Описание произведения тарас бульба. Н.В. Гоголь "Тарас Бульба": описание, герои, анализ произведения

В XIX веке на Руси было множество писателей хороших и разных, владеющих мастерством художественного слова. Среди них Николай Васильевич Гоголь отличился не только некой эксцентричностью и неоспоримым талантом, но и умением создавать запоминающихся персонажей. В повести «Тарас Бульба» и для читателей, и для литературоведов интерес представляют все герои, но в данной работе акцент будет сделан на главное действующее лицо. Непосредственно характеристика Тараса Бульбы в повести дана достаточно сжато, а о его характере лучше всего судить по поступкам козака.

В начале будет целесообразно привести краткую характеристику Тараса Бульбы из текста:

«Бульба был упрям страшно… Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам со своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трёх случаях всегда следует взяться за саблю…»

Из приведённого отрывка становится очевидным, что христианская вера была для запорожца главным ценностным ориентиром. Он обладал уверенностью в своей правоте и физической силе, действовал во имя справедливости и был уважаем остальными запорожцами.

Запорожская Сечь

Из первой главы читатель узнаёт, что Бульба-старший – вовсе не семейный человек. Он не любит находиться дома, в четырёх стенах, его душа жаждет воли и подвигов. Даже своих сыновей, которые утром вернулись из семинарии, которых ни отец, ни мать не видели несколько лет, Тарас решает отправить на Сечь, чтобы обучить юношей жизни и сделать из них достойных людей. Даже несколько дней не хочет ждать Тарас, считая, что под влиянием матери оба сына изнежатся и толку от них уже не будет. Безусловно, старый козак скучает по своей молодости, вспоминает о былых победах и гуляниях. Именно поэтому он и едет в Запорожскую Сечь вместе со своими сыновьями. Казалось, Тарас Бульба рождён был стать козаком, а не примерным семьянином: его жизнь была полна опасностей и тревог, но именно это и вдохновляло Тараса на новые свершения.

«Нет уз сильнее товарищества»

На Сечи у Тараса много друзей и знакомых, которые уважают и прислушиваются к его точке зрения. Перед сражением под Дубно Бульба произносит пламенный монолог, в котором настаивает на важности законов товарищества: нельзя бросать своих воинов в беде. Нужно отомстить за них, вызволить из плена.

Нужно сказать, что во многом благодаря Бульбе произошла смена власти на Сечи: подговорив своих друзей и напоив остальных, Бульба делает так, чтобы новым кошевым назначили его давнего знакомого, который точно одобрил идею идти войной на Польшу. Этот эпизод говорит о Тарасе как о целеустремлённом и упрямом человеке, который всеми силами старается преобразовать действительность в соответствии с личными планами. Нельзя сказать, что это отрицательное качество характера.

В битвах он показал себя как смелый и отважный воин. Несмотря на преклонный возраст и полноту, Бульба дрался наравне с молодыми козаками. Он поднимает боевой дух запорожцев, когда часть козаков отправилась мстить татарам за разграбление Сечи. Тарас поддерживает товарищей и во время сражений, браво спрашивая: «есть ли ещё порох в пороховницах?»
Интересно упомянуть и то, какие тосты произносил Бульба: «За веру! За Сечь! Последний глоток за славу всех христиан, которые живут на свете!». Эти фразы лишь укрепляют уверенность в том, что вера и Запорожская Сечь занимали особое место в жизни козака и были для него нерушимыми идеалами.

Бульбу обоснованно выбирают атаманом: «Все давало ему перевес перед другими, - говорит автор, - и преклонные лета, и опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к врагам…» Поймать и остановить Бульбу было поручено самому князю Потоцкому. В финальном сражении повести козак не бросает своё войско: «мало не тридцать человек» навалилось на Тараса, и в конце концов, «сила одолела силу». Даже будучи на смертном одре, Тарас кричит, приказывает своему войску уходить, подсказывая пути отступления. Он просит козаков вспоминать о нём, а на следующий год наказывает приехать и перерубить оставшихся ляхов. Козаки спаслись, уплыли на лодках, не переставая говорить о своём атамане.

