Дионис - греческий бог виноделия. Культ дионисия и его проникновение на русь Культ дионисия

Зевс был весьма похотливым богом, так что у ревнивой Геры было достаточно поводов, чтобы оправдывать свое имя. Другая возлюбленная Зевса по имени Семела, будучи от него в положении, по наущению ревнивой Геры просит своего желанного явиться к ней в полном своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепеляет Семелу огнём, успев выхватить из пламени явившегося на свет раньше времени малютку Диониса, будущего бога вина по прозвищу Вакх (в латинском произношении Бахус). Культ Диониса впоследствии охватил всю Грецию. С особой страстностью ему поклонялись женщины-вакханки, устраивая дикие оргии - вакханалиии.

В одной из таких вакханалий обезумевшие от выпитого вакханки отрывают вещему певцу Орфею голову, которая, Прибитая волнами к острову Лесбос, продолжает пророчествовать. Вот такая грустная история.

Семела по-арабски означает "хмель" . Что же порождает хмель? Арабский корень ВКХ означает "грубость, хамство, бесстыдство". Кто станет спорить против того, что хмель как раз и порождает названное состояние? А вот корень ДНС значит "нечисть, порок, грех". Фактически в имени бога Диониса содержится моральная и даже юридическая оценка тому состоянию, которое наступает в результате неумеренного употребления хмельного.

Юридическая оценка совсем здесь не лишняя, тем более что мученически убиенный Орфей происходит от арабского корня ЪРФ "знать". Чтобы понять имя Орфея правильно, надо его первую букву прочитать по-финикийски, Айном, тогда получим арабский корень ЪРФ или в финикийском начертании ОРФ "знать, узнавать, угадывать". Знания - вот что убивают во время оргии распоясавшиеся вакханки. Как видно, древние греки совсем не понимали своих мифов, коль скоро поклонялись зелью в специально сооруженных для этого дела храмах. Не это ли одна из причин того, что древнегреческая цивилизация без времени канула в Лету?

Но отчего же вакханки оторвали греческому ведуну голову? Забегая вперед, скажу, что познание бывает двух видов. Познание женщины и познание Истины (Бога). Известная всему миру звезда Давида (любви) к реальному еврейскому царю имеет лишь то отношение, что арабское таваддуд "любовь", производное от вудд "любовь", созвучно имени царя, которое евреи тоже переводят как "любовь". Это - звезда Любви. Эта шестконечная (!) звезда состоит из двух треугольников, каждый из которых указывает на один из органов любви, органов познания. Один - на лоб, другой - на лобок. Одновременно звезда представляет собой принципиальную схему двух энергетических контуров, работающих в противофазе. Когда энергия циркулирует в одном контуре, другой затухает. У Орфея, главным образом, работал верхний контур, отчего удовлетворить сексуальные домогательства пьяных женщин он не мог. Мешала голова. Ведь работает либо голова, либо головка. Либо чело, либо член. Вместе как-то плохо получается. Пришлось Орфею головы лишиться.


Итак, отчлененную голову Орфея прибило к острову Лесбос. Опять уместен вопрос, почему именно к лесбиянкам? А вот почему. Навание острова Лесбос происходит от сложения арабского ласа"а "быть близким" и би"са "плохое", "бесовское", т.е. "бесовская близость". Бесовская-то бесовская, но для головы безопасная. Их занятия не дионисовские попойки, сопровождавшиеся трагедиями.

Дионису посвящались особые религиозно-культовые обряды с участием козлов, по-гречески трагосов. Козлы пели песни, так называемые трагодии. Современные ученые считают, что слово трагедия произошло как раз от названия козлиных песен. Похоже все-таки, что трагедии не от козлиных песен, а от злоупотребления спиртным. Что же касается этимологии этого слова, то оно происходит от арабского та:ригат "беда", "несчастье", "трагедия". Это не заимствование из греческого, как сказали бы мои оппоненты из числа арабистов, а от арабского глагола ТРК (ТРГ) "приходить неожиданно". По этому признаку трагедия и называется трагедией, а не потому, что греческие актеры облачались перед выступлением в козлиные шкуры. Как раз наоборот, актеры облачались в шкуры козлов, поскольку арабского происхождения слово трагедия оказалось созвучным названию козлов в древнегреческом языке. Ну, а то, что трагедии (не козлы) и в самом деле являются спутниками зеленого змия, так в этом сомневаться не приходится. И то обстоятельство выписано в греческой мифологии с достаточной тщательностью. Трагедия случилась не только с Орфеем.

Вот другая трагедийная история. Некий Икарий получил в дар от Диониса мешок с вином и отнес его пастухам, чтобы научить их виноделию, но те, опьянев, убили нашего героя, заподозрив, что он их отравил. На этом история не кончается. Дочь Икария Эригона, узнав о смерти отца, с горя повесилась. Имя отца по-арабски означает "снадобье": , буквально "отнимающий ноги", а имя дочери созвучно с арабским ъарагон "водка", "арака". Вот она трагедия - спутница Диониса.

Другими спутницами Диониса были музы. Их было девять сестер. Не очень, на первый взгляд, понятно, что у них общего с козлами. Какой им смысл с ними тусоваться. Но когда пролаз по У (в древнеарамейском так обозначался Ъайн) вернуть к первоисточнику, то получается, что музы (по-арабски- мъз) -это козы. Козлы и музы - это от лукавого. Козлы и козы -понятно и ежику. Ну, а количество муз - это все та же цифра девять, цифра любви. Перевернутая шестерка. Слово тусоваться, ворвавшееся в наш мир из молодежного языка, происходит на самом деле от арабского та:ву:с "фазан". Тусоваться значит "фазаниться", т.е. "играть брачные игры". В арабском языке это слово означает "прихорашиваться", "наряжаться". В конечном итоге слово восходит через арабское ситт "шесть", "женщина" к тисъ "девять". Тусовка - элемент механизма воспроизводства, все равно, фазанов или людей.

Не только главные герои греческих мифов носят говорящие имена. Даже второстепенные персонажи расшифровываются таким же способом. Так, кормилицу Диониса зовут Рода, что по-арабски как раз и означает "кормилица": . Его воспитательница Ино тоже не случайно носит имя, созвучное и с вином, и с виной.

Любопытно, что названия многих алкогольных напитков выражают либо констатирующую идею грубости, хамства, записанную в прозвище Вакх, либо осуждающую идею вины, порока, записанную в имени Дионис. Судите сами. Вот значения арабских корней, созвучных с названиями спиртных напитков. ВДР "грязь, нечисть" (водяра, водка). ВСХ "грязь, нечисть" (виски). ДЖНЙ - "совершать уголовное преступление" (джин), что как нельзя лучше подходит в качестве квалификации деяний вакханок. ГРХ - "совершать грех". По поводу корня ГРХ важно отметить, что арабская Х8, как мы убеждались многократно, может читаться как русское И8, так что корень дает и горилку (ГРИ), и горькую (ГРХ). Ром восходит к арабскому слову хара:м "грех", в котором первая гортанная пала вместе со своей огласовкой, а долгая А, которая в иных языках (иврит, персидский да и в египетском диалекте арабского языка) произносится как О, и здесь дала О. Даже наш самогон только на первый взгляд кажется непричастным к описываемой здесь закономерности. Корень СМГ является почти полным синонимом корню ВКХ. Самигон - арабское слово, означающее "хам, грубиян". Это может показаться невероятным, поскольку в русском сознании название самодельной водки предстает строго мотивированным словом. Никто не сомневается в том, что самогон называется так потому, что его гонят сами. Это самодельный напиток. Такое понимание стало возможным потому, что первая часть слова оказалась созвучной с русским сам (арабское соответствие - ъыса:ми "самостоятельный"). После этого ничего не оставалось, как приписать оставшейся части гон значение изготовления спиртного. Так появилось русское слово гнать, что по-арабски опять же означает "совершать преступление" (того же корня, что и джин). От правды не уйдешь, как ни маскируйся.

