Подборка: философские стихотворения Тютчева. Философская тема в лирике Тютчева: анализ. Ф. И. Тютчев: философская лирика

При мысли о классике и классиках прежде всего невольно вспоминаются «премногие тома». А за одним из самых великих классиков русской поэзии - Федором Тютчевым - числится лишь «книжка небольшая». Но это, на мой взгляд, только подчеркивает заключенную в ней мощь духа и предельную поэтическую утонченность.

Тютчев начал свой творческий путь в ту эпоху, которую принято называть «пушкинской». Но этот художник слова создал совершенно иной тип поэзии. Не отрицая всего, что было открыто его гениальным предшественником, Тютчев указал русской литературе еще один путь. Если для Пушкина поэзия – способ познания мира, то для Тютчева – возможность прислушаться к непознаваемому через познание мира.
Он продолжает традиции русской философской поэзии 18 века. Но возвышенным у Тютчева оказывается само содержание жизни, ее общий пафос, а не принципы официальной веры, которыми воодушевлялись «старые» поэты.

Тютчев, в отличие от многих, не воспринимал Пространство и Время как нечто естественное, то есть попросту незамечаемое. Ему было присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлеченных понятий:

Впросонках слышу я – и не могу
Вообразить такое сочетанье,
А слышу свист полозьев на снегу
И ласточки весенней щебетанье.

В основе этой миниатюры Тютчева – новый образ, совершенно нехарактерный для поэзии 19 века, но освоенный поэзией века 20. В этом стихотворении совместились два временных пласта. Можно сказать, что поэт использует прием, который сейчас использует кино, - смену кадров.

Тютчев – открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб его поэтических ассоциаций поразителен:

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами…
………………………………………..
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем, пылающей бездной
Со всех сторон окружены.
«Как океан объемлет шар земной…».

Один из основных мотивов поэзии Тютчева – мотив хрупкости, «призрачности» бытия. «Призрак» - обычный эпитет прошлого у Тютчева: «Минувшее, как призрак друга, Прижать к груди своей хотим», «О бедный призрак, немощный и смутный, Забытого, загадочного счастья».
Символ призрачности жизни – радуга. Она прекрасна, но это лишь «виденье»:

Смотри – оно уже бледнело,
Еще минута, две – и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты дышишь и живешь.

Резко выражено ощущение призрачности мира в таком стихотворении, как «День и ночь». В нем весь внешний мир осознан как призрачный «покров, накинутый над бездной»:

Но меркнет день – настала ночь;
Пришла, и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!

Связь образов ночи и хаоса, мысль о ночной стороне подчеркивает чувство одиночества, оторванности от мира, глубокого неверия. Поэт использует прием антитезы: день – ночь. Он говорит о призрачности мира дневного и о могуществе ночи. Постичь ночь лирический герой не в состоянии, но он осознает, что этот непостижимый мир есть не что иное, как отражение его собственной души.

Стихотворения Тютчева проникнуты философско-стоическим отношением к жизни. Мотив одиночества звучит в стихах поэта о бездомном, чуждом миру страннике («Странник», «Пошли, господь, свою отраду…»), о жизни прошлым и отказе от настоящего («Душа моя – элизиум теней») и других.

Философский поиск приводил Тютчева к поискам человеческих идеалов и счастья. Эти мысли находили выражение в философских размышлениях поэта, пейзажно-философской лирике и, конечно же, в любовной.
Интересно, что мотив поиска прослеживается во всем творчестве Тютчева. При этом поэт не дает рецептов всеобщего благоденствия и счастья, часто его философские обобщения выглядят как размышления. Однако это не снижает уровень глубины и точности стихотворений поэта. Отсюда – определенная двойственность поэзии Тютчева как ее характерная черта.

Философская идея о непознаваемости мира, о человеке как частице Вселенной связана у поэта с еще одной парой понятий - «сон - смерть»:

Есть близнецы – для земнородных
Два божества – то смерть и сон,
Как брат с сестрою дивно сходных –
Она угрюмей, кротче он…

Тютчев четко понимал, что истинная жизнь человека – жизнь его души. Эта мысль тесно переплетается с мотивом «невыразимого» в стихотворении «Silentium». Однако поэт не мог не верить в гармонию земного и небесного, в союз души с душой родной, в свою способность выразить невыразимое:

Когда сочувственно на наше слово
Одна душа отозвалась –
Не нужно нам возмездия иного,
Довольно с нас, довольно с нас…


Философская лирика Ф. Тютчева (10 класс)

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА Ф.ТЮТЧЕВА

10 класс

Учитель, осваивая с учениками поэзию Тютчева, сталкивается с множеством трудностей, которые зачастую приводят к упрощенному толкованию смысла философских стихотворений поэта. Автору статьи удалось этого избежать, сохранив ясность и доступность изложения материала о натурфилософской лирике Тютчева.

Изучению лирики Тютчева в десятом классе мы предлагаем уделить два урока.

Тема урока: «Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева».

Цель: определить место Тютчева в истории русской поэзии, показать своеобразие его лирики; развивать у десятиклассников навыки интерпретации лирического произведения.

Оборудование: фотография Тютчева (1850-е гг.). Аудиозапись стихотворения «Осенний вечер» в исполнении М.Царева. Романс «Что ты клонишь над водами» (Г.Кушелев-Безбородко - Тютчев Ф.) в исполнении В.Агафонова.

Ход урока

I. Вступительное слово.

1. Повторение изученного на предыдущих уроках.

Учитель. Вспомните, о чем размышляет Базаров перед смертью.

Ученики говорят о том, что герой стал человечнее, мягче относится к своим родителям; поэтично звучат его слова, обращенные к любимой женщине, но эти чувства сливаются с размышлениями о Родине, обращением к таинственной России: «Я нужен России… Нет, видно,не нужен?».

Россия так и осталась для Базарова загадкой, не до конца разгаданной.

Своеобразным ответом тургеневскому герою могли бы стать строки поэта, к творчеству которого мы обращаемся сегодня. Их повторяют и наши друзья, и наши враги, пытающиеся разгадать таинственную славянскую душу.

В классе всегда находятся ученики, которые могут прочитать наизусть стихи Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

2. Краткое сообщение о жизненной и творческой судьбе поэта.

Учитель. Обратим внимание на даты жизни поэта - 1803-1873. О чем они могут нам сказать, особенно, если мы вспомним о другом великом русском поэте - А.С.Пушкине?

Дата рождения « прозрачна» и понятна: Тютчев не просто современник, а почти ровесник Пушкина. Поэтическую деятельность они начали практически одновременно. Литературный дебют Тютчева состоялся в 14 лет.

Вторая дата наводит на мысль, что и Пушкин мог дожить до 1870-х, а может быть, и 1880=х годов. Ведь на открытии памятника поэту в Москве были некоторые его друзья, живы были и два лицеиста: Горчаков и Комсовский. Еще раз испытываешь потрясение от мысли о преждевременности трагической гибели Пушкина.

В жизни Тютчева все было спокойнее (по крайней мере внешне), чем у Пушкина. Биография его меньше всего похожа на биографию поэта. Усадебное детство в родовом имении Овстут-Брянского уезда, учеба в Московском университете, двадцатидвухлетняя (1822 – 1844) служба за границей на скромной должности младшего секретаря русского посольства в Мюнхене, возвращение в Россию, где до конца жизни Тютчев служит в комитете иностранной цензуры. А вот его творческая биография удивительна.

Имя Тютчева – поэта в Х1Х веке открывалось трижды. Впервые поэзия Тютчева получила призвание в 1836 году. Копии стихотворений Тютчева через Вяземского и Жуковского попали в руки Пушкина. Очевидец вспоминал, « в какой восторг пришел Пушкин, когда он в первый раз увидел собрание рукописное его стихов. Он носился с ними целую неделю»(1). В третьем и четвертом номерах «Современника» появляются «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью Ф.Т. Но, признанные в узком кругу ценителей поэзии, широкой публикой и даже критикой того времени стихотворения замечены не были.