Бульба и сыновья

Характер Тараса Бульбы раскрывается и в конфликте с младшим сыном, Андрием. Сначала не верил Бульба словам Янкеля о том, что сын отрёкся от Отчизны и веры христианской ради прекрасной панночки. Не смог старый козак понять выбор юноши, не желал он слушать Андрия, когда увидел его в составе польской конницы. В тот момент всё то, о чём мечтал Тарас – выучить сыновей на Сечи, сделать их настоящими козаками, хвастаться детьми перед друзьями и радоваться боевым подвигам – всё это рухнуло в одночасье. Предательство и ренегатство (вероотступничество) было для Тараса самым страшным грехом. А наказанием за такое может быть только смерть. Бульба немедленно исполняет приговор с чёткой уверенностью в истинности и правильности своих действий. Козак стреляет в сына, произнося ужасающую и жестокую фразу «Я тебя породил, я тебя и убью». Он не хочет хоронить сына, мол, и так найдутся плакальщицы.

Узнав, что Остап попал в плен, Бульба всеми силами старается помочь ему. Он просит Янкеля тайно отвезти его в Польшу, потом подкупает других евреев, переживает, мечется (что Тарасу не свойственно). Узнав, что можно увидеть сына только перед казнью, а надежды на побег нет, Бульба соглашается переодеться иностранным визитёром. К сожалению, эта затея терпит фиаско.
Бульба идёт на место казни, теряется среди «еретиков», стараясь пробраться как можно ближе, чтобы в последний раз увидеть родного сына. «Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце?» Но ничем не выдаёт козак своё состояние. Весь он превратился в осторожность. Глядя на Остапа, который приказал остальным пленным молчать во время казни, Бульба тихо шепчет слова одобрения. Но не выдержал отец, откликнулся Бульба на мольбу сына увидеть перед смертью родного человека.

Бульба отомстил за казнь старшего сына: сжёг 18 деревень, навёл страх на всю Польшу, даже козаки побаивались его из-за жестокости.

Благодаря подробной характеристике образа Тараса Бульбы учащиеся 6-7 классов могут легко воссоздать этого персонажа в своём сочинении на тему «Характеристика Тараса Бульбы»

Тест по произведению


Запорожский казак Тарас Бульба – полковник преклонных лет. Герой повести Н.В.Гоголя поможет пережить сложные события прошлых веков, ощутить себя участником битв и побед настоящих мужчин.

Образ и характеристика Тараса Бульбы легче воспринимается в виде краткой схемы, картины битв и сцены переживаний создают восприятие присутствия героя где-то рядом.

Внешность героя

Самая яркая черта внешности – могучая фигура. В нем все большое: рост, вес, части тела:

«Тарас был чрезвычайно тяжел и толст…».

Но его крупные черты не вызывают негатива. Он здоров, как настоящий богатырь. Когда герой в бою сходство становится еще более сильным:

«…тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам…».

Трудно даже представить, каким должен быть Тарас, чтобы удерживать напор 30 воинов.

На теле казака многочисленные шрамы и рубцы, они добавляют в образ что-то повелительное, властное. За каждым рубцом скрывается своя битва.

Другая черта внешности – седина. Предложений, в которых она украшает образ, много:

Поседевшая голова...;
...поник седою головою...\";
...исчерна белые брови, подобные кустам...\";
...потрясал посеребрившеюся в козацких делах головою...\".


Казацкие закрученные усы, веселый чуб – обязательные украшения внешности запорожца.

Тарас – семьянин

У Бульбы много званий: пан, дворянин и помещик. У казака есть слуги, среди них он выбирает будущих попутчиков:

«отобрал слуг, которые должны были завтра с ними ехать…».

Зажиточный казак не принимает польских обычаев. Он живет просто и скромно, по-русски. Время и исторические события наложили свой отпечаток. Он оскорбляет и бьет жену. «Суровый прельститель…» держит женщину в страхе. Ласки были только из милости. Называет жену по разному, но у нее нет имени:

  • стара;
  • старуха.
Нет нежности даже во взгляде, все строго и четко соответствует в семье только его желаниям. Старый запорожец не представляет себя осевшим хозяином дома:

«гречкосеем, домоводом…».

Для него не возможен присмотр за животными, не его

« бабиться с женой…».

Он держит семью только для продолжения своего рода, для соблюдения традиций христианства.

Тарас – воин

Опытный воин провел в сражениях большую часть своей жизни. Казак редко был рядом с женой:

«Она видела мужа в год два-три дня…».

Затем как все женщины оставалась одна, жила только вестями о муже:

«…несколько лет о нем не бывало слуху…».

