Советские военные специалисты в никарагуа. Армии «Перешейка». Никарагуа: от американского сателлита к союзнику России

  • Николай фон Крейтор. СКРЫТАЯ ВОЙНА И АМЕРИКАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ «КОНТРАС»
  • РЕЙГАН БЫЛ ПАЛАЧОМ МОЕГО НАРОДА. Мигель Д`Эскато
  • Снова репортажи из Никарагуа в духе холодной войны

Николай фон Крейтор

СКРЫТАЯ ВОЙНА И АМЕРИКАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ «КОНТРАС»


Одно из основных положений доктрины Рейгана, принятой в начале 80-тых годов, являлось применения тактики ведения косвенных войн средствами марионеточных бандитских груп.(War by Proxy, стратегия «Контрас»). Эта стратегия была в наиболее полном объеме применена в Никарагуа, страны, которая в течении ряда лет находилась под атакой США силами бандитских подразделений («Контрас»), которые полностью финансировались, вооружались и обучались Соединенными Штатами.

Для рассмотрения американской стратегии ведения косвенной войны (так называемая стратегия «контрас») в свете существующего позитивного международного права, необходимо обратиться к решению Международного суда в Гааге, имеющего силу прецедента. В 1986 г. суд осудил акты международного терроризма, возвышенные в ранг внешней политики США так называемой доктриной Рейгана.
В судебном деле «Никарагуа против США» Международный суд постановил, что США совершили акты агрессии в нарушении норм международного права. В частности в решении суда говорится:

«(3) Постановляет, что США, тренируя, снабжая, финансируя, оснащая и вооружая силы контрас, а также поощряя, поддерживая и организуя военные и полувоенные действия против Никарагуа на территории этой страны, действовали в отношении республики Никарагуа в явном нарушении норм общего международного права, запрещающие интервенцию во внутренние дела иного государства.

(4) Решает, что Соединенные Штаты Америки, актами вооруженных атак на Пуерто Сандино 13 Сентября и 14 октября 1983г., и далее актами интервенции упомянутыми в параграфе 3 сего судебного решения, включающие применение военной силы, действовали в отношении республики Никарагуа в явном нарушении норм общего международного права, запрещающие применение силы в отношении другого государства.»(1)

Международный суд в Гааге подчеркнул принцип невмешательства в международном праве, который «запрещает странам или группам стран вмешиваться во внутренние дела других государств.»(2)

«Элемент и состав насилия особенно явствен в случае интервенции при помощи применения силы -в своей открытой форме, путем прямого применения военной силы, или в своей скрытой форме, путем поддержки субверсивных и террористических актов на территории другого государства. ..В современном международном праве не существует никакой общей нормы интервенции в поддержку внутренней оппозиции в государстве».(3)

Тут кстати было бы хорошо вспомнить, что во время сессии Первого Международного Трибунала Русселя, расследующего американские военные преступления во Вьетнаме, известный английский философ лорд Бертрам Руссель, являющимся вместе с Жаном Полем Сартрем сопредседателем трибунала, заявил, что «США рассматривают Вьетнам таким же самым образом как Гитлер рассматривал Испанию.» Если бы Руссель все еще был жив, он мог бы добавить, что сегодня США рассматривают Югославию таким же самым способом как Гитлер рассматривал Испанию.

В своем известном обращении к Второму Международному Трибуналу Русселля, рассматривающего преступления против мира и человечества, а также военные преступления США в Латинской Америке, лорд Руссель заявил:

«Современные формы международной агрессии заключаются в установление

марионеточных режимов, раболепно служащие интересам иностранного государства. Основной характеристикой этих марионеточных режимов заключается в их функции гарантов иностранных инвестиций (или иностранного геополитического экспансионизма). Эти марионеточные правительства зверски расправляются со всеми своими политическими оппонентами, которые осмеливаются бросать вызов квислингскому поведению тех же самых марионеток...

Соединенные Штаты используют Центральное Разведывательное Управление (ЦРУ) и миллионные суммы долларов, для того, чтобы купить, убить или свергнуть правительства, которые сопротивляются американскому империализму.»(4)

Установление марионеточных режимов, в исторической перспективе являющееся традиционным и хорошо испробованным американским способом уничтожения суверенитета стран и порабощения народов, необходимо рассматривать как акт международной агрессии. Эта форма агрессии была названа «скрытой войной»(5), которая нередко проявляется в форме внутренних междоусобиц или гражданских войны, но за кулисами непременно дирижируется американским мастером марионеток. Цель «скрытой войны» и силовой политики принуждения США- «уничтожить существующее суверенное государство или превратить его в послушную марионетку».(6)

Приговор доктрине Рейгана, вынесенный Международным трибуналом в Гааге ни коим образом не повлияло на террористические установки внешней политики США. Стремясь к мировому господству и руководясь империалистической идеологией международно-правового нигилизма и ревизионизма, Соединенные Штаты после распада Советского Союза принялись проводить тактику косвенной войны уже и в Европе: в Боснии и в Косово.

Из свидетельских показаний, собранных Международным Трибуналом по Расследованию Американских Военных Преступлений в Югославии под председательством бывшего министра юстиции США Рамсея Кларка, явно следует, что ЦРУ создало, полностью вооружало и финансировало бандформирования албанских террористов (т.н. Армия Освобождения Косово, АОК) в Югославии. В целях финансирования бандформирований АОК ЦРУ наладило хорошо организированную преступную структуру контрабанды наркотиков и наркоторговли в Европе.

