Причины бедности в россии - эссе. Написать эссе на тему: «Если бедность – мать преступлений, то недостаток ума – их отец» (народная мудрость)

Артем Семенов оказался в центре криминальной истории мирового масштаба

В Соединенных Штатах продолжаются аресты граждан России. Напомним, на прошлой неделе там была накрыта группа жуликов, использующая вирусные программы, которые позволяли воровать деньги с банковских счетов. Первоначально сообщалось о том, что было украдено порядка $3 млн. Теперь речь идет уже о $70 млн. В состав «бригады» из 37 человек входили граждане стран бывшего СССР и Восточной Европы. Среди них немало россиян. Трое были арестованы на прошлой неделе, о задержании шестерых ФБР уведомило российское консульство в понедельник. Ими оказались Марина Мисюра, Дмитрий Сапрунов, Касум Адигюзелов, Антон Юферицын, Сабина Рафикова, Юлия Клепикова. Две последние - студентки из Омска. Руководил ими, по сообщениям американской прессы, некий Артем Семенов. Его сейчас разыскивают.

Летом прошлого года Артем на летние каникулы поехал подработать в Штаты. Именно тогда, считают в ФБР, парня втянули в криминальный бизнес. Студенту были нужны деньги, а мошенникам его сговорчивость. Вышли на Артема через одну из русскоязычных социальных сетей. Бедному студенту предложили снимать деньги с банковских счетов по поддельным документам и пообещали за «услугу» 10 % от снятой суммы.

Схема мошенничества выглядела так: хакеры рассылали по электронной почте миллионы писем с вирусом «Зевс Троян». В основном «атаковали» компьютеры частных фирм и муниципальных учреждений, где не сильно заботились о виртуальной безопасности. При открытии «зараженной» ссылки или прикрепленного файла мошенники получали данные о логинах и паролях банковских счетов жертвы. А дальше дело техники - деньги быстренько перекидывали со счета владельца на подставной.

Артему вручили шесть поддельных удостоверений личности, на которые было открыто семь счетов, куда должны были перечислить $70 000. Снять студент успел только $ 28 000.

Попался Артем Семенов на «Николае Конглтоне»: на это имя он пытался открыть очередной фиктивный счет в манхэттенском филиале Банка Америки. Полиция Нью-Йорка арестовала русского студента в декабре 2009 года, но затем выпустила его под залог. Но в суд парень не явился и его объявили в международный розыск.

А вот в университете Казани Артема уже не ищут: студента четвертого курса факультета пищевой инженерии отчисли еще в прошлом году - за «хвосты» по правоведению(!).

Артем Семенов не закрыл три сессии подряд, - говорят в Казанском государственном технологическом университете. - А потом он и вовсе пропал.

Зато Артем сам оказался хорошим «преподавателем». Обходить закон он учил двух студенток из Омска. Альмира Рахматуллина и Юлия Шпирко приехали в Штаты по студенческой программе осваивать английский. Но быстро «освоили» хакерские премудрости. Читайте подробнее: \"Двух омских студенток объявило в розыск Федеральное бюро расследований США\". Всего по этому громкому делу проходят 23 российских студента. Им грозит тюремный срок от 10 до 30 лет и штраф от 250 тысяч долларов до 1 миллиона.

С давних времен человек стремился к изобилию и процветанию. Для себя, своей семьи, своего народа, а иногда и всех народов вместе. Мудрецы, изобретатели, путешественники, полководцы - каждый по-своему пытался приблизить век изобилия. Увы, мир не идеален. Век полного изобилия до сих пор остается несбыточной мечтой человечества. Чтобы глубже понять проблему и попытаться найти способы ее решения, стоит изучить два основополагающих понятия: бедность и богатство.

Для любого из народов мира бедность всегда становилась страшным испытанием. Ученые определяют бедность как экономическую характеристику человека или группы людей, не могущих позволить себе иметь определенный минимальный набор благ первой необходимости. Философы и поэты иначе рассматривали бедность. Древнегреческий философ Платон считал: «Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности». «Я не нахожу в бедности ничего привлекательного или поучительного» - так говорил о бедности знаменитый актер Чарли Чаплин. К теме бедности в своих трудах обращались разные люди: философы и поэты, художники и политики. Хороший итог им подводит в своем произведении А. Н. Островский. «Бедность не порок», - говорит Островский, тремя простыми словами обобщая мнения миллионов.

