Человек запущенный в космос с мыса канаверал. Мыс канаверал становится космодромом. От "Джемини" до "Шаттла"

Стартовая площадка 39А.

База ВВС США на мысе Канаверал (Cape Canaveral Air Force Station ) (CCAFS) - военная база США, подразделение Космического командования ВВС США (Air Force Space Command ), 45-я космическая эскадрилья (45th Space Wing ). Штаб-квартира - авиабаза Патрик, Флорида (Patrick Air Force Base ).

Расположенная на мысе Канаверал в штате Флорида, база является главной стартовой площадкой Восточного ракетного полигона (Eastern Range ) с четырьмя ныне активными стартовыми столами. Сооружения находятся к югу-юговостоку от Космического центра Кеннеди (НАСА) на прилегающем острове Мерритт-Айленд, с двумя связанными мостами и дамбами. Аэропорт Cape Canaveral Air Force Station Skid Strip имеет взлётно-посадочную полосу длиной 10’000 футов (3,048 км) вблизи стартовых комплексов для воздушной доставки тяжёлых и негабаритных полезных грузов.

Шаттлы стартовали только со стартовых площадок LC-39, которые расположены на соседнем острове Меррит космического центра имени Кеннеди и организационно не принадлежат базе ВВС США на мысе Канаверал. В СМИ в этой ситуации мыс Канаверал упоминается как метоним. Военная база начиналась как Объединенный Полигон Дальнего Действия ( ).

Космические запуски

Несколько крупных американских космических исследований впервые осуществлялись с мыса Канаверал, включая:

  • Первый американский «Эксплорер-1» в 1958 году;
  • Первый американский астронавт по программе «Меркурий-3» ( Mercury-Redstone 3 ) в 1961 году;
  • Первый орбитальный полёт астронавта США по программе «Меркурий-6» ( Mercury-Atlas 6 ) в 1962 году;
  • Первый американский экипаж из двух человек «Джемини-3» в 1964 году;
  • Первая американская совершившая мягкую посадку на поверхность «Сервейер-1»;
  • Первый американский экипаж из трёх человек «Аполлон-7» в 1968 году;
  • Автоматические межпланетные станции для исследования в 1962-1977 гг.
  • Первый зонд на орбите «Маринер-9» в 1971 году;
  • Первый по программе «Марс Пасфайндер» в 1996 году.

История

Территория базы стала использоваться правительством США с 1949 года, с того момента как президент Гарри Трумэн основал Объединенный Полигон Дальнего Действия (Joint Long Range Proving Ground ) на мысе Канаверал для испытания . Расположение полигона было одним из наиболее пригодных в США для этой цели, поскольку позволяло запускать ракеты через Атлантический океан. Поскольку полигон находился ближе к экватору, чем значительная часть территории США, это позволяло ракетам развить более высокую скорость за счёт вращения .

1 июня 1948 г. военно-морские силы США передали бывшую военно-морскую станцию «Банана Ривер» (Naval Air Station Banana River ) военно-воздушным силам США. База была переименована из Joint Long Range Proving Ground (JLRPG) 10 июня 1949 года. 1 октября 1949 г. база Joint Long Range Proving Ground была передана от команды авиационной техники (Air Force Materiel Command ) подразделению ВВС Joint Long Range Proving Ground. 17 мая 1950 г. база была переименована в Long Range Proving Ground, а через три месяца - в авиабазу Патрик (Patrick Air Force Base ) в честь генерал-майора Мейсона Патрика (Mason Patrick ). В 1951 г. ВВС США основали центр испытания ракет Eastern Test Range .

Ранние американские суборбитальные запуски ракет выполнялись с мыса Канаверал с 1956 года.

Эти полеты производились вскоре после некоторых суборбитальных полетов на White Sands Missile Range , например, “Викинг-11” (Viking 11 ) 24 мая 1954 г.

Вслед за успешным запуском в СССР Спутника-1 США произвели 6 декабря 1957 неудавшуюся попытку своего первого запуска искусственного спутника с мыса Канаверал - ракета-носитель “Авангард TV3” (Vanguard TV3 ) взорвалась на стартовой площадке.

НАСА было основано в 1958 году, и военно-воздушные силы запускали ракеты для НАСА с мыса Канаверал. Все ракеты “Редстоун” (Redstone ), “Юпитер” (PGM-19 Jupiter ), “Першинг-1А” (MGM-31 Pershing ), “Поларис” (Polaris ), “Тор” (Thor ), (Atlas ), “Титан” (Titan ) и “Минитмен” (LGM-30 Minuteman ) были испытаны с этой площадки. Ракета “Тор” стала основой для ракеты-носителя (Delta ), при помощи которой был запущен спутник “Телстар” (Telstar 1 ) в июле 1962 г.

Ряд площадок для запуска ракет “Титан” (Titan ) (LC-15 , LC-16 , LC-19 , LC-20 ) и “Атлас” (Atlas ) (LC-11 , LC-12 , LC-13 , LC-14 ) стал известен как «Ракетный ряд» (Missile Row ) в 1960-е гг.

Ранние запуски по пилотируемым программам НАСА Меркурий и Джемини производились специалистами ВВС США со стартовых площадок базы на мысе Канаверал LC-5 , LC-14 и LC-19 .

ВВС решили расширить возможности ракет-носителей “Titan” для возможности подъема тяжелых грузов. ВВС были построены стартовые комплексы LC-40 и LC-41 , чтобы запускать ракеты “Титан-3” (Titan III ) и “Титан-4” (Titan IV ) южнее космического центра Кеннеди. “Титан-3” имеет примерно такую же грузоподъемность, как “Сатурн-1Б” (Saturn IB ), со значительной экономией средств. Пусковые комплексы LC-40 и LC-41 использовались для запуска военно-разведывательных, коммуникационных и метеорологических спутников и планетарных миссий НАСА. ВВС также планировали запустить два пилотируемых космических проекта с площадок LC-40 и LC-41. Это пилотируемые орбитальные ракетные самолёты “Дайна-Сор” (X-20 Dyna Soar ) (программа отменена в 1963) и пилотируемая орбитальная лаборатория (Manned Orbital Laboratory , MOL) ВВС США - пилотируемая разведывательная (программа отменена в 1969).

