Как сделать прицеп для мотоблока своими руками: чертежи и рекомендации по сборке. Самодельный самосвальный прицеп к мотоблоку салют Сделай сам прицепы к мотоблокам

Многие хозяева дачных и садовых участков, загородных домов используют мотоблок не только как устройство для вспахивания огорода, но и как средство передвижения. Для этого им нужно изготовить или приобрести прицеп для мотоблока. Конструкция его достаточно проста и понятна, а для проведения работ понадобятся доступные всем инструменты и умение делать швы сварочным аппаратом.

В магазинах продается несколько разновидностей готовых грузовых адаптеров для мотоблоков, которые подбираются исходя из мощности их силовых агрегатов. Правильно подобрать размеры прицепа для изготовления своими руками поможет классификация:

  1. Если ваше устройство имеет мощность до 4,8 лошадиной силы, то с ним можно использовать только прицеп с грузоподъемностью до 300 килограммов. Обычно он имеет компактные размеры кузова – длина до 1,15 метра и ширина — до 100 сантиметров;
  2. При средней мощности мотоблока от 4,8 до 8 л. с. можно использовать адаптеры с кузовами следующих размеров: 1х1,5 или 1,1х1,4 метра и с грузоподъемностью от 300 до 500 килограммов;
  3. Тяжелые устройства могут использоваться с тележками, имеющими одну или две оси. Ширина кузова у них редко превышает 1,2 метра, а длина его может достигать 3 метров. Грузоподъемность может достигать тонны и всегда превышает 500 килограммов.

Ограждение кузова в большинстве прицепов для мотоблока изготавливается стандартное: 30-35 миллиметров. У тяжелых устройств высота бортов может достигать 60 сантиметров.

Сделать прицеп для мотоблока своими руками не так сложно, но крайне выгодно. Вы сможете добавить к конструкции те элементы, которые вам необходимы. Например, сидение для водителя сделать со специальным ящиком для мелких вещей. Кроме того, размеры и количество осей можно адаптировать под свои потребности.

Важно! Проще всего своими руками сделать конструкции для легких моделей автоплугов.

Если грузоподъемность адаптера выше 350 килограммов, то он должен иметь специальный тормоз, помогающий при необходимости остановки устройства на склоне.

Особенности разных конструкций кузова

Самодельный прицеп для мотоблока может иметь кузов одного из типов: цельный, самосвальный с откидными бортами. Удобнее всего иметь вариант, работающий по принципу самосвала. В готовых моделях они обычно оснащены гидравлическим приводом, наличие которого повышает цену устройства. Самостоятельно собрать качественную гидравлику сложно.

Опрокидываться кузов может в одном из двух направлений: вбок или назад. Устройство можно оснастить и ручным устройством для опрокидывания тележки. В этом случае сложностью будет то, что центр тяжести у кузова должен быть смещенным. Если это условие не соблюсти, то полностью груженый прицеп в одиночку опрокинуть будет невозможно.

Если вы используете технику только для доставки семенного материала к месту высадки и для перевозки урожая после его сбора, то рекомендуем изготавливать простые варианты с одним или двумя откидными бортами. Самосвальная конструкция при редком использовании не окупит затраты денежных средств и сил. Если вы практически каждую неделю перевозите при помощи своего мотоблока различные грузы, то можно рассмотреть и вариант с гидравлической системой опрокидывания тележки.

Подготовка чертежа

Перед тем, как сделать прицеп к мотоблоку своими руками, изготовьте чертежи. На первом конструкция должна быть изображена целиком, а остальные изображения посвятите отдельным частям: раме, колесной оси, дышлу.

Наиболее просто делать эту работу тем владельцам мотоблока, которые имеют трактор. Прицепы для этих видов сельскохозяйственной техники практически не отличаются друг от друга. Единственным отличием становится то, что для мотоблоков более выгодно использовать водило, устроенное по принципу «труба в трубе».

Водило при таком устройстве прицепа одним концом соединяется с прицепным модулем (для этого используется консоль с поворотным узлом), а вторым вставляется в центральную трубу рамы. Прицеп, изготовленный по такому принципу, более безопасен. На неровной дороге колеса тележки будут двигаться независимо от установленных на силовой части. Это не только снижает возможность аварии, но и защищает ваш прицеп от постепенной деформации.

