Конституция 1848 года во франции. Информационные учебно-познавательные материалы. Что такое кутюмы

В ноябре 1848 г. Учредительное собрание приняло Конституцию Второй республики (1848-1851). Франция провозглашалась единой и неделимой демократической республикой. Конституция говорила не о правах человека и гражданина, а о правах французских граждан, гарантированных конституцией. В перечне этих прав не содержалось новых постановлений, за исключением социальных обязанностей государства содействовать бесплатному начальному и профессиональному образованию, организации государственных «общественных работ» для безработных. Конституция провозглашала неопределённое обещание помощи неимущим в пределах возможности.

Организация государственной власти основывалась на двух принципах: народного суверенитета и разделения властей. Конституция устанавливала, что все государственные власти исходят от народа и не могут быть передаваемы по наследству. Разделение властей провозглашалось первым условием свободного правительства. Суверенитет принадлежит народу и осуществляется его представителями. По конституции суверенный народ делегировал, передавал законодательную власть однопалатному национальному собранию, а исполнительную власть - президенту республики.

В целях создания сильной законодательной власти Национальное собрание, как и в конституциях 1791 и 1793 гг., стало однопалатным. Оно избиралось на три года всеобщим, равным и тайным голосованием. Избирателями могли быть все мужчины, достигшие 21 года. Никакого имущественного ценза не требовалось. Депутатами могли быть граждане, достигшие 25 лет. Избирательное право стало прямым, так как каждый избиратель непосредственно избирал депутата. Депутатам назначалось денежное вознаграждение. Поэтому и недостаточно обеспеченные лица получали возможность принимать на себя депутатские полномочия.

Президент избирался путём прямого и всеобщего голосования избирателей на четыре года. Президент наделялся широкими полномочиями. Он обладал правом законодательной инициативы, распоряжался вооруженными силами, но без права личного командования ими, назначал и смещал министров. Причём, он мог назначать министров по собственному усмотрению, без учёта партийного состава и мнения национального собрания. Президент назначал командующих армией и флотом, дипломатических представителей, префектов департаментов, заключал международные договоры, подлежащие окончательному утверждению национальным собранием. Он заботился о защите государства, но не мог объявлять войну без согласия собрания, публиковал законы от имени французского народа, но имел права отлагательного вето.

Конституция предусматривала меры предосторожности против возможных претензий избранного всеобщим голосованием президента на установление режима личной власти:

1. Президент лишался права быть переизбранным на второй четырехлетний срок.

2. Президент лишался права личного командования вооружёнными силами.

3. Распоряжения президента получали силу только после скрепления подписью кого-либо из министров, ответственных перед собранием.

4. Президент лишался права досрочного роспуска собрания. Он считался отрешённым от должности, если распускал национальное собрание или отсрóчивал его заседания. Собрание заседало как постоянный орган, кроме временных отсрочек сессий, по собственному его решению.

Конституция 1848 г. фактически устанавливала президентскую республику, в которой президент является не только главой государства, но и главой исполнительной власти. Президент обладал широкими полномочиями. Министры назначались президентом без учёта партийного состава национального собрания. Президент сам возглавлял правительство. Премьер-министра не существовало. Министры отвечали перед президентом. Конституция содержала и элементы парламентарной республики. Министры могли назначаться их числа депутатов национального собрания. Все распоряжения президента подлежали подписи министров, которые отвечали перед собранием.

Конституция создавала фактическое преобладание президента над национальным собранием, так как он избирался всеобщим голосованием и стал независим от собрания. Избрание президента народом вызывалось стремлением дать Франции независимую и сильную исполнительную власть. Избранный народом президент был гораздо более авторитетным, чем собрание. Он один получал столько голосов, сколько все члены собрания, вместе взятые. Президент располагал постоянными вооружёнными силами, командовал ими через своих ставленников. Ему подчинялась полиция, министры, централизованный бюрократический аппарат управления. Во Франции с её централизацией, бюрократией, отсутствием местного самоуправления, монархическими, авторитарными традициями, непримиримой борьбой партий президент, избранный всем народом, мог стать популярным диктатором или монархом.

