Государственный долг РФ: проблемы и перспективы. Что такое долг и задолженность простыми словами Причины возникновения государственного долга

С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов - неналоговых платежей.

С течением времени налогов и неналоговых доходов для покрытия всех государственных расходов оказалось недостаточно, и государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и тому подобных. Монарх и его правительство направляли средства, полученные с помощью займов, в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговым доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного долга.

Слово «кредит» произошло от латинского «creditum» -- ссуда. В толковом словаре В. Даля понятие «кредит» раскрывается как «доверие, вера в долг, забор, дача и прием денег или товаров на счет, на срок». В современном русском языке «кредит» определяется как ссуда, пре-доставление ценностей (денег, товаров) в долг, коммерческое доверие.

Государственный кредит как стоимостная категория - это совокупность денежных отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами, при которых государство может выступать как в качестве заемщика, так и в качестве кредитора и гаранта.

Государственный кредит как звено финансовой системы представляет отношения перераспределения валового внутреннего продукта и частично национального богатства, в ходе которого временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, обычно не предназначенные для текущего потребления, переходят в пользу государства. Поэтому возможность существования государственного кредита, а как следствие и государственного долга, вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых гражданами и организациями. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и тому подобных. Население может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить деньги для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения. Вынужденные сбережения образуются у населения и в связи с такими отрицательными явлениями, как разбалансированность экономики и товарный дефицит .

Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции (работ, услуг) могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонного производства. Временно свободные финансовые ресурсы могут образоваться у юридических лиц в силу неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство или социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды организаций. С ростом эффективности общественного производства будут увеличиваться возможности привлечения средств хозяйствующих субъектов в сферу государственного кредита.

Возможность функционирования государственных кредитных отношений существенно подкрепляется постоянным наличием значительных свободных капиталов на международных финансовых рынках.

В условиях функционирования административно-командной экономики государственные займы использовались как одна из форм принудительного изъятия части средств предприятий и заработной платы населения. Принудительными были госзаймы, например выпущенные в годы Великой Отечественной войны и размещаемые среди населения по подписке.

Целесообразность использования заимствований для формирования дополнительных финансовых ресурсов органов публичной власти и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для общественных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссия денег) балансирования правительственных доходов и расходов. Минимизация ущерба достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к властным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующим долговое обязательство органа власти, является облигация. Она дает право ее владельцу на получение дохода, а по истечении определенного срока - и на получение обратно предоставленных взаймы средств. Продавая облигацию, орган власти обязуется вернуть сумму долга в определенное время с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами.

Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигации. Она обозначается на ценной бумаге и выражает собой денежную сумму, которая, выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на которую начисляются проценты. Процентный доход, установленный к номиналу облигации, выражает номинальную доходность займа.

Однако реальная доходность облигации для ее держателя может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Это отклонение называется курсовой разницей и зависит от целого ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина номинального процента, уровень ставки рефинансирования, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными и муниципальными бумагами, степень доверия населения правительству.

Для кредитов, привлекаемых органами публичной власти, характерно то, что инвесторы непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных и муниципальных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов федерального правительства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления. Прямое заимствование средств может проводиться, в частности, среди государственных и коммерческих банков, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств.

Денежные средства, привлекаемые на основе государственного кредита, поступают в распоряжение государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Как один из видов кредита государственный кредит предоставляется на условиях платности и возвратности. Через определенный период времени предоставленные взаймы денежные средства возвращаются с процентами. Средством для погашения процентов за пользование государственным кредитом служат налоговые поступления. К. Маркс назвал государственный кредит антиципированными (взятыми наперед) налогами. Численный же состав налогоплательщиков и кредиторов государства, как и величины денежных потоков, как правило, не совпадают.

Основной формой государственных доходов, как известно, являются налоги. Займы же, являясь практическим воплощением механизма государственного кредита, приводящим к образованию государственного долга, не представляют доход государства, так как подлежат возврату кредиторам.

Займы увеличивают государственные расходы, т. е. функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, в то время как налоги не требуют дополнительных расходов по возмещению.

Кредитные отношения, при которых государство выступает как заемщик средств -- это классическая форма государственного кредита. В современных же условиях государство может выступать и как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам на определенный срок на условиях платности и возвратности, и как гарант в тех случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.