После гибели Пушкина, а затем Лермонтова в русской поэзии наступают «сумерки». 1840-е годы - «непоэтическое время, которое ознаменовано расцветом прозы. И вдруг новый поэтический взрыв! 1850-е годы вновь можно назвать «стихотворной эпохой»: Н.Некрасов, А.Фет, Ап. Григорьев, А.К.Толстой, Я.Полонский, Ап. Майков… и другие славные поэтические имена являются олицетворением этого десятилетия.

Начинается эта стихотворная эпоха со смелого, необычного, неслыханного журналистского

«хода». В 1850 г. В журнале «Современник», редактором которого уже был Некрасов, появляются те же самые 24 стихотворения Тютчева, которые впервые увидели свет в пушкинском «Современнике». Статья «Русские второстепенные поэты», где Некрасов оговорил,что эпитет «второстепенные « употреблен им в качестве противопоставления « по степени известности» таким поэтам, как Пушкин, Лермонтов, Крылов и Жуковский, а не в смысле оценочном, относит стихотворения «Ф.Т.» « к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии».

В 1854 году И.С.Тургенев выпускает первый сборник стихотворений Тютчева (2).

Но в 1870-е гг. интерес к поэту угас. Третье открытие Тютчева состоится в новую поэтическую эпоху – эпоху серебряного века. Русские символисты (Вл. Соловьев, В. Брюсов, К. Бальмонт, Д.Мережковский) в 1890-е гг. увидели в Тютчеве предшественника поэзии наступающего ХХ века (3).

Каждая новая поэтическая эпоха так или иначе сталкивается с необходимостью заново и по-своему осмыслить создания этого уникального в истории русской литературы поэта.

II .Повторение и обобщение изученного в предыдущих классах.

Учитель. Со стихотворениями Тютчева вы начали знакомиться с первого класса. Давайте вспомним наиболее известные.

Проводится викторина, целью которой является не столько вспомнить то или другое стихотворение, но оживить в памяти образный строй лирики Тютчева, настроиться на определенную эмоциональную волну, когда чувство свободно льется, что так необходимо для восприятия поэзии.

Учитель. По поводу какого стихотворения Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается легко и весело на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч»?

Ученики вспоминают стихотворение «Весенние воды».

Здесь особенно важно, чтобы ребята не только назвали стихотворение «Чародейкою Зимою», но и сумели ощутить, что обычно и проявляется в их ответах, таинственную прелесть природы, очарование новогодней ночи, от которой ждут чуда, сказочное восприятия окружающей природы. Это одна из эмоциональных «завязок» урока, которая в дальнейшем поддерживается с помощью разнообразных приемов анализа.

Учитель. В каком стихотворении Тютчев изображает победу весны над зимою, используя сказочный элемент?

Почти хором ученики вспоминают строки стихотворения «Зима недаром злится».

Учитель. Какому явлению природы Тютчев сделал признание в любви?

Называется стихотворение «Люблю грозу в началу мая…»

Учитель. Какое стихотворение имеется в виду в следующем высказывании: «Мы дивимся и восхищаемся тому, как мог аристократ, проживавший в городе и довольно долго в заграничье, почувствовать душу земли подобно истинному земледельцу- труженику, ибо предзимнее «отдыхающее» поле можно только почувствовать, а не увидеть» (4).

Учителю приходится напомнить один из шедевров поэта, к сожалению, забытый учениками: «Есть в осени первоначальной».

Учитель. Стихи Тютчева о природе прочно вошли в нашу жизнь. Кажется, нет русского человека, который бы со школьной скамьи не знал «Весенней грозы», »Весенних вод», « Чародейкою Зимою…» Для одних читателей на этом и заканчивается знакомство с поэтом, для других - названные стихи становятся началом более глубокого общения с Тютчевым (5).

Будем надеяться, что сегодняшний урок позволит нам углубить и расширить свои представления о поэте.

III. Тютчев - певец природы. Многообразные проявления жизни природы в его лирике.

Учитель. Стихотворений о природе изучено нами немало. Попробуем определить, в чем своеобразие лирики Тютчева?

Тютчев «стремится уловить душу природы, ее язык, понять и объяснить во всех ее проявлениях. Ему представляется высшим блаженством, доступным человеку, любоваться многообразными проявлениями жизни природы»(6). Какими?

Обратим внимание хотя бы на названия или первые строки стихов: «Первая встреча весны», «Весенние воды», «Летний вечер», «Осенний вечер», «Чародейкой Зимою», «Утро в горах», «Полдень Мглистый», «Ночные голоса», «Светозарный месяц», «Первая гроза», «Грохот летних бурь», «Радуга», «Дождь», «Зарницы». И времена года, и времена суток, и природные явления - все волнует поэтическое воображение Тютчева, но больше всего его привлекают «стихийные споры» природы, особенно бурь и гроз.

Мы уже вспоминали одно из самых известных стихотворений Тютчева, которое И.Аксаков назвал «майской грозовой потехой»: «Люблю грозу в начале мая». «Гармония стихийных споров»,- вот что привлекает поэта (6).

Это связано с тем, что Тютчев - поэт-мыслитель. Философскую основу его мировоззрения составляет особое отношение к природе. Страстная любовь к жизни и постоянная внутренняя тревога, обусловленная трагическим восприятием действительности; мучительная тревога, вызванная мыслью о кратковременности человеческого бытия - вот что заставляет поэта всматриваться в природу, в которой он, подобно Тургеневу (вспомните финальный пейзаж романа «Отцы и дети»), видит реальность, обладающую способностью вечно обновляться.

В иные моменты природа кажется поэту силой, сочувствующей человеку, в иные - враждебной, но чаще всего - глубоко безучастной. Отсюда, казалось бы, парадоксальное заключение:

Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Отсюда благоговейное отношение к природе («Не то, что мните вы, природа…»). Отсюда и особые взаимоотношения человека и природы: подлинное бытие имеет лишь природа в целом. Человек лишь «греза природы». Отношение к природе, которая жива сама по себе, одушевлена сама по себе приводит к излюбленному у Тютчева приему описания6 природа показана в переходные моменты своей жизни (8). Это очень хорошо видно при изображении, например, времен года.

Ученики вспоминают стихотворение «Весенние воды»:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

Учитель. Какие мысли и чувства рождаются у поэта при обращении к таким моментам перехода?

Учитель. Какую мысль важно передать при выразительном чтении? (Старое еще живо, но появляется новое). Давайте разберемся в особенностях композиции. Стихотворение отчетливо делится на две части.

Чему посвящена первая часть?

Тема первой части - пробуждение природы от зимнего, уже «редеющего» сна.

В чем своеобразие изображения пробуждающейся природы?

Поэт изобразил печальную, даже мертвую природу, но в то же время он искусно рисует приметы пробуждения. Попытаемся представить «воздух», который «уж весною дышит», едва заметное колыханье мертвого в поле стебля, почти неуловимое шевеление ветвей ели. Позже в живописи импрессионисты будут искать впечатление от увиденного. Если попытаться представить изображенное, то можно увидеть, что Тютчев стремится именно к этому, подготовив читателя к развернутому олицетворению, заключающему первую часть стихотворения: «Весну послышала она, \\ И ей невольно улыбнулась…»

Тема второй части стихотворения определяется легко: пробуждение души.

Но в чем особенности изображения этого пробуждения?

Найдем образы, которые являются центральными в строфе: «Блестят и тают глыбы снега, \\Блестит лазурь, играет кровь…». Образ тающих снегов, казалось бы, непосредственно рисует «природное» таяние снегов. Но мы часто используем подобные метафоры, говоря, например: «Душа оттаяла». Таким образом, показывая уходящее старое и возникающее новое. Тютчев изображает их в своеобразном единстве. Поэт любуется борьбой старого и нового, рисует ее красоту, потому что эта слиянность как бы ограничивает враждебные силы. Показывая пробуждение природы, он использует образы из мира природы. Поразительна нерасторжимость образов обновляющейся природы и молодеющей души.