Читая свидетельские показания данные Международному Трибуналу о организации Соединенными Штатами бандформирований на территории Югославии, невольно напрашивается параллель с чеченским бандформированиями. Ведь уже в 1995 году появились сведения о том, что отдельные боевики-бандиты Дудаева обучались в тренировочных лагерях ЦРУ в Пакистане и Турции. Теперь, я думаю, уже ни для кого не может являться секретом, что чеченские боевики-террористы по сути дела эквивалент контрас в Никарагуа в недалеком прошлом и АОК в Косово в настоящим.

Совершенно правильно заявил министр обороны России маршал Игорь Сергеев, что США стремятся «установить свой полный контроль над Северным Кавказом» для чего и создается конфликт с чеченскими бандформированиями, которые по суте дела пешки в геополитических махинациях США.

Маршал Игорь Сергеев заметил дальше, что военный конфликт в Чечне является формой опосредованной военной агрессией США против России. Российские войска, воюя против чеченских бандформирований, отражают атаки американских экспансионистов, направленные на установление американской гегемонии на Кавказе.

СНОСКИ
(1) Nicaragua v United States of America ; also Michael Reisman and Chris Antonius The Laws of War (Vintage Books, New York, 1994) p.p. 17-18
(2) там же, стр. 98 (параграф 205)
(3) там же, стр. 98 (параграф 205) , стр. 99 (параграф 209) , также Antonio Cassese Violence, War and the Rule of Law in the International Community в David Held (ed) Political Theory Today (Stanford University Press, Stanford, 1991) стр. 269
(4) Massage of Betram Russell to the Tribunal in Against the Crime of Silence. Proceedings of the International War Crimes Tribunal (Clarion Books, Simon& Schuster, New York, 1970) p. 38
(5) Harry Magdoff The Age of Imperialism (Monthly Review Press, New York, 1969), также International Security-The Military Aspect (Report of Panel II of the Special Studies Project of Rockefeller Brothers Fund (Doubleday & Co , New York, 1958) стр. 24
(6) Antonio Cassese там же, стр. 267; Tom Farer Political and Economic Coercion in Contemporary International Law (American Journal of International Law, 79, 1985) , стр.. 408

«Контрас»

и их деяния

РЕЙГАН БЫЛ ПАЛАЧОМ МОЕГО НАРОДА

Мигель Д`Эскато

Примечание: Мигель Д’Эскато – католический священник в Манагуа, Никарагуа. Он был министром иностранных дел Никарагуа в Сандинистском правительстве в 1980-е гг., в то время, когда США вооружали и поддерживали “эскадроны смерти” контрреволюционных мятежников (контрас). Рональд Рейган сказал тогда о них: “Они – наши братья, эти борцы за свободу, и мы обязаны предложить им нашу помощь. Их мораль равна нравственности наших отцов-основателей”. Приведенный ниже текст взят из интервью с М.Д’Эскато, переданного 8 июня по каналам национального радио и телевидения Democracy Now.


Прежде всего, позвольте мне начать с того, что Рейган, конечно, теперь мертв. И я, со своей стороны, хотел бы сказать только хорошие слова о нем. Я не могу быть равнодушным к чувствам многих американцев, оплакивающих президента Рейгана. Но хотя я молю Бога в его бесконечном милосердии простить ему то, что он был палачом моего народа и несет ответственность за смерть около 50000 никарагуанцев, мы не можем и не должны когда-либо забыть преступления, совершенные им во имя того, что он притворно называл “свободой и демократией”.

Рейган, возможно больше, чем любой другой американский президент, убедил многих в мире, что США – это мошенничество, это большая ложь. Мало того, что это недемократическая страна, фактически это самый большой враг права наций на самоопределение. Рейган был известен как “большой коммуникатор”, и я полагаю, что это правда, но только в том случае, если верить, что быть большим коммуникатором означает быть хорошим лгуном. Он, наверняка, был таковым. Он мог провозглашать самую большую ложь, даже не моргнув глазом. Слушая его заявления о том, как мы якобы преследовали евреев и сжигали несуществующие синагоги, я действительно поверил, что в душу Рейгана вселился дьявол. И я искренне верю, что в душу Рейгана тогда, как и в душу Буша теперь, вселился дьявол “Веления судьбы”.

Конечно, когда я говорю это, я хорошо знаю, что для людей, разработавших и претворяющих в жизнь “Проект Нового Американского Века”, это большая потеря. Вследствие правления Рейгана и его духовного наследника Дж.Буша мир сегодня гораздо менее надежен и безопасен, чем когда-либо ранее. Рейган фактически был международным разбойником. Он стал президентом США вскоре после того, как навязанный Никарагуа Соединенными Штатами диктатор Сомоса, который правил страной фактически полстолетия, был свергнут никарагуанскими борцами за независимость своей родины под руководством Сандинистского Освободительного Фронта.

Для Рейгана это означало, что Никарагуа необходимо снова завоевать. Он обвинял президента Картера в потере Никарагуа, как будто Никарагуа когда-либо принадлежало кому-то другому, кроме никарагуанского народа. Это стало началом войны, которую Рейган сфабриковал, смонтировал, финансировал и направлял: войны контрас. Войны, о сути которой он непрерывно лгал народу, заставляя народ США оставаться самым неосведомленным народом во всем мире. Когда я говорю “неосведомленный”, я не говорю “не интеллектуальный”. Но американский народ – самый неосведомленный народ в мире в том, что США делают за границей.

