Христианские посты и праздники. Правила христианского поста. Вегетарианство и его отличие от христианского поста. Основные христианские праздники и посты

* Имеется в виду, что вместо растительного масла употребляют оливки.

(Примечание: Устав в полной мере относится к монастырской практике Палестины (см. ). Миряне определяют свою норму индивидуально, желательно по благословению священника)

Даты указаны по новому стилю

В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, посты в среду и пятницу в течение всего года (за исключением пяти недель), три однодневных поста.

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост - пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-мидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.

В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг - горячая пища без масла; суббота, воскресенье - пища с растительным маслом.

Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса плащаницы (обычно эта служба заканчивается в 15-16 часов).

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.

Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни - рыба, грибы, крупы с растительным маслом.


14 августа - 27 августа

Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели - с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Понедельник, среда, пятница - . Вторник, четверг - горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.

Этот пост установлен для того, чтобы нам достойно подготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.

Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то уставом разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до предпразднства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднство устав запрещает есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье - пища с маслом.

В сочельник не принято вкушать пищу до появления первой звезды, после чего вкушают сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы

Седмица - неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.

Сплошных седмиц пять:

Мытаря и фарисея - за 2 недели до Великого Поста,

Сырная () - неделя перед Великим Постом (без мяса),

Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи,

Троицкая - неделя после Троицы.

Среда и пятница

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу - в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, - рыба.

Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник - 18 января , накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.

- 27 сентября . Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.

Однодневные посты - дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Чтобы достойно, с чистой душой отметить церковный православный праздник, нужно к нему как следует подготовиться, ибо ничего не дается так просто, без труда. По своей сути пост представляет собой некоторые телесные и духовные ограничения, которым верующий человек должен подвергнуть сам себя. То есть, это такая форма аскетизма, во время которой постящийся упражняет дух, душу и тело.

Русские православные христиане, согласно церковным канонам, держат ежегодно четыре многодневных поста, три однодневных поста и пост в среду и пятницу. Придерживаясь поста, очень важно понимать, что ограничение в еде без ограничения своего духа (от мирских удовольствий, «разлагающих» человека изнутри) не способствует великому спасению души.

Давайте детальнее рассмотрим все православные посты в 2017 году.

Многодневные православные посты

  • – 27 февраля – 15 апреля 2017 года;
  • – 12 июня – 11 июля 2017 года;
  • 14 августа – 27 августа 2017 года;
  • (Филиппов пост) – 28 ноября 2017 года – 6 января 2018 года.

Великий пост

Великий пост считается самым строгим постом, он длится сорок восемь дней. Великий пост состоит из Четыредесятницы и Страстной седмицы. Пост установлен в честь Спасителя нашего Иисуса Христа, который сорок дней искушался в пустыне дьяволом и не принимал никакой пищи.

Эти сорок дней – начало спасения человеческих душ. Последняя неделя поста – страстная седмица – напоминает христианам о завершающих днях на земле, страданиях и смерти Сына Божьего.

Во время поста нельзя есть мясо, молоко, сыр, яйца. Особой строгостью Великий пост отличается в первую неделю поста и в страстную седмицу. В чистый понедельник принято полностью воздерживаться от пищи. В остальное время:

  • среда, пятница – сухоядение (хлеб, вода, овощи, фрукты, компоты);
  • вторник, четверг – горячая еда без добавления растительного масла;
  • суббота, воскресенье – горячая еда с растительным маслом.

Сухоядение – скудная, не жидкая еда, состоящая из хлеба или другой сухой пищи; одна из самых строгих степеней православного поста.

7 апреля 2017 года, в , позволяется отведать рыбу. Также разрешается рыба в Вербное воскресенье 9 апреля 2017 года. Рыбную икру можно кушать 8 апреля 2017 года, в Лазареву субботу. 14 апреля 2017 года, в страстную пятницу, нельзя принимать пищу до выноса плащаницы.

В дни Великого поста нужно примириться со всеми, а также осознать все свои грехи, искренне покаяться.

