Можно ли исповедаться во время месячных. Что можно и что нельзя делать во время женской месячной нечистоты

В некоторых общинах существовала крайняя точка зрения. Считалось, что женщина во время критических дней не имеет права не только , но и молиться, прикасаться к священному писанию и даже , как его , т.к. в это время удаляется Святой Дух, сменяясь духом нечистым.

Такой подход связан с ветхозаветной традицией, где большое место занимало представление о чистоте и нечистоте. Нечистым считалось все, что связано со смертью, в том числе и кровотечения. Такое отношение к кровотечениям, в том числе и к месячным, существовало и в язычестве, но в ветхозаветной религии оно имело особый смысл.

Смерть в Библии трактуется как следствие грехопадения человека. Следовательно, любое напоминание о ней, в том числе и ежемесячное кровотечение – это напоминание о человеческой греховности, поэтому оно делает человека «нечистым», заставляет держаться в стороне от религиозной жизни. В ветхозаветные времена иудейским женщинам действительно запрещалось во время критических дней принимать участие в молитве, более того – к женщине в это время даже прикасаться было нельзя, ее изолировали.

В , имеющем своей основой победу Спасителя над греховностью и смертью, такого однозначного подхода быть уже не могло. Дискуссии относительно критических дней не прекращались на протяжении веков. Одни богословы, видя в телесной нечистоте образ нечистоты духовной, запрещали женщинам причащаться в эти дни (св.Дионисий, св.Иоанн Постник, преп. Никодим Святогорец), другие же считали женское кровотечение естественным процессом и не видели никаких препятствий к во время критических дней (св. Климент римский, св.Григорий Двоеслов).

Отношение современной Церкви к критическим дням

В древности и Средневековье существовала еще одна причина ограничений для женщин во время критических дней: кровь могла попасть на церковный пол, тем самым осквернив храм. Такие строгие правила касаются любой крови – даже если человек случайно порезал палец, он должен немедленно выйти из храма, чтобы остановить кровь.

Современные гигиенические средства позволяют решить эту проблему, поэтому в настоящее время женщинам не запрещается во время критических дней посещать храм, молиться, ставить свечи, прикладываться к иконам. Вместе с тем сохраняется запрет на участие в таинствах в эти дни. Женщина в таком состоянии не должна ни , ни причащаться, ни креститься, если она некрещеная.
Все эти запреты отменяются в том случае, если женщина тяжело больна и имеет место опасность для жизни.

Многих православных девушек и женщин волнует, можно ли с месячными ходить в церковь, причащаться и исповедоваться, не является ли это нарушением канонов. Порой бывают ситуации, когда очень надо посетить храм, назначен важный для семьи обряд, в Пасху либо иной значимый праздник.

Как быть в такой ситуации? Пропустить службу или все же не обращать внимания на критические дни. Этот вопрос вот уже долгие века задают христианки себе и церковнослужителям. Часто ищут ответ самостоятельно в Библии или изречениях святых.

В те далекие времена женщин наряду с чумными людьми ставили на одну планку. В эти дни, по мнению богослужителей, они были нечистыми. Чтобы не стать с ними на один уровень, к ним не следовало прикасаться. Отсюда, посещение девушки во время месячных церковного помещения было строго под запретом, а тем более невозможно было совершать никаких обрядов.

После родов тоже нельзя было сразу приходить в церковь. Срок воздержания от посещений зависел от пола младенца. Если это был мальчик, то в течение месяца, а если на свет появлялась девочка, то дольше — 3 мес. В обще, указывали срок около 40 дней. В те времена говорили, что пока у женщины идет послеродовое очищение, ей нельзя быть на богослужении. То же касалось и состояния женщины после выкидыша. Сегодня эту традицию почти не соблюдают.

По Новому завету: можно ли посещать церковь во время месячных

В последующие века взгляды менялись, но не были однозначными. К примеру, Апостол говорил, что все созданное Богом светло и прекрасно. Женщина тоже Его творение, а менструальный цикл - не какая-то ее вина, а всего лишь природное явление, поэтому запрета на посещение церкви в период менструации быть не должно.