Прямой противоположностью бедности является богатство. Научное определение богатства выглядит так: «Богатство – изобилие у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество». Встает вопрос, не является ли богатство той недостающей вехой для достижения всеобщего изобилия. Русский писатель Д.И. Фонвизин так писал о богатстве: «Оставлять богатство детям? Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван – все болван» Выходит, что и богатство не может играть определяющей роли в создании мирового благополучия. Но как же быть? Мне кажется, выход прост, и заключается он в гармоничном соединении богатства и бедности, как двух половинок одного целого.

Конечно, сказать проще, чем сделать. Между богатством и бедностью большая пропасть. Но ведь общее счастье и строиться должно сообща. Мировая история не раз доказывала человеку, что сила его в единстве с другими. И поэтому я думаю, что если каждый человек, построив свое счастье, поделится с другим, то век изобилия обязательно наступит.

Я, Старовойтова Альбина Васильевна, учитель немецкого языка, школы № 2 города Междуреченска выбрала тему «Бедность не порок».

В школе очень хорошо виден уровень материального благополучия каждого ребенка. Родители одевают своих детей по своим возможностям. Кто-то покупает одежду в дорогих бутиках, а кто-то на китайских рынках.

Я положительно отношусь к введению обязательной школьной формы. Я 8 лет выполняю функции организатора работы с родителями, составила Положение о школьной форме и приглашаю на общешкольные родительские собрания представителей швейных фабрик городов области. Законные представители обучающихся имеют возможность приобрести красивую и удобную школьную форму по недорогим ценам. Теперь во внешнем виде учеников грань между бедностью и богатством постепенно стирается.

Свое эссе начну с цитаты: «Бедность не порок, это истина. Но нищета – порок!» (Ф.М.Достоевский, «Преступление и наказание»).

Действительно, пусть бедность и результат несовершенства экономики, или каких-то независящих от данного человека причин (война, землетрясение, наводнение например), но несложно остаться Человеком, если ты всё же беден. В первую очередь люди, конечно же, сами виноваты в своём положении. Человек сам творит свою судьбу. Если человек хочет стать богатым, то он им будет. Нужно приложить усилия – и всё получится.

Люди - это продукт господства рыночной экономики, капитализма, и соответственно находятся на оси, выброшенные из игры; не сумевшие вовремя продаться или вовремя кого-то купить, не сумевшие подавить других, и стали подавленными.

Тема бедности и богатства с давних времен интересует людей.

Ученые определяют бедность как экономическую характеристику человека, не могущих позволить себе иметь минимальный набор благ первой необходимости. Философы и поэты иначе рассматривали бедность. Древнегреческий философ Платон считал: «Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности». «Я не нахожу в бедности ничего привлекательного или поучительного» - так говорил о бедности знаменитый актер Чарли Чаплин. К теме бедности в своих трудах обращались разные люди: философы и поэты, художники и политики. Хороший итог им подводит в своем произведении А. Н. Островский. «Бедность не порок», - говорит Островский, тремя простыми словами обобщая мнения миллионов.

Прямой противоположностью бедности является богатство. Научное определение богатства выглядит так: «Богатство – изобилие у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество».

Русский писатель Д.И. Фонвизин так писал о богатстве: «Оставлять богатство детям? Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство.

Между богатством и бедностью большая пропасть. Но ведь общее счастье и строиться должно сообща. И поэтому я думаю, что если каждый человек, построив свое счастье, поделится с другим, то век общего счастья обязательно наступит.

Шотландского поэта Роберта Бернса всю жизнь интересовали человеческая сущность, понятия о морали, богатая бедность или наоборот, бедное богатство. В своем стихотворении «Честная бедность» рассуждает о вечных вопросах: что такое бедность и богатство, что такое честь и ум. Как честь и ум сочетаются с богатством и бедностью.

В стихотворении противопоставлены бедные, но честные и богатые, но нечестные люди. Он утверждает, что богатство не означает, что его обладатель - это человек честный и благородный. Скорее наоборот: часто богатый человек оказывается глупым и негодяем. Я думаю, что во времена Роберта Бернса (а он жил в XVIII веке) так и было. Тогда всем в Англии заправляли люди богатые и знатные. Они не обязательно были самыми умными, но их деньги и их титулы давали им право управлять страной.

