищаться, чтобы жить. Но теперь возросшая пассионарность диктовала им стремление к победам, ибо в те времена только победа над врагами была способна избавить народ от постоянной угрозы. И войны за победу начались. Выход монголов на арену мировой военно политической истории стал переломным моментом в существовании всего Евразийского континента.

В самом начале XIII в., в 1202 1203 гг., которые были переломными для всей ситуации в степи, монголы разбили сначала меркитов, а затем и кераитов. Дело в том, что кераиты разделились на сторонников Чингисхана и его противников. Противников Чингисхана возглавил сын Ван хана, законный наследник престола - Нилха (у кераитов, христиан несторианского толка, это имя соответствовало имени Илья). У Нилхи были основания ненавидеть Чингисхана : еще в то время, когда Ван хан был союзником Чингиса, вождь кераитов, видя неоспоримые таланты последнего, хотел передать ему кераитский престол, минуя собственного сына. Столкновение этой части кераитов с монголами произошло еще при жизни Ван хана. И хотя кераиты имели численное превосходство, монголы разбили их, благодаря тому, что проявили исключительную мобильность и захватили противника врасплох.

В столкновении с кераитами в полной мере проявился характер Чингисхана. Когда Ван хан и его сын Нилха бежали с поля боя, один из их нойонов с небольшим отрядом задерживал монголов, спасая своих вождей от плена. Этого нойона схватили, привели пред очи Чингиса, и тот спросил: «Зачем же ты, нойон, видя положение своих войск, сам не ушел? У тебя же были и время и возможность». Тот ответил: «Я служил своему хану и дал возможность ему убежать, а моя голова - для тебя, о победитель». Чингисхан сказал: «Надо, чтобы все подражали этому человеку. Смотрите, как он смел, верен, доблестен. Я не могу тебя убить, нойон, я предлагаю тебе место в своем войске». Нойон стал тысячником и, конечно, верно служил Чингисхану , потому что кераитская орда распалась. Сам Ван хан нелепо погиб при попытке бежать к найманам. Их стражники на границе, увидев кераита, недолго думая, убили его, а отрубленную голову старика поднесли своему хану.

В 1204 г. произошло неизбежное столкновение монголов Чингисхана и могущественного найманского ханства - орды со смешанным населением, состоявшим из монголов найманов и примкнувших к ним тюрок. И вновь одержали победу монголы Чингиса. Хан найманов погиб, а его сын Кучлук (Гуш лук) убежал к своим соплеменникам - кара китаям. Побежденные, как обычно, были включены в состав орды Чингиса.

В восточной степи больше не нашлось племен, способных активно сопротивляться новому порядку, и в 1206 г. на великом курултае Чингис был вновь избран ханом, но уже всей Монголии. Так родилось общемонгольское государство. Единственным враждебным ему племенем оставались старинные враги Борджигинов - меркиты, но и те к 1208 г. оказались вытесненными в долину реки Иргиз.

Растущая пассионарность орды Чингисхана позволила ей довольно легко и плодотворно ассимилировать разные племена и народы. Ибо, в соответствии с монгольскими стереотипами поведения, хан мог и должен был требовать покорности, повиновения приказу, выполнения обязанностей, но требовать от человека отказа от его веры или обычаев считалось делом не только глупым, но и аморальным - за индивидом оставалось право на собственный выбор. Подобное устроение привлекало многих. В 1209 г. независимое государство уйгуров прислало к Чингисхану послов с просьбой принять их в состав его улуса. Просьбу, естественно, удовлетворили, и Чингисхан дал уйгурам огромные торговые привилегии. Через Уйгурию ел караванный путь, и уйгуры, оказавшись в составе монгольского государства, разбогатели за счет того, что по высоким ценам продавали воду, фрукты, мясо и «удовольствия» изголодавшимся караванщикам.