Пример изощренной маскировки порока за благонравными словами являет собой слово спирт, связанное с идеей дыхания. Дело зашло так далеко, что даже арабы спиртные напитки называют духовными. Духовная, так сказать, пища. При сравнении с арабскими корнями выясняется, что в случае со спиртом мы имеем ложную кальку с арабского. Просто кто-то перепутал джина по-арабски, джинний "джин, дух" (или гиншш, откуда гений - корень. ГНН) с корнем ГНИ "уголовное преступление", который пишется точно так же как и джин "дух". В результате из бутылки вылез не зеленый змий, злой преступник, матерый убийца, уголовник-рецидивист, а добрый гений, чародей, маг-волшебник, говорливый старикашка Хоттабыч («ХТБ - "говорить речи"), который видения белой горячки выдает за чудесную магию. Обратите внимание при этом, как у нас называется состояние полной замороченности рассудка: белая горячка, не черная, или какая-нибудь там синяя, а именно белая, как белая магия. То, что это состояние называется горячкой - понятно. Это перевод арабского, хумма "жар, лихорадка, бред", а вот в белую горячка, как мы уже выяснили, превратилась в русском языке. Напомню, что стоит лишь прочитать гласную Е по-арабски (так арабы изображают букву Ъайн:), как слово бел превращается в БЪЛ "голова". От этого же корня балбес, что по-арабски означает "плохая голова" и болван буквально: "слабая голова" и балда, что и по-арабски означает "дура". Понятно, что белизна в названии этой страшной болезни появилась в русском для того, чтобы хоть сколько обелить болезнь головы под названием "головная лихорадка". Согласитесь, что это все же болезнь головы. Согласитесь также, что мы оказались в гораздо более замороченном состоянии, чем древние греки, заморочка которых касалась исключительно названий порока, сам же порок представал перед ними в описаниях античных авторов в обнаженном виде. В древнегреческих трагедиях - откровенные бесчинства и смерть, в наших сказках - те же герои, но уже в благообразных масках, творят добрые чудеса, внедряя в детское подсознание ядовитую идею о безобидности потомков Семелы.

Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия
Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н.э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии.

В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.
Примечание: авторы и названия картин всплывают, если на них навести курсор.


Франция. Изобразительное искусство 1 в. до н. э. — 17 в. Ф. Жирардон. «Апполон и нимфы» (декоративная группа в гроте парка в Версале), Мрамор. 1662—72.

Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Диониса: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис - сын Зевса и Деметры (Diod. III 62, 2 - 28). Согласно основному мифу, Дионис - сын Зевса и дочери фиванcкого царя Кадма Семелы.

По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре (Неs. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297), а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (Eur. Bacch. 556-569) или сестре Семелы Ино (Apollod. III 4, 3).
Родившийся через три месяца мальчик и был богом Дионисом, который, достигнув зрелости, разыскал мать в подземном царстве, после чего Семела была перенесена на Олимп. Завистливые сестры Семелы истолковали её смерть как наказание, посланное Зевсом за то, что она отдавалась смертному. Впоследствии Зевс отомстил сестрам Семелы, наслав всякого рода бедствия на их сыновей.
Имя Семела фригийского происхождения, оно значит «земля»; вероятно, Семела была фригийско-фракийским божеством земли. Миф же о рождении Диониса от Зевса должен был обеспечить введение в олимпийский пантеон бога, первоначально к нему не принадлежавшего.

Дионис нашел виноградную лозу и научил людей делать вино.
Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям.

После этого Дионис через Фракию отправился в Индию (Apollod. III 5, 1). Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники - тирренцы (Apollod. III 5, 3). Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов (Hymn. Ноm. VII).
В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608). Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке (618 920-923) и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родил Энопиона, Фоанта и др. (Apollod. epit. I 9). Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию.

В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса - Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием.

С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"], били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (Eur. Bacch. 135-167, 680 - 770).

Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены (616-626). Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное (Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061 - 1152).
На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Диониса, бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми (Apollod. III 5, 1)

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики (Paus. X 4, 3). В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (Aristot. Rep. Athen. III 3).

Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia букв. "песнь о козле" или "песнь козлов", то есть козлоногих сатиров - спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Менады (M a i n a d e z, "безумствующие"), вакханки, бассариды · спутницы Диониса. Следуя фиасами (толпами) за Дионисом, менады, украшенные виноградными листьями, плющом, сокрушают все на своем пути тирсами, также увитыми плющом. Полуобнаженные, в шкурах пятнистого оленя, со спутанными волосами, часто подпоясанные задушенными змеями, они в безумном восторге взывают к Дионису Бромию ("Шумному") или к Дионису Плющевому, восклицая "Вакх, Эвое".

Они растерзывают в лесах и горах диких животных и пьют их кровь, как бы приобщаясь к растерзанному божеству. Тирсами менады выбивают из скал и земли молоко и мед, нередки человеческие жертвы. Они увлекают за собой женщин, приобщая их к служению Дионису.

Источником мифов о менадах является трагедия Еврипида "Вакханки", но уже у Гомера Андромаха, узнавшая о гибели Гектора, названа "менадой с сильно бьющимся сердцем" (Гомер "Илиада", XXII 460 след.).

Вакханалия — так называли римляне оргические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие с Востока и распространившиеся сначала по югу Италии и Этрурии, а ко II в. до н. э. — по всей Италии и в Риме.

Вакханалия проводилась тайно, её посещали только женщины, которые собирались в роще Симилии возле Авентийского холма 16-го и 17-го Марта. Позже на церемонию стали приходить и мужчины, а торжества начали проводиться пять раз в месяц.

Дурная слава этих празднеств, на которых планировалось множество различных преступлений и политических тайных сговоров, которую отчасти распространял Сенат — так называемый, Senatus consultum de Bacchanalibus (надпись на бронзовой табличке, найденной в Калабрии в 1640 г.) — способствовала запрещению Вакханалии на территории всей Италии, кроме отдельных особых случаев, которые должен был одобрить непосредственно Сенат.

Несмотря на тяжёлое наказание, налагаемое на нарушителей данного постановления, Вакханалия не была искоренена, во всяком случае на юге Италии, очень долгое время. Кроме Диониса, Вакх приравнивается к Либеру (а также к Либеру Патеру). Либер («свободный») был богом плодородия, вина и роста, он был женат на Либере. Праздник в его честь назывался Либералия, он праздновался 17 марта, но согласно некоторым мифам, праздник отмечался и 5 марта.

Празднества эти соединялись с диким, исступлённым разгулом самых низших животных страстей и нередко сопровождались насилиями и убийствами. В 186 году сенат принял против них самые строгие меры (Senatusconsultum de Bacchanalibus дошло до нас на бронзовой доске, хранящейся теперь в Вене). Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений (Ливий, 29, 8-18). Совершенно искоренить эти безнравственные мистерии, однако, не удалось, а имя их надолго осталось для обозначения шумных попоек, и в этом смысле употребляется и в России.

