Частица не с глаголами пишется раздельно например. Как писать частицу "не" с глаголами: правила и исключения

Русский язык слывет сложным и непостижимым для изучения иностранцами. Да что иностранцами! Граждане, родившиеся и выросшие в России, никогда не говорившие на другом языке, тоже испытывают некоторые сложности. К сожалению, приходится констатировать, что общий уровень грамотности в стране стал заметно ниже. Части населения, это впрочем, совершенно не мешает радоваться жизни. Однако в ряде случаев грамотное изложение своих мыслей на бумаге просто необходимо. Чтобы написанный вами документ производил хорошее впечатление, вспомним несколько простых правил русского языка, в частности, как пишется «не» с глаголами.

Необходимо:

— учебник русского языка;
— словарь.

Инструкция:

  • В основной своей массе отрицающая частица «не» с глаголами пишется раздельно . Здесь не имеет значения, стоит ли глагол в начальной форме инфинитива (окончание у слова на суффикс –ть ,-ти , -чь ), склоняется ли, или выражает различное время - настоящее, прошедшее или будущее. Действительно, какая разница: «не смотреть », «не смотрю » и «не буду смотреть »! Это же правило действует, если глагол существует в форме деепричастия. Например, «не смотря ». Казалось бы, вот и прекрасно! Все пишем раздельно! Нет, из каждого правила имеются исключения, а российские правила, похоже, состоят только из исключений.
  • Существуют глаголы, в которых отрицательная частица входит в состав слова, является его неотъемлемой частью, и без нее вообще не употребляется. Например, в таких словах, как «негодовать », «несдобровать », «невзлюбить », не с глаголами пишется слитно. Для таких исключений существует простая проверка: если от отрицательной формы глагола нельзя произвести утверждающую, то частица пишется слитно. В самом деле, ведь нет же слова «годовать » или «навидеть »!
  • Как ни странно, но такой простой глагол, как «доставать » тоже имеет свои характерные особенности. Если этим словом обозначается физическое действие - «добираться, дотягиваться », то отрицательная частица пишется раздельно, как и с любым другим нормальным глаголом. Например, «не достает головой до верха ». Если же в слово вкладывается смысловое значение «быть необходимым», «нуждаться в чем-либо », «находиться в недостатке » - частица «не» пишется слитно, как в выражении «недостает умения », «недостает экспрессии ».
  • Часть людей переносит это правило на глагол «хватает ». Действительно, «нуждаться » и «не хватать » практически идентичны по смыслу. Но вот «хватать » пишется с «не» только раздельно.
  • Или вот несколько устаревший глагол «взирать ». Варианты его сосуществования с частицей «не» также напрямую зависят от вкладываемого смысла. Если хотят употребить глагол в прямом значении «не глядя», то «не» пишут раздельно, как и с другими вариантами. Например, «критиковать, не взирая на лица ». Если же хотят противопоставить действие в значении «вопреки », то частица «не » присоединяется, например, «жить, невзирая на тоску ».
  • Некоторая ловушка подстерегает пишущего при употреблении приставки «недо ». Если в виду имеется не полностью совершенное действие, например «недочитанная книга», то отрицающая частица пишется слитно. Чтобы развеять сомнения, можно попытаться противопоставить приставки «недо » и «пере ». Например, «недолезть - перелезть ».
  • В некоторых случаях возникает проблема с правильным написанием, когда имеется отдельное существование частицы «не » рядом с приставкой «до » в глаголе. Например, «доехать », «доесть », то есть совершить действие до конца. В этом случае частица «не» пишется отдельно, как в обычном случае. Правописание «не» с глаголами подчиняется сложным и интересным правилам. Вслушивайтесь и вдумывайтесь в глубинный смысл слов, и вы откроете для себя массу интересного.

Роль частицы НЕ

Давайте познакомимся с частицей НЕ и узнаем, какую роль она играет в речи.

Прочитайте предложения.

На клумбе выросли цветы.

Рис. 1. Клумба с цветами ()

Добавим к глаголу частицу НЕ.

Прочитайте получившееся предложение.

На клумбе не выросли цветы.

Как изменился смысл глагола, когда перед ним появилась частица НЕ?

Глагол приобрел отрицательный смысл, действие не совершилось.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно

Итак, мы выяснили, что частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл. Теперь узнаем, как она пишется с глаголами.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Восстановим пословицы, добавив в них частицу НЕ. Как она пишется с глаголами?

Кто работает, тот ест.

С ложью правда дружит.

Без труда вытащишь и рыбку из пруда.

Волков бояться - в лес ходить.

Под лежачий камень вода течёт.

Проверим.

