Что такое сунна намаз. Намаз по шафиитскому мазхабу. Суннат-намазы

СУННАТ-НАМАЗЫ (НАВАФИЛЬ)

Навафиль в буквальном переводе означает «добавление». В шариате навафилем называются намазы, добавляемые к обязательным намазам. Тому, кто совершит эти суннат-намазы, в ахирате будет большое вознаграждение, но и тому, кто не совершит, не будет греха

Суннат-намазы делятся на 2 вида: первые - совершаемые вместе с обязательными намазами, вторые - совершаемые самостоятельно, т. е. не связанные с какими-либо намазами.

Совершаемые вместе с обязательными намазами суннаты тоже имеют 2 вида: те, на которые особо было указано, т. е. суннатун-муаккад, и те, на которые не было особо указано, т. е. гайру-муаккад.

Суннат-намазы, добавляемые к обязательным, на которые особо указал Пророк (мир ему и благословение)

  1. Два ракаата, совершаемых перед утренним намазом. Это суннат, над совершением которого нужно больше всего усердствовать. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Два ракаата суннат-намаза утром лучше мира и всего, что есть в нем».

Если при входе в мечеть человек, не совершивший суннат-намаза, увидит, что совершается коллективный намаз, то он, если не рискует пропустить его, может совершить суннат и во втором ракаате вступить в намаз со всеми остальными. Если же намаз может завершиться до его вступления в него, то нельзя совершать суннат-намаз - нужно вступить в коллективный намаз. А тот суннат он возместит после восхода солнца во время зуха-намаза.

  1. Желательно перед обеденным намазом совершить четыре ракаата суннат-намаза одним саламом. Айша (да будет доволен ею Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение) не пропускал четыре ракаата перед обеденным фарз-намазом.
  2. Также суннатун-муаккадом является совершение двух ракаатов после обеденного фарз-намаза. При этом желательно совершить еще два ракаата. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Того, кто соблюдает совершение по четыре ракаата суннат-намазов до и после обеденного фарз-намаза, Всевышний защитит от огня».
  3. Два ракаата после ночного намаза также являются суннатун-муаккадом.

Подтверждением необходимости нашего усердия в этих намазах является хадис Пророка (мир ему и благословение): «Тому, кто будет усердствовать на двенадцати ракаатах в сутки, Всевышний построит дом в Раю. Это два ракаата до утреннего намаза, четыре перед и два после обеденного и по два ракаата после вечернего и ночного намазов».

  1. Суннатун-муаккадом является совершение четырех ракаатов до джума-намаза и также после него с одним саламом.

Суннат-намазы, не являющиеся муаккадами, т. е. на которые не было особо указано

  1. Второй дополнительный двухракаатный намаз после обеденного фарз-намаза. Но при этом совершают одно намерение так, чтобы и одним саламом завершить все четыре ракаата. После первого «Ат-Тахийяту» салам не дают, а встают и читают дуа вступления в намаз, совершают два ракаата и после четвертого ракаата завершают намаз саламом.
  2. Четыре ракаата перед послеобеденным намазом.
  3. Четыре ракаата перед ночным намазом.
  4. Вторые два ракаата суннат-намаза после ночного намаза, наподобие послеобеденного намаза.

От того, что не было проявлено усердия, эти суннаты не нужно упускать. Пророк (мир ему и благословение) их совершал и лишь изредка пропускал.

Суннат-намазы, совершаемые отдельно от обязательных намазов

  1. Шесть ракаатов после вечернего намаза.
  2. Два ракаата тахийят-намаза. Совершаются при входе в мечеть во время, когда не порицательно совершать намазы. Его может заменить и намаз, и фарз-намаз, совершенный по приходу в мечеть.
  3. Два ракаата, совершаемые после омовения.
  4. Зуха-намаз. Самое меньшее количество его ракаатов - два, самое большее - восемь, а среднее число - четыре. Время зуха-намаза наступает, когда солнце поднимется над горизонтом на размер штыка, т. е. через полчаса после восхода, и не проходит до наступления времени обеденного намаза.
  5. Тахаджуд-намаз. Это очень ценный намаз. Он ценнее суннат-намазов, совершаемых днем. Количество ракаатов его доходит от двух до восьми.
  6. Истихара-намаз. Истихара - это испрашивание у Всевышнего Аллаха того, в чем есть польза или добро.

