Правописание корней –мак-, -мок. Безударные гласные в корнях слов Мак мок моч примеры

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Приморская средняя общеобразовательная школа»

Агаповского района Челябинской области

Конспект урока на тему:

«Чередование гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-»

6 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Алексеева Елена Александровна

г. Магнитогорск

2012

Тема урока: Чередование гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный

Оборудование: учебник: учебник: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. / М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.

Фотография животного, дидактический материал, схема.

Цели урока: обучающая – научить школьников правильно писать корни равн- / ровн-; мак- / мок-.

развивающая – развить логическое мышление, письменную и устную речь;

воспитывающая – сформировать навыки работы в коллективе, воспитать любовь к животным.

Оформление доски:

Поравняться

макнуть

сровнять

сравнить

заровнять

промокнуть

промокает

Ход урока

1.Оргмомент (1 мин)

Задача: организовать внимание детей, рабочий настрой.

2. Проверка домашнего задания (5 мин)

Задача: проверить степень усвоения пройденного материала; актуализация опорных знаний.

Дома ученики выполняли упражнение 337 по заданию: списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить корни в словах. Перед проверкой домашнего задания, ученики отвечают на вопросы:

1. Все ли справились с домашним заданием?

2. Есть ли вопросы по домашнему заданию?

Слабые ученики проверяют домашнее задание с помощью сигнальных карточек. Средние – по трафарету. Сильные составляют обобщающую таблицу по домашнему заданию.

3. Орфографическая разминка (5 мин)

Задачи: 1. Воспроизвести знания, полученные на прошлых уроках.

2. Создать настрой для повторения материала.

Ученики записывают под диктовку предложение, объясняют расстановку знаков препинания, выделяют корни во всех словах.

Три ученика работают с индивидуальными карточками (Приложение 1). Один ученик – у доски.

Роты без взаимного сговора подтянулись в промокших шинелях, выровнялись в рядах .

Ученики, работающие индивидуально, сдают работу. Школьнику, работающему у доски, учитель ставит оценку.

Вопрос ученикам: Почему в словах выровнялись и промокших пишется буква о в корне?

Учитель диктует второе предложение.

Вася обмакнул лист бумаги и сделал равными края .

Вопросы ученикам:

    Почему в словах обмакнул и равными пишется буква а в корне?

    Как вы думаете, почему в словах выровнялись и равными, промокших и обмакнул , несмотря на схожие корни, пишутся разные буквы?

    Посмотрите значение слов в толковом словаре, какого отличие между ними?

Вывод: в корнях равн- / ровн- и мак- / мок- пишутся гласные в зависимости от значения слова.

4.Изучение нового материала (5 мин)

Учитель с учениками составляет схему «Правописание гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-».

равн- / ровн-

значение = равный, одинаковый значение = гладкий, ровный

исключения : уровень, поровну, исключения : равнина, равнение ровесник

мак- / мок-

значение = погружать в жидкость значение = пропускать жидкость

Вывод по схеме: в корне равн-/ровн- пишется а , если слово имеет значение равный, одинаковый, о – при значении гладкий, ровный. В корнях мак- пишется а , если слово имеет значение погружать в жидкость, о

5. Закрепление материала (15 мин)

Задача: отработка полученных знаний на практике.

1.На доске записаны слова, ученики объясняют написание корней равн / ровн-, мак- / мок-.

Вывод по заданию: в словах сровнять, заровнять в корне ровн- пишется о , потому что слова имеют значение гладкий, ровный, в остальных словах в корне равн- пишется а , так как слова имеют значение равный, одинаковый. В слове мокнуть в корне пишется о , так как глагол имеет значение погружать в жидкость, а в остальных словах в корне пишется о , так как они со значением – пропускать жидкость.

2.Учитель раздаёт карточки. Ученики должны найти в перечисленных словах изучаемые слова.

Неровность, равнина, пригорел, промокашка, ровесник, зарница, прикосновение, обмакивать, промокнуть.

Вывод по заданию: слова неровность, рванина, ровесник, промокашка, обмакивать, промокнуть являются изучаемым объектом, так как у них корень ровн- / равн- или мак- / мок-.

3.Списать с доски слова, выделить в них корень и объяснить его написание.

Вывод по заданию : в словах с корнями равн- / ровн- пишется в корне а , если оно имеет значение – равный, одинаковый, о – если гладкий, ровный. В словах с корнями мак- / мок- пишется в корне а , если слова обозначают погружение в воду, о – при значении пропускать жидкость.

4.Распределительный диктант . Учитель диктует слова, школьники распределяют их по 4 столбцам: слова с корнем равн-, ровн-, мак-, мок-, графически объясняя написание.