Следует отличать государственный кредит от банковского и коммерческого. Как уже отмечалось ранее, традиционная роль государственного кредита заключается в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета, а реальными источниками возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги, а в случае недостаточности налоговых поступлений -- новые займы. Таким образом, экономическая сущность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала: средства, привлекаемые при государственном кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита.

Банковский кредит представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками хозяйствующим субъектам для обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, т. е. характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет погасить кредит, а также выплатить проценты за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. При предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности: товары, ценные бумаги и прочее, а при заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество, находящееся в его собственности. Отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, в то время как результатом государственных кредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.

При коммерческом кредите, как заемщиками, так и кредиторами выс-тупают действующие предприниматели, а кредит предоставляется не в денежной, а в товарной форме по особому документу -- векселю, т. е. коммерческий кредит -- это отсрочка платежа за поставленные товарно-материальные ценности .

Экономическая сущность государственного кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются в фонды и на условиях платности и возвратности используются государством как ссудный капитал, это представляет собой вторичное распределение или перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства в денежной форме.

Общественное назначение государственного кредита проявляется в его фискальной функции и, безусловно, контроле за мобилизацией средств государством, а также роли в общественном воспроизводстве:

1) регулирующей, 2) замещения наличных денег в обращении.

Как уже отмечалось ранее, государственный кредит -- средство мо-билизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов, поэтому в современных условиях государственные займы стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Положительное воздействие фискальной функции государственного кредита -- это равномерное распределение налогового бремени во времени. Тяжесть налогового бремени, переносимого на другие поколения, зависит:

¦ от сроков заимствования средств;

¦ процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком.

Чем привлекательнее заем для инвесторов, тем более значительная часть налоговых поступлений должна быть направлена государством на его погашение; чем выше величина долга, тем большая доля средств направляется на его обслуживание.

При непроизводительном использовании мобилизованных посредством госзаймов денежных средств источником их погашения могут быть и новые займы.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

При проведении правильной кредитной политики с помощью государственного кредита могут быть изъяты из обращения значительные свободные денежные средства, которые государство перераспределит на льготных условиях между отраслями народного хозяйства, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения. В условиях инфляции государственные займы, как основная форма государственного внутреннего кредита временно уменьшают платежеспособный спрос населения, так как из обращения изымаются избыточные денежные знаки на оговоренный срок. Если мобилизованные средства физических лиц будут направлены в сферу промышленного производства, то произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении, и если заимствованные государством денежные средства будут направлены на оплату труда, то количество наличных денег в обращении останется без изменения. А если кредитор -- юридические лица и полученные средства будут направлены на выплаты населению, то количество наличной денежной массы в обращении возрастет .

Вместе с тем есть и негативный оттенок функционирования государственного кредита. Когда государство осуществляет заимствования на финансовом рынке, то в целом увеличивается спрос на заемные средства, что ведет к росту ставки процента на рынке кредитов. Тем самым продолжение правительственных заимствований для бюджета сделает эти кредиты дорогими для заемщиков. И это лишает части необходимых ресурсов сферу производства (производственных инвестиций), поскольку инвестиционные расходы обратно пропорциональны ставке процента. Конкретным результатом перелива денежных средств между отраслями в рамках экономической системы является выравнивание нормы прибыли на вложенный капитал.

Регулирующая роль госкредита в общественном воспроизводстве способствует и обеспечению перераспределения денежных средств между территориями государства.

Следующая роль государственного кредита в воспроизводстве -- замещение наличных денег в обращении. В условиях адекватной экономическому развитию государственно-регулируемой денежно-кредитной политики эта роль государственного кредита позволяет эффективно заменить находящиеся в обращении полноценные деньги в определенном объеме на кредитные, также как, например, векселя, обращающиеся депозиты, чеки и т.д. В России нормальный денежный оборот замещается «черным налом», бартером, взаимозачетами, расчетами с помощью суррогатов денег (векселей, налоговых освобождений и т. п.). С самого начала рыночных реформ упор в борьбе за экономическую стабилизацию делался, прежде всего, на ограниче-ние роста денежной массы, что привело к недостатку денежных средств для обслуживания товарооборота: монетизация экономики составила всего 10% против 70-75% ВВП, как во всех развитых странах. Следовательно, задача правительства России на современном этапе: повысить монетизацию экономики. И как одна из мер -- запрет свободно обращающейся иностранной валюты во внутренних расчетах в нашей стране.

