Галактион вологодский. Смотреть что такое "галактион вологодский" в других словарях

Галактион Вологодский
// Вологда в минувшем тысячелетии: человек в истории города. – Вологда, 2007. – С. 34-35.


Преподобный Галактион.
Миниатюра из «Сборника житий
вологодских святых». Начало XVIII века

Тропарь Галактиону Вологодскому

«Днесь град Вологда тобою всемирне хвалится, возсиял бо ecu пресветло яко солнце и чудесы твоими град и веси, преподобие Галактионе, озарил ecu. И ныне молися Господеви избавитися душам нашим от прелести вражия спастися граду нашему от поганскаго и всех противных наития, и испроси у Христа Бога любовию чтущим тя прегрешений прощения и просящим твоея помощи от всякия скорби избавление, и вопиющим к тебе: Бог наш с нами, прославивый угодника Своего, яко же благоволи».

Галактион Вологодский 1535-1612

Общерусский святой, основатель вологодской Галактионовой пустыни (впоследствии Свято-Духова монастыря)
Жизнь святого подвижника Галактиона Вологодского отделена от всей последующей истории Вологды жутким погромом города в сентябре 1612 года – печально знаменитым «Вологодским разорением»... Тогда погиб и сам Галактион, и многие свидетели его праведного жития, не говоря уже о сгоревших в огне городского пожара исторических документах. Потому-то так много спорного в сохранившихся рассказах о его жизни, записанных спустя десятки лет после мученической кончины преподобного.
Многочисленные исцеления и другие чудеса, происходившие от мощей Галактиона и от воды выкопанного им колодца, заставили вологжан обратиться к управлявшему в 1627-1645 годах Вологодско-Пермской епархией епископу Варлааму с просьбой поставить на месте его погребения церковь. Владыка распорядился собрать рассказы старожилов и составить житие Галактиона. Первый биограф святого слабо разбирался в политической истории Московского царства. Он написал, что Галактион, в миру Гавриил, был сыном князя Ивана Ивановича Бельского, лишенного жизни по воле Ивана Грозного... Позже историки поправили, что князя Бельского звали Иваном Федоровичем, был он из знатнейшего рода Гедиминовичей, не раз подвергался опале в годы малолетства царя Ивана, но в 1540 году вознесся на вершину власти и стал вместе с митрополитом Иоасафом фактическим правителем государства. В 1542 году к власти пришли князья Шуйские. Ненавистного им Бельского сослали на Белоозеро. Памятуя, что князь Иван не раз уже переносил опалу и возвращался в Москву, к нему послали убийц... Но как стала известна тайна происхождения Галактиона, чуждавшегося мирской славы? При этом книга боярских родословий называет И. Ф. Бельского бездетным, что заставляет предположить происхождение Гавриила–Галактиона из другой ветви Бельских...
Гавриилу было тогда около семи лет. Мальчика укрыли в Старице. Отрок обратился к Богу, исправно молясь ему и посещая все церковные службы. Неизвестно, долго ли он прожил в Старице, но однажды оставил этот город и отправился в Вологду. Здесь Гавриил пристал к одному сапожнику, жившему на Глинках, недалеко от церкви Флора и Лавра (она дала название Фроловской улице, ныне часть улицы Чехова). От него научился сапожному ремеслу. Прижившись в Вологде, Гавриил женился на местной простой девушке. Родилась дочь. Однако семейная жизнь была недолгой. Жена умерла. Позже тяжело болел и сам Гавриил. Превратности земной жизни утвердили его в намерении посвятить себя Богу. Оставив дочь на попечение родственников, Гавриил стал монахом с именем Галактион.
В каком монастыре принял он монашеский постриг? На этот вопрос также нет ответа. Галактион повторил монашеский подвиг Иринарха Затворника, подвизавшегося в Борисоглебском Ростовском монастыре, и назывался в числе его немногочисленных учеников. Иоанн Верюжский высказал предположение, что он посетил Иринарха и именно в его монастыре был пострижен. Может быть, так оно и было, а может, одного слуха о подвижнике было достаточно, чтобы Гавриил Бельский избрал наиболее подходящий для себя способ спасения души.