Добровольное соединение Уйгурии с Монголией оказалось полезным и для монголов. Во первых, степняки, не имея собственной письменности, заимствовали уйгурскую. (Интересно, что первым грамотеем в улусе стал татарин по происхождению, мальчик сирота Шихи Хутуху, воспитанный матерью хана - Оэлун.) Во вторых, с присоединением Уйгурии монголы вышли за границы своего этнического ареала и соприкоснулись с иными народами Ойкумены.

В 1210 г. грянула тяжелая война с чжурчженями. Монгольское войско возглавляли Чингисхан , его сыновья Джучи, Чагатай, Угэдэй и полководец Джэбэ. Чжурчженьские полководцы талантами не уступали монгольским, но не имели войск, подобных войскам Чингисхана. Чжурчжени терпели поражения, но боролись упорно - война продолжалась очень долго и закончилась только в 1234 г., уже после смерти Чингисхана, взятием последних твердынь империи Кинь - Кайфына и Цайчжоу,

В Кайфыне отчаянно сопротивлявшиеся чжурчжени просто умирали от голода. Они настолько ослабели, что не могли держать в руках оружие. Когда же им предложили сдаться, то воины сказали: «Пока в крепости есть мыши, мы их ловим и едим, а если их не будет, то у нас есть жены и дети, мы будем есть их, но не сдадимся». Такова была чжурчженьская пассионарность, ничем не уступавшая монгольской.

В 1216 г. на реке Иргиз монголы наголову разбили остатки меркитов, но сами подверглись нападению хорезмийцев.

О Хорезме необходимо сказать подробнее. Хорезм оказался самым мощным из государств, возникших в XII в., при ослаблении державы Сельджукидов. Властители Хорезма из наместников правителя Ургенча превратились в независимых государей и приняли титул «хорезмшахов». Они оказались энергичными, предприимчивыми и воинственными правителями. Это позволило хорезмшахам завоевать большую часть Средней Азии. Они покорили даже южный Афганистан, соединив тем самым под своей властью Иран и Мавераннахр. Хорезмшахи создали огромное государство, в котором основную военную силу составляли тюрки из прилегавших степей: канглы (печенеги) и карлуки.

Но это государство оказалось непрочным, несмотря на обилие материальных богатств, храбрых воинов и опытных улемов, служивших дипломатами. Режим военной диктатуры опирался на чуждые местному населению племена, имевшие иной язык, другие нравы и обычаи. Нельзя сказать, что различны были и религии, так как представление о религии у солдат тюрок было крайне аморфное. Но безобразничать наемники умели! Они вызвали недовольство жителей Самарканда, Бухары, Мерва - словом, целого ряда среднеазиатских городов, где население не смогло вынести произвола гулямов. Восстание в Самарканде, например, привело к тому, что тюркский гарнизон был уничтожен, причем тюрок местные жители рвали на части. Естественно, за этим последовала карательная операция хорезмийцев, которые подавили восстание и жесточайшим образом расправились с населением Самарканда. Так же пострадали другие крупные и богатые города Средней Азии.

В этой обстановке хорезмшах Мухаммед решил подтвердить свой титул «гази» - «победитель неверных» - и прославиться очередной победой над ними. Случай представился ему в том самом 1216 г., когда монголы, воюя с меркитами, дошли до Иргиза. Узнав о приходе монголов, Мухаммед послал против них войско только из за того, что степняки не верили в Аллаха.

Хорезмийское войско обрушилось на монголов, но они в арьергардном бою сами перешли в наступление и сильно потрепали хорезмийцев. Только атака левого крыла, которым командовал сын хорезмшаха талантливый полководец Джеляль ад Дин, выправила положение. После этого хорезмийцы отошли, а монголы вернулись домой: воевать с Хорезмом они не собирались, напротив, Чингисхан всеми силами хотел наладить отношения с хорезмшахом. Ведь через Среднюю Азию шел Великий караванный путь, и все владетели земель, по которым он пролегал, богатели за счет пошлин, выплачиваемых купцами. Купцы охотно платили любые пошлины, потому что расходы они неизменно перекладывали на потребителей, сами при этом ничего не теряя. Желая сохранить все преимущества, связанные с караванным путем, монголы стремились к покою и миру на своих рубежах. Разность вер, по их мнению, повода к войне не давала и оправдать кровопролития не могла. Вероятно, и сам хорезмшах понимал эпизодичность столкновения на Иргизе. В 1218 г. Мухаммед направил в Монголию торговый караван. Мир был восстановлен, тем более что монголам было не до Хорезма.