Внутренний государственный долг — совокупность кредитно-финансовых отношений, благодаря которым осуществляется погашение бюджетного дефицита государства, повышается объем наличности в обращении. Внутренний госдолг возникает в связи с необходимостью привлечения ресурсов для осуществления заказов, проектов и программ государственного уровня. Его обслуживанием занимается Центральный Банк РФ.

Особенности и методы контроля

Внутренний госдолг — финансовая ответственность страны, которая возникает перед частными лицами, предприятиями, корпорациями, коммерческими структурами. Так, в России он выражается в форме кредитования, использования ценных бумаг, займов и обязательств, которые гарантирует Правительство. В его состав в Российской Федерации входят: долги общефедерального уровня, обязательства перед предприятиями, финансовую ответственность за которые несет страна, а также долги муниципалитетов перед гражданскими лицами. Среди основных методов управления госдолгом можно выделить:
  • конверсия. В этом случае органы власти принимают решение об изменении доходности по уже действующим займам. Обычно речь идет о снижении процентов по ним;
  • консолидация. Эта процедура подразумевает повышение срока действия по обязательствам, которые были выпущены ранее. Преобразование в более длительные по времени задолженности всегда выгодны государству;
  • унификация. Метод используется для объединения займов, которые были выпущены ранее. Обычно осуществляется обмен на облигации новых займов;
  • дефолт. Это радикальная мера, используемая государством, отказывающимся от взятых на себя ранее обязательств;
  • рефинансирование. Эта методика подразумевает выпуск новых займов для погашения старых долгов.
Внутренний государственный долг представляет собой «перетекание» денежных ресурсов из казны и обратно. В его составе задолженность прошлых периодов и вновь возникающие обязательства. Если Правительство страны не предоставляет гарантии на долговые обязательства территориальных образований, то ответственность за погашение долгов ложиться на власти на местах. Такое условие закреплено в федеральном законодательстве.

Преимущества и условия для погашения

Внутренний долг государства является стимулятором для обращения наличных денег внутри страны. За счет увеличения внутреннего долга происходит погашение дефицита бюджета. Еще одно преимущество — финансовые ресурсы на покрытие дефицита занимаются на внутреннем рынке, то есть не происходит прирост денежной массы.

Чтобы своевременно платить по образовавшимся долгам государство финансирует рынок ценных бумаг, оказывает влияние на его развитие, выходит на международные рынки. Правительство принимает законы, которые позволяют привлекать на территорию страны большие объемы инвестиций. Органы власти используют меры, которые помогают оптимизировать федеральные затраты.

Вывод

Корректное увеличение внутреннего государственного долга не несет опасности для отечественной экономики. Если рационально и эффективно управлять таким инструментом, то страна останется дееспособной и стабильной. Правительство должно осуществлять заимствования в объемах, которые нужны для решения социально-экономических задач. Прозрачная и последовательная политика в этом направлении позволит добиться доверия у юридических и физических лиц.

Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. Внешние заимствования активно используют развитые и развивающиеся страны.

В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.

1. Сущность и основные элементы государственного долга.

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, “ государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права”.

Долговые обязательства – это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по объектам долговых отношений; во-вторых, по форме образования и обслуживания; в-третьих по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств РФ следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий РФ, договоров поручителей РФ; переоформление долговых обязательств третьих лиц в госдолг РФ; соглашения РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств. Во временном разрезе выделяют: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (до 30 лет) обязательства.

Увеличение госдолга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

В общей постановке в проблеме госдолга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика госдолга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике госдолг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, госдолг возрастает на этапах активного экономического роста, имея ввиду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе и государственных.

Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования госдолга, что мы имеем в настоящее время в переходной экономике РФ.

Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга, при этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование бюджетной классификации и, во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению. Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся: классификация долга по типу кредитора и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора имеет следующий вид: внутренний вид (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям); внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств.

Классификация по типу долгового обязательства имеет следующий вид: долгосрочные облигации, краткосрочные облигации, векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям.

В категорию «госдолг» включаются все признанные долги РФ. Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом.