Промокнуть, равнина, ровесник, неровность, обмакивать, уравнение, прировнять, промокать, примочить, макать.

Вывод по заданию: в словах промокнуть, промокать, примочить пишется в корне о , так как глаголы имеют значение – пропускать жидкость; в словах обмакивать, макать в корне а , так как глаголы обозначают погружение в жидкость; слове уравнение в корне пишется а , так как слово со значением равный, одинаковый, в словах равнина пишется а , так как это исключение; в словах неровность, прировнять в корне о , так как значение ровный, гладкий, слово ровесник – исключение.

5.Ученики придумывают пары словосочетания, в которых одни и те же слова со корнями равн- / ровн-, мак- / мок- пишутся по-разному.

Образец: подравнять стрижку – подровнять улицу; обмакнуть в сметану – обмокнуть.

Вывод по заданию: среди слов с корнями равн- / ровн-, мак- / мок- встречаются омонимичные формы, написание которых различается по контексту.

6. Работа в группах. Сильная группа придумывает слова, которые похожи на чередование корней равн- / ровн-, мак- / мок-, и объясняют их различие. Средняя группа составляют небольшой рассказ, в котором используются слова с корнями равн- / ровн-, мак- / мок. Слабая группа, употребляя суффиксы, приставки, составляют с корнями равн- / ровн-, мак- / мок.

Вывод по заданию: следует различать слова, которые сходны с изучаемым явлением. На написание корней равн- / ровн-, мак- / мок не влияет наличие приставок, суффиксов.

6. Работа с фотографией животного (10 мин)

Задача: развитие устной речи, умение использовать изучаемое явление в тексте.

Учитель вывешивает фотографию с животным и задаёт вопросы ученикам:

    Какой по стилю текст можно написать, глядя на фотографию?

    Какими могут быть темы повествования?

    Как вы относитесь к животным? Нужно ли беречь их и заботиться о них?

Задание: у ченики пишут небольшое сочинение по фотографии, используя слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок-, объясняя их написание и выделяя в них корень.

Вывод по фотографии: текст, написанный по фотографии, может быть разного стиля (художественного, научного), темы повествования также разнообразны – животное, жизнь животных в зимний период, спасение волков. Животные – одни из самых незащищённых существ, которые нуждаются в заботе, защите, так как на них постоянно ведётся охота.

Вывод по заданию : слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок- придают образность тексту, передают дополнительную характеристику явлений и предметам, уточняют детали.

7. Подведение итогов (2 мин)

Задача: проверить степень усвоение нового материала, выявить достигнуты ли цели уроки.

Вопросы к ученикам:

1.Что нового вы сегодня узнали?

2. Что является главным при написании корней равн- / ровн-, мак- / мок-?

Вывод : слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок- пишутся в зависимости от их значения. При этом важно помнить об исключениях, а также о словах, которые могут быть сходными с данными корнями. Некоторые слова имеют омонимичные формы, которые различаются написанием в зависимости от контекста.

Учитель выставляет оценки ученикам за работу в классе.

8. Инструктаж по домашнему заданию (2 мин)

Задача: объяснить цель домашнего задания и способ его выполнения.

Дома ученики составляют орфографический диктант по изученному правилу. Выделяют корни в словах, объясняя их написание.

Приложение

Карточка 1

(За)р…кой на сотни кил(лл)ометров рас(сс)т…ла­лась зелёная равнина .

Карточка 2

Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.

Только Пиратка равно­душно ст…ял в ст…роне, (как)будто ниче…о (не)случилось .

Карточка 3

Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.

На б…лотах и на солон­чаках уже (ни)что (н…)росло .

Список использованных источников

    Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык: пунктуация и орфография. – М.: Айрис, 2003. – 384 с.

Интернет-ресурсы

    http://subscribe.ru/group/pozitiv/310448/

Урок вляется уроком повторения (по программе В.В. Бабайцевой есть часы, отведенные для повторения орфографии в течение года).

Основная цель данного урока заключается в том, чтобы повторить ранее изученные орфограммы в корне слова и познакомить учащихся с правописанием корней с чередованием мак-мок, равн-ровн. Отсюда вытекают задачи урока: научить учащихся применять полученные теоретические знания на практике, развивать навыки грамотного письма, совершенствовать творческие способности.

На уроке используются средства обучения: карточки с тестовыми заданиями, распечатка текста, задания для интерактивной доски (Приложения 1, 2, 4 ).

На уроке применяются различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии и игровая. Использование ИКТ оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – поднимает на более высокий уровень интерес детей к учебе. Такое дополнение дает возможность сочетать разнообразные средства, способствующие глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока.