Истихара совершают заранее, чтобы можно было выбрать лучшее решение из дозволенных путей. Но в делах, в которых есть добро, таких, как совершение намаза, хадж, или в тех, которые мы знаем, что это плохо, т. е. отвергнуто шариатом, истихара не предписан. Пророк (мир ему и благословение) учил этому своих сподвижников подобно тому, как обучал Корану. Джабир бину Абдулла передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучал их истихара-намазу и говорил: «Вы совершайте два ракаата суннат-намаза, затем прочитайте: «Аллагьумма инни астахирука бигIилмика ва астакъдирука бикъудратика ва асъалука мин фазликаль гIазими фа иннака такъдиру вала акъдиру ва тагIламу ва ла агIламу ва анта гIалламул гъуюби. Аллагьумма ин кунта тагIламу анна гьазал амра (здесь упоминается то, что вы намерены сделать) хайрун ли фи дини ва магIаши ва гIакъибати амри ва гIажилигьи ва ажилигьи факъдургьу ли ва яссиргьу ли сумма барик ли фигьи, ва ин кунта тагIламу анна гьазаль амра (здесь также упоминается то, что вы намерены сделать) шаррун ли фи дини ва магIаши ва гIакъибати амри ва гIажилигьи ва ажилигьи фасрифгьу гIанни васрифни гIангьу вакъдур ли хайра хIайсу кана сумма арзини бигьи» («О, мой Аллах, я прошу Тебя выбрать лучшее Твоим знанием, я прошу силы от Тебя посредством могущества Твоего. Поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю. О, мой Аллах, поистине, мое дело, намерение (здесь упоминается то, что вы намерены сделать), если полезно для меня, моей религии, для мирских дел, для исполнения моих планов, будущих и настоящих, то сделай это судьбой для меня и ниспошли мне благодать (баракат) в этом деле, и облегчи мне его совершение. А если это дело (здесь также упоминается то, что вы намерены сделать) вредно для меня и моей религии, для мирских дел моих, для моих планов, будущих или настоящих, отврати его») .

Это дуа читается после совершения двух ракаатов, затем приступают к тому, что задумал. Если начало этого дела будет хорошим - Аллах ему облегчит его, если нет - затруднит. Намаз и дуа тоже нужно совершить как можно в большей богобоязненности. Есть еще и другие методы истихара, описанные в книгах. Желательно повторить истихара 7 раз.

  1. Тасбих-намаз. Состоит из четырех ракаатов. Можно совершить по два ракаата, можно и в четыре ракаата. После дуа сана"а при вступлении в намаз 15 раз читают тасбих (СубхIаналлагьи вальхIамдулиллагьи вала илагьа иллаллагьу валлагьу акбар). Затем читают суру «Аль-Фатиха» и далее 10 раз тасбих. Затем 10 раз после тасбиха на поясном поклоне, 10 раз после поднятия с руку", по 10 раз в обоих земных поклонах, 10 раз между поклонами. Намерение совершают как для суннат-намаза тасбиха, т. е. во всех перечисленных местах тасбих читается по 10 раз, кроме как до чтения суры «Аль-Фатиха». Здесь читают 15 раз.
  2. Намаз исполнения желаний.