Источников информации много, в том числе: http://www.greekroman.ru, http://mythology.sgu.ru, http://myfhology.narod.ru, http://ru.wikipedia.org

Дионис

Дионис, он же Вакх (Микеланджело Меризи де Караваджо)

Википедия

Дионис (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, микен. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionysus), Вакх, Ба́хус (др.-греч. Βάκχος, лат. Bacchus) — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее» (XXIV 74).
До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством, казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса еще до Троянской войны. В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса).
В римской мифологии ему соответствует Либер (лат. Liber).

Дионис, деталь фрески Аллегория Осень (Giovanni Francesco Romanelli (1610-1662)

Мифы о Дионисе

Согласно речи Котты, приводимой у Цицерона, Дионисов было пять:

Сын Зевса и Персефоны.
Сын Нила, убил Нису.
Сын Кабира, царь Азии, в его честь празднества Сабазии.
Сын Зевса и Селены, в его честь орфические празднества.
Сын Ниса и Фионы, учредитель Триетерид.

Классическая версия

Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждет ребенка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид или странницы, или Берои, кормилицы Семелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не могут. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру.

Юпитер и Семела (Гюстав Моро (Gustave Moreau, 1826-1898)

Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившись в пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнём. Зевс успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод, зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра. Когда Зевс мучился родами, Посейдон угостил его тунцом.
Дионис родился шестимесячным и оставшееся время донашивался Зевсом. Родился на Наксосе и воспитан местными нимфами. Или родился на склонах Дракана (Крит).

Юность Бахуса (центральный фрагмент)
Бугро, Адольф Вильям (1825-1905)

Альтернативные версии

Согласно сказанию жителей Брасии (Лаконика), когда Семела родила сына от Зевса, Кадм заключил ее в бочку вместе с Дионисом. Бочка была выброшена на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитали, его кормилицей стала Ино, воспитав его в пещере.
Согласно ахейскому рассказу, Дионис был воспитан в городе Месатис и здесь подвергся опасностям со стороны титанов.

Воспитание Диониса

Ино ухаживает за ребёнком Дионисом
(John Henry Foley 1818-74)

У мифов, где фигурирует Семела, вторая мать Диониса, есть продолжение о воспитании бога.
Чтобы обезопасить своего сына от гнева Геры, Зевс отдал Диониса на воспитание сестре Семелы Ино и её супругу Афаманту, царю Орхомена, где юного бога стали воспитывать как девочку, чтобы Гера не нашла его. Но это не помогло. Супруга Зевса наслала на Афаманта безумие, в припадке которого Афамант убил своего сына Леарха. ...Едва успела бегством спастись от смерти Ино с другим сыном, Меликертом. Муж погнался за ней и уже настигал ее. Впереди крутой, скалистый морской берег, внизу шумит море, сзади настигает безумный муж - спасения нет у Ино. В отчаянии бросилась она вместе с сыном в море с прибрежных скал. Приняли в море Ино и Меликерта нереиды. Воспитательница Диониса и ее сын были обращены в морские божества и живут они с тех пор в морской пучине...
Затем Зевс превратил Диониса в козленка, а Гермес отнес его к нимфам в Нису (между Финикией и Нилом).. Нимфы спрятали его от Геры, закрыв колыбель ветками плюща. Воспитан в пещере на Нисе. После гибели первых воспитателей, Дионис был отдан на воспитание нимфам Нисейской долины. Там наставник юного бога Силен открыл Дионису тайны природы и научил изготовлению вина.

Силен с маленьким Дионисом на руках
(римская копия с оригинала Лисиппа
IV в. до н.э.)

В награду за воспитание сына, Зевс перенёс нимф на небо, так появились, согласно мифу, на небе Гиады, скопления звёзд в созвездии Тельца рядом со звездой Альдебаран.

Дионис и безумие

Когда Гера вселила в него безумие, он покинул воспитывавших его Ореад и бродил по землям Египта и Сирии. Согласно мифам Дионис путешествовал по Египту, Индии, Малой Азии, пересёк Геллеспонт, попал во Фракию, а оттуда добрался до родных Фив в Греции. Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие. Согласно одним мифам, Диониса свела с ума ненавидящая его Гера (Гера — супруга Зевса, а Дионис внебрачный сын громовержца), он даже совершал убийства, будучи взбешён.

Вакханалия, 1608 (Jan Brueghel (I) (1568-1625)

По другим же версиям, он сам сводил с ума тех, кто отвергал его и не признавал в нём бога.

Так, по одной из версий мифа, царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу Диониса.

Ликург

Не везде признают власть Диониса. Часто приходится ему встречать и сопротивление; часто силой приходится покорять ему страны и города. Но кто же может бороться с великим богом, сыном Зевса? Сурово карает он тех, кто противится ему, кто не хочет признать его и чтить, как бога. Первый раз пришлось Дионису подвергнуться преследованиям во Фракии, когда он в тенистой долине со спутницами своими менадами весело пировал и плясал, охмелев от вина, под звуки музыки и пения; тогда напал на него жестокий царь эдонов Ликург. В ужасе разбежались менады, бросив на землю священные сосуды Диониса; даже сам Дионис обратился в бегство. Спасаясь от преследования Ликурга, он бросился в море; там укрыла его богиня Фетида. Отец Диониса, Зевс-громовержец, наказал жестоко Ликурга, осмелившегося оскорбить юного бога: Зевс ослепил Ликурга и уменьшил срок его жизни.

С ума сошли и дочери Миния

Дочери Миния.
И в Орхомене, в Беотии, не хотели сразу признать бога Диониса. Когда явился в Орхомен жрец Диониса-Вакха и звал всех девушек и женщин в леса и горы на веселое празднество в честь бога вина, три дочери царя Миния не пошли на празднество; они не хотели признать Диониса богом. Все женщины Орхомена ушли из города в тенистые леса и там пением и плясками чествовали великого бога. Увитые плющом, с тирсами в руках, они носились с громкими криками, подобно менадам, по горам и славили Диониса. А дочери царя Орхомена сидели дома и спокойно пряли и ткали; не хотели и слышать они ничего о боге Дионисе. Наступил вечер, солнце село, а дочери царя все еще не бросали работы, торопясь во что бы то ни стало закончить ее. Вдруг чудо предстало перед их глазами, Раздались во дворце звуки тимпанов и флейт, нити пряжи обратились в виноградные лозы, и тяжелые грозди повисли на них. Ткацкие станки зазеленели: их густо обвил плющ. Всюду разлилось благоухание мирта и цветов. С удивлением глядели царские дочери на это чудо. Вдруг по всему дворцу, окутанному уже вечерними сумерками, засверкал зловещий свет факелов. Послышалось рыканье диких зверей. Во всех покоях дворца появились львы, пантеры, рыси и медведи. С грозным воем бегали они по дворцу и яростно сверкали глазами. В ужасе дочери царя старались спрятаться в самых дальних, в самых темных помещениях дворца, чтобы не видеть блеска факелов и не слышать рыканье зверей. Но все напрасно, нигде не могут они укрыться. Наказание бога Диониса этим не ограничилось. Тела царевен стали сжиматься, покрылись темной мышиной шерстью, вместо рук выросли крылья с тонкой перепонкой, - они обратились в летучих мышей. С тех пор скрываются они от дневного света в темных сырых развалинах и пещерах. Так наказал их Дионис.

Царя Пенфея растерзали обезумевшие вакханки. Сама мать несчастного Агава была среди этих женщин, она укрепила окровавленную голову сына на тирс, убеждённая, что это голова львёнка.
В Аргосе Дионис поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо.