В болотистом месте близ реки Содимы Галактион испросил себе клочок земли. Там он поставил келью, окопав ее рвом, собравшим грунтовые воды. Рядом вырыл колодец, посадил деревья. Галактион затворился в келье, не выходя из нее и подвизаясь в строгом постничестве и непрестанной молитве. Ремесла своего, однако, он не бросал. Лишь небольшую часть заработанного оставлял себе на пропитание, довольствуясь куском хлеба и чашкой воды из колодца. Изнуряя плоть, Галактион приковал себя цепью к потолочной балке. Непрерывно творя молитвы, он никогда не ложился спать, и лишь чутко дремал иногда, стоя на коленях и держась за цепь. К затворнику стали приходить люди за духовными советами, и, как говорится в житии, он равно принимал и богатых, и бедных, слово его было исполнено силы духа, утешало скорбящих и вразумляло гордых.
В молитве преподобный Галактион достиг особой духовной благодати. Однажды в вологодской земле стояла сильная засуха, и епископ (в нем иногда видят преподобного Антония, управлявшего епархией в 1585-1587 годах) послал просить затворника помолиться вместе со всеми об избавлении от бедствия. Впервые за долгие годы Галактион оставил келью и молился в храме Святой Троицы. Хотя одновременно с ним молилось множество людей, последовавший дождь объяснялся вологжанами как следствие помощи Галактиона. Затем вновь потянулись годы его строгого затворничества...
Преподобномученик Галактион остался в памяти вологжан как человек, которому было открыто Богом о предстоявших городу бедствиях. Тогда, в начале XVII столетия, на Руси настали годы великой смуты. Осенью 1612 года к Вологде, оставленной ушедшими во всенародное ополчение воеводой и ратниками, двигался отряд поляков, литовцев и разбойных людей. Никто не чуял беды. Никто, кроме Галактиона. Вновь покинул он келью, пришел в земскую избу и призвал однодневно построить храм в честь Знамения Божией Матери. Лишь таким образом, говорил он, могли вологжане отвести беду, избегнуть нашествия, посланного им Богом за грехи. Речь шла о срочной постройке обыденного храма. Стало быть, Галактион не пророчествовал, а прозорливо предупреждал о непосредственно грозящей опасности. Вологжане не вняли предупреждению, а один из них даже заявил, что Галактион беспокоится прежде всего о самом себе, желая иметь храм рядом со своей кельей.
22 сентября 1612 года поляки и литовцы ворвались в Вологду, перебили много жителей, осквернили и ограбили церкви, а затем подожгли город и посады. В синодике жертв погрома мы видим и имя преподобномученика Галактиона. День его кончины, 24 сентября (7 октября по новому стилю), стал днем его памяти.
Епископ Варлаам дал распоряжение о постройке на месте упокоения мощей преподобного деревянной Знаменской церкви. Тогда же здесь был основан монастырь – Галактионова пустынь. При архиепископе Маркелле в 1654 году на пожертвование царя Алексея Михайловича вместо деревянной церкви была возведена каменная, а рядом построили соборный каменный храм Сошествия Святого Духа. Обитель стала именоваться Свято-Духовым монастырем. Теплая Знаменская церковь обгорела в 1854 году и была перестроена в стиле эклектики. Две церкви образовали живописный ансамбль, бывший замечательным украшением города. Около трех веков Свято-Духов монастырь был одним из главных центров религиозной жизни города, местом массовых паломничеств, торжественных праздничных служб и крестных ходов.
После революции монастырь прекратил существование. Затем настал черед церквей: в 1924 году была закрыта Свято-Духовская, в 1928-м – Знаменская, впоследствии она была разрушена до основания. В помещениях порушенной обители разместилось управление НКВД... Уцелела, лишившись глав и звонницы, только церковь Сошествия Святого Духа. Бывшее монастырское кладбище, на котором были похоронены не только монахи, но и многие именитые вологодские граждане, было поглощено спортивным комплексом стадиона «Динамо».
Л. С. Панов

