Ошибки в построении сложного предложения. Ошибка в построении сложного предложения Ошибка в сложноподчиненное предложение


Задание: исправьте ошибки в построении сложного предложения.

1. Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал. 2. Я люблю свою Родину, что мы живём под мирным небом. 3. Андрей сравнивал свою жизнь со старым дубом, который рос в лесу, по которому он ехал. 4. Снега было много в лесу, который лежал на ветках и деревьях. 5 К работе подключили и школьников, во главе которой был учитель математики. 6. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе. 7. Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

Ошибки при смешении прямой и косвенной речи

Задание: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.

1. Прав был Васька Пепел, сказал о Василисе, что «души у тебя нет». 2. Осуждая своих современников, М.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». 3. Хозяйка представила меня жильцу и сказала, я им очень довольна.4. Обращаясь к дружине, Игорь сказал, что «хочу поломать копьё о конец поля половецкого». 5. Упрекая князей в разорении земли Русской, автор «Слова» говорит, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую». 6. Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать.

РЕШЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ

Задание: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Тест 1

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии. 1)ошибка в нанизывании инфинитивов
Б. Открыв окно, мне стало холодно. 2) ошибка в согласовании иноязычных географических названий и определяемого слова
В. К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека. 3) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Г. Я не решался обратиться просить написать заметку в газету. 4) ошибка в построении предложения с причастным оборотом
Д. В штате Техасе были проведены учения. 5) ошибка в построении предложения с однородными членами
6) неудачный порядок слов в предложении.
7) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Ответ:

А Б В Г Д

Тест 2

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам я обязательно перейду.
Б. Выставка-просмотр открыт ежедневно.
В. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых. Он положил ружье, привязал собаку, взял рюкзак и побежал за ним. 3) нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов
Г. Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о Чацком, выросшем в этом доме, который сейчас где-то путешествует. 4) ошибка, связанная с неправильным употреблением местоимений
Д. Жизнь крестьян изображена в произведениях многих русских писателей- классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов. 5) отрыв придаточного определительного предложения со словом который от определяемого существительного
7) смешение прямой и косвенной речи

Ответ:

А Б В Г Д

Тест 3

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей. 1) нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов
Б. Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры. 2) пропуск члена предложения
В. Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол.
Г. Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими –оказали огромное влияние 4) загромождение сложного предложения придаточными
Д. Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. 5) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
6) нарушение границ предложения
7) неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов

Ответ:

А Б В Г Д

Тест 4

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) загромождение сложного предложения придаточными
Б. Помещики, капиталисты и самодержавие жили в роскоши. 2) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота
В. Копившаяся много лет ненависть против крепостников вылилось в подлинно народное восстание. 3) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г. Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного.
Д. Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее. 5) нарушением связи между подлежащим и сказуемым
6) ошибка, связанная с нарушением норм управления
7) ошибка, связанная с нарушением порядка слов в предложении

Ответ:

А Б В Г Д

Тест 5

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Взобравшись на крышу сарая, Павке хорошо был виден сад Лещинских. 1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б. Много молодежи пришли на вечер танцев.
В. В майские дни толпы людей можно было видеть повсюду: на улицах, площадях, бульварах, скверах. 3) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота
Г. Эту селедку дала мне продавщица Люба, ввиду жары она уже припахивала. 4) ошибка, связанная с нарушением норм управления
Д. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. 5) допущена двусмысленность, связанная с неправильным употреблением личного местоимения
6) ошибка, связанная с нарушением порядка слов в предложении
7) ошибка в построении предложения с однородными членами

Ответ:

А Б В Г Д

Тест 6

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. За последний год я прочитал несколько романов, художественных произведений, повестей и рассказов 1) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота
Б. Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не кончилась. 2) ошибка в построении предложения с однородными членами
В. Согласно приказа ректора университета переходит на шестидневную форму обучения. 3) допущена двусмысленность, связанная с неправильным употреблением личного местоимения
Г. Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась моя молодость. 4)неправильное построение предложения с косвенной речью
Д. Никто из пришедших не поздоровались с ней. 5) неверное образование формы причастия
6) нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Ответ:

А Б В Г Д

Тест 7

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. 1) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б. Проходя по дачному поселку, на меня пахнуло свежесть жасмина. 2) допущена двусмысленность, связанная с неправильным употреблением личного местоимения
В. В своем сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги. 3) ошибка в употреблении действительного причастия вместо страдательного
Г. Управляющий производства отклонил данное предложение. 4) ошибка, связанная с нарушением порядка слов в предложении
Д. В комнате, возле печки, стояла девушка; она была жарко натоплена. 5) ошибка, связанная с нарушением норм управления
6) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах
7) ошибка, связанная с неправильным употреблением деепричастного оборота

Ответ:

А Б В Г Д

Тест 8

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Он считал, что будто мы его неправильно поняли. 1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б. Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое. 2) смешение прямой и косвенной речи
В. Большинство учителей и методистов объединило свои усилия в решении важной проблемы.
Г. Варвара говорит Катерине, что я не умела лгать, но научилась. 4) неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов
Д. Машина будет использована не только для решения задач, а также для контроля.
6) ошибка в образовании формы существительного
7) ошибка, связанная с нарушением норм управления

Ответ:

А Б В Г Д

Тест 9

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. По завершению урока учитель вышел из класса, чтобы отдохнуть. 1) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б. Моя сумка не так красива, чем у подруги. 2) ошибка в построении сложного предложения: неоправданное повторение одинаковых союзов
В. Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного. 3) неправильная расстановка частей составного союза при однородных членах
Г. Я впервые прочитал роман «Капитанскую дочку», когда учился в третьем классе 4) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Д. В одной из комнат, разграбленный бандитами, стоял запыленный стол. 5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
6) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
7) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Ошибки в построении сложного предложения

Значительные речевые затруднения вызывает использование сложных предложений. Им и будут посвящены последние страницы нашего пособия.

Сложным принято называть предложение , имеющее в своём составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое, к примеру: Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид?; Владимир с ужасом заметил, что он заехал в незнакомый лес.

Части сложного предложения, соединяясь между собой сочинительной или подчинительной связью, образуют сложносочинœенные или сложноподчинœенные предложения. Сложносочинœенные предложения – такие сложные предложения, части которых связаны сочинительными союзами (а, но, и, зато, или … или, то … то и т.д.), к примеру: Ты сер, а я, приятель, сед; Сон одолел меня, и я заснул в каком-то блаженном упоении . Сложноподчинœенные предложения – такие, части которых (ᴛ.ᴇ. главное и придаточные предложения) связаны подчинительными союзами или союзными словами (что, когда, который, как, потому что, хотя и т.д.): Крайнев поднял голову и увидел, как в открытые ворота въехала колонна машин; Я мне могу точно сказать, когда это началось.

Часто встречающаяся синтаксическая ошибка неупорядоченность структуры сложного предложения , которая затрудняет восприятие смысла высказывания, к примеру: На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности (нужно : На комбинате много сотрудников, работающих по специальности и хорошо показавших себя в труде ); Главное, чему крайне важно уделить внимание, - ϶ᴛᴏ художественной стороне произведения (нужно : Необходимо уделить внимание художественной стороне произведения. Это главное или: Главное, чему крайне важно уделить внимание, - ϶ᴛᴏ художественная сторона произведения ); Цитаты эти – неизвестно откуда автор их заимствовал (нужно : Автор не указывает источники цитат ); Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделœено много средств и внимания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находится в бывшем гараже (возможно : Комиссия осмотрела общежитие, оборудованное в здании бывшего гаража на выделœенные руководством средства).