СУННЫ НАМАЗА

1. Читать азан и икамат в пятикратных фард намазах и намазах аль-джум`а (для женщин это не является сунной). Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Если наступило время намаза, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом».219
«Если бы знали люди, насколько много вознаграждения (заключено) в чтении азана и в стоянии в первом ряду во время намаза и не нашли бы (они) иной возможности предоставления этого права кому-то из них не иначе, как только посредством жребия, то прибегнули бы к этому».220
«Когда читается азан для намаза, шайтан, чтобы не слышать его, поворачивается и, испуская газы, убегает. Когда заканчивается азан, он возвращается. Когда читается икамат для намаза, он опять поворачивается и убегает. Как только заканчивается икамат, он опять возвращается и располагается между человеком и его нафсом и говорит ему: «Вспомни о том-то, вспомни о другом…». Он нашептывает человеку то, что у него не было и в мыслях до намаза, в результате человек забывает, сколько ракаатов он прочитал в намазе».221
Слушать азан – мустахаб, а повторять слова азана за муадзином (чтецом азана) — это ваджиб. Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Когда услышите голос муадзина, повторяйте то, что он говорит, а затем прочитайте для меня Салават. Читающему для меня Салават Аллах пошлет за это десять салаватов (милостей). Затем просите у Аллаха для меня Василя. Поистине, это особое место в Раю, предназначенное только для одного раба из рабов Аллаха. Надеюсь, что им стану я. Кто попросит для меня Василя, будет удостоен моего заступничества».222
Когда читаются слова (Хаййя ‘аля-с-салях) и (Хаййя ‘аляль-фалях), слушающий произносит (Ля хауля уа ля куввата илля биллях). А когда произносят (Ас-Саляту хайрун минан наум) слушающий произносит (Садакта ва барарта). Во время произношения (Кад камати салях) присудствующие произносят (АкамАллаху ва адамаха).

للهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
حَيِ عَلَى الصَّلاَةِ
حَيِ عَلَى الْفَلاَحِ
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ
لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهِ
(اَلصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ)
Аллаху Акбару Аллаху Акбар
Аллаху Акбару Аллаху Акбар
Ашхаду алля иляха илляллах (2 раза).
Ашхаду анна Мухаммадар расулюллах
(2 раза).
Хаййа ‘аля ссалях (2 раза).
Хаййа ‘аляль фалях (2 раза).
Аллаху Aкбару Aллаху Aкбар.
Ля иляха илляаллах.
(асСаляту хайрумминаннаум — произноси-
тся 2 раза при призыве к утренней моливе
после слов «хайя аляль фалях»)
Значение: «Аллах превыше всего. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха. Я свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха. Спешите на молитву. Спешите к спасению. Аллах превыше всего. Нет божества, кроме Аллаха. (Намаз лучше, чем сон)».
После азана читают следующее дуа:

اَلَّلهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ

التَّامَّةِ وَالصَّلَوةِ الْقَائِمَةِ

اَتِ مُحَمَّدًااَلْوَسِيلَةَ

وَالْفَضِيلَةَ والدَّرَجَةَ

الرَّفيعَةَ وَأبْعَثْهُ مَقَامًا

مَحْمُودًااَلَّذِى وَعَدْتَهُ

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ

الْقِيَامَةِ

إنَّكَ لاَتُخْلِفُ الْمِيعِادَ

Аллахумма рабба хазихид-да’ватит-
таммати вас-Салятиль-каимах.
Ати Мухаммадаль-василята
Валь фадылята вад- даражатар-
Рафии’ата Ваб’асху макамам-
махмудаль-лязи ва ‘адтах
варзукна шафа’атаху яумаль Кыйама
Иннакя ля тухлифуль-ми’ад
Значение: «О Аллах, Господь этой мольбы и этого намаза! Даруй Мухаммаду самое почетное место в Раю, даруй Ему высочайшую степень и даруй Ему место, которое Ты Ему обещал. В Судный День даруй нам Его заступничество. Поистине, Ты не нарушаешь Своих обещаний».

Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Тот, кто прочитает это дуа после азана, заслужит мое заступничество в Судный День».223
«Мольба, высказанная между азаном и икаматом не будет отвергну­та». Спросили у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «С чем же нам обращаться к Господу?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах».224
Икама:
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ

اَكْبَرُ

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ
اللهِ

حَيِّ عَلَى الصَّلاَةِ

حَيِّ عَلَى الْفَلاَحِ

قَدْ قَامَةِ الصَّلاَةُ

اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ

Аллаху Акбару Аллаху Акбар (2 раза).
Ашхаду алля иляхa илля Ллах (2 раза).
Ашхаду анна Мухаммадар-Расулюллах
(2 раза).
Хаййа аля ссалях (2 раза).
Хаййа аляль фалях (2 раза).
Кад каматисСаляту. Кад каматиссалях
Аллаху Акбар Аллаху Акбар
Ля иляха илля Ллах

Значение: «Аллах превыше всего. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха. Я свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха. Спешите на молитву. Спешите к спасению. Намаз начался. Аллах превыше всего. Нет божества, кроме Аллаха».