Индийский поход

Дионис сражается с обитателями Индии. Римская мозаика IV века н.э (Massimo)

Отправился в поход против Индии и вернулся через три года, поэтому ему приносят «трёхлетние жертвы» и совершают раз в 3 года вакхические празднества. Первым навел мост через Евфрат у города Зевгма, где хранился канат из лоз винограда и плюща. О почитании Диониса в Индии рассказывал Мегасфен. По некоторым данным, во время войны в Индии он был убит Персеем и погребен.

Сошествие в Аид

Дионис спустился в Аид через болото Алкионию, а спуск ему показал Полимн. Из Аида он вывел свою мать Семелу, ставшую богиней Фионой.

Плен у Тирренских пиратов

Во время плавания Диониса с Икарии на Наксос его похитили тирренские пираты (среди которых были Алкимедонт и Акет), триеру которых он по неосторожности нанял.

Дионис у Тирренских пиратов (мозаика)

Но они проплыли мимо Наксоса, заковали Диониса в цепи и взяли курс на Азию, желая продать его в рабство. Однако оковы сами упали с рук Диониса, а мачты и весла Дионис превратил в змей, наполнив корабль ветвями виноградных лоз и плюща и пением флейт. Он явился на палубу в образе медведицы и льва. Пираты от страха попрыгали в море и превратились в дельфинов.

Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».
Дионис покарал и тирренских морских разбойников, но не столько за то, что они не признавали его богом, сколько за то зло, которое они хотели причинить ему как простому смертному.
Однажды стоял юный Дионис на берегу лазурного моря. Морской ветерок ласково играл его темными кудрями и чуть шевелил складки пурпурного плаща, спадавшего со стройных плеч юного бога. Вдали в море показался корабль; он быстро приближался к берегу. Когда корабль был уже близко, увидали моряки - это были тирренские морские разбойники - дивного юношу на пустынном морском берегу. Они быстро причалили, сошли на берег, схватили Диониса и увели его на корабль. Разбойники и не подозревали, что захватили в плен бога. Ликовали разбойники, что такая богатая добыча попала им в руки. Они были уверены, что много золота выручат за столь прекрасного юношу, продав его в рабство. Придя на корабль, разбойники хотели заковать Диониса в тяжелые цепи, но они спадали с рук и ног юного бога. Он же сидел и глядел на разбойников со спокойной улыбкой. Когда кормчий увидал, что цепи не держатся на руках юноши, он со страхом сказал своим товарищам:
- Несчастные! Что мы делаем? Уж не бога ли мы хотим сковать? Смотрите, - даже наш корабль едва держит его! Не сам ли Зевс это, не сребролукий ли Аполлон или колебатель земли Посейдон? Нет, не похож он на смертного! Это один из богов, живущих на светлом Олимпе. Отпустите его скорее, высадите на землю. Как бы не созвал он буйных ветров и не поднял бы на море грозной бури!
Но капитан со злобой ответил мудрому кормчему:
- Презренный! Смотри, ветер попутный! Быстро понесется корабль наш по волнам безбрежного моря. О юноше же мы позаботимся потом. Мы приплывем в Египет или на Кипр, или в далекую страну гипербореев и там продадим его; пусть-ка там поищет этот юноша своих друзей и братьев. Нет, нам послали его боги!
Спокойно подняли разбойники паруса, и корабль вышел в открытое море. Вдруг совершилось чудо: по кораблю заструилось благовонное вино, и весь воздух наполнился благоуханием. Разбойники оцепенели от изумления. Но вот на парусах зазеленели виноградные лозы с тяжелыми гроздьями; темно-зеленый плющ обвил мачту; всюду появились прекрасные плоды; уключины весел обвили гирлянды цветов. Когда увидали все это разбойники, они стали молить мудрого кормчего править скорее к берегу. Но поздно! Юноша превратился в льва и с грозным рычаньем встал на палубе, яростно сверкая глазами. На палубе корабля появилась косматая медведица; страшно оскалила она свою пасть.
В ужасе бросились разбойники на корму и столпились вокруг кормчего. Громадным прыжком лев бросился на капитана и растерзал его. Потеряв надежду на спасение, разбойники один за другим кинулись в морские волны, а Дионис превратил их в дельфинов. Кормчего же пощадил Дионис. Он принял свой прежний образ и, приветливо улыбаясь, сказал кормчему:
- Не бойся! Я полюбил тебя. Я - Дионис, сын громовержца Зевса и дочери Кадма, Семелы!

Мидас. Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».

Однажды веселый Дионис с шумной толпой менад и сатиров бродил по лесистым скалам Тмола во Фригии. Не было в свите Диониса лишь Силена. Он отстал и, спотыкаясь на каждом шагу, сильно охмелевший, брел по фригийским полям. Увидали его крестьяне, связали гирляндами из цветов и отвели к царю Мидасу. Мидас тотчас узнал учителя Диониса, с почетом принял его в своем дворце и девять дней чествовал роскошными пирами. На десятый день Мидас сам отвел Силена к богу Дионису. Обрадовался Дионис, увидав Силена, и позволил Мидасу в награду за тот почет, который он оказал его учителю, выбрать себе любой дар. Тогда Мидас воскликнул:
- О, великий бог Дионис, повели, чтобы все, к чему я прикоснусь, превращалось в чистое, блестящее золото!
Дионис исполнил желание Мидаса; он пожалел лишь, что не избрал себе Мидас лучшего дара.
Ликуя, удалился Мидас. Радуясь полученному дару, срывает он зеленую ветвь с дуба - в золотую превращается ветвь в его руках. Срывает он в поле колосья - золотыми становятся они, и золотые в них зерна. Срывает он яблоко - яблоко обращается в золотое, словно оно из сада Гесперид. Все, к чему ни прикасался Мидас, тотчас обращалось в золото. Когда он мыл руки, вода стекала с них золотыми каплями. Ликует Мидас. Вот пришел он в свой дворец. Слуги приготовили ему богатый пир, и счастливый Мидас возлег за стол. Тут-то он понял, какой ужасный дар выпросил он у Диониса. От одного прикосновения Мидаса все обращалось в золото. Золотыми становились у него во рту и хлеб, и все яства, и вино. Тогда-то понял Мидас, что придется ему погибнуть от голода. Простер он руки к небу и воскликнул:
- Смилуйся, смилуйся, о, Дионис! Прости! Я молю тебя о милости! Возьми назад этот дар!
Явился Дионис и сказал Мидасу:
- Иди к истокам Пактола, там в его водах смой с тела этот дар и свою вину.
Отправился Мидас по велению Диониса к истокам Пактола и погрузился там в его чистые воды. Золотом заструились воды Пактола и смыли с тела Мидаса дар, полученный от Диониса. С тех пор златоносным стал Пактол.

Брак с Ариадной

Дионис и Ариадна
(Sebastiano Ricci (1659-1734)

Ариадна — дочь критского царя Миноса, с помощью нити которой афинский герой Тесей смог выбраться из лабиринта. На острове Наксос, по пути в Афины, герой вероломно бросил девушку. Ариадна была готова покончить с жизнью, но её спас Дионис, он взял её себе в жёны. Из любви к младшему сыну, Зевс сделал Ариадну бессмертной богиней.

Вакх и Ариадна (Алессандро Турчи)

По другой версии, сам Дионис явился Тесею во сне, когда герой спал на Наксосе, и сообщил, что боги назначили Ариадну ему, Дионису, в жёны. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове.

Другие предания

Кроме вина, Дионис изобрел «пиво».
Дионис и сопровождавшие его женщины впервые издали клич «Эвое» на горе в Мессении, которую назвали Ева.
Диониса почитали арабы. Когда боги бежали в Египет, превратился в козла.
Отправился в поход против гигантов (?) вместе с Гефестом и сатирами на ослах, ослы, почуяв гигантов, заревели, и те убежали. За это Ослы помещены на небо.
По Еврипиду, Зевс сделал призрак Диониса из эфира и отдал его Гере.