Сильный характер позволял Тарасу быть всегда впереди:

  • опыт и знания военного дела;
  • ненависть к любым врагам страны;
  • умение быть отличным стратегом;
  • уважение товарищей к нему и его к ним.
Запорожцу нет равных в доблести и стремлении победить. Бульба свиреп и беспощаден. Даже сына отец лишает жизни, он становится для него врагом, когда предает казачество и Отчизну. Жутко читать страницы гибели герои. Его сжигают на костре, а он как будто не замечает огня, смотрит вдаль, где спасаются друзья-запорожцы.

Тарас – отец

Как отец казак строг и неумолим. Он желает видеть в своих сыновьях продолжение себя, сильных полковников, защищающих Русь. Именно поэтому он не представляет «нежбу» для уставших и только что вернувшихся с учебы парней. Для него отдых – это конь и чистое поле. Нежность остается в стороне.

Другие характеристики отца:

Образованность. За внешним равнодушием и неприятием наук, Тарас скрывает знания и образованность. Остап замечает, что отец разбирается во всем:

«…все старый…. знает, а еще прикидывается...».


Упрямство. Переменить мнение запорожца невозможно. Если он что-то решил, никто не сдвинет его с места. «…Упрямство и досада…» иногда мешают ему, но он остается непреклонен.

Прямота и грубость. Как истинный казачий полковник, Тарас родился для драки, битв и войн. Грубый нрав прямолинеен, казак вставляет в речь слово, которое автор не может повторить, «…не употребляется в печати…».

Тарас - казак

Старый запорожец любит Сечь. Для него она духовное начало и место, где раскрывается смысл его жизни. Все принципы Запорожской Сечи прошли через характер героя. Он отлично разбирается в политике. Умеет различить обман и ложь. Понимание психологии друга и врага – удивительная способность Бульбы. Он как будто видит насквозь, проникая внутрь мыслей и слов. Тарас не прочь попьянствовать, но горилка не лишает дара мыслить. Казак предпочитает чистую крепкую горелку, без всяких изысков. «…гулять напропалую, пить и бражничать…» он может как русская душа.

Тарас Бульба – личность разносторонняя и многогранная. Истинный верящий православный христианин живет любовью к Отчизне, не умеет быть ласковым и нежным. Бульба чтит традиции, славит казачество, умеет дружить. Запорожец силен духом и телом, он крепко держит в руках оружие, защищая идеалы, которые в нем воспитали.

Героическая повесть «Тарас Бульба», написанная Н.В. Гоголем - история об отважных воинах и защитников своей родины. Именно поэтому образ главного героя носит собирательный характер, в нем воплотилось все запорожское казачество.

Итак, каким предстает перед нами Тарас? Мы видим довольно толстого мужчину с курительной трубкой в руках, которого украшают большие усы и чуб. О его возрасте говорят, что он средних лет. Одет в характерную для Запорожья одежду: шаровары, которые «шире Чёрного моря», черную папаху с красным верхом. Окружающие его люди отмечают два его умения: хорошо держаться в седле, умение привлечь к себе своей речью. Он великолепный оратор, что позволяет привлекать к себе людей, и это качество характеризует его как одного из лидеров казачества.

Примечательны отдельные описания главного героя, которые встречаются в повести. Именно они дорисовывают портрет, делают его более конкретизированным, зримым и осязаемым. Например, о силе Тараса Бульбы мы узнаем через описание его старшего сына Остапа. Он, как и отец, крепок и обладает тяжелым взглядом, в котором таится «сила льва». Эта общность черт отца и сына говорит о том, что сила, стать, умение держаться, наличие уверенного, властного взгляда присущи практически всем представителям казачества.

Главный герой совершенно не выделяется на фоне других казаков, он ест с ним из одного котла, носит такую же одежду, курит такой же табак и, можно сказать, безразличен к своему внешнему виду. Недаром автор описывая шаровары героя, говорит, что они «запачканы дёгтем для показания полного к ним презрения».

Мне кажется, что Н.В. Гоголь ставил своей задачей в первую очередь показать характер своего героя, а не внешность. Читая повесть, мы узнаем, что служение идеалам, интересам своего народа и верность долгу - главная цель жизни казака. Именно поэтому Тарас Бульба предстает мужественным, смелым и отважным человеком. Он любит свое Отечество, народ, свою семью. Товарищество – непреложно для героя, потому что только всем миром можно победить любого врага. И потому, он ставит общественное благо выше своих личных интересов. Своим примером, своими делами он учит молодых казаков сплоченности и свободолюбию, воспитывает в них те качества, которыми славилось казачество Запорожья.

