Телезио философия. Философские и психологические идеи бернардино телезио. Материя и активные начала

На фоне развития экономической жизни и интереса к изучению природы возникают широкие натурфилософские обобщения. Стимулом служит обращение к научным знаниям древности и заимствование созвучных духу Возрождения идей - эмпиризма чувственного познания реальности.
Во главе эмпирико-натурфилософского направления в Италии стоял Бернардино Телизио. (1509-1588), который, окончив университет в г. Падуе, являющемся центром свободомыслия в то время, создает в Неаполе Общество (Академию) естествоиспытателей (опытного изучения). Это стало примером и стимулировало возникновение научных обществ и в других городах Италии. Известен труд Телезио "О природе вещей" в девяти книгах (1565-1586).
В концепции Телезио Бог выносился за пределы физической картины мира, хотя и признавался его творцом. Создав природу, он дает ей возможность развиваться далее самостоятельно. Таким образом, в соответствии с натурфилософскими воззрениями, природа развивается по своим собственным законам. Изучение природы, утверждал Телезио, должно вестись в соответствии с ее собственными началами, без оглядки на теологию
Телезио, сторонник опытного познания, считал, что познание действительности, свойств вещей должно опираться на ощущения, опыт. В этом проявлялся его эмпиризм и сенсуализм.
Он считал, что в основе природы лежат 2 начала: теплота (расширение, разряжение) и холод (сжатие, конденсация), выступающие как основные противоборствующие принципы. Теплота производит движение и жизнь, являясь материальным носителем возникающих психических процессов. Телезио восстанавливает идею пневмы. Божественная пневма, или "жизненный дух", воплощается в развитии мира (макрокосма), а затем через легкие, артерии, мозг становится материалом души, представляемой им как особое тонкое вещество, называемое, по аналогии со взглядами Лукреция "духом".
Все познание основано, согласно его подходу, на внешнем опыте - запечатлении и воспроизведении тонкой материей души внешних воздействий. Из сравнений и связи чувственных впечатлений складывается разум.
Обосновывая свои эмпирические идеи, Телезио пишет, что даже геометрия, казалось бы, независимая от чувственности наука - нуждается в опыте, так как построена на сравнении фактов и их переработке путем аналогии.
Материя, движимая силами разряжения и конденсации, действует целесообразно и ориентирована на сохранение достигнутого состояния. Так как психическое (спиритус) есть определенное состояние материи, то ум, чувства и т.д. также подчиняются природному закону самосохранения.
Эту же идею Телезио использовал при разработке теории аффектов: в положительных аффектах проявляется сила, стремящаяся к самосохранению, в отрицательных - слабость.
Он отстаивал взгляд на личность как на высшую ценность и, несмотря на свою естественно-научную ориентацию, считал, что одним движением материи не объяснить особого положения человека, которого отличает бессмертная душа, данная ему Богом.

Ее началами». Эти «начала» он положил в основу деятельности созданного им близ Неаполя естественно-научного общества. Необузданная фантазия («вариации на тему Эмпедокла»), характерная для всей науки этого периода, проявилась в концепции души Б.Телезио. Весь мир, согласно его взглядам, наполнен страдательнго-пассивной материей – «полем битвы» противоположных начал: «тепла» и «холода». В этих двух началах осуществляются восприятия людей – бестелесные и одушевленные «первостихии». Поэтому и душевные явления рассматриваются ученым как функции тепла и холода. Сама же душа человека признается в двух сосуществующих разновидностях - телесно-смертной и духовно-бессмертной.

Опираясь на материалистические традиции, Телезио разрабатывает теорию аффектов. Следуя всеобщей природной целесообразности сохранения достигнутого состояния, в положительных аффектах проявляется сила. Стремящаяся к сохранению души, а в отрицательных (испуг, страх, печаль…) – ее слабость. Познание, согласно его взглядам, основано на запечатлении и воспроизведении тонкой материей души внешних воздействий. Разум складывается из сравнения и связи чувственных впечатлений.