Источники и литература: Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью иместночтимых. Вологда, 1880. С. 609–627; Галактион (Вельский), прмч.// Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 285–288; Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местночтимых. Ч. IV. Вологда, 1994. С. 8– 11; Коноплев N. А. Святые Вологодского края. М., 1895. С. 106–108; Преподобный Галактион Вологодский // ВЕВ. Прибавления. 1901. № 18. С. 518-519; Соколова Л. В. Житие Галактиона Вологодского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 1. СПб., 1992. С. 336-337; Ч. 4. СПб., 1992. С. 705.

Из грамоты царя Алексея Михайловича
вологодскому таможенному голове Грязному Комарову (3 марта 1659 года)

«...Пожаловалимы, великий государь... на церковное строение каменные церкви нашия великого государя денежные казны тысечю двести двенатцать рублев, и тою... нашею великого государя денежною казною состроены две церкви каменные да колокольня соборная, церковь Сошествие Святаго Духа да теплая церковь с трапезою Знамение Пречистые Богородицы над чюдотворцом Галахтионом ».
Старая Вологда. XII – начало XX в.: Сборник документов и материалов. Вологда, 2004. С. 186.

Рака преподобного Галактиона в Знаменской церкви Свято-Духова монастыря. Фотография начала XX века

«Летом 1655 года при архиепископе Маркелле долгое время в Вологде стояла сырая погода и проливные дожди, препятствовавшие созреванию и уборке хлеба. Граждане вспомнили, как еще при жизни пр. Галактиона тогдашний архиепископ просил его прийти в соседний храм помолиться вместе с народом о прекращении засухи и то, как скоро Господь тогда умилосердился и послал дождь. Поэтому они стали просить архиепископа идти с крестным ходом для молебствия ко гробу преподобного. Архиепископ Маркелл назначил для этого 11 августа. Когда совершалась служба в монастырской церкви, небо прояснилось, заблистало солнце, и настала самая теплая и благоприятная погода. С этого времени начался крестный ход из собора в монастырь, совершающийся ныне в Духов день ».
Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местночтимых. Вологда, 1880. С. 625.


затворник, священномученик (ск. 24.09.1612), во св. крещении Гавриил, сын боярина Бельского, потомка литовских князей, казненного во время малолетства Иоанна Грозного, когда Гавриилу было семь лет. Его скрыли друзья отца в г. Старица, где преподобный и получил образование. Но оттуда, по указанию Божиему, он удалился в Вологду, изучил там сапожное ремесло, женился на простой девушке и жил с ней счастливо трудами своими. После смерти супруги Гавриил поручил свою малолетнюю дочь родственникам, а сам соорудил келью, выкопал рядом колодец и пруд, окружил деревьями, обнес все это оградой и там поселился, приняв постриг с именем Галактиона. Он приковал себя цепью к потолку, питался хлебом и водой, дремал, стоя на коленях. Почитавшие его горожане приходили к святому за советом и наставлениями. Однажды он посоветовал горожанам воздвигнуть однодневную церковь во имя Знамения Божией Матери, но это было отвергнуто. С грустью предсказал тогда преподобный, что церкви: Св. Димитрия Прилуцкого, которая вся была окружена торговыми лавками, и Свято-Троицкая, воздвигнутая неким богачом, враждебно относившимся к нему, - будут разорены. «Увидите, что скоро будет», - прибавил он. В сентябре 1612 поляки и литовцы пришли в Вологду и разрушили церкви. Во время вторжения поляки схватили и святого, набросились на него, избили и вытащили за цепь из хижины, нанося ему удары мечом. На голову преподобного бросили бревно. Он терпел молча и скончался на третий день. Погребли его в келье. Тогда сограждане святого раскаялись и воздвигли на могиле его церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Когда же собралась братия, то воздвигли еще одну церковь во имя Сошествия Святого Духа - так основался Свято-Духов монастырь. От мощей прп. Галактиона истекало множество чудес, как и от воды выкопанного им источника.
Память прп. Галактиону отмечается 24 сентября/7 октября.