Госдолг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг - это состояние (запас), а не движение (поток).Величина госдолга зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины госдолга.

Структурно госдолг складывается из двух частей: основной долг и непогашенный долг, включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что госдолг - это не только долг непосредственно самого государства, но еще и заимствования внебюджетных фондов всех уровней государственного управления.

2. Динамика внешнего долга России.

Около 45% внешних обязательств приходится на долговые обязательства бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба и другими странами - официальными кредиторами. Данные обязательства не являются рыночными. В связи с этим при управлении этой частью долга невозможно использование преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках. В законе о федеральном бюджете РФ на 2006год предельный размер государственного внешнего долга на 1 января 2007 года установлен в размере 79.2 млрд.долл. США.

2.1 Россия – правопреемник внешнего долга СССР .

Наиболее высокими темпами внешняя задолженности бывшего СССР росла в 1985-1991 годах, когда темп прироста государственного внешнего долга превысил 120%, а абсолютная сумма задолженности увеличилась с 31,3 млрд. долларов США до 70,3 млрд. долларов США. Правительством бывшего СССР активно привлекались как связанные банковские кредиты, предназначенные для финансирования закупок импортного оборудования, продовольствия, продуктов питания, медикаментов и других товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения страны, так и свободные средства для покрытия текущих потребностей бюджета в форме финансовых кредитов и внешних облигационных займов. В этот период задолженность по банковским кредитам выросла на 81%, по финансовым кредитам - на 176%, а задолженность по внешним облигационным займам увеличилась в 6 раз. В конце 1991 года, в связи с нарастанием кризисных процессов в экономике страны платежи в погашение внешней задолженности бывшего СССР были приостановлены.

По состоянию на 1 января 1992 года задолженность перед правительствами иностранных государств составила 61,8 млрд. долларов США. При анализе состояния государственного внешнего долга необходимо учитывать такой немаловажный фактор, как решение Российской Федерации взять на себя ответственность за весь внешний долг бывшего СССР, при условии перехода к ней прав на внешние активы. Российская Федерация стала правопреемником бывшего СССР после его распада, то есть взяла на себя активы и обязательства по внешнему долгу в обмен на их отказ от причитающейся им доли зарубежных активов.

Заявление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 1993 года о намерении погашать в полном объеме внешний долг бывшего СССР явилось юридическим закреплением сложившегося положения, когда только Россия погашала внешний государственный долга бывшего СССР, поскольку другие государства - бывшие союзные республики - фактически отказались от ранее взятых обязательств осуществлять платежи в погашение задолженности в соответствии с долей каждой республики в экономике бывшего СССР.В апреле 1993 года внешние кредиторы официально признали Россию единственным государством, ответственным по всему внешнему долгу бывшего СССР.

2.2 Динамика объемов и структуры внешнего долга РФ.

Наиболее высокие объемы внешней задолженности Российской Федерации в период с 1995 по 2003 год были в начале 1999 и 2000 годов.

По состоянию на начало 1995 года внешний долг Российской Федерации, принятый от бывшего СССР, составлял 108,6 млрд. долларов США, или 90,6% от общего объема государственного внешнего долга.

В период с 1995 по 1998 год при практически неизменной задолженности по основному долгу СССР, общий объем внешнего долга Российской Федерации увеличился до 149,3 млрд. долларов США.

По состоянию на 1 января 2004 года внешний долг практически соответствовал основной сумме долга на 1 января 1995 года и составлял 119,8 млрд. долларов США. После кризис 1998 года, начиная 1999 года, Россия начала постепенное сокращение внешнего долга, в том числе замещая его внутренним долгом. Данные об изменениях объема и структуры государственного внешнего долга в 2000-2003 годах.

2.3 Задолженность по кредитам правительств иностранных государств.

Задолженность Российской Федерации по кредитам правительств иностранных государств по состоянию на 1 января 2004 года, составила 54,7 млрд. долларов США, или 45,7% от общей суммы долга.

За период с 2000 по 2003 год объем этой задолженности изменился незначительно, поскольку большие объёмы погашений долга были скомпенсированы новыми заимствованиями.

2.4 Задолженность перед странами «Парижского клуба».

Задолженность перед странами – членами Парижского клуба кредиторов (далее ПКК) по состоянию на 1 января 2004 года составил 44,7 млрд. долларов США, или 39,8% от общего объема государственного внешнего долга Российской Федерации.