Назовите стихи, где поэт использует параллели между явлениями природы и состоянием души человека.

Ученики называют «Дума за думой, волна за волной»; «Поток сгустился и темнеет «; «Слезы людские, о слезы людские» и др.

Интересна история создания стихотворения «Слезы людские, о слезу людские», рассказанная И.Аксаковым: «Однажды, в осенний дождливый вечер, возвратясь домой на извозчичьих дрожках, весь промокший, он (Тютчев) сказал встретившей его дочери: «…Я сочинил несколько стихов», и пока его раздевали, продиктовал ей следующее прелестное стихотворение:

Слезы людские, о слезы людские…

Здесь почти нагляден для нас тот истинно поэтический процесс, которым внешнее ощущение капель чистого осеннего дождя, лившего на поэта, пройдя сквозь его душу, претворяется в ощущение слез и облекается в звуки, которые, сколько словами, столько же самой музыкальностью своей, воспроизводят и впечатление дождливой осени, и образ плачущего людского горя… И все это в шести строчках!» (9).

Сила эмоционального впечатления, производимого на нас стихами Тютчева о природе велика, потому что он мастерски владел умением создавать картины природы. По мнению Некрасова, «пейзаж в стихах» «представляет самый трудный род поэтических произведений», т.к. требует от художника умения «двумя-тремя чертами» вызвать в воображении читателя описываемую картину (10). Тютчев « в совершенстве владеет этим искусством». Как же он этого добивается? Заглянем в творческую лабораторию поэта.

Учащимся предлагаются карточки с отпечатанной первой частью стихотворения «Фонтан». Эпитеты пропущены. Дается время, чтобы вставить их. Ученики должны обосновать свой выбор. Эта творческая работа не только чрезвычайно интересна для учащихся, но весьма полезна. Активизируя их ум, эмоции, она в то же время дает наглядное и «прочувствованное» представление о целостности всей системы художественно-изобразительных средств, о их взаимосвязи, точности и в то же время свежести каждого образа.

«Смотри, как облаком…» Эпитеты, найденные старшеклассниками, в лучшем случае совпадают по рифме и ритму. Чаще всего они предлагают «большим», »седым» и т.п. При проверке увидим, почему такой неожиданный ‘эпитет будет употреблен поэтом: «облаком живым». Ведь действительно, Тютчев рисует массу движущейся воды, фонтан «клубится», отсюда ощущение, что он « живой», »сияющий». Неожиданным явится и эпитет к слову «дым» «влажный». Но услышав его, опять изумляемся конкретности образа: ведь иначе не передать ощущение влаги на руках, на лице, на волосах, которое появляется возле фонтана. Очень важно поработать над эпитетом «высоты заветной», чтобы понять неудержимое стремление фонтана к желанной высоте, достичь которой он не в состоянии, и падает, »пылью огнецветной» назад, на землю.

Учитель. Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор эпитетов? Зримую, живописную картину.

Теперь прочитаем все стихотворение в целом. Какой смысл в этом стихотворении приобретает живописное описание фонтана?

В данном стихотворении живописной картиной неиссякаемой струи, всякий раз низвергаемой с высоты «незримо-роковой дланью», напоминает Тютчев о силе и одновременно ограниченности человеческого разума. Наглядно показана чисто философская диалектика соотношения стремления человеческого ума к абсолютному знанию и «роковой» невозможности его осуществления. Для поэта сущность мира - столкновение, противоречие, конфликт. Он наблюдает их повсюду: в природе, в движении истории, в человеческой душе. Но природа всегда оказывается для него неисчерпаемой, потому что, даря человеку долю правды о себе, она остается таинственной и загадочной и загадочной, «сфинксом». Для передачи этих чувств, мыслей и использует Тютчев свой возлюбленный прием «образного параллелизма». Причем не всегда эта параллель обнаруживается явно. Иногда граница между явлениями природы и состоянием души как бы стирается, исчезает, одно неприметно переходит в другое.

Учитель. Какое настроение создается при чтении?

Попробуйте подобрать цветовую гамму, чтобы передать это настроение.

Учащиеся отмечают, что поэт описывает природу в ее осеннем праздничном убранстве. Ее «умильная таинственная прелесть» наложила свой мягкий умиротворяющий отпечаток на интонацию стихотворения. Основная цветовая гамма = светлые, слегка желтоватые краски, а по этому светлому полю - мазки яркого черного, багряного, желтого и т.п. - цвета, которые помогают передать, как тревожными нотами в стихотворении врываются слова о «зловещем блеске и пестроте дерев», о порывистом холодном ветре, предвещающем природе «ущерб, изнеможенье».

Учитель. Стихотворение не просто показывает определенное состояние природы. Найдите сравнение, которое является его основой.

Учащиеся видят, что «кроткая улыбка» увядающей природы сравнивается со «стыдливостью страданья», которое проявляется в «разумном» существе. Отмечаем нерасторжимое диалектическое единство составления человека и природы, которое так мастерски передает поэт.

Учитель. В народном сознании живет благоговейное и трепетное отношение к стихийным силам природы, и чем загадочнее эти силы, тем больше родственная связь и больше желание продлить такую «загадочность» (11). Загадочность сил природы и связи с ними человеческой жизни Тютчев показывает с помощью «свернутого сравнения».

Прослушивание стихотворения «Что ты клонишь над водами…».

Учитель. Что вы представляете, читая эти стихи? Какое состояние ивы и струи передано в стихотворении?

Говоря о своих представлениях, десятиклассники могут нарисовать картину, передающую реальное описание природы: яркий солнечный день, стремительный, искрящийся поток воды, весело бегущий по камешкам, извивающийся и холодный. Над водой склонилась плакучая ива, которая каждой веточкой («жадными устами») тянется к струе. Она несчастна. Склонившись «дрожащими листами»,она пытается «пробиться» к струе, каждый лист ее томится, трепещет. Но у струи иной характер. Она весела, беззаботна, капризна и … безжалостна.

Учитель. В реальной картине природы без труда угадывается и символический подтекст, поэтому легко можно представить и другие образы, например, мудрого старца, скорбящего об уходящей жизни, хотя чаще всего в воображении рисуется образ несчастной девушки (вспомним, что в народной поэзии образ плакучей ивы соотносится с женским образом) и легкомысленного молодого человека, не обращающего внимания на страдания подруги. В связи с разнообразным толкованием символических образов можно вспомнить слова Тютчева по поводу стихотворения Я.П.Полонского «Утес», которое при своем появлении вызвало различные толки: «Прочтя это стихотворение, всякий вложит в него свою собственную мысль, смотря по настроению = а это едва ли не верно…»(12). Такой анализ стихотворения достаточно убедительно показывает, почему символисты восприняли Тютчева как предшественника своей поэзии.

Завершается анализ стихотворения прослушиванием романса в исполнении В.Агафонова и вопросом: почему стихотворение Тютчева « Что ты клонишь над водами…» напомнило Некрасову стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус»?

Учитель. В чем же особенность лирики природы в творчестве Тютчева?

Домашнее задание. Проанализировать одно (по выбору) стихотворение Тютчева, в котором используется прием образного параллелизма.

Примечания

1.Цит. по ст.: Пигарев К.Ф. Ф.И.Тютчев и его поэтическое наследие \\ Тютчев Ф.И Соч. В 2т.М.,1984 .Т.1.С.8.

2.См.: Кожинов В. О поэтической эпохе 1850-х гг. \\ Русская литература. Л.,1969. № 3.

3.См.: Кошелев В. Легенда о Тютчеве \\ Литература в школе. М.,!998.№1. С.41.

4. Кузин Н. Вещая муза лирика \\ Литература. М.,1997. №33.С.6.

5. Пигарев К. Ф.И.Тютчев и его время. М., 1978. С.244.

6. Брюсов В. Ф.И. Тютчев. Смысл творчества \\Брюсов В. Соч. В 2 т. М.,1987.Т.2.С.220.