В то же время очень многие умные и достойные люди не могли найти применения своим способностям. Ведь они были бедны и неблагородного происхождения. Вот Роберт Бернс и выступает в своем стихотворении с критикой таких порядков:

Мы хлеб едим и воду пьем,

Мы укрываемся тряпьем

И все такое прочее,

А между тем дурак и плут

Одеты в шелк и вина пьют

И все такое прочее.

Стихотворение «Честная бедность» - это один из ответов на множество вопросов: почему человек беден, что поможет ему вырваться из нищеты, как сохранить чистоту в душе, при этом имея возможность обогатиться и т. п. Бернс в стихотворении призывает не стесняться своей бедности. Человек, зависящий от денег, богатства, не может быть оценен как человек умный. Это стихотворение созвучно с русской поговоркой: «Встречают по одежке, провожают по уму». Вот самое первое и важное достоинство человека, которое невозможно купить. Это гордость и богатого, и бедного.

Умом невозможно наградить, расплатиться, его невозможно купить. Ордена, ленты, дорогие одежды - это не показатель ума. Кто у Бернса «одет в шелка и вина пьет», - глупец и плут. Бернс оптимистичен в своих взглядах: Настанет день, и час пробьет,

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

Мне кажется, что время, о котором Бернс мечтал, еще не наступило. Стремление людей жить лучше - естественно, но стремление жить лучше за счет окружающих - примета нашего времени. Умные люди сегодня прозябают, а в чести тот, кто хитрее, сильнее физически, у которого крепче нервы. Будем надеяться:

Что будет день,

Когда кругом

Все люди станут братья!

А человеческие качества тогда будут действительно оцениваться по достоинству.

Источники:

http :// ycilka . net / tvir . php ? id =820# ixzz 3 zdxZgYsx .

http :// center - yf . ru / data / economy / bednost - esse . php "

Стихотворение Роберта Бернса «Честная бедность»