Таким образом, в образе главного героя воплощен идеальный собирательный образ «козака», живущего по заветам Сечи и впитавшего в себя лучшие черты целого народа.

Краткое описание внешности Тараса Бульбы

В своих работах писатель пишет об увлекательных историях жизни людей. Но одна из самых интересных повестей – о храбрых героев, которые стояли плечом за свою свободу, за свою независимость, повествует о том времени, где происходило бесчинств Польши. В «Тарасе Бульбе» писатель пишет о том, что происходило в семнадцатом веке, о том времени, когда было сражение за свободу Украины. Здесь описываются подвиги запорожцев. Они показаны как единое целое, взятое из тысяч жителей этой страны. Они все храбры и преданы, хорошие товарищи и воины. Характеристика самого Тараса Бульбы – основного персонажа данной истории, это как общий образ всех казаков.
Писатель редко описывает внешность данного персонажа.

Создается такое ощущение, что хватит и подобного такого описания: плотный мужчина среднего возраста с хорошей осанкой, огромными усами и с лысиной на голове. Одевается по-казачьи: в больших шароварах и в папахе. Казак разговаривает голосисто, но спокойно, что характеризует его как хорошего златоуста и лидера. Он все время держит в руках курительную трубку. Ну и само собой, хорошо может управлять лошадью.

Нужно отметить, какие еще были характеристики внешнего образа у других персонажей данного произведения. Старшего ребенка Тараса Бульбы описывает так же очень мало: мощное телосложение, недовольный вид. И в этом случае, главное писатель подчеркнул то, как Остап умеет держаться, его внешний вид. Остап «тяжелый», но опять-таки – сильный, величавый. И подобным описанием, старший сын становится, очень схож с отцом.

У Бульбы два сына. Второй – Андрий . Здесь же описывается немного иначе персонаж. У него изящная внешность, смуглая кожа, красивые брови, что все говорит о том, что младший сын необычайно ярок и прекрасен. Это не схожая характеристика о казаке. Но и младший сын ведет себя не так, как можно было представить, подумать о нем. Ведь именно он, внешнее не похожий на всех других сородичей, отрекается от своей родины, от веры и папы. Нужно отметить, что писатель еще изначально в своем произведении все сделал так, что в целом уже можно понять, чем закончиться данная история.

Старший сын, как и сам отец, никогда бы так не сделали. Они видятся нам, истинами украинцами – смелые, грамотные вояки, хорошие умеющие сидеть на своих вороных.

В их характеристиках нигде не написано о том, насколько прелестны их усы, здесь пишется только то, что они оба с усами.

Несколько интересных сочинений

  • Критика о повести Детство Горького: отзывы критиков и других современников писателя

    Писатель Пришвин отмечает, что детство – хорошее произведение, но в ней чего-то не хватает, скорее всего в ней не хватает того мальчика Пешкова». Он дает совет Максиму Горькому, чтобы тот каждой главе дал своё название.

  • Анализ романа Евгений Онегин Пушкина

    Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» стал настоящим прорывом в литературе начала XIX. На его написание у автора ушло более семи лет. Сам Пушкин называл роман работой «всей моей жизни».

  • Описание природы и роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова сочинение

    Колоссальное и неописуемо большое значение в понятие и осознании образа одинокого, печально, но одновременно свободного и непоколебимого Мцыри играет романтический и нежный пейзаж, описанный в данном произведении

  • Кастелянша в рассказе Муму Тургенева сочинение

    Кастелянша в рассказе Ивана Сергеевича - персонаж второстепенный. Кастелянша, крепостная работница барыни, отвечающая за хранение и выдачу белья. В произведении Ивана Сергеевича, кастелянша, также руководить работой прачек.

  • Сочинение Анна Погудко в романе Тихий Дон образ и характеристика

    В известном романе Шолохова «Тихий дон» женщины-казачки – это те люди, которые никак не обращают внимание на политические страсти. В романе присутствует образ женщины-революционерки Анны Погудко.