В подтверждении своих слов приводил притчу о болевшей длительное время прихожанке. Она истекала кровью, и не было никакой возможности у докторов ей помочь. Прознав о Сыне Божьем, проходящем мимо, пошла навстречу с мольбой, коснулась легко и с трепетом бледной рукой его одежды. Господь исцелил ее, с одобрением сказав, что это вера болящей помогла ей. Итак, кровоточащую не оттолкнул сам Христос, а значит, посещение храма для нее возможно.

Дионисии Александрийский не был против посещения женщиной в критические дни храма, но действия ее должны быть ограничены:

  • Только молиться и креститься.
  • Запрет на причастие.
  • Запрет на касание к св.мощам.

Исповедоваться и причащаться во время месячных можно ли женщине

Если в наше время обратиться с подобным вопросом к священникам, то получится несколько разных ответов. Кто-то указывает, что женщинам в критические дни делать в церкви можно все, что принято, лишь нельзя касаться храмовых святынь. Другие против, чтобы в эти дни прихожанки принимали участие в Таинствах. Как быть? Прежде всего надо знать те правила, которые существуют в данном храме и следовать им. Этот вопрос можно решить, побеседовав с батюшкой.

Если задумана поездка по святым местам, то женщине требуется благословение, а так же совет духовника. Некоторые служители Русской Православной церкви относятся отрицательно к посещению женщины с менструацией церкви.

Основные причины запрета

  • Главная заключается в том, что по поверьям никому нельзя проливать в храме кровь. Даже если кто-то в древности умудрялся пораниться в храме, должен был его покинуть, чтобы останавливать ее за пределами церковных стен. Это касалось и простых горожан, и священнослужителей. Если все-таки случалось, что кровь окропила пол или икону, ее требовалось заново освящать.
  • В старые времена одежда женщин была иная, и риск, что менструальная кровь попадет на пол был очень велик. По этой причине они и не допускались внутрь. Сегодня это невозможно, так как есть множество полезных средств гигиены.
  • Другая версия — это гибель яйцеклетки, что некоторые считают самопроизвольным абортом. Якобы, данное женщине природой болезненное кровотечение — это наказание за грехопадение Евы в раю.

Причащение и крещение

Первый обряд символизирует единение простого человека с Сыном Божьим, который перед грядущими ему страданиями, как плоть и кровь свою, поделил хлеб и вино с учениками. Причащение — красивое таинство, которое при менструации под строгим запретом. Единственное, что если женщина серьезно страдает от недуга, связанного с сильными кровотечениями, что бывает при опухолях, миомах и пр., тогда она допускается, но обязательно должна быть чиста телесно, насколько это возможно при ее тяжелом состоянии.

Страдающие обязательно должны предупредить батюшку о своем положении. Первая молитва всегда будет о здоровье. Перед ней больные исповедуются и причащаются.

Если неожиданно случилось начало менструации раньше обычного, то запланированное событие, такое как крещение, лучше перенести. Если это произошло у матери, ее в храм не допускают, а младенца все-таки крестят.

Заключение

Опираясь на выше сказанное, можно сделать для себя следующие полезные выводы.

  • Посещение православной церкви в период месячных может разрешить только батюшка.
  • Исповедоваться и причащаться здоровой женщине в критические дни нельзя.
  • Священнослужитель не откажет женщине с кровотечением в исповеди и причастии, если та серьезно больна и будет молиться об исцелении.

Остальным же стоит переждать неблагоприятные дни и молиться дома.


О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: «Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!»

Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

Как решить этот вопрос?

Для этого нам нужно обратиться еще к дохристианским временам, к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего , мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления , обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.

Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).

Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф.9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:4).

В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные – как естественные процессы нашего организма – не могут человека отлучать от Бога и благодати.

Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, «на всякий случай», или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в «критические» дни лучше не касаться святынь и не причащаться.

Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.

Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов . Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский , в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский . Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором – непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?.. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов». В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема, как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.

Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.

Менструальный цикл заложен природой. Женщины испытывают массу неудобств, некоторые сильные боли. Верующие воспринимают такой запрет несправедливым.

Единого мнения о том, почему с месячными нельзя ходить в церковь, у Русской православной церкви нет. Все священнослужители трактуют запрет на своё усмотрение.

Причины запрета

Чтобы определиться, можно ли посещать церковь во время месячных, нужно прочесть библию и попытаться найти в ней ответ. Запретом для входа в церковь во времена Ветхого Завета являлись физические нарушения в организме человека:

  • Инфекционные заболевания;
  • Воспалительные процессы в активной фазе;
  • Выделения из уретры у мужчин;
  • Менструации у женщин.