Особое внимание уделяется и анализу текста, повторяются признаки текста, понятия «тип речи, «стиль речи». Эта работа способствует развитию выразительности речи, сохранению чистоты языка (ясно, логично и точно излагать свои мысли), воспитывает бережное и сознательное отношение к русскому языку.

На уроке используются и разные формы работы: индивидуальная, при которой учитываются склонности, индивидуальные особенности и интересы учащихся; фронтальная (эта форма работы помогает учащимся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка); групповая (помогает устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать).

Учащиеся на уроке выполняют различные виды деятельности: составление предложения, производя различные действия (игра «Составь предложение» воспитывает внимание и быстроту реакции, а также этот вид работы способствует созданию мотивации к обучению); словарно-орфографическая работа на закрепление знаний и умений по правописанию корней с чередованием, изученных ранее и на данном уроке; лингвистический анализ текста; повторение морфемного и синтаксического разборов; работа с тестовыми заданиями. В конце урока выполняется дифференцированное задание: одна группа записывает слова с пропущенными буквами и графически обозначает данную орфограмму, а у другой группы задание усложняется: необходимо распределить слова, учитывая условия выбора на месте пропусков. Такая работа помогает учащимся обрести веру в свои силы, включает в посильную познавательную деятельность всех учащихся.

Данный урок, я думаю, поможет учащимся 8-ого класса не только закрепить правописание чередующихся гласных, но и испытать радость от приложенных усилий, пережить успех достижения цели.

Цель урока: закрепить знания и умения по правописанию корней с чередованием гласных.

Образовательные задачи:

  • повторить ранее изученные орфограммы в корне слова;
  • повторить знаки препинания при деепричастных оборотах;
  • повторить общие сведения о тексте (тему, тип, стиль речи);
  • познакомиться с правописанием корней с чередованием мак-мок, равн-ровн;
  • сформулировать умения различать слова с чередованием и проверяемой гласной.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
  • способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;
  • способствовать воспитанию трудолюбия и взаимопонимания.

Развивающие задачи:

  • развивать логическое мышление: операция анализа, выделение главного, обобщение;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • совершенствовать творческие способности;
  • развивать выразительность речи.

Оборудование урока : компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с тестовыми заданиями, распечатка текста, таблица «Правописание корней с чередованием гласных».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных. И начнем работу с игры «Составь предложение».

II. Синтаксическая пятиминутка

Задание . Составьте предложение, производя следующие действия (Приложение 1 ):

  • В капельках дождя отражались лучи солнца – взять обстоятельство, сделав его подлежащим.
  • Хорошо пробежаться утром по росе – взять существительное, выступающее в роли обстоятельства места, употребить как дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.
  • Взять глагол, от которого образовано деепричастие в предложении Блестя на солнце, снег лежит . Согласовать его с полученным подлежащим и поставить в настоящее время.
  • Растения выделяют кислород – взять существительное, выступающее в роли подлежащего, поставить в предложном падеже, употребив его с предлогом на .
  • Продолжить полученное предложение, включив в него деепричастный оборот.

(Капельки росы блестят на растениях, отражая лучи солнца.)

1) Найдите в этом предложении орфограммы, связанные с правописанием гласных в корне слова (росы, блестят, растениях)
2) На какие группы можно разделить орфограммы на правописание гласных в корне слова? (Безударные проверяемые гласные, безударные непроверяемые гласные и чередующиеся гласные.)
3) Назовите, какие корни с чередованием вы знаете? Приведите примеры (это было вашим домашним заданием)
4) От чего зависит написание гласных? (От ударения, от суффикса, от последующей согласной).

III. Объяснение нового материала

Сегодня мы с вамипознакомимся еще с одной группой корней, написание которых зависит от значения. На доске запись: – МАК – «погружать в жидкость». Пример: макать сухарь в чай. – МОК – «пропускать жидкость». Пример: непромокаемый плащ. – РАВН – «равный, одинаковый, наравне». Пример: решить уравнение. – РОВН – «прямой, гладкий, ровный». Пример: заровнять яму. Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь! (Учащиеся заполняют 4-ую колонку таблицы по правописанию корней с чередованием в тетради для правил).

IV. Закрепление нового материала

1) Словарно-орфографическая работа.

Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине.