Джордано Бруно (1550-1600). В своем учении развивает материалистически-пантеистические взгляды Н.Кузанского и Н.Коперника. Среди его сочинений наиболее значимыми для психологического знания явились трактаты: «О бесконечном». «О сочетании образов и представлений», «Изгнание торжествующего животного», «О монаде, числе и фигуре». В них Д.Бруно рассуждает о Вселенной как об огромном животном. Бог в его системе окончательно «переселяется» в творящую природу , которая сама по себе есть «бог в вещах». Ученый убежден во всеобщей одушевленности природы: «Мир одушевлен вместе с его членами».

Подчеркивая деятельный характер духовного начала, Дж.Бруно нигде не говорит о его бестелесном, отдельном от тела существовании. Человек, по его взгляду, представляет собой микрокосмос, отражение мира. Люди обладают многими средствами познания реальности.

Томмазо Кампанелла (1568-1639). Исходной позицией психологических воззрений сторонника учения Б.Телезио является сенсуализм. Теория Т.Кампанеллы направлена против представлений о «формах», способностях и потенциальных сущностях. Всякое познание, утверждает ученый, имеет своим источником опыт и чувства.

Мыслителем в своих трудах описывается система психологических понятий, включающая память, понимание, умозаключение, желание, влечение и т.д. Все определения выводятся из ощущений, однако чувственное познание нуждается в дополнении рассудком. Рассудок, основанный на понятии и воображении, объединяет чувственные восприятия и опыт. Общие понятия присущи нашему мышлению и являются достоверными принципами наук.

Вместе с познанием ученым утверждается существование веры. Противоречий между верой и познанием нет: мир есть вторая Библия, живой кодекс природы, отражение Бога. Следуя Августину, Т.Кампанелла устанавливает в качестве отправной точки зрения тезис: достоверно известно только то, что я существую. Всякое познание сводится к познанию самого себя.
3. Философские направления в психологии Нового времени (XVII столетия)
Интенсивное развитие капиталистических отношений в XVI-XVII вв. повлекло за собой бурный расцвет многих наук, прежде всего естествознания. Развивались «механические искусства» (создание наземных механизмов, техники, машин и т.д.).


  1. – переход к другому виду деятельности

  2. – рациональный путь (рассуждения о причинах аффектов)

Томас Гоббс (1588-1679) – английский мыслитель.

Установил единство эмпирического и рационального познания. В основе всего лежит материя. Нет ни духов, ни врожденных идей, ни бестелесных душ.

Психическое – это особое внутреннее состояние движущейся материи.

познавательные процессы


Мотивы

побуждения

потребности

отвращение притяжение



Произвольные движения и регуляция человеком своего поведения в целом

Знания и представления о вещах и возможных способах удовлетворения потребностей

Внутренние противотоки

призраки образы вещей

мысли

образы 1-го

вида представления (слабе-

ющие ощущения)

простые сложные

нервная (1предмет) (собиратель-

система ные образы)
р
ощущения

восприятие
аздра познавательные процессы

ж
Сердце

Внутренние противотоки
итель

нервная


система
отвращение и притя-
призраки удовольствие,

неудовольствие

образы 2-го страсти

рода аффекты

эмоции

Гоббс выдвинул догадку об ассоциативном механизме, но самого термина «ассоциация» - не ввел (предвестник будущей ассоциативной психологии)

Важная роль в познавательных процессах – у речи: 1 функция – орудие мысли; 2 функция – средство общения.

Идеи Гоббса ускорили преобразование психологии из науки о душе в науку о психических явлениях.

Затронул изучение высших проявлений человеческой психики – воли и мышления.

Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.) – голландский философ. За религиозное свободомыслие отлучен от еврейской общины.

В основе учения Спинозы – пантеизм.

Представил Природу как единую субстанцию. Эта субстанция имеет частные состояния и видоизменения (модусы). Человек выступает с одной стороны как модус тела, с другой – как модус мышления.

Со стороны телесной организации человек представляет собой множество разнородных структур («индивидуумов»), состоящих из элементов: жидких, мягких и твердых компонентов.