7. Пигарев К . Ф.И.Тютчев и его время. С.214.

8. Брюсов В. Ф.И. Тютчев. С.230.

9.Цит. по кн.: Кошелев В.А. Легенда о Тютчеве. С.36.

10. Пигарев К. Ф.И.Тютчев и его время. С.239.

11. Кузин Н. Вещая муза лирика. С.6.

12. Пигарев К. Ф.И.Тютчев и его время. С.238.


Особое место в стихах Тютчева занимают философские размышления о человеке в мире. Поэт принёс в отечественную поэзию свежую тему слитности личности с круговращением в природе, с противоборством в ней тьмы и света. Человек в представлении Тютчева является частицей природы, он «вписан в неё», растворен в ней и вбирает её в себя. Если, например, у Лермонтова в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» личность показана беспредельно одинокой и существующей сама по себе, тогда как природа, космос, звезды живут сами по себе («звезда с звездою говорит»), то у Тютчева эти миры оказываются сращенными и нерасторжимыми. Дивный мир со своим разнообразием «лежит, развитый» перед человеком, «ему отверста вся земля», «он видит всё и славит Бога», потому что слит с этим природным миром нераздельно («Странник»). Многие стихи Тютчева построены так, что пейзажная зарисовка незаметно переходит в раздумья о человеке, а изображение личности даётся в связи с воссозданием ландшафта или природных явлений.

Таково стихотворение «Вчера, в мечтах обвороженных... » (1836). Казалось бы, поэт намерен здесь проследить постепенную смену вечера ночью, а последней — ранним рассветом. Поздний луч месяца навевает земной сон, нахмуренные тени плавно переходят в ночной мрак, а тьма постепенно рассеивается тихими струями утреннего сияния. Чтобы ярче раскрыть этот процесс перехода от мглы к темноте и последующему рассвету, поэт удачно использует тавтологию («тень нахмурилась темней»), сложные прилагательные («темно-озаренных»), редкие составные наречия («дымно-легко», «мглисто-лилейно»), передающие переходные состояния и смешения тьмы и света; обилие глагольных форм («пробежало», «ухватясь», «извиваясь», «взобралось»), раскрывающих динамику появления лучей и световых рефлексов; частые повторы слов «вот» (им начинаются пять стихов) и «вдруг» (эта анафора открывает две строки) и, наконец, вводит неопределенное местоимение «что-то», становящееся выражением загадочного одушевленного субъекта действия. Однако весь этот процесс и все эти художественные средства даны в связи с изображением спящей женщины. Это на неё падает последний луч месяца, вкруг неё «утихло молчанье», её сонный локон смутно видится во мраке; это за её одеяло ухватилось таинственное «что-то», а потом стало извиваться на её ложе. Наконец, солнечный луч «животворным сияньем» касается лица и груди и раскрывает чудесный шелк ресниц. Так человек оказывается в центре всех названных природных явлений, которые интересны поэту постольку, поскольку раскрывают красоту, молодость и освеженные силы просыпающейся женщины. Здесь картинное и пластичное изображение, достигнутое художником слова, соединилось с размышлением о месте человека в одушевленном Божьем мире.

Но сам человек, как его изображает Тютчев, соединяет в себе разительные противоречия: он раб — и властелин, силен и слаб, мятежен и терпелив, могуществен и хрупок, смирен и исполнен тревог. Чтобы передать эти полярные начала (антиномии), поэт использует в применении к личности известную формулу Паскаля «мыслящий тростник», показывает, как «могучий вихрь людей метёт» или «Судьба, как вихрь, людей метёт» («Из края в край, из града в град...»), передаёт трагическое существование человека перед ночной бездной:

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной.

(«Святая ночь на небосклон взошла...», 1848—1850)

Человек трагичен своим обособлением от себе подобных, властью страстей над ним, краткосрочностью своего существования. Бренности человеческой жизни поэт противопоставляет вечность и беспредельность мира («И гроб опущен уж в могилу...»). Могила раскрыта, в неё опущены останки человека, звучит речь о грехопаденье:

А небо так нетленно-чисто,

Так беспредельно над землёй.

Философская мысль о драматизме существования личности заключена и в стихотворении « Silentium » (1830). Первая и третья строфы этой трехчастной композиции сопоставляют духовную жизнь человека, его чувства и мечты, его «таинственно-волшебные» думы с внешним миром, с его наружным шумом, обманчивыми дневными лучами и подлинной в своей истинности звездной ночью. Выношенной мудрости этих крайних строф соответствует их наставительная, поучительная и повелительная интонация: сохраняя свою отъединенность от других, любуйся красотой мироздания, внимай пенью дневных лучей и сиянью ночных звезд. Этим самым будет установлена необходимая и желанная, связь с внешним миром. Вторая, срединная строфа носит характер исповедальный.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живешь?

Это жалоба человека на его обособленность от других, на его одиночество в людском сообществе, где «мысль изреченная есть ложь», где слово не может объединить людей, жалоба на замкнутость духовного мира, в силу чего личность обречена на свою немоту. Горечь лирического героя получает форму вопросов, которые следуют один за другим, а затем форму скорбного афоризма. Но в этой же строфе звучит и мощная мысль о напряженности и богатстве духовной жизни человека, богатстве, равном целому миру, которое нужно не растерять. Сокровенные думы свои важно не измельчить, не «возмутить», как можно замутить природные ключи, бьющие из-под земли. Размышления поэта согреты его волнением, которое особенно чувствуется в настойчивом повторении повелительного «молчи» (им заканчивается каждая строфа) и в пятом стихе, где четырехстопный ямб неожиданно ломается и переходит в трехстопный амфибрахий. Поэт развивает мотив «невыразимого», присущий Жуковскому, и доводит его дологического завершения, до требовательного наставления. Чтобы придать особую весомость и масштабность этой композиции поэт даёт ей необычное, заимствованное из средневековых дидактик латинское название, усиливая его восклицанием: « Silentium !».

«Мысль чувствующая и живая» (И. С. Аксаков) пульсирует и в другом философском стихотворении поэта — «Фонтан » (1836). Это стихотворение середины 30-х годов было послано из Мюнхена другу поэта — И. С. Гагарину и как будто обращено к нему. Оно начинается со слова «смотри». Такое приглашение глядеть, рассматривать и любоваться здесь не случайно: начало стихотворения посвящено описанию фонтана, увиденного поэтом в одном из городов Европы. Описание это для Тютчева необычно: оно основано не на мгновенном впечатлении, а на длительном всматривании в явление, на созерцании его. Поэт следит за сменой освещения, окраски, за особенностями движения водяной струи. Наблюдения Тютчева очень метки, и это отражается в слове: фонтан напоминает живое облако. Затем следует новое уподобление «влажному дыму». Солнце пронизывает это облако, а потому оно становится «огнецветным» и неожиданно само начинает походить на светлый луч. Но одновременно поэт приглашает не только глядеть, созерцать, но и размышлять.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

Здесь содержится глубокий по мысли, философский мотив, переданный последней из приведенных строк: «ниспасть... осуждён». Значит, речь идёт не только о красоте фонтана, но и о каких-то законах, которые им управляют. Одновременно приоткрывается другой, скрытый, но возможный смысл строк — размышление о человеке, куда-то стремящемся, возносящемся — то ли к карьере, то ли к богатству, то ли к власти, и трагически забывающем, что за его лихорадочной деятельностью, усилиями, суетой стоит нечто, его роковым образом поджидающее. Поэтому он должен всегда помнить не только о суетном, но и о великом, чтобы не пропустить самой жизни. Однако может быть устремление ввысь и другого рода — к творческим достижениям таланта, взмывающего «лучом к небу», и горестно, когда он достигает «высоты заветной», но в этот миг его путь трагически обрывается. Так было с Пушкиным, Лермонтовым, Белинским, Веневитиновым...