Он лгал людям, как Буш лжет им сегодня и заставляет их верить в то, что США – выше любого закона, человеческого или божьего. Мы возбудили дело в суде против рейгановских США, его правительства в Мировом суде. Я был министром иностранных дел в то время в Никарагуа и отвечал за это. И правительству США был вынесен самый суровый приговор, самое резкое осуждение в истории мирового правосудия. Несмотря на то, что США еще в начале 1920-х гг. объявили миру, что одним из доказательств их морального превосходства над другими странами служит то, что они соблюдают международное право и подчиняются решениям Мирового суда, когда США были привлечены к Мировому суду в Никарагуа и были осуждены, они до сих пор не выполнили приговор о возмещении ущерба, нанесенного Никарагуа.

К настоящему времени они должны Никарагуа от 20000 и до 30000 млн. долл. В то время, когда мы оставили правительство, ущерб, нанесенный рейгановской войной, составлял более 17 млрд. долл. по очень умеренным оценкам специалистов Экономической Комиссии для Латинской Америки ООН, Говардского, Оксфордского и Парижского университетов. В основном это та команда, которая была собрана для оценки ущерба. США присудили оплатить этот ущерб. Буш никогда не хотел даже говорить со мной об этом. Я сказал: “Хорошо, давайте назначим встречу для обсуждения вопроса об исполнении вами приговора суда”. Он ответил мне в двух разных письмах, что ему не о чем говорить.

Итак, Рейган нанес ущерб Никарагуа, который трудно вообразить людям, слушающим меня теперь. Последствия этого преступного кровавого вмешательства в дела моей страны будут ощущаться в течение 50 лет или даже дольше.

Снова репортажи из Никарагуа в духе холодной войны

5 апреля 2005 года
В то время как правительство Буша занято тем, что Нью-Йорк Таймс называет «сосредоточенными усилиями» помешать возвращению левой сандинстской партии к власти в Никарагуа, СМИ США возвращаются к типу лживых сообщений о Никарагуа, характерному для периода войны Вашингтона против этой страны в 80-х. Статья в НЙТ от 5 апреля на тему анти-сандинистской кампании в СМИ – хороший пример такого одностороннего и искажающего подхода.

Эта статья, написанная Джинджер Томсон, изображает попытки США свергнуть правительство сандинистов под предлогом « всемирной борьбы против коммунизма» - хотя в Никарагуа при сандинистах существовала смешанная экономика, многочисленные оппозиционные партии и весьма активная оппозиционая пресса. Она именует Даниэля Ортегу «революционным правителем», хотя он был избран президентом в 1994 году на выборах, которые были признаны международными наблюдателями «свободными, честными и действительно соревновательными».

Ссылаясь на сандинисткое правительство 80-х и организованных США «контрас» как на враждебные «армии», Томсон пишет: «армии воевали до тех пор, пока обе стороны согласились на выборы в 1990 году, которые господин Ортега проиграл». Это оставляет без внимания выборы 1984 года и создает ложное впечатление, что выборы 1990 года произошли под нажимом контрас, в то время как тогдашняя конституция предусматривала выборы каждые 6 лет. (Это заявление также намекает, что контрас воевали против никарагуанской армии, в то время как они по большей части нападали на мирных жителей и гражданские обьекты).

Хотя статья посвящена отношению США к Ортеге, самого Ортегу ни разу не цитируют, статья говорит, что он «не согласился на неоднократные предложения интервью». Несмотря на ссылку на «многочисленные беседы со сторонниками господина Ортеги», никто из них также не получил слова. (Сторонник сандинистского соперника Ортеги процитирован в конце, объясняя, почему у того нет шансов быть переизбранным).

Однако в статье постоянно цитируются анонимные «высокопоставленные чиновники госдепартамента», с необоснованными обвинениями против Ортеги и Сандинистов (например «сандинистская партия, которую представляет Даниэль Ортега – не демократическая партия», сандинисты используют свое влияние для «шантажа» страны и т.д.)

Предположительно, принципы «Нью-Йорк Таймс» отвергают использование анонимных источников. «Мы не покрываем тех, кто использует анонимность как прикрытие личных или партийных нападок» - утверждает заявление газеты от 25 февраля. «Если отрицательные мнения стоят публикации, они могут быть перефразированы или описаны после глубокого обсуждения между автором и издателем.» Когда анонимщики нападают на официального врага, похоже, это правило не применяется.

появившись в массовых изданиях благодаря творческому усердию российских офицеров-криминалистов Бронникова, Балдаева, Дубя-гина и др., изучавших нательную живопись десятки лет и имевших в

своих частных коллекциях не одну тысячу рисунков и фотоснимков1.

Сегодня мода на татуировки снова возрождается. Во всех крупных городах России работают салоны тату. Однако желающим украсить свою кожу красивым рисунком следует помнить, что перед тем как выбрать татуировку, следует подумать, стоит ли ее себе накалывать? За ошибку в выборе татуировки у нас можно поплатиться даже жизнью.

Дело в том, что существуют так называемые блатные татуировки, которые несут определенную информацию о ее владельце. Один юноша выколол понравившуюся ему картинку - черта, раздевающего женщину. На уголовном языке это означает, что владелец татуировки «петух» - пассивный гомосексуалист. Когда парню не повезло, и он загремел за решетку, легкомысленное отношение к наколке обошлось ему очень дорого2.