Данный долг сформирован кредитами, предоставленными иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. В ПКК входят 18 стран. Россия является его участником с сентября 1997 года. При этом Россия является одновременно должником одних из этих стран и кредитором других.

Первоначально объем долга России составлял 30,4 млрд. долларов США, а в случае выполнения другими странами бывшего СССР своих долей обязательств по платежам снижался до 18,5 млрд. долларов США.

В результате переговоров 1992-1993 года России удалось подписать с членами ПКК соглашение о среднесрочной реструктуризации внешнего долга бывшего СССР. Реструктуризации подлежали платежи, срочные к погашению в 1992-1993 годах, с общим периодом рассрочки 10 лет. В целом это позволило сократить объём ежегодных выплат с увеличением их общего срока. С аналогичными целями, соответственно в 1994 и 1995 году, были получены отсрочки: по платежам 1994 года в размере 17,5 млрд. долларов США – до 2010 года; по платежам 1995 года – до 2011 года.Кроме того, в конце 1995 года страны-кредиторы официально выразили согласие с предложением российской стороны перейти от реструктуризации задолженности по частям (в привязке к выплатам конкретного года) к глобальной (многолетней) реструктуризации задолженности России перед Парижским клубом.

Была разработана технология учета и погашения задолженности. Согласно условиям указанной договоренности, совокупная задолженность России странам-членам Парижского клуба, подлежащая переоформлению на новых условиях, составляла около 33 млрд. долларов США и включала практически весь долг, реструктуризированный по ранее подписанным соглашениям. 45% этой суммы должны быть погашены до 2020 года, а остальные 55%, в которые входит вся краткосрочная задолженность перед кредиторами Парижского клуба, - до 2016 года. Отсроченный основной долг подлежал погашению нарастающими суммами, начиная с 2002 года.

После августа 1998 года выплаты были приостановлены, что привело к накоплению просроченных платежей на сумму около 0,8 млрд. долларов США. На саммите «большой семерки» в Германии в июне 1999 года было принято решение о предоставлении Российской Федерации отсрочки по просроченным платежам на период до 2020 года. В результате реструктуризации с соответствующим увеличением объёма долга совокупная задолженность России перед членами ПКК выросла к началу 2002 года до 36,3 млрд. долларов США.

2.5 Задолженность кредиторам - не членам Парижского клуба.

По состоянию на 1 января 2004 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило 3,6 млрд. долларов США, или 3,0% от общей суммы внешнего долга Российской Федерации на указанную дату. По сравнению с состоянием на 1 января 2000 года указанный вид долговых обязательств сократился на 0,1 млрд. долларов США.

По состоянию на 1 января 2003 года задолженность Российской Федерации перед странами - не членами Парижского клуба кредиторов составила 3,4 млрд. долларов США и 0,14 млрд. клиринговых фунтов стерлингов (задолженность перед Египтом) по основному долгу и 0,5 млрд. долларов США по начисленным процентам. При этом задолженность бывшего СССР составила 3,3 млрд. долларов США и 0,14 млрд. клиринговых фунтов стерлингов по основному долгу и 0,5 млрд. долларов США по начисленным процентам. Новый российский долг составил 0,11 млрд. долларов США по основному долгу и 0,01 млрд. долларов США по начисленным процентам.

С Республикой Корея, Восточной Республикой Уругвай и Объединенными Арабскими Эмиратами были достигнуты договорённости о погашении долга товарными поставками. По состоянию на 1 января 2004 года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 3,4 млрд. долларов США и по сравнению с состоянием на 1 января 2000 года сократился более чем в 4,2 раза. Оставшаяся задолженность гасится в основном товарными поставками.

Кроме осуществления денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности.

2.6 Лондонский клуб кредиторов.

Коммерческие иностранные банки и фирмы, являющиеся кредиторами России, объединены в Лондонский клуб кредиторов. В него входят около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков. Данные кредиторы не находятся под защитой гарантии или страхования на государственном уровне. Кредиты предоставлялись в советское время Внешэкономбанку, а также через векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах на условиях а-форфэ (покупка без права оборота).