Персонажи, связанные с Дионисом

Возлюбленные Диониса

Адонис.
Ампел.
Бероя.
Гермафродит.
Гименей.
Ио. (редкая версия)
Лаон.
Эригона (дочь Икария).
Потомство Диониса
Гермес Хтоний. От Афродиты (версия).
Гименей. От Афродиты (версия).
Деянира. От Алфеи (версия).
Дидимы (Иовакх — один из них). От Авры.
Ком (Комус).
Марон. (версия)
Наркей. От Фискои.
Приап. От Афродиты, или Хионы, или нимфы.
Сатир и Телета. От Никеи.
Фан. (аргонавт)
Фионей.
Флиант. От Арефиреи, или Хтонофилы, или Ариадны.
Фоант, Стафил, Энопион и Пепареф, также Евримедонт и Энией. От Ариадны.
Хариты. От Корониды или Афродиты (версия).
Ок.20 имен.

Побежденные Дионисом

Алпос.
Аск (великан). Пленил Диониса, побежден Гермесом.
Еврит (гигант).
Ликург (сын Дрианта). В него Дионис вселил безумие.
Оронт.
Пенфей. Растерзан вакханками.
Рет (гигант).
Сифон, царь во Фракии.
Тирренские пираты.

Спутники Диониса

Бассариды.
Вакханки.
Гиады.
Корибанты.
Мелии.
Менады.
Мималлоны.
Сатиры.
Титиры.
Триетериды. Спутницы Диониса. Праздник Триетерид учрежден пятым Дионисом.
Фиады.
Акрат. Спутник Диониса, демон несмешанного вина.
Акратопот. Божок винопития, почитаемый в Мунихии.
Коринт. Сын Мистиды.
Мета (Мете). Жена Стафила. Богиня опьянения в Элиде, в храме Силена. Картина с ее изображением в Эпидавре. Подает Силену вино в кубке.
Мистида. Одна из кормилиц Диониса.
Овиста. Ошибочное написание имени Стафил.
Фалес (Фалет). Божество, спутник Диониса. Ему приносят жертвы киллены.
Фасилия (Фасилейя). Спутница Меты.
Фиса. Дочь Диониса, с которой он веселится на Иде.

См. также:

Автоноя.
Агава.
Дирка.
Ино.
Предметы, связанные с Дионисом:
Вакхеи (en:Bacchoi). Ветви на элевсинских мистериях.
Небрида. По одному из рассказов, Деметра в Аттике одарила семейство Небридов кожей молодого оленя.
Тирс.

Аспекты Диониса

С этим божеством традиционно связывают виноград и вино, деревья, хлеб. Но, по всей видимости, эти более поздние атрибуты вторичны. Главным же символом Диониса, как, прежде всего, бога производящей силы, был бык. Вакханки пели:

О, гряди, Дионис благой,
В храм Элеи,
В храм святой,
О, гряди в кругу хариты,
Бешено ярый,
С бычьей ногой,
Добрый бык,
Добрый бык!

Дионис-бык

Диониса часто изображали как быка или человека с рогами (Дионис Загрей). Так было, например, в городе Кизике, во Фригии. Имеются и античные изображения Диониса в этой ипостаси, так, на одной из дошедших до нас статуэток он представлен одетым в бычью шкуру, голова, рога и копыта которой закинуты назад. На другой он изображён ребёнком с бычьей головой и венком из виноградных гроздьев вокруг тела. К богу применялись такие эпитеты, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий». Согласно мифу, Диониса убили титаны, когда тот принял образ быка, поэтому критяне, разыгрывая страсти и смерть Диониса, зубами разрывали на части живого быка.
Видимо, из-за этой символической связи появилось убеждение, что именно Дионис первым запряг быков в плуг. До этого же времени, согласно преданию, люди тащили плуг вручную.
Принимал Дионис и облик козла. В Афинах и в арголитском городе Гермигоне существовал культ Диониса, «носящего шкуру чёрного козла». А в мифе о воспитании Диониса у Ино Зевс превратил юного бога в козлёнка (иногда упоминают барашка), чтобы спасти от ярости Геры. На связь с козлом, равно как и на связь с производящей силой и природой, указывают неизменные спутники Диониса — сатиры.

Триумф Бахуса (Вакха) и Ариадны, фрагмент (Carracci_Annibale)

Помимо быка как основного животного, символически связанного с Дионисом, в мифах в связи с этим богом фигурируют хищные кошки вроде гепардов и львов, медведи, а также змеи.

Когда же приспел ему срок,
Рогоносного бога родил он [Зевс],
Из змей венок ему сделал,
И с той поры этой дикой добычей
Обвивает менада чело.

Еврипид, «Вакханки»

Дионис — бог растений

Видимо через свою связь с производящей силой, Дионис был отождествлён с растениями, особенно виноградом, как сырьём для вина, и деревьями. Почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. Одним из прозвищ, которое дали беотийцы богу, было имя Дионис-в-Дереве. Этот бог часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Этот бог был покровителем деревьев, особенно культурных. Он был в особом почёте у садоводов, которые воздвигали ему в своих садах статуи в виде пней, к нему возносили молитвы об ускорении роста деревьев, его называли Изобильным, Раскрывающимся и Цветущим. Из всех деревьев богу особо посвящались сосна и фиговое дерево, а из растений, кроме виноградной лозы, — плющ.

Пир Вакха на Наксосе (Д.Скотти)

Интересно, что, как и другие боги растений иных культур, Дионис являлся умирающим и воскресающим богом, что даже наталкивало некоторых исследователей на мысль, будто Дионис — замаскированный Осирис, культ которого заимствован в Египте. Более того, как и Осирис, Вакх имел отношение к смерти и царству мёртвых. Его матерью была Персефона, правительница Аида, он бог, которого растерзали титаны, но который возродился, он играл определённую роль в элевсинских мистериях (культ Деметры, который был так же связан с таинством смерти и возрождения), наконец, он, согласно мифу, спускался в Аид, откуда вывел свою смертную мать, Семелу, и правителю которого подарил мирт, что указывает на символическую связь Гадеса и Диониса. Однако гипотеза о тождестве Диониса и Осириса не выдерживает критики из-за животных аспектов греческого божества, а также его экстатической, безумной природы, символизируемой вином.

Дионис-младенец и предвечные воды

В книге В. Ф. Отто о Дионисе есть глава, посвящённая связи этого божества с морской стихией и водой. В «Илиаде» говорится о море как о месте обитания Диониса, где он находится под опекой Фетиды. В лаконийском варианте мифологемы говорится, что малыш Дионис пристал к берегу в сундуке вместе со своей мёртвой матерью, опекунша Диониса, Ино, стала морским божеством, после того как, гонимая обезумевшим мужем, прыгнула в морскую пучину. Аргивяне каждый год отмечали возвращение Диониса из царства мёртвых, куда он спустился за своей матерью, около Алкинского озера, которое, по преданию, и служило богу вратами в Аид. Из воды же призывают восстать Диониса на Лерне, называя его Πελάγιος («он из моря»), Λιμναΐος («он из озера») и Λιμναγένης («рождённый озером»). И образ ребёнка, в котором часто изображали бога, и связь с водой указывают на состояние «ещё неотделённости» Диониса от небытия.
На последнее состояние бога указывают и его гермафродические, двуполые черты. Диониса часто изображают с округлыми чертами, «женоподобным». В мифе о его воспитании Дионис был переодет в девочку; он всё время окружён женщинами, начиная от воспитательниц нимф (ещё одна связь с водой), и заканчивая его постоянными спутницами, поклоняющимися ему менадами и вакханками, названными так в соответствии с его вторым именем.