Опасаясь гнева царя Иоанна Грозного, родственники опального князя Ивана Ивановича Бельского тайно увезли его семилетнего сына Гавриила в город Старицу. В зрелые годы молодой князь, видя немилость царя к его роду, удалился в Вологду и поселился у чеботаря, у которого научился сапожному ремеслу. Супружество его было недолгим, вскоре жена умерла, и князь Гавриил воспитывал маленькую дочь.

Превратности земной жизни укрепили в князе Гаврииле намерение посвятить себя Богу. Испросив место на реке Содиме, он окопал его рвом, поставил келлию около храма во Имя Пресвятой Троицы и, приняв иноческий постриг с именем Галактион, стал подвизаться в постничестве и молитве. Подвижник не оставлял своего ремесла, а деньги, полученные за работу, делил на три части: одну посвящал Богу, другую отдавал нищим, а на третью кормился сам.

Возрастая в духовной жизни, преподобный Галактион затворился в келлии, приковав себя к стене цепью. Богобоязненные христиане подавали ему пищу через окошко. Отдыхал подвижник мало, стоя на коленях и держась за цепь, питался только сухим хлебом и водой. В келлии преподобного Галактиона не было ничего, кроме ветхой рогожи, которой он покрывался.

Скоро к затворнику стали приходить за духовными советами, и он равно принимал и богатых, и бедных, слово его было исполнено силы духа, утешало скорбящих и вразумляло гордых. В молитве преподобный Галактион достиг особой духовной благодати. Однажды, когда в вологодской земле долгое время было бездождие, епископ Антоний с крестным ходом пришел ко храму Святой Троицы и послал просить затворника помолиться вместе со всеми об избавлении от общего бедствия. Преподобный Галактион послушно оставил келлию и молился в храме, и Господь послал обильный дождь иссохшей земле. Подвижнику было открыто Богом о предстоявших Вологде бедствиях. Он вышел из келлии и, закованный в цепи, пришел в земскую избу и объявил: "Грехи призвали на нас ляхов и литву. Пусть начнут пост и молитву и поспешат построить храм в честь Знамения Божией Матери, и Небесная Царица, как прежде Новгород (память иконы Божией Матери Знамения Новгородской 27 ноября / 10 декабря), избавит Вологду от гнева Божия". Один из присутствовавших, Нечай Проскуров, сказал: "Не о нас, а о себе хлопочет он, хочет только храм иметь вблизи себя. А что будет с храмом, когда ты умрешь, старец?" Преподобный Галактион строго ответил: "Гнев близок к Вологде. Что до меня, то на моем месте прославится Бог - построена будет обитель", - и сказал, что Троицкий храм, построенный Нечаем, будет сожжен и дом Нечая запустеет. Проходя мимо храма в честь преподобного Димитрия Прилуцкого (память 11 / 24 февраля), он сказал: "Чудотворец Димитрий молил Спасителя за город, но его оскорбили - вокруг храма его настроили лавок и завели торговый шум. И этот храм разорен будет".

Пророчество праведника вскоре исполнилось. В сентябре 1612 года поляки и литовцы ворвались в Вологду, перебили много жителей, осквернили и ограбили храмы Божий, а затем подожгли город и посады. Как предсказывал преподобный Галактион, дом и храм, построенные Нечаем, были сожжены, как и городской храм во имя преподобного Димитрия.

Преподобный Галактион был убит завоевателями 24 сентября / 7 октября 1612 года. Благочестивые христиане погребли тело преподобномученика в его келлии. Над местом погребения стали совершаться чудесные исцеления. При епископе Варлааме (1627 - 1645) над мощами преподобномученика Галактиона был построен храм в честь Знамения Божией Матери и основана обитель. По благословению архиепископа Маркелла (1645 - 1663) в обители был построен соборный храм во Имя Святого Духа, и монастырь стал именоваться по этому храму.