2. Поднимать руки во время такбира «Ифтитах» (при вступлении в любой намаз), также при такбире «Кунут» в намазе аль-витр и при дополнительных такбирах праздничных намазов. Мужчины поднимают руки так, чтобы большие пальцы находились на уровне мочек ушей. А женщины – так, чтобы кончики пальцев были на уровне плеч.
3.Читать дуа «Субханака».

سُبْحَانَكَ اللهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ

وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تَعَالَى

جَدُّكَ وَ لاَ اِلَهَ غَيْرُكَ

Субханакя Аллахумма ва бихамдикя
Ва табаракяс-мукя ва та‘аля
джаддукя ва ля иляха гайрук
Значение: «Аллах! Ты превыше всех недостатков, вся хвала Тебе, бесконечно присутствие Имени Твоего во всем, высоко Величие Твое, и кроме Тебя мы никому не поклоняемся».
4. Произносить «А‘узу225 -Бисмиллях226», в первом рака`ате после дуа «Субханака». Произносить«Бисмиллях» в последующих рака`атах перед чтением «Аль-Фатихи» .

أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ

الرَّجِيمِ

А’узу билляхи минаш-шайтанир-раджим.
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحيِمِ

Бисмилляхир-Рахманир-Рахим.
Значение: «Прибегаю к защите Аллаха от шайтана, далекого от Его Милости. Во Имя Аллаха Милостивого для всех на этом свете и Милостивого лишь для верующих в Конце Света».
5. Читать шепотом дуа «Субханака» и «А‘узу-Бисмиллях».
6. После чтения суры «Аль-Фатиха» имамом, ма`мум227 произносит «Аминь» про себя.
7. Мужчинам следует положить правую руку поверх левой и держать на животе чуть ниже пупка. (См. главу «Порядок выполнения намазов» п. 4 кыям).
8. Произносить такбир (сказать «Аллаху Акбар») при переходе из одного рукна-действия в другой.
9. Выпрямляясь из положения руку‘у произносить «Сами‘Аллаху лиман хамидах», выпрямившись из положения руку‘у произнести «Раббана лякаль хамд».
10. Во время руку‘у произносить «Субхана Раббия-ль-‘азым», во время суджуда произносить «Субхана Раббия-ль-а‘ля».
11. Во время Кыйама (положение «стоя» при чтении сур) расстояние между стопами ног – 4 пальца.
12. Во время руку‘у мужчины держат руки на коленях, пальцы при этом разведены. Женщины кладут руки на колени, при этом пальцы сомкнуты.
13. Во время руку‘у у мужчин спина должна быть прямой, руки и колени не согнуты. У женщин колени и спина чуть согнуты.
14. Совершая саджда предпочтительно сначала касаться пола коленями, затем руками, а потом лбом; поднимаясь из саджда сначала следует оторвать от пола лоб, потом руки, затем встать, оперевшись руками на бедра.
15. Во время сидения класть руки на колени.
16. Мужчины садятся на левую ногу, а правая нога остается в том же положении, что и при саджда, при этом ее пальцы направлены в сторону Кыблы. Женщины садятся на левое бедро, подобрав ноги под себя и направив их в правую сторону.
17. В последнем сидении читать «Салават» и дуа «Раббана атина».
18. Выполнить Ас-салям, повернув сначала голову направо, затем – налево.
19. Во время Ас-саляма читать «Ассаляму ‘аляйкум ва Рахматуллах».
20. До начала намаза поставить какую-либо преграду перед собой, ограничивающую место моления.
Культура намаза (Мандуб)

Кто слушается Пророка (мир ему и благословение), тот слушается . В суре «Нур» Корана сказано: «Слушайтесь Аллаха и Пророка, а если вы не внемлите им, то сами будете отвечать за себя».