Начнется Великий пост в 2017 году в понедельник 27 февраля, а закончится в субботу 15 апреля 2017 года. Уже 16 апреля, в воскресенье, православная церковь будет праздновать Пасху – величайший светлый праздник Воскресения Христова.

Апостольский пост

Этот летний пост установлен в честь святых апостолов Петра и Павла, которые молитвой и постом готовились к всемирной проповеди Святого Писания. Начнется Петров пост в понедельник Всех Святых, 12 июня 2017 года, а завершится 11 июля 2017 года. Каждый год продолжительность поста разнится, в зависимости . Самый продолжительный Апостольский пост длится шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Строгое соблюдение поста (сухоядение) – в среду и пятницу. В понедельник разрешена горячая пища без масла. В другие дни – грибы, рыба, крупы с маслом растительного происхождения.

Успенский пост

Через месяц после Петрова поста наступает Успенский многодневный пост, который длится две недели. Православная церковь призывает нас, прихожан, к подражанию Божьей матери, которая непрерывно пребывала в посте и молитве перед своим вознесением на небеса.

Сухоядение положено в понедельник, среду и пятницу. Во вторник и четверг разрешается горячая еда без добавления растительного масла. В субботу и воскресенье позволена пища с растительным маслом. 19 августа, в день Преображения Господня, можно кушать рыбу.

Рождественский пост

В конце осени, ровно за сорок дней до праздника Рождества Христова, начинается зимнее воздержание от пищи животного происхождения и «услаждений» души, духа и тела – Рождественский пост. Начинается пост сразу после дня памяти апостола Филиппа, поэтому Рождественский пост называют еще и Филиппов пост.

Рождественский пост установлен во имя благодарности Господу Богу за собранные плоды земные. Во время поста христиане готовятся к великому празднику – Рождеству Христову. Начинается зимний пост 28 ноября 2017 года, а завершается 6 января 2018 года.

Пищевой устав полностью совпадает с уставом о пище Петрова поста до 19 декабря 2017 года, дня святителя Николая. Если церковный праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, можно кушать рыбу. После дня памяти Святителя Николая и до самого предпразднества Рождества рыба разрешается в субботу и воскресенье. В предпразднество запрещается рыба во все дни, а в субботу и воскресенье – еда с маслом. В сочельник, 6 января 2017 года, нельзя есть пищу до появления самой первой звезды, а после – можно вкушать сочиво (зерна пшеницы, вареные в меду, а также рис с изюмом).

Церковные православные однодневные посты в 2017 году

  • Среда и пятница на протяжении всего года, исключая сплошные седмицы и Святки;
  • Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) – 18 января 2017 года;
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября 2017 года;
  • Воздвижение Креста Господня – 27 сентября 2017 года.

Пост в среду и пятницу

В среду еженедельный пост установлен как воспоминание о предательстве Христа Иудой, в пятницу – в честь памяти страданий и смерти Иисуса Христа. В эти дни запрещается мясная и молочная пища, а с недели Всех Святых и до Рождества Христова нужно воздерживаться также от рыбы и постного масла. Когда на среду или пятницу выпадают дни празднуемых святых, позволяется добавлять в пищу растительное масло. В самые большие праздники, например, Покров, — разрешается рыба.

При этом, следует помнить, что для тех, кто занят тяжелым трудом или болеет, допускаются некоторые послабления в постах в среду и пятницу. Это необходимо для того, чтобы христиане имели достаточно силы на молитвы и необходимую работу.

Крещенский сочельник

В этот однодневный пост истинно верующие готовятся к очищению души и тела и освящению святой водой в большой праздник Крещения.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Пост установлен в честь памяти смерти великого пророка Иоанна.

Воздвижение Креста Господня

В этот день христиане молятся, раскаиваются во грехах и постятся, в память о страданиях Иисуса Христа на кресте во имя спасения рода человеческого.

Сплошные седмицы в 2017 году

  • Святки – 7 – 17 января 2017 года;
  • Седмица мытаря и фарисея – 6 – 12 февраля 2017 года;
  • Сырная седмица (Масленица) – 20 – 26 февраля 2017 года;
  • Пасхальная (Светлая седмица) – 16 – 22 апреля 2017 года;
  • Троицкая седмица – 5 – 11 июня 2017 года.