В 1974-1977 гг. мощные носители “Титан”-“Центавр” стали новыми носителями тяжелых грузов для НАСА. С их помощью были произведены запуски серий «Викинг» и со стартового комплекса LC-41. Позднее, комплекс LC-41 стал площадкой для запуска самых мощных беспилотных американских ракет, разработанных ВВС США - “Титан-4”.

Объекты

Расположение стартовых комплексов базы на мысе Канаверал и Космического центра имени Кеннеди. Красным цветом показаны действующие на 2010 г. площадки.

Из многих стартовых комплексов, построенных с 1950 г., только четыре остались активными с двумя запланированными для будущего использования. Стартовый комплекс SLC-17 - площадка для запуска ракет “Дельта-2” (Delta II ). Стартовые комплексы SLC-37 и SLC-41 в настоящее время были изменены для запуска EELV “Дельта-4” (Delta IV ) и “Атлас-5” (Atlas V ) соответственно. Так, со стартового комплекса № 41 22 апреля 2010 года РН «Атлас-5» 501 впервые выведен на орбиту многоразовый челнок военного назначения “Boeing X-37” (посадка совершена 3 декабря 2010-го на База Ванденберг, Западный ракетный полигон). 5 марта 2011 года с того же стартового комплекса осуществлен второй экспериментальный запуск челнока, продолжительность полета которого составила 469 сут.

Эти новые ракеты-носители заменят все ранние ракеты «Дельта», «Атлас» и «Титан». Стартовый комплекс SLC-47 используется для запуска метеорологических ракет-зондов. Стартовый комплекс SLC-46 Космопорта Флориды зарезервирован для будущего использования. С космического стартового комплекса SLC-40 состоялся первый запуск ракет (Falcon 9 ) по программе SpaceX в июне 2010.
В случае запусков на орбиту низкого наклонения (геостационарную) широта 28°27′N имеет небольшой недостаток перед другими стартовыми площадками, расположенными ближе к экватору. Дополнительная скорость за счет вращения Земли составляет примерно 405 м/с на Мысе Канаверал против примерно 465 м/с на космодроме Куру́ Гвианского космического центра во Французской Гвиане (Южная Америка).

В случае запусков на орбиту высокого наклонения (полярную) широта не имеет значения, но мыс Канаверал не подходит из-за наличия населённых пунктов под траекториями запуска в этом направлении, поэтому для таких запусков используется База Ванденберг (Vandenberg Air Force Base ) на противоположном Западном побережье США.

На территории стартового комплекса LC-26 расположен Военно-воздушный и ракетный музей.

Аэродром

В состав авиабазы входит одноимённый военный аэродром.

Космодром «Байконур» — первый и крупнейший в мире, самый востребованный космодром, расположен на территории Казахстана, в Кызылординской области. В 1994 году космодром с городом Ленинск (ныне Байконур) передан Казахстаном в аренду России до 2050 года. Космодром занимает площадь 6717 км². Отсюда стартовали первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, первый в мире спутник, первый космонавт Земли Ю. А. Гагарин, первые автоматические межпланетные станции к планетам Марс и Венера.

Космодром назывался в разное время по-разному: Научно-исследовательский испытательный полигон № 5 Министерства обороны, Казалинский полигон, полигон Тюра-Там, Южный полигон, Государственный испытательный космодром № 5, но стал наиболее известен, как космодром Байконур.

Изначально он был создан в качестве полигона для испытаний межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. К месту расположения полигона предъявлялись очень высокие требования. Например, вблизи не должно было быть крупных населенных пунктов, а отчуждение земельных участков для сооружений полигона не должно было наносить существенного ущерба народному хозяйству. Было обследовано несколько возможных мест для размещения полигона, в том числе на Дальнем Востоке, Северном Кавказе, в Прикаспии. В результате 12 февраля 1955 года вышло правительственное постановление о создании нового полигона в районе разъезда Тюра-Там в Кзыл-Ордынской области Казахстана. Наличие железнодорожной магистрали Москва-Ташкент, разобранной узкоколейки от Тюра-Тама к месту будущего старта и наличие реки были большими плюсами этого места.

Весной 1955 года в голой пустыне были сосредоточены военно-строительные бригады и отряды численностью более 3 тысяч человек. Поначалу строители жили в палатках, потом появились первые землянки на берегу Сырдарьи, а 5 мая 1955 года было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка. Несмотря на тяжелейшие условия, в первые месяцы были проложены автомобильная и железная дороги и начато строительство основного объекта — будущего первого стартового комплекса.

5 мая 1957 года специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, а 6 мая первую ракету Р-7 уже установили на этом комплексе. С 15 мая на полигоне начались испытания межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

Рождение Байконура как космодрома состоялось и было признано всем миром 4 октября 1957 года, когда на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли ПС-1.

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур был произведен запуск космического корабля «Восток-1» (ракета-носитель 8К72К) с первым на Земле человеком на борту — космонавтом Ю. А. Гагариным.

На Байконуре за все годы существования были запущены и испытаны 45 основных типов ракет и их модификаций, 142 основных типа космических аппаратов и их модификаций (из них 34 типа автоматических межпланетных станций и их модификаций).

Запуск любого спутника с Байконура обходится дешевле, чем с других космодромов cтраны, благодаря его большей близости к экватору. Отсюда выгоднее запускать спутники на стационарную орбиту и безопаснее проводить запуски пилотируемых космических кораблей.

В настоящее время на космодроме создано и функционирует несколько десятков технических и стартовых комплексов, предназначенных для сборки и подготовки пусков ракет-носителей типа «Союз», «Протон», «Циклон», «Зенит», «Энергия» с различными космическими объектами.

Космодром на мысе Канаверал в США – это космический центр имени Джона Кеннеди и база ВВС, являющаяся подразделением Космического командования ВВС Соединенных штатов.

Космический Центр Кеннеди расположился на острове Меррита, находящемся в непосредственной близости от самого мыса Канаверал. НАСА стала скупать здесь земли в начале 1960-х годов, после того, как в США началась активная работа над лунной программой. Сегодня размеры Центра Кеннеди – 55 км в длину и примерно 10 км в ширину, а общая площадь - 567 км².