Во время изготовления чертежа обратите внимание на центр тяжести – он должен находиться ближе к месту водителя, но при этом не располагаться между ним и колесной базой. В таком случае конструкция останется сбалансированной даже при максимальной загрузке.

Изготовление рамы прицепа

Для этой работы вам потребуется иметь болгарку, сварочный аппарат, дрель и болты. Собирается рама из труб с квадратным сечением (размером 2,5х2,5 сантиметра для поперечин сзади и спереди, а для лонжеронов — 6х3), металлических уголков. Конструкция каркаса должна напоминать решетку. Кроме основных элементов, на нее устанавливаются 5 поперечин и 4 вертикальные стойки, расположенные по углам. Между собой элементы лучше всего соединять при помощи сварки.

После завершения работ стоит покрыть конструкцию антикоррозийным составом.

Если вы решили использовать в тележке откидной борт, то из тонких труб сделайте каркас подвижной конструкции. Благодаря этому она получит необходимую жесткость, а при окончательном присоединении прицепного устройства к мотоблоку вам будет легче установить подвижные шарниры – достаточно приварить их к двум рамам (большой и малой).

В простой модели необходимо соединить между собой вертикальные стойки трубами, такими же по размеру, как и поперечины. В этом случае каркас просто обшивается без установки шарниров и других дополнительных элементов.

Любую модель можно дополнить установкой сидения водителя. Каркас для него наваривается на основную раму и чаще всего представляет собой три небольшие трубки. Наиболее простым является сидение, похожее на полку. Под ним можно соорудить ящик для инструментов или мелких предметов. Если вы хотите иметь более удобную конструкцию, то установите после окончательной сборки прицепа на нем кресло, позаимствованное в старом автомобиле.

Чем обшить каркас?

Чтобы закончить с основной частью кузова, необходимо сделать его обшивку. Для этого можно использовать:

  • металлические листы;
  • дерево;
  • пластик.

Наиболее устойчивым к механическим повреждениям является металл. Пол делается из более прочного металла, а для боковых стоек можно использовать более тонкий. Идеальным выбором является использование профлиста марки НС, такого же, которым обшиваются несущие стены. Если вы хотите иметь максимально прочную конструкцию, то для изготовления каркаса возьмите кровельный вариант. Обшивка садится на болты с гайками. Сварку можно использовать, если вы используете обычные металлические пластины. Их необходимо покрыть антикоррозийным составом.

Металл является самым дорогим, но при этом долговечным материалом. Его стоит использовать для прицепов с большой грузоподъемностью и самосвальных моделей.

Дерево, пропитанное отработанным маслом или специальным составом, препятствующим его порче, — самый доступный вариант для обшивки. Например, вы можете использовать остатки досок, которые использовались для возведения надворных построек. Деревянная обшивка крепится на болты с гайками и при необходимости может быть заменена.

Пластик устойчив к коррозии, его не нужно красить. Недостаток его лишь в том, что это достаточно хрупкий материал, и вы не сможете использовать прицеп ранней весной и поздней осенью. При низких температурах прочность пластика значительно снижается.

Важно! Возведение обшивки всегда начинается с пола кузова.

Если вы делаете откидные ограждения, то каждое из них обшивается отдельно, а потом готовые рамы устанавливаются на основной каркас при помощи петель.

Фиксировать борта в поднятом состоянии можно при помощи шпингалетов. Из-за своих особенностей откидные конструкции нельзя устанавливать на кузов, обшитый пластиком.

