Прямое речение иисуса христа. Миронов – Прямая речь Иисуса Христа. Условность прощения и неосуждения

(Sayings of Jesus). Н.з. наука изучает два вопроса, связанных с речениями Иисуса Христа. (1)Были предприняты большие усилия, чтобы проверить подлинность речений Иисуса Христа, и зачастую такой способ формулировки предполагает определенные результаты, т.е. с его помощью можно обнаружить подлинные слова Христа. (2)Ученые стремятся найти объединяющий центр речений Иисуса Христа, т. е. суть Его благовестия. Излишне говорить, что протестантекая наука заняла более или менее оборонительную позицию в этом вопросе и направила все усилия на теологическое толкование Христовых слов.

Поскольку резко отрицательные и скептические результаты Р. Бультмана и ранних форм критики подверглись переоценке (Э. Кеземанн и Дж. Робинсон), ученые вновь предприняли поиски "исторического Иисуса", в ходе крых можно заново проверить все свидетельства но на сей раз с большим оптимизмом. Если Бультман в своей н.?з. апологии отводит учению Иисуса едва ли 30 страниц, то И. Иеремиас посвятил ему целый том. Ученик Бультмана Г. Борнкамм даже написал книгу под названием "Иисус из Назарета" (1956), что убедительно свидетельствует о растущей уверенности ученых, работающих в данной области.

Современная библеистика стремится найти метод установления подлинности слов Иисуса. Она использует известные критерии подлинности. Главный (и самый распространенный) из них критерий несходства: лишь те речения Иисуса Христа признаются подлинными, крые расходятся с иудаизмом и ранней Церковью. Но применимость этого критерия, как и всех остальных, чрезвычайно ограничена. Можно ли отделить Христа от Его окружения? Разве ранняя Церковь не опиралась на Его слова? По словам кембриджского библеиста Морны Хукер, в речениях Иисуса Христа мы можем обнаружить лишь индивидуальное, а не характерное и ключевое.

Поэтому важно решить, из чего мы исходим, оценивая речения Иисуса Христа.Наиболее важный вопрос на ком лежит бремя доказательства подлинности? Считать ли речения Иисуса Христа не подлинными, если обратное не доказано? Или критик должен сначала продемонстрировать основания для своей сдержанности? Для евангельских христиан н.з. повествование подлинно, если не доказано обратное.

К счастью, когда мы рассматриваем содержание слов Иисуса, мы приходим к большему единству. Все исследования обычно начинаются с изучения формы Христова учения (притча, парадокс, поэтический образ и т. д.); именно в ней находят ключ, открывающий либо его семитское происхождение, либо элементы его возможного арамейского прошлого. В этом отношении особую ценность представляют работы таких ученых, какИеремиас.

Однако все библеисты сходятся во мнениях относительно центрального смысла Христова благовестия. Главная тема Евангелия "Царство Божье/Небесное" (вместе с приводимыми параллелями о нем говорится ок. 80 раз), у евангелистов эта тема открывает и завершает Христово служение (Мф 4:17; Мк 1:15; Лк 4:43; Мф 9:35; Лк 8:1). Даже двенадцать и семьдесят учеников призваны провозглашать Царство (Мф 10:57; Лк 10:89).

Но когда мы пытаемся определить, что такое "Царство", краткие формулы представляются недостаточными. Разумеется, нельзя возвращаться к отрицанию эсхатологического значения этого слова, как было принято в XIX в. Иисус возвещает решающее вторжение верховной власти Божьей в историю. Но мы точно не знаем, связан ли этот образ севрейскими апокалиптическими чаяниями (А. Швейцер) или с личным "эсхатологическим" кризисом верующего (Ч. Додд, экзистенциализм). В этом елове, несомненно, присутствуют оба элемента. Если прибегнуть к категориям Дж. Лэдда, Царство Божье уже вторглось в историю, проникнув в сердца людей, повинующихся Богу. Но вместе с тем Царство предстоит в будущем. Церковь охвачена напряженными эсхатологическими чаяниями и ждет, когда Христос державно войдет в историю. Имея обетования о Царстве Божьем, Церковь ожидает его осуществления (Кюммель).

Но слова Иисуса простираются дальше этих образов вторжения Бога в историю. Иисус открывает людям, что Бог действует через Него. Речения Иисуса Христа содержат уникальное самооткровение. Он Сын Божий, единственный, Кто знает Отца (Мф 11:27 и дал.)и может открыть Его людям (Ин 1:18; 14:811). Т.о., Царство целиком зависит от Иисуса: Он возвестит наступление Царства и явит его в своих могущественных деяниях (Лк 11:20; ср. 17:2021). Поэтому центральная мысль Его речений состоит в том, что Бог действует не только в истории Израиля, но и через Сына и Мессию.

G.M. BURGE(nep. А.К.) Библиография: Т. W. Manson, The Sayings of Jesus and The Teaching of Jesus; W.G. Kiimmel, Promise and Fulfillment; H. Anderson, Jesus and Christian Origins; C. F. H. Henry, ed., Jesus ofNazareth, Savior and Lord; C.C. Anderson, Critical Quests of Jesus; С. H. Dodd, The Founder of Christianity; J. Jeremias, NT Theology, The Proclamation of Jesus; M. Hooker, "On Using the Wrong Tool", Theol 75:57581; A. M. Hunter, The Work and Words of Jesus; G.E. Ladd, The Presence of the Future; P. Henту,New Directions in NT Study; I.H. Marshall, "Jesus in the Gospels", in The Expositors Bible Commentary, 1,51741; R.H. Stein, "The Criteria of Authenticity". in Gospel Perspectives, ed. R.T. France and D. Wenham; D. E. Aune, Jesus and the Synoptic Gospels: A Bibliographic Study Guide.

Одной из особенностей Евангелия от Иоанна является использование в ре-чах Христа Спасителя формы «Я есмь (есть)». Этот факт не оставался без внимания толкователей Священного Писания, но глубокого исследования не находил, и только в новейшее время появились немногочисленные ра-боты, рассматривающие некоторые стороны этого вопроса.

Лингвистические аспекты формы «Я есмь» в четвертом Евангелии разрабатывались в работах П.М. Шитикова 1,2 , где было показано, что автор Евангелия вводит наиболее значимые для него кон-цептуальные метафоры посредством изречений «Я есмь». Введенные в этой форме концептуальные метафоры охватывают доминирующее число всех метафорических изречений, встречающихся в тек-сте. Проанализировав употребление данной формы в различных книгах Библии, автор приходит к вы-воду, что для евангелиста Иоанна очевидна ее связь с теофанией.

Раймонд Э. Браун 1 , рассматривая форму «Я есмь» с грамматической точки зрения, выделя-ет различные типы ее употребления, которые по-зволяют видеть в ней не только проявление теофании, но и Имени Божиего, а в случаях с предикатив-ным именительным падежом («Я есмь хлеб жизни» и т. д.) - откровения Божественного действия, про-явленного в том, что Отец послал Сына как рас-крытие Своей Божественности.

Папа Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер) 4 на ос-нове работ Генриха Циммермана 5 и Рудольфа Шнакенбурга 6 в форме «Я есмь» выделяет прежде всего христологический аспект - невыразимую уникаль-ность и неповторимость Иисуса Христа, Его един-ство с Отцом, что дает Ему право, будучи Сыном, вложить Себе в уста слова Откровения, изреченные однажды Отцом.