25 февраля 1848 г., после свержения «июльской монархии» в результате народного восстания в Париже, временное правительство провозгласило Францию республикой и пошло на некоторые социальные уступки (в частности, были организованы национальные мастерские для безработных)

Были проведены всеобщие выборы в Учредительное собрание, состав которого оказался достаточно консервативным. В рабочем вопросе был проведен обратный маневр (национальные мастерские закрыли), бунт парижского пролетариата был подавлен армией.

4 ноября 1848 г. была принята Конституция Второй республики. Источником государственной власти в ней объявлялся народ. Было закреплено всеобщее избирательное право. Под воздействием революционных событий большинство Учредительного собрания было вынуждено использовать новые конституционные подходы и установки, учитывающие широко распространившиеся среди низших слоев населения эгалитаристские настроения (в пользу всеобщего равенства) и требования «социальной республики».

Основами республики объявлялись семья, труд, собственность и общественный порядок. В Конституции 1848 г. декларировались демократические права граждан.

Система государственных органов Второй республики строилась на принципе разделения властей.

Центральную роль играл президент республики избираемый населением на 4 года. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних – дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания, но в силу своей независимости от представительного органа мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычагами исполнительной власти министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Однопалатное (из 750 депутатов) Национальное собрание, избираемое на 3 года посредством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права (т. е. без имущественного ценза), было наделено законодательной властью.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания К его ведению были отнесены также функции административной юстиции.

Революция 1848 г . Зимой 1848 г. население Парижа, прежде всего рабочие, поднялось на вооруженное восстание. Непосредственным толчком к нему послужил расстрел в феврале этого года мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демокра­тизации политического строя и принятия конкретных мер по улуч­шению тяжелого экономического положения народа. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столи­цы. Луи-Филипп отрекся от престола.

Сформировалось Временное правительство из представителей либерально-демократической оппозиции. Была провозглашена республика. Правительство обязалось ввести всеобщее прямое изби­рательное право. Декретом о труде провозглашалось право на труд и обязанность государства обеспечить всех работой, сократить про­должительность рабочего дня в Париже до 10 часов и в провинции до 11. Было обещано провести и другие демократические меры.

Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Подавляю­щее большинство Собрания составили крупные буржуа и земельные собственники, генералы, представители высшего духовенства. После выборов новые правящие круги отменили все нормативные акты, предусматривавшие некоторое улучшение положения трудящихся. Не исключено, что буржуазное правительство, ободренное результа­тами выборов, умышленно провоцировало рабочих на выступление. Восстание началось 22 июня 1848 г. Четыре дня рабочие героически сражались на баррикадах, но, не имея союзников, были разбиты регулярной армией - мобилями (мобильной гвардией).

Конституция 1848 года. Основными принципами установленного Конституцией государственного строя стали республиканская фор­ма правления, разделение властей, представительное правление. Высшим органом законодательной власти объявлялось Националь­ное собрание. Ему предоставлялось исключительное право приня­тия законов, включая формирование бюджета, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые дру­гие вопросы. Депутаты Собрания избирались сроком на три года. Главой исполнительной власти становился президент. Под его на­чалом были армия, полиция, административный аппарат. Прези­дент назначал и смещал министров, командующих армией и фло­том, префектов, губернаторов колоний и других высших должност­ных лиц. Учредительное собрание поставило президента во многом в независимое от парламента положение: президент выбирался избирателями от департаментов, а не Собранием.

В качестве совещательного органа, рассматривающего законо­проекты правительства, учреждался Государственный совет. В его компетенцию входил также надзор за применением законов. Члены Государственного совета назначались Национальным собранием сроком на шесть лет.

Органы центрального и местного управления не претерпевали сколько-нибудь существенных изменений. Сохранялось прежнее административно-территориальное деление на департаменты, дист­рикты и коммуны. Неизменной оставалась власть префекта в де­партаменте.

Вводилось всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста.