Эти слова Всевышнего Аллаха показывают, что выполнение сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) верующими обеспечивает им нахождение правильного пути и милосердие Аллаха. Тот, кто стремится к вере, стремится ко всему, что укрепит его иман, что сделает его ближе ко Всевышнему, и сунна является как раз тем средством.

Выполнение некоторых сунн может казаться сложнее, чем совершение других. Но, за ними кроется огромное благо и баракат, зная о которых, мусульманин бы ни за что от них не отказался. Изучите представленный ниже список таких сунн для выполнения, посмотрите, какие вы выполняете, а какие нет. Возможно, пришло время поднять ваш иман на новый уровень.

1. Совершение тахаджуда (добровольный ночной намаз).

В предыдущей части было описано достоинство дополнительных ночных молитв «тахаджуд». Продолжая тему, как и обещали, раскрываем вопрос о желательных действиях, касающихся этих суннат-намазов.

1. Является сунной тому, кто проснулся ночью, протереть руками лицо, использовать сивак, посмотреть вверх и прочитать аят от 190 до 200 суры «Али Имран», так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, так делал (Муслим 51/6).

2. Является сунной начинать ночные намазы с двух легких ракаатов, а затем — как пожелаете. Основой этому является хадис от Айши, да будет доволен ею Аллах: «Пророк, когда просыпался ночью для молитвы, начинал свой намаз с легкого двухракаатного намаза (не удлиняя)«. (Муслим 53/6).
Также от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передано, что Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-либо из вас проснется ночью (для намаза-тахаджуд), начинайте свой намаз с легкого двухракаатного намаза» (Муслим 54/6)

3. Является сунной совершать ночные тахаджуд-намазы по два ракаата, давая салям через каждые два ракаата.

4. Сунной является также удлинение стояния чтением аятов Корана. Удлинение стояний более предпочтительно, чем удлинение поясного и земного поклонов.

5. Также, сунна громко читать Коран в намазе, например, «аль-Фатиха» и другие суры, в том случае, если этим самым вы не мешаете другим, и нет опасности таким образом совершить показуху, и т.п. Также, читать Коран нужно спокойно, не спеша и раздумывая над смыслом аятов.

6. Является сунной поспать, когда вас во время намаза потянет на сон, до той поры, пока это не пройдет, основываясь на переданном от Айши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вас потянет на сон, то поспите пока не пропадет сон…» (Бухари 87/1, Муслим 75/6).

7. Сунна для мужчины разбудить свою супругу, когда сам проснется на ночной тахаджуд-намаз. Также и для жены сунна разбудить своего супруга, когда проснется на ночную молитву. Это касается и всех остальных: сунна будить друг друга, основываясь на аяте Корана: «Помогайте друг другу в добре и богобоязненности» («аль-Маида» аят 2).
Также, передан хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да простит Аллах грехи того человека, который поднялся ночью с постели, чтобы помолиться, и разбудил жену свою, а если она не встаёт или не может проснуться, брызнул водой ей в лицо. Да простит Аллах грехи и той жене, которая поднялась ночью с постели, чтобы помолиться, и разбудила мужа своего, а если он не встаёт или не может проснуться, брызнула водой ему в лицо» (Абу Дауд 301/1, Насаи 167/3, Ахмад 250/2). Это касается тех случаев, когда нет боязни получить вред. А если есть такая боязнь, то это не является сунной, напротив, является харамом.