Все авторы единодушно признают, что духов-ные корни «Я есмь» следует искать исключительно в Ветхом Завете. Прообразования речений Иисуса Христа легко находятся в книгах Ветхого Завета и имеют также форму прямой речи. С событийной точки зрения прообразования обстоятельств, в ко-торых Христос Спаситель произносит «Я есмь», как правило, не рассматриваются. Рассмотрение вре-мени, места и деяний Господа, связанных с употре-блением Им этой формы, может раскрыть новые грани Его тайны. В общем, тайна Христа Спасителя разворачивается в трёх плоскостях: в контексте Ветхого Завета, который ее прообразует, в контек-сте Евангелия, которое ее исполняет, в контексте Таинств, которые ее продолжают 9 . И поскольку Бо-жество не имеет прошедшего и будущего времени, Господь наш Иисус Христос обозначает Себя веч-ным настоящим «Я есмь» - Его единой тайны. Для человека, у которого есть вчера, сегодня, завтра, Он есть всегда.

В тексте Евангелия можно выделить несколь-ко отдельных композиций, включающих форму «Я есмь»:
- беседа с самарянкой у источника Иакова;
- хождение по водам и беседа о хлебе жизни на море Галилейском;
- праздник Кущей и беседа после исцеления слепорожденного;
- воскрешение Лазаря;
- прощальная беседа с учениками и арест.

Какой-то логической последовательности в употреблении словосочетания «Я есмь» проследить невозможно, но в целом перечисленные компо-зиции можно разделить на две части, где первая включает три первые композиции, вторая - две по-следние. Первая часть состоит из эпизодов, в кото-рых Иисус Христос обращается в основном к наро-ду, вторая - обращена к ученикам. Типологический метод толкования, кроме того, показывает, что во второй части проявляется еще одно новое значение формы «Я есмь» - сотериологическое.

Первый раз форма «Я есмь» появляется при разговоре Иисуса с самарянкой на источнике Иако-ва. На заявление самарянки: «знаю, что придет Мессия, то есть Христос» (Ин. 4:25) «Иисус гово-рит ей: это Я (Я есмь), Который говорит с тобою» (Ин. 4:26). Христос утверждает Свое мессианство, но и Свое Божество через произнесение Божествен-ного Имени «Я есмь». На сакраментальном уровне Иисус говорит с самарянкой о Таинстве Крещения, а сама самарянка символизирует Церковь 10 . Имена Иисус - Мессия (Христос) и «Я есмь», передающие христологическую мысль апостола Иоанна, в дан-ном контексте раскрываются в полной мере при-сутствием Христа в Церкви и Таинствах.

Если самарянке Господь в рассматриваемой нами форме открывает Себя «Я есмь Мессия», то ученикам на море Галилейском Он говорит просто «Я есмь, не бойтесь». В идущем по воде Иисусе и произносящем Божественное Имя «Я есмь» учени-ки прозревают не просто Иисуса Назорея, которого ученики уже знают, а Самого Бога. Совершенное перед этим умножение хлебов вместе с хождением по воде прообразовано неделей опресноков и пере-ходом через Красное море. С этими событиями связана беседа Господа о хлебе жизни, когда Он несколько раз произносит форму «Я есмь хлеб жиз-ни». Большинство экзегетов принимают эту беседу как учение Христа о Таинстве Евхаристии. Отвеча-ющие на призыв Христа «не бояться» (Ин. 6:20) и веровать в Него (Ин. 6:40) в настоящем времени, в будущем имеют жизнь вечную.

После 6-й главы словосочетание «Я есмь» многократно звучит в 8-й главе. Но чтобы понять смысл этих речений, к 8-й главе необходимо при-соединить 7-ю и 9-ю главы. На праздники Кущей Господь представил Себя как источник живой во-ды (Ин. 7:38). Это вызвало резкую реакцию среди собравшегося на праздник народа. Одни посчита-ли Его за пророка, другие - за Христа, а иные ука-зывали, что из Галилеи пророк прийти не может (Ин. 7:40,52). Далее Иисус опять обращается к на-роду, сказав: «Я (есмь) - свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). И первое, и второе обраще-ние к народу связано с литургией праздника. Народ, участвующий в празднике, в последний день приносил в Храм сосуды, наполненные водой из купальни Силоам, и отдавал священникам, которые изливали их на алтарь. Это действо символизиро-вало воду, истекающую из скалы (Исх. 17:1-7), а также пророчества Иезекииля (Иез. 47) и Заха-рии (Зах. 14:8).

Слова Спасителя о «свете миру» связаны с тем, что в великий вечер праздника зажигалось множе-ство факелов и устраивалась процессия, символи-зирующая движение народа вслед за светящимся облаком во время Исхода. На празднике Кущей Христос обозначает Себя Тем, на Ком исполняются мессианские надежды и раскрывается смысл вет-хозаветных символов воды и света. Хотя Христос и не говорит прямо «Я есмь источник воды или родник, или поток», но речения (Ин. 4:14; 6:35; 7:38) имеют явное сходство с теми речениями, в которых «Я есмь» конкретизируются поясняющими образа-ми - «Хлеб жизни», «Свет миру», «Дверь» и т. д. На празднике Кущей, который является праздником воды и света, Христос обозначает Себя не только формулой «Я есмь свет миру», но и «Я есмь ис-точник воды живой». Иудеи не поняли этих свиде-тельств Христа, но Он снова продолжает говорить о Себе, используя Божественное имя «Я есмь». Во-первых, говоря о Своем происхождении и уходе, Он не связывает их с местом и датой, но с Личностью Отца и верой в Себя: «если не уверуете, что это Я [Я есмь], то умрете во грехах ваших» (Ин. 8:24). Во- вторых, полнота тайны Иисуса Христа открывается на Кресте: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я [Я есмь]» (Ин. 8:18). Когда же иудеи заговорили, что ведут свое происхож-дение не от Авраама только, но и от Самого Бога, Христос снова возвращается к тайне Своего про-исхождения: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). Тайна Израиля, преднареченная Аврааму, исполняется в полной мере на Христе Спасителе: «Авраам... рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56).

Таким образом, форма «Я есмь» в 8-й главе Евангелия от Иоанна имеет христологический смысл, и в то же время через образы воды и света затрагивает и сакраментальный.

В 9-й главе эти образы находят свое объяс-нение в чуде исцеления слепорожденного. В этом чуде Иисус Христос предстает как «посланный» (источник Силоам), «чтобы невидящие видели» (Ин. 9:39). Вода Силоама (то есть Сам Христос) очищает и дает прозрение. Христос является ис-точником воды живой, которой необходимо омыть невидящие очи и прозреть. Святые отцы в этом прозрении видят Таинство Крещения. Таким обра-зом, вечное «Я есмь» присутствия Христа Спасите-ля воплощенного продолжается в Таинствах.

В 10-й главе появляются две формы «Я есмь» с поясняющими образами «дверь овцам» и «пастырь добрый». Будучи христологическими символами, они включают в себя одновременно и всю экклесиологию. (К ним относится и образ «виноградной лозы» из 15-й главы, имеющий очевидно тот же смысл.) Появление этих образов в форме «Я есмь» как экклесиологических символов вызвано проти-вопоставлением фарисеям, претендующим на ис-тинное пастырство.