Чуть раньше найманский царевич Кучлук начал новую войну с монголами, опираясь на силу своих соплеменников - кара китаев. Кучлук потерпел поражение, однако погубила царевича не военная слабость. Его сил было достаточно, чтобы бороться против немногочисленного корпуса, посланного Чингисханом, но Кучлук принял новую веру, подробностей о которой в источниках нет. Во всяком случае, это верование не относилось ни к исламу, ни к христианству, ни к буддизму, а представляло собой некий неизвестный культ. Точно известно другое: все население отказало Кучлуку в повиновении. Он бежал, героически защищаясь, отступил до самого Памира, там был настигнут монголами и убит. А население Каракитайского ханства целиком и с охотой подчинилось Чингисхану.

Вторично монголо хорезмийские отношения были нарушены тюркскими сардарами (офицерами) и самим хорезмшахом, одобрившим их самоуправство. В 1219 г. к городу Отрару, владению хорезмшаха, подошел богатый караван, следовавший из земель Чингисхана. Караван остановился на берегу Сыр дарьи, а купцы пошли в город купить на базаре припасов и вымыться в бане. Торговцам встретились двое знакомых, и один из встреченных донес правителю города, что купцы эти - шпионы. Тот сразу сообразил, что есть прекрасный повод ограбить путников. Купцов перебили, имущество конфисковали. Половину награбленного правитель Отрара отослал в Хорезм, и Мухаммед принял добычу, а значит - разделил ответственность за содеянное.

Чингисхан направил послов, чтобы выяснить, из за чего произошел такой странный инцидент. Мухаммед разгневался, увидя неверных, и велел часть послов убить, а часть, раздев донага, выгнать на верную смерть в степь. Двое или трое монголов все таки добрались домой и рассказали о случившемся. Гнев Чингисхана не имел пределов. С точки зрения монгола, произошли самые страшные преступления: обман доверившихся и убийство гостей. Согласно Великой Ясе Чингисхан не мог оставить неотомщенными ни тех купцов, которых убили в Отраре, ни тех послов, которых оскорбил и убил хорезмшах. Хан должен был воевать, иначе соплеменники просто отказали бы ему в доверии.

В Средней Азии хорезмшах имел в своем распоряжении четырехсоттысячное регулярное войско. А у монголов, как установил наш знаменитый востоковед В.В.Бартольд, было всего 200 тысяч ополченцев. Чингисхан потребовал военной помощи от всех союзников. Пришли воины от тюрков и кара китаев, уйгуры прислали отряд в 5 тысяч человек, только тангутский посол дерзко ответил: «Если у тебя не хватает войска - не воюй». Чингисхан счел ответ оскорблением и сказал: «Только мертвым я смог бы снести такую обиду».

Итак, Чингисхан бросил на Хорезм собранные монгольские, уйгурские, тюркские и кара китайские войска. Хорезм шах же, поссорившись со своей матерью Туркан хатун, не доверял военачальникам, связанным с нею родством. Он боялся собрать их в кулак для того, чтобы отразить натиск монголов, и рассеял армию по гарнизонам. Лучшими полководцами шаха были его собственный нелюбимый сын Джеляль ад Дин и комендант крепости Ходжент - Тимур Мелик. Монголы брали крепости одну за другой, а в Ходженте, даже взяв крепость, они не смогли пленить гарнизон. Тимур Мелик посадил своих воинов на плоты и по широкой Сырдарье ушел от преследования. Разрозненные гарнизоны не могли сдержать наступления войск Чингисхана. Вскоре все крупные города султаната: Самарканд, Бухара, Мерв, Герат - были захвачены монголами.