В результате переговоров, продлившихся с 1991 года по 1995 год, российский долг объёмом 32,3 млрд. долларов США, из которых 8,3 млрд. долларов США составили проценты, был реструктурирован сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты по льготной ставке. Решено было реструктурировать весь долг вне зависимости от даты погашения, и сделать разбивку по невыплаченным процентам: отдельно за 1991-1992 годы, за 1993-1995 годы, за 1996 и 1997 годы. В конце 1997 года Россия реструктуризировала основной долг в безбумажные процентные облигации (PRIN), а проценты частично были переоформлены в бумажные процентные облигации (IАN), эмитентом которых являлся Внешэкономбанк.

В начале 2000 года 22,2 млрд. долларов США составляла задолженность по PRIN и 6,8 млрд. долларов США – по IAN (накопленные проценты), а так же 2,8 млрд. долларов США – по PDI (требования по просроченным процентам, рассчитанные по состоянию на 31 марта 2000 года).

Тогда же Россия предложила инвесторам обменять задолженность по PRIN 30-летние еврооблигации со списанием 36,5% номинальной суммы долга, по IAN – на 30-летние еврооблигации со списанием 33% номинала. Вместо PDI кредиторам предлагались еврооблигации, погашаемые в течение 10 лет, с шестилетним льготным периодом и купонным доходом в размере 8,25% годовых. На дату юридического вступления в силу сделки по обмену произведен наличный платеж в сумме примерно 9,5% от номинала этих десятилетних облигаций. Все PRINs и IANs были обменены на еврооблигации по номинальной стоимости на сумму 1,8 млрд. долларов США.

Задолженность по начисленным, но не выплаченным, процентам за период по 31 марта 2000 года на сумму 2,8 млрд. долларов США была обменена на еврооблигации с датой погашения в 2010 году практически по номинальной стоимости.

К 2000 году задолженность Российской Федерации по долгам бывшего СССР была полностью переоформлена в еврооблигации Российской Федерации.

2.7 Коммерческая задолженность.

В коммерческую задолженность включают: коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой платежа, краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении); аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа); инкассо.

Её объем на 1 января 2004 года оценивается в 3,8 млрд. долларов США. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долларов США.

Коммерческая задолженность была создана в 1989-1991 годах государственными предприятиями, представлявшими интересы Правительства Российской Федерации, союзных министерств и ведомств, а также иными организациями, получивших к тому времени право осуществления внешнеторговой деятельности. Данный вид задолженности был признан Россией в 1994 году, а реальные переговоры начались в конце1996 года. При этом ещё в 1994 году, половина задолженности была передана в Парижский и Лондонский клубы. Оставшаяся часть была сгруппирована по страновым группам (клубам). На сегодняшний день их 14: датский (агент – EKF), бельгийский (OFN), французский (Eurobank), итальянский (Mediocredito Centrale), корейский (Seoul Club), финский (FIMET), шведский (STC Group), английский (Morgan Grenfell), австрийский (Prisma), голландский (FSNUC), японский (TCGJ), немецкий (Hermes) и чешско-словацкий (смешанная торговая палата «Восток»). Кроме того, осталось 9 индивидуальных японских кредиторов, крупнейшие из которых Marubeni Corp. И Nissho Iwai Corp.

Несмотря на то, что после распада СССР прошло много времени и инвентаризация задолженности была весьма затруднительна в конце 2002 года Россия урегулировала подавляющую часть коммерческой задолженности бывшего СССР. Оценка неурегулированной части – 0,7 млрд. долларов США.

2.8 Облигации внутреннего государственного валютного займа.

Согласно решению государственных органов все остатки средств на счетах во Внешэкономбанке были заблокированы по состоянию на 1 января 1992 года и обменены позже на облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ). Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций – одна, десять и сто тысяч долларов США. Купонная ставка – 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения – 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа – 14 мая 1993 года. Дата дополнительного выпуска – 14 мая 1996 года.После кризиса 1998 года непогашенные выпуски (начиная с III-го) ОВГВЗ были переоформлены в ОГВЗ. При этом Минфин России перевел средства в оплату купонов по всем траншам ОВГВЗ.

Необходимо отметить, что ОВГВЗ 6 и 7 транши в размере 3,5 млрд. долларов США не были выпущены для погашения задолженности бывшего СССР, а размещались для привлечения в федеральный бюджет свободных ресурсов рынка для обеспечения расходной части бюджета.