Ich habe, Starowojtowa Albina Wassiljewna, der Lehrer des Deutschen, die Schulen № 2 Städte Meschduretschenska das Thema "die Armut nicht das Laster» gewählt. In der Schule ist das Niveau des materiellen Wohlergehens jedes Kindes sehr gut sichtbar. Die Eltern bekleiden der Kinder nach den Möglichkeiten. Jemand kauft die Kleidung in teueren Boutiquen, und jemanden auf den chinesischen Märkten. Ich verhalte mich zur Einleitung der obligatorischen Schuluniform positiv. Ich erfülle die Funktionen des Organisators der Arbeit mit den Eltern 8 Jahre, hat die Lage über die Schuluniform gebildet und ich lade auf общешкольные die Elternversammlungen der Vertreter der Bekleidungswerke der Städte des Gebietes ein. Die gesetzlichen Vertreter der Ausgebildeten haben die Möglichkeit, die schöne und bequeme Schuluniform nach den preiswerten Preisen zu erwerben. Jetzt wird im Aussehen der Schüler der Rand zwischen der Armut und dem Reichtum allmählich gewaschen. Das Essay werde ich mit dem Zitat beginnen: «die Armut nicht das Laster, ist die Wahrheit. Aber das Elend – das Laster!» (F.M.Dostojewski, «das Verbrechen und die Strafe»). Wirklich, wenn auch die Armut und das Ergebnis der Unvollkommenheit der Wirtschaft, oder irgendwelcher unabhängig vom gegebenen Menschen der Gründe (der Krieg, das Erdbeben, die Überschwemmung, zum Beispiel,), aber unkompliziert ist, der Mensch zu bleiben, wenn du doch arm bist. In erster Linie sind die Menschen, natürlich, an der Lage selbst schuldig. Der Mensch schafft das Schicksal selbst. Wenn der Mensch reich werden will, so wird er von ihm. Man muss die Anstrengungen machen – und aller wird sich ergeben. Die Menschen sind ein Produkt der Herrschaft der Marktwirtschaft, des Kapitalismus, und entsprechend befinden sich auf die Achsen, die aus dem Spiel hinausgeworfen sind; nicht schaffend rechtzeitig, oder rechtzeitig jemanden verkauft zu werden, nicht schaffend zu kaufen, andere zu unterdrücken, wurden unterdrückt eben. Das Thema der Armut und des Reichtumes von den einstigen Zeiten interessiert die Menschen. Die Gelehrten bestimmen die Armut wie die Wirtschaftscharakteristik des Menschen, nicht könnend, sich zu gönnen, den minimalen Satz des Wohls der ersten Notwendigkeit zu haben. Die Philosophen und die Dichter betrachteten Armut anders. Altgriechischer Philosoph Platon hielt: «die Armut besteht nicht in der Verkleinerung des Eigentums, und in der Vergrößerung der Unersättlichkeit». «Ich finde in der Armut nichts attraktiv oder lehrreich" - so über die Armut sagte berühmter Schauspieler Charlie Tschaplin. An das Thema der Armut in den Werken behandelten verschiedene Menschen: die Philosophen und die Dichter, die Maler und die Politiker. Das gute Ergebnis von ihm im Werk führt A.N.Ostrowski zu. «Die Armut nicht das Laster», - sagt Ostrowski, von drei einfachen Wörtern die Meinungen Millionen zusammenfassend. Ein direkter Gegensatz der Armut ist der Reichtum. Die wissenschaftliche Bestimmung des Reichtumes sieht so aus: «der Reichtum – der Überfluss beim Menschen oder der Gesellschaft der materiellen und immateriellen Werte, solcher, wie das Geld, das Produktionsmittel, Immobilien oder das persönliche Eigentum». Russischer Schriftsteller D.I.Fonwisin so schrieb über den Reichtum: «den Reichtum den Kindern Abzugeben? Werden klug sein – ohne ihn werden umgehen; und dem dummen Sohn nicht in die Hilfe der Reichtum. Zwischen dem Reichtum und der Armut der große Abgrund. Aber doch soll das allgemeine Glück zusammen eben gebaut werden. Und deshalb denke ich, dass wenn jeder Mensch, das Glück aufgebaut, wird anderem mitteilen, so wird das Jahrhundert des allgemeinen Glückes unbedingt treten. Schottischen Dichter Robert Bernsa interessierten das menschliche Wesen, die Begriffe von der Moral, die reiche Armut oder im Gegenteil, den armen Reichtum lebenslang. Im Gedicht urteilt «die Ehrliche Armut» den ewigen Fragen: was ist Armut und der Reichtum, was ist Ehre und den Verstand. Wie die Ehre und der Verstand mit dem Reichtum und der Armut kombiniert werden. Im Gedicht sind arm, aber ehrlich und reich, aber die unehrlichen Menschen entgegengesetzt. Er behauptet, dass der Reichtum nicht bedeutet, dass sein Besitzer ein Mensch ehrlich und edel ist. Schneller im Gegenteil: der oft reiche Mensch zeigt sich dumm und dem Schuft. Ich denke, dass es unter Robert Bernsa (und er lebte im XVIII. Jahrhundert) als auch war. Dann machten von allem in England die Menschen reich und vornehm zurecht. Sie waren nicht unbedingt klügst, aber ihre Geld und ihre Titel gestatteten ihnen das Recht, das Land zu verwalten. Gleichzeitig konnten sehr viele kluge und würdige Menschen die Anwendung den Fähigkeiten nicht finden. Doch waren sie auch der unedelen Herkunft arm. Robert Berns tritt im Gedicht mit der Kritik solcher Ordnungen eben auf: Wir das Brot essen auch das Wasser wir trinken, Wir werden von den Lumpen bedeckt Und ganz solch übrig, Und inzwischen der Dummkopf und der Gauner Sind in die Seide bekleidet und die Schuld trinken Und solches ganze Übrige. Das Gedicht «die Ehrliche Armut» ist eine der Antworten auf eine Menge der Fragen: warum ist der Mensch arm, was ihm helfen wird, aus dem Elend ausgerissen zu werden, wie die Sauberkeit in der Seele aufzusparen, die Möglichkeit dabei habend, u.ä. Berns im Gedicht bereichert zu werden ruft, sich vor der Armut nicht zu genieren. Der Mensch, der vom Geld abhängt, des Reichtumes, kann wie der Mensch klug nicht bewertet sein. Dieses Gedicht ist mit der russischen sprichwörtlichen Redensart harmonisch: «begegnen nach den Klamotten, begleiten nach dem Verstand». Die am meisten erste und wichtige Würde des Menschen, die es unmöglich ist, zu kaufen. Es ist der Stolz sowohl reich, als auch arm. Mit dem Verstand ist es unmöglich, zu belohnen, zu zahlen, es ist es unmöglich, zu kaufen. Die Orden, des Bands, teuere Kleidungen ist nicht die Kennziffer des Verstands. Wer ist bei Bernsa "in die Seiden bekleidet und die Schuld trinkt», - der Dumme und der Gauner. Бернс ist in den Blicken optimistisch: es Wird der Tag anbrechen, und die Stunde wird lochen, Wenn dem Verstand und der Ehre Auf der ganzen Erde wird die Reihe kommen Auf dem ersten Platz zu stehen. Mir scheint es, dass die Zeit, von dem Berns träumte, es ist noch nicht getreten. Das Streben der Menschen, besser zu leben - ist natürlich, aber das Streben, besser auf Kosten von Umgebung - das Merkmal unserer Zeit zu leben. Die klugen Menschen heute прозябают , und in der Ehre, wer, stärker physisch schlauer ist, bei dem die Nerven fester ist. Wir werden hoffen: Dass der Tag wird, Wenn rundherum Alle Menschen werden die Brüder! Und die menschlichen Qualitäten werden dann nach der Würde wirklich bewertet werden.