Подводя итог сравнению с татуированием первобытных людей, следует признать, что проявление такого жанра художественного творчества у современных осужденных является, с одной стороны, естественным и необходимым, с другой - носит примитивный характер и является свидетельством регресса человека.

А.Л. Никифоров

Советские военные специалисты в Никарагуа (1981-1990)

В последние годы Россия проводит активную политику сотрудничества со странами азиатского континента и Латинской Америки. Это в полной мере отвечает ее геополитическим интересам. По сути, современная Россия пытается возрождать на новых условиях позиции, которые были заложены еще во времена Советского Союза.

Одним из направлений этой политики стало возобновление политического, экономического и военного сотрудничества с одной из стран Центральной Америки - Никарагуа. Следует вспомнить, что в течение 1979-1990 гг. в этой латиноамериканской стране существовал лояльный Советскому Союзу и всему социалистическому лагерю политический режим, рожденный так называемой

«сандинистской революцией».

1 Кучинский А. В. Тюремная энциклопедия. Палек, 1998. С. 110.

2 Стечкин А. Галерея тату // За решеткой. 2003. № 3. С. 12.

Действительно, в июле 1979 г. завершилась почти двадцатилетняя борьба никарагуанского народа с «кланом» диктатора Ана-стасио Самосы. Победу одержал «Сандинистский фронт нацио-национального освобождения», избравший новым главой Никарагуа своего лидера - Даниэля Ортегу. Став правящей партией, сандини-сты экспроприировали обширные поместья (асьенды) и передали их безземельным крестьянам, национализировали рудники и леса.

По мнению исследователя Н.М. Гранта: «...они произвели в стране подлинно социальную революцию, однако их близость к коммунистам и тесные связи с Кубой вызвали враждебное отношение со стороны американского правительства. Кроме того, просьбы сандинистов об оказании американской помощи сопровождались осуждением прошлой и настоящей политики США с параллельной поддержкой коммунистических повстанцев в Сальвадоре. Все эти факторы способствовали формированию оппозиции сандинистскому правительству, активно поддержанному...»\

Основой антиправительственных сил, получивших название «контрас», стали гвардейцы свергнутого диктатора Анастасио Са-мосы, а также индейцы и афро-американцы с побережья Мискито, чей исторический антагонизм по отношению к Манагуа имел старые корни. Главным организатором «контрас» был Джон Негропонте, занимавший с 1981 г. должность посла США в Гондурасе. Позже подобную миссию он выполнял в Ираке, а в начале 2005 г. был назначен на пост директора национальной разведки США.

Не остались безучастными к разгоревшейся в стране гражданской войне и страны социалистического лагеря, в первую очередь СССР и Куба. В 1982 г. Даниель Ортега посетил с визитом Москву и убедительно изложил нужды своей страны, после чего в Никарагуа стали поступать советское вооружение и специалисты.

Как отмечает военный историк П.Я. Кузнецов: «.уже в течение первого года правления Даниэля Ортега в страну из СССР стали поступать 57-миллиметровые противотанковые орудия, 122-

миллиметровые гаубицы Д-30 и 152-миллиметровые гаубицы Д-20. В 1982 г. в Никарагуа прибыла первая партия 122-миллиметровых ракетных установок БМ-21, способных вести огонь по площадям залпом из 40 ракет. К концу 1987 г. на вооружении правительственных войск находились около 60 тяжелых орудий, около 30 установок БМ-21, более 120 противотанковых орудий, сотни минометов. С 1980 г. в стране стали формироваться части ПВО. Для их комплектации из СССР были поставлены зенитные установки ЗПУ-4, ЗУ-23 и М-1939, а также ранцевые ракеты «земля - воздух». В 1984 г. никарагуанским ПВО были предоставлены 1

1 Грант Н.М. Конфликты XX-го века. М., 2009. С. 341.

100-миллиметровые зенитные пушки КС-19. Всего же к концу 1987 г. в составе частей противовоздушной обороны находилось около 400 зенитных орудий и более 350 ракет «земля - воздух». Кроме того, в страну из ГДР поступило 3500 военных грузовиков; из СССР и других государств социалистического лагеря более 800 «газиков», 40 транспортеров для танков Т-55, около 75 бензовозов и других

транспортных средств...»1.

За короткое время при активном участии советских и кубинских специалистов были фактически вновь созданы военно-воздушные силы Никарагуа.

Первыми самолетами, которые получили сандинисты, были советские АН-2. За ними последовали четыре итальянских тренировочных машины СФ-260, полученные из Ливии, а затем шесть советских транспортных самолетов АН-26 и военные вертолеты. К концу 1987 г. в никарагуанских ВВС насчитывалось более 40 МИ-8/17 и 12 МИ-24, которые в США называли «летающими танками». Параллельно с ростом техники строились новые и расширялись старые аэродромы. Один из них в Пунта-Уэте под Манагуа имел самую длинную взлетно-посадочную полосу в Центральной Америке, на которую может сесть любой военный самолет. Никарагуанский военно-морской флот после революции получил дополнительно два французских сторожевика класса «Ведет», восемь советских и четыре северокорейских сторожевых катера, два советских и два польских тральщика. В 1983 г. в Никарагуа было начато создание сети радиолокационных станций, которая к концу 1980-х гг. не имела себе равных в этом регионе1 2.

В 1987 г. Госдепартаментом и министерством обороны США была выпущена иллюстрированная брошюра, прослеживающая путь, проделанный вооруженными силами Никарагуа после свержения Сомосы и объемы поставок сандинистам вооружения из СССР и других стран социалистического лагеря.