Мысль о гибели как бы подхватывается первым знаменательным словом второй строфы: «О смертной мысли водомёт...» Но слово «фонтан» заменяется его синонимом «водомёт». Это признак того, что речь пойдет о том же и одновременно о чем-то ином. Жизнь фонтана сопоставляется с биением человеческой мысли.

И хотя в начале второй строфы нет характерных для сравнения слов типа «словно», «подобно», «как», но параллелизм неназойливо возникает. Водомёт соотносится с величием разума, неустанного познания, мятежной человеческой мыслью. Подобно фонтану, эта мысль тоже жадно стремится к небу. Возвышенная тема вызывает к жизни «высокие» слова, которых так много в этой строфе: «стремит», «водомёт», «мятет», «длань», «преломляя», «свергает». А рядом несколько книжных выражений: «неистощимый», «непостижимый», «незримо-роковая». Возникает внутренняя перекличка глагола «мятет» и корня — «мёт» — в слове «водомёт», которые передают это устремление мысли вверх. Однако возникает и другой мотив: и для мысли существует «длань незримо-роковая». Есть предел человеческому познанию мира, роковая его ограниченность, его очевидная стесненность и слабость. Скептическая эта мысль остра и смела, она перекликается с суждением Канта о границах человеческого разума, лишенного возможности проникать в суть явлений, познавать «вещи в себе». Выходит, что не только слово (« silentium »), но и мысль страдает своей «неизреченностью». Возможно, здесь есть и другое соображение: философская мысль не должна слишком отрываться от жизни, от начала земного, иначе она станет пустой игрой ума. Так, во всяком случае, эти строки Тютчева прочитываются сегодня.

Строка «какой закон непостижимый» приоткрывает ещё один скрытый план стихотворения. Поэт размышляет и об общих законах жизни. Такая тема была характерна для предшественника Тютчева — Пушкина. Вспоминаются «Вновь я посетил...», «Элегия», ранняя его «Телега жизни», мысли о судьбе земли и людей в стихотворении «К морю». Ясно, что речь идёт не столько о физическом устройстве водомёта, сколько о жизненных законах, управляющих всем на земле, о прогрессе, его границах и противоречиях. Не случайно литературовед Н. Я. Берковский писал, что в этом стихотворении поставлена тема «Фауста», а значит речь идет о познании мира, об остановленном прекрасном мгновении, о пределах цивилизации, буржуазной культуры. Так Тютчев пришел к темам всемирного звучания.

Размышляя об окружающем человека мире, Тютчев часто обращается к теме времени, истолковывая это понятие чрезвычайно многообразно. Поэт убежден, что «времени поток бежит неумолимо». Он лишь на миг соединяет людей, чтобы затем разлучить их навсегда («Устали мы в пути...»). Тютчев много думает о прошлом и настоящем, о памяти, которая соединяет эти категории времени. Но особенно устойчивы в лирике поэта образы дня и ночи и размышления об этих явлениях.

В стихотворении «День и ночь » (1839) день осмысляется как «блистательный покров», светлый и златотканный, скрывающий безымянную бездну мира. Он вносит известное оживление для рожденных на земле, даже исцеление болящей души, но это только оболочка, обволакивающая зияющий провал. Напротив, ночь примечательна тем, что отбрасывает «ткань благодатного покрова», и тогда открывается до времени скрытая бездна «с своими страхами и мглами». Резкую противопоставленность этих форм времени отражает двухчастная композиция стихотворения, его две строфы, соединенные противительным «но». В философской медитации (размышлении) «Сны » («Как океан объемлет шар земной... ») (1830) со всей определенностью говорится о ночи как явственном и откровенном проявлении темных стихий, которые, словно волны, бьют о берег свой. Знание людей о мире ширится: они видят космос, «небесный свод, горящий славой звездной», они ощущают могучий хаос и обостренно чувствуют пылающую бездну, будучи окруженными ею со всех сторон. Используя античный и классицистический образ «колесницы мироздания», Тютчев в лаконичном, восьмистрочном стихотворении «Видение » (1829), рисуя ночную пору, стоящую между человеком и мировым хаосом, характеризует её как проявление и беспамятства, и всемирного молчанья, но одновременно как время откровений и творческих озарений. Для такой трактовки автору понадобились античные образы мощного Атласа (Атланта), Музы, откликающейся на восторги поэта, и эллинских богов. В итоге миниатюра воскрешает дух античности и на философском языке говорит о готовности поэзии (Музы) встретить и запечатлеть поразительные явления космоса и хаоса.

Фёдор Ива́нович Тю́тчев Орловская губерния -Царское Село - русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник.

Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в родовой усадьбе Орловской губернии. Тютчев получил домашнее образование. Под руководством учителя, поэта и переводчика С. Е. Раича, поддерживавшего интерес ученика к стихосложению и классическим языкам, Тютчев изучил латынь и древнеримскую поэзию, а в двенадцать лет переводил оды Горация . С 1817 года в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на Словесном отделении в Московском университете..Ещё до зачисления был принят в число студентов в ноябре 1818 года, в 1819 году был избран членом Общества любителей российской словесности.

Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне и в 1826 году женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трёх дочерей. Старшая из них, Анна, позже выходит замуж за Ивана Аксаков.

Служба в России

Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в Министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора.

Философия и поэзия близки друг другу , ведь орудием, при помощи которого создается и стихотворная строфа, и философский трактат, служит человеческая мысль . В античные времена великие философы, такие как Аристотель, излагали свои философские размышления в форме стихов, тем самым демонстрируя силу и изящество мысли. Аристотель, которого называют отцом многих наук, был также автором трудов по поэтике. Это говорит о том, что поэтическое восприятие действительности может соединяться с философскими поисками истины . Поэт, который возвышается над повседневными проблемами и проникает в самые глубокие вопросы бытия, стремится к самой сути нашего существования - к познанию жизни человеческой души в окружающем мире.

Именно таким поэтом для нас является Федор Тютчев . Его творчество приходится на вторую половину XIX века, когда в России формировалась литература, которую весь мир назовет золотым веком русской поэзии, «олимпийской лирикой». Исследователи поэтического наследия Тютчева относят его к поэтам романтического направления, потому что его лирика всегда отстранена от будней и обращена к вечности, в отличие, например, от Некрасова, которо­го интересовала социальная среда и нравственные вопро­сы. Поэзия может отображать разные стороны жизни, и лирика Тютчева имеет свою специфику - проблематика стихотворений этого поэта носит философский характер.

Если исследовать лирику Федора Тютчева, то можно заметить, что самой важной проблемой для него является проблема единения человека с природой, а также проблема разлада с ней!!!

«Песок зыбучий по колени» - перекличка с поэмой Мцыри, Мцыри, оставшися один в лесу мечтает о единении с природой, убивает барса, утром просыпается на краю пропасти, понимает свою беспомощность.

Т. Показывает нам путника, идущего по пустыни, и ка ктолько садиться солнце – в душе его рождается страх.

В ранний период творчества поэта волнует вопрос взаимопонимания между людьми . Ведь если два думающих человеческих существа, наделенных разумом и речью, не в силах прийти к согласию, то как найти взаимопонимание с окружающим миром, который не обладает способ­ностью к разговору?

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь .(« Silentium!» )

Автор приходит к выводу, что слова не только не способствуют пониманию, они, наоборот, только запутывают , ведь одна и та же фраза может быть по-разному понята разными людьми. Отсюда и рождается строка в форме афоризма - «мысль изреченная есть ложь ». Чувства и мечты человек может хранить глубоко в своей душе, но если он хочет высказать их, то должен быть готов к тому, что суета жизни придаст им другой смысл, и, может быть, волнующая душу мысль покажется собеседни­ку банальной: «таинственно-волшебные» думы может ог­лушить «наружный шум» («Silentium!»).Таким образом, Тютчев еще в молодые годы пытался в своих стихотворениях поднять один из ключевых философских вопросов - как можно передать мысль другому человеку, не исказив ее смысла и не утратив чувства, вложенного в эту мысль.

Т. считает, что человек – самая маленькая песчинка в природе, но песчинка мыслящая. Стих-ие «Певучесть есть в морских волнах» - глас вопиющего в пустыне это библ.персонаж.