По состоянию на 1 января 2004 года задолженность по ОВГВЗ и ОГВЗ составила 7,3 млрд. долларов США

2.9 Еврооблигации.

По состоянию на 1 января 2004 года задолженность по еврооблигациям составляет 35,7 млрд. долларов США.

С 1996 года по 2002 год было осуществлено 12 выпусков внешних облигационных займов Российской Федерации (ВОЗ) на сумму 37 млрд. долларов США, из которых: первые 8 выпусков ВОЗ, произведены с 1996 по 1998 год на сумму в эквиваленте 10 млрд. долларов США Целью заимствований являлось привлечение дополнительных финансовых ресурсов для частичного финансирования бюджетного 9-й и 10-й выпуски предназначались для обмена на них ГКО общей суммой 5,9 млрд. долларов США. В результате государственный долг увеличился на сумму 1,5 млрд. долларов США.

В 2000-2001 годах проведены два выпуска облигаций для урегулирования задолженности перед Лондонским клубом кредиторов на сумму 21,1 млрд. долларов США. В результате долг Российской Федерации увеличился на эту сумму, а внешний долг бывшего СССР сократился.В основном внешняя коммерческая задолженность бывшего СССР представляет собой неоплаченную часть ввезенных в 1990-1991 годах товаров (ширпотреба, оборудования, комплектующих и т. Д.).

В 2001 году было предложено обменять её на облигации ВОЗ со сроком погашения в 2010 году в сумме 158,24 млн. долларов США (купонный доход 8,25%) и со сроком погашения в 2030 году ориентировочно в сумме 1,04 млрд. долларов США (купон 2-7,5%). Эмитент облигаций – Минфин России.

Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций (далее - МФО) состоит из задолженности перед: Международным валютным фондом (МВФ); Международным банком реконструкции и развития (МБРР); Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Основными типами займов являются (финансовые) бюджетозамещающие, инвестиционные (нефинансовые) и авансовые.За период с 1992 года по 2003 год в Россию от МВФ поступило 12 траншей на сумму около 21 млрд. долларов США Они были направлены на финансирование дефицита государственного бюджета. Значительная часть задолженности погашена и по состоянию на 1 января 2004 года составляет 12,1 млрд. долларов США.

За период с 1994 по 2003 год Россия заключила с Европейским банком реконструкции и развития 8 проектов на сумму 440 млн. долларов США (с учетом реструктуризации). Непогашенная задолженность перед ЕБРР на 1 января 2004 года составляет около 0,4 млрд. долларов США.

В общей сложности объем займов МБРР по состоянию на 2003 год составил 13,4 млрд. долларов США, предназначенных для финансирования 58 проектов. По состоянию на 1 января 2004 года Правительство Российской Федерации привлекло в общей сложности 53 займа МБРР, в том числе 44 инвестиционных займа и 9 финансовых займов на общую сумму 12,5 млрд. долларов США.

В общей сложности Российская Федерация привлекла 9 бюджетозамещающих (финансовых) займов Международного банка реконструкции и развития в объеме 5,2 млрд. долларов США.

С апреля 2002 года новые финансовые займы МБРР не привлекались. В настоящее время средства поступают только в рамках соглашения по займу на реформирование системы региональных финансов.

2.11 Кредиты, полученные из средств Центрального банка РФ.

Начиная с 1998 года, в структуру государственного внешнего долга включаются кредиты, полученные от Центрального банка Российской Федерации. Всего в 1998 году Центральным банком Российской Федерации было предоставлено Министерству Финансов кредитов на сумму 1,94 млрд. долларов США и 171,2 млн. немецких марок. В 1999 году было предоставлено кредитов на сумму 4,49 млрд. долларов США. Минфином России в 1999 году было погашено кредитов на сумму 350,56 млн. долларов США по основному долгу и 2,94 млн. долларов США - по процентам. Объем указанной задолженности составил на 1 января 2002 года 6,4 млрд. долларов США, а по состоянию на 1 января 2004 года - 6,2 млрд. долларов США.

Функционирование механизма ведет к образованию государственного долга.

— сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок.

Различают капитальный и текущий государственный долг.

Капитальный государственный долг — это вся сумма выпущенных и не погашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по ним, на определенную дату.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Общегосударственный долг России включает федеральный долг (задолженность Правительства РФ), государственный долг субъектов РФ и долг муниципальных образований.