Кто не работает, тот не ест.

С ложью правда не дружит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Волков бояться - в лес не ходить.

Под лежачий камень вода не течёт.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Не выучил, не делай.

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши.

Прочитаем весёлое стихотворение и объясним, как пишется частица НЕ с глаголами.

- Слезь со стула!

- (Не) хочу!

- Упадёшь!

- (Не) упаду!

- Отойди!

-(Не) отойду!

- Приедешь?

- (Не) приеду!

- Придёшь?

- Нет,(не) приду!

- Услышишь?

- (Не) услышу!

- Найдёшь?

- Нет, (не) найду!

- Слезаешь?

- (Не) слезаю!

- Решаешь?

- (Не)решу!

- Мечтаешь?

- (Не)мечтаю!

- Молчишь?

- Нет, (не) молчу!

- Конфетку, может, хочешь?

- Нет! Да, хочу, хочу!

Глаголы с частицей не пишутся раздельно.

- Слезь со стула!

- Не хочу!

- Упадёшь!

- Не упаду!

- Отойди!

- Не отойду!

- Приедешь?

- Не приеду!

- Придёшь?

- Нет, не приду!

- Услышишь?

- Не услышу!

- Найдёшь?

- Нет, не найду!

- Слезаешь?

- Не слезаю!

- Решаешь?

- Не решу!

- Мечтаешь?

- Не мечтаю!

- Молчишь?

- Нет, не молчу!

- Конфетку, может, хочешь?

- Нет! Да, хочу, хочу!

(А. Шибаев)

Итак, мы узнали, что частица НЕ пишется с глаголами раздельно.

Но в русском языке есть слова-исключения. О них нам расскажет сказка.

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «НЕ люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «НЕ верю». Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам…

Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

А теперь давайте познакомимся с глаголами, где частица НЕ пишется слитно.

НЕ пишется слитно в словах:

ненавидеть

негодовать

недоумевать

недомогать

Дадим толкование словам-исключениям.

Ненавидеть -

Негодовать -

Недоумевать -

Недомогать -

Проверим:

Ненавидеть - чувствовать отвращение.

Негодовать - испытывать гнев.

Недоумевать - испытывать сомнения.

Недомогать - болеть.

Как вы думаете, почему в русском языке появились слова, в которых частица не пишется слитно? Рассмотрим примеры.

Не бежать - бежать

Не писать - писать

Не лететь - лететь

Частица НЕ пишется раздельно, потому эти глаголы без НЕ употребляются.

Нездоровиться

Ненавидеть

Негодовать

Частица НЕ пишется слитно, потому что эти глаголы без НЕ не употребляются.

Рис. 3. Слова-исключения ()

Закрепление знаний на практике

Прочитаем предложения. Объясним правописание частицы НЕ с глаголами.

Снег в лесу ещё (не)растаял.

Щенку всё ещё (не)здоровилось.

Маша (не)доела кашу.

Сегодня самолёты (не)летают.

Он (не)навидел своих врагов.

Проверим:

Снег в лесу ещё не растаял.

Не растаял растаял .

Щенку всё ещё нездоровилось.

Нездоровилось

Маша не доела кашу.

Не доела - пишется раздельно. Без НЕ употребляется - доела .

Сегодня самолёты не летают.

Не летают - пишется раздельно. Без НЕ употребляется - летают .

Он ненавидел своих врагов.

Ненавидел - пишется слитно. Без НЕ не употребляется.

На этом уроке мы узнали, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Есть слова-исключения, которые необходимо запомнить. Более подробно с частицей вы познакомитесь в старших классах.

Рис. 4. Правописание НЕ с глаголами ()

На следующем уроке мы узнаем о такой части речи, как прилагательное, закрепим полученные знания на практике, выполнив множество интересных заданий.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  2. Vio.uchim.info ().
  3. Lingvotech.com ().
  1. Составь 4 теста с тремя вариантами ответа по теме урока.
  2. Запиши слова, раскрывая скобки: (не)волить, (не)знать, (не)ленись, (не)нездоровится, (не)хочется, (не)смотри, (не)берут . Поясни написание глаголов.
  3. * Используя полученные на уроке знания, придумай сказку о частице НЕ и глаголе.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.

Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.

Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.

В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу с приставкой НЕ ДО-.

НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».

НЕДО -

(в значении «мало», имеет антоним с ПЕРЕ-)

Значение недостаточности действия:

завершить действие НЕВОЗМОЖНО!

НЕ ДО-

(в значении «сделал не до конца»).

Значение незавершённости действия:

завершить действие ВОЗМОЖНО!