Опасаясь гнева царя Иоанна Грозного, родственники опального князя Ивана Ивановича Бельского тайно увезли его семилетнего сына Гавриила в город Старицу. В зрелые годы молодой князь, видя немилость царя к его роду, удалился в Вологду и поселился у чеботаря, у которого научился сапожному ремеслу. Супружество его было недолгим, вскоре жена умерла, и князь Гавриил воспитывал маленькую дочь.

Превратности земной жизни укрепили в князе Гаврииле намерение посвятить себя Богу. Испросив место на реке Содиме, он окопал его рвом, поставил келлию около храма во Имя Пресвятой Троицы и, приняв иноческий постриг с именем Галактион, стал подвизаться в постничестве и молитве. Подвижник не оставлял своего ремесла, а деньги, полученные за работу, делил на три части: одну посвящал Богу, другую отдавал нищим, а на третью кормился сам.

Возрастая в духовной жизни, преподобный Галактион затворился в келлии, приковав себя к стене цепью. Богобоязненные христиане подавали ему пищу через окошко. Отдыхал подвижник мало, стоя на коленях и держась за цепь, питался только сухим хлебом и водой. В келлии преподобного Галактиона не было ничего, кроме ветхой рогожи, которой он покрывался.

Скоро к затворнику стали приходить за духовными советами, и он равно принимал и богатых, и бедных, слово его было исполнено силы духа, утешало скорбящих и вразумляло гордых. В молитве преподобный Галактион достиг особой духовной благодати. Однажды, когда в вологодской земле долгое время было бездождие, епископ Антоний с крестным ходом пришел ко храму Святой Троицы и послал просить затворника помолиться вместе со всеми об избавлении от общего бедствия. Преподобный Галактион послушно оставил келлию и молился в храме, и Господь послал обильный дождь иссохшей земле. Подвижнику было открыто Богом о предстоявших Вологде бедствиях. Он вышел из келлии и, закованный в цепи, пришел в земскую избу и объявил: "Грехи призвали на нас ляхов и литву. Пусть начнут пост и молитву и поспешат построить храм в честь Знамения Божией Матери, и Небесная Царица, как прежде Новгород (память иконы Божией Матери Знамения Новгородской 27 ноября), избавит Вологду от гнева Божия". Один из присутствовавших, Нечай Проскуров, сказал: "Не о нас, а о себе хлопочет он, хочет только храм иметь вблизи себя. А что будет с храмом, когда ты умрешь, старец?" Преподобный Галактион строго ответил: "Гнев близок к Вологде. Что до меня, то на моем месте прославится Бог – построена будет обитель", – и сказал, что Троицкий храм, построенный Нечаем, будет сожжен и дом Нечая запустеет. Проходя мимо храма в честь преподобного Димитрия Прилуцкого (память 11 февраля), он сказал: "Чудотворец Димитрий молил Спасителя за город, но его оскорбили – вокруг храма его настроили лавок и завели торговый шум. И этот храм разорен будет".

Пророчество праведника вскоре исполнилось. В сентябре 1612 года поляки и литовцы ворвались в Вологду, перебили много жителей, осквернили и ограбили храмы Божии, а затем подожгли город и посады. Как предсказывал преподобный Галактион, дом и храм, построенные Нечаем, были сожжены, как и городской храм во имя преподобного Димитрия.

Преподобный Галактион был убит завоевателями 24 сентября 1612 года. Благочестивые христиане погребли тело преподобномученика в его келлии. Над местом погребения стали совершаться чудесные исцеления. При епископе Варлааме (1627–1645) над мощами преподобномученика Галактиона был построен храм в честь Знамения Божией Матери и основана обитель. По благословению архиепископа Маркелла (1645–1663) в обители был построен соборный храм во Имя Святого Духа, и монастырь стал именоваться по этому храму.