Специальная глава Конституции была посвящена демократиче­ским правам и свободам граждан. Фиксированные в Конституции демократические институты, равно как и последовательно проведен­ное разделение властей, могли быть успешно реализованы лишь при условии относительно стабильной внутриполитической обста­новки, чего не было тогда во Франции. Между тем Конституция не содержала должных правовых средств стабилизации общества. Более того, она не предусматривала необходимых «противовесов» в случае возможного конфликта конституционных властей.

Либерально-демократические положения Конституции оказа­лись недолговечными. Сначала был введен 6-месячный ценз осед­лости для избирателей, потом его увеличили до трех лет. Опреде­ление срока проживания рабочих было поставлено в зависимость от показаний работодателей. В результате из списков избирателей вычеркнули свыше 3 млн. граждан.

Вторая империя. Первым избранным президентом республики стал Луи-Наполеон, племянник Наполеона Бонапарта. Луи-Наполеон был избран главным образом благодаря голосам крестьян, наивно поверивших бона­партистским агитаторам, уверявшим, что «племянник своего дяди» уменьшит бремя налогов, обеспечит дешевые кредиты и т. д. Эти обещания не были выполнены. Что касается банкиров и крупных предпри­нимателей, то кандидатура Луи-Наполеона устраивала их главным образом постольку, поскольку они связывали с его первоначаль­ной популярностью и честолюбием планы установления в стране сильной власти, способной предотвратить новые революционные выступления и обеспечить им полную свободу для спекуляций внутри страны и колониальных захватов за ее пределами.

Всем этим воспользовался Луи-Наполеон. Его желание остать­ся у власти наталкивалось на твердый срок президентства, установ­ленный Конституцией (четыре года), и запрещение переизбрания.

В декабре 1851 г., грубо нарушив Конституцию, Луи-Наполе­он, опираясь на худшие элементы войска, разогнал Национальное собрание. Наиболее активные антибонапартисты были арестова­ны, Конституция 1848 г. упразднена. Военно-полицейскими мера­ми были разгромлены или загнаны в подполье еще оставшиеся к тому времени республиканско-демократические группы и орга­низации. Многие республиканцы были вынуждены эмигрировать.

Конституция 1852 г. Новая Конституция была призвана законодательно закрепить государственный переворот 1851 г.

Вся полнота государственной власти передавалась в руки президента. Ему были подчинены все основные звенья государственного механизма, включая армию, жандармерию, полицию, административно-финансовый аппарат. Президент получил право по своему усмотрению назначать и смещать всех высших должностных лиц.

Законодательную власть осуществляли Государственный совет, Законодательный корпус и сенат, но уже совместно с президентом. Он назначал членов Государственного совета и сената. Законодательный корпус избирался “всеобщим голосованием”, но кандидатов в депутаты утверждал президент. Только главе государства предоставлялось право законодательной инициативы: на основе предложений президента Государственный совет составлял законопроекты. Последние принимались или отвергались в целом Законодательным корпусом. Сенат наделялся правом конституционного контроля в области законодательства.

Местное управление не претерпело существенных изменений и на этот раз. Переворот 1851 г. ни в малейшей степени не затронул государственного аппарата.

Подобно тому как наполеоновская Конституция 1799 г. являлась промежуточной ступенью на пути к установлению монархии, так и Конституция 1852 г. подготавливала условия для провозглашения империи. Президента отличало от монарха только то, что его власть не была наследственной. Он избирался на 10 лет.

Реставрация империи. В ноябре 1852 г. специальным законом империя была восстановлена де-юре, а Луи-Наполеон стал импе­ратором французов под именем Наполеона III.

В стране установилась военно-полицейская диктатура Луи-На­полеона. Новому режиму были свойственны некоторые специфи­ческие черты. Играя на противоречиях, лавируя между интересами буржуазии и пролетариата, империя пыталась играть роль посред­ника между ними, надклассового арбитра, стараясь внушить мысль о возможности ликвидации межсоциальных противоречий мирным путем при содействии властей. Вместе с тем монархия преследовала демократические организации.