Согласно этим сведениям, до революции у Никарагуа было всего несколько американских танков времен Второй мировой войны, из которых только три находилось в рабочем состоянии, и 25 бронемашин «Стэгхаунд». В середине 1981 г. в страну стали поступать первые советские танки Т-55. На конец 1984 г. их численность достигла более 110 единиц. В 1984 г. СССР поставил Никарагуа около 30 плавающих танков ПТ-76, вооруженных 76-миллиметровой пуш-

1 Кузнецов П.Я. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах XX века. М., 2010. С. 412.

2 См.: Никарагуа в огне (1978-1990): сб. документов под ред. И.С. Шевцова. М., 1995. С. 332.

кой, более 250 бронетранспортеров, в основном БТР-60 и БТР-152, а также разведывательные БРДМ-21.

Всего же, по подсчетам американских специалистов, общая стоимость военной техники, полученной Никарагуа от стран социалистического лагеря к середине 1987 г. составила 2 млрд долларов.

По российским официальным данным, за период с 1978 по 1990 г. в стране побывало 688 советских военнослужащих, в том числе 77 человек срочной службы. Нередко они участвовали в боевых действиях, как правило, совместно с кубинскими подразделениями. По неофициальным данным, в Никарагуа в середине 1980-х гг., находилось также значительное число советских инструкторов по линии военной разведки. В их задачу входило обучение местных бойцов методам диверсионной и партизанской борьбы.

Кроме военных специалистов, в Никарагуа работали и советские военные медики. В 1982 г., когда север страны сильно пострадал от наводнения, Советский Союз направил в Никарагуа палаточный госпиталь, который был развернут на окраине города Чинандеге. Госпиталь был устроен на 100 коек и оснащен аппаратурой из Венгрии, Германии и США. Лекарства в виде гуманитарной помощи поступали из Англии, Индии, Японии, Швейцарии, Германии, Бразилии и других стран.

Таким образом, участие советских военных и гражданских специалистов в никарагуанском конфликте носило ограниченный характер, подразумевая в первую очередь материально-техническую помощь. Разумеется, что в условиях гражданской войны в Никарагуа советские специалисты поддерживали революционный режим сандинистов, который, без сомнения, отражал интересы большей части простого никарагуанского народа.

Л.А. Самарина

Артельная организация работы прислуги в России в конце XIX - начале XX в. (на примере уставов артелей посыльных, перевозчиков и переносчиков)

В Российской империи к концу XIX столетия значительное число населения было задействовано в обслуживающем труде. По данным Всероссийской переписи населения 1897 г. прислуга в учреждениях составила 167 240 чел., на фабриках, заводах и в усадьбах -226 743 чел., прислуга домовая - 162 053 чел., прислуга домашняя -

1 См.: Никарагуа в огне (1978-1990): сб. документов под ред. И.С. Шевцова. М., 1995. С. 358.

Поначалу предпосылки для гражданской войны практически отсутствовали. Подавляющее большинство населения не только отвергало «сомосизм», но и поддерживало новый режим. Сторонниками Сандинистской революции первоначально являлись даже будущие лидеры антисандинистской борьбы. Социальная база противников революции ограничивалась бывшими гвардейцами Сомосы и узким кругом убежденных сомосистов. Но политика сандинистского правительства, нацеленная на строительство «реального социализма», то есть командно-административной системы, быстро вызвала разочарование. Осенью 1980 года правящий Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО) объявил себя марксистской партией. Представители других умеренных партий были вытеснены из правительства. Власть сконцентрировалась в руководстве СФНО во главе с Даниэлем Ортегой. Началась перестройка политического режима. Министерство внутренних дел под руководством Борхе и спецслужбa DGSE во главе с Серной развернули политические репрессии. В экономике осуществлялось огосударствление, в том числе аграрная коллективизация, особенно в кластере кофейного производства. Радикальные антисандинистские призывы стали встречать заинтересованный отклик многих никарагуанцев, недовольных подавлением гражданских свобод и репрессиями DGSE, собственников, подвергнутых экспроприации, а главное — крестьян, возмущенных принудительным кооперированием.

КОНТРАС

Первые боевые столкновения правительственных войск с вооруженными отрядами оппозиции, получившими название «контрас», были отмечены в ноябре 1980 года. Поначалу они носили разрозненный характер и быстро подавлялись. Правительство жестко контролировало ситуацию в стране. Однако вооруженная оппозиция имела возможность действовать с иностранных плацдармов — из Гондураса на севере и Коста-Рики на юге.

Формальной датой начала гражданской войны считается 11 августа 1981 года, когда в Майами (США) была создана военно-политическая структура — Никарагуанские демократические силы (FDN), объединившая контрас. Основу военной организации FDN создали отряды крестьянского ополчения. Значительное большинство контрас составляли молодые крестьяне, до войны далекие от политики. До 70 % из них ранее поддерживали СФНО или служили в сандинистской армии.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

В 1981 году FDN начали систематические рейды на никарагуанскую территорию, используя базы в Гондурасе. Основными районами военной активности «северных» контрас стали департаменты Матагальпа, Хинотега, Эстели. В 1982 году был открыт второй, «южный фронт» с коста-риканской территории — его организовал Революционно-демократический альянс (ARDE). Однако эта группировка не имела доступа к иностранной (американской) помощи, поэтому «южные» контрас в целом были менее активны, чем «северные».