По поводу взятия монголами среднеазиатских городов существует вполне устоявшаяся версия: «Дикие кочевники разрушили культурные оазисы земледельческих народов». Эта версия построена на легендах, создававшихся придворными мусульманскими историографами. Например, о падении Герата исламские историки сообщали как о бедствии, при котором в городе было истреблено все население, кроме нескольких мужчин, сумевших спастись в мечети. Они прятались там, боясь выйти на улицы, заваленные трупами. Лишь дикие звери бродили по городу и терзали мертвецов. Отсидевшись некоторое время и придя в себя, эти «герои» отправились в дальние края грабить караваны, чтобы вернуть себе утраченное богатство.

Это характерный образчик мифотворчества. Ведь если бы все население большого города было истреблено и лежало трупами на улицах, то внутри города, в частности в мечети, воздух был бы заражен трупным ядом, и спрятавшиеся там просто умерли бы. Никакие хищники, кроме шакалов, возле города не обитают, а в город и они проникают очень редко. Измученным людям двинуться грабить караваны за несколько сот километров от Герата было просто невозможно, потому что им пришлось бы идти пешком, неся на себе тяжести - воду и провизию. Такой «разбойник», встретив караван, не смог бы его ограбить, поскольку сил хватило бы лишь на то, чтобы попросить воды.

Еще забавнее сведения, сообщаемые историками о Мерве. Монголы взяли его в 1219 г. и тоже якобы истребили там всех жителей до последнего человека. Но уже в 1229 г. Мерв восстал, и монголам пришлось взять город снова. И, наконец, еще через два года Мерв выставил для борьбы с монголами отряд в 10 тысяч человек.

Плоды пылкой фантазии, воспринимаемые буквально, породили злую, «черную» легенду о монгольских зверствах. Если же учитывать степень достоверности источников и задаваться простыми, но необходимыми вопросами, легко отделить историческую правду от литературных вымыслов.

Монголы заняли Персию почти без боев, вытеснив сына хорезмшаха Джеляль ад Дина в северную Индию. Сам Мухаммед II Гази, надломленный борьбой и постоянными поражениями, умер в колонии прокаженных на острове в Каспийском море (1221). Монголы же заключили мир с шиитским населением Ирана, которое постоянно обижали стоявшие у власти сунниты, в частности багдадский халиф и сам Джеляль ад Дин. В результате шиитское население Персии пострадало значительно меньше, чем сунниты Средней Азии. Как бы то ни было, в 1221 г. с химерным образованием - государством хорезмшахов - было покончено. При одном правителе - Мухаммеде II Гази - это государство и достигло наивысшего могущества, и погибло. В результате к империи монголов оказались присоединены Хорезм, Северный Иран, Хорасан.

В 1226 г. пробил час Тангутского государства, которое в решительный момент войны с Хорезмом отказало Чингису в помощи. Монголы обоснованно рассматривали этот шаг как предательство, которое, в соответствии с Ясой, требовало отмщения. Ныне территория Тангутского государства, а это степи и плоскогорья, примыкающие к излучине реки Хуанхэ и хребту Наньшань, - самая настоящая пустыня. Но в XIII в. на этой земле существовала богатая страна с большими городами, золотыми рудниками, регулярной армией и оригинальной культурой. Столицей Тангута был город Чжунсин. Его и осадил в 1227 г. Чингисхан, разбив в предшествовавших сражениях тангутские войска.

Во время осады Чжунсина Чингисхан умер, но монгольские нойоны по приказу своего вождя скрыли его смерть. Крепость была взята, а население «злого» города, на которое пала коллективная вина за предательство, подверглось экзекуции. Государство тангутов исчезло, оставив после себя лишь письменные свидетельства былой высокой культуры, но город уцелел и жил до 1405 г., когда был разрушен китайцами династии Мин.