Первые три композиции с формой «Я есмь» составляют определенный этап в проповеди Хри-ста. Некоторые экзегеты называют эту часть Еван-гелия Книгой Знамений. Поучения и знамения Иисуса имеют целью раскрыть Его личность. Фор-ма «Я есмь» вместе с другими образами и симво-лами служит этой цели и на этом этапе, как было показано, и раскрывает христологическое, экклесиологическое и сакраментальное значение личности Иисуса Христа.

Здесь важно отметить известный параллелизм между формой «Я есмь» с предикатами, такими как хлеб, ворота, пастырь и виноградная лоза, а также с синоптическими притчами, начинающи-мися со слов «Царство Небесное подобно...» Но если синоптические притчи имеют в основном христологическое содержание и реже экклесиологическое, то форма «Я есмь» у Иоанна несет еще и сакраментальный смысл. Форма «Я есмь», имеющая направленность и в будущее, позволяет выразить и ту сторону Тайны Христа Спасителя, которая является продолжением Его присутствия в Таинствах Церкви.

Поскольку, как отмечают многие исследова-тели, одной из целей четвертого Евангелия было передать учение о Таинствах, то это объясняет, как частое использование этой формы, так и предпо-чтение, которое отдает апостол Иоанн образу «Я есмь лоза», а не «Царство Божие подобно лозе». Неслучайно почти все эпизоды с формой «Я есмь» происходят на фоне образа воды, связанной у Иоанна с Таинствами Церкви.

В 11-й главе, повествующей о воскрешении Лазаря, появляется новая форма «Я есмь воскресе-ние и жизнь» (Ин. 11:25). Новым здесь в форме «Я есмь» является образ Воскресения. Тема жизни непрерывно проходит здесь через все повествова-ние апостола Иоанна: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и жизнь с избытком» (Ин. 10:10).

В этом чуде Христос показывает, что Он является источником вечной жизни во всей полноте и для всего мира - живых и умерших. Примечательно, что Он, как и в разговоре с самарянкой и слепорож-денным указывает, что чаяния народа Божия уже

осуществляются: «женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос... Иисус говорит ей: Это Я, который говорю с тобой» (Ин. 4:25,26);

«.. .ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и ска-зал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобой» (Ин. 9:35-37); «Говорит ей Иисус: воскрес-нет брат твой. Говорит ему Марфа: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Сказал ей Иисус: Я - воскресение и жизнь» (Ин. 11:23-25).

Форма «Я есмь» указывает на то, что тайна Иисуса Христа, «Который есть и был, и грядет» (Откр. 1:4), раскрывается как исполнение ветхо-заветных прообразов, «вчерашних» «Я есмь», со-вершаемых «сегодня» и сейчас, и, наконец, «завтра», продолжаемых в Таинствах Церкви.

В эпизоде умовения ног Христос снова об-ращается к форме «Я есмь». Он объявляет, что на Нем исполняется Писание о предательстве Его од-ним из них: «Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» («Я есмь») (Ин. 13:19). Форма «Я есмь» указывает не только на исполнение на Иисусе Христе великих пророчеств, но и на величие Его уничиженности, выражаемой в умовении ног и смиренным принятием предательства. В беседе на Тайной Вечери к смущенным ученикам Спаситель вновь обращается с формой «Я есмь», выражаю-щей христологическое и христоцентрическое зна-чение Своей Личности: «Я есмь путь и истина, и жизнь» (Ин. 14:6). «Христос по Своей миссии есть источник вечной жизни для людей («виноград-ная Лоза», «жизнь», «воскресение»); Он есть то, посредством чего люди обретают жизнь («путь», «дверь»). Он ведет людей к жизни («пастырь») и открывает истину («истина»), которая их жизнь питает («хлеб») 11 ». Некоторые отцы Церкви 12 виде-ли в умовении ног указание на Таинство Креще-ния, а современные экзегеты 13 - намек на Таинство Исповеди, так что и здесь можно видеть продол-жение присутствия Иисуса Христа в Таинствах. Определяя Себя как «Я есмь» в настоящем в Своих деяниях и словах и связывая Себя с прошедшим, постоянно ссылаясь на Писания, Христос продол-жает Себя в будущем, что подразумевает Церковь и Таинства.

Само умовение ног прообразовано в постановлении об Уставе богослужения в Скинии:

«И сказал Господь Моисею, говоря: «сделай умы-вальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между Скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды. И пусть Аарон и сыны его омывают из него руки и ноги свои. Когда они должны входить в Скинию со-бранил, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвен-нику для служения, для жертвоприношения Богу, пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть. И будет это уставом вечным, ему и потомкам его в роде их» (Исх. 30:17-21). Тот, Кто дал это повеление для служения Ему, Сам ис-полняет его, служа своим ученикам, чтобы «им не умереть». Жертва приносится Самим Господом, и Сам Господь является этой жертвой. Принять эту смиренную любовь Христа как дар Духа Святого, это значит «уразуметь» (Ин. 13:7) и «поверить», что «Я есмь» (Ин. 13:19).

В последний раз форма «Я есмь» произносится Христом при Его аресте. Звучит она как Божествен-ное Имя 14 и поэтому повергает людей на землю. Апостол Иоанн здесь указывает на исполнение Пи-сания, но реченное Самим Спасителем: «из тех, ко-торых Ты Мне дал, Я не погубил никого» (Ин. 18:9). Одновременно арест Иисуса Христа при переходе потока Кедрон является исполнением ветхозавет-ных пророчеств: «И знай, что в этот день, в кото-рый ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, не-пременно умрешь: кровь твоя будет на главе твоей» (3 Цар. 2:37). Эти слова проклятия обращены царем Соломоном Самею за то, что Самей проклял Дави-да и его потомков. Соломон делает то, что не мог сделать Давид, - обезвредить проклятье, обратив его на изрекшего. Давид не мог это сделать из-за 1 11 своей клятвы, но Соломон ею не связан. Самей на-рушил это повеление Соломона и был казнен по его повелению. Переход через поток Кедрон символи-зирует уже исполнение Пасхи Христовой, «искупле-ние нас от клятвы законныя честною Твоею кровию». Типологический метод толкования позволяет видеть в эпизодах с умовением ног и пророчествах о предательстве Христа и далее Его аресте не только смиренное восшествие на Крест, но проявление Божественной любви и сотерологическое значение деяний и слов Спасителя. Таким образом, в про-щальной беседе и аресте Христа появляется новое содержание формы «Я есмь» - сотерологическое.

Между этими двумя сотерологическими фор-мами «Я есмь» в прощальной беседе Иисус два раза обращается к форме «Я есмь» с предикатами: «Я есмь путь и истина и жизнь» и «Я есмь истинная виноградная лоза». Иисус возвращается к использу-емым ранее образам и значениям, отмечая истин-ность их исполнения именно в Себе.

Таким образом, словосочетание «Я есмь» в Евангелии от Иоанна вместе с обстановкой, деяни-ями и поучениями Иисуса Христа в свете прооб-разов Ветхого Завета открывают тайну Спасителя в его христологическом, экклесиологическом, сотерологическом и сакраментальном (Таинства Церкви) значениях.