2) Работа с текстом (текст представлен на интерактивной доске). (Приложение 2 )

Учитель читает текст, а учащиеся внимательно слушают. Задания и вопросы к тексту:

  • О чем этот текст? (Об отдыхе ребят в летнем лагере)
  • Определите тип речи. (Повествование)
  • Какова цель автора? (Произвести впечатление)
  • Каков же стиль данного текста? (Художественный стиль)
  • Запишите 1-ый абзац текста в тетрадь, обозначьте графически корни с чередованием.
  • Выполните морфемный разбор слов: разгоралась, позолотили, возраста, последнее предложение 2-ого абзаца разберите синтаксически.

После окончания работы один ученик выходит к доске и вставляет пропущенные буквы, а остальные ребята проверяют.

Физкультминутка. Зарядка для глаз

3) Работа с тестовыми заданиями. Самопроверка(Приложение 3 ).

V. Самостоятельная работа . (Задание на интерактивной доске. Приложение 4 )

Учащиеся делятся на две группы: 1-ая записывает слова с пропущенными буквами и графически обозначает орфограмму, 2-ая распределяет слова по 4-ем колонкам, учитывая условия выбора на месте пропусков.

VI. Подведение итогов

VII. Домашнее задание

Учащиеся заканчивают работу с текстом (у каждого есть распечатка текста).

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о .

гар - гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением - а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).

зар - зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением - а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).


кас - кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан - клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением - о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением "покрывать каплями, брызгами": кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а - в словах со значением "покрывать мелкими пятнышками, точками": краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении "покрывать крапинами, наносить крап"), вкрапле́ние . Под ударением - только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг - лог - лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж - о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

мак - мок - моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением "окунать, погружать в жидкость": макать, макнуть, обмакнуть ; буква о - в словах со значением "становиться мокрым": намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением "осушать чем-н. впитывающим влагу": промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч - всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34 , примечание 2).


пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

плав - плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением - только а : пла́вать, лесоспла́в .

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн - ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный "одинаковый", напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - "сделать равными по длине"), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный "гладкий, прямой, без неровностей", напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , - буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

разн - розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).


рос(т) - рас(т) - ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) - буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст - буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

скак - скок - скач - скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением - о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34 , примечание 2).

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь") и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит "быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться").


твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество ), но и а (тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

2. Корни с буквами и и е .

блес(к,т) - блещ - блист . На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и - перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́ ) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

лип - леп . В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).

сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́ ) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением - и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .


Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36 .

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

Правописание корней –мак-, -мок-. -мок- – «пропитываться жидкостью» Пример: промокать, намокает, промокашка -мак- – «погрузить в жидкость и вынуть» Пример: обмакнуть кисть.

Картинка 13 из презентации «Правописание корней» к урокам русского языка на тему «Правописание корней»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Правописание корней.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 448 КБ.

Скачать презентацию

Правописание корней

«Орфограммы в корнях слов» - На основании смысла и рифмы восстановите недостающие слова. И. Дайте характеристику предложений под №1, под №2.Какое задание следует выполнить? Установи, в какой части слова находится орфограмма. Правила правописания гласных и согласных в корне. А. Орфограммы в корне (обобщение). Сформулируйте тему урока.

«Однокоренные слова с корнем» - Очень сильно. Горняк – работник горной промышленности. Гора горняк горный гористый горка. Оса. Осина осиный. Однокоренные слова. Подосиновик. Задача урока: На каждый совушкин совет Умные головушки Глазами хлопают в ответ. Учиться находить однокоренные слова, выделять корень. Алгоритм. Горелка горение горит.

«Корни Лаг-Лож» - Расти – выращивать растение – заросли вырасти – вырос. РАСТ – РАЩ – РОС РАСТЕНИЕ–ВЫРАЩИВАЛИ-ВЫРОС Исключения: росток, отрасль, Ростов. Подведём итоги: ВЕтЕран, вИтрина, теРРитория, миЛЛион, здраВСтвуйте, вИнЕгрет, профеССия, рОмашка, пАстух. Наблюдаем: от чего зависит написание? Расскажите о правописании безударных гласных в корне слова.

«Безударные гласные корня» - И. Заколдованные буквы. Творческое название. Башня «Вставь безударные гласные». Рисунок «Дерево однокоренных слов». Я. Сочинение сказки «Ударение над гласной может сделать букву ясной». Русский язык Литературное чтение Окружающий мир Участники учащиеся 3 класса. А. Основополагающий вопрос. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.