1.Иногда неточный порядок слов мешает верному осмыслению придаточного предложения:непонятно , к какому члену главного предложения оно относится, к примеру, в предложении: Вопрос к господину Руцкому, который не может не волновать всœех нас, – не может не волновать относится к слову вопрос или к словам господин Руцкой? Очевидно, более точным будет: Вопрос, который не может не волновать всœех нас, хотелось бы адресовать господину Руцкому или: Господин Руцкой! Позвольте Вам задать вопрос, волнующий всœех нас. Ещё пример: Руководители, делая незначительные уступки работникам, которые нисколько не улучшили их положение, стараются предотвратить забастовку. Возможный вариант: Руководители, стараясь предотвратить забастовку, делают работникам незначительные уступки, нисколько не улучшающие их положение.

2. Средством связи частей сложноподчинённого предложения могут служить соотносительные слова указательные местоимения, находящиеся в главном предложении и прикрепляющие к себе придаточное, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ конкретизирует их значение, к примеру: Особенно страшно было то , что над огнём, в дыму летали голуби . Соотносительное слово крайне важно, если в главном предложении есть частица даже, только, лишь и т.п. и если придаточное предложение поясняет слово, с которым непосредственно не может сочетаться: Мы поняли только то , что Андрей провалил экзамен; Я всœегда был за то , чтобы прекратить наши споры и найти разумное решение. В остальных случаях их использование необязательно или противопоказано.

В последние годы очень часто приходится сталкиваться с неоправданным или неправильным употреблением соотносительных слов . К примеру, в предложениях: Мы подумали то, что экзамен будет летом; Я мечтаю, то что я буду юристом – нет никаких оснований для употребления соотносительного слова то . Это грубая ошибка требует обязательного исправления : Мы подумали, что экзамен будет летом; Я мечтаю стать юристом. Соотносительное слово может быть употреблено в неправильной форме: Таня боялась то, что Егор догадается о ее планах. В этом предложении крайне важно исправление ошибки в управлении глаголом местоимением то : Таня боялась того , что Егор догадается о её планах. Но лучше совсœем устранить соотносительное слово: Таня боялась, что Егор догадается о её планах , – так как в этом предложении использование соотносительного слова необязательно, поскольку оно не влияет смысл высказывания.

3. Ошибка зачастую возникает при использовании прямой речи и замене её косвенной . В предложении: Лермонтов печалится по поводу незавидной участи своих современников и говорит, что «Печально я гляжу на наше поколенье», – прямая речь неуместна. В случае если же крайне важно указать на стихотворение, то лучше его процитировать более полно. Высказывание может выглядеть, к примеру, так: Лермонтов глубоко переживает нравственную пустоту и душевную вялость своих современников. В стихотворении «Дума» он с горечью пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье, его грядущее иль пусто, иль темно, меж тем…» и т.д.

Другой пример: Как писала мать Раскольникову, что Дуня готова на всё, чтобы помочь брату. Надо : Мать писала Раскольникову, что Дуня готова на всё, чтобы помочь ему.

1. В сложном предложении не следует употреблять несколько союзов с одним значением, это приводит к избыточности, т.е. к ошибке. Неправильно: Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его. Правильно: Лучше переоценить риск, чем не заметить его.

2. Распространённая ошибка - избыточное употребление частицы бы . Неправильно: Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе . Помните, что союз чтобы включает в себя частицу бы , поэтому повторять её не нужно. Неправильно: Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече.

3. Распространённая ошибка - неоправданное употребление соотносительного слова то . Неправильно: Я понимаю о том, что встречу перенесли из-за разногласий участников . Или: Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников . Правильно: Я понимаю, что встречу перенесли из-за разногласий участников.

4. Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой. Неправильно : Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи . Чтобы не повторять союз, надо пользоваться синонимическими конструкциями, например : Я бы хотел, чтобы вы напомнили секретарю следующее: пусть она уточнит время встречи .

5. Определительное придаточное предложение не может быть однородным с причастным оборотом. Неправильно: Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел . Правильно : Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел.