Полное житие преподобномученика Галактиона Вологодского

Преподобный Галактион родился в Москве в царствование Иоанна Васильевича Грозного (1533–1584 гг.). По своему происхождению он принадлежал к самому знатному боярскому роду: отцом его был князь Иоанн Иоаннович Бельский, потомок литовских князей. При Крещении отроку наречено было имя Гавриил. Отец его подвергся царской опале и был казнен, когда отроку было семь лет. Родственники отвезли его в город Старицу, и он проживал там, скрывая от всех свое происхождение, и Бог хранил его. Благочестивый отрок усердно посещал храм Божий, ревностно изучал Божественное писание, а пропитание добывал себе ремеслом сапожника. Достигнув совершеннолетия, он сочетался браком с девицей из простого звания, но супруга его вскоре умерла, оставив после себя новорожденную дочь. Видя в этом указание свыше, Гавриил решился посвятить себя Богу. Он отдал дочь свою на воспитание родным, возложил на себя тяжелые вериги и начал подвизаться в посте и молитвах. Городских жителей он упросил дать ему небольшой участок земли близ посада на реке Содиме, поставил там себе небольшую келлию и затворился в ней. Вскоре он принял иноческий постриг и наречен был Галактионом. Не оставив своего ремесла, он шил сапоги и заработанные деньги делил на три части: церкви, нищим и себе на пропитание. Своими руками он ископал близ келлии пруд, обсадил его деревьями и развел в нем рыбу. Дни свои инок проводил в трудах, а ночи – в непрестанных молитвах и песнях духовных. Благодать Божия просветила разум его, воздержание и пост усмирили плоть, уединение и безмолвие развили смирение, наполнили сердце его радостью и весельем.

Жители города Вологды и окрестностей, узнав о дивном житии преподобного Галактиона, приходили, чтобы посмотреть на него, получить благословение, услышать слово назидания. А святой не довольствовался обычными иноческими подвигами: он приковал себя цепью к потолку своей малой хижины, так что не мог ни выйти куда-либо из своего затвора, ни лечь на пол; когда его одолевал сон, то он только преклонял колена и в таком положении, держась за цепь, на краткое время забывался дремотой. В редких случаях он покидал келлию, как, например, однажды во время великой засухи, грозившей голодом, когда Вологодский владыка послал за ним просить, чтобы преподобный помолился о даровании дождя в храме со всем народом. Господь услышал молитвы праведника и всего народа и послал сильный дождь, напоивший истомленную зноем землю.

Смутное время было тогда на земле русской: один за другим являлись самозванцы, а поляки и литовцы бродили по Руси и производили грабежи и насилия. Исполнившись дара прозрения, преподобный Галактион расковал свою цепь и в веригах явился в земскую избу, где собирался народ. Он советовал гражданам построить в один день на месте своих подвигов храм во имя Пресвятой Богородицы и память чуда от иконы Знамения в Великом Новгороде, с верой в то, что Царица Небесная защитит город и избавит всех от нашествия иноплеменников. Однако жители Вологды не приняли благочестивого совета, а некоторые прямо обвинили святого в корысти – дескать, заботится он только о себе и ленится ходить в дальний храм. В ответ Галактион предсказал народу подробно о грядущих бедствиях, которые и произошли, когда вскоре, 22 сентября 1612 г., Божиим попущением на Вологду напали поляки и литовцы. Они сожгли храмы, многих предали смерти, многих взяли в плен, не пощадили и угодника Божия. Набросившись на него с бешенством, вытащили его вон из келлии, волоча, нещадно били, поносили бранными словами, кололи мечами, сбросили ему на голову бревно с крыши здания. Видя приближение своей кончины, святой молил Господа простить ему все прегрешения и избавить от воздушных мытарств. Измученный врагами, он преставился ко Господу с молитвой 24 сентября 1612 года. Благочестивые люди погребли его в келлии, которую стали усердно посещать, так как Бог прославил чудесами Своего угодника.