Вторая республика. Революция 1848г. Зимой 1848г. население Парижа, прежде всего рабочие, поднялось на вооруженное восстание. Непосредственным толчком к восстанию послужил расстрел в феврале этого года мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия конкретных мер по улучшению тяжелого экономического положения народа.

Злодеяние правительства вызвало бурю возмущения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Луи-Филипп отрекся от престола. Сформировалось Временное правительство из представителей либерально-демократической оппозиции. Была провозглашена республика. Правительство обязалось ввести всеобщее прямое избирательное право. Декретом о труде провозглашались право на труд и обязанность государства обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже до 10 часов и в провинции до 11. Было обещано провести и другие демократические меры. Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Была создана наемная так называемая мобильная гвардия. Сформированная главным образом из деклассированных элементов общества, она стала опорой правительства в борьбе с радикальным движением. Вскоре Временное правительство повысило налоги, что особенно сильно ударило по крестьянству. Их недовольство правительство постаралось использовать в своих целях, утверждая, что увеличение налогов связано с необходимостью содержать парижских рабочих, будто бы желающих жить за счет государства. Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Подавляющее большинство Собрания составили крупные буржуа и земельные собственники, генералы, представители высшего духовенства. После выборов новые правящие круги отменили все нормативные акты, предусматривавшие некоторое улучшение положения трудящихся. Не исключено, что буржуазное правительство, ободренное результатами выборов, умышленно провоцировало рабочих на выступление. Восстание началось 22 июня 1848 г. Четыре дня рабочие героически сражались на баррикадах, но, не имея союзников, были разбиты регулярной армией мобилями (мобильной гвардией). Конституция 1848 г. Основными принципами установленного конституцией государственного строя стали: республиканская форма правления, разделение властей, представительное правление. Высшим органом законодательной власти объявлялось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты Собрания избирались сроком на три года. Главой исполнительной власти становился президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц. Учредительное собрание поставило президента во многом в независимое от парламента положение: президент выбирался избирателями от департаментов, а не Собранием. В качестве совещательного органа, рассматривающего законопроекты правительства, учреждался Государственный совет. В его компетенцию входил также надзор за применением законов. Члены Государственного совета назначались Национальным собранием сроком на шесть лет. Органы центрального и местного управления не претерпевали сколько-нибудь существенных изменений. Сохранялось прежнее административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны. Неизменной оставалась власть префекта в департаменте. Вводилось всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Специальная глава конституции была посвящена демократическим правам и свободам граждан. Фиксированные в конституции демократические институты, равно как и последовательно проведенное разделение властей, могло быть успешно реализовано лишь при условии относительно стабильной внутриполитической обстановки, чего не было тогда во Франции. Между тем конституция не содержала должных правовых средств стабилизации общества. Более того, она не предусматривала необходимых "противовесов" в случае возможного конфликта конституционных властей. В ст. 68 говорилось о том, что при нарушении президентом конституции возможно лишение его полномочий и передача исполнительной власти Национальному собранию. Но Собрание не было наделено реальной властью для претворения такой возможности в жизнь. Президент же, наоборот, не имел конституционных полномочий для роспуска Национального собрания, но зато мог сделать это силой. Либерально-демократические положения конституции оказались недолговечными. Сначала был введен 6-месячный ценз оседлости для избирателей, потом его увеличили до трех лет. Определение срока проживания рабочих было поставлено в зависимость от показаний работодателей. В результате из списков избирателей вычеркнули свыше 3 млн. граждан. Принятие специального закона ухудшило финансовое положение демократической прессы. 