Нижегородский филиал

Государственный Университет

Высшая школа экономики

Эссе по социологии:

«Причины бедности в России»

Причины бедности в России.

Проблема бедности во многих странах была и остается острой темой среди всех слоев населения. Но для России она является особенно актуальной. Нимало научных и художественных произведений написано по данному вопросу да и, наверное, не существует человека, не обеспокоенного этим разлагающим явлением общества. Однако, ни в одном экономическом словаре не приводится определения этого понятия, хотя я считаю бедность в большей мере экономическим фактором. В «Большом энциклопедическом словаре» приводится лишь определение понятия «беднота», но оно не является исчерпывающим.Для того, чтобы бороться с бедностью и пытаться её искоренить, необходимо знать причины этого явления. Не раз проводились социологические опросы, которые выявили мнение населения о причинах бедности в России, среди них отмечаются: правительство, коррупция, лень, национальный менталитет, пьянство, мафия, монополизм. Я бы хотела рассмотреть главные причины бедности в России.

Около 50% опрошенных отметили коррупцию самой главной причиной бедности в России. И это неудивительно, ведь коррупция- страшное явление, разлагающее общество, затрагивающее все его слои и практически не поддающееся истреблению в нашей стране. А между тем, коррупция имеет ряд очень неблагоприятных и даже ужасающих последствий:

Коррупция расширяет теневую экономику, что сокращает поступления в бюджет и лишает государство рычагов управления.

Коррупция разрушает конкуренцию, так как взятка обеспечивает предоставление неконкурентных преимуществ.

Коррупция лишает государство возможности обеспечивать соблюдение честных правил рыночной игры, что дискредитирует и саму идею рынка, и авторитет государства как арбитра и судьи.

Влияние коррупции на проведение приватизации и банкротств (принявшее поистине гигантские масштабы) затрудняет появление эффективных собственников.

Нерациональное расходование бюджетных средств усугубляет бюджетный кризис.

Коррупция увеличивает издержки субъектов экономики, что перекладывается на потребителей через повышение цен и тарифов.

Коррупция в органах государственного управления разлагает не только их самих, но и аппарат управления крупных корпораций. Соответственно происходит общее снижение эффективности управления - как государственного, так и коммерческого.

Управленческий потенциал общества переориентируется коррупцией с интересов развития страны на интересы ее разворовывания.

Широкомасштабная коррупция, поощряя недобросовестную конкуренцию, делает невозможным привлечение не только иностранных, но и российских инвестиций, что в принципе лишает Россию возможностей развития. Взятки - это сгнившие или непоявившиеся инвестиции.

Коррупция снижает зависимость государства от населения, а тем самым - его заинтересованность в решении социальных проблем.

Из-за нарушения бюджетных обязательств не выполняются важнейшие социальные программы.