Произведение:

Тарас Бульба

Тарас Бульба – это центральный персонаж повести Н.В. Гоголя. Этот человек настоящий воин, истинный казак. И характер его был соответствующим. Вот что говорит о его характере Н.В. Гоголь: «Тарас был один из числа корен-ных, старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». Тарас очень силен. И, несмотря на его преклон-ный возраст, в нем еще не угасла воинская доблесть и дух казака. В бою Та-рас ничуть не хуже молодых казаков. Он жесток и беспощаден к врагам. Та-рас Бульба не простил даже своему сыну Андрию предательства. Он собст-венноручно лишил жизни сына: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Тарас уби-вал не сына, он стрелял во врага. Своих товарищей наш герой уважал, в беде казаков никогда не оставлял. Для него смыслом жизни были военные похо-ды. Как все казаки он был патриотом православной Русской земли, и свой долг видел в защите ее от ненавистных басурман. Тараса нельзя назвать оп-ределенно добрым или жестоким. Все зависит от положения человека в соз-нании Тараса. Например, он был жесток к Андрию, потому что тот стал вра-гом и даже когда Остап предложил похоронить брата, Тарас отказался. «По-гребут его и без нас! Будут у него плакальщицы и утешницы!» - сказал Тарас. Но когда погиб Остап, наш герой устроил пышные поминки по сыну. Он гра-бил и убивал всех поляков. И правительство Польши решило остановить Та-раса. Гетману Потоцкому было поручено убить казака. Несколько дней укра-инские воины уходили от погони. Но все же Потоцкий догнал полк Тараса. Тарас решил прорваться через ряды поляков. Но в пылу битвы казак выронил люльку, сопровождавшую его во всех сражениях. Наклонился он поднять ее и вдруг на него напрыгнули воины Потоцкого. Тараса связали и решили каз-нить. Для казни было выбрано дерево, верхушка которого была разбита гро-зой. Казака приковали к дереву и подожгли. Во время казни Тарас вел себя мужественно. Даже на костре он оставался атаманом и, словом помогал каза-кам спастись. Я считаю Тарас – это герой своего времени.

В 1842 году Н.В. Гоголь написал повесть «Тарас Бульба», которая впоследствии вошла в его сборник «Миргород». В повести Николай Васильевич показал в главном герое настоящего патриота, защитника родной земли. Тарас Бульба-истинный казак. Весь его облик был «создан для бранной тревоги», он «отличался грубой прямотой своего нрава» и больше всего «любил простую жизнь казаков», поэтому Запорожская Сечь является для него настоящим домом, поэтому большую часть своего времени он проводит там, не торопясь к жене, и именно поэтому тотчас решает ехать на Запорожье после приезда сыновей из Киева домой, чтобы проверить Остапа и Андрия в их верности казачьей службе. Тарас Бульба любит своих детей, как и жена, но не понимает её, поскольку для него главное- быть настоящим воином, защитником, товарищем, патриотом, а не семьянином, поэтому жена «видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуха». Старый казак считал себя истинным защитником православия и не терпел роскоши и богатства в любом виде. Относясь с недоверием ко всему новому, не любя учение, Тарас понимает необходимость образования в условиях нового времени. Именно с этой целью его сыновья были посланы в киевскую бурсу, где прошли обучение наукам. Одинаково сильно любя своих сыновей, старый казак лучше понимает старшего Остапа, для которого так же, как и для отца, главными являются узы товарищества. По мнению Тараса Бульбы: «Нет уз святее товарищества!... так как породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек». Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верен своему долгу, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища. Жизнь старого казака заканчивается трагически, на костре, но и здесь он ведёт себя как истинный герой, заботясь не об облегчении своей участи, а о жизни других казаков «но не костёр глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались сжечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались казаки: ему с высоты всё было видно как на ладони». По силе и мощи Тараса Бульбу можно сопоставить с былинным богатырём, старый казак – само воплощение русской силы, и «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу». В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь охарактеризовал в образе главного персонажа настоящего национального героя. Для писателя самым важным явилась не историческая обоснованность событий, а исполинская сила, богатырство главного героя, желание Тараса Бульбы защищать родину до последней капли крови.