8. Вторая империя Президентский переворот. Первым избранным президентом республики стал Луи-Наполеон, племянник Наполеона Бонапарта. Политический авантюрист, Луи-Наполеон был избран главным образом благодаря голосам крестьян, наивно поверивших бонапартистским агитаторам, уверявшим, что "племянник своего дяди" уменьшит бремя налогов, обеспечит дешевые кредиты и т.д. Эти обещания не были выполнены. Но должно было пройти немало времени, прежде чем бонапартистские иллюзии крестьянства рассеялись навсегда. Что касается банкиров и крупных предпринимателей, то кандидатура ЛуиНаполеона устраивала их главным образом постольку, поскольку они связывали с его первоначальной популярностью и честолюбием планы установления в стране сильной власти, способной предотвратить новые революционные выступления и обеспечить им полную свободу для спекуляций внутри страны и колониальных захватов за ее пределами. Всем этим воспользовался Луи-Наполеон. Его желание остаться у власти наталкивалось на твердый срок президентства, установленный конституцией (четыре года), и запрещение переизбрания. В декабре 1851 г., грубо нарушив конституцию, Луи-Наполеон, опираясь на худшие элементы войска, разогнал Национальное собрание. Наиболее активные антибонапартисты были арестованы. Конституция 1848 г. упразднена. Военно-полицейскими мерами были разгромлены или загнаны в подполье еще оставшиеся к тому времени республиканско-демократические группы и организации. Многие республиканцы были вынуждены эмигрировать. Конституция 1852 г. Новая конституция была призвана законодательно закрепить государственный переворот 1851 г. Вся полнота государственной власти передавалась в руки президента. Ему были подчинены все основные звенья государственного механизма, включая армию, жандармерию, полицию, административно-финансовый аппарат. Президент получил право по своему усмотрению назначать и смещать всех высших должностных лиц. Законодательную власть осуществляли Государственный совет, Законодательный корпус и Сенат, но уже совместно с президентом. Он назначал членов Государственного совета и Сената. Законодательный корпус избирался "всеобщим голосованием", но кандидатов в депутаты утверждал президент. Только главе государства предоставлялось право законодательной инициативы: на основе предложений президента Государственный совет составлял законопроекты. Последние принимались или отвергались в целом Законодательным корпусом. Сенат наделялся правом конституционного контроля в области законодательства. Местное управление не претерпело существенных изменений и на этот раз. Переворот 1851 г. ни в малейшей степени не затронул государственного аппарата. Подобно тому как наполеоновская конституция 1799 г. являлась промежуточной ступенью на пути к установлению монархии, так и конституция 1852 г. подготавливала условия для провозглашения империи. Президента отличало от монарха только то, что его власть не была наследственной. Он избирался на 10 лет. Реставрация империи. В ноябре 1852 г. специальным законом империя была восстановлена де-юре, а Луи-Наполеон стал императором французов под именем Наполеона III. В стране установилось военно-полицейская диктатура Луи-Наполеона. Новому режиму были свойственны некоторые специфические черты. Играя на противоречиях, лавируя между интересами буржуазии и пролетариата, империя пыталась играть роль посредника между ними, надклассового арбитра, стараясь внушить мысль о возможности ликвидации межсоциальных противоречий мирным путем при содействии властей. Вместе с тем монархия преследовала демократические организации. В конце 60-х гг. XIX в. были предприняты попытки путем отдельных незначительных уступок: расширения прав Сената и Законодательного корпуса, смягчения цензуры печати - ослабить революционное брожение. В 1870 г. правительство объявило о принятии новой, "либеральной", как ее называла официальная пресса, конституции, наиболее важным нововведением которой являлось некоторое расширение полномочий Законодательного корпуса. Бонапартизм. В политике империи конца 60-х гг. XIX в. во всей полноте вскрылась характерная черта бонапартистского управления - сочетание демагогии и репрессий. Выход из нараставших затруднений империя видела главным образом в новой войне. Победоносная война, по мнению правящих кругов, должна была укрепить пошатнувшийся престиж бонапартистского режима, отвлечь внимание рядовых граждан от проблем внутренней жизни страны. Летом 1870 г. Луи-Наполеон начал войну против Пруссии, которая, впрочем, немало сделала, чтобы спровоцировать его на это. Он намеревался, помимо всего прочего, помешать исторически неизбежному объединению Германии. На стороне Пруссии выступили другие германские государства. Война с объединившейся Германией во главе с Пруссией в полной мере обнаружила непрочность бонапартистской империи.