Во время сплошных седмиц пост в среду и пятницу отсутствует.

Календарь трапез во время православных постов в 2017 году:

Пост христианский есть телесное и духовное воздержание не только от запрещенного, но и от того, что человеку позволено.

Во-первых, пост есть или совершенное воздержание от пищи (пример Господа Иисуса Христа - Мф. 4 гл., пророка Моисея - Исх. 34 гл., Ниневитян - Ион. 3 гл., Ап. Павла - Деян. 9:9 и др.), или временное и даже постоянное воздержание только от некоторых видов пищи, - например, от мяса, молока, вина, роскошных блюд и подобное. Временно воздерживался от известного рода пищи, например, пророк Даниил. Вот как говорит он о себе: я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои. (Дан. 10: 2,3).

Во-вторых, пост есть воздержание от брачного ложа (1 Кор. 7:5), от скромных и дозволенных радостей и развлечений жизни (напр. от зрелищ, посещений и приема гостей и под.)

В-третьих, пост есть преимущественная забота о бедных , т.е. отказ от своего излишка и довольства в пользу неимущих и несчастных, как это доказывают нижепомещаемые слова прор. Исаии (58: 3,4, 6,7)

  • Правильно ли думают некоторые, что пост состоит только в том, чтобы скоромного не есть, а что душу можно и не смирять?

Такое понятие о посте - не христианское. Господь еще в Ветхом Завете через пророка Исаию обличал людей за такой показной пост и говорил, что не будет слушать из во время такого поста. Почему мы постимся , говорят такие лицемерные постники, обращаясь к Господу, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? И отвечает Господь, за что не любит Он поста лицемерного, наружного, напускного.

Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. ... Вот пост, который Я избрал : разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. (Ис. 58: 3,4,6,7)

  • Как учит о христианском посте Православная Церковь в своем богослужении?

"Постящеся, братия, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды (связь с неправдой): расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое спасание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия и безкровныя введем в домы: да приимем от Христа Бога велию милость" (Стихира на вечерне в Среду первой недели Великого поста).

Другая стихира (на стиховне в Понедельник второй недели Великого поста на вечерни) поучает нас так: "Духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, останемся же и соблазнов греха, отпустим и братии долги, да и нам оставятся прегрешения наша, тако бо возопити возможем: да исправится молитва наша. яко кадило пред Тобою, Господи". Такой же пост предлагает еще стихира на стиховне в Понедельник на первой неделе Великого поста:

"Постимся постом приятным, благоугодным Господеви; истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания (обвинения), лжи и клятвопреступления, - сих оскудение (оставление всего этого) пост истинный есть и благоприятный".

  • Какая цель христианского поста?

Во-первых, пост нужен для того, чтобы дать духу торжество над плотью. Когда у нас бывают сильные плотские желания, тогда трудно человеку жить духовно. Поэтому и нужно ослабить тело. Ап. Петр говорит, что страдающий плотию перестает грешить (1 Петр. 4:1), и Ап.Павел учит: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5: 24). Страсти свои, значит, мы можем сократить только постом.

Вторая цель поста та, чтобы приучить нас к постоянной умеренности, чтобы нам быть безразличными к пище, не услаждаться ею. А то часто бывает, что люди только и думают, как бы им поесть получше, побольше да послаще, так что о Царстве Божием им и подумать некогда, да и нет желания.