Вскоре по просьбам граждан Вологды архиепископ Вологодский Варлаам повелел написать житие святого, воздвигнуть храм в честь иконы Знамения Божией Матери на месте келлии его и собрать братию. При следующем архиепископе Маркелле построен был соборный храм во имя Святого Духа, по имени храма и монастырь стал называться Свято-Духовым. Служба святому была составлена в 1717 году.

Тропарь преподобномученика Галактиона Вологодского

Днесь град Вологда тобою всемирне хвалится,/ возсиял бо еси пресветло яко солнце/ и чудесы твоими град и веси, преподобне Галактионе, озарил еси./ И ныне молися Господеви/ избавитися душам нашим от прелести вражия/ спастися граду нашему от поганскаго и всех противных наития,/ и испроси у Христа Бога любовию чтущим тя/ прегрешений прощения/ и просящим твоея помощи от всякия скорби избавление, и вопиющим к тебе:/ Бог наш с нами, прославивый угодника Своего, яко же благоволи.

Ин тропарь преподобномученика Галактиона Вологодского

Днесь град Вологда тобою хвалится, преподобне,/ возсиял бо еси пресветло, яко солнце,/ грады и веси чудесы твоими озаряя./ И ныне, преподобномучениче Галактионе,/ Господеви молися стране нашей от нахождения сопротивных избавитися,/ и у Христа Бога прегрешений наших оставление испроси,/ и от всякия скорби избавление подаждь любовию чтущим тя,/ и вопиющим верно:/ Бог наш с нами, прославивый угодника Своего, якоже благоволи.

Кондак преподобномученика Галактиона Вологодского

Благочестно на земли пожив/ и мучения венец приял еси, пречестне,/ древом во главу от нашедших градоразорителев убиен еси,/ добрый ученик Спаса Христа,/ оставив отечественный свой град и други/ странствовати любве ради Христовы Евангельски изволил еси./ Сего ради тя почитаем, песньми вопиюще:/ от бед избави нас присно молитвами твоими,/ угодниче Божий Галактионе, отче наш.

Молитва преподобномученику Галактиону

Преподобне отче наш Галактионе, светильниче стране нашей, подви-гоположников удобрение, Вологды града заступниче теплый и неусыпный, за ны грешныя ко Всемилостивому Богу нашему Иисусу Христу и ко Святей Пречистей Матери Его, Владычице нашей Бого-родице, Приснодеве Марии молитвенниче, молим твою честную свя-тыню мы, недостоннии раби твои, зря на святочудотворный образ твой духовными взоры стояще во ограде селения твоего, не забуди нас, сирых, но яко отец чадолюбивый посети духом душ наших немощь и испроси молитвами твоими у Христа Бога нашего, да освятит души наши и ум наш просве-тит, и вразумит, и совести наша от вся-кия скверны очистит, и от нечистых помышлений, и вредный разумений, и губительнаго уныния, и избавит нас от бесовских наветов, и дневных и нощных озлоблений, и дарует нам искреннее покаяние, сердцу сокрушение, слезы и умиление, воздержание и трезвость, сми-рен-номудрие и кротость, чистоту душевную и телесную, нище-любие же и страннолюбие, и друг другу нелицемерную лю-бовь, и ми-лосердие, и всякое благоволение. О, всеблаженне отче наш Галак-тионе, сподоби ны последовати по силе пути спасенно-му, яко да твоими молитвами Преблагий Христос, Бог наш, пока-жет нам, грешным, благодать и милость Свою, и всяких зол и будущаго мучения нас свободит, и сподобит наследником Царствия Своего Небесного, славящих Его и величающих купно со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животво-рящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Галактион Вологодский (ум. 1612) - преподобный русской церкви.