«Орфограммы корня» - Чередующиеся гласные. Вспомните правило «И – Ы после Ц». Сомнительные и некоторые непроизносимые Каким образом проверяются согласные? О-Е-Ё после шипящих во всех частях речи. На какие 4 группы делятся чередующиеся гласные в корне? Цели урока. Корень или нет? Да. Нет. Ответьте на вопросы

Русский язык богат на орфограммы, это знает каждый ребенок. С самого детства на уроках русского языка мы учим многочисленные правила, которых не счесть, а все для того, чтобы знать правильное написание слов. Все орфограммы русского языка не счесть, их настолько много, что даже филологи порой их путают и забывают. Данная статья поможет разобраться в основных правилах орфографии.

Это правило дети начинают изучать, как правило, в первом классе или в детсаду. Правило помогает узнать, какая буква пишется в корне слова. Например, в слове «оч_рование» можно написать как букву «о», так и букву «а». Чтобы узнать, какая буква пишется в слове, необходимо подобрать однокоренное слово. Подходящим словом будет «чара», ведь здесь ударение падает на букву «а». Значит, что и «очарование» пишется с буквой «а» в корне.

Стоит учитывать, что орфограммы в русском языке могут пересекаться. Например, еще одним, не менее важным правилом будет правописание «ча, ща». Слова на «ча, ща» всегда пишутся с буквой «а». Например, чаща, чара, очарование, чашка и т. д.

Непроверяемые гласные в корне слова – это то самое нелюбимое правило школьников в начальных классах. Ведь при написании слов с такой орфограммой не помогут никакие правила. Орфограммы русского языка с непроверяемой гласной в корне не проверяются, написание таких слов необходимо запомнить. Гласные нельзя проверить в таких словах, как: береза, малина, винегрет, аллея, завод, народ, банан, шоколад, алмаз и др. Написание таких слов необходимо запомнить раз и навсегда, чтобы не совершать ошибок.

Очень важно изучить правило непроизносимых согласных в корне слова, потому что данная орфограмма частенько встречается на письме. Чаще всего непроизносимые согласные в корне проверяются. Например: опасно – опасен, сердце – сердечко, солнце – солнышко, гигантский – гигант, счастливый – счастье, безмолвствовать – молва и др.

На самом деле, люди часто делают ошибки в приставках, оканчивающихся на з- и с-, пусть даже и хорошо знают русский язык. Орфограммы приставок встречаются часто, поэтому просто необходимо запомнить от чего зависит написание приставки. Приставками на з- и с- являются: воз-/вос-, чрез-/черес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, раз-/рас-, без-/бес- и роз-/рос-.

Для того чтобы понять, какая буква пишется, необходимо посмотреть на последующую. Если последующая после приставки буква согласная глухая (к, п, т, ш, щ, ф, х, ч, с, ц), то пишется приставка на букву «с», такое правило предусматривает русский язык. Орфограммы указывают на то, что если последующий звук звонкий, то пишется приставка с окончанием «з». Примеры с «с»: вспыхнуть, роспись, обесцветить, бесконечный и др. Примеры с «з»: чрезмерный, безрадостный, изделие, взглянуть и др.

Чередование гласных в корнях – это важное правило, которое будет сопутствовать ученику с 5-го до 11-го классов. Орфограмма на чередование гласных в корнях есть практически во всех экзаменах, таких, как ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ.

Орфограммы по русскому языку предусматривают существование четырех групп чередования, каждую необходимо подробно рассмотреть:

  • Корни, в которых написание гласной зависит от последующего суффикса:

В корне слова пишется буква «и» в случае если следует суффикс -а-: замирать (но замереть), сжигать (но сжечь), блистать (но блестеть) и др.

В корне слова пишется «а», если следует суффикс на -а-: касаться (но коснуться), предлагать (но предложить) и др.

  • Корни, в которых написание гласной зависит от ударения в слове:

Если в слове ударение падает на букву «а», то в корне тоже пишется «а»: загар, кланяться, зарево, заря и др.

Если в слове ударение не падает на корень, то пишется «о»: творение, поклон, загорать, зорька и др.

  • Написание гласной в корне слова зависит от буквы, стоящей за этой гласной:

Буква «а» пишется перед «ст» и «щ»: растение, выращенный и др. Буква «о» пишется во всех остальных случаях. Исключения: росток, подростковый, рост, ростовщик, Ростов и др.

«А» пишется перед «к», а «о» пишется перед «ч»: скакать, вскочить и др. Исключения: скачок, скачу и др.

В первом случае пишется «а», если значение слова имеет смысл погружения в воду: макать, обмакнуть и др. Пишется «о» со значением жидкости: мокрый, мокнуть, промок и др.

Во втором случае пишется «а», когда значение синонимично слову «одинаковый»: равный, равен и др. Пишется «о», когда значение синонимично слову «прямой»: ровный, выровнять и др.