Человек вместо того, чтобы понять природу, слиться с ней в гармонии пытается подчинить ее себе.Для человека огромный мир-пустыня.

Тютчев пытается раскрыть проблему взаимопонимания на высшем уровне - философском, он ищет корень зла и находит его в извечном разладе человека с природой, с мирозданьем . Человек, как понял Тютчев, не должен полагаться только на внешнюю форму вещей и на слова. Земной мир человека слишком отдалился от божественного мира, человек не понимает законы Вселенной и оттого страдает, чувствуя себя одиноко и незащищено, не ощущая, как природа заботится о нем («Святая ночь на небосклон взошла»). Но если бы человеческие существа обратились к природе, прислушались к «голосу матери», то они нашли бы способ общаться с окружающим миром на особом, понятном и доступном всем языке …

Т. следит за наукой, но считает, что окончательно понять механизмы, которые давлеют над земной жизнью, умом невозможно.. «Фонтан» - первая часть –это рассказ о фонтане, кот.все любуются. Фонтан – демонстрация технических достижений человека, ведь человек заставил воду течь снизу вверх. Вторая часть – говорит о чел.разуме. Мысль человека стремится вверх, но всему есть предел.

Тютчев страстно протестует против тех недалеких личностей, которые стремятся видеть во всем лишь случайное совпадение, вероятное происшествие или, наоборот, произвол исключительно человеческой воли. Такие люди, отвечая на вопрос, откуда на деревьях листва и как образуется плод в материнском чреве, никогда не скажут о силе матушки-природы, о разумном божественном мире, о гармоническом начале во Вселенной.

Во второй половине и в конце XIX века светскими умами Европы и России владели новые радикальные идеи: теория происхождения видов на земле благодаря процессу эволюции, которую позже сформулировал английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин . Этот момент чрезвычайно философский, ведь речь идет о борьбе начал мира - материя и дух, что из них первоначальное ? Для Тютчева ответ очевиден, он со всей убежденностью говорит через свою поэзию о душе природы как о начале всего, в том числе как об источнике жизни самого челове­ка. Автор в программном стихотворении «Не то, что мните вы, природа...» сравнивает скептиков с калеками, не способными различать не то что голос тонкого мира, но и самые простые и естественные для каждого вещи, та­кие, как голос матери ..

Если вначале Т. романтич.направление, то в 60 г приходит к реализму. Но при этом он всегда остается романтиком. Т. обращается к Пушкину, его стих-ие реалистичное: «Талисман».

Т. пишет стих «Там где горы, убегая..». Здесь показаны романтич.традиции Жуковского и Пушкина. Неожиданно происходит перелом в строфе. Все, что пишет он о Дунае – это его роман.прошлое. Как реалист он пишет – «все прошло, все взяли годы..поддался и ты судьбе»

Его реализм связан с тем, что у него появляются и общественные мотивы. Он пытается понять жизнь России. Его стих-ия «Эти бедные селенья», «Слезы людские».

Т. противопоставляет Запад России. По его историческое предназначение Запад а – наращивать материальные блага. Россия не д.идти по пути Запада . У нее другая миссия, хранить ценность высокой духовности человека. Главное для русского человека – духовное богатство.

Мотив воспоминаний в лирике Т. Этот мотив важендля него исходя из концепции, что человек – микрокосмос, человек живет в атмосфере своего духовного опыта. Ценность человека определяется глубиной его души и памяти истории.Женат был 2 раза и оба раза счастливо. Образ возлюбленной Элеоноры никогда не покидал его (мотив воспоминания). С ней он связывал лучшие свои воспминания.

Тема историч.памяти – он считал, что народ, утративший свою память уже не может считаться народом. У него есть целый цикл стихов, посв. Царскому селу. Он описывает и красоту паруов и философские рассуждения. . ..

«Через ливонские проезжал я поля» - Т. вспоминает все, о чем забыли люди этой земли-прибалты. Эта страна никогда не была самостоятельна. Россия была освободительницей этого народа. И если б прибалты это вспомнили, то они по-другому бы относились к русским.

Во время борьбы с турками у многих возникает мысль о едином славянском союзе. «Братьям славянам».

Философия любви в лирике Тютчева – еще один комментарий к его трагическому мировидению. Любовь для Тютчева всегда страсть, так как именно страсть близит нас к хаосу. Самую страсть Тютчев называет «буйной слепотой» и тем как бы отождествляет ее с ночью. Тема любви переплеается с темой гибели: «О, как убийственно мы любим»..

«Последняя любовь» - использует сравнение с красками природы – последняя заря. Последняя любовь – самая яркая, необычная. Но это и утешение перед тем, ка кон исчезне навсегда из этого мира.

Современники знали и ценили Ф.И. Тютчев как умного, прекрасно образованного человека, интересовавшегося политикой и историей, блестящего собеседника, автора публицистических статей. Окончив университет, он более 20 лет провел на дипломатической службе в Германии и Италии; позже - в Петербурге - служил по ведомству иностранных дел, ещё позже – цензором. На его поэзию достаточно долго не обращали внимания, - тем более что и сам автор относился к своему поэтическому творчеству рассеянно, изданием своих стихов не занимался, даже именоваться поэтом не любил. И тем не менее в историю русской культуры Тютчев вошёл именно как поэт-лирик, а ещё точнее – как автор философской лирики, лирик-философ.

Философия, как известно, это наука о законах жизни, бытия. Лирика – не наука, не публицистика, это искусство. Она призвана выражать чувства, вызывать у читателя переживания – в этом её прямое назначение. Но лирическое стихотворение может будить мысль, вести к вопросам и рассуждениям, в том числе собственно философским.

«Над вопросами бытия в истории отечественной литературы задумывались многие поэты, и все же среди русских классиков Тютчев не имеет себе равных. Из прозаиков рядом с ним называют Ф.М. Достоевского, среди лириков поставить некого», - так считает критик К. Пигарев. .

Ф.И. Тютчев как поэт сформировался в 20-30-е годы 19 века. Это период напряженных философских исканий, которые отразились, прежде всего, в философской поэзии. Романтизм, господствующий в литературе начала 19 века, по-новому начал звучать в творчестве М.Ю. Лермонтова, обогатился глубоким философским содержанием. Многие литературоведы определяют такую поэзию как философский романтизм.

Он заявил о себе в творчестве любомудров. В этом же направлении шло творчество поэтов кружка Н.В. Станкевича: его самого, В.И. Красова, К.С. Аксакова, И.П. Клюшникова. Этому типу романтизма отдали дань поэты пушкинской плеяды Е.А. Баратынский, Н.М. Языков. Родственные мотивы вошли в творчество Ф.Н. Глинки. Но наиболее ценное и художественно-самобытное выражение философский романтизм получил в поэзии Ф.И. Тютчева.

«Философский романтизм обновил проблематику, поэтику и стилистику художественного творчества, предложив чуть ли не систему натурфилософских и космогонических представлений, образов-идей из сферы философии, истории»,- пишет кандидат философских наук С.А. Джанумов..

Лирическое «я» было заменено лирическим «мы», в поэзии выделяется «лирика самопознания», в которой анализируя собственные душевные состояния, поэты делают общие выводы о романтической, возвышенной организации души человека. «Традиционная «ночная поэзия» приобрела новую глубину, вобрав в себя философски значительный образ ХАОСА, в поэзии была создана картина мировоззрения» .

Взлет русской философской мысли того времени обозначился в трудах В.Г. Белинского и А.И. Герцена, в творчестве А.С. Пушкина и Е.А. Баратынского, М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева, в поэзии и прозе любомудров.

Поэты-любомудры – участники Общества любомудрия. Особой известностью среди них пользовались Дмитрий Владимирович Веневитиков, Алексей Степанович Хомяков, Степан Петрович Шевырев. Они непосредственно соотнесли поэзию с философией. По их мнению, в поэзии можно прямо воспроизвести философскую картину мира. Они широко стали использовать в стихах философские термины и понятия. Однако их лирика страдала излишним рационализмом, рассудочностью, поскольку поэзия лишалась самостоятельных задач и служила средством для передачи философских идей.