На территории Центра находятся несколько стартовых площадок, отсюда, из стартового комплекса № 39, производится запуск шаттлов. Небольшая часть Центра отведена для посетителей: здесь разместился специальный комплекс, в котором оборудованы музеи, а также два кинотеатра IMAX, где можно посмотреть главные моменты программы «Аполлон». Специальные автобусные туры Центра рассчитаны на то, чтобы познакомить гостей с закрытыми местами комплекса. Кроме того, здесь же находится памятник «Космическое зеркало» – мемориал, посвященный погибшим астронавтам.

База ВВС, находящаяся непосредственно на мысе Канаверал, не участвует в запуске космических челноков. Однако, и отсюда прежде начинались важные для США космические исследования. Так, в 1958 году с территории базы ВВС был запущен первый в Америке спутник Земли «Эксплорер-1», отсюда в 1967 году улетел в космос первый экипаж из трех человек «Аполлон-7», а в период с 1962 по 1977 году были запущены автоматические межпланетные станции для исследования планет Солнечной Системы. Сегодня на территории базы находятся стартовые комплексы для запуска самых мощных американских беспилотных ракет, как действующие, так и уже не активные.

Американский космодром на мысе Канаверал (другие названия: Восточный ракетный полигон или Космический центр имени Кеннеди) является главным американским космодромом, с которого были осуществлены первые американские запуски в космос, все пилотируемые и почти все межпланетные запуски США, а так же все американские запуски на геостационарную орбиту. Расположение космодрома на западном побережье Атлантического океана позволяет осуществлять запуски на орбиты с наклонением от 28 до 57 градусов.

К настоящему времени с космодрома произведено 904 запусков в космос, что делает его самым интенсивно используемым американским космодромом, и третьим в мире после Плесецка и Байконура (1624 и 1483 запусков соответственно). Для сравнения со второго американского космодрома Ванденберги в Калифорнии осуществлено 690 запусков в космос. Космодром удерживал первое место по числу ежегодных космических запусков в мире в течение 10 лет космической эры (в 1958-1960, 1995-1998, 2001, 2003 и 2016-2017 годы). В то же время космодром был далеко не каждый год самым эксплуатируемым американским космодромом (число космических запусков с Ванденберга превышало аналогичный показатель мыса Канаверал в 1961-1972, 1974, 1980, 1987-1988 годах, а в 1983 году с мыса Канаверал и Ванденберга было совершено одинаковое количество запусков в космос). Максимальное количество запусков с мыса Канаверал на орбиту было выполнено в 1966 году — 31.

Кроме того космодром на мысе Канаверал интенсивно использовался для запусков более 4 тысяч суборбитальных ракет (для сравнения с космодрома Ванденберг осуществлено лишь чуть более тысячи суборбитальных запусков). К числу запускаемых суборбитальных ракет из области космодрома мыса Канаверал относятся, как исследовательские метеорологические и геофизические ракеты, так и различные типы военных баллистических и крылатых ракет наземного, морского и воздушного базирования.

Создание ракетного полигона

Родоначальником космодрома стала авиабаза “Банана Ривер” для морской авиации, которая была основана в 1938 году. 1 июня 1948 года территория базы была передана ВВС США для организации ракетного полигона для испытания ракет большой дальности.

Первой на будущем космодроме была построена площадка LC3. С неё 24 и 29 июля 1950 года были осуществлены запуски двух американских баллистических ракет Bumper-WAC. Эта ракета состояла из двух ступеней (первая ступень являлась трофейной немецкой ракетой Фау-2). Масса ракеты достигала 13 тонн, а высота 17 метров при диаметре в 1.6 метра. Максимальная высота полета ракеты достигала 250 км. 24 июля был осуществлен 7-ой запуск Bumper-WAC (до этого её полеты осуществлялись на ракетном полигоне “Белые пески“ в Нью-Мексико). Первый запуск с мыса Канаверал окончился неудачей: первая ступень взорвалась на 16 км полета. С другой стороны перед взрывом второй ступени удалось отделиться, пролететь дополнительные 24 км и достигнуть максимальной высоты в 20 км. Второй запуск 29 июля прошел успешно: ракета поставила рекорд максимальной скорости на тот момент – 2.5 км в секунду. Максимальная высота полета составила 50 км при дальности полета в 305 км.

Позже до 1959 года с площадки LC3 осуществлялись несколько десятков запусков зенитных ракет Bomarc (высота полета до 20 км), экспериментальной баллистической ракеты Х-17 и прототипов баллистических ракет морского базирования Polaris для подводных лодок. Х-17 была предназначена для изучения процессов, возникающих при входе в атмосферу. Трехступенчатая ракета массой 3.4 тонны и высотой в 12 метров во время полета достигала высоты в 500 км. Во время тестового запуска 1 декабря 1955 года была достигнута высота в 100 км, 20 января 1956 года 132 км, 8 сентября 1956 года 394 км. Позже эта ракета использовалась для высотных ядерных взрывов в атмосфере при запуске с морской платформы, находящейся в южной части Атлантического океана.

Рядом с площадкой LC3 в 50-х годах 20 века были построены 29 дополнительных стартовых площадок (LC1, LC2, LC4, LC4A, LC5, LC6, LC9, LC10, LC11, LC12, LC13, LC14, LC15, LC16, LC17A, LC17B, LC18A, LC18B, LC19, LC20, LC21/1, LC21/2, LC22, LC25A, LC25B, LC26A, LC26B, LC29A, LC43) с целью испытания баллистических, крылатых и зенитных ракет. Несколько десятков стартовых площадок, вытянувшихся в одну линию вдоль атлантического побережья, получили в 60х годах 20 века название “ракетный ряд”. Снимок стартовых площадок ракетного полигона от 13 ноября 1964 года:

Площадки LC1 и LC2 использовались для испытательных запусков межконтинентальной крылатой ракеты Snark, а площадки LC4, LC5, LC6, LC26A и LC26B для испытаний баллистической ракеты средней дальности “Редстоун”. Эта ракета стала первой американской баллистической ракетой, разработанной на основе изучения технологий Фау-2 и второй американской баллистической ракетой средней дальности принятой на вооружение после ракеты “Тор”. Одноступенчатая ракета, работающая на жидком топливе, обладала массой в 28 тонн и длиной в 21 метр. Её возможностей хватало для запуска 3.5 тонной боеголовки на 320 км (максимальная высота полета 100 км). Добавление к ракете дополнительной ступени позволило создать первые американские РН “Юпитер” (трехступенчатый вариант) и “Юнона“ (четырех- и пяти- ступенчатый вариант). При запуске “Юпитера-С“ с площадки LC5 20 сентября 1956 года была достигнута рекордная дальность полета в 5300 км. При этом высота полета составила 1100 км, скорость 7 км в секунду, а масса полезной нагрузки всего 39.2 кг. 1 февраля 1958 года эта же РН при запуске с площадки LC26A вывела на орбиту первый американский спутник “Эксплорер-1“ массой в 5 кг. Всего в 1953-1967 годах было проведено 100 запусков ракет семейства “Редстоун“, из них 62 запуска с мыса Канаверал, но лишь 6 из них были орбитальными полетами. 5 запусков “Редстоуна” с площадки LC5 в 1960-1961 годах представляли собой суборбитальные полеты капсулы “Меркурий“, предназначенной для орбитальных полетов, и стали последними запусками “Редстоуна” из Флориды. Стоимость разработки ракет “Юпитер-С” составила 92.5 млн. долларов 1959 года, а запуск одной ракеты около 2 млн. долларов 1956 года.

В дополнение на площадке LC4 проходила испытания крылатая ракета средней дальности Matador, на площадках LC4 и LC4A испытывалась зенитная ракета Bomarc, а на площадках LС9 и LC10 проходили испытательные полеты межконтинентальной крылатой ракеты Navaho. На площадках LC21/1, LC21/2 и LC22 испытывались крылатые ракеты средней дальности Goose и Mace. Площадки LC25A, LC25B, LC29A и LC29B использовались для испытаний баллистических ракет подводных лодок Polaris. В 1967 году были построены дополнительные площадки LC25С и LC25D для испытаний баллистических ракет подводных лодок следующего поколения – “Посейдон” и “Трайдент”. Площадки LC25А, LC25В и LC25D использовались только в 60х годах 20 века, а площадки LC25C, LC29A и LC29B до 1979 года. Кроме того в 60х годах 20 века с площадки LC25А произведено несколько запусков ракеты Х-17.

Первой американской МБР стала жидкотопливная 1,5-ступенчатая ракета “Атлас“ (при запуске у неё отделялись 2 из 3 двигателей). Ракета со стартовой массой в 118 тонн обладала высотой в 23 метра, и была способна доставить боеголовку весом в 1,3 тонны на дальность в 10 тысяч км. Ракета обладала настолько тонкими стенками топливных баков, что их прочность обеспечивалась только надувом топливных баков азотом под избыточным давлением. Для испытаний ракеты “Атлас” на мысе Канаверал было построено 4 стартовых площадки (под номерами 11-14). По причине того, что жидкотопливные американские МБР уже к 1963 году были заменены на твердотопливные МБР “Минитмен” в дальнейшем “Атласы” преобразованы в носители космических аппаратов через добавление дополнительных ступеней. Эти ракеты вывели в космос первые американские зонды к Луне (серии “Пионер” и “Рейнджер”), Венере и Марсу (серия “Маринер”). “Атласы”запустили первые американские пилотируемые корабли ”Меркурий”. В начале 1960х годов для запусков космических ракет “Атлас“ построили два дополнительных стартовых комплекса LC36A и LC36B. Комплексы LC11, LC12 и LC14 использовали до 60х годов 20 века, комплекс LC13 до 70х годов века, а комплексы LC36A и LC36B до 00х годов 21 века. Недавно на территории комплекса LC13 компанией SpaceХ была построена посадочная площадка LZ-1 для первых ступеней ракеты Falcon-9. В 2015 году стартовый комплекс LC36 был передан компании Blue Origin для запусков будущей тяжелой многоразовой РН “Новый Гленн“.

С целью подстраховки почти параллельно с созданием “Атласа“ была создана другая американская МБР “Титан”. В её разработке конструкторы отказались от сверхлегких топливных баков, в результате чего ракета стала двухступенчатой. Для её испытаний на мысе Канаверал были построены так же 4 стартовых площадки (под номерами 15, 16, 19 и 20). Жидкотопливные “Титаны“ аналогично “Атласам” начали сниматься с вооружения с 1963-1983 годы, в результате чего эти ракеты стали использоваться как космические носители для запусков спутников. В частности с помощью “Титанов“ с LC19 производились запуски второго поколения американских пилотируемых кораблей “Джемини”. Позже в 60х годах 20 века для запусков космических модификаций ракеты “Титан” на мысе Канаверал были построены две дополнительные стартовые площадки: LC40 и LC41. Кроме того планировалась постройка дополнительной площадки L42, но она была отменена из-за близости к площадке LC-39A, которая в те годы использовалась для пилотируемых полетов к Луне. Площадки LC15 и LC19 использовались только в 60х годах 20 века, площадка LC14 до 1988 года (позже на ней испытывались баллистические ракеты средней дальности “Першинг”), а площадка LC20 до 2000 года (в дополнение с неё запускались метеорологические ракеты). Площадка LC40 использовалась для запусков последних модификаций РН “Титан-4“ до 2005 года, с 2010 года на ней начались запуски РН “Falcon-9” компании SpaceХ. Похожая судьба постигла и площадку LC41: с неё до 1999 года запускались “Титаны“, а с 2002 года она начала использоваться для запусков РН “Атлас-5”.

Для испытаний баллистических ракет средней дальности “Першинг” в начале 60х годов 20 века была построена отдельная площадка LC30. Двухступенчатые ракеты “Першинг” были одними из первых американских твердотопливных ракет, которые обладали огромным преимуществом перед жидкотопливными ракетами (возможность длительного хранения и безопасной транспортировки).

В 60х годах в США были созданы и первые твердотопливные МБР – трехступенчатые ракеты “Минитмен”, масса которых была снижена до 35 тонн. Для испытаний этой МБР на мысе Канаверал в 60х годах 20 века были построены площадки LC31A, LC31B, LC32A и LC32B с шахтными пусковыми установками. Использование почти всех этих площадок было прекращено к 1970 году (кроме площадки LC31A, которая использовалась в 1973 году для испытаний ракет “Першинг”). В 1986 году шахты площадки LC31 были использованы для захоронения обломков взорвавшегося челнока “Челленджер“.