Устройство ходовой части

Колеса для ходовой части прицепа для мотоблока часто заимствуют у старой мототехники, автомобилей или садовых тачек. В последнем случае грузоподъемность готовой конструкции будет не слишком большой. Чтобы закрепить ходовую часть, на кузов нужно приварить дополнительную ось. Существует два варианта крепления колес к прицепу:

  1. Ступицу растачивают и закрепляют на дополнительной оси методом напрессовки. Во время ее установки на трубу соблюдайте точность: перекосов быть не должно. Колеса усаживаются на штифты, окончательно закрепляются на месте их гайками. Чтобы прицепное устройство для мотоблока выглядело завершенным, колеса прикрывают колпаками.
  2. Если вы заимствовали колеса у садовой тачки, то для крепления их на оси необходимо использовать переходник, напоминающий по форме букву «Г». Одним концом он закрепляется на оси при помощи болтового соединения, а через второй проходит ось. В большинстве случаев пользователи используют часть оси готовой тачки, срезав ее болгаркой. Это очень простой способ сборки садовой тачки, так как при нем не нужно самостоятельно монтировать оси колеса.

Важно! Колеса не должны сильно выступать за пределы кузова. Иначе управлять прицепом будет неудобно.

На завершающем этапе работ необходимо сварить устройство, которое будет соединять прицеп и мотоблок. Для этого берется изогнутая труба, которую коленом вверх, коротким концом приваривают к отрезку оси, ведущей к мотоблоку. С силовым агрегатом короткая труба сцепляется при помощи шкворня. На основной участок изогнутой трубы (длина его должна быть около 50 сантиметров) приваривается еще один отрезок со шкворнем, ведущим к прицепу.

Второй вариант соединения – через шарниры. В этом случае из конструкции исключается изогнутая часть.

Сделать прицепное устройство к мотоблоку самостоятельно не так сложно, как кажется на первый взгляд. Наиболее ответственным этапом работы является изготовление ходовой части и соединяющего элемента. При наличии необходимых материалов под рукой и минимального набора инструментов изготовить прицеп можно за один день.

Прицеп для мотоблока своими руками увеличивает возможности и эффективность при работе устройства. С этим приспособлением уменьшается объем работ, выполняемых вручную.
Наличие мотоблока значительно облегчает работы по землеобработке. Но если расширить возможности применения этого устройства, можно получить дополнительное средство перевозки груза. Имея в наличии требуемые нужные ресурсы и инструменты, мастер осуществит выполнение такого приспособления, как прицеп для мотоблока своими руками. Это приспособление пригодится в хозяйстве или на дачной территории.

Прицеп на мотоблок своими руками дает возможность осуществлять перевозку различных грузов:

  • оборудование;
  • грунт;
  • мусор;
  • строительные материалы;
  • рассада.

Транспортировка данных грузов необходима не только в частном доме, но и на дачных участках и в загородных домах. Поэтому прицепная тележка будет надежным помощником в любом хозяйстве.

Фото мотоблока с прицепом

Схемы, чертежи

Чтобы ответить на вопрос как сварить прицеп для мотоблока, следует учесть при подготовке схем определенные тонкости:

  • наличие основополагающих и вспомогательных узлов;
  • метод скрепления узлов;
  • вид соединения с элементами, отвечающими за поворот;
  • наличие или отсутствие стояночных опор;
  • наличие или отсутствие опрокидывателя при механической разгрузке.

А также этот список можно дополнить другими моментами.

Чертежи и схемы самодельного прицепа для мотоблока своими руками:

Характеристики тележки

Относительно мощности мотокультиватора следует изготавливать прицепы определенных возможностей для перемещения необходимого материала. Известно 3 разновидности:

  1. тяжелые;
  2. средние;
  3. легкие ручные.

Мотокультиваторы с мощностью 10 л.с. предполагают использование двухосного кузова. Он имеет масштаб: 1,2х2(3) м. Такая тележка осиливает 0,5-1,0 т.
Если мотоблок обладает мощностью 4,8-10 л.с., то примерные размерные данные равняются – 1,0х1,5 м, 1,1х1,4 м. Это будет средний вид прицепа. Они рассчитаны на перевозку 0,3-0,5 т груза.
Мотоблоки, мощность которых не более 4,8 л.с., подходят к прицепному устройству с одной осью. Кузовная часть будет 1х0,85(1,15)м.

Как самому сделать прицеп для мотоблока?