ТАРАС БУЛЬБА - герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (перв. ред. 1835, вторая - 1842). Исторические прототипы образа Т.Б.- выдающиеся деятели национально-освободительного движения Украины XV-XVII вв.: Наливайко, Лобода, Тарас Трясыло, Гуня, Остраница. Некоторые биографические черты связывают Т.Б. и Богдана Хмельницкого. Однако Т.Б.- собирательный образ, и главным источником служил Гоголю фольклор: украинские народные песни и думы, исторические песни, героические былины и сказки о богатырях. Образ Т.Б. эпичен, героиней и масштабен. Его судьба разворачивается на фоне грозных исторических событий - борьбы Запорожской вольницы против польской шляхты, турецкого и татарского владычества. Т.Б.- тип положительного героя, ибо он неотъемлемая часть родового единства казачьего братства; его поступками в основном руководит кодекс рыцарской чести; он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры; в нем «широкая, разгульная замашка русской природы». Положительное начало образа Т.Б. уравновешивает безыдеальность образов «уродов» и «существователей» (Гоголь создает образ Т.Б. одновременно с работой над «Мертвыми душами»). В образе Т.Б. идея товарищества, скрепляющая стихию коллектива, противостоит эгоизму отрешенной индивидуальности, а утопическая республика Запорожской Сечи с ее свободой, равенством, братством противопоставлена узости, мелочности, преклонению перед чинами и капиталом холодного и бездушного Петербурга (Г.А.Гуковский). Портрет Т.Б. гиперболичен. Богатырская сила, телесная мощь, суровость и прямолинейность, чуждая всякому лукавству, составляют основу облика Т.Б.: «Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст»; «… навесил он еще ниже на очи свои хмурые, исчерна-белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней»; «весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Широта и могучий размах Т.Б. в пиршестве и ратном деле приобретают былинные, грандиозно-стихийные черты: «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горелки побольше, не с выдумками горелки, не с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела, как бешеная». Т.Б. в гневе колотит горшки и фляжки. В пылу боя «рубится и бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову … рубя в капусту встречных и поперечных». Раненый, Т.Б. грохнулся, «как подрубленный дуб, на землю». «А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и ногам». Образ Т.Б. неоднозначен: ему свойственны жестокость и коварство, считающиеся этической нормой в XV-XVII вв. Т.Б. низлагает кошевого, отказавшегося нарушить клятву и возобновить войну, только потому, что два сына Т.Б. должны закалиться в боях. Т.Б. напоил казаков, подговорил их устроить общий сбор, и хмельные казаки, по наущению Т.Б., сместили кошевого, выбрав угодного Т.Б. Кир-дягу. После казни Остапа Т.Б. мстит шляхте, справляет «поминки» по сыну: грабит замки, выжигает 18 местечек, костелы: «Ничего не жалейте!» - повторял только Тарас. Не уважили казаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями не внимали ничему жестокие казаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя». В образе Т.Б. сливаются две стилевые стихии гоголевского повествования: историческая конкретность и реализм изображения грубого века, когда обоюдная свирепость казаков и поляков - обычное явление, и, с другой стороны, торжественно-лирический пафос народно-поэтического эпоса, смысл которого - апофеоз богатырской мощи Русской земли. Сыноубийство мотивировано предательством и изменой Андрия Русской земле и православной вере, следовательно, этически оправданно: ««Так продать? продать веру? продать своих? Я тебя породил, я тебя и убью!» - сказал Тарас…» Гоголь переосмысливает библейский мотив жертвоприношения Авраама: Андрий (жертвенный агнец Исаак) не спасен Богом, а Т.Б. (ветхозаветный Авраам) приносит его в жертву православию: «как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова». В противоположность изменнику Андрию Остап, другой сын Т.Б., распят мучителями на эшафоте за веру, подобно Христу («Остап выносил терзания и пытки, как исполин»). Т.Б. «стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»» Отцеоставленность Остапа и его крик, подобный воплю Христа на кресте: «Батько! где ты? Слышишь ли ты?» (ср.: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» - Матф., 27:46) рождает ответный возглас Т.Б. (как бы ответ Бога умирающим за него верным христианам): «Слышу!» (М.Вайскопф). Таким образом, эпическое единство образа Т.Б. раздваивается в образах его сыновей. Образ Остапа воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести и Отечеству, образ Андрия - идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого: коллектива, народа, Бога (мотив грехопадения), что характерно для современной Гоголю европейской цивилизации (ср. критику последней в «Мертвых душах» и петербургских повестях). Кровавая битва - стихия Т.Б. В ней звучит мотив смертного пиршества, как в «Слове о полку Игореве». Смерть витязей за Отечество угодна Богу («И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки и понесли к небесам»). Казаки, следовательно, предстают Божьим воинством, и крылатые слова Т.Е., подбадривающие их («Есть ли еще порох в пороховницах? Крепка ли еще казацкая сила? Не гнутся ли еще казаки?»), есть слова «наказного атамана», поставленного Божьим промыслом во славу Русской земли. Русская земля приобретает в понимании Гоголя мессианский смысл. Гибель Т.Б. сохраняет тот же высокий христианский пафос, хоть и снижена юмористическим мотивом потерянной Т.Б. люльки: «И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и на суше, и в походах, и дома». Поляки сжигают Т.Б. на огне, распиная на древесном стволе (ср. традиционный хри стианский символ древа-креста): «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Меню статьи:

Образы украинцев неразрывно связаны с творчеством Николая Васильевича Гоголя. Несмотря на то, что в художественном наследии Гоголя не единичны работы на темы, не связанные с жизнью украинского села и казаков, у читателей, в первую очередь, с его именем возникают образы Тараса Бульбы и его сыновей – Андрея и Остапа.