Государственный долг в зависимости от вида валюты подразделяется на внутренний долг (выражаемый в валюте РФ) и внешний долг (выражаемый в иностранной валюте).

- это долг иностранным государствами, организациями, лицами. Он очень обременителен для страны, так как нужно отдавать ценное сырье, товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Если платежи по внешнему долгу составляют 20-30% поступлений от внешнеэкономической деятельности, то страна попадает в разряд должников и привлечение новых займов для этой страны будет весьма затруднительно.

Внутренний долг государства — это долг своему населению, т.е. долговые обязательства правительственных органов перед юридическими и физическими лицами.

Долговые обязательства государства представляют собой следующее:

  • Кредиты, полученные правительством.
  • Государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства или Центрального банка.
  • Другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Внутренний долг вызывает необходимость перераспределения доходов внутри страны.

Классификация и виды государственного долга

Различают следующие основные виды государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу классификации (рис. 1).

Внутренний и внешний государственный долг - наиболее значимая классификация долговых обязательств государства по источнику заимствования. В Российской Федерации долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, учитываются в составе внешнего долга; долговые обязательства в рублевом выражении включаются в состав внутреннего долга. Помимо валюты займа в настоящей классификации может учитываться и другой признак — категория держателей государственных ценных бумаг или кредиторов (резиденты или нерезиденты).

В зависимости от периодичности обслуживания и погашения долговых обязательств в составе государственного долга можно выделить его капитальную и текущую составляющие. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг включает долговые обязательства государства, по которым наступил срок погашения.

Рис. 1. Классификация государственного долга

Активный и пассивный государственный долг - характеристика долгов в зависимости от их социально-экономического значения и использования в качестве инструмента экономической политики государства. Активная составляющая государственного долга — это заимствования, размещаемые с целью финансирования конкретных социально-экономических программ, инвестиционных проектов, реализация которых рассчитана на средне- и долгосрочный период. Пассивный государственный долг — привлечение займов для финансирования текущих расходов и покрытия дефицита бюджета.

Определенное значение для характеристики общего состояния долговой зависимости государства имеет понятие чистого государственного долга — положительной или отрицательной величины, определяемой путем вычитания из совокупного объема долговых обязательств и зарубежных активов государства суммы долгов других стран перед данным государством. В практике также часто используется понятие «чистых заимствований» как разницы между привлечением и погашением долговых обязательств.

Говоря о совокупном объеме долговых обязательств и учитывая различный уровень управления ими, следует выделять понятия муниципального, государственного и общегосударственного долга. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований.

Кроме того, как показывает практика управления государственным долгом, данная классификация требует уточнения и дополнения путем включения в состав общегосударственного долга долговых обя
зательств государственных предприятий. Так, согласно международным стандартам, внешний долг государственного сектора в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и нефинансовых предприятий, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами капитала или контролируют их иным способом.

В пределах каждого вида государственного долга можно выделить формы долговых обязательств. Так, долговые обязательства могут существовать в облигационной и безоблигационной формах: ценные бумаги, коммерческие, финансовые и бюджетные кредиты, бюджетные ссуды, гарантии и поручительства.

Долговые обязательства можно также группировать в зависимости от условий их функционирования. Так, например, облигационные займы принято классифицировать последующим признакам:

  • по эмитентам — центральные и территориальные;
  • обращаемости на рынке — рыночные и нерыночные;
  • категориям кредиторов;
  • оформлению — документарные и бездокументарные;
  • срочности — краткосрочные (с периодом обращения до одного года), среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (более пяти лет);
  • доходности — купонные (процентные), бескупонные (беспроцентные, с нулевым купоном) и выигрышные;
  • условиям погашения — с правом досрочного и без права досрочного погашения и др.

Таким образом, классификация государственного долга может быть построена по нескольким детализированным уровням (ступеням), что имеет немаловажное значение для корректного и полного учета государственного долга и эффективного управления им. Следует отметить, что в Российской Федерации до настоящего времени не создана универсальная, отвечающая требованиям мировых стандартов система учета долговых обязательств органов власти всех уровней. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает лишь общие требования относительно структуры государственного и муниципального долга и необходимости ведения долговой книги.