Богат на различные правила русский язык. Орфограммы встречаются то тут, то там. Именно так и с буквами «и», «ы» после согласной «ц», школьники очень часто путаются в их правописании. На самом деле, для того чтобы правильно писать слова с такой орфограммой, необходимо запомнить, в каких случаях пишут «и», а в каких «ы»:

  • «и» пишут в корне слова: цифра, цитата, цирк, цилиндр и др.
  • «и» пишут в словах на «ция»: нация, лекция, конференция, информация, приватизация и др.
  • «ы» пишут в окончаниях и суффиксах слов: (нет) царицы, (платок) лисицын, (нет) падчерицы и др.
  • «ы» пишут в словах-исключениях: цыган, цыпленок, цып-цып, цыкнуть, на цыпочках и др.

Правописание приставок довольно усложняет русский язык. Орфограммы на эту часть слова содержатся очень часто и в большом количестве. Однако правило на приставки пре- и при- запомнить довольно легко.

  • Она имеет значение приставки пере-: прекратить, преградить, преемник и др.
  • Придает слову высшую степень качества: премилый, предобрый, превозносить, превосходить, превышать и др.
  • Имеет значение близости: приморский, приусадебный, придворный, привокзальный и др.
  • Имеет значение прибавления и приближения: пристегнуть, привести и др.
  • Указывает на неполноту действия: призакрыть, прилечь, приступить, приутихнуть и др.
  • Указывает на законченность действия: прирезать, приглушить и др.

Как известно, все орфограммы русского языка изучаются многие годы. Для того чтобы быть грамотным и образованным, необходимо заучивать эти правила орфографии и делать практические задания. В школах тщательно проходят каждое правило орфографии.

Безударные гласные в корнях слов могут быть разными:

Их написание подчиняется разным закономерностям. Прочитай правила, рассмотри примеры.

Для верного выполнения задания требуется уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в твоём варианте КИМа.

Задание предусматривает знание того, как пишутся слова. Для правильного ответа нужно уметь безошибочно идентифицировать орфограмму. Это действие похоже на прохождение паспортного контроля на границе: пограничник взглянул на тебя, посмотрел на фото в паспорте, и путь свободен. Перед тобой 5 слов и формулировка задания. Сначала пойми, что нужно искать.

Если задание на проверяемые гласные, это одно, если на чередующиеся, то другое.

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и под ударением.

Почему пишем букву о , а не а в словах: коз а, коз ёл? Потому что - ко? з ы!

Подобрать то же самое слово, но в другой форме: коза? , козёл — ко? зы (мн.ч.) или родственное слово, то есть слово с тем же корнем: коза? , козёл — ко? зий, ко? злик .

  • слова с другим значением: частота - чисто, чистота - часто
  • слова с чередованием гласных в корне: загорать - загар, заря - зори
  • глаголы другого вида: опоздать - опаздывать, усвоить - усваивать

Это самое глупое из всех правил, потому что это вообще не правило! Почему? Потому что нет действия, которое помогло бы принять решение, какую букву писать. Единственное, что можно сделать, это найти нужное слово в словаре. Так советуют все учебники. Но словаря может не оказаться под рукой. Значит, такие слова нужно заучивать. Чем больше таких слов ты будешь знать, тем лучше. Постепенно у тебя разовьётся интуиция, и слова с непроверяемыми гласными не будут создавать трудности. Итак, несмотря на кажущуюся глупость, это правило очень полезно!

Если не удаётся отнести слово к словам с чередующимися гласными в корнях и подобрать проверочные слова (изменив форму слова или поискав однокоренные слова), то перед тобой слово с непроверяемой гласной.

После успешной сдачи ЕГЭ можно вернуться к совету №1. Для жизни не повредит.

Чередование гласных в корнях русских слов - системное явление. Корней с чередующимися гласными много, но в школьной практике изучают обязательный список. В него входят 20 корней, которые представлены ниже. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок.
Иногда меня спрашивают в письмах: «А почему вы не даёте корень -лог- ? Ведь на самом деле чередование не —лаг-//-лож-, а -лаг-//-лог-//-лож-
Всё просто. Я предлагаю тот вариант, который представлен в большинстве школьных учебников. Единый экзамен готовится ФИПИ, который обещает, что различия в программах не окажут влияния на результат экзамена. До сих пор эта установка соблюдалась. А —лог — пусть вас не волнует: он бывает только под ударением! Подлог, залог, предлог и прочие. А в заданиях у вас будут только слова с безударными корнями. Поэтому я считаю, что не стоит отвлекать вас на этот и другие подобные случаи.