Внешность и возраст Тараса Бульбы

С Тарасом Бульбой мы знакомимся уже в преклонном возрасте – о том, как он выглядел в молодости, мы не знаем. Да, собственно, его возраст и на момент разворачивания основных событий тоже неопределенный. Гоголь его обозначает как «преклонный».

Выглядит Бульба подобно всем людям в возрасте – он излишне полон, его голову покрыла седина. Так как всю свою жизнь он провел в походах и битвах, тело его покрыто шрамами и рубцами. Несмотря на свой возраст, его рука еще не лишена былой силы и ловкости – он все еще сильный и могучий.

Предлагаем ознакомиться с в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души

Его облик завершают усы и «чуприна» – традиционные символы казаков.

Одежда Бульбы также традиционна для казаков. Из общей толпы Тарас ничем не выделяется внешне.

Происхождение Тараса Бульбы

Общепринято, что основную массу казаков Запорожской сечи составляли люди не отличавшиеся наличием материальных благ – бегство на Сечь для них было единственным спасением от злых панов и нищеты. Финансовая ситуация Тараса Бульбы не подпадает под эту тенденцию. Он вполне зажиточный человек. У его владении имеется небольшой хутор. Так как в хуторе Тарас редкий гость, то основную работу по ведению хозяйства выполняет его жена и сыны.

Семья Бульбы и отношения между ее членами

Тарас Бульба – женатый человек. Со своей женой у него довольно сложные отношения – практически все время он проводит на Сечи и видится с женой пару раз в год.

На своем хуторе Бульба не задерживается – ему тут скучно, он мается от безделья и поэтому стремиться побыстрее вернуться на Сечь. Его женитьба не была расчетом – между супругами было чувство любви, но отношения между ними сложилось специфическое.

Жизнь на Сечи сделала Бульбу грубым не только по отношению к врагам, его родные не часто удосуживаются ласки по отношению к себе со стороны Тараса.

Несмотря на то, что Тарас принадлежит по вероисповеданию к православным, он часто не придерживается основных принципов и догм и в первую очередь это проявляется в общении со своими родными. Он грубо и довольно жестоко обращается со своей женой. В ее адрес сыпятся не только словесные упреки, но и побои. К тому же физическое насилие по отношению к жене не единичное явление, для Тараса такое поведение становится нормой. Позволял ли такое себе глава семейства раньше – вопрос неопределенный, Гоголь об этом умалчивает.

Его жестокость по отношению к жене проявляется во всем, он даже не удосуживается ласково к ней обращаться – грубое «баба» – обычное явление и при людях, и во время общения в кругу семьи.

Несмотря на такие странные взаимоотношения, у них в браке родилось два ребенка – мальчика, которых назвали Остап и Андрей.

Прошло время – сыны выросли, в то время, когда разворачивались основные события повести – они уже взрослые. Остапу – 22 года, а возраст Андрея неточен – ему 20-21 год.

Их отец с недоверием относится к наукам, но признает необходимость образования, поэтому отправляет своих сыновей грызть гранит науки. Оба брата учатся в Киевской академии. Сам же Тарас Бульба, человек неглупый и довольно образованный, но активно скрывает этот факт и часто выдает себя за полного дуралея.


По отношению к своим сынам Тарас тоже груб и строг. Он считает, что мальчики не должны быть нежными и полными романтичных порывов. Для Бульбы – они, в первую очередь, будущие защитники своей родины. В его глазах будущее сыновей неотрывно связано с Сечью и казацтвом.

К сожалению, все происходит не так как Тарас хочет. В начале все идет по плану Бульбы – он с сыновьями отправляется на Сечь.

Это первое посещение Сечи сыновьями, поэтому это событие становится волнительным и для молодых людей, которые хотят себя зарекомендовать наилучшим образом, и для их отца, который хочет, чтобы всем его сыновья понравились.