Негодование парижских жителей при поддержке солдат Национальной гвардии вылилось в очередное городское восстание 22 февраля 1848 г. Король Луи Филипп в надежде достичь перемирия отправил в отставку Гизо (министр, глава Правительства) и дал согласие на проведение реформы. Но после начала штурма Тюильри он отрекся от престола и сбежал за границу. Учрежденное вскоре после этого Временное правительство провозгласило установление во Франции Второй Республики .

Из государственного аппарата были удалены откровенные монархисты и реакционеры, выведены войска из Парижа. Но в своей основе полицейско-бюрократическая машина Июльской монархии осталась нетронутой. Стремясь сохранить эту машину, не допустить нового революционного обвала государственной власти, временное правительство поспешило провести выборы в Учредительное собрание , призванное разработать конституцию республики.

Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй республики была документом, отразившим противоречия своей эпохи. В ней закреплялись интересы не революционной, романтически настроенной буржуазии, а буржуазии умеренной и даже консервативной , превратившейся в господствующую силу в обществе и государстве, принявшей на себя ответственность за конституционный порядок.

Основываясь на доктрине народного суверенитета и рассматривая народ в качестве источника власти, конституция совместила эту доктрину с католическими догматами о божественном предопределении. В ней подчеркивалось, что она принята "перед богом и от имени французского народа".

Конституция 1848 г., закреплявшая республиканский строй и систему республиканских институтов, не могла проигнорировать недавнее монархическое прошлое Франции. В ней особо декларировалось, что "публичная власть не может передаваться по наследству" (ст. 18). Она закрепила также всеобщее избирательное право , которое рассматривалось общественным мнением как один из основных показателей демократического характера Второй республики.

Конституция не делала акцент на естественные права человека и связанный с ними индивидуализм. Но в ней была предпринята попытка дать новую трактовку республики и определить социальное назначение и ответственность государственной власти ("более свободное шествие по пути прогресса и цивилизации, введе­ние более справедливого распределения общественных повинностей и выгод"). Конституция 1848 г. сделала первый шаг в признании права на труд .

Конституция закрепляла капиталистический строй , стремясь к поиску классовых компромиссов. Семья, труд, собственность и общественный порядок объявлялись основой республики.

Система государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения властей. Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной власти.

Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями : правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителей колоний и др. Правда, президент не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел право роспуска Национального собрания , но в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычагами исполнительной власти.

Национальное собрание , избираемое на 3 года посредством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права, т. е. без имущественного ценза, было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов, не делилось, как это было предусмотрено большинством предшествующих конституций, на две палаты. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительного аппарата и тем самым было обречено превратиться в орган, не имеющий авторитета и политической силы.

В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров, т. е. функции административной юстиции .

22 . Государственный строй Второй империи во Франции. Конституция 1852 г.

Первые же выборы по Конституции 1848 г. продемонстрировали ослабление позиций республиканцев. Президентом был избран Луи Бонапарт. Он умело использовал вновь возродившуюся в смутной политической обстановке популярность своего великого дяди, приложил много усилий для привлечения на свою сторону мелкособственнического сельского населения, поверившего в легенду о том, что Наполеон I был "крестьянским императором", и уверенного в том, что республиканский строй принес во Францию много экономических и политических бед.

Не случайно в результате выборов в Национальном собрании сильные позиции получили монархисты, которые немедленно развернули наступление на демократические институты (были приняты законы об отмене всеобщего избирательного права, о передаче образования под контроль католического духовенства и т. д.), подрывая и без того пошатнувшуюся веру в республику и в представительные учреждения.

Политическая нестабильность привела к благоприятной обстановке для государственного переворота.

2 декабря 1851 г. в нарушение Конституции 1848 г. Луи Бонапарт, опираясь на армию, разогнал Национальное собрание и установил президентское правление, т. е. открытую личную диктатуру, объявил о восстановлении всеобщего избирательного права, отмененного Национальным собранием. Одновременно был введен режим военного и полицейского террора, направленный против монархической оппозиции, но прежде всего против республиканцев и демократических сил.