Площадки LC17A, LC17B и LC18B первоначально были построены для испытания американской баллистической ракеты средней дальности “Тор“, которая стала первой подобной ракетой США принятой на вооружение. Эта одноступенчатая жидкотопливная ракета обладала массой в 50 тонн при высоте в 20 метров и дальности 2400 км. На базе этой ракеты было создано целое семейство РН “Дельта”. Эти ракеты космического назначения запускались с площадок LC17 до 2011 года. Площадка LC18B в 60х годах 20 века несколько раз использовалась для суборбитальных запусков легкой РН “Скаут” предназначенных для изучения магнитосферы Земли, во время которых высота полета достигала 225 тыс. км.

В конце 1945 года Военно-морская лаборатория США начала разработку американской одноступенчатой метеорологической ракеты “Викинг“, которая должна была иметь высоту полета сравнимую с “Фау-2“, но при этом обладать массой, которая в 3 раза меньше массы “Фау-2”. В 50х годах 20 века было решено на основе “Викинга” создать космический носитель “Авангард” путем добавления двух дополнительных ступеней. Длина новой ракеты составила 23 метра при общей массе в 10 тонн. Для запусков “Авангарда” на мысе Канаверал была построена площадка LC18A. Первые три запуска в 1956-1957 годах были проведены по суборбитальной траектории. 6 декабря 1957 года была осуществлена первая попытка запуска искусственного спутника в США (“Авангард-1А” массой в 1 кг). Всего было произведено 11 запусков спутников с помощью “Авангарда”, из них 8 были неудачными (ещё один запуск частично-неудачный). Стоимость одного запуска ракеты составляла 5.7 млн. долларов 1985 года. Позже площадка LC18А в 60х годах 20 века несколько раз использовалась для суборбитальных запусков легкой РН “Скаут”.

Интенсивное использование космодрома для запусков в космос привело к строительству в конце 50х годов площадки LC43, предназначенной для запусков метеорологических ракет. С 1959 по 1984 годы с неё было произведено больше двух тысяч запусков ракет. Высота запускаемых ракет с этой площадки была ограничена 100 км, их масса не превышала нескольких десятков килограмм, а длина ограничиваюсь 3 метрами. В 1987 году рядом с площадкой LC43 была построена площадка LC46, предназначенная для наземных испытаний новой баллистической ракеты “Трайдент II”. В результате этого запуски метеорологических ракет были перенесены на площадку LC47 (полтысячи пусков в период с 1987 по 2008 годы).

Испытательные запуски на LC46 продолжались до 1989 года (было проведено 19 запусков). После этого в 1998-1999 годах площадка LC46 использовалась для двух запусков твердотопливной РН “Афина-1” и “Афина-2”. В ходе одного из этих запусков в космос отправился лунный зонд “Лунар Проспектор”. Позже существовали планы использования этой площадки для новой твердотопливной РН “Минотавр-4”, представляющей собой трехступенчатую твердотопливную МБР “Миротворец” с добавленной четвертой ступенью. С 2018 года планируется использование площадки LC46 для запусков небольшой РН “Вектор-Р” (полезная нагрузка 50 кг, длина 12 метров и масса 5 тонн).

Кроме наземных пусковых установок космодрома для запусков ракет активно используется и прибрежная акватория мыса Канаверал. C 1959 по 2016 годы оттуда с подводных лодок выполнено 977 пусков твердотопливных баллистических ракет. Если дальность первой американской баллистической ракеты для подводных лодок (Polaris A1) составляла 1900 км, то у ракеты “Трайдент-2” она достигает 11100 км. Большинство запусков баллистических ракет производит в сторону острова Вознесения, который находится в центральной части Атлантического океана на расстоянии в 9200 км от космодрома. Этот остров принадлежит Великобритании, и на нем находится крупный радар для отслеживания падающих боеголовок.

В дополнение активно используется для запусков ракет и воздушное пространство космодрома. В 1993-2016 года с мыса Канаверал осуществлены запуски шести твердотопливных трехступенчатых РН “Пегас” с целью вывода спутников с борта самолетов NB-52B и L-1011 (для их взлета использовались полосы космодрома RW15/33 и RW13/31).

Лунная программа NASA и программа Спейс Шаттл

12 сентября 1961 года американский президент Джон Кеннеди объявил о том, что до конца текущего десятилетия американцы высадятся на Луну. Новая космическая программа, получившая название “Аполлон“ должна была вернуть лидерство США в космосе, утраченное после запуска СССР первого спутника и первого космонавта. Ограниченные сроки программы “Аполлон” привели к тому, что бюджет NASA в 60х годах 20 века достиг максимальных показателей, как в абсолютных цифрах, так и относительно ВВП США. Штат Флорида стал одним из важнейших звеньев программы, в связи, с чем NASA c 1963 года приобрело остров Мерритт площадью в 570 квадратных километров, который находится вблизи мыса Канаверал. До этого все запуски с космодрома осуществлялись ВВС США с мыса Канаверал. NASA решила использовать для своих нужд только 10 процентов территории острова Меритт, остальная территория была преобразована в заповедник. Космическая инфраструктура NASA после убийства Д. Кеннеди получила название Космический центр Кеннеди, сейчас там работает до 15 тысяч гражданских специалистов.

Для лунной программы в космическом центре Кеннеди в краткие сроки было построено множество огромных объектов с рекордными габаритами:

  • Здание вертикальной сборки высотой в 160 метров, длиной в 218 метров и шириной в 158 метров. Здание обладает самыми высокими воротами в мире, по занимаемому объему (4 млн. м3) находится на 6-ом месте в мире, а по высоте является самым высоким зданием в США вне городской черты. Огромные размеры нового здания были вызваны небывалыми размерами ракеты “ ” для лунной программы: высотой больше 110 метров.
  • Для транспортировки ракеты с пусковой установкой общей массой в несколько тысяч тонн от здания вертикальной сборки до места старта были построены два огромных гусеничных транспортера. Каждый из них весит почти 4 тысячи тонн, обладает длиной в 40 метров, шириной в 35 метров и способен перевозить грузы до 6 тысяч тонн. Скорость движения транспортеров в загруженном состоянии не превышала 2 км в час, в результате чего длительность перевозки ракеты на дистанцию 6 км составляла 12 часов. Диаметр первой и второй ступени ракеты “Сатурн-5“ в результате чего её было невозможно перемещать по автомобильным или железнодорожным дорогам. В итоге ступени начали строить вблизи Нового Орлеана и Лос-Анджелеса и транспортировать на космодром с помощью барж:

  • Стартовый комплекс 39. Первоначально планировалось построить пять пусковых установок (A,B, С, D и E), но в итоге были построены только две из них (A и В).