Уровень бортов стандартной кузовной части равняется 0,3-0,35 м. Устройства, используемые при перемещении большого материала с огромным весом, лучше оснащать каркасными бортами. Высота такой конструкции будет 50-60 см.
Для облегчения и удобного применения задний борт выполняется с функцией откидывания и съема.
Малое устройство характеризуется отсутствием подъемного гидроцилиндра. Вместо него следует рассчитать определенный параметры конструкции, а именно центр тяжести прицепа и груза. Он должен располагаться на поворотной оси. Эта ось совмещается с колесами кузова. При данном расположении облегчается опрокидывание вручную.
Тачка для мотоблока, осуществляющая перевозку груза массой больше 0,35 т, должна иметь механическое тормозное приспособление. Это требуется, чтобы при спуске с крутого склона дополнить тормоза мотоблока вспомогательной системой торможения.

Устройство

Конструкция образована рамой и кузовом. Самодельные прицепы для мотоблока своими руками подразумевают выполнение каркаса из металла. Если исходным материалом при получении рамного элемента будет взята древесина, то существует несколько отрицательный последствий при применении этого материала:

  • из-за влажности дерева произойдет усадка, скручивание элементов, что приведет к частым ремонтам;
  • срок службы очень мал, так как дерево подвергается воздействию сырости, насекомых, ультрафиолетовым лучам;
  • прочность дерева при сгибании ограничивает грузоподъемность прицепа.

Проще применить для монтажа рамы профильные трубы. Они характеризуются хорошей жесткостью и отсутствием склонности к сжиманиям при воздействии силы тяжести. При употреблении болтов для скрепления обшивать будет проще. Материал для обшивки подбирается по желанию: железо, профнастил, доски.

Размеры прицепа для мотоблока своими руками подбираются согласно габаритам труб. Стандартная тележка потребует трубы размером 50(60)х30 (рама) и 25х25 (стойки). Швеллер подойдет №5. Для обшивки тележки подойдут разные материалы. Днище прицепа должно быть толще, чтобы исключить возникновение деформирующих реакций. Прочность конструкции обеспечивается верхней обвязкой стоек.
В качестве оси для колес употребляется основание металлической природы или бывшая в употреблении на какой-нибудь технике балка. Наименьший диаметр оси равняется 3 см. Надо смонтировать уголочные и косыночные зоны для укрепления опоры.
Колесами тележки могут служить колеса от Жигулей или мотоцикла. Употребление колес мотоциклетной коляски СЗД поспособствует получению ступицы для прицепа мотоблока.
Ступичная составляющая закрепляется при помощи прессованием. Ее конец растачивается и помещается на осевой отрезок, чтобы отсутствовало перекашивание.
Крепление прицепа к мотоблоку обеспечивается сцепкой. Простым исполнением считается метод «труба в трубе». Гнутая труба служит основой. К ней присоединяется небольшой отрезок трубы при сваривании. Потом устанавливается соединяющий шкворень. На другой стороне изогнутой части устанавливается отрезок трубы и шкворень. Описанная сцепка для мотоблока своими руками способствует надежности скрепления и подвижности при поворотах.

Преимущества и недостатки

Тачка для мотоблока имеет свои положительные качества:

  • расширение потенциала мотоблока;
  • возможность установки стационарных перерабатывающих установок, опрыскивателей, распределителей удобрений;
  • возможность расположения самосвального приспособления, чтобы увеличить скорость разгрузки;
  • не надо тратить много денег на приобретение;
  • устройство делается под собственный мотоблок.

Мотокультиватор с прицепом обладает небольшими недостатками:

  • требуется время на изготовку;
  • для легких прицепов сложно сделать откидные боковые борта.

Такие недостатки компенсируются наличием значительных плюсов у этих приспособлений.

  • колеса от мотоколяски модели СЗД в количестве 2шт;
  • кольцо упорное (это может быть трубка (58х4));
  • болты размера М8;
  • балка, предназначенная для опоры (брус 50х50мм в количестве 3-х штук);
  • кузов, состоящий из нескольких деревянных досок по 20 мм шириной;
  • рама;
  • сиденье, предназначенное для водителя (доска 20 мм);
  • деревянная подножка (все та же доска 20мм);
  • водило;
  • консоль;
  • кронштейн навесных орудий от мотоблока модели «Электроник».