В-третьих, нам нужно приучить себя к жизни загробной, равноангельской. На том свете не едят и не пьют, а если человек во время своей жизни на земле привыкнет "изнутять себя заботами" о пище и питие (Злат.) тогда ему в Царстве Божием нечего будет делать. Таких людей конец- погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме; они мыслят о земном. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его (Фил. 3: 19-21)

Вот как рассуждает о пользе поста св. Иоанн Златоуст: "молящийся как следует и постящийся немного требует:, а требующий немного не будет любостяжателен; а нелюбостяжательный охотно подаст милостыню... Постящийся - легок, глубоковнимателен, молится трезвенно, лукавые вожделения погашает, умилостивляет Бога, и горделивую душу смиряет. Поэтому и Апостолы постоянно постились... Молящийся с постом не зевает, не потягивается, не бывает неповоротлив" (Злат. 7, 590)

  • Правильно ли думают некоторые, что пост есть воздержание только от скоромной пищи, но без воздержания от обжорства, пьянства и других грехов?

Нет, не правильно: разрешения или разговенья на обжорство, пьянство и на все вообще грехи в Церкви Христовой никогда не было и не будет.

  • Что должно отвечать сектантам, когда они злорадно говорят, что в Православной Церкви, хоть и нельзя в постные дни есть мяса и молока, но зато можно, будто бы, пьянствовать и, вообще, грешить?

Должно отвечать, что сектанты лгут на Православную Церковь, когда говорят так, потому что, по Христианской нашей вере, не только во время поста, но и, вообще, никогда пьянство и другие греши не одобрялись и не одобряются.

  • Правильно ли утверждают некоторые, что мяса постом нельзя есть потому, что оно само по себе греховно и есть творение диавола?

Такое рассуждение не правильно. И так думают не христиане, а хлысты, скопцы, новый Израиль, беседчики, "братчики" или, как они зовут сами себя, "назореи". Все они безумно утверждают, что мясо есть бесовская пища. О них Св. Дух ясно говорит в слове Божием, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстительным и учениям бесовским через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением. (1 Тим. 4: 1-4)

  • Кто установил пост для людей?

Сам Господь еще в раю и даже еще до грехопадения первых людей. Бог, сотворив Адама и Еву, дал им в пищу всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя (Быт. 1: 29); но на одни плоды Богом было положено запрещение, и именно, на плоды "дерева познания добра и зла". Люди нарушили этот первый пост, послушав советов диавола, и удалились от Бога. От этого первого нарушения поста и начался грех. Поэтому-то и доныне люди, чтобы освободиться от греха, налагают на себя пост.

  • Был ли пост в Ветхом Завете?

Св. Библия показывает нам, что все ветхозаветные великие праведники и все, вообще, люди постились. Постились, когда испрашивали у Господа милости; постились, когда каялись во грехах; постились, когда вразумлял их Бог. Пророк Моисей постился, когда принимал на горе Синае наставления от Господа Бога, 40 дней и 40 ночей хлеба не ел и воды не пил (Исх. 34: 28; Исх. 24: 18; Втор. 9:9).

Постился и царь Давид, напр., в день погребения своего союзника Авенира (2 Цар. 3: 35) и, вообще, при печальных и тяжких обстоятельствах (Пс. 34: 13; Пс. 108: 24). Постились пророки: Исаия (3 Цар. 19: 8) и Даниил (10: 2, 3)

Были посты и общие - для всего народа в дни народного покаяния, напр., у израильтян (Суд. 20: 26; 1 Цар. 7:6; 31: 13) и у Ниневитян после проповеди прор. Ионы (Ионы 3: 5)

  • Какое научение для нас в том, что ветхозаветные люди постились?

Все ветхозаветные примеры, по рассуждению Апостола, описаны в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10: 11)

  • Кто начал пост в Новом Завете?

В Новом Завете Сам Спаситель показал пример поста. Евангелист рассказывает, что Иисус возведен был Духом в пустыню.. и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф. 4: 1,2)

  • Признал ли Господь пост полезным для христиан?

Спаситель объяснил, что с диаволом можно бороться только при помощи поста и молитвы. Сей (т.е. бесовский) род, - сказал Спаситель, -не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9: 29)

  • Показал ли Господь, каков должен быть пост?

Спаситель объяснил, что поститься должно не на показ, не для того , чтобы люди видели постника и хвалили его. Поститься нужно не с целью достигнуть славы среди людей, а для того, чтобы снискать милость и благодать Божию. Когда поститесь, - говорит Спаситель, - не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помаж голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6: 16-18). Итак, Спасителем обещана за пост небесная награда.