Расстояние между стартовыми площадками составило 2.6 км, на каждой из них было построено по одной заправочной башне высотой 120 метров и одной мобильной башне обслуживания высотой в 125 метров.

Для отвода выхлопных газов стартующих ракет под каждой из стартовых площадок был вырыт ров длиной в 137 метров, шириной в 18 метров и глубиной в 13 метров. Для направления в ров выхлопных газов использовался 635-тонный железобетонный пламеотражатель высотой в 12 метров, шириной в 15 метров и длиной в 23 метра. Кроме того в те годы разрабатывался проект ещё более крупной ракеты “Нова” для пилотируемого полета к Марсу.





Испытания первых баллистических и орбитальных ракет проходили через множество аварийных запусков. Учитывая огромные размеры и массу новой ракеты “Сатурн-5” для лунных запусков в американском космическом агентстве решили провести как тщательную наземную отработку двигателей и ступеней ракеты, так и провести испытательные запуски уменьшенной версии ракеты, получившей название “Сатурн-1“. Кроме того дополнительная ракета потребовалась для испытания космического корабля “Аполлон“ на околоземной орбите. Для запусков РН “Сатурн-1” были построены три стартовых площадки LC34, LC37А и LC37B. Во время предстартовой подготовки в результате пожара 27 января 1967 года на LC34 погиб экипаж корабля Апполон-8. Со стартовых площадок LC34 и LC37B были осуществлены 19 успешных запусков РН “Сатурн-1” в 1961-1978 годах, после чего в 1972 году все три стартовых площадки были демонтированы. С 2002 года площадка LC37B стала использоваться для запусков новой ракеты “Дельта-4“. К настоящему времени с неё осуществлено 29 запусков этих ракет. 5 декабря 2014 года с площадки L37B был осуществлен первый испытательный беспилотный запуск пилотируемого корабля “Орион”.

В 1967 году пришел черед ракете “Сатурн-5”. За период с 1967 по 1973 год исполинская ракета 13 раз запускалась с 39 площадки, из которых 10 были пилотируемыми полетами к Луне (6 из них с высадкой на поверхность), а во время последнего запуска на околоземную орбиту была выведена массивная орбитальная станция “Скайлэб”. Во время запусков “Сатурн-5” площадка LC37В использовать только раз (для запуска “Апполон-10”).

Потребность пилотируемых полетов к “Скайлэб“ привела к необходимости нескольких запусков “Сатурн-1“ c 37 площадки (к этому времени стартовые установки для нее на LC34 и LC37 были разобраны). Чтобы поместить сравнительно небольшую ракету на огромном стартовом комплексе использовалась арматурная подставка:

Таким образом, в 1973-1975 годах было осуществлено четыре запуска “Сатурн-1” с LC39В (из них три были полетами к “Скайлэб“, а последний полет осуществлен в рамках первого советско-американского совместного полета “Союз-Аполлон”). Сейчас о лунной программе на космодроме напоминает неиспользованная ракета Сатурн-5, которая выставлена для всеобщего обозрения.

После закрытия лунной программы возник вопрос использования построенной инфраструктуры. После недолгих раздумий NASA решило использовать здание вертикальной сборки со стартовыми комплексами 39 площадки и огромными транспортерами для запуска многоразовых кораблей “Спейс Шаттл”. В дополнение для посадок кораблей на острове Мерритт была построена посадочная полоса длиной в 4.6 км. Стартовый комплекс был преобразован в конструкцию с поворотным механизмом.

В итоге с 1981 по 2001 годы с 39 площадки были совершены 135 запусков, лишь один из которых был неудачным (взрыв “Челленджера” 28 января 1986 года). С 39А было произведено 82 запуска шаттлов, с 39В 53 запуска. После закрытия программы “Спейс Шаттл” в 2011 году NASA решило использовать в дальнейшем только один стартовый комплекс LC39В. С него в 2009 году был произведен испытательный пуск Ares I-X, а с 2019 года планируется его использование для запусков сверхтяжелой РН SLS. Второй стартовый комплекс LC39В в 2013 году был передан в аренду на 20 лет компании SpaceХ для запусков многоразовых ракет “Falcon-9” и “Falcon Heavy”. К настоящему времени с этого комплекса произведено 10 запусков “Falcon-9” (все из них в 2017 году), и готовится первый запуск “Falcon Heavy”.Компания SpaceX не планирует использовать здание вертикальной сборки NASA, так как она является единственным нероссийским участником пускового рынка, который использует горизонтальную сборку ракет. Преимуществом горизонтальной сборки ракет является небольшая высота зданий для сборки ракеты, а её недостаток заключается в повышенной прочности и массы ракеты на изгиб. По аналогичному пути собирается пойти и компания Blue Original при сборке своей тяжелой многоразовой ракеты New Glenn. Кроме того при сборке РН “Дельта-4” первую и вторую ступень соединяют горизонтально, и боковые ускорители пристыковывают в вертикальном положении. Другой особенностью горизонтальной сборки является упрощение стартового комплекса (к примеру, башен обслуживания), которое с одной стороны приводит к удешевлению запусков, а с другой затрудняет исправление выявленных неисправностей перед запуском.

Инфраструктура и будущие перспективы космодрома

За всю историю космодрома на нём было построено 50 наземных площадок для запусков различных типов ракет, и планировалась постройка ещё 7 наземных стартовых площадок. Кроме того к территории космодрома относится акватория, предназначенная для запусков баллистических ракет с подводных лодок и три зоны для запусков ракет воздушного базирования. На территории космодрома находится три взлетно-посадочных полосы (RW15/33, RW30/12, RW31/13), которые использовались как для посадок космических кораблей многоразового использования, так и для взлетов самолетов с ракетами “Пегас”, предназначенными для запуска спутников на орбиту. К настоящему времени из наземных стартовых площадок осталось только 4 действующих площадок для запусков в космос, в недалеком будущем планируется использование ещё 3 стартовых площадок для космических запусков.