Этот существенный недостаток был преодолен гениальным русским лириком Ф.И.Тютчевым.

Источник философской лирики – это общие вопросы, тревожащие человека, на которые он стремится найти ответ.

Для Тютчева это вопросы предельной глубины и всеохвата. Его масштаб – человек и мир, Вселенная. Это значит, что каждый частный факт личной жизни мыслится и оценивается в соотношении с общечеловеческим, мировым бытием. Многие были не удовлетворены жизнью начала ХIХ века, своим временем, боялись нового и горевали над уходящей эпохой. «Тютчев не смену эпох, а весь мир, бытие в целом воспринимал как катастрофу. Эта катастрофичность, уровень трагизма у Тютчева беспрецедентны».

Лирика Ф.И.Тютчева заключает в себе особую философскую концепцию мира, выразившую его сложность и противоречивость действительности. Тютчеву были близки идеи немецкого философа – идеалиста Фридриха Шеллинга о единой Мировой Душе, которая находит выражение в природе и во внутренней жизни человека.

Мы знаем, что Тютчев был близко знаком с Шеллингом. Как и многие его современники в России, он увлекался натурфилософскими идеями немецкого идеалиста. Более того, некоторые ключевые образы лирики напоминают те образы-понятия, которыми пользовался Шеллинг. Но достаточно ли этого, чтобы утверждать факт прямой зависимости тютчевской поэзии от пантеистической натурфилософии Шеллинга?

Рассмотрим подробнее философские воззрения Шеллинга и лирику Тютчева, чтобы ответить на этот вопрос.

В стихотворении оба параллельных образных ряда и самостоятельны, и в то же время несамостоятельны. Тесная взаимосвязанность двух смысловых рядов приводит к тому, что образы из мира природы допускают двойное толкование и восприятие: они осознаются и в прямом значении, и в возможной соотнесенности с человеческим. Слово воспринимается читателем сразу в обоих смыслах. В натурфилософских стихах Тютчева слова живут как бы двойной жизнью. И это делает их максимально заполненными, объемными, с внутренней перспективой.

Такой же прием используется и в стихотворении «Когда в кругу убийственных забот…» .

Поэтическая мысль Тютчева, движимая «мощным духом» и «утонченной жизни цветом», обладает широчайшим диапазоном восприятия мира. Огромный по масштабу поэтический мир поэта вмещает в себя многие контрастные и даже полярные образы. Образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Поэт умеет передать не сам предмет, а те его характеристики, пластические признаки, по которым он угадывается. Тютчев побуждает читателя самого «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе.

Итак, в чем же различие между лирикой Тютчева и Шеллинга?

На наш взгляд, различие между стихами Тютчева и философскими воззрениями Шеллинга жанровое и родовое. В одном случае перед нами философская поэзия, в другом, у Шеллинга, - поэтическая философия. Перевод философских идей на язык поэзии – это не механический перевод из одной системы в другую, из одного «измерения» в другое. Когда это делается на языке настоящей поэзии, это выглядит не как след влияния, а как открытие нового: открытие поэтическое и открытие в области мысли. Ибо мысль, выраженная средствами поэзии, никогда не бывает вполне подробной тому, чем она является вне поэтического целого.

Бытие Человека. Человек и природа

В общем ряду явлений природы Человек в поэзии Тютчева занимает непонятное, двусмысленное положение «мыслящего тростника». Мучительная тревожность, попытки понять свое предназначение, разгадать загадки «природы-сфинкса» и найти «творца в творении» неотступно преследует поэта. Его утешает создание ограниченности, бессилия мысли, которая упорно стремится постичь вечную тайну бытия, и «длань незримо-роковая» неукротимо пресекает эти напрасные и обреченные попытки.

Здесь невольно напрашивается параллель не только с воззрениями Шеллинга, но и взглядам другого мыслителя - Паскаля. . Философия Паскаля очень близка по мироощущению Тютчеву.

Блёз Паскаль – французский математик, физик, мыслитель, мудрец. Он развивал представления о трагичности и хрупкости человека, находящегося между двумя безднами – бесконечностью и ничтожеством: «Человек всего лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник.(…Не нужно Вселенной ополчаться, чтобы его уничтожить: достаточно пара, капли воды, чтобы убить его. Но если бы Вселенная его уничтожила, человек оставался бы более достойным, чем то, что его убивает, ибо он знает, что умирает, тогда как о преимуществе, которое над ним имеет Вселенная, она ничего не знает». , «Человек велик, сознавая свое жалкое состояние»

Паскаль считал, что достоинство человека заключено в том, что он мыслит; именно это возвышает человека над пространством и временем Французский философ был уверен, что человек плывет «по безбрежности, не ведая куда», что-то гонит его, бросает из стороны в сторону, и только человек обретает устойчивость, как «заложенное основание дает трещину, земля разверзается, а в провале – бездна» . Человек не в состоянии познать себя и окружающий мир, будучи частью природы, он не способен вырваться за пределы Вселенной: «Уясним же себе, что мы такое: нечто, но не все; будучи бытием, мы не способны понять начало начал, возникающее из небытия; будучи бытием кратковременным, мы не способны охватить бесконечность» . «Непостоянство и беспокойство – вот условия человеческого бытия, - читаем мы в «Мыслях» Паскаля. – Мы жаждем истины, а находим в себе одну лишь неуверенность. Мы ищем счастья, а находим лишь обездоленность и смерть. Мы не в силах обрести уверенность и счастье».

Путь постижения тайны бытия и спасения человека от отчаяния Блез Паскаль видит в иррационализме(, то есть в ограничении или отрицании возможностей разума в процессе познания.

Основой миропонимания становится нечто иррациональное, на первый план выдвигаются внемыслительные аспекты духовной жизни человека: воля, созерцание, чувство, интуиция, мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное».

В поэзии Тютчева немало образов и понятий, встречающихся у французского философа, по едва ли не самое основное – это убеждение Тютчева, что «корень нашего мышления не в умозрительной способности человека, а в настроении его сердца». .

Мнение русского поэта созвучно одному из основных положений Паскаля: «Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем… У сердца свои резоны и свои законы. Их разум – состоящий в опоре на принцип и доказательство – не знает».

Однако Тютчев не только принимает философские постулаты французского мыслителя 17 века, но и дополняет их своими взглядами, своим видением и пониманием мира и сущности человека.

Для Паскаля основой бытия является Божественная воля, иррациональное начало в человеке, которое всегда пытается ввернуть человека в бездну и мрак.

В то время как для Тютчева человек – это не влекомое бессознательными, инстинктивными чувствами или божественной волей существо.

Хаос и космос в понимании Тютчева

Бездна в древнейших мифологиях – Хаос, то бесконечное, не имеющее границы, что человеку не дано постичь. Бездна некогда породила мир, и она же станет его концом, мировой порядок будет уничтожен, поглощен Хаосом. Хаос – воплощение всего непостижимого. Все сущее, видимое – лишь всплеск, временное пробуждение этой бездны. Ощутить стихийное дыхание «древнего Хаоса», почувствовать себя на краю бездны, пережить трагедию одиночества человек можно лишь ночью, когда Хаос «просыпается»:

Хаос воплощает стихию разрушения, уничтожения, бунта, а Космос – это противоположность Хаоса, это стихия примирения и гармонии. В Хаосе преобладают демонические энергии, а в Космосе – божественные. Эти взгляды позже нашли отражения в стихотворении «Проблеск» . Через произведение проходит два ряда образов: с одной стороны, громко, а с другой – слабо звучащие «дремлющие струны» и пробуждающийся «легкий звон» символизирует земное и небесное. Но суть диалектики Тютчева не в том, чтобы разъединить или противопоставить их, а в том, чтобы их слить. В земном поэт обнаруживает небесное, а в небесном земное. Между ними идет постоянная, непрекращающаяся борьба. Тютчеву важен тот миг, когда небесное примиряется с земным, проникается земным, и наоборот.