Материал подготовлен Жуковским благочинием

- ♦ (ENG sayings of Jesus) те новозаветные стихи, к рые содержат изречения Иисуса. Ученые имеют различные мнения относительно того, действительно ли Иисус произносил эти слова или они были добавлены позже составителями евангелий …

ИИСУСА, СЫНА СИРАХОВА, КНИГА - [Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова], в православной Церкви относится к неканоническим книгам ВЗ (входит в разд. учительных книг), в католич. Церкви к девтероканоническим (второканоническим), в протестантизме к ветхозаветным апокрифам. По… … Православная энциклопедия

ИИСУСА НАВИНА КНИГА - Иисус Навин. Роспись кафоликона мон ря Осиос Лукас. 30 е гг. XI в. Иисус Навин. Роспись кафоликона мон ря Осиос Лукас. 30 е гг. XI в. 6 я книга Свящ. Писания, следующая за Пятикнижием Моисеевым и повествующая о завоевании и разделе Св. земли… … Православная энциклопедия

Имена Иисуса Христа - О происхождении и значении имени Иисус см. Иисус Христос (I,А). То обстоятельство, что Иисус получил Свое имя от Самого Бога (Мф 1:21; Флп 2:9), свидетвует о Нем как о поставленном Богом Владыке мира (Флп 2:10; Откр), Который наделен божеств.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

«НОВЫЙ ПОИСК ИСТОРИЧЕСКОГО ИИСУСА» - условное название, объединяющее ряд работ протестантских экзегетов, к–рые в сер. 20 в. возобновили попытки старой либеральной школы реконструировать жизнь и учение *«исторического Иисуса». Эти попытки еще в 1906 были подвергнуты критике… … Библиологический словарь

sayings of Jesus - Речения Иисуса … Вестминстерский словарь теологических терминов

ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ II - Язык Евангелий Проблема новозаветного греческого Дошедшие до нас оригинальные тексты НЗ написаны на древнегреч. языке (см. ст. Греческий язык); существующие версии на др. языках это переводы с греческого (или с др. переводов; о переводах… … Православная энциклопедия

АГРАФА - [греч. ἄγραφα незаписанные], слова и речения Господа Иисуса Христа, встречающиеся в новозаветных книгах и сочинениях раннехрист. писателей, но не зафиксированные в канонических Евангелиях. В качестве источников А. обычно приводятся: канонические… … Православная энциклопедия

Эбиониты - (Эвиониты, Евиониты от еврейского «ebjonim», то есть «бедные») иудействующие христиане, продолжавшие придерживаться Моисеева закона (обрезания, соблюдения с … Википедия

ЕВАНГЕЛИЯ - (от греч. euangelion благая весть) ранние христ. писания, рассказывающие о легендарной жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение христиан распространялось устно. Первыми, вероятно, были записаны «речения Иисуса» (логии) отд.… … Атеистический словарь

Евангелие египтян - Евангелие египтян гностический апокриф, относящийся к находкам в Наг Хаммади (1945 год). Евангелие египтян представлено в двух коптских версиях, переводившихся с греческого независимо друг от друга и названных одинаково в обоих случаях. Оно … Википедия

Проведя ночь в молитве на горе Елеонской, Иисус утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их ().

Грешница перед судом Иисуса

Книжники же и фарисеи, желая найти что-нибудь к обвинению Его (), привели к Нему в храм женщину, застигнутую при самом совершении ею прелюбодеяния, и, поставив ее пред Ним, посреди расступившегося народа, сказали: «Учитель! эта женщина взята в самом действии прелюбодеяния. Вот свидетели тому. А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь? (). Как нам поступить? Побить ее камнями или отпустить?»

Предлагая такой вопрос, книжники и фарисеи были уверены, что как утвердительным, так и отрицательным ответом на него Иисус даст им повод к обвинению Его. Если Он скажет – побейте ее камнями, как повелел вам Моисей, – то Его можно будет обвинить перед римским правителем Иудеи, так как римские уголовные законы, действовавшие во всех подчиненных Римской империи странах, не допускали смертной казни за прелюбодеяние; да и самое произнесение смертных приговоров было отнято от местных еврейских судов и синедриона. Если же Он скажет – отпустите ее, – то Его можно будет обвинить в нарушении Закона Моисея. Словом, они спрашивали: кому надо повиноваться – римскому императору или Моисею?

Задав такой вопрос, книжники и фарисеи, нагло смотрели на Иисуса, как на поставленного ими в безвыходное, по их мнению, положение. Но Он, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания (). Молчание Иисуса раздражало обвинителей, и они продолжали спрашивать Его, то есть много раз повторяли свой вопрос, а Он все молчал и продолжал писать пальцем на песке.

Наконец, Иисус, подняв голову и посмотрев на нетерпеливых обвинителей, сказал: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И не желая даже видеть, какое впечатление произвели Его слова на коварных врагов Его, опять наклонился низко и писал на земле.

Слова Иисуса произвели потрясающее впечатление на всех. Как стрелою, они пробили заскорузлую совесть книжников и фарисеев и заставили их вспомнить свои грехи; они стояли в безмолвии, руки их опустились, взоры потупились; они, быть может, впервые почувствовали стыд и, обличаемые совестью, стали тихо один за другим, расходиться и скрылись все. По-видимому, и народ последовал за ними, так как, по сказанию Евангелиста, остался один Иисус и женщина, стоящая посреди ().

Книжники и фарисеи, приведшие грешницу в храм к Иисусу, не имели права судить ее и приговаривать к установленному в римских законах наказанию, так как не были судьями, не составляли суда как государственного установления. Они привели грешницу в храм с намерением уличить Иисуса в нарушении закона – или римского, или Моисеева; к самой же грешнице отнеслись с глубоким презрением и обнаружили свое жестокосердие: они выставили ее на позорище, злословили, осуждали ее, забыв свои грехи и противопоставляя ее нравственному падению свою мнимую праведность; они, вероятно, произносили при этом, хотя и не во всеуслышание, свою обычную молитву: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики и прелюбодеи ().

Вот почему Иисус, вместо прямого ответа на их вопрос, заставил их совесть заговорить и сказать им: может ли человек упрекать ближнего своего в грехе, когда и сам грешен? Может ли осуждать другого человек, сам достойный осуждения? Кто из вас без греха, сказал Христос, первый брось на нее камень! Никто не бросил камня в грешницу; все, как горделивые книжники и фарисеи, так и бесхитростный народ, все вынуждены были признать себя грешными, все со стыдом удалились.

Иисус пощадил удалившихся и даже не посмотрел на них, а когда храм опустел, то обратился к грешнице, стоявшей неподвижно посреди храма, с вопросом: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя ?

Женщина эта имела полную возможность выйти незаметно с народом из храма и скрыться, но она осталась, она не посмела уйти; она понимала теперь, что, куда бы ни бежала, не скрыться ей никогда от Того, Кому ведомы даже и помышления людей. В сознании своей греховности готовая, быть может, броситься к ногам Судьи и в раскаянии просить прощения, она, однако, должна была чувствовать, какая неизмеримая пропасть лежит между нею и безгрешным Христом, и, вероятно, поэтому, стояла неподвижно, не смея даже взглянуть на Него. Лишь кроткий вопрос Иисуса вывел ее из томительного оцепенения, и она ответила: никто, Господи .

И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши ().

Господь не осудил грешницу потому, что пришел не судить, но спасать погибающих грешников. Пришел Он исполнить волю Отца Небесного; воля же Отца – никого не погубить, но всех спасти.