Разгар боев пришелся на 1983-1986 годы, когда «северным» и «южным» контрас удалось объединить усилия, а на Москитном берегу активизировали боевые операции индейские ополчения MISURASATA и KISAN. Боевикам удавалось формировать постоянно действующие партизанские отряды в северных департаментах. Но, несмотря на все усилия, они не смогли взять под контроль достаточно обширную территорию, чтобы объявить на ней о создании альтернативного правительства. Тактика контрас сводилась к рейдам, боестолкновениям и диверсиям с последующим отступлением на территорию Гондураса.

В конце 1986 года сандинистская армия активизировала боевые действия против контрас у границы с Гондурасом. Основываясь на данных, полученных в результате радиоперехвата и агентурной разведки, небольшие армейские разведгруппы стремились обнаружить отряды контрас в момент перехода границы, после чего сообщали о численности, вооружении и направлении движения противника. После этого из мест постоянной дислокации на перехват выдвигались батальоны легкой пехоты.

На рубеже 1987-1988 годов тяжелые бои развернулись в различных районах страны. С военной точки зрения они не привели к коренному перелому, однако последнее наступление контрас сыграло важную политическую роль. На фоне перестроечных изменений внешней политики СССР сандинистское руководство вынуждено было пойти на переговоры о мирном урегулировании.

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА

В сентябре 1987 года правительство Никарагуа создало комиссию по национальному примирению. Итогом переговоров стало подписание 23 марта 1988 года общенационального Соглашения Сапоа. Стороны договорились о прекращении огня, освобождении политзаключенных, возвращении эмигрантов, легализации оппозиции и политической реформе. Соглашение означало окончание гражданской войны. 25 февраля 1990 года в Никарагуа состоялись свободные выборы президента и Национальной ассамблеи. Вопреки большинству прогнозов, СФНО потерпел поражение, победу одержал Национальный союз оппозиции. Первое правление СФНО закончилось. В то же время, политические организации контрас также не получили поддержки избирателей. Отторжение никарагуанским обществом всех участников гражданской войны стало ее главным результатом.

Возможно вам будет интересно:

4500

Гражданская война в Никарагуа (1981-1990 гг.) – вооруженный конфликт в Никарагуа вооружённый конфликт между правительством страны и вооруженными формированиями «контрас». Известа также как La guerra con la «Contra», т.е. «война с „контрас“».

Бывшие национальные гвардейцы президента Никарагуа А. Сомосы и другие противники Сандинистской революции, получившие прозвище «контрас» («контрреволюционеры»), бежали из страны и стали сосредоточиваться в специальных лагерях в приграничных районах соседних государств: Гватемалы, Гондураса и Коста-Рики. Правительство США предоставило им вооружение и материальную помощь, чтобы использовать их против сандинистского режима. Аргентинские СИДЕ и 601-й разведывательный батальон обучали боевиков контрас на военных базах Лепатерик и Килали «аргентинскому методу» борьбы с коммунизмом.

Дата: 1981-1990 гг. Участники: Никарагуа (при поддержке СССР и Кубы) – «контрас» (при поддержке США, Гватемалы, Гондураса и Коста-Рики, а также Аргентины). Итог: мирное урегулирование.

Боевые действия продолжались с 1981 по 1990 гг. и унесли жизни не менее 50000 человек.

Первые боевые действия «контрас» были отмечены в ноябре 1980 г.

В 1981 г. начались систематические рейды «контрас» на никарагуанскую территорию, диверсии, террористические акты, разрушение хозяйственных и стратегических объектов, бои с подразделениями народной милиции и сандинистской армии.

В дальнейшем, рейды превратились в необъявленную войну против революционной Никарагуа. В 1983-1986 гг. военные действия приняли особенно широкие масштабы. «Контрас» сумели привлечь на свою сторону индейцев и часть крестьян и создали опорные базы внутри страны.

Правительство Никарагуа было вынуждено увеличить расходы на оборону. 15 марта 1982 г., в связи с повышением активности «контрас» и угрозой военной интервенции со стороны США на территории страны было впервые введено чрезвычайное положение. Одновременно, правительством была принята чрезвычайная программа гражданской обороны, предусматривавшая увеличение военных расходов. 13 сентября 1983 г. правительством был принят закон № 1327 «О патриотической воинской службе», который устанавливал призывной принцип комплектования армии, и предусматривал прохождение 45-дневного курса начальной военной подготовки всеми никарагуанцами в возрасте от 18 до 25 лет.

В период после 1985 г. численность Сандинистской народной армии (с учетом территориальных формирований Сандинистской народной милиции) увеличилась до 90-95 тыс. человек. Военную помощь республике предоставили СССР и Куба. До 40 % мужского населения было вооружено и в той или иной форме мобилизовано на вооруженную защиту революционной власти.


Усиливалось вмешательство США в конфликт. Вашингтон официально ассигновал на военно-материальную помощь контрас ежегодно до 100 млн долл. Кроме того, США дополнительно оказывали поддержку контрас по неофициальным каналам.

Чтобы отвести обвинения в диктатуре, сандинистское руководство осуществило переход к конституционно оформленным органам власти. 4 ноября 1984 г. в Никарагуа состоялись всеобщие выборы. Несмотря на призыв контрреволюционных сил бойкотировать их, партии умеренной оппозиции приняли в них участие. В результате выборов президентом республики был избран глава сандинистского правительства Даниэль Ортега.