От столицы тангутов монголы повезли тело своего великого хана в родные степи. Обряд похорон был таков: в вырытую могилу опустили останки Чингисхана вместе с множеством ценных вещей и перебили всех рабов, выполнявших погребальные работы. По обычаю, ровно через год требовалось справить поминки. Дабы безошибочно найти место погребения, монголы сделали следующее. На могиле принесли в жертву только что взятого от матери маленького верблюжонка. И через год верблюдица сама нашла в безбрежной степи место, где был убит ее детеныш. Заколов эту верблюдицу, монголы совершили положенный обряд поминок и затем покинули могилу навсегда. И до сих пор никому не известно, где погребен Чингисхан.

В последние годы своей жизни Чингисхан был крайне озабочен судьбой своей державы. У хана было четыре сына от любимой жены Бортэ и множество детей от других жен, которые хотя и считались законными детьми, но не имели никаких прав на занятие места отца. Сыновья от Бортэ весьма различались между собой по склонностям и по характеру. Старший сын, Джучи, родился вскоре после меркитского плена Бортэ, и потому не только «злые языки», но и младший брат Чагатай называли его «меркитским выродком». Хотя Бортэ неизменно защищала Джучи, а сам Чингисхан всегда признавал сына своим, тень меркитского плена матери легла на Джучи бременем подозрений в незаконнорожденности. Однажды в присутствии отца Чагатай открыто обозвал Джучи, и дело чуть не закончилось дракой братьев.

В поведении Джучи имелись некоторые устойчивые стереотипы, сильно отличавшие его от Чингиса. Если для Чингисхана не существовало самого понятия пощады к врагам (он оставлял жизнь лишь маленьким детям, которых усыновляла его мать Оэлун, и доблестным багатурам, принимавшим монгольскую службу), то Джучи отличался гуманностью и добротой. Так, во время осады Гурганджа совершенно измученные войной хорезмийцы просили принять капитуляцию, то есть, проще говоря, пощадить их. Джучи высказался за проявление милости, но Чингисхан категорически отверг просьбу о пощаде, и в результате гарнизон Гурганджа был частично вырезан, а сам город затоплен водами Амударьи. К сожалению, непонимание между отцом и старшим сыном, постоянно подогреваемое интригами и наговорами родственников, со временем углубилось и перешло в недоверие государя своему наследнику.

Чингисхан заподозрил, что Джучи хочет приобрести популярность среди завоеванных народов и отделиться от Монголии. Вряд ли это было так, но факт остается фактом: в начале 1227 г. охотившегося в степи Джучи нашли мертвым, со сломанным позвоночником. Страшные подробности происшедшего неизвестны, но, без сомнения, отец был единственным человеком, заинтересованным в смерти Джучи и способным оборвать жизнь ханского сына.

В противоположность Джучи, второй сын Чингисхана, Чагатай, был человеком строгим, исполнительным и даже жестоким. Потому он получил должность «хранителя Ясы» (нечто вроде генерального прокурора или верховного судьи). Чагатай соблюдал закон совершенно неукоснительно и без всякой пощады относился к нарушителям.

Третий сын великого хана. Угэдэй, подобно Джучи, отличался добротой и терпимостью к людям. Но самой характерной чертой Угэдэя была страсть к степной охоте и выпивке в компании друзей. Разницу в поведении Угэдэя лучше всего иллюстрирует следующий случай: однажды в совместной поездке братья увидели у воды мывшегося мусульманина. По мусульманскому обычаю, каждый правоверный обязан был несколько раз в день совершать намаз и ритуальное омовение. Монгольская традиция, напротив, запрещала человеку мыться где либо в течение всего лета. Монголы полагали, будто мытье в реке или озере вызывает грозу, а гроза в степи очень опасна для путников, и потому «вызов» грозы рассматривался как покушение на жизнь других людей. Нухуры (дружинники) безжалостного законника Чагатая схватили мусульманина. Предвидя кровавую развязку - несчастному грозило отсечение головы, - Угэдэй послал своего человека, чтобы тот велел мусульманину отвечать, что он уронил в воду золотой и всего лишь искал его там. Мусульманин так и сказал Чагатаю. Тот велел искать монету, а за это время дружинник Угэдэя подбросил золотой в воду. Найденную монету вернули «законному» владельцу. На прощание Угэдэй, вынув из кармана горсть монет, протянул их спасенному им человеку и сказал: «Когда ты в следующий раз уронишь в воду золотой, не лезь за ним, не нарушай закон».