Условность прощения и неосуждения

Некоторые толкователи полагают, что в этих словах Иисуса заключается прощение грешнице ее греха. Но такое толкование едва ли правильно. В тех случаях, когда Христос прощал грехи, то прямо и говорил: прощаются тебе грехи (; ; ); а тут сказал: и Я не осуждаю тебя . Неосуждение не равносильно прощению. Не осуждаю – значит, не подвергаю ответственности за грех, но и не освобождаю от нее; иди и впредь не греши! И если действительно не будешь грешить, то тогда, и только тогда, освободишься окончательно от ответственности за прежние грехи; только тогда они будут прощены. Это, так сказать, условное осуждение, которое, в силу своей условности, равносильно условному прощению. Иди и впредь не греши ! Тогда прежние грехи твои не будут вменены тебе в вину ни здесь, ни на окончательном Суде; но если ты вновь начнешь грешить, то призовешь на свою голову наказание даже и за те грехи, за которые не был в свое время осужден, и мог бы быть окончательно прощен.

Не будем же осуждать, упрекать, поносить ближнего за совершенный им грех. Посмотрим прежде на себя, на свое прошлое, и, наверное, найдем там множество всевозможных грехов; и тогда, вспомнив сказанное – кто из вас без греха, первый брось... камень! – воздержимся от осуждения других. Будем строги к себе и снисходительны к другим. Будем почаще повторять великопостную молитву: «Господи! Даруй мне зреть мои прегрешения и не осуждать брата моего».

После этого события, в тот же или другой какой-либо день, Иисус опять поучал народ. Евангелист очень кратко говорит об этом поучении, передавая лишь главную мысль его. Можно догадываться, что этому поучению послужило поводом воспоминание на празднике кущей, как чудесный огненный столб освещал в пустыне путь евреям и привел их в землю Обетованную. То был свет, руководивший одним только народом еврейским и указывавший ему путь к лучшей, чем в Египте, земной жизни. Христос же пришел указать не одним евреям, а всему миру путь к блаженству вечной жизни. Поэтому, обращаясь теперь к народу, находившемуся под впечатлением воспоминаний о свете, приведшем его в землю обетованную, Он сказал: Я – свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (). Как евреи, освещаемые на пути из Египта огненным столпом, даже и ночью не были во тьме, так и последователи Христа не только не будут блуждать во тьме неведения правды Божией, но и сами станут светом, ведущим в жизнь вечную.

Фарисеи, опираясь на общепринятое правило, по которому никто не может быть свидетелем в своем деле, возразили Иисусу: Ты Сам о Себе свидетельствуешь; поэтому свидетельство Твое не может быть истинно ().

Речи Иисуса о Себе и в Своем единосущии с Отцом

"Если Я и Сам о Себе свидетельствую, то и в таком случае свидетельство Мое истинно, – сказал Иисус, – потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду (). Вы судите по человечеству Моему, по плоти Моей, и считаете Меня только Человеком, поэтому-то вы и заблуждаетесь и требуете от Меня иного свидетельства . Дела Мои должны вас вразумить, что ими свидетельствует о Мне Отец Мой, пославший Меня в мир, и что, таким образом, о Мне свидетельствуют двое, Я Сам и Отец, а свидетельство двух даже и по вашему закону считается истинным. Но пусть будет так, как будто Я Сам свидетельствую о Себе; и в таком случае свидетельство Мое истинно, потому что Я знаю, что Я пришел от Бога, и к Нему иду: может ли быть ложным такое свидетельство? Я не сужу никого (), так как пришел спасать грешников, а не судить; а если и сужу Я о Себе, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня ".

Слыша уже много раз речь Иисуса об Отце и притворяясь непонимающими, фарисеи спросили Его: где Твой Отец ?

"Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего , – сказал Иисус, – но так как вы не хотите познать Меня, не знаете Меня, то не знаете и Отца Моего».

Позднее, в прощальной беседе с Апостолами, на просьбу Филиппа – покажи нам Отца , – Иисус сказал: Видевший Меня видел Отца, так как Я в Отце и Отец во Мне (). На вопрос же фарисеев Иисус не стал повторять сказанное Им много раз о Своем единосущии с Отцом, а ограничился лишь указанием, что они не могут знать Отца потому, что не хотят знать Сына.

Но и из этих слов фарисеи могли вывести заключение, что Иисус приравнивает Себя к Богу, и потому могли бы считать эти слова достаточным поводом к обвинению и аресту Его; однако никто не взял Его , потому что, как объясняет Евангелист, еще не пришел час Его .

Продолжая прерванную фарисеями речь о предстоящем отшествии Его к Отцу, Иисус сказал: «Куда Я иду, туда вы не можете придти . Познать Меня и раскаяться в своих заблуждениях вы можете только здесь, пока Я с вами; когда же Я отойду, то раскаяние вам не поможет: вы будете искать Меня , но тщетно, и умрете в грехе вашем ".

С нескрываемой насмешкой рассуждали фарисеи между собою, но однако же так, чтобы и Иисус слышал их: что это он говорит: Куда Я иду, туда вы не можете придти? Неужели Он убьет Сам Себя ? Ведь только в таком случае мы действительно не можем последовать за Ним, так как не решимся на самоубийство.

«Вы рассуждаете так, – ответил им Христос, – потому, что судите обо всем по человечеству своему и не хотите отрешиться от своих чисто земных, низменных понятий; вы не хотите вознестись мысленно к иному миру, миру небесному; все ваши помыслы, все ваши желания сосредоточены на обеспечении себя исключительно благами мира сего, этой временной земной жизни. Я же не от сего мира (); потому вы и не понимаете Меня; потому-то Я сказал вам и вновь повторяю, что если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших ".

Вопрос фарисеев: Кто же Ты?

Кто же Ты? – спросили фарисеи. Иисус не назвал Себя ни разу Мессией, Христом, Избавителем, Который был обещан евреям, Которого они ждали; но Он так прозрачно, так понятно высказывал это другими словами, что все должны были понять Его; понимали и фарисеи, но притворялись непонимающими и упорствовали в этом мнимом непонимании. Вот почему и на этот вопрос Иисус не дал прямого ответа.

Ответ Иисуса переведен на церковнославянский и русский языки не так, как его понимали древние и некоторые из новейших толкователей. Приводим оба перевода:

На церковнославянский язык:

Глаголаху убо ему: ты кто еси; И рече им Иисус: начаток, яко и глаголю вам.

На русский язык:

Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

Различные переводы и толкования этого ответа

Если признать этот перевод правильным, то надо признать также, что Иисус, не давая в других случаях фарисеям ни разу прямого ответа на подобные вопросы, на этот раз ответил прямо и решительно, сказав: Я – от начала Сущий (). А так как Существующим от начала, или Безначальным (что одно и то же), признается только Бог, то, говоря так, Иисус объявил Себя Богом или Богочеловеком.

Между тем, Феофилакт переводит этот ответ Иисуса иначе. «Господь говорит: «Я говорю вам то, что и в начале"" (Толкование на Иоанна, с. 209). По переводу епископа Михаила, Иисус сказал им: «Прежде всего, я то, что и говорю вам» (Толковое Евангелие. 3. С. 262). А по мнению Иоанна Златоуста, ответ Иисуса значит вот что: «Вы недостойны даже слушать слова Мои, не только знать, кто Я, потому что вы все говорите с намерением искусить Меня и нимало не внимаете словам Моим» (Беседы на Евангелие от ). Евфимий Зигабен понимал этот стих так же, как и Иоанн Златоуст: «Это все равно, если бы Иисус Христос сказал так: совершенно излишне даже и то, что Я говорю вам; вы недостойны никакого слова, как искусители» (Толковое Евангелие от Иоанна. С. 136). К. П. Победоносцев в своем переводе «Нового Завета» на русский язык переводит слова Господа так: «Я начало, как и говорю вам».