14 января 1852 г. Луи Бонапарт учредил новую Конституцию , которая в своих основных чертах напоминала бонапартистскую Конституцию 1799 г. Вся полнота власти концентрировалась в руках президента , избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров, которые не несли ответственности перед Национальным собранием, и тем самым имел в своем распоряжении полицейско-бюрократический аппарат. От имени президента осуществлялось правосудие республики. Парламентарии и долж­ностные лица приносили ему присягу на верность.

Законодательный процесс находился всецело под контролем президента и осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом . Из них лишь Законодательный корпус был выборным учреждением, члены Государственного совета и Сената назначались президентом. Сенат по указанию президента мог вносить последующие изменения в конституционную систему.

Логическим завершением Конституции 1852 г. было восстановление во Франции императорской власти в лице Наполеона III.

После официального провозглашения империи государственный строй Франции приобретал все более антидемократический и авторитарный характер. Сенатус-консульт 25 декабря 1852 г. дал императору право председательствовать в Государственном совете и Сенате, издавать декреты и определять расходную часть бюджета, который лишь в самой общей форме утверждался законодательным корпусом.

Выборы в Законодательный корпус были поставлены под контроль правительства. Вводилась система "официаль­ных кандидатов", которые должны были поддерживаться местными властями. Кандидаты оппозиции практически были лишены возможности вести предвыборную кампанию.

В 60-х гг. в связи с ростом общественного недовольства и подъемом рабочего движения Наполеон III был вынужден провести частичные либеральные реформы (период так называемой "либеральной" монархии). Законодательный корпус и Сенат получили право ежегодно вотировать адрес на тронную речь императора, публиковать отчеты о своих заседаниях, в 1870 г. им было дано право постатейного голосования бюджета. хз что это такое

Императорским декретом 1 марта 1854 г. был восстановлен корпус жандармов . Он рассматривался как составная часть армии и находился в подчинении военного министра, а использовался для проведения карательных операций.

Важным звеном в политическом механизме Второй империи была армия , верхушка которой не только поддерживала внутренние репрессивные акции императора, но и была вдохновителем его внешней агрессивной и колониальной политики.

Политический авантюризм Наполеона привел к тому, что в 1870 г. Франция оказалась втянутой в войну с Пруссией. Поражение и капитуляция французской армии, явившиеся результатом ее полной неподготовленности к серьезным военным действиям, ускорили падение Второй империи.

23 . Госстрой Третьей республики во Фр. Констзаконы 1875 . В истории Франции началось смутное время, когда на французский трон претендовали сразу три династии: Бурбоны, Орлеаны, Бонапарты. Хотя 4 сентября 1870 года в результате народного восстания во Франции была провозглашена республика, в Национальном собрании большинство принадлежало монархистам, меньшинство составляли республиканцы, среди которых было несколько течений. В стране существовала «республика без республиканцев». Однако план реставрации монархии во Франции провалился. Основная масса населения Франции была за установление республики. Вопрос об определении политического строя Франции долго не решался. Только в 1875 году Национальное собрание большинством в один голос приняло дополнение к основному закону, признавшее Францию республикой. Но и после этого Франция еще несколько раз была на грани монархического переворота. 24 мая 1873 г. президентом республики был избран ярый монархист Мак-Магон, на имени которого сошлись три ненавидевшие друг друга монархические партии, когда они искали преемника Тьеру. Под покровительством президента велись интриги монархистов для восстановления монархии. В ноябре 1873 г. полномочия Мак-Магона были продолжены на семь лет. В 1875 г. Мак-Магон был решительным противником конституции в республиканском духе, которая, тем не менее, была принята Национальным собранием. Конституция Третьей республики была компромиссом между монархистами и республиканцами. Вынужденные признать республику, монархисты постарались придать ей консервативный, недемократический характер. Законодательная власть была передана парламенту, состоявшему из палаты депутатов и сената. Исполнительная власть вручалась президенту, избираемому Национальным собранием на 7 лет. Ему было предоставлено право объявлять войну, заключать мир, а также право законодательной инициативы и назначения на высшие гражданские и военные должности. Таким образом, власть президента была велика. Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Но принципиальное значение имело положение о том, что "министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально - за их личные действия". Таким образом закреплялся институт парламентской ответственности правительства, который придавал ему самостоятельность по отношению к президенту. Последний не был главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров из числа лиц, пользующихся поддержкой большинства депутатов. Если пост президента Республики был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти. Конституционные законы не регламентировали организацию и порядок проведения выборов. Специальным законодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), но в выборах не принимали участие женщины, военнослужащие, основная часть населения колоний