  • Верно ли говорить, что Спаситель будто бы отменил пост для Апостолов и для всех, вообще верующих в Него?

Нет, не верно, ибо Сам Господь Иисус предсказал, что Апостолы будут поститься. Дело было так. Книжники и фарисеи спросили Христа: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного* поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Лук. 5: 33-35) [*С брачным чертогом сравнивается здесь все то время, какое Господь наш провел на сей земле. Твор. св. Ефрема Сирина рус. пер. ч. 8, стр. 82: толкование на четвероевангелие]

  • Что же: постились ли Апостолы после вознесения Господа на небо?

Да, постились. Из слова Божия мы знаем об Апостолах очень мало, и притом знаем о жизни только некоторых Апостолов, но и в этих кратких сведениях есть указания на пост Апостолов. Так, Ап. Павел постился после призвания его Спасителем (Деян. 9: 9); постился он перед отправлением его из Антиохии на проповедь (Деян. 13: 2, 3); постился при рукоположении им пресвитеров (Деян. 14: 23); наконец, сам говорил о своем посте (1 Кор. 9: 27; 2 Кор 6: 4, 5; 11: 27).

  • Советуют ли Апостолы христианам поститься?

Да, советуют. Ап. Павел советует, чтобы муж и жена на время уклонялись друг от друга для упражнения в посте (1 Кор. 7:5).

  • С какого времени в Церкви Христовой существуют общие посты продолжительные?

Они существуют у христиан со времен Свв. Апостолов, и об этих постах всегда все верующие знали так же хорошо, как и теперь. Поэтому-то Ап. Лука, написавший книгу Деяний Апостольских, передавая о путешествии Ап. Павла в Рим и рассказывая о случившемся с ним кораблекрушении, говорит, что произошло это зимой, когда и пост уже прошел (Деян. 27:9). Время поста Апостол указывает вместо месяца и числа, как и у нас часто делают это, когда говорят, например так: "Случилось то или другое в начале Филиппова поста". Так и Апостол писал.

  • По случаю каких событий установлены общие христианские посты?

В среду и пятницу мы, христиане, постимся потому, что воспоминаем в эти дни предание Господа Иудой на страдания и самые страдания Спасителя. Придут дни, говорит Господь, когда отнимется у них жених; и тогда будут поститься в те дни (Лук. 5: 35) В среду и пятницу Господь был предан и распят, поэтому христиане и постятся в те дни .

Великий пост установлен в подражание сорокадневному посту Спасителя; Филиппов или Рождественский пост служит для приготовления верующих к достойному празднованию дня Рождества Христова.

Петров пост соблюдается христианами в память получения Св. Духа в день Пятидесятницы и в воспоминание проповеди Апостолов, которые перед выступлением на нее постились (Деян. 13: 2,3)

Успенский пост установлен в напоминание о будущем преображении уничиженных тел благочестивых христиан (Мф. 17: 2; Флп. 3: 20,21) и для того, чтобы христиане соделывали себя достойными этого преображения, а также Успенский пост предписан и для воспоминания о славном Успении Богоматери.

  • Почему сектанты: штундисты, баптисты, пашковцы-евангелики, молокане, меннониты, адвентисты и др. не признают постов христианских?

Потому, что они - не христиане. Они отреклись от научения Христа Спасителя и Свв. Апостолов, и выдумали свои религии. Диавол научил и научает сектантов противиться Церкви Христовой и отвергать посты потому, что посты страшны для диавола , так как он, по слову Спасителя (Мф. 17: 21), изгоняется постом.

  • Отвергая посты, могут ли сектанты оправдаться такими словами Писания: пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8:8)?

Нет, не могут: в указанных словах не о посте речь, а говорится о пище, что она сама по себе - ни добро, ни зло: все от того зависит, как употреблять пищу. Грех не в пище, а в невоздержании, а непослушании Церкви, в удалении от общего ее подвига. Ап. Павел, на которого ссылаются сектанты, говорит о нем так: усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9: 27 ср. 7: 5)

  • Сектантское отрицание постов оправдывают ли слова Спасителя: "не то, что входит в уста, оскверняет человека" (Мф. 15: 11)?