Таким образом, ни один из этих переводов не согласуется с синодальным переводом на русский язык. Какой же перевод надо считать правильным?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо иметь в виду, что в Своей речи Христос высказал фарисеям много горькой правды о них же самих, и даже назвал их сынами диавола, исполняющими похоти отца своего. И эта горькая правда, эти слова, которые должны были показаться оскорбительными для гордых сынов Авраама, были встречены ими лишь с язвительной насмешкой: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? (). Но когда Христос в конце этой беседы сказал: прежде нежели был Авраам, Я есмь (), то есть когда Он назвал Себя Вечносущим, или Богом, то фарисеи бросились к сложенным в кучи камням, чтобы ими казнить Его. Между тем, после ответа Иисуса на вопрос – кто же Ты? – фарисеи не только не прибегли ни к какому насилию, но даже ничем не помешали Ему продолжать Свою речь. А из такого поведения врагов Христовых вслед за ответом Его на вопрос – кто же Ты ? – надо заключить, что самый ответ не содержал в себе ничего такого, что могло бы вызвать взрыв негодования со стороны фарисеев. Если бы Господь отвечал на этот вопрос так, как сказано в русском синодальном переводе (Я – от начала Сущий ), то ответ этот, несомненно, вызвал бы такой же, если не еще больший, порыв фарисеев тотчас же казнить Иисуса. А так как ничего подобного не произошло, то следует признать, что и ответа такого не было.

Как же ответил Господь на вопрос – кто же Ты? Он не дал им прямого ответа, но выразил сожаление, что они до сих пор не знают, Кто Он? «С самого начала Моей проповеди Я говорю вам, Кто Я, но вы все не хотите понять Меня. Что же сказать вам теперь? Скажу то же, что и от начала говорил вам».

Продолжая прерванную вопросом фарисеев речь о том, что евреи умрут во грехах своих, если не уверуют в Него, Иисус сказал: «Много имею говорить и судить о вас (), и хотя вам неприятно слушать Мои обличения вашего упорства в неверии, но Я должен это говорить, так как слышал это от Пославшего Меня».

Слушатели не поняли, что Он говорил им об Отце (), Боге, но Иисус продолжал Свою речь и сказал: «Теперь вы не понимаете того, что Я вам говорю, но когда вознесете Сына Человеческого (), тогда поймете Меня и признаете, что Я лично от Себя ничего не делал и не говорил, и делал только то, что угодно было Отцу Моему, Который всегда был со Мною и не оставлял Меня никогда».

Речь эта произвела сильное впечатление на слушателей, из которых многие уверовали, что Иисус есть истинный Мессия. В числе уверовавших несомненно были и из враждебной Иисусу партии, так как, по сказанию Евангелиста, Иисус обратился к уверовавшим в Него Иудеям (); иудеями же Евангелист Иоанн называл, в отличие от народа, только враждебную Иисусу партию, состоявшую из первосвященников, старейшин еврейского народа, книжников, фарисеев и саддукеев.

Итак, не ко всем уверовавшим, а только к так называемым иудеям, уверовавшим в Него, обратился теперь Иисус: «Вы обнаруживаете веру в Меня и высказываете готовность быть Моими учениками; но одного желания недостаточно; надо быть верным Моему слову, надо в точности соблюдать все, что Я заповедую; и если пребудете верными в слове Моем (), то будете истинными учениками Моими и познаете возвещенную Мною волю Божию, то есть истину, и это познание истины сделает вас свободными» .

Ему отвечали; кто отвечал? Иоанн Златоуст полагает, что отвечали те же только что уверовавшие в Иисуса иудеи. Но враждебное настроение отвечавших, а также невероятность такого быстрого отпадения только что уверовавших, доказывают, что отвечали или возражали Иисусу иудеи, не уверовавшие в Него, но стоявшие тут же, среди уверовавших.

Обличение фарисеев в том, что они – сыны диавола и творят волю его

Фарисеи, гордившиеся происхождением от Авраама, которому, по их мнению, было обещано господство над миром, а не рабство, возразили Иисусу: «Как же Ты говоришь, что сделаешь нас свободными? Мы и без Тебя, как потомки Авраама, свободны; мы не были рабами никому никогда». Говоря так, гордые своим происхождением от Авраама фарисеи забыли, что предки их были рабами в Египте и Вавилоне и что они сами подвластны чужеземному царю, то есть тоже находятся в политическом порабощении. Но Иисус не указал им на эту ошибку, потому что говорил не о политической свободе, а о свободе духа, о свободе от заблуждений и греха. «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха (), а от этого рабства может избавить только Бог. Да, познание истины сделает вас свободными!»

Фарисеи могли бы возразить Ему, что для избавления от грехов они приносят жертвы, установленные Моисеем, и что священники очищают их от грехов. Предвидя подобное возражение, Иисус говорит, что священники их, будучи сами рабами, не имеют власти прощать другим грехи. «Раб не пребывает в доме вечно (), он не господин дома, а сын – господин дома; как господин дома может освободить своих рабов и сделать их полноправными гражданами, так и вы тогда только будете свободны, когда Сын Человеческий освободит вас от грехов. Хотя вы и потомки Авраама, но не можете этим происхождением от него оправдывать свои действия, так как ищете случая убить Меня. Вы не понимаете Меня; Мое учение не вмещается в вас, и это происходит оттого, что Я говорю вам то , что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего ".

Отец наш есть Авраам , – сказали фарисеи. «Нет, – возразил им Иисус, – если бы вы были дети Авраама, известного своей праведностью и добрыми делами, то дела Авраамовы делали бы (); а вы? вы ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога ; нет, Авраам этого не делал (). Поэтому вы не можете называть себя сынами Авраама; есть у вас другой отец, и вы творите дела его, творите то, чего он хочет».

"Мы не от любодеяния рождены , – сказали фарисеи, – наш отец – Авраам; а если Ты говоришь о другом отце, то все мы одного Отца имеем, Бога ".

Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел (). «Но вы не хотите понять Меня, вы даже не можете слышать слова Моего (); а почему? Да потому что ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти (волю) отца вашего. Он был человекоубийца от начала сотворения рода человеческого, и ненависть свою, злобу к людям проявил тем, что соблазнил первых людей; а сделал это он потому, что не устоял в истине Божией, и ныне нет в нем истины ; он говорит только ложь, ибо он лжец и отец лжи (). И вы боитесь истины; вы ищете убить Меня, потому что Я говорю истину. Вы не верите Мне (), но, однако, кто же из вас обличит Меня в неправде ?"

Всенародный вызов Иисуса фарисеям обличить его в неправде

Вся эта беседа происходила в храме, в присутствии многочисленной толпы народа, среди которой были уверовавшие в Иисуса, как Мессию, были и не веровавшие в Него. В этой-то толпе, назвав всенародно Своих врагов сынами диавола, творящими волю его, и, вследствие этого еще более озлобив их против Себя, Иисус повелительно спрашивает их: »? Кто укажет хотя бы на один случай, когда Я в словах или делах погрешил против правды?.. Вы молчите? Вы не можете обличить Меня в неправде? Значит, Я говорю истину ; а если так, то почему же вы не верите Мне? (). Ведь Я говорю вам слова Божии, и если бы Бог был вашим Отцом, то вы слушали бы их; но вы не слушаете, потому что вы – не от Бога, потому что не Он ваш отец».