24. Государственный строй IV республики во Франции. Конституция 1946 г. Четвёртая республика во Франции - период французской истории с 1946 по 1958. После напряженной борьбы (первый проект конституции был отклонен на референдуме) Учредительное собрание разработало второй проект, который был утвержден народным голосованием, и конституция в конце 1946 года вступила в силу. Франция объявлялась «единой и нераздельной светской демократической и социальной республикой», в которой суверенитет принадлежал народу. В преамбуле содержался ряд прогрессивных положений о равноправии женщин, о праве лиц, преследуемых на своей родине за деятельность в защиту свободы, на политическое убежище во Франции, о праве всех граждан на получение работы и материальное обеспечение в старости. Конституция провозглашала обязательство не вести завоевательных войн и не применять силы против свободы какого-либо народа, декларировала необходимость национализации ключевых отраслей промышленности, планирования экономики, участия трудящихся в управлении предприятиями. Законодательная власть принадлежала парламенту, состоящему из двух палат – Национального собрания и Совета республики. Право утверждать бюджет, объявлять войну, заключать мир, выражать доверие или недоверие правительству предоставлялось Национальному собранию. Президент республики избирался на 7 лет обеими палатами. Главой правительства президент назначает одного из лидеров партии, обладающей наибольшим числом мест в парламенте. Состав и программа правительства утверждаются Национальным собранием. Конституция декларировала превращение Французской колониальной империи во Французский союз и провозглашала равенство всех входящих в него территорий. Конституция Четвертой республики была прогрессивной, ее принятие означало победу демократических сил. Однако в дальнейшем многие провозглашенные в ней свободы и обязательства оказались неосуществленными или были нарушены. В 1946 году началась война в Индокитае, продолжавшаяся почти восемь лет. Французы с полным основанием прозвали войну во Вьетнаме «грязной войной». Развернулось движение сторонников мира, принявшее во Франции особенно широкий размах. Рабочие отказывались грузить оружие для отправки во Вьетнам, под Стокгольмским воззванием, требующим запрещения атомного оружия, подписались 14 млн. французов. В 1949 году Франция вступила в НАТО. В мае 1954 года Франция потерпела сокрушительное поражение во Вьетнаме: окруженный в районе Дьен Бьен Фу французский гарнизон капитулировал. 6 тыс. солдат и офицеров сдались в плен. 20 июля 1954 года были подписаны соглашения о восстановлении мира в Индокитае. «Грязная война», на которую Франция израсходовала астрономическую сумму – 3000 млрд. франков, потеряв несколько десятков тысяч жизней, закончилась. Франция обязалась также вывести войска из Лаоса и Камбоджи. 1 ноября 1954 года Франция начала новую колониальную войны – на этот раз против Алжира. Алжирцы неоднократно обращались к французскому правительству с просьбой предоставить Алжиру хотя бы автономию, но неизменно получали отказ под тем предлогом, что Алжир якобы не колония, а органическая часть Франции, ее «заморские департаменты», а поэтому не может претендовать на автономию. Поскольку мирные методы результатов не дали, алжирцы поднялись на вооруженную борьбу. Восстание разрасталось и вскоре охватило всю страну, французское правительство оказалось не в состоянии ее подавить. Бурные митинги и демонстрации, развернувшиеся в Алжире, перекинулись на Корсику, метрополия оказалась под угрозой гражданской войны или военного переворота. 1 июня 1958 года Национальное собрание избрало Шарля де Голля главой правительства и предоставило ему чрезвычайные полномочия.