6. Если в сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное, то обратите внимание на то, к какому слову в главном предложении относится который , иначе может возникнуть двусмысленность. Неудачно: Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. (Кто дрог - автограф или писатель?).
В таких предложениях нужно внимательно проверить и форму слова который (род, число, падеж): форма определяется его ролью в предложении (если оно является подлежащим, то именительный падеж, если дополнением, то форму диктует управляющее слово). Неправильно : Это был тот самый аргумент, который нам так не хватало . Правильно : Это был тот самый аргумент, которого нам так не хватало.

7. Будьте внимательны к предложениям с косвенной речью: нередко косвенную речь смешивают с прямой. Неправильно : Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что мы готовы сдать работы . Правильно : Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что они готовы сдать работы.

Примеры сложных предложений для самопроверки:

1. Любому человеку полезнее прогуляться в парке, чем нежели сидеть целый вечер за компьютером.
2. Ей пришлось вернуться в город, в котором она провела детство, которое теперь казалось таким далёким.
3. В анкету нужно внести паспортные данные и в какой должности работаете в настоящее время.
4. Если бы в эту минуту в комнату заглянул бы какой-нибудь взрослый, он увидел бы странное зрелище.
5. О том, что ЕГЭ станет основной формой вступительных испытаний в большинстве вузов страны, ожидали немногие.

О грамматических ошибках при построении сложноподчиненных предложений

На выпускном экзамене в прошлом учебном году по критерию К9 “Соблюдение языковых норм” не сделали грамматических ошибок в собственной письменной речи только 51% выпускников.

Предлагаем практический материал по предупреждению грамматических ошибок при построении СПП с придаточными определительными и изъяснительными – его можно в различной форме включить в ход урока. Работа по формированию грамматических норм на уроке может быть, например, организована в виде ролевой игры “Корректор”.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Обращаем внимание учеников на то, что при употреблении придаточных определительных часто допускаются грамматические ошибки. Какие это ошибки? Каковы способы устранения недочетов?

Задание 1. Подумайте, почему герою романа И.Гончарова “Обломов” не понравилось собственное письмо.

Илья Ильич сел к столу и быстро вывел:

Милостивый государь!

Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предложили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни…

Задание 2. Исправьте ошибки, допущенные в ученических сочинениях.

1) Я учусь в школе, которая носит имя писателя, который известен всей стране. 2) У памятника, который был открыт недавно, всегда лежат цветы, которые приносят дети и взрослые. 3) Я прочитала книгу, в которой рассказывается о городе, в котором прошло мое детство.

– Какие способы устранения недочетов вы выбрали? Всегда ли возможна замена придаточного определительного предложения причастным оборотом?

Тренировочные упражнения

Задание 3. Объясните и исправьте ошибки в построении предложений. Предложения запишите в исправленном виде.

1) Режиссер дал актрисе трудное задание, которую он очень верил. 2) Оратор своей речью захватил внимание слушателей, которая всех глубоко взволновала. 3) В пруду разводили рыбу, на берегу которого мы жили. 4) Спортивные общества организуются повсюду, которые стали очень популярными. 5) Возле дома мы простились, в котором жили Кравцовы. 6) Спустившись вниз в лощину, Долохов велел казакам дожидаться, которые сопровождали его.”

Вывод: надо перестроить предложения так, чтобы придаточное определительное всегда стояло после определяемого слова.

Подумайте, какое существительное главного предложения согласуется с союзным словом который? Двусмысленность возникает тогда, когда в главном есть другое существительное того же рода.

Например: Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе . (Кто был покрыт пеной – лошади или казаки?)

В этом случае придаточное определительное следует заменить причастным оборотом: Покрытые пеной лошади казаков с трудом взбирались по горной тропе.

Следует обращать внимание на согласование в роде и числе союзных слов который (какой) с тем словом главного предложения, к которому относится придаточное (форма падежа зависит от того, каким членом предложения является союзное слово).