Делая бесправных бедных еще беднее, а влиятельных богатых еще богаче, коррупция поддерживает высокую социальную дифференциацию, а с ней - и высокую социальную напряженность.

Охватывая жизненно важные сферы (например, образование и здравоохранение) и разрушая их, коррупция отвлекает колоссальные средства от целей общественного развития и усиливает деградацию общества - не только социальную и интеллектуальную, но и биологическую.

Распространяясь "сверху вниз" и пронизывая все уровни общественной жизни, коррупция усиливает нравственную деградацию общества, создает терпимость по отношению к ней и преступности вообще (например, даже к заказным убийствам). Все шире распространяется восприятие коррупции как единственно возможной в России формы эффективных отношений между обществом и государством.

Еще одна из причин бедности россиян - бесправие малого бизнеса. Всемирный банк обнародовал данные исследовательского доклада «Экономический рост, бедность и неравенство в странах Восточной Европы и бывшего Советского союза». В нем анализируется в том числе и российская статистика доходов населения. Чем больше будут богатеть богатые, тем больше будут беднеть бедные. Хотя среднестатистический доход, учитывая доходы и тех, и других, как это делают правительственные структуры, показывает, что Россия - совсем не самая бедная страна. Причем с растущими экономикой и доходами граждан. «Такая концентрация капитала, как в России, исключительно отрицательно влияет на качественный состав населения, - сказал старший экономический советник, сотрудник отдела управления экономикой и снижения уровня бедности Всемирного банка Владимир Дребенцов. - Конечно, связь между экономическим ростом и сокращением бедности есть. Проблема в том, что государство продолжает субсидировать отжившие свой век структурные образования». Это подробно изложено в экономическом меморандуме Всемирного банка, где впервые аналитически оформлены данные о концентрации собственности в РФ, особенно в регионах. Меморандум обвиняет российское правительство в агрессивном захвате ресурсов и неэффективном их использовании. Это и провоцирует дальнейший упадок населения. «Но ограничение доходов российских миллиардеров и перераспределение их между бедными, как иногда предлагается, не приведет к победе над бедностью, - говорит Владимир Дребенцов. - Наши претензии к тому, что в России называется олигархами, а мы их называем крупным бизнесом, - это то, что они создают недостаточное количество рабочих мест. Постоянный тезис Всемирного банка таков: малый и средний бизнес способны генерировать гораздо большее число эффективных рабочих мест».
Малому бизнесу, по его словам, мешает все - начиная с бюрократических барьеров и кончая теми ограничениями, которые накладывает на него присутствие большого бизнеса: «В первую очередь это проблема непосредственного доступа к ресурсам всех типов, прежде всего экономическим». Попросту говоря, малый бизнес в России бесправен, это в том числе и является причиной слишком яркой и постоянно растущей дифференциации доходов граждан страны. Предприятия-монополисты выбивают для себя пониженные ставки оплаты электроэнергии и других энергетических ресурсов. Таким образом, происходит чисто экономический захват ресурса. Специалисты ВБ заметили и еще один, возможно, неожиданный для российских властей факт: бюджетный сектор перестал быть основным источником генерирования бедности. «Нужна реструктуризация самой бюджетной сферы. В большинстве российских регионах бюджетный сектор во многом замещает неэффективные сектора экономики. А в некоторых регионах до 40% населения работает именно в бюджетной сфере. Это ненормально», - считают в ВБ. Власти именно госсектор воспринимают в качестве беднейшего слоя и постоянно вливают в него финансовые инъекции. А из-за того что он слишком раздут, как это отмечают эксперты ВБ, за ним не видно, что Россия бедна совсем не из-за бюджетников. Согласно официальным данным, Россия впервые за последние десять лет переживает период экономического подъема, который начался примерно с середины 1999 г. В 2000 г. по сравнению с 1999 г. рост ВВП составил 7,7% (аналогичный показатель 1999 г. к 1998 г. - 3,5%), объем промышленной продукции увеличился на 9% (1999 г. к 1998 г. - 8,1%).

Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику макроэкономических показателей, сохраняются значительная дифференциации населения по уровню доходов, низкая зарплата в ряде отраслей экономики, высокий уровень бедности.