Нет, не оправдывают, потому что, если изречение Господа понимать по-сектантски, тогда и все пьяницы, и обжоры могут говорить, что они не виновны в своем пьянстве и обжорстве, потому что они допускают излишки напитков и пищи в уста, а это, будто, не грех.

Да и Ева в раю, как то выходит из сектантского мудрования, не согрешила, приняв в уста плод запрещенного дерева! Но нет, Ева согрешила, послушав диавола и нарушив пост. И сектанты тоже нарушают пост только потому, что отказались от совета Божьего, совета Церковного и стали во всем слушать диавола, этого древнего искусителя.

Вся церковная жизнь христианина расписана в православном календаре. Там описан каждый день: какую пищу можно вкушать, отмечается ли сегодня какой-либо праздник или день памяти определенного святого. Они установлены церковью для того, чтобы человек мог подняться над мирской суетой, задуматься о своем будущем в вечности, приобщиться к богослужениям в церкви. В большие праздники и в день ангела верующие всегда стараются причаститься. Также считается, что все молебны и молитвы будут восприняты Господом с большей благосклонностью именно в канун праздников. И неслучайно этим великим дням часто предшествуют христианские посты. Смысл жизни верующего – обретение любви, единение с Богом, победа над страстями и искушениями. Пост нам дарован как возможность очищения, это период особенного бдения, а праздник после него – день ликования и благодарственных молитв за милость Божью.

Христианские праздники и посты

Какие существуют христианские посты и праздники?

«Не подобает христианам во Святую Четыредесятницу есть рыбу. Если я уступлю тебе в этом, то в следующий раз ты будешь принуждать меня поесть мяса, а затем предложишь отказаться от Христа, моего Творца и Бога. Мне лучше избрать смерть». Таким был ответ святого благоверного царя Карталинского Луарсаба II шаху Аббасу, как это явствует из «Мартиролога» Католикоса-Патриарха Антония. Таково было отношение к церковным постам наших благочестивых предков…
В Православной Церкви существуют посты однодневные и многодневные. К однодневным постам относятся среда и пятница – еженедельно, кроме особых случаев, указанных в Уставе. Для монахов добавляется пост в честь Небесных Сил по понедельникам. С постами соединены и два праздника: Воздвижение Креста (14/27 сентября) и усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября).Из многодневных постов следует назвать, в первую очередь, Великий пост, состоящий из двух постов.Итак, продолжаем цикл статей о постах в разных религиях. В данной статье пойдет речь о христианских постах. Мы расскажем, какие бывают посты в христианстве, а также как правильно их придерживаться.

В христианском понятии пост – это время для усиленных молитв и период воздержания от пищи животного происхождения. Посты делятся на однодневные и многодневные. Однодневные посты соблюдаются на протяжении всего года по средам и пятницам. В эти дни, если они не припадают на праздники, разрешена только растительная пища без масла. Многодневных постов всего четыре: Петров, Успенский, Рождественский и Великий.

Петров пост был установлен в память о святых апостолах – Петре и Павле, которые постились, готовя себя к евангельской проповеди. Он может длиться от 6 до 8 недель. Продолжительность зависит от даты, на которую припадет Троица и Пасха, но заканчивается пост всегда в одно и то же время – 12 июля (29 июня по старому стилю).

1 января чествуется память русского святого преподобного Илии, чудотворца Муромского. Он был воином и монахом, служил Отечеству при княжении Владимира Мономаха. Всю свою жизнь провел Илия в походах, а в конце жизни принял монашеский постриг и…

Что такое пост христианский?Пост христианский есть телесное и духовное воздержание не только от запрещенного, но и от того, что человеку позволено.