Водило состоит из следующих частей:

  • накладка размером 25х4;
  • ребро жесткости размера s4;
  • упор, выполненный из трубы размера 58х4;
  • рамка подножки, выполненная из металлических уголков размера 25х25х4;
  • дышло, изготавливающееся из трубы 49х3, L1850;
  • корпус поворотного узла.

Для того, чтобы изготовить раму прицепа:

  • косынку (s4);
  • лонжероны поперечного типа (уголок размером 40х40х4);
  • ось для колеса (это может быть пруток размера 0 30);
  • корпус продольного шарнира (труба 58х4);
  • поперечину усиливающую (железный уголок размером 40х40х4);
  • подкосы заднего типа (это может быть труба 50х25);
  • опоры для колесной оси правые (желателен уголок с размером 32х32х4);
  • лонжероны продольного типа (уголок с размером 40х40х4);
  • подкосы переднего типа (подразумевается труба размером 50х25);
  • стойки, предназначенные для сиденья (уголок размером 40х40х4);
  • стояк (в идеале – труба размером 50х25х4);
  • рамка, предназначенная для сиденья (уголок размером 21х21х3);
  • последнее – это раскос, выполненный из уголка того же размера, что и рамка сиденья.

Инструмент на вооружения

Из всего многообразия того инструмента, который Вам может понадобится (молотки, отвертки и так далее) наиболее важным является сварочный аппарат.

Подведение итогов

Не стоит надеяться на то, что прицеп для мотоблока, изготовленный своими руками, обойдется Вам совершенно бесплатно или потребует мизерных затрат. Конечно, кое-какие средства все же придется вложить, однако сумма получится в разы меньше рыночной стоимости прицепа для мотоблока.

Одной из самых полезных вещей на огороде является мотоблок. К тому же он пригодится в саду. С его помощью можно без труда обрабатывать земельные участки, а также перевозить некоторые грузы: солому, овощи, фрукты, инвентарь и тому подобное. Однако без прицепа не удастся выполнять всего вышеперечисленного. В таком случае уместно рассказать, как изготовить тележку для мотоблока своими руками. Это самый лучший вариант сэкономить средства. Так же, к изучению, будет полезна тема " ", с полезными фото и видео материалами.

Чертежи самодельных тележек для мотоблока

Примечательно, что сделанная тележка сможет везти груз массой до пятисот килограмм, а также водителя. Это примерно семь полных мешков картошки.

Представляем Вашему вниманию чертеж тележки:

1. Крепления для подвесных устройств мотоблока (кронштейны).

2. Консольная балка

3. Водило

4. Подставка под ноги (из доски 20)

5. Кресло водителя

6. Основная рама

7. Кузовная часть

8. Опорная балка, выполненная из бруса

9. М8- болт

10. Упорное кольцо, выполненное из трубы

11. Колесо коляски.

Водило предназначено для того, чтобы удерживать всего несколько частей тележки. Они скреплены между собой с помощью сварки. Очевидно, что самая нагруженная часть – сопряжение дышла, а также поворотная часть. Поэтому необходимо установить в этой части конструкции ребра жесткости.

Рама

Раму можно собрать из стальных уголков и труб круглого и прямоугольного сечения. На первый взгляд конструкция очень сложная и обладает большим запасом прочности. Но стоит заметить, что транспорт будет использоваться в сложных условиях. Потому все вопросы касательно прочности отпадают.

Чертеж и размеры рамы тележки для мотоблока

1. Откос из металлического уголка.

2. Рама под кресло водителя

3. Стояк, выполненный из трубы

4. Стойки водительского кресла, выполненные из уголка.

5,14. Передние подкосы из трубы

6,15. Лонжероны продольные из уголка

7,8. Опоры для осей колес.

9,16. Задние подкосы, выполненные из труб

10. Поперечина для усиления, выполненная из уголка

11. Корпус продольного шарнира

12. Ось колес

13,17. Поперечные лонжероны

18. Косынки.

Однако если нагрузки не будут столь масштабными, то можно выбирать более простые конструкционные решения (см. ).