В настоящее время максимальное наклонение при запусках спутников с мыса Канаверал составляет 57 градусов. Однако в начале космической эры использовалась особая траектория по направлению к Кубе с полетом мимо Майями, которая позволяла выводить спутники на полярные орбиты. При запуске 22 июня 1960 года навигационный спутник Транзит-2А был выведен на орбиту с наклонением в 66 градусов, но при запуске 30 ноября 1960 года следующего навигационного спутника Транзит-3А произошло внеплановое отключение первой ступени, в результате чего упавшая ракета убила корову на Кубе. После этого запуски по кубинской траектории были прекращены. В то же время в 1965-1969 годах были осуществлены пять запусков метеорологических спутников (Тирос-9, Тирос-10, ESSA-1, ESSA-2 и ESSA-9) на орбиты с наклонениями в 92-102 градусов путем дополнительных включений верхней ступени. Космический корабль “Атлантис“ во время миссии STS-36 в 1990 году выходил на орбиту с наклонением в 62 градусов с целью вывода военного спутника KH 11-10. В последние годы появляются предложения по повторному использованию кубинской траектории по причине частых и разрушительных лесных осенних пожаров в Калифорнии вблизи другого американского космодрома Ванденберг. В настоящее время количество запусков на полярные орбиты из Ванденберга является сравнительно небольшим в связи, с чем перенос этих запусков на мыс Канаверал привел бы к значительной экономии средств. Для запусков по кубинской траектории потребуется оборудовать ракеты системой автоматического самоуничтожения, которая будет срабатывать в случае отклонения ракеты от плановой траектории. При запусках по новой траектории первая ступень будет падать в проливе между Флоридой и Кубой.

В 2018 году планируется осуществить 35 запусков с флоридского космодрома, что почти в 2 раза больше, чем было осуществлено в 2017 году (19 запусков). В это число войдут учебные запуски баллистических ракет “Трайден” с подводных лодок. Ожидается, что к 2020-2023 годам число ежегодных запусков с мыса Канаверал может достичь 48. Тем самым космодром во Флориде выйдет на самую большую интенсивность запусков за всю свою историю (до этого наибольшее количество запусков в космос с космодрома было осуществлено в 1966 году — 31).

Будущее космодрома является безоблачным, так как в его инфраструктуру продолжают вкладывать миллиарды долларов как государственное агентство NASA, так и крупный частный бизнес (компании SpaceX и Blue Origin). В ближайшее время космодром начнет использоваться для запусков тяжелых многоразовых РН “Falcon Heavy” и “New Glenn” и американских пилотируемых кораблей “Драгон-2” и “Орион”. Последний из названных кораблей будет запускаться с помощью сверхтяжелой одноразовой РН SLS. С другой стороны большой проблемой на мысе Канаверал по сравнению с другими американскими космодромами являются частые ураганы и молнии.

Бывают такие дни, когда всё складывается идеально, да ещё и с дополнительными бонусами от судьбы. В нашем случае - при посещении Космического центра на мысе Канаверал, нам посчастливилось присутствовать при запуске ракеты (первой частной ракеты в истории человечества), и не только. Но, всё по-порядку.

Во Флориде много интересных мест, в том числе Дисней-парки в Орландо, старейший город Сент-Августин с крокодиловой фермой, гоночный город Дайтона... Но самое уникальное, удивительное и фантастическое - Космический центр им.Кеннеди (Kennedy Space Center)- космодром на мысе Канаверал.

Космический центр им.Кеннеди - это одновременно и комплекс сооружений для запуска космических аппаратов и управления полётами и в то же время туристический комплекс сочетающий в себе музеи, автобусные туры, позволяющие посетителям заглянуть в разные закрытые места, куда при других обстоятельствах невозможно попасть и два кинотеатра IMAX.
Космический центр открыт ежедневно с 9 утра до 8 вечера, ежегодно туда приезжают около 3 миллионов человек, для посещения не требуется никаких документов и пропусков.
Билет стоит $41 для взрослого $31 для ребёнка и позволяет в течение целого дня совершать автобусные экскурсии, осматривать музеи, аттракционы, фильмы в кинотеатрах IMAX.Чуть больше часа езды от Дайтоны и вот мы уже подьезжаем к Космическиому центру. Прямо с парковки видны ракеты, центральный вход оформлен как космическая станция с космонавтом в открытом космосе.
Мы соответствовали - были одеты в бело-голубую гамму НАСА:))
В первом гостевом комплексе расположено несколько выставок. Одна из новейших - фотографии дальнего космоса, сделанные космическим телескопом Хаббл.

Два кинозала IMAX с 3д фильмами "Прогулка по Луне" и "Хаббл. Измени свой представление о Вселенной."
Хотелось посмотреть оба, но успели только "прогулятся по луне".

Рядом, в одном из зданий - музей освоения космоса, где много информации и экспонатов, рассказывающих и о российской космонавтике.







Далее - Парк Ракет (Rocket Garden), собравший вместе образцы всех ракет, участвовавших в освоении космоса - "Редстоун" (унесшего в космос первого американца – Алана Шепарда), "Атлас", "Титан". Можно заглянуть в спускаемый аппарат Апполона с крошечном отсеком для астронавтов.




Недалеко находится мемориал астронавтов, с выгравированными на нём именами и датами всех погибших астронавтов.

Далее по пути шаттл "Эксплорер" – полноразмерная копия настоящего корабля.
Он такой огромный, что не нашли ракурса чтобы уместился в кадр целиком. Пришлось снять хвост и голову отдельно:)


Можно поднятся на борт, заглянуть в кабину.

Очень впечатляет гигантский грузовой отсек шаттла. На снимке в отсеке находится спутник а спарва - автомарическая "рука", которая отправит его на орбиту.


Вот как это будет выглядеть в космосе.