Кто из вас обличит Меня в неправде ? Кто из вас может обличить Меня в грехе? (в церковнославянском переводе: Кто от вас обличает Мя о гресе ). Вот вопрос, с которым никогда и никто из людей не осмелился и не осмелится обратиться к своим врагам. Все люди, даже самые праведные, святейшие, всегда сознавали и сознают, что их можно обличить в неправде и грехе, так как между людьми бывают лишь более или менее грешные, но безгрешных не бывает. А если бы кто был настолько безрассуден, что решился задать подобный вопрос своим врагам, то был бы немедленно уличен и посрамлен. Да и могут ли быть у людей такие озлобленные враги, какими были так называемые Евангелистом Иоанном Иудеи по отношению к Иисусу Христу? Только полное сознание Своей безгрешности и правоты во всем, и в словах, и в делах, только безусловная уверенность, что все сказанное Им сказано Самим Богом, и что в Свете истинном никто не найдет тьмы, только такое сознание и такая уверенность дали Христу возможность выставить Себя перед Своими врагами и предложить им всенародно обличить Его в неправде, в грехе.

И никто не осмелился выступить обличителем. Да и после того, на суде синедриона и Пилата, злобные враги Его могли обвинять Его только в том, что Он сделал Себя Сыном Божиим (); обличить же и обвинить в неправде и грехе не могли даже при помощи лжесвидетелей.

Все это приводит к убеждению, что Иисус был безгрешен и говорил только правду. А так как Он, как прежде, так и в этой знаменательной беседе с фарисеями, утверждал, что говорит лишь то, что слышал от Отца Своего, Бога, то мы должны верить, что все сказанное Им сказано Самим Богом, – что, следовательно, в Нем Сам Бог открылся людям. Мы должны верить также, что Иисус – совершеннейший Человек, и вместе с тем – Бог, то есть Богочеловек или воплотившийся Бог. Вообще Иисусу Христу можно или верить вполне, или вовсе не верить, середины не может быть; а так как, по вышеуказанным основаниям, Ему нельзя не верить, то мы должны верить ему вполне во всем, даже и непонятном для нашего ограниченного ума.

Фарисеи давно уже распространяли в народе слух, что Иисус совершает чудеса и изгоняет бесов не божественной силою, но бесовской. Хотя в свое время Иисус блистательно опроверг это обвинение и посрамил Своих обвинителей (см, выше, гл. 18, с. 450), но у них не было против Него иного оружия, кроме гнусной клеветы; и вот теперь, будучи не в силах уличить Иисуса в неправде и грехе, они нагло принимаются за то же оружие и говорят: Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

Слова – не правду ли мы говорим – доказывают, что фарисеи и раньше называли Иисуса самарянином, и если Евангелисты об этот не упоминают, то следует признать, что фарисеи называли Иисуса так, по крайней мере, в своем кругу. Самаряне были заклятыми врагами евреев, но, по мнению фарисеев, даже самарянин, если только он не бесноватый, не решился бы сказать, что евреи – сыны диавола. Вот почему они, не смея возразить Иисусу по существу всей Его речи, ограничиваются повторением прежнего оскорбления.

Выслушав спокойно в высшей степени дерзкие слова фарисеев, Иисус кротко ответил им: «во Мне беса нет ; напротив, подобными речами, которые вам кажутся речами бесноватого, Я воздаю честь Отцу Моему Небесному. Я вынужден говорить с вами так, потому что Я чту Отца Моего ; вы же, вместо того, чтобы склонить покорно голову свою перед Тем, Кто говорит вам истину от имени Отца, бесчестите Меня (), называя Меня самарянином и бесноватым; но вместе с тем вы бесчестите и Того, от имени Кого Я говорю и действую, то есть Бога, Которого однако же осмеливаетесь называть Отцом своим. Впрочем Я не ищу Моей славы ; если не хотите признать во Мне Того, Кто Я действительно и воздать Мне подобающую честь и славу, то знайте, что есть Ищущий славы Моей, и Судящий вас, не воздающих славы Мне» (Епископ Михаил. Толковое Евангелие. 3. С. 277).

Все это сказано фарисеям. Обращаясь же к уверовавшим в Него, Иисус сказал: «Если вы, уверовавшие в Меня, соблюдете слово Мое, будете исполнять все заповеди Мои, творя во всем и всегда волю Божию, то не увидите смерти вовек».

Фарисеи не поняли, что слова Иисуса – не увидит смерти вовек () – равнозначащи словам «достигнет блаженства вечной жизни». Они думали, что Он обещает Своим последователям бессмертие в их земной жизни, и потому увидели в этом обещании подтверждение своего гнусного обвинения: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер, умерли и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек (). Неужели Ты больше... Авраама и пророков? Чем Ты Себя делаешь (Цн. 8, 53), за Кого Себя выдаешь?

«Вы упрекаете Меня в том, что Я Сам славлю Себя, – сказал им Иисус, – если бы Я действительно Сам, без воли Отца Моего, славил Себя, то такая слава в глазах ваших была бы ничто ; но вы забываете, что делами, которые Я творю, Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш (), и в этих делах Его, творимых Мной, вы не познали Его . Если бы вы признавали Его Богом, то исполняли бы заповеди Его, а вы и ими пренебрегаете. Он сказал: «Не убей!». Вы же намереваетесь убить Меня, и только ищете удобного к тому случая, и притом тогда, когда не можете обличить Меня ни в каком грехе. Очевидно, что вы совсем не знаете Его. А Я знаю Его, и знание это доказываю тем, что во всем творю волю Его, соблюдаю слово Его ; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец . Вы спрашиваете Меня: неужели Я больше отца вашего Авраама? А Я вам скажу на это, что Авраам, которого вы называете отцом своим, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался».

Аврааму обещано было Богом, что благословятся в семени его все народы земли (); вследствие этого Авраам несомненно желал видеть исполнение этого обещания, которое всегда понималось как обещание пришествия Мессии, в Царстве Которого найдут благословение все народы земли. Он рад был увидеть наступление этого Царства; и теперь, когда оно наступило, он, пребывая в ином мире, увидел и возрадовался .

Ученые фарисеи и этого не поняли и сказали Ему: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты говоришь, что видел Авраама ?

Намерение фарисеев побить Иисуса камнями

На этот вопрос Иисус дает решительный ответ, смысл которого был ясен даже и для фарисеев, потерявших ключ разумения: прежде нежели был Авраам , прежде, чем он родился и жил, Я есмь (). Фарисеи поняли, что Он говорит о Своей вечности и, следовательно, о Своем Божестве, и вместо того, чтобы уверовать в Него, они бросились к сложенным на дворах храма камням, заготовленным для окончания не отстроенных еще храмовых построек, и взяли каменья , чтобы бросить на Него ; но Иисус... пройдя посреди них... пошел далее , вышел из храма и таким образом скрылся от взоров Своих озлобленных врагов. Поставленное в начале этого стиха слово «скрылся" может дать невнимательным читателям повод подумать, что Христос бежал от фарисеев, взявшихся за камни; но такое мнение было бы неосновательно: Евангелист ясно говорит, что Иисус, выходя из храмового двора, не искал Себе более безопасного выхода, а прошел посреди них, то есть взявшихся за камни, следовательно, не укрывался от опасности; мало того, выйдя из храма, Он не только не предпринял ничего для того, чтобы укрыться от врагов, но сейчас же вновь привлек к Себе их внимание, исцелив слепорожденного. Поэтому надо признать, что Иисус вышел из храма не потому, что фарисеи намеревались убить Его, а потому, что окончил Свою речь торжественным объявлением Себя Вечносущим, то есть Богом. Продолжать после этого беседу с фарисеями не предстояло уже никакой надобности, но показать народу Свое всемогущество, или напомнить ему о нем, надо было. Вот почему Иисус не тайно, а открыто, в сопровождении Апостолов, вышел из храма, пройдя посреди схвативших камни фарисеев, и тотчас же, без просьбы со стороны кого-либо, совершил величайшее чудо, даровав зрение слепорожденному.