Водило тележки

Колесную ось выполняют из стальной круглой заготовки диаметром 30 миллиметров. Если длина оси будет составлять один метр, то колеса будут располагаться под кузовом. Ось колес с уголковыми опорами, а также косынкой соединена сваркой вместе с лонжеронами, а также корпусом продольного шарнира.

Кузов – размеры и основные части

Кузов тележки выполняется из досок толщиной 20 миллиметров. На углах досок нужно закрепить уголки из стали. С помощью трех балок кузов крепится к самой раме тележки. Балки состоят из бруса 50 на 50.

Колеса

Колеса для тележки можно использовать от мотоколяски. Ступица идет в сборе. Концы оси необходимо заточить так, чтобы они совпадали с диаметром подшипников.

Спепка с мотоблоком

С помощью консольной балки тележка соединяется с мотоблоком. Верхняя часть консоли схожа с контуром держака. Она крепится в кронштейне навесных устройств мотоблока.

Когда тележка эксплуатируется в тяжелых условиях, необходимо, чтобы ее соединение с мотоблоком было шарнирным.

Дышло необходимо вставить в трубчатый корпус шарнира. Дышло фиксируется с помощью упорного кольца. С помощью такой конструкции можно добиться независимости колес тележки от колес мотоблока. При движении с нагруженной тележкой это позволяет лучше управлять мотоблоком.

Поворотный узел - схема

1. Консоль;

2. Пыльники;

3,6 Подшипники (36206);

4. Корпус;

5. Втулка распорная;

7. Втулка дистанционная;

9. Гайка М20*2,5;

10. Масленка;

Водитель будет сидеть на подушке, которая имеет среднюю жесткость, ведь она выполнена из дерева. Место водителя – перед кузовом. Управление осуществляется с тележки. Руки оператора держат рукоятку мотоблока.

Конструкция тележки

Тележка любой конструкции имеет такие части:

Место для водителя;

Тележка с кузовом;

Какой материал подойдет для изготовления рамы тележки?

Лучше всего готовить раму для тележки из уголков и швеллера. Их можно купить практически в любом строительном гипермаркете или на базе. Важно очень аккуратно варить раму. Конструкция должна выдерживать передвижения с нагрузками на сложных участках дорог.

Заготовка для колесной оси

Для колесной оси можно использовать стальные круги, которые имеют диаметр 30 миллиметров. С продольным шарниром ось соединяется по средствам сварки. Важно подобрать такую ось, чтобы колеса располагались под кузовом.

Как делать кузов для тележки

Самостоятельно можно сделать кузов для тележки из досок, которые имеют толщину 20 миллиметров. На углах досок крепятся стальные уголки. С их помощью кузов крепится к раме болтами. Самый лучший вариант – откидные борта. Так можно будет без труда снимать грузы, а также укладывать на повозку.

Колеса - от чего подойдут

В принципе колеса можно взять из любой сельскохозяйственной техники. Кроме того, некоторые умельцы используют колеса от мотоциклетной техники, а также от колясок. Вот только ось придется выточить под диаметр подшипников.

Сцепка для прицепа

Сцепку можно изготовить из любого куска металла. В нем необходимо высверлить отверстие, которое будет использоваться для сцепка. Поворотный узел обязательно используется с подшипником. Важно максимально прочно укрепить его с помощью сварки.

Дно тележки

Дно тележки можно изготовить даже из обрезной доски. Однако лучше всего использовать двухмиллиметровую сталь. В итоге получится прицеп для мотоблока, который сможет служить несколько лет без сервисного обслуживания. Все материалы для изготовления можно легко найти в любом строительном магазине. Инструмент наверняка найдется в каждом доме. Разве что электросварку можно взять в аренду.

Выполняя прицеп для мотоблока своими руками важно учесть, что каждая деталь должна быть выполнена как можно точно. От этого зависит качество и долговечность изделия. Всего за несколько дней можно справиться с работой.

Видео примеры изготовления самодельных телег

Подробная видео инструкция по изготовлению самодельной телеги, с указанием, что и как делать.

Еще один пример качественной самоделки.