Кроме этого, запрещалось посещать храмы имевшим физический контакт с умершим (омывание, подготовка к погребению). Молодым матерям посещать церковь через 40 дней после рождения сына и через 80 - дочери.

Запрет для женщин с менструальный циклом связывают с тем, что в церкви нельзя проливать кровь. Священнослужители или прихожане, поранившись должны выйти из храма и остановить кровотечение за его пределами. Попадание крови на пол, иконы или священные книги недопустимо, поскольку после этого её необходимо заново освятить.

С появлением Нового Завета список состояний, запрещающих визит в церковь, уменьшился. В нём по-прежнему остались 40 дней с момента рождения детей и месячные. Последние считают грехом. Наступление менструального цикла, по некоторым трактовкам, свидетельствует о погибшей яйцеклетке и самопроизвольном аборте.

В Новом Завете есть свидетельство исцеления Иисусом женщины с маточным кровотечением. Во время обряда она коснулась его рукой и кровотечение прекратилось. Одни священнослужители подобное состояние женщины связывали с возможностью зарождения новой жизни, которой ей женщин наградил Всевышний. Другие считали кровотечение наказанием за грехи первой женщины - Евы.

Отношение современной церкви

Можно ли идти в церковь с месячными?! С этим вопросом молодые женщины приходят к священнослужителям и просят совета. Разрешать или нет - личное дело служителя.

Священники разрешают присутствовать в церкви, но нельзя:

  1. Ставить свечи;
  2. Прикасаться к образам.

Разрешено заходить и молиться в храме. Священнослужители снисходительны к больным. Некоторых женщин и девушек беспокоят маточные кровотечения при установлении менструального цикла и его завершении. К сожалению, медицина не способна прекратить их в один момент. Периодическое лечение не приносит результатов. Тогда они идут с молитвой к Господу и святым о здоровье.

В таких ситуациях первую молитву нужно произнести в церкви, поставив свечу. Перед молитвой принято пройти обряд исповедования и причащения. Перед ним святого отца предупреждают о своей ситуации и просят благословения.

Можно ли причащаться во время месячных

Исповедование, причащение и крещения не проводят для девочек, девушек и женщин в период менструации. Церковь - место бескровной жертвы и по законам её нельзя посещать людям с кровоточащими ранами.

К вопросу о крещении

Таинство крещения заключается в смерти греховной плоти и возрождении её Святым духом. Человек очищается от грехов и заново рождается по церковным обычаям. Во время крещения читают молитвы, омывают святой водой.

Младенцев окунают полностью, взрослым омывают голову и лицо. После человека облачают в чистую одежду. Несмотря на современные средства гигиена, женщина с месячный чиста душой, но не чиста телом. Поэтому таинство Крещения не совершают в период цикла.

К крещению готовятся заранее и если вдруг менструации начались раньше и попали на этот день, то лучше перенести его на другую дату. Священнослужителя уведомляют заране е. При крещении ребёнка священнослужитель может запретить матери участие в крещении по причине менструального цикла.

Возможность исповедования

Каждый верующий проходит ритуал исповедования. Оно направлено на духовное очищения. С мирскими проблемами, проступками люди обращаются к священнослужителю.

Священник отпускает человеку грешные помыслы и дела, даёт советы и наставления на праведную жизнь. Кроме духовного очищения необходима и чистота телесная. При менструации это невозможно, поэтому к исповеди в такие дни не проходят.

Таинство причащения

Это таинство единения с Господом, установленное им самим перед страданиями. Тогда он разделил хлеб и вино между апостолами, как плоть и кровь свою. Обряд имеет много общего с действиями Христа.

После службы и молитвы люди подходят к алтарю в ожидании чаши. Детей пропускают вперёд . Из чаши не пьют, а открывают рот для получения церковного напитка и целуют её основания. В качестве хлеба выступают просфоры.

Таинство причащения запрещено при менструации, исключение делается для болезней, при которых бывают маточные кровотечения. Для причастия человек очищает душу и должен быть чист телесно. Это условие не выполнить при физиологических особенностях женского организма.