Во-первых, пост есть или совершенное воздержание от пищи (пример Господа Иисуса Христа — Мф. 4 гл., пророка Моисея — Исх. 34 гл., Ниневитян — Ион. 3 гл., Ап. Павла — Деян. 9:9 и др.), или временное и даже постоянное воздержание только от некоторых видов пищи, — например, от мяса, молока, вина, роскошных блюд и подобное. Временно воздерживался от известного рода пищи, например, пророк Даниил. Вот как говорит он о себе: я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои. (Дан. 10: 2,3).

Во-вторых, пост есть воздержание от брачного ложа (1 Кор. 7:5), от скромных и дозволенных радостей и развлечений жизни (напр. от зрелищ, посещений и приема гостей и под.)

В-третьих, пост есть преимущественная забота о бедных, т.е. отказ от своего излишка и довольства.

Посты – это воздержание от приёма некоторых видов пищи (особенно мяса) или вообще любой еды на определённый срок. Христианские посты занимают около двух сотен дней в православном церковном календаре.

Любой христианин обязан соблюдать пост по средам и пятницам каждой недели в течение всего года.

Основные однодневные христианские посты: в крещенский сочельник (18 или 5 по старому стилю января), а также в день усекновения головы Иоанна Крестителя (11 сентября или 29 августа по старому стилю) и в праздничный День воздвижения Креста Господня (27 или 14 сентября по старому стилю).

Помимо однодневных постов, существуют многодневные христианские посты. Всего их четыре:
— весенний или Великий пост, продолжается около семи недель, с масленицы (то есть с понедельника после сыропустной недели) и до Пасхи;
— летний или Петров пост, начинается после духова дня (50-ый день после Пасхи) и продолжается до дня святых Петра и Павла (то есть, до 29 июня);

Церковь постоянно призывает христиан к умеренности, в том числе и в еде. Пост является неизменной составляющей жизни православных христиан. Ограничивая себя в еде, верующие показывают свое почтение к Богу и благоговение перед ним.

Христианский пост существенно отличается от постов, установленных в других религиях. Во многих восточных культах люди отказываются от определенных видов еды на всю жизнь, потому что считают ее нечистой (порождением злых сил) или неприкосновенной (вместилищем переселившейся человеческой души). Другие наделяют особой силой растительную пищу и поэтому отдают ей предпочтение.

В христианстве все не так. Здесь нет запретов ни на какую пищу. Временный отказ от мясного и молочного связан с почитанием Иисуса Христа, Богоматери и великих святых.

Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи.

Ещё один аспект, про который никто Вам не сказал, я не видел — первоначальные христиане были вегетарианцами. И пост также предназначался для облегчения перехода с мясной пищи на растительную. Проведя один или несколько длительных постов, человек понимал, что мясо ему и не нужно. А почувствовав очищение разума после отказа от мясной пищи, человек уже мог понять, что «Не убий!» относится также и к братьям нашим меньшим.

1 января День преподобного Илии, чудотворца Муромского
1 января чествуется память русского святого преподобного Илии, чудотворца Муромского. Он был воином и монахом, служил Отечеству при княжении Владимира Мономаха. Всю свою жизнь провел Илия в походах, а в конце жизни принял монашеский постриг и…
День святого мученика Вонифатия
Святой мученик Вонифатий пострадал за Христа в 290 году, в царствование римских императоров Диоклетиана и Максимиана (284-305). Он был рабом знатной римлянки Аглаиды. Она поручила ему управление ее домом и обширными имениями. Вонифатий состоял с… 2 января День святого Иоанна Кронштадтского
Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в семье бедного причетника Илии Михайловича и Феодоры Власьевны Сергиевых в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии.

Какого числа Успенский пост в 2017 году

Это самый короткий многодневный пост. Он длится две недели (14 дней). Ежегодно начинается 14 августа и заканчивается 27 августа.

Что можно есть в Успенский пост: правила питания

Согласно церковному Уставу, Успенский пост по своей строгости приравнивается к Великому. В этот период нельзя есть мясо, молочную продукцию, яйца. Основу постного стола составляют блюда из картофеля, грибов, овощи, фрукты, ягоды, орехи.