В апреле 1985 г. США предъявили правительству Никарагуа ультиматум с требование в течение 60 дней провести новые выборы и в срок до 20 апреля 1985 г. «начать диалог с оппозицией». В это же время на территории Гондураса были начаты крупномасштабные военные учения «Биг пайн-3», в которых участвовали 5 тыс. военнослужащих Гондураса, 5,5 тыс. военнослужащих США, 200 единиц бронетехники и вертолёты; одновременно у границ территориальных вод Никарагуа начались учения ВМС США «Юниверсал трек-85», в которых участвовали 36 кораблей и 7 тыс. военнослужащих. Кроме того, здесь находились на патрулировании 2 американских авианосца. Правительство Никарагуа оценило деятельность США как недопустимое вмешательство во внутренние дела страны.

1 мая 1985 г. президент США объявил о начале экономической блокады Никарагуа (блокада продолжалась до мая 1990 г.). Решение о блокаде вызвало отрицательную реакцию со стороны многих стран мира (в том числе, стран Латинской Америки, Европы, СССР и социалистических государств), международных организаций и общественности.

В конце 1986 г. армия активизировала боевые действия против «контрас» в приграничных районах у границы с Гондурасом: основываясь на данных, полученных в результате радиоперехвата и агентурной разведки, небольшие армейские разведгруппы стремились обнаружить отряды «контрас» в момент перехода границы, после чего сообщали о численности, вооружении и направлении движения противника. После этого из мест постоянной дислокации на перехват «контрас» выдвигались батальоны лёгкой пехоты.

В 1988 г правительство провело наиболее масштабную наступательную операцию против «контрас» (Operación Danto 88).

В начале октября 1989 г. правительство Гондураса потребовало от «контрас» покинуть территорию страны в срок до 6 декабря 1989 г. и обратилось в Совет Безопасности ООН с просьбой направить миротворческие силы ООН для выдворения «контрас» с территории страны в случае, если «контрас» не покинут территорию Гондураса в срок до 6 декабря 1989 г.

В октябре 1989 г. Президент США Дж. Буш утвердил санкционированное конгрессом США решение о выделении 9 млн долларов на финансирование избирательной кампании оппозиции в Никарагуа.

В 1988-1989 гг. правительство приняло ряд чрезвычайных мер по стабилизации экономики и финансов, сокращению администрации и государственных расходов. Благодаря этому в 1989 г. удалось в 20 раз уменьшить инфляцию – до 1500 %, в 8 раз – дефицит бюджета, в 2 раза – государственные расходы. Замедлилось падение производства, наметился рост сельскохозяйственной продукции (на 4 %) и экспорта. Но ситуация оставалась крайне тяжелой.

Тем не менее республика устояла и сумела нанести тяжелое поражение контрас, активность которых после 1986 г. быстро пошла на спад.

В сентябре 1987 г. правительством Никарагуа была создана комиссия по национальному примирению. В декабре 1987 г. начались переговоры с представителями «контрас».

В январе 1988 г. правительство Никарагуа отменило режим чрезвычайного положения и приняло закон об амнистии.

В феврале 1988 г. в Манагуа начались переговоры между представителями индейской группировки «Ятама», после окончания которых в Сапоа было подписано соглашение о прекращении огня.

Война сопровождалась ростом человеческих жертв и нанесла большой экономический и материальный ущерб стране. По состоянию на начало апреля 1989 г., количество жертв войны превысило 50 тыс. человек. Ещё 50 тыс. жителей приграничных районов (превратившихся в зону боевых действий) стали беженцами и вынужденными переселенцами.

Правительства США и ряда государств Латинской Америки и Западной Европы обвиняли руководство Никарагуа в нарушении демократических свобод и прав человека, в милитаризации власти. Даже Социалистический интернационал и входившие в него партии, ранее солидаризовавшиеся с Никарагуанской революцией, стали критиковать сандинистский режим, хотя осуждали интервенционистскую политику США и необъявленную войну против Никарагуа. Вслед за США многие западноевропейские и латиноамериканские страны сократили связи с Никарагуа. Основная роль в помощи Никарагуа перешла к СССР, Кубе и другим социалистическим странам, приславшим специалистов и поставлявшим на льготных условиях в кредит, а частично и безвозмездно оружие, сырьевые товары, машины, оборудование.

Многие из нас мечтают о невероятных приключениях в диковинных странах. Разумеется, со счастливым финалом. Ну кто хоть раз не ставил себя на место главного киногероя, с легкостью преодолевающего невероятные трудности и не жалеющего ничего для выполнения своей столь же важной, сколь и сложной миссии? Однако недаром говорят: будьте осторожны в желаниях — они имеют свойство иногда сбываться.

Из нашего досье

Трудно даже представить себе, сколько таких инженеров Павловых, равно как и его соседей по палатке — военспецов, побывало в разное время в горячих точках планеты. Достаточно совершить краткий экскурс в новейшую историю, чтобы понять: рука помощи дружественным странам в трудную минуту — стандартный жест российской внешней политики. Судите сами…

1942-1951 годы, Иран . В результате достигнутой договоренности южная часть страны перешла под контроль Великобритании, северная — СССР. Вопрос о присоединении этой территории, населенной преимущественно азербайджанцами, к Советскому Союзу уже был практически решенным, однако начавшаяся холодная война заставила отказаться от грандиозных геополитических планов и вывести войска.