8. Тому, кто вознамерился вставать ночью для бодрствования, является сунной проявлять постоянство в богослужении по времени (проявлять постоянство в длительности богослужения), в котором он уверен, что не забросит его. И нежелательно после этого вовсе оставлять его или без причины уменьшать время богослужения, в котором проявлял постоянство. В хадисе от Айши, да будет доволен ею Аллах, говорится, что Пророка спросили: «Какое деяние ценное?» Пророк ответил: «Постоянное, хоть даже и малое» (Бухари 2372/5, Муслим 72/6).
Также, передается от Абдуллы бин Амр бин Асса да будет доволен ими Аллах, что пророк сказал: «О АбдуЛлах, ты не будь подобен тому человеку, который просыпался ночью (на тахаджуд), а потом перестал» (Бухари 387/1)

9. Подобает мусульманину перед сном делать намерение проснуться ночью на тахаджуд-намаз, чтоб получить вознаграждение, даже если он не встанет по какой-либо причине. Основа этому – в хадисе от Абу Дардаъ, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Тот, кто лег спать с намерением проснуться ночью (на тахаджуд), а затем сон одолел его до наступления утреннего намаза, ему запишется то, ради чего он намеревался, и его сон будет ему милостыней от Аллаха» (Насаи 215/3, Ибну Маджа 427/1)

10. Является сунной тому, кто проснулся, побольше делать дуа и просить прощения грехов, особенно в самую ценную половину ночи, ближе ко времени наступления утреннего намаза, основываясь на аяте Корана: «Они терпеливы, правдивы, смиренны, делают пожертвования и просят прощения перед рассветом» («аль-Имран» аят 17). Также: » …перед рассветом они молили о прощении» («аз-Зарият» аят 18).
Передается от Жабира, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Есть в ночи один час, в котором Аллах непременно даст, что бы мусульманин ни просил из благодати этого (земного) и того (Ахирата) мира. Такой час есть в каждой ночи» (Муслим 36/6).
Если человек заболеет или отправится в сафар, и у него не получится проснуться ночью для молитвы, то Аллах запишет ему вознаграждение подобно той ночи, в которой он бодрствовал, основой этому является хадис от Абу Муса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда раб Аллаха заболеет или отправится в путь, ему запишется вознаграждение, как за полноценное деяние, совершенное дома» (Бухари 1092/3)

11. Является сунной тому, кто встает ночью, поспать немного до наступления обеденного намаза (кайлюля). Основой этому является хадис: «Вы помогите себе в посте приемом пищи перед рассветом, и сном до обеда для выставивания ночью» (Ибну Маджа 1693, Хаким 588/1)

Вопрос: 1. Какие фарды есть в намазе?
2. Какие ваджибы есть в намазе?
3. Какие суннаты есть в намазе?
Мне нужен их список...
4. Расскажите про достоинства суннат-намазов. (Индонезия)

Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

1. ФАРД - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАМАЗЕ

В НАМАЗЕ - ШЕСТЬ ФАРДОВ

1) Такбир-тахрим (начиная намаз, сказать «Аллаху акбар»).
2) Кыйям (стояние).
3) Кираат (произнесение, как минимум, трех аятов или одного длинного аята Корана).
4) Руку" (поясной поклон).
5) Обе саджды (земные поклоны).
6) Ка"да-ахира (сидение в конце последнего ракаата на протяжении времени, достаточного для прочтения ташаххуда).

2. ВАДЖИБ - НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАМАЗЕ

Под ваджибами понимаются те действия, которые необходимы для исполнения намаза. Если молящийся невольно пропустит один из них, такую ошибку можно будет компенсировать исполнением саджды-сахв (саджды, совершаемой за неумышленные ошибки).

Если же он не совершит саджды-сахв или же если он умышленно пропустит ваджиб, необходимо будет заново повторить данный намаз.

В НАМАЗЕ - ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ВАДЖИБОВ:

1) Кираат в первом и втором ракаатах фард-намаза.
2) Произнесение суры «Фатиха» во всех ракаатах любого намаза. Однако в третьем и четвертом ракаате любого из фард- намазов, это действие является сунной, а не ваджибом.
3) Произнесение суры или длинного аята, или трех коротких аятов после суры «Фатиха» в первых двух ракаатах фард-намаза и во всех раккатах ваджиб-, сунна- и нафль- намазов.
4) Прочтение суры «Фатиха» перед любой другой сурой или аятом.
5) Сохранение порядка действий в совершении кираата, руку", саджды и кыйяма.
6) Каума (распрямление тела после руку").
7) Джальса (сидение между двумя садждами).
8) Тагдилуль-Аркан, т.е. исполнение таких положений, как руку", саджда и т.д., с умиротворенностью и хорошим образом.
9) Ка"да-уля или сидение на протяжении времени произнесения ташаххуда, после двух ракаатов 3- или 4-ракаатного намаза.
10) Прочтение ташаххуда в обеих ка"дах.
11) Чтение имамом кираата вслух в фаджр-, магриб-, иша-намазах, в пятничном и праздничных намазах и в исполняемом в Рамадан таравих-намазе. Только зухр- и аср-намазы читаются имамом тихо.
12) Завершение намаза произнесением «Ассаламу алейкум уа рахматуллах».
13) Произнесение такбира («Аллаху акбар») для кунута в витр-намазе, а также произнесение дуа в кунуте.
14) Произнесение шести дополнительных такбиров в обоих праздничных намазах (т.е. специальном намазе Ураза- и Курбан-байрамов).

3. СУННАТЫ

В НАМАЗЕ - 21 СУННАТ

1) Перед произнесением такбира-тахрима поднять руки до ушей.
2) Поднимая руки при произнесении такбира, держать пальцы обеих поднятых рук прямыми и обращенными в сторону Киблы.
3) Не наклонять голову при произнесении такбира.
4) Произнесение имамом такбира-тахрима и других такбиров вслух (в соответствии с необходимостью) при переходе из одного рукна (позы) в другой.
5) Схватить правой рукой левую, сложив их ниже пупка.
6) Произнести сану («Субханакаллахумма...»).
7) Произнести тагаввуз.
8) Произнести полностью «Бисмилляхир- Рахманир-Рахим».
9) В третьем и четвертом ракаатах фард-намаза произносить только суру «Фатиха».
10) Произносить «Аминь» (тихо).
11) Произносить сану, тагаввуз, тасмию и «Аминь» тихо.
12) Произносить в каждом фард-намазе кираат в количестве, соответствующем Сунне.
13) Произносить тасбих («Субханаллах»), как минимум, трижды в каждом руку" и каждой саджде.
14) В руку" держать голову и спину на одной линии, обхватив при этом пальцами обеих рук колени.
15) Поднимаясь из руку", имам произносит «Сами"аллаху Лиман Хамидах», после чего следующие за ним молящиеся говорят: «Раббана уа Лякаль Хамд». Читающему намаз в одиночку следует произнести и тасми" («Сами"аллаху Лиман Хамидах»), и тахмид («Раббана уа Лякаль Хамд»).
16) Переходя в саджду, сначала положить на землю (на пол) колени, затем руки и в последнюю очередь лоб.
17) В ка"де и джальсе положить левую ступню горизонтально на землю (на пол) и сесть на нее, при этом правая ступня находится в вертикальном положении, а ее пальцы обращены в сторону Киблы. Ладони при этом покоятся на бедрах.
18) Поднять указательный палец правой руки при произнесении «Ашхаду Алля Иляха Илляллах» в ташаххуде.
19) Произнести салават по Пророку в ка"да-ахира (последнем сидении) после ташаххуда.
20) Прочитать предписанное дуа после салавата по Пророку.
21) При произнесении салямов повернуть лицо сначала направо, а затем налево.

4. Как передавала саидатуна Аиша (радиаллаху анха), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

عن عائشة، قالت: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: " من ثابر على ثنتي عشرة ركعة من السنة بنى الله له بيتا في الجنة: أربع ركعات قبل الظهر، وركعتين بعدها، وركعتين بعد المغرب، وركعتين بعد العشاء، وركعتين قبل الفجر "

«Кто придерживается (исполнения) двенадцати ракаатов Сунны, для того Аллах построит дом в раю; четыре ракаата перед зухром, два ракаата после зухра, два ракаата после магриба, два ракаата после иша и два ракаата перед фаджром» (Тирмизи, хадис №414)

А Аллах знает лучше.

Уассалам.


Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль- Ифта