Большие православные церковные праздники 2016 года календарь, переходящие с непостоянной датой и непереходящие с постоянной датой, однодневные и многодневные посты, постные дни, Сплошные седмицы, дни поминания умерших, родительские дни.

По церковному календарю Вы можете точно узнать когда будет в 2016 году Пасха православная, дата, какого числа Троица, Пасха, Великий Чистый четверг и Благовещение, Рождество, Покров Пресвятой Богородицы, Страстная неделя, Вознесение, Преображение Господне, когда День Святой Троицы, Прощеное и Вербное воскресенье и Масленица.

Когда начинаются и заканчиваются православные посты, с какого числа начинается Великий пост, Петров, Успенский и Рождественский пост.

Церковные православные праздники 2016 года

Все праздники в январе

Пост перед венчанием: что можно и нельзя есть, какие ограниченияЧто представляет собой пост перед венчанием? Какие ограничения он накладывает на молодых, сколько длится, по каким канонам протекает? Так ли необходимо его соблюдать или это лишь дань традиции? Вопросов много, но заранее догадаться задать их батюшке в предпраздничной суете удаётся не всем молодожёнам. А между тем пост - значимая часть подготовки к бракосочетанию.

Смысл таинства брака

Те, кто присутствовал на венчании, наверняка согласятся - это сказочно прекрасное и волнующее таинство. Однако множество молодых пар, торопясь предстать перед алтарём, даже не задумываются, что возвышенные церковные песнопения, мерцающие огоньки свечей и троекратное шествие по кругу – лишь внешняя, и отнюдь не главная часть бракосочетания. Высший смысл венчания заключается в том, чтобы испросить для молодых Божьего благословения на единодушное ладное жительство, рождение детей.

Православные праздники Церковный год — это чередование будней и праздников. В будни человек призван трудиться «в поте лица добывать хлеб свой». Праздники же даны для того, чтобы почувствовать раскрепощение, подняться над суетой и обыденностью мира, ощутить себя причастным к высшему из миров, «где нет болезней, печалей и воздыхания, но жизнь бесконечная». История православных религиозных праздников восходит ко временам Ветхого Завета. К этим праздникам так же примыкают праздники, которые берут свое начало в Новозаветное время. Каждый из праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников.

Самый главный — Религиозный христианский православный праздник Пасхи имеет свою историю и особый, глубокий смысл — ведь Пасха — это основа Христианства. Великому и светлому празднику Пасхи предшествует Великий и очень строгий православный пост, который так и называется — Великий Пост.

Общая продолжительность поста - 48 дней. Он начинается в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед праздником Пасхи.

Первую неделю поста проводят с особой строгостью. В первый день принято полное воздержание от пищи. Затем, со вторника по пятницу, разрешено сухоядение (кушают хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пьют воду), а в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

Во вторую-шестую недели Великого поста на понедельник, среду и пятницу установлено сухоядение, во вторник и четверг допускается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье - горячая с маслом.

Во время Страстной седмицы (последней недели поста) предписано сухоядение, причем в пятницу нельзя кушать до выноса плащаницы.

В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) (если он не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) разрешено употреблять в пищу рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) можно кушать рыбную икру.

Начинается в понедельник на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы), а заканчивается всегда 11 июля (включительно). В 2017 году он длится 30 дня.

В Петров пост во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в понедельник - горячая пища без масла, а в среду и пятницу - сухоядение.

В праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

В период Успенского поста в понедельник, среду и пятницу разрешено сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

В праздник Преображение Господне (19 августа) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

В период с 28 ноября до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) в понедельник допускается горячая пища без масла, во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в среду и пятницу - сухоядение.

С 20 декабря по 1 января во вторник и четверг уже запрещено кушать рыбу, вместо этого допускается горячая пища с маслом. Остальные дни остаются без изменений.

Со 2 по 6 января в понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

В Рождественский сочельник (6 января) нельзя кушать до появления на небе первой звезды, после чего принято употреблять в пищу сочиво - вареные в меду зерна пшеницы либо отварной рис с изюмом.

В праздники Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно употреблять в пищу рыбу.