Дальнейшие события стали трагическими и для Остапа с Андреем и для самого Тараса: Андрей переходит на сторону поляков – его влюбленность в польскую панну оказывается сильнее, чем любовь к отцу и Родине. При следующей встрече Тарас хладнокровно, на глазах Остапа убивает своего младшего сына. Совершая убийство сына, Тарас руководствуется не страхом перед общественным мнением, хотя, вполне вероятно, что мысли о всеобщем осуждении у Тараса присутствуют. В глазах Бульбы Андрей – предатель и для него не может быть никаких смягчающих обстоятельств.


Судьба крайне неблагосклонна и к старшему сыну Бульбы. Он попадает в плен. Тарас пытается спасти от смерти своего, единственного теперь, сына. Он храбро отправляется в тыл врага, но его план не срабатывает – у Тараса не получается освободить сына и его публично казнят.

Жизнь Тараса Бульбы на Сечи

Тарас Бульба в глазах читателей – это идеальный казак. Он смелый и храбрый, беспокоится о судьбе своей Родины, пытается своей деятельностью сделать жизнь лучше. Его образ в этом плане сродни образам средневековых рыцарей и героев народного эпоса.

Тарас Бульба большинство времени проводит на Сечи. Там он уже не рядовой казак. На момент рассказа Тарас – полковник. Среди казаков он пользуется авторитетом – и это не удивительно. Военные походы для него не диковинка, а способ жизни. Во время боевых действий Бульба не пассивный наблюдатель, он активно принимает участие в действиях, пытается разобраться в элементах тактики и военного дела, поэтому его опыт и военные умения становятся предметом восхищения. Доблесть и смелость – постоянные его характеристики.

Жизнь на Сечи лишена роскоши и всевозможных удобств, поэтому излишний комфорт для него необычное явление. Тарас привык довольствоваться малым и не стремиться к роскоши.

Как и любой человек, Тарас не лишен темной стороны. Он излишне упрям и нетерпелив. Последний факт значительно утрудняет его жизнь – он неохотно приобщается к военной дипломатии – в этом плане личное всегда берет верх, и Тарас начинает руководствоваться эмоциями и чувствами, а не здравым смыслом.

Он мечтает о том моменте, когда его сыны станут такими же храбрыми и смелыми воинами, как и он сам. Для этого он готов пойти на подлость.

Когда он с сыновьями прибыл на Сечь, то оказалось, что в ближайшее время никаких военных походов не планируется. Это не устраивает Тараса. Бульба не пытается разобраться в причинах отказа, им движет только слепое желание. Он устраивает смещение должностей и ставит на место куренного своего человека, который готов организовать военную кампанию. Такая подлость не приносит Тарасу счастья. Доблесть, смелость и храбрость Тараса не спасают ситуацию – военная кампания становится трагедией.

Тем не менее, несмотря на такой поступок, казаки доверяют Тарасу и, оказавшись в затруднительном положении во время осады, выбирают его в командующую должность. Это происходит не от безвыходности ситуации. Тарас свирепо и беспощадно расправляется со своими врагами, он готов на подвиг, пожертвовать собой ради достижения высшей цели.

Смерть Тараса Бульбы

После казни Остапа Тарасом овладевают самые печальные порывы. Личная трагедия, связанная с гибелью сына, не позволяет ему здраво размышлять и оценивать происходящие события. Его сердце не переполняет жалость по отношению к Андрею – молодой человек предал и своего отца, и Родину, и веру православную, но простить смерть старшего сына – Остапа, у Тараса нет сил.

Он становится безрассудным, излишне рискует собой и противоречит всем приказам, которые нацелены на примирение с поляками. В его глазах Остап остался доблестным и верным казаком, Тарас считает, что у его сына было бы большое будущее. После заключения мира с поляками Тарас организовывает свой отряд и нападает на села. Такие действия не могли длиться вечно – Бульбу берут в плен и сжигают заживо на костре, но и в последние минуты своей жизни он верен своему чувству патриотизма – он подсказывает своим соратникам путь к отступлению.

Подведем итог: Тарас Бульба – неоднозначная личность. С одной стороны – он храбрый воин, идеал казака, но на этом его идеальность заканчивается. Он плохой муж и не лучший отец. Ему чужды сострадание и ласка по отношению к своим родным. Его действия на военном поприще нередко спасали казаков, но спасти своих сыновей ему не удалось.

Характеристика Тараса Бульбы в повести “Тарас Бульба” Гоголя: описание внешности и характера

3.9 (77.78%) 18 votes