Падежная форма слова который обычно определяется двумя условиями: 1) если оно не зависит от других членов предложения, то является подлежащим в придаточном предложении и стоит в именительном падеже; 2) если же оно зависит от сказуемого, то является дополнением и его падежная форма управляется глаголом (или прилагательным), являющимся сказуемым.

Задание 4. Укажите правильную форму союзного слова который. Перепишите предложения в исправленном виде; обозначьте род, число, падеж союзного слова и укажите стрелкой, от какого слова эта форма зависит.

1) Высокогорное озеро Рица, в которой удивительно прозрачная вода, поразило меня. 2) Есть такая страна – Детство, в которое уже мы, взрослые, не попадем. 3) Ребята направились к селу Федоров двор, который виднелся на крутом берегу реки. 4) Наряду с двусоставными в русском языке широко распространены односоставные предложения, в котором подлежащее и сказуемое выражены одним словом. 5) Обличительные речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.

Задание 5. Определите, какая ошибка допущена в структуре сложного предложения с придаточным определительным. Перепишите предложения в исправленном виде, подчеркните союзное слово, надпишите над ним падеж, стрелкой укажите, от какого слова он зависит.

1) В конце мая уже нет такой свежести, которой была в апреле. 2) В письме говорилось, что в город, который управляет городничий Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.

Задание 6. Исправьте предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, куда, откуда, когда. Исправленные предложения запишите, расставляя знаки препинания.

1) Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2) Год в который я переселился в Тюмень был богат такими событиями которые невозможно забыть. 3) Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час в который все спали. 4) Завод на который направили молодого специалиста выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5) Страна из которой приехали молодые люди нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

– Какие способы исправления еще возможны? (Употребление определительного оборота: …тайгой, богатой дичью, …продукцию, очень нужную сельскому хозяйству; причастного оборота: …в специалистах, выпускаемых… )

Задание 7. Найдите и исправьте ошибки, допущенные при построении предложений.

Обратите внимание: не следует использовать разные синтаксические конструкции при одном определяемом слове, т.е. одно и то же существительное нельзя пояснить придаточным предложением и причастным оборотом.

1) Струи фонтана, которые искрились на солнце и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух. 2) Огромная туча, которая медленно двигалась и застилающая небо, заставила нас отказаться от прогулки. 3) Занятия, которые проводил с нами новый учитель физкультуры и очень интересовавшие ребят, я посещал регулярно.

Задание 8. Объясните, в чем чеховский герой отступает от литературных норм при употреблении придаточных определительных предложений.

1. Вы меня извините, я человек, который работающий… 2. Я человек, который в чинах, и то живу просто.

Сложноподчиненные предложения
с придаточными изъяснительными (фрагмент урока)

Слово учителя. На первый взгляд, в построении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными нет ничего сложного. Но это только на первый взгляд.

Попробуйте объяснить, что неверно в предложениях, включенных в задание, с точки зрения грамматики. (Используется раздаточный материал.)

Учащиеся делают самостоятельные выводы, в случае необходимости учитель корректирует их ответы. Характер ошибки фиксируется на специальном слайде “Виды грамматических ошибок при построении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными”.

Задание

1. Пьеса разоблачает “темное царство” и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям. (Неправильно соединены в качестве однородных словосочетание (в роли дополнения) и придаточное предложение.)

2. Командир сказал, данное мне поручение было простым испытанием. (Пропущен союз что. )

3. Он считал, что будто мы его неправильно поняли. (Неправомерно употребляются два близких по значению подчинительных союза.)

4. Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли подаренные книги им интересны. Брат спросил меня, что зачем я взял с собой младшую сестру. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать подчинительный союз и частицу ли в роли союза или союз что и другое союзное слово. Правильно: …задали вопрос, были ли подаренные книги им интересны; …спросил меня, зачем я взял с собой младшую сестренку.)