Тело взаимодействует с внешними предметами. Эти взаимодействия фиксируются в душевных состояниях , следовательно, тело выводится из-под власти души и наоборот, влияет на душу.

Учение о страстях и аффектах («Этика»)

Аффекты – состояния побуждающие человека к действию. Утверждалось, что существуют три побудительные силы: а) влечение, которое относясь и к душе, и к телу, есть «не что иное, как самая сущность человека», б) радость и в) печаль. Доказывалось, что из этих фундаметальных аффектов выводится все многообразие эмоциональных состояний.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.) – немецкий философ, математик, физик, историк, юрист.

Истинными атомами природы он называл душеподобные единицы – монады, из бесчисленного множества которых состоит мироздание. Монады просты, неделимы, вечны.

Монада – это единство души и тела.

Развитие монад проходит стадии:


  1. Чистые монады – неживая, но вечнодвижущаяся материя»

  2. Монады-души - на уровне растений и животных

  3. Монады-духи – свойственны человеку

  4. Монады ангела и Бога

  5. Сторонник психофизического параллелизма: психическое и физическое существует параллельно, но в одинаковых состояниях.
Впервые показал активную природу сознания и его изменчивость. Учение перцепции (досознательные процессы) и апперцепции (осознаваемые процессы).

Лейбниц – предвестник учения о порогах сознания.

Джон Локк (1632-1704 гг.) – английский философ-просветитель, врач, педагог.

Выступал против врожденных идей (если бы идеи были врожденны, они были бы доступны детям, идиотам, дикарям). Наблюдал за детьми, больными - идеи бога, зла, справедливости ими не сознаются.

Учение Локка о внешнем и внутреннем опыте (рефлексия). Внешний – то, что дает природа, внутренний – «опыт об опыте». Учение о первичных и вторичных качествах (способность вещей вызывать в душе идеи)

Учение о простых и сложных идеях.

Учение о границах и уровнях познания (интуитивный, демонстративный, чувственный).
4. Возникновение и развитие ассоциативной психологии в XVIII веке
В XVIII веке в Западной Европе нарастал процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений. Произошла индустриальная революция, которая превратила Англию в могущественную державу. Глубокие экономические изменения привели к революции во Франции. Расшатывались феодальные устои Германии. Эти социальные сдвиги укрепляли, в противовес клерикализму, всесилию церкви, новые идеологические подходы. Расширялось и крепло движение, названное Просвещением.

Ассоциативная психология как одно из основных направлений психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциаций, имеет многовековые традиции. Сам термин «ассоциация» (от познелат. Соединение) означает связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Понятие ассоциации было введено Аристотелем, термин – Локком, но подход к ассоциации как универсальному механизму психической жизни был сформулирован впервые Девидом Гартли.

В XVIII веке ознаменованном завершением построения динамико-механистической картины мира, возникают направления ассоциативной психологии: естественно-научное:(Д.Гартли и Д.Пристли связывали возникновение ассоциаций с взаимодействием организма и внешней среды) и идеалистическое (Дж.Беркли и Д.Юм рассматривали ассоциации как связь феноменов внутри сознания субъекта). Благодаря научной деятельности представителей этих направлений к концу XVIII века утвердилось воззрение, согласно которому: а) психика построена из элементов – ощущений, которые первичны; б) сложные психические образования (представления, чувства, мысли) вторичны и возникают посредством ассоциаций; в) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; г) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения в опыте.

Джорж Беркли (1685 -1753). Английский философ-идеалист. В основе его теоретической концепции – отрицание «великого механического начала». Беркли принимал за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания. По Дж.Беркли, опыт – это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные, осязательные и др. Вещи есть комбинация ощущений или идей. Пространство, согласно Беркли, - продукт взаимодействия ощущений. Одни ощущения (напр. зрительные) связаны с другими (напр. осязательными), и весь этот комплекс ощущений люди считают вещью, данной им независимо от сознания

Ученый делает выводы: а) человек воспринимает только свои