1950-1953 годы, Корея . С началом войны в Страну утренней свежести из СССР были направлены военные и гражданские инструкторы. С эскалацией конфликта в тяжелых боях приняли участие несколько сотен советских пилотов боевых самолетов и специалистов ПВО.


1962 год, Карибский бассейн . Мощная группировка советских войск обосновалась под боком у США, на Кубе. Помимо танков, артиллерии и самолетов, к особенному неудовольствию американцев, русские в рамках операции под кодовым названием «Анадырь» прихватили с собой ракеты с ядерными боеголовками, а в Карибском море обнаружились советские подводные лодки. Мир оказался на грани глобального ядерного конфликта, которого с большим трудом удалось избежать. В итоге СССР вывез ракеты с Кубы, а США — из Турции. Однако до конца девяностых годов на Острове свободы находились советские военные базы.


1966-1972 годы, Вьетнам . События разворачивались по корейскому сценарию: первыми в страну из Союза прибыли советники и гражданские специалисты, а с началом массированных бомбардировок — сотни пилотов истребителей, операторов РЛС и комплексов ПЗРК, которые в основном прикрывали стратегически важные объекты: столицу Ханой, мост на Красной реке и порты. Советские военные базы оставались во Вьетнаме до конца девяностых годов.

1968 год, Алжир . После вывода из страны французских войск в Алжире остались сотни тысяч мин. Правительство обратилось к СССР с просьбой о помощи. В течение года советские саперы проводили разминирование территории.

1969-1974 годы, Египет . По просьбе правительства Насера советские инженеры и строители приняли участие в строительстве ряда стратегических объектов, в том числе — Асуанской плотины. В то же время военные специалисты обучали египетскую армию, большая часть вооружения которой была советского производства. С началом арабо-израильских конфликтов СССР неоднократно пытался отправить в Египет свои войска, чему всячески препятствовали США. Однако советские пилоты и специалисты ПВО несколько лет обкатывали здесь новейшие виды самолетов и РЛС.

1969-1990 годы, Сирия . В этот период в стране находилось немало военных советников и боевой техники, а Дамаск обороняли несколько десятков расчетов советских сил ПВО.

1977 год, Индия . Во время очередного конфликта между Индией и Пакистаном советские ракетные катера приняли участие в наступлении на пакистанский порт Карачи.

1977-1992 годы, Северный Йемен . Помимо строительства различных объектов и обучения армии, наши специалисты не остались в стороне от разгоревшейся гражданской войны, поддержав один из противоборствовавших кланов и обеспечив ему победу. В результате советские боевые корабли получили возможность базироваться в портах Северного Йемена вплоть до объединения его с Южным.

1975-1989 годы, Мозамбик . Сразу после победы прокоммунистического правительства СССР направил сюда своих врачей, строителей и учителей. В ходе отражения агрессии со стороны ЮАР советские военные участвовали в планировании боевых действий.

1979-1990 годы, Никарагуа . С помощью посланцев СССР были созданы инфраструктура и вооруженные силы этой страны. Наши офицеры не только обучали никарагуанских военных, но и планировали операции против «контрас», которых активно поддерживали США и Гондурас.

1979-1989 годы, Эфиопия . Весомую лепту в строительство гражданских объектов и подготовку эфиопской армии внесли советские специалисты. Кроме того, наши советники участвовали в боевых действиях, которые вела Эфиопия против Сомали и Эритреи. На острове Сокотра была создана крупная база советских ВМС.


1975-2001 годы, Афганистан . Начало сотрудничеству было положено задолго до взятия дворца Амина. Еще в 1975 году в ответ на просьбу даудовского правительства СССР направил свои профессионально подготовленные кадры для строительства гражданских объектов и обучения армии. В 1989 году советские войска были выведены из Афганистана, но наши специалисты продолжили выполнять свою миссию в стране, оказывая помощь Наджибулле, а впоследствии — афганской оппозиции. Российские вертолетчики доставляли в Афганистан продовольствие, оружие и боеприпасы, участвовали в боевых действиях, в частности, в районе таджикско-афганской границы. После победы над Талибаном в Афганистан вернулись наши строители для восстановления пострадавших объектов, в том числе знаменитого тоннеля под Салангом.

1980-2001 годы, Ирак . Отказавшись сотрудничать с американцами, Саддам Хусейн обратился за помощью к советской стороне и получил большое количество боевой техники.

1980-1991 годы, Ангола . Для поддержки этой бывшей португальской колонии СССР направил немало военных и гражданских советников. Кроме того, наши боевые корабли взяли под контроль порты Анголы, а воздушные перевозки в стране в основном осуществлялись советскими самолетами. Гражданские специалисты приняли деятельное участие в добыче нефти и алмазов.

1995-2006 годы, Босния и Герцеговина . В период боевых действий в Югославии в состав «голубых касок» ООН вошли российские военные и сотрудники правоохранительных органов.

1999-2006 годы, Косово . С началом операции НАТО по вводу войск российские десантники, входившие в состав миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, неожиданно совершили стремительный бросок в Косово и захватили стратегический аэродром в Приштине. В 2002 году десантников вывели, однако наши пограничники и сотрудники милиции продолжают нести службу в Косово.

2004-2005 годы, Сьерра-Леоне . В ответ на просьбу ООН в страну направлены российские вертолеты Ми-24 с экипажами, которые вошли в состав контингента «голубых касок». Благодаря мастерству наших пилотов, проводивших активное патрулирование территории, существенно снизилась интенсивность гражданской войны в Сьерра-Леоне…