5. Корчагин твердо заявил, что к буденновцам я обязательно перейду. (В придаточное изъяснительное, представляющее собой косвенную речь, ошибочно включаются элементы прямой речи. Правильно: Корчагин твердо заявил, что к буденновцам он обязательно перейдет.)

Ролевая игра “Корректор”

Представьте себе, что вы работаете корректором в печатном издании. Исправьте ошибки в построении предложений. По два предложения из каждой части запишите в исправленном виде.

I. 1) Судья указал участнику матча, что вы нарушили правила. 2) Алеша сказал, что если бы я знал о срыве игры, то не допустил бы этого. 3) Ребята уверяли, что мы свою команду не подведем. 4) Коля твердо решил, что я больше опаздывать не буду.

II. 1) Большая заслуга ребят в этом, что в трудные дни они не растерялись. 2) Мне дали понять о том, что я жду напрасно. 3) Мне долго пришлось доказывать о том, что Дима прав.

III. 1) Я понятия не имел, что сколько еще времени надо ехать до нужной остановки. 2) Петр поинтересовался, что имею ли я разряд по шахматам. 3) У костра Долохов спросил, что где находится шестой полк. 4) Тогда Долохов стал расспрашивать, как готовятся ли они к нападению на казаков.

Н.С. КУШНАРЕВА,
станица Тагинская,
Республика Адыгея

В главной части многих сложноподчиненных предложений необходимо указательное слово (местоимение), к которому относится придаточная часть. Пропуск такого обязательного компонента приводит к ошибкам:

*Кстати, однажды меня засекла одна учительница, как я с удовольствием расстрелял одно из школьных окон и наслаждался его падением (газ.).

В этом предложении смешаны два возможных варианта конструкции – две разные модели сложноподчиненного предложения:

а) ...учительница засекла (= видела), как я расстрелял окно...;

б) ...учительница засекла (= застала) меня за тем, как я расстрелял окно...

Смешение двух моделей вызвано здесь тем, что говорящий (известный музыкант, у которого берут интервью) использовал жаргонное словечко «засекла», имея в виду сразу два его значения («видела» и «застала»), в то время как эти значения требуют разного построения конструкции. Дело в том, что второе значение требует дополнения меня внутри главного предложения, но, как только это дополнение появляется, без указательного слова, организующего связь с придаточной частью, обойтись уже нельзя – происходит переход от модели (а) к модели (б).

Еще один похожий пример:

*Последняя встреча Иванова с Олбрайт свидетельствует, что мы можем добиться успеха в этом направлении (газ.)

Должно было быть:., свидетельствует о том , что...

В последнее десятилетие количество ошибок в подобных конструкциях заметно возросло. Это связано с тем, что в системе сложноподчиненных предложений русского языка соседствуют близкие модели:

а) с изъяснительным придаточным (без указательного слова в главной части); некоторые такие предложения допускают вставку указательного слова (но не требуют ее), сравните: ...говорил, что... говорил о том , что...;

б) так называемые предложения вмещающего типа – с обязательным указательным местоимением в главной части: ...свидетельствовал о том, что... (в школьной грамматике такие предложения тоже относят к изъяснительным).

В моделях группы (а) придаточное относится к такому слову в главной части, которое имеет четко ограниченное значение речи / чувства / мысли / волеизъявления; чаще всего это глаголы (сказать, говорить, сообщить; почувствовать, увидеть, услышать; подумать, предположить, доказать; просить, попросить, приказать и др.). Введение указательного местоимения в такие предложения дела не меняет: придаточное в любом случае подчиняется не ему, а слову с указанным значением:

Я так и не сказал маме (о том), что на самом деле не готовился к экзамену.

Положение осложняется тем, что не все глаголы, способные присоединять изъяснительные придаточные, допускают рядом указательное местоимение в предложном падеже (о том): можно, например, сказать или говорить о том, но нельзя доказать о том или предположить о том.