Эпитеты Диониса

Амфиет. Эпитет Диониса, которому справлялись празднества ежегодно. Ему посвящен LIII орфический гимн.
Анфий (Анфин./Антий.) Эпитет Диониса.
Апатурий. Имя Диониса.
Бассаре́й (др.-греч. βασσαρεύς, от βασσαρίς, «лисица») — по названию ритуальных одеяний Диониса и менад, сшитых из лисьих шкур. Имя Диониса во Фракии. Ему посвящен XLV орфический гимн. en:Bassareus
Бромий. «Шумный». Эпитет Диониса. Так как при его рождении гремел гром (бром). См. Нонн. Деяния Диониса V 560. В Дервенийском папирусе самостоятельная фигура (англовики?).
Вакхий. (Вакх / Бакхий) Имя Диониса. Его так называют, ибо его сопровождают вакханки. Статуя работы Праксителя в Афинах. Статуя в Коринфе. Также эпитет Аполлона.
Дендрит. («Древесный»). Эпитет Диониса.
Дигон (греч. δίγονος, «дваждырожденный»);
Диме́тор (греч. διμήτωρ, «имеющий двух матерей»);
Дифирамб. Имя Диониса. Объясняется как «двувратный».
Еван (Эван). Эпитет Диониса.
Евбулей. («Благосоветный»). Эпитет Диониса. Отождествляется с Дионисом и Протогоном. У орфиков отождествлялся с Дионисом, сыном Зевса и Персефоны. Упоминается на орфических золотых пластинках из погребений.
Эвий Шумный др.-греч. Βρόμιος Εὔιος), от др.-греч. εὖα, призывного возгласа (Эвий / Эвой /Эвгий / Euhius) «ликующий». Эпитет Диониса.
Загрей.
Иакх (др.-греч. Ἴακχος, «вопль, призыв»); (Якх) Эпитет Диониса, именуется «двуприродным». Имя Диониса и демона-предводителя мистерий Деметры. Растерзан. С ним связаны деревянные решета — мистические веялки. Находился «под подолом Баубо», она показала его Деметре. en:Iacchus
Ией. Имя Диониса.
Иинкс. Диониса называли Иинксом.
Иовакх. Эпитет Диониса.
Ирафиот. (Эйрафиот) Эпитет Диониса, вшитого в бедро Зевса.
Исодет. «равномерно разделяющий». Эпитет Диониса.
Кисс. («Плющ»). Эпитет Диониса в деме Ахарны.
Леней. Эпитет Диониса. Поскольку виноград давят в бочке (ленос). Ему посвящен L орфический гимн.
Ликнит. Эпитет Диониса, в связи с первыми плодами урожая. Его праздник в Дельфах, где он был погребен после убиения его титанами. От слова «ликнон» — корзинка в вакхических процессиях.
Лисий. (Лисей) («Освободитель»). Эпитет Диониса, статуя в Коринфе. Ему посвящен L орфический гимн.
Лиэй. (Лией.) (Lyaeus) Эпитет Диониса. (Вергилий, Нонн)
Мельпомен. (Ведущий хороводы/Поющий). Эпитет Диониса.
Мефимней. Эпитет Диониса.
Мейлихий. Эпитет Диониса на Наксосе, в благодарность за подаренные им смоквы.
Никтелий. («Ночной»). Эпитет Диониса.
Нисей. Имя Диониса.
Ойнос. («Вино»). Эпитет Диониса.
Омест. («Сыроядец»). Эпитет Диониса.
Омфакит. Имя Диониса.
Орфос. (Ортос) «Прямой»). Эпитет Диониса, связанный с его фаллосом. Его жертвенник в святилище Ор.
Перикионий. «окруженный колоннами». Эпитет Диониса, наславшего землетрясение на дворец Кадма, где царствовал Пенфей.
Пробласт. Эпитет Диониса.
Протригеон. Имя Диониса.
Стафилит. Имя Диониса.
Триетерик. («Трехлетний»). Эпитет Диониса в XLV и LII орфическом гимне.
Феойний. Эпитет Диониса.
Фионей. (Тионей.) Имя Диониса.
Флион. (Флей.) Имя Диониса.
Фриамб. (Триамб.) Эпитет Диониса. Поскольку справил первый триумф при возвращении из индийского похода. Впервые у Пратина (фр.1, 16 Бергк) (рубеж 6-5 вв. до н. э.).
Хиропсал. «Поглаживающий женские прелести». Эпитет Диониса, чтился в Сикионе.
Хорей. «Плясовой». Эпитет Диониса.
Хрисопатор. Эпитет Диониса.
Эгобол. («Поражающий коз»). Эпитет Диониса, храм в Потниях.
Элевферий. Эпитет Диониса.
Элелей. Эпитет Диониса.
Эрибой. Эпитет Диониса.
Эсимнет. («Владыка»). Эпитет Диониса. Находился в ларце, сделанном Гефестом и данном от Зевса Дардану. После взятия Трои доставлен в Ахайю, где хранился в Патрах.

В литературе и искусстве

Ему посвящены XXVI и XXXIV гимны Гомера. Действующее лицо трагедии Эсхила «Эдоняне», трагедии Еврипида «Вакханки», комедий Аристофана «Лягушки» и «Дионис, потерпевший кораблекрушение». Существовала сатировская драма Эсхила «Кормилицы Диониса» (фр.246в Радт), сатировская драма Софокла «Младенец Дионис» (фр.171-172 Радт), трагедия Херемона «Дионис».

На картине Ктесилоха Зевс, рожающий Диониса, был изображен в митре и по-женски стонущим в окружении богинь. Также оказал влияние на значительную часть творчества Фридриха Ницше, см."Рождение трагедии из духа музыки", где открывается особое представление дионисийского начала.

Альтернативная история Диониса излагается в романе Г. Л. Олди "Внук Персея: мой дедушка - Истребитель". Книга повествует о борьбе Персея и Диониса, а также становление последнего, как бога.

См. также

    Аарра

    Орден Бахуса

Приготовление самогона и спирта для личного использования
абсолютно легально!

После прекращения существования СССР новое правительство остановило борьбу с самогоноварением. Уголовная ответственность и штрафы были отменены, а из УК РФ изъята статья о запрете производства спиртосодержащей продукции в домашних условиях. По сей день не существует ни одного закона, запрещающего нам с Вами заниматься любимым хобби – приготовлением алкоголя в домашних условиях. Об этом свидетельствует Федеральный закон от 8.07.1999 № 143-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3476).

Выдержка из Федерального закона РФ:

«Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт».

Самогоноварение в других странах:

В Казахстане в соответствии с Кодексом РК Об административных правонарушениях от 30 января 2001 года N 155 предусмотрена следующая ответственность. Так, согласно статье 335 «Изготовление и сбыт алкогольных напитков домашней выработки» незаконное изготовление в целях сбыта самогона, чачи, тутовой водки, браги и других алкогольных напитков, а равно сбыт указанных алкогольных напитков влечет штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей с конфискацией алкогольных напитков, аппаратов, сырья и оборудования для их изготовления, а также полученных от их реализации денег и иных ценностей. Однако законом не запрещается приготовление алкоголя в личных целях.

В Украине и Белоруссии дела обстоят иначе. Статьями №176 и №177 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрены наложения штрафов в размере от трех до десяти не облагаемых налогом МРОТ за изготовление и хранение самогона без цели сбыта, за хранение без цели сбыта аппаратов* для его выработки.