Тем, кто хочет узнать не коротенький, школьный список, состоящий из 20 корней, а полный список всех корней с чередующимися гласными, рекомендую самый авторитетный источник: «Полный академический справочник» под редакцией В. Лопатина.

Если в слове с корнями: -бер- // -бир- , -пер- // -пир- , -жег- // -жиг- , -мер- // -мир- , -тер- // -тир- , -дер- // -дир- , -чет- // -чит- , — блест- // -блист- , -стел- // -стил-

есть суффикс а , пиши в корне и : у бир а ть , блист а ть ,
нет суффикса а, пиши е: бер ёт, блест еть.

  • есть суффикс а , пиши в корне а : кас а ться, кас а ние,
  • нет суффикса а , пиши о: кос нуться, при кос новение

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вы мок под дождем ,
«погружать в жидкость», пиши а: мак ать .

«ровный, гладкий», пиши о: вы ровн ять дорогу , за ровн ять ямки ,
«равенство», пиши а: у равн ять в правах, равн осторонний.

без ударения, пиши о : гор и? т , клон и? лся , твор и? ть ,
под ударением, пиши, как слышишь: за га? р , кла? н яться , тво? р чество , тва? рь .

Исключение:
при? гарь

без ударения, пиши а: заря? , зарни? цы
под ударением, пиши, как слышишь: зо? ри.

без ударения, пиши а: поплаво? к,
под ударением пиши, как слышишь: пла? вать, пла? вание, заплы? в.

Исключение: росто? к, ростово? й, ростовщи? к, вы? рост, подростко? вый (наряду с литературной нормой подро? стковый )и их производные: росточек,ростовщичий и др.

С буквой о также пишутся слова Ростов, Ростов-на Дону, Ростов Великий, ростовский, Ростислав.

скачок и формы глагола скакать и его производных: скачу, скачи, обскачу, обскачи, проскачу, проскачи и др. под.

производные от глаголов скакать и глаголов на основу —скочи(ть):
1) скакать, проскакать, обскакать, поскакать
2) вскочить, проскочить, выскочить, подскочить, соскочить
Примеры:

Список корней,
которые
обязательно
нужно знать
каждому:

Для поиска нужного слова нажмите Ctrl+F . Посмотрите также отличный сервис, который позволит проверить слово на ошибку.

К безударному корню трудно подобрать проверочное слово потому, что оно вышло (выходит) из активного употребления.

К безударному корню трудно подобрать проверочное слово потому, что значения корней в настоящее время уже расходятся по смыслу.

В этом случае приходится полагаться на вашу начитанность и языковую интуицию. Если вы в них сомневаетесь, обратитесь к списку 1.

Гласную в слове можно проверить разными ударными корнями.

Обратите внимание на значение корня (его легко узнать по контексту). Выберите проверочное слово, близкое по значению. Если вы затрудняетесь это сделать, обратитесь к списку 2.

К одному и тому же безударному корню иногда можно подобрать два проверочных однокоренных слова с разными ударными гласными.

Скорее всего, перед вами явление полногласия и неполногласия. Не проверяйте корни с полногласными сочетаниями –оло- и –оро- однокоренными словами с неполногласными сочетаниями –ла- и –ра-.

Обратите особое внимание на коварный корень –сид- / -сед-. Запомните правописание слов с этим корнем:

Безударную гласную О в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на – ывать, — ивать :
посм…треть – смОтрит (глагол рассмАтривает не является проверочным словом).

Трудно запомнить слова-исключения. Иногда не удаётся вспомнить, какую именно гласную писать в данном слове-исключении.

Воспринимайте исключения как словарные слова. Запоминайте их отдельно от правил. Чтобы запомнить было легче, обратитесь к списку 3. Вставьте буквы вместо многоточий.

Можно ошибочно отнести орфограмму «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением» к слову с чередующимся корнем и наоборот.

рОсток - безударная гласная в корне проверяется словом подрОс.

Различайте корни, проверяемые ударением, и корни, в которых происходит чередование гласных.

рОсток - перед нами исключение из орфограммы «Чередование гласных в корне –раст- (-ращ-) \ -рос-».

Возникают трудности при толковании значений слов с корнями –равн- и –ровн-.

Подр…внять волосы - значит сделать их одинаковыми? Прямыми?

Действительно, далеко не ко всем случаям с корнями –равн- и –ровн- можно напрямую применить правило. Запомните правописание слов: сровнять, выровнять.

К слову с сомнительной согласной иногда трудно подобрать проверочное слово.

Если вы не можете подобрать проверочное слово, обратитесь к списку 4.

Вы не уверенны в написании слова с возможной непроизносимой согласной.

В некоторых однокоренных словах в корне пишется то удвоенная согласная, то одинарная (тоННа, но трехтоНка).