недоедать (голодать) – антоним: переедать

недоглядеть за больным (нельзя доглядеть за больным)

недосмотреть за ребенком (нельзя досмотреть за ребенком)

не доедать суп из-за спешки (можно потом доесть)

не доглядеть спектакль (можно доглядеть в следующий раз)

не досмотреть фильм (можно вернуться и досмотреть его)

ЗАПОМНИТЬ!

1) Глагол «недоставать» (в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении «Этого ещё недоставало!».

Например:

Этой семье постоянно недоставало денег.

В пейзаже недоставало красок.

Мальчик НЕ доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).

2) Есть глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:

НЕДОлюбливать, НЕДОоценить, НЕДОпонимать, НЕДОслышать.

примеры не с глаголам слитно



  1. Я точно не знаю, может это не все...
  2. Негодовать, недоумевать, ненавидеть, недоумевать.
  3. ох уж этот сложный русский язык
  4. я говорю надо пословицы не с глаголами слитно
  5. Отрицание НЕ с глаголами пишется, как правило, раздельно, за исключением случаев, когда слово без НЕ не употребляется.
    Ненавидеть, негодовать, недоумевать, нездоровится, невзлюбить, нейдт, неймтся,
    Слитно пишутся глаголы с составной приставкой НЕДО-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия.
    недосолить, недоплатить, недоедать, недорабатывать, недобрать, недосыпать, недовесить, недосмотреть, недоставать
  6. Отрицание НЕ с глаголами пишется, как правило, раздельно, за исключением случаев, когда слово без НЕ не употребляется.
    Ненавидеть, негодовать, недоумевать, нездоровится, невзлюбить, нейдт, неймтся,
    Слитно пишутся глаголы с составной приставкой НЕДО-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия.
    недосолить, недоплатить, недоедать, недорабатывать, недобрать, недосыпать, недовесить, недосмотреть, недоставать
  7. Все глаголы пишутся раздельно. Вот такие слова исключения: ненавидеть, негодовать, недоумевать, нездоровиться, неволить, недополучить, невзлюбить, несдобровать. Вот эти слова нужно обязательно запомнить
  8. Не с глаголами пишется раздельно.
    Не хочу и не буду.
    Наконец, существует сводная заповедь: не верь, не бойся, не проси! (А. И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ)
    Зимой так не хватает солнечного света.
    Существует два особых случая, в которых не входит в состав глагола:
    1. Глаголы, которые без не не употребляются.
    нездоровиться: ему нездоровится
    несдобровать: этим мошенникам несдобровать
    неволить: никто тебя неволить не будет
    ненавидеть
    негодовать
    невзлюбить
    недоумевать
    2. Глаголы с приставкой недо- со значением неполноты, недостаточности. Их надо отличать от сочетания глаголов, начинающих с приставки до-, и частицы не.
    Сравните:
    Хозяйка недосмотрела за котом, и он успел выбежать из квартиры. Мы не досмотрели этот фильм.
    Ему недостает смелости. Ребенок пока не достает до верхней полки шкафа.
  9. Ненавидеть, негодовать, недоумевать, нездоровится, невзлюбить, нейдт, неймтся, несдобровать, недосолить, недоплатить, недоедать, недорабатывать, недобрать, недосыпать, недовесить, недосмотреть, недоставать.
  10. Недоумевать, недомогать, неистовствовать, ненавидеть, нездоровится, недопонимать...
  11. Есть глаголы, в которых нужно распознавать приставки не- и недо-. Внешне похожи, а смысл разный.
    Не доедал - Он и в детском саду не доедал кашу, всегда оставлял.
    Недоедал - Во время войны он недоедал, потому и слабенький.

    Не достает - Он и с этой лестницей не достает до провода.
    Недостает - В этой картине недостает красок.

"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Часть речи

Слитно

Раздельно

Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

не скромно (хвастливо)

не глупый(умный)

3. В отрицательных наречиях:

не куда, не где

1. Есть противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески

Местоимение

После не и ни нет предлога:

ни кого, не кого

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого

Глагол, деепричастие

не домогать (не употр. без -не )

не домогая (не употр. без -не )

не заметил (глагол),

не замечая (деепричастие)

Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

не законченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

Существительные Прилагательные Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неустойка

нехватка

нечистоты

неясыть (трава)

неистовый

неказистый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

6) не было;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

2) неторопливый;

3) неказистый;

4) непричастный;

5) небрежный;

6) незрелый;

7) неуклюжий;

8) необратимый.

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

2) неряха;

3) немощь;

4) ненависть;

6) нектар.

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

Мне не хватает 100 рублей

Мне недостает 100 тысяч?

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

О.П. ЭХИНА,
г. Москва