Искренне верующие женщины с пониманием относятся к заветам и канонам Евангелие и с достоинством принимают волю священнослужителей. Поэтому для них нетрудно отказаться от причастия или молитвы в церкви.

Вопрос, можно ли с месячными ходить в церковь, волнует многих православных женщин. Ведь их приход никак нельзя запланировать.

А вдруг намечается торжественное событие, к примеру Пасха, в такой праздник необходимо посетить церковь, но что делать если настали критические дни? Неужели пропускать посещение церкви?

Можно ли идти в церковь с месячными — времена Ветхого завета

Во времена Ветхого завета не только женщины считались нечистыми в эти дни, но и люди, которые страдали чумой. Более того, было запрещено прикасаться к женщинам в эти дни, считалось, что тот, кто прикоснется, станет также нечистым. Поэтому в те дни строго было запрещено посещение церкви.

Считалось, что женщина, которая родила сына, не должна посещать церковь, пока не пройдет один месяц после родов. Если родила дочь, то в таком случае, нельзя переходить порог храма более трех месяцев.

Можно ли посещать церковь во время месячных — времена Нового завета

Можно вспомнить слова великого Григория Двоеслова и Апостола Павла, которые утверждали, что все, что сотворил Господь — прекрасное и светлое. Женщина создана Творцом Богом, а значит она прекрасна. Менструальный цикл — это природное явление, в котором женщина вовсе не виновата и не стоит запрещать ей посещение церкви.

Существует притча о кровоточащей женщине, которая долгое время болела, и никто не мог ей помочь. Узнав о том что идет Сын Божий, Иисус Христос, она с верой прикоснулась к Его одежде. Господь не оттолкнул ее, а наоборот исцелил и одобрил ее поступок: «Вера твоя спасла тебя» сказал ей Христос.

Кровоточащей женщиной не воспротивился сам Спаситель, а следовательно, она имеет право на посещение храма.

Можно ли исповедоваться и причащаться во время месячных

В 21 веке, задав вопрос по данной теме, можно получить разные ответы священников.

Одни говорят, что женщинам в критические дни можно ходить в церковь, ставить свечи и молиться, брать благословение, но нельзя прикасаться к святыням - Кресту, иконам, мощам Святых Угодников Божьих. Нельзя принимать участие в Таинствах Православной церкви - крещении, венчании, миропомазании, причащении, исповеди, елеосвящении (соборовании), священства.

Другие говорят о том, что можно делать всё вышеперечисленное. Руководствоваться в этом вопросе нужно своей совестью, а так же следовать тем правилам, которые приняты в вашем храме, куда вы ходите на богослужения.

Если женщина задумала поехать в монастырь, по святым местам, планирует при этом принимать участие в Таинствах, нужно посоветоваться с духовником или приходским священником и взять благословение на поездку. Вопрос о критических днях так же должен быть решен в процессе беседы.

Когда нельзя ходить в церковь женщинам

Через сколько дней после рождения ребенка можно быть в присутствии Божьем на Богослужении?

Во времена Ветхого завета считалось, что женщина после родов в течение 40 дней, пока у неё идет очищение, не имеет права присутствовать на богослужении. В настоящее время эта традиция так же упразднена.

Патриарх Сербский Павел о женской нечистоте

Патриарх Павел, размышляя о женской нечистоте, рассказывал о Дионисии Александрийском, который утверждал, что женщина не имеет право на причастие, прикасаться к святым мощам Спасителя, но молиться и креститься обязана всегда.

По утверждению Дионисия, женщина не имеет право на исповедь, пока полностью не очистится. Также бытует мнение, что нельзя заходить в храм ровно 40 дней с момента родов или выкидыша.

Но личный ответ отца Павла был иной. Он опирается на притчу о кровоточащей женщине. Если сам Спаситель не считал женщин с кровью нечистыми, так почему должны запреты ставить в наше время, — рассуждал отец.

Заключение

Менструация — естественный ход событий, данный женщине от природы, которая создана Богом. В 21 веке есть множество способов скрыть запах и обезопаситься от протеканий, чтобы не осквернить церковь.

Женщина обязана быть в храме, стараться жить полноценной духовной жизнью, исполнять заповеди Христа, каяться в своих грехах на исповеди и принимать участие в Таинстве Евхаристии (Причащении). Все это гораздо важнее высчитывания дат критических дней.