С пришествием Христа на землю люди познали истину о назначении человека, узнали и средства для достижения цели земной жизни, чего не знали прежде. Не зная этой истины, не зная воли Божией, люди грешили, то есть жили не так, как Бог велит, и не сознавали даже, что грешат. Положим, воля Божия, выраженная в главнейших заповедях о любви к Богу и ближним, вписана, так сказать, в сердцах людских при самом сотворении людей; но люди скоро ожесточили свои сердца, разучились читать в них и стали грешить почти бессознательно; словом, стали рабами греха. Христос же возвестил людям истину , предоставил им возможность освободиться от этого рабства, сбросить с себя цепи раба и стать свободными. Но, к сожалению, мы так сроднились с этими цепями, что, несмотря на объявленную нам свободу, все-таки остаемся в рабстве; остаемся, но не все. А кто, познав истину, сбрасывает с себя связывавшие его оковы, тот действительно становится свободным гражданином Царства Божия и твердой поступью идет к вратам Царства Небесного. Да, принесенная Христом истина делает принимающих ее свободными! И что значат всевозможные политические свободы в сравнении с этой свободой?

Цитаты Иисуса Христа, которые вы услышите в этом ролике, взяты из книги «Утерянные страницы Евангелия» (см. Евангелие от Дионисия), и эти слова, исполненные Божественной Мудрости, могут открыть нам глаза на истинное учение, которое проповедовал Иисус Христос о Царстве Бога, и которое сейчас забыто и затерто в современной религии.

Глубокая мудрость истинного учения Христа очищает наше сердце и ум, избавляя от невежества, лжи и заблуждений. Это учение перевернет все ваши представления о Боге, религии и принятых ныне религиозных ритуалах.

Благодаря истинному учению Иисуса, каждый человек может вернуться в Царство Бога без посредников, погрязших в иллюзиях и грехах, и жаждущих денег и признания.

Вопрос только в том, насколько чисты ваши помыслы, готовы ли вы слушать сердцем истинное учение Иисуса Христа, и сможете ли принять его.

Иисус не призывает слепо верить его учению, он предлагает проверить на себе, испытать и познать, чтобы еще при жизни увидеть Бога и вернуться в Царство Божие - только так можно проверить истинность его учения.

Несколько важных моментов приведено ниже, остальное – в ролике.



О молитвах Христос говорит следующее: «Что выпрашиваете вы у Бога? Или вы думаете, что Бог ошибается, посылая вам то, что имеете, и хотите поучать Его, как Он должен исправить ту ошибку? В таком случае ваш Бог неразумен; зачем тогда называете Его Богом, зачем в Него верите, зачем ему молитесь? Вы сами не знаете, чему кланяетесь, и мало в вас истинной веры».

В своем учении о Боге Иисус предостерегает от поиска Его в описаниях, изваяниях и рукотворных храмах, так как тогда вы будете служить не Творцу, а твари (сотворенному). Всевышний не испытывает нужды ни в чем, в том числе Он не нуждается в служении рук человеческих.

И если вы просите чего-то у Бога, просите не земных благ и фальшивых сокровищ, а просите, чтобы сделал Он прямыми пути, ведущие вас в Его Царство, где всё пребывает в вечном блаженстве и радости.

В своем учении Иисус Христос говорит, что Царствие Небесное истинно всегда здесь, а не где-то там; всегда сейчас, а не когда-то в будущем. Они внутри нас и вне нас, но мы не знаем, как в него войти.

Истинное учение Христа призывает познать себя, а не слепо верить, всю жизнь поклоняясь в храмах и пытаясь найти Бога в писаниях. Он говорит: «Когда вы познаете себя, тогда будете приняты Всевышним. Когда вы познаете и обретете себя истинного, все тайны вам будут открыты».

Также, что немаловажно, Иисус в своем учении дает прямое и однозначное указание на недвойственность (адвайту), предостерегая от создания разделений (двойственности): «Не отделяй небо от земли, ибо небо является продолжением земли. Не отделяй и себя от земли, ибо ты есть её продолжение, а она – продолжение тебя».

Следующая цитата из учения Христа – «Ты всему начало и всему конец. И когда увидишь это – познаешь Царствие Божье» – часто неверно понимается, и потому трактуется неверно или вообще игнорируется. Здесь Иисус снова говорит о недвойственности – всё Едино, всё Одно, нет «других». Разделение на «я» и «не я» иллюзорно, ложно, и именно эта ложь скрывает от нас Царство Божие – единство (недвойственность), вечность и блаженство.

Далее Иисус говорит, продолжая тему единства, недвойственности: «Горе тому, кто границы на земле создает и людей разделяет. Ибо на небе (в Царстве Бога) нет границ (нет двойственности), и на земле не должно. Истинно говорю вам: такое разделение – причина вражды и раздоров, будь то разделение по языку, по границам, или по вере – всё Едино!»

Важность подчеркивается следующими словами из учения Христа: «Только одно нужно вашей душе – чтобы Слово Божие (истинное знание о недвойственности) в вас укоренилось и плод свой принесло (чтобы вы вошли в Царство Бога - Единство). Истинно говорю вам – Кто имеет всё (материальные блага), нуждаясь в самом себе, тот не имеет ничего». Последняя часть предложения требует пояснения. Человек нуждается в счастье, вечности и истинном знании – эти три компонента являются самой природой души. Ничто не может полностью удовлетворить человека (душу), кроме как обретение счастья, знания и вечности. Поэтому фраза Иисуса «нуждается в самом себе» означает обретение своей истинной природы – вечности, знания и блаженства. Каждый человек истинно нуждается в этом, но осознают эту нужду только те, кто уже понял, что в материальном мире ничто не может стать достаточно хорошим заменителем вечности, знания и счастья – того «материала», из которого состоит душа.

И напоследок – единственная заповедь Иисуса Христа, содержащаяся в его истинном учении – ЛЮБОВЬ! Ибо Любовь и есть Бог. Христос говорит, что нет никакой пользы от добрых деяний, если они совершаются без любви.

Любовь – это путь в Царство Бога, и нет другого пути. Любовь подразумевает полное приятие, и в этом полном приятии исчезают ложные разделения, порожденные умом. Когда исчезают ложные разделения (двойственность), остается Единство (адвайта), которое и есть Царство Бога.

Таково истинное учение Иисуса Христа.

У многих может возникнуть вопрос: «Но как достичь Царства Бога? Как принять и полюбить всех? Как действовать с любовью?». И ответом является устранение иллюзии двойственности и самопознание. В этом могут помочь техники проработки дуальностей, которые устраняют иллюзию двойственности, благодаря чему ведут к самопознанию – познанию своей истинной природы, что означает обретение Царства Бога.