Самый младший сын Чингисхана, Тулуй, родился, как указывает китайская хроника, в 1193 г. Как мы знаем из «Мэн да Бэй лу», Чингизхан находился в чжурчженьском плену до 1197 г. На сей раз неверность Бортэ была вполне очевидна, но Чингисхан и Тулуя признал своим законным сыном, хотя внешне Тулуй не напоминал Борджигина. Всех Борджигинов отличали зеленые или синеватые глаза, китайские историки называли их «стеклянными», и светлые с рыжиной волосы, а Тулуй имел вполне обычную монгольскую внешность - черные волосы и темные глаза.

Из четырех сыновей Чингисхана младший обладал наибольшими талантами и проявлял наибольшее нравственное достоинство. Хороший полководец и незаурядный администратор, Тулуй оставался любящим мужем и отличался благородством. Женился он на дочке погибшего главы кераитов Ван хана, которая была набожной христианкой. Сам Тулуй не имел права принимать христианскую веру: как Чингисид, он должен был исповедовать религию предков - бон. Но своей жене сын хана разрешил не только отправлять все христианские обряды в роскошной «церковной» юрте, но и иметь при себе священников и принимать монахов. Смерть Тулуя можно без всякого преувеличения назвать героической. Когда Угэдэй заболел, Тулуй добровольно принял сильное шаманское зелье, стремясь «привлечь» болезнь к себе, и умер, спасая своего брата.

Все четыре сына имели право наследовать Чингисхану . После устранения Джучи наследников осталось трое, и когда Чингиса не стало, а новый хан еще не был избран, улусом правил Тулуй. На курултае 1229 г. великим ханом выбрали, в соответствии с волей Чингиса, мягкого и терпимого Угэдэя. Угэдэй, как мы уже упоминали, обладал доброй душой, но доброта государя часто бывает не на пользу государству и подданным. Управление улусом при нем очень ослабло и осуществлялось в основном благодаря строгости Чагатая да дипломатическому и административному умению Тулуя. Сам великий хан предпочитал государственным заботам кочевки с охотами и пирами в Западной Монголии .

Внукам Чингисхана были выделены различные области улуса или высокие должности. Старший сын Джучи, Орда Ичэн, получил Белую Орду, находившуюся между Иртышом и хребтом Тарбагатай (район нынешнего Семипалатинска). Второй сын, Батый, стал владеть Золотой (большой) Ордой на Волге. Третьему сыну, Шейбани, отошла Синяя Орда, кочевавшая от Тюмени до Арала. При этом трем братьям - правителям улусов - было выделено всего по одной две тысячи монгольских воинов, тогда как общая численность армии монголов достигала 130 тысяч человек.

Дети Чагатая тоже получили по тысяче воинов, а потомки Тулуя, находясь при дворе, владели всем дедовским и отцовским улусом. Так у монголов установилась система наследования, называемая минорат, при которой младший сын получал в наследие все права отца, а старшие братья - лишь долю в общем наследстве.

У великого хана Угэдэя тоже был сын — Гуюк, претендовавший на наследство.
Увеличение клана еще при жизни детей Чингиса вызвало раздел наследства и огромные трудности в управлении улусом, раскинувшимся на территории от Черного до Желтого моря. В этих трудностях и семейных счетах таились зерна будущих распрей, погубивших созданное Чингисханом и его соратниками великое государство.