В здании по соседству находится симулятор взлёта челнока, позволяющий получить ощущения которые испытывают астронавты при взлёте шаттла. Перед "запуском" нагоняют страху:) что всё будет очень-очень реалистично и показывают интервью астронавтов, подтверждающих что это самый реальный симулятор.
Некоторые из нашей группы отказались от полёта:), а те кто полетел, честно сказать, сильных эмоций не испытали.
Да, кресла отклонили назад, потрясли (достаточно сильно), затем чуть наклонили вперёд - это мы как-бы вышли на орбиту и испытываем невесомость. Ожидалось чего-то более феерического...Поскольку территория космодрома оргомна, перемещаются по ней на специальных автобусах, которые привозят посетителей к трём пунктам – стартовым площадкам «шаттлов», музейному комплексу «Apollo - Saturn 5» и центру Международной космической станции (МКС).
По пути водитель, исполняя роль гида, рассказывает о том, что территория космодром является заповедником где обитает около полутысячи видов животных. Из окна автобуса мы видим цаплей, гуляющих вдоль берегов ручёв и болот, орланов, парящих в неве, огромные их гнёзда на деревьях. Но более всего удивляют аллигаторы – на территории космодрома их насчитывается около шести тысяч, своего рода охрана.Водитель автобуса нам обьявил, что сегодня день запуска ракеты, поэтому на стартовые плошадки не пускают и повёз нас в центр Апполон-Сатурн, где находится экспозиция, посвященная лунной программе Апполон.
Посетителям сначала демонстрируется фильм об истории развития мировой космонавтики, которая началась с советской космонавтики, мы видим знакомые лица космонавтов и конструкторов. Американские газеты того времени наперебой сообщают о запуске первого спутника в СССР, полете Гагарина в космос.
Затем всех приглашают в зал Центра управления полетами. Здесь в точности воссоздали обстановку, какой она была десятки лет назад в Хьюстоне, Техас. Гаснет свет и на огромных экранах начинается демонстрация фильма о запуске ракеты. В этот момент оживают все приборы, слышны переговоры по радио. Идет имитация работы Центра управления во время первого запуска «Сатурна» с астронавтами на борту. Наконец, настает кульминационный момент – заканчивается отсчет, из сопел вырывается бушующее пламя, грохот оглушает, дрожат стены и пол. После шоу остается ощущение, что действительно побывал при запуске.
Слегка оглушённым выйдя из центра управления оказываешься в огромном помещении, под хвостом ракеты «Сатурн-5», которая доставила астронавтов на Луну.


Она огромная. Идём вдоль нее и фотографируем по частям.






А внизу, видите, - устанавливают столики, готовятся к ежегодной встрече астронавтов (annual US Astronaut Hall of Fame), которая состоится вечером.
c Помимо ракеты в музее множество экспонатов, связанных с экспедициями «Аполло». Здесь находится луноход, на котором астронавты перемещались по Луне.


Образец лунного скафандра.

Интересно заглянуть в лунный спускаемый модуль, битком набитый аппаратурой.

Гуляя, мы слышим объявление, что через 30 мин с мыса Канаверал стартует первая частная ракета в истории человечества. Все желающие могут направится на смотровую площадку, расположенную около музея.
Такой удачи мы не ожидали. Мы слышали, что запуск ракеты неоднократно откладовался. И хотя это не смотровая площадка рядом со стартовым комплексом, куда допускается только пресса и телевидиние, всё равно было очень интересно и волнительно, от сопричастности к такому событию.
Falcon 9 должна вывести на орбиту макет капсулы Dragon, которая в дальнейшем будет использоваться для доставки грузов и, возможно, людей на Международную космическую станцию.
Подробнее: http://news.mail.ru/society/3923007/Выходим к реке, откуда видно несколько стартовых площадок. Так интересно, куда направлять взгляд?


Здесь уже много зрителей, ориентируемся, куда направлены их взоры.

Ожидаем в нетерпении.


Слышится гул, и вот она, понеслась.

Несколько секунд - и только остался белый след в небе.




Женя, сделавший эти снимки, хоть и не самым мощным телевиком.


Зрители. У некоторых на глазах слёзы от переполнявших эмоций.


Возвращаемся радостно-возбуждённые "We did it!". Такое чувство, что мы только что сами отправились в космос:)


Вернувшись в здание музея, мы проверили, как продвигается сервировка (она была в строгих черных тонах).

И посетили ещё один видео-анимациаонный зал, где рассказывают как функционирует лунный взлётно-спускаемый модуль, как астронавты передвигались по Луне.


А вы знаете сколько всего было экспедиций на Луну? В 1969-1972 годах американцы семь раз летали к Луне. За исключением аварийного полета "Аполлона-13" шесть экспедиций были успешными. Каждый раз один космонавт оставался на орбите, а двое высаживались на поверхность Луны.
Кто скептик - вам сюда http://www.skeptik.net/conspir/moonhoax.htm:)Всё, или почти всё осмотрев в этом комплексе, мы направились к ближаишей двери. Но там нас поджидали ват такие грозные птицы.


Они серёзно предупреждали, что выход к туристическому автобусу совсем не здесь. С таким аргументом пришлось согласиться.


Следующий пункт программы - корпус где собирают модули Международной Космической станции (МКС).
Да, там идёт реальное производство. Удивляет и потрясает, что зрители могут наблюдать за работой со смотровой площадки, находящейся на уровне второго этажа.
Мы спросили, можно ли фотографировать и служащий любезно ответил нам, что да, только без вспышки. Он же рассказал какие модули готовятся к запуску.
Вот этот, слева - грузовой, будет отправлен на орбиту в конце лета. А тот, дальний, с большим иллюминатором - модуль для наблюдений и экспериментов, отправится осенью.

Несколько готовых секций выставлено в музейном комплексе. Можно почувствовать себя астронавтом, "пожить" там.


Лабораторный модуль.
Большой интерес неизменно вызывают жилые отсеки. Например, как пользоваться туалетом, нам так и не удалось разгадать:)
Судя по всему, это - серьезное испытание. Конструкция душа тоже весьма загадочна.
Спальный отсек. Интересно, какие сны снятся, когда спишь стоя?

Неожиданно мы почуствовали невесомость. :)

Ой, держите нас, мы полетели! :)


День заканчивался, надо возвращаться домой, хотя много еще интересного можно найти на территории космического центра.