Легкий звон наполнен скорбью, звук «ангельской лиры» неотделим от земного праха и тьмы. Душа стремится из Хаоса подняться в заоблачные выси, к бессмертному. Поэт скорбит о невозможности целиком приобщиться к таинственной жизни природы и хочет вечно созерцать и активно жить её тайнами, но они открываются ему только на миг. Поэт помнит «время золотое». Жажда вечного - быть звездой, «просиять» - становится для него идеалом, который никогда не осуществится. Тютчев неумолимо влечет небо, но он знает, что обременен землёй. Поэтому так и ценит этот миг, который дает ему краткую, но безусловную причастность к бесконечному.

В земном круге земля жаждет пристраститься к небесному, тоскует о нем. Но мечта лишь на мгновение становится явью, земное притяжение неумолимо.

Однако Тютчев борьбу вечного и тленного понимает по-своему. Это закон движения Вселенной. Он равно подходит ко всем событиям и явлениям без исключения: историческим, природным, социальным, психологическим. Наиболее сильно это противостояние Космоса и Хаоса в общественном и психологическом.

«Лирика Тютчева в своеобразной форме отразила кризис целого этапа европейской культуры, кризис, создания дворянского интеллекта»,- пишет известный литературовед Валентин Иванович Коровин.

Тютчев болезненно воспринимает буржуазный уклад жизни Европы, понимая, что он возбуждает хаотические стихии в обществе, в общении между людьми, что угрожает человечеству новыми потрясениями. Высокое и дорогое для романтизма оборачивается смертью, возвышенное и живое таит низкое, косное. «Катастрофичность несет смерть, но она же заставляет ощутить жизнь на отлете от обыденного и уносит в недосягаемые духовные сферы». .

Тютчев скорбит о неизбежности гибели векового уклада и принадлежащего к нему человека и вместе с тем, славит его долю, позволяющую увидеть мир в момент творения.

В стихотворении «Душа хотела быть звездою» человек жаждет раствориться в природе, слиться с нею, стать её частью. Тютчев рисует яркую картину мироздания. Её усиливает противопоставление ночного неба, где душа поэта словно теряется среди других звезд, лишь созерцающих «сонный мир земной» небу, залитому солнечным светом. На этом фоне слияния души, открытой солнечным лучом, с природой оказывается далеко не главным планом стихотворения. Основной мотив – высокая миссия человека, его предназначение быть звездой ума, красоты, гуманности. Тютчев намеренно увеличивает «солнечную», «разумную» мощь «звезды», обожествляя ее.

«Итак, поэтическое сознание Тютчева обращено прежде всего к «двойному бытию», к раздвоенности сознания и мирового целого, к дисгармоничности всего сущего. Причем дисгармония неотвратимо катастрофична. И это обнаруживает мятежность бытия, лежащего в его основе. Такой мятежностью обладает и самый дух человека» .

Мир, по Тютчеву, можно познать не в покое, а, во-первых, в мгновении, во «вспышке мятежа», миге борьбы, в переломе, и, во-вторых, единичном, частном явлении. Только миг дает ощутить цельность и безграничность бытия, к которому устремлен поэт, и только явление открывает всеобщее, к которому тяготеет автор. Тютчев видит идеал в едином мгновении. Он как бы соединяет, сливает действительное и возможное. Это слияние происходит на всех уровнях: и на стилистическом, и на жанровом. Малая лирическая форма – миниатюра, фрагмент – вмещает содержание, равное по масштабу обобщений роману. Такое содержание предстает лишь на миг, его нельзя продлить.

Слияние величественно-прекрасного и торжественно-трагического начал придает лирике Тютчева невиданную философскую масштабность, заключенную в предельно сжатую форму. Каждое стихотворение рисует мгновенное состояние, но обращено и повернуто ко всему бытию и бережно хранит его образ и смысл.

Уникальность Тютчева как поэта состоит в том, что в его лирике необычным образом уживаются немецкая и русская культуры, Восток и Запад. Немецкая культура была отчасти усвоена им еще в России с подачи В. А. Жуковского. В «Германии туманной» поэт общался либо на немецком, либо на французском, – языке дипломатии того времени, смотрел на те же ландшафты, которые вдохновляли поэтов и философов Германии, читал и переводил немецкую поэзию; обе жены поэта были немками по происхождению.

Философская основа тютчевского романтизма покоится на признании жизни как нестихающего противостояния противоположных начал, на утверждении таинственности, загадочности и трагичности этой борьбы.

«Тютчев довел до предела проблематику русской романтической философской лирики, обогатив ее наследством поэтов XVIII века, философов XIX века и проложив путь поэтам XX века» . В структуре, форме его стихотворений отражается восхищение цельностью и безграничной мощью Вселенной, . Поэт ощущает противоречивость бытия и невозможность разрешения этих противоречий, которые обусловлены необъяснимыми силами, находящимися вне человека. Тютчев признает историческую неизбежность гибели современной ему цивилизации. Такой взгляд свойственен поэтам-романтикам 20-30-х годов девятнадцатого века.

В творчестве Ф.И.Тютчева находят отражение взгляды немецкого философа-идеалиста Фридриха Шеллинга и французского мыслителя Блёза Паскаля.

Философская лирика Тютчева менее всего «головная», рассудочная. Прекрасно охарактеризовал ее И.С.Тургенев: «Каждое его стихотворение начиналось мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего, мысль Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым у мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно».

В поэзии Федор Иванович Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны Космоса и Человеческого Бытия. Жизнь, по мнению поэта, это противоборство враждебных сил: драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни.

Человеческое «Я» по отношению к природе – не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны явлениям природы. Для выражения сложного мира души человека Тютчев-психолог использует ассоциации и образы природы. Он не просто рисует состояние души, а передает ее «биение», движение внутренней жизни через диалектику явлений природы.

Лирика Тютчева – одно из самых замечательных явлений русской философской поэзии. В ней пересекаются линии пушкинского направления, поэтов-любомудров, ощущается влияние великих предшественников и современников – Лермонтова, Некрасова, Фета. Но при этом поэзия Тютчева настолько оригинальна, что воспринимается как особое, уникальное художественное явление. В лирике поэта слились воедино натурфилософия, тонкий психологизм и лирический пафос. А в самом Тютчеве удивительным образом соединились поэт-философ и поэт-психолог.

Тютчев жил в эпоху великих потрясений, когда и в России, и в Европе «все переворотилось». Это обусловило трагический характер его мироощущения: поэт полагал, что человечество живет накануне своей гибели, что природа и цивилизация обречены. Апокалиптические настроения проникают в его лирику и определяют его отношение к миру как к дисгармонии, «Пророчество», «Кончен мир, умолкли хоры» и др.).

Считается, что художественная судьба Тютчева – судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху романтизма. Этим определяется предельная субъективность, романтичность и философичность его художественного мира. Характерными особенностями поэзии Тютчева являются богатейшая метафоричность, психологизм, пластичность образов, широкое использование звукописи. Структура стихотворений Тютчева соответствует его пантеистическому сознанию: обычно поэт использует двучастную композицию, основанную на скрытом или явном параллелизме мира природы, и трехчастные структуры.

Поэт уделяет особое внимание слову, любит использовать многосложные слова, так как длина слова обусловливает ритмический рисунок и придает стихотворению интонационное своеобразие.

В жанровом отношении Тютчев тяготеет к философской миниатюре – сжатой, краткой, выразительной; философской притче с прямым или подразумеваемым уроком; поэтическому фрагменту.

«Ф.И. Тютчев, поэт глубоко самобытный, был предшественником поэзии конца XIX начала XX века, начиная с Фета и символистов. Для многих поэтов и мыслителей ХХ века стихи Тютчева, насыщенные неувядаемым смыслом, стали источником тем, идей, образов, смысловых перекличек».