Галактион Вологодский:

Биография

По утверждению жития его, « рождение имея в царствующем граде Москве », был сыном « князя Иоанна Иоанновича Бельского », которого Иван Грозный « повеле предати смертной казни ». Эту генеалогию принимают некоторые биографы Галактиона ( A. H. Муравьев и составитель новейшего жития его в русском переводе Четьих-Миней ); большинство же, как граф М. В. Толстой , О. Верюжский, Степановский, считают его сыном князя Ивана Фёдоровича Бельского , низвергнутого Шуйскими в 1542 году (той же версии придерживается « ЭСБЕ » ), хотя составитель нового жития Галактиона в русских Четьих-Минеях считает этого князя дедом Преподобного. В. О. Ключевский называет его отца просто князем Иваном Бельским . Но еще в конце XVII века в Вологде не решились высказать определенного взгляда на происхождение Галактиона, и архиепископ Вологодский Гавриил доносил патриарху Адриану о Галактионе и другом Вологодском угоднике Герасиме, что « какова чина в мире быша и како пожиша и в коя лета, известия совершенного несть ». Е. Е. Голубинский прямо называет Галактиона « загадочного происхождения подвижником и затворником Вологодским » . Не вполне установлено и мирское имя Галактиона: обыкновенно называют его Гавриилом, но есть некоторое основание называть его и Георгием .

По житию, в 1542 году, во время гонения на князей Бельских , « сродницы и добродеи » скрыли Гавриила, « седмилетна суща », в городе Старице . Из Старицы Гавриил « втай » ушел в Вологду и поступил в ученики к « усмарю » (кожевнику, сапожнику). Возмужав, он « поя себе жену от простых людей »; от этого брака у него родилось « детище - женский пол ». Овдовев и « вскормив » дочь, Гавриил предался аскетическим подвигам .

Он выпросил себе « у градских людей » небольшое место « близ посаду на Содиме реце » и поселился там в « келейце мале ». Он принял монашество с именем Галактиона, по имеющему основание в рукописных источниках мнению О. Верюжского, в Ростовском Борисоглебском монастыре и был учеником знаменитого Ростовского затворника Преподобного Иринарха, которому Галактион подражал в подвигах. О. Верюжский признает также « несомненным то, что Галактион имел иерейский сан ». Галактион отличался строгим воздержанием, угнетал себя лишениями и трудами, носил власяницу и вериги. Вскоре он совсем затворился в келье и даже « приковася чепию железною » к матице потолка .

Уважение вологжан к Галактиону было очень велико. Во время междуцарствия Галактион призывал жителей Вологды к покаянию и убеждал их построить при его келье церковь Знамения Богородицы; но постройке церкви помешал богатый посадский человек Нечай Щелкунов .

« Пустынька на речке Содемке » сделалась предметом почитания вологжан. Сначала здесь была построена церковь Знамения, а в 1654 году, на средства, пожертвованные царём Алексеем Михайловичем , церковь Святого Духа и основан мужской Свято-Духов монастырь .

В XVII веке не один раз возбуждался вопрос об освидетельствовании мощей Галактиона и о причтении его к лику святых. Последний раз об этом хлопотали вологжане при архиепископе Гаврииле, который « обрете » гроб Галактиона в земле « цел и тлением не объят », но не было найдено достоверных сведений о жизни затворника, а « неколикая чудеса » его оказались « правде по приличности мало сходными », так что « достоверитися совершенно » было « нечим, яко обретошася прочии святии чудостворцы ». « Сего ради мерность наша », - писал архиепископу Гавриилу патриарх Адриан в 1691 году, - таковая смотревше, из земли мощей их (Галактиона и еще других Вологодских угодников, Герасима и Игнатия) изимати не повелеваем, такожде и прославляти в церкви, яко совершенных мнимых чудотворцев, пением и почитанием и на иконах изображении возбраняем, зане в незнании почитати не подобает, и, святи ли они, подлинно неизвестно ". Несмотря на это, в 1717 году в честь Преподобного Галактиона была составлена особая служба .

Примечания для "Галактион Вологодский"

  1. Муравьев, Русская Фиваида, 112-119
  2. Верюжский И., Свящ., «Исторические Сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархий», 609-627
  3. Степановский, «Вологодская Старина», 80-83, 309.
  4. Толстой M. В. Книга, глаголаемая: «Описание о Российских Святых», № 245
  5. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  6. Ключевский В. О., «Жития Святых как исторический источник», 324-325