Практически слово в слово повторяет эту информацию статья 12.43. «Изготовление или приобретение крепких алкогольных напитков (самогона), полуфабрикатов для их изготовления (браги), хранение аппаратов для их изготовления» в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Пункт №1 сообщает: «Изготовление физическими лицами крепких алкогольных напитков (самогона), полуфабрикатов для их изготовления (браги), а равно хранение аппаратов*, используемых для их изготовления, – влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти базовых величин с конфискацией указанных напитков, полуфабрикатов и аппаратов».

*Приобретать самогонные аппараты для домашнего использования все же можно, так как второе их назначение – дистилляция воды и получение компонентов для натуральных косметических средств и парфюмерии.

Христианизация (крещение) – это навязывание народам греческой религии (культа Дионисия), которую с 12 века стали называть христианством. До культа Дионисия в этой религии был культ Адониса, до него – культ Аттиса, а до него – культ Озириса. Так что родословная христианства очень своеобразная, что говорит о весьма непростом предназначении этой религии. Кстати сказать, попытка замаскировать христианство православием (ведическим мировоззрением славян) была предпринята ещё Никоном (до его реформ оно называлось правоверным) и не принесла ожидавшихся результатов. Даже сегодня «русское» христианство во всём мире называют «ортодоксальным христианством» , а не православием, в чём нас пытаются убедить церковные старатели.

Навязывание христианства (христианизация, крещение) началось на Руси в средние века и продолжается до сегодняшнего дня. Это говорит о том, что русский народ в подавляющем своём большинстве не приемлет религию, потому что эволюционно давно её перерос. Но церковная корпорация не прекращает усилия по принуждению народов к принятию религиозного мировоззрения.

Почти год назад, 26 сентября 2012 года на рассмотрение нижней палаты ГосДумы РФ был внесён, законопроект с поправками в Уголовный Кодекс, которые ужесточают ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. Церковники добились своего – Закон был подписан 30 июня 2013 года Президентом Путиным и вступил в силу 1 июля этого же года. Так закончился очередной этап повторной христианизации Руси современными методами, не первый и, к сожалению, не последний.

При этом практикующих «православных» христиан , так называемых воцерковлённых, – тех, которые регулярно посещают службы и соблюдают все обряды и предписания, в России насчитывается не более 4% . По опросам ВЦИОМа (март 2010 года) и Левады-центра (август 2011) «православными» христианами себя считают 75% россиян, хотя 54% из них не читали Библии вообще . Картина и вовсе становится парадоксальной, если знать следующие цифры. Ужесточение наказаний за оскорбление религиозных чувств поддерживают 82% россиян, хотя 86% опрашиваемых не наблюдали в России притеснения верующих, а 73% не знают других случаев осквернения святынь, кроме инцидента с приснопамятными восставшими пуськами .

Не прошло и полугода, как 22 ноября 2013 года депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия», председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Борисовна Мизулина предложила закрепить в Конституции «особую роль Православия в России» , обосновывая это тем, что «православие является основой национальной и культурной самобытности России» . Предложение было внесено в нарушение статьи 14 Конституции, которая гласит: «РФ – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» , а «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» .

Русские патриоты, родноверы и ведисты могут сразу расстаться с иллюзиями – под православием Мизулина и остальные понимают исключительно христианство , исключительно христианские ценности, христианскую культурную традицию и ничто другое, поскольку накануне внесения предложения, 21 ноября 2013 года, в Госдуме состоялось заседание Межфракционной депутатской группы в защиту христианских ценностей, где г-жа Мизулина принимала участие.

Знает ли доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, Елена Борисовна Мизулина о том, что из себя представляет христианство на самом деле? Читала ли она идеологический документ христиан под названием ? Если читала, понимает ли бывший член КПСС и, соответственно, атеист, ЧТО она навешивает русскому народу в качестве основы его национальной и культурной самобытности? Знает ли Елена Борисовна о действительно «особой» – кровавой и разрушительной – роли, которую сыграл христианский лунный культ в судьбе России? Готова ли она взять на себя громадную моральную ответственность, внося данное предложение? Или, если угодно в христианских терминах, понимает ли она, какой грех на душу берёт ?

Ну, ладно, Елена Борисовна, можно сказать, жизнь прожила, но не страшно ли ей за судьбу своих собственных внуков , которые вырастут в обществе, ввергнутом, в том числе и её стараниями, в средневековую деградацию и христианское мракобесие? Нет, совсем не страшно. Она полагает, что её внуков, живущих в Брюсселе , где живёт и работает её сын, получивший образование в МГИМО, а потом в Бернском и Оксфордском университетах, это не коснётся. А остальные русские дети, которым перекроют эволюционное развитие и погрузят в религиозное мракобесие, народного депутата не волнуют . Но это далеко не все последствия депутатского предложения.

И кого ни возьми из библейских персонажей, нет ни одного человека, который бы служил примером высоких моральных качеств, т.е. был бы честным, совестливым, благородным, великодушным, человечным, скромным, справедливым, верным. Единственное достоинство библейских персонажей, за которое они и были удостоены служить примером всем правоверным христианам – это абсолютное и беспрекословное, слепое подчинение иудейскому богу Иегове .

Вот эти отвратительные примеры человеческого поведения нам и предлагают принять в качестве основы национальной и культурной самобытности нашей Родины – России. Также в качестве нашей самобытности нам предлагается принять абсолютное отсутствие примеров созидательного труда , но множество примеров, как получить желаемое с помощью обмана, воровства или банального отъёма; в качестве основы наших самобытных знаний предлагаются примитивнейшие космогонические представления; а в качестве основы нашей самобытной культуры – банальные и косноязычные «премудрости» Соломоновых притч. Нас снова хотят насильно погрузить в информационное и понятийное пространство другого народа , имеющего совершенно иной уровень эволюционного развития.

Вот, что писал академик В. Емельянов в своей книге «Десионизация»: «92дня из 365 в году церковь отмечает память евреев, большая часть которых не имеет никакого отношения к христианству. Самое большее, что мог русский, это приблизиться к «святости» еврея и только потому, что он в жизни подражал этому еврею. Любой еврей из Библии, кто бы он ни был, ставится в пример русскому святому во время службы. Подчёркивается, что вся жизнь русского прошла, оказывается, в подражании не только Иисусу и Деве Марии, но и какому-нибудь ещё еврею. То и дело слышится: Александр Невский – ты российский Иосиф; Серафим Саровский – ты Илья Славный; Сергий Радонежский – ты как Моисей…»

А вот, что говорится на церковном обряде венчания русским женихам и невестам: «Возвеличися, жених, якоже Авраам, и благословися, якоже Исаак, и умножися, якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия. И ты, невесто, возвеличися, якоже Сарра, и возвеселися, якоже Ревекка, и умножися, якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, занe тако благоволи Бог…»

Так что неудивительно, что в качестве основы русской самобытности церковники предлагают нам принять особый, верховный статус еврейского народа , по сравнению со всеми остальными народами мира. Ведь утверждает, что еврейский народ и только он был избран Иеговой в качестве «его» народа. Более того, все остальные народы, которые «для него ничто, менее ничтожества и пустоты» он предопределил своим избранникам в услужение :

«Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах. И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся…» (Ис. 49:22-23)

Но цари и царицы других народов должны будут не только носить евреев на плечах и лизать им ноги. Хочу повторить ещё раз. Бог, которому молятся в России в христианских церквях, предназначил царей и элиту других народов, в том числе и русского, качестве рабов народу еврейскому. Они также должны будут непрерывно нести богатства своих народов к этим самым облизанным ногам днём и ночью, и поставлять своих подданных в рабство богоизбранным (Ис. 60:10-11).

«Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе…» (Ис. 60:2-5)

Примечателен тот факт, что воссияние света еврейского «Господа», будет означать тьму и мрак для всех остальных народов, и эта, скажем так, концепция, тоже должна стать основой национальной и культурной самобытности России , как предлагает депутат Мизулина .

Те же народы, которых перспектива «прийти в цепях и повергнуться» перед богоизбранными с передачей последним всего имущества, абсолютно не устраивала, христианский бог обрекает на полное уничтожение: «Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, – погибнут, и такие народы совершенно истребятся…» (Ис. 60:12) Это не просто слова какого-то там полусумасшедшего ветхозаветного пророка. Это программа , которой неукоснительно следовали последователи лунного культа Осириса-Дионисия-Христа. Их методы достаточно подробно и откровенно описаны в .

Геноцид целых народов преподносится, как деяние, угодное христианскому богу. Более того, он же и присоветовал своим избранным уничтожить 11 (одиннадцать) народов, чтобы очистить себе Lebensraum (нем. – жизненное пространство). Вот как поступали с побеждёнными хананейскими царствами, а их было 31 : «и взяли его и поразили его мечом, и царя его, и все города его, и все дышащее, что находилось в нем; никого не оставил, кто уцелел бы.. .» (Нав. 10:37).

Вторгаясь на территорию проживания других народов «избранные» на всём протяжении своей библейской истории фанатично насаждали свою религию, при этом уничтожая всё, что связано с религией завоёванных ими народов. Они рушили их храмы, кумиры и жертвенники других народов, убивали священнослужителей. Очень уважаемый библейский пророк Илия , который устроил соревнование между Иеговой и Ваалом, собственными руками заколол 450 священнослужителей культа Ваала (3 Цар. 18:40). Что стало с пророками дубравными, которые тоже там были, не сообщается, но, учитывая патологическую нетерпимость библейских пророков к исповедующим другую веру, с большой вероятностью можно сказать, что их тоже зверски убили.

А царь Давид , воюя с аммонитянами, с ними весьма жестоко: «А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими… » (2 Цар. 12:31). А ведь, аммонитяне и моавитяне, как потомки Лота, племянника Авраама являлись тоже семитами, так сказать, братьями, но поклонялись только другим богам.

А об уничтожении в это же время десятков миллионов людей в Европе есть хорошая статья Александра Розова и книга Майкла Бейджента, Ричарда Ли . Но совершенно особую, уникальную информацию по теме религии можно почерпнуть из книги Светланы Левашовой «Откровение» , в главах «Изидора»...

И это зверство народные депутаты Госдумы России , находящиеся в здравом уме, предлагают нам принять в качестве основы нашей самобытной культуры?!

О крещении Новгорода огнём и мечом должно быть известно всем, даже докторам юридических наук. Другое дело, что для них это пустой звук. Так же, как и летописные описания душераздирающих картин насильственного крещения людей и зверств церковных иерархов, например, зверств епископа Фёдора из Ростова: «Много бо пострадаша человецы от него … головы порезывая … иним же очи выжегая и язык урезая » или новгородского архиерея Луки Жидяты: «Сей мучитель резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям ». При этом христианские душегубы ссылались на деятельность . Так, владимирский епископ Серапион в конце 13 века, призывая к расправе с «колдунами» и «ведьмами», указывал на пример пророка и царя Давида в Иерусалиме, который искоренял «всех творящих беззаконие: одних убийством, иных заточеньем, а иных – заключеньем в тюрьму ».

Подверглась уничтожению и неповторимая русская ведическая культура . Все ведические письменные источники, до которых могли дотянуться христианизаторы, были объявлены «чернокнижием» и «бесовским писанием», в том числе и книги по знахарству и звездочтению, и подлежали уничтожению. Уничтожать полагалось всё и всех, связанных с волшбой, ведовством и кудесничеством. Уничтожалось искусство, народное творчество и обычаи. (Тем, кто считает, что у славян ничего такого не могло быть, что мы дикие и отсталые появились на международной арене в 6 в н.э., советую посетить археологический музей «Сунгирь» в г. Владимире. Там можно сложить представление о культуре наших предков, которые жили в этой местности 25 тысяч лет назад , когда никакого известного нам Древнего мира с его «цивилизациями» не было и в проекте).

Славянские музыкальные инструменты – гусли, сопели, трубы, свирели, цевница и другие, объявлялись бесовскими и подлежали уничтожению. Гонениям и запрещению подвергались и скоморохи – «весёлые люди» – которых христианские попы объявили представителями «бесовских кощун» , которые «соблазняли и прельщали толпу своими нередко безчинными, непристойными «позорами» , глумами, песнями и плясками». В общем-то, для христиан вся славянская культура была бесовской – и песни, и пляски, и обычаи, и даже естественные гигиенические процедуры.

Давайте хотя бы вспомним, с каким непониманием и удивительным самомнением в своей цивилизованности, они описывали привычку славян мыться в бане: «Православные словены и русины дикия люди и житие их дико и безбожно. Мужи и девки нагие вместе запираются в жарко натопленной избе и истязают телеса свои, сеча друг друга ветвями древесными нещадно до изнеможения, опосля выбегают нагие и прыгают в прорубь ледяную али сугроб. И охладившись вновь бегут в избу истязать себя прутьями…»

Для того, чтобы всё это объявлять основой самобытности русских , надо иметь особый, можно даже сказать изощрённый склад ума и совести. Вполне возможно, что, имея юридическое образование, депутат Мизулина может не разбираться в истории и быть не в курсе, как именно крестили Русь. Если это так, то сей факт никак её не извиняет. Незнание истории своей Родины или нежелание её знать, то есть дремучее невежество , влияет на политику больше, чем это думается. И, чтобы твоё имя не проклинали потомки , наверное, нужно ознакомиться с вопросом прежде, чем что-то куда-то предлагать вносить.

С другой стороны, вполне возможно, что депутат Мизулина не так невежественна, как нам хотелось бы думать, проявляя обычное, нормальное сочувствие к женщине. Весьма вероятно, что она сознательно предложила внести в преамбулу Конституции слова о том, что «православие является основой национальной и культурной самобытности России» . Дело в том, что в 2009 году депутат Мизулина была в числе тех, кто вносил в Госдуму ещё одну гадость : проект одного из ювенальных законов N 198484-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения гарантий прав детей на надлежащее воспитание» (был принят в 2010 году). Потом Мизулина резко запрета на законодательном уровне .

После КПСС , из которой Мизулина вышла в 1991 году, она была членом следующих партий: Яблоко (до 2001), Союз правых сил (до 2003), Справедливая Россия (с 2007). Такие «метания» можно объяснить и желанием найти «самое лучшее», а можно и конъюнктурными соображениями. Всё зависит от того, какими делами занимается человек. А дела у Елены Борисовны оказались очень разнообразными. И сейчас дошло до того, что она предлагает навязать России вероучение, губительное для её народа , в качестве «основы национальной и культурной самобытности России».

Конечно, можно попытаться не обращать на это внимания, в надежде, что «оно само рассосётся». Но, как правильно заметил Терри Гудкайнд : «Когда кто-то пытается вонзить тебе в спину нож, ты, конечно, можешь просто закрыть на опасность глаза, но тебя это не спасёт…» Нужно осознать страшную опасность религий и бороться с ней в меру своих сил и понимания...