Среднедушевые денежные доходы 10% наиболее обеспеченных граждан превышают доходы 10% наименее обеспеченных почти в 14 раз. Социальные трансферты и внутрисемейное перераспределение ресурсов более-менее выравнивают доходную обеспеченность домохозяйств, поскольку дифференциация оплаты труда достигла угрожающих размеров - 34 раза. Столь высокая дифференциация заработной платы непосредственно связана с межотраслевым и внутриотраслевым неравенством в оплате труда. Межотраслевые различия в оплате труда в 2000 г. достигли 8,5 раз. Наиболее высокие заработки отмечены в топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии и в сфере финансов, самые низкие - в сельском и лесном хозяйстве, легкой промышленности и в бюджетных секторах экономики.

Вследствие либерализации цен в 1992-1993 гг. реальные располагаемые денежные доходы населения снизились почти в два раза, что, в свою очередь, привело к резкому расширению бедности. В этот период практически в одинаковой степени обесценились все составляющие денежных доходов населения - заработная плата, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты. Если к середине 1998 г. процессы расслоения общества по уровню денежных доходов приостановились, то финансовый кризис августа 1998 г. вновь обострил эту проблему и в 1999 г. численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 42 млн. человек (28,7% населения страны). Основной прирост доходов в 1999 г. произошел у высокодоходных групп.

В 2000 г. ситуация с доходами населения улучшилась, но введение новой методологии расчета величины прожиточного минимума привело к повышению черты бедности (примерно на 15%) и, соответственно, росту показателя бедности: численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила в 2000 г. 44 млн. человек, или 30,2% населения страны.

Традиционно уязвимыми группами населения на рынке труда являются: родители-одиночки (главным образом одинокие матери), воспитывающие несовершеннолетних детей; молодежь, не способная найти работу после окончания учебного заведения; безработные (особенно лица, не имеющие работы на протяжении длительного времени); работники старших возрастов; инвалиды; мигранты. Дополнительными факторами, связанными с риском бедности, являются низкий уровень образования, недостаточный опыт работы, семейный статус. К группам с высоким риском бедности относятся неполные семьи, возглавляемые, как правило, женщинами, и одиноко проживающие пенсионеры старших возрастов, среди которых также преобладают женщины.

Отличительной особенностью нынешнего этапа развития нашей страны является то, что на фоне социальной бедности (многодетные и неполные семьи с детьми, семьи с иждивенцами, одинокие пенсионеры, инвалиды) усиливается экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы или задержек с ее выплатой.

При этом факторы, генерирующие экономическую бедность, таковы, что само по себе получение работы трудоактивным населением не может служить источником благосостояния по следующим причинам:

отсутствие рынка труда в депрессивных регионах (особенно в малых городах и поселках), где экономика определяется узким кругом предприятий (а зачастую одним - градообразующим) стагнирующих отраслей промышленности;

нормативно установленные рамки оплаты труда таковы, что не позволяют работникам официально получать достойное вознаграждение в зависимости от эффективности и качества труда.

Принимая во внимание, что заработная плата является основным источником доходов большинства россиян и составляет две трети структуры доходов всего населения, вполне естественно, что ситуация, сложившаяся на рынке труда, оказала доминирующее влияние на масштабы распространения бедности в период экономических преобразований.

Изменение профиля бедности, а именно появление категории "новых бедных", или "работающей бедноты", связано в первую очередь с невысокими конкурентными позициями отечественного производства, формировавшегося в условиях закрытости национальной экономики, неготовностью включения страны в мирохозяйственные отношения и глобальный товарный рынок. Большинство российских предприятий, несмотря на нынешний экономический подъем, пока проигрывают в международной конкуренции. В частности, до 60% потребляемых российским населением товаров текстильной, легкой, пищевой, обувной промышленности до сих пор ввозится из-за рубежа.

Таким образом, причины российской бедности состоят прежде всего в вялой адаптации национальной экономики к процессам глобализации, неконкурентоспособности целых отраслей и производств, низкой производительности труда и слабой его организации, превалировании низкооплачиваемых рабочих мест и дефиците специалистов требуемой квалификации В целом необходимо констатировать, что сложившаяся в стране модель бедности - прежде всего результат низкого уровня доходов от занятости. Факторы, связанные с крайне неудовлетворительной ситуацией на рынке труда, низким качеством рабочих мест, являются доминирующими среди причин дифференциации семей по статусу бедности. В этой связи российскую бедность можно определить в терминах "экономической" или "рыночной бедности" - бедности, связанной с местом конкретных категорий экономически активного населения на рынке труда.

В таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение, образование и культура, более 65% работников получают зарплату ниже прожиточного минимума. В целом по экономике доля работников, начисленная зарплата которых в 2000 г. была на уровне прожиточного минимума и ниже, составляла 41,5% их общей численности. Номинальная начисленная заработная плата более 18% работников была ниже стоимости минимального набора продуктов. Низкооплачиваемые секторы экономики можно объединить в две основные группы. Первая группа - организации и учреждения бюджетного сектора экономики: здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство. Ко второй группе относятся отрасли с низким уровнем конкурентоспособности продукции: это, прежде всего, сельское и лесное хозяйство, легкая промышленность. Таким образом, хронические очаги бедности сформировались в бюджетной сфере и в ряде стагнирующих отраслей промышленности. Низкий уровень оплаты труда работников этих секторов экономики стал главной причиной бедности работающего населения.

Если не предпринять срочные меры по реструктуризации экономики, занятости и активизации политики доходов населения, то неизбежное сближение потребительских цен национального рынка с мировыми ценами, связанное с интеграцией отечественной экономики в мировую экономическую систему, приведет к консервации уровня жизни большинства населения вокруг порога бедности или в крайнем случае невысокого материального достатка со всеми вытекающими последствиями для безопасности страны.

Тенденцией, характерной для социально-трудовой сферы, является также рост региональной дифференциации уровня жизни населения (по республикам, краям и областям). Региональный аспект бедности обусловлен различиями в экономическом потенциале территорий, преобладанием в отдельных субъектах Федерации нерентабельных предприятий депрессивных секторов экономики, слабой адаптацией населения к новому типу экономических отношений, неудовлетворительной структурой занятости, отсутствием программ адресной социальной защиты населения.

Таким образом, основными причинами бедности в России являются не менталитет и пьянство, а коррупция, бесправие малого бизнеса, недостаточное кол-во рабочих мест, низкая зп или задержки с ее выплатой, неразвитость сх и других малоприбыльных секторов экономики, невысокие конкурентные позиции отечественного производства.

Литература и Интернет-ресурсы:

1. Проект Пермской гражданской палаты "Пермская Ассамблея - Гражданские дискуссии" при поддержке института "Открытое общество" (Фонд Сороса). Россия

2. Доклад Московского Бюро МОТ "Россия: подготовка стратегии борьбы с бедностью. Анализ и методологические подходы". Издание Бюро МОТ, Москва 2001.

3. Исследования НИИ статистики Госкомстата России по заказу Минтруда России.

Когда мы получили задание написать сочинение на тему «Бедность», я задумался. А что же такое бедность? На первый взгляд, слово кажется настолько простым и понятным, что его значение не вызывает сомнений. Но, если глубоко копнуть, оказывается иначе. Бедность, как показатель материального благосостояния человека - только одно из значений слова.

Во-первых, бедность бывает разной: материальная, духовная, бедность природных ресурсов. У большинства людей бедность ассоциируется с отсутствием самого необходимого и поэтому вызывает негативные эмоции, такие, как страх, отвращение и прочее. Но так ли страшен черт, как его малюют?Многие творческие люди обращались к теме бедности в своих работах.

«Кто способен быть бедным, тот неспособен быть свободным» - так сказал о бедности великий французский писатель Виктор Гюго.Подтверждением этих слов могут служить судьбы многих великих людей, прошедших через бедность Т. Шевченко, М. В. Ломоносов, Ч. Чаплин и другие. Все они прошли в свое время из-за бедности, но не составили рук и не сдались, а достигли своих вершин. Люди, живущие в земле с бедной природой, научились довольствоваться малым и радоваться простым вещам, которых часто не замечаем мы, жители обеспеченных всеми удобствами городов.

Возвращаясь к вопросу о том, страшная действительности бедность, я подумал: страшная, но не материальная, а духовная. Ведь путь к вершине горы начинается снизу. Но только в сильной духом, духовно богатого человека есть возможность пройти его до конца.