Иноязычные корни в некоторых русских словах теряют удвоенную согласную. Обратите внимание на следующие случаи:

Не путайте также два похожих корня: -бал- (на балу, бальное платье) и –балл- (пятибалльный шторм, высший балл).

В некоторых заимствованных словах после согласной либо гласной вместо буквы Е пишется буква Э. Как отличать такие слова?

После согласных и после гласной И в таких словах обычно пишется буква Е.

Исключением является слово проект , правописание которого необходимо запомнить.

состЯзание, истЯзать - тЯжба (др.- русский корень –тяг-, -тяж-, -тяз-);

разрЯдить обстановку - разрЯдить ружьё - разрЕдить грядки;

сплОтить ряды - заплОтить реку - уплОтнить график - заплАтить по счету;

посвЕтить лампой - посвЯтить жизнь обществу - посвЯтить в тайну;

соблюдать чИстоту в доме - чАстота колебаний - чЕстолюбие;

навЕвать тоску - завИвать волосы - навИвать проволоку на катушку;

ослЕпить светом - слЕпить из глины - глаза слИпаются;

ворона свИла гнездо - свЕла пятно на платье - свЕла по лестнице вниз;

тИсненный золотом переплет - стЕсненный в средствах;

1) Случаи, в которых к данному слову трудно подобрать проверочное.

чуВство - в др.-р. яз. в этом слове ясно звучал согласный [в].

2) Случаи, в которых проверка может привести к ошибке.

искусный - искусен (не путайте со словами искусство, искусственный).

В большинстве случаев безударные гласные в корне проверяются ударением:

Не следует проверять безударные гласные в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида на —ывать / -ивать (в них ударная гласная меняется):

В корнях с чередующимися гласными безударная гласная проверяется не ударением, а по особым правилам. Эти корни можно объединить в четыре группы.

1. Чередующиеся корни, в которых правописание гласной зависит от ударения:

Тв..рить; нач..нать; заг..рел; з..ря; зан..мать; попл..вок; вспом..нать; наж..мал.

В данных корнях под ударением могут звучать и писаться разные гласные (например зо?рька, за?рево; скло?н, кла?няться и т. д.).

В безударном же положении в них пишутся следующие варианты корней:

2. Корни, в которых правописание гласной зависит от последующей согласной: -СКАК- / -СКОЧ-, -РАСТ- (-РАЩ-) / -РОС-, -ЛАГ- / -ЛОЖ-

Поск..кал; выск..чка; ск..чок; выр..сти; выр..сли; пол..гать; пол..жить.

3. Корни, в которых правописание гласной зависит от наличия суффикса -а-

3.1. Корни -бер / бир-a; тер / тир-a; пер / пир-a; дер / дир-a; стел / стил-a; блест / блист-a; чет / чит-a; жег / жиг-a; мер / мир-a.

Здесь правописание гласной зависит от суффикса -а- после корня.

Если после корня стоит суффикс -а-, в корне пишется И.

Если после корня стоит суффикс -а-, в корне пишется А.

Прик о сновение - после корня отсутствует суффикс -а-.

4. Близкие по значению корни, в которых правописание гласной зависит от значения

Если значение корня связано с понятиями ровный, гладкий, прямой,

Выр о внять (дорогу) - сделать ее более прямой, гладкой (по значению подходит корень -РОВН-).

Ср а внить отрезки - провести их сопоставление (по значению подходит корень -РАВН-).

Если значение корня связано с понятием пропускать жидкость, становиться влажным, то пишем -мок- (-моч-).

Если значение корня связано с понятием опускать в жидкость, то пишем -мак-.

Проверяемые согласные подразделяются на два типа: сомнительные и непроизносимые.

Проблема возникает на конце слова (плов(ф )) и перед некоторыми согласными (деревяш(ж)ка ).

Проверять нужно, ставя сомнительные согласные в позицию перед гласными (плоВа, деревяШечка ).

Проблема возникает в позиции при стечении согласных (гиган(т)ский ).

Проверять нужно, ставя возможные непроизносимые согласные в позицию перед гласными либо в конец слова (гиганТы либо гиганТ).

Слова, написание которых не регулируется орфографическим правилом, называются словарными.

Словарные слова также пишутся по орфографической норме. Эта норма установлена не по тому или иному правилу, а специально для данного слова. Она отражена в орфографическом словаре.

Школьный курс предполагает знание определенного минимума словарных слов, которые входят в школьный орфографический словарь. Кроме того, необходимый минимум словарных слов, которые следует запомнить, находится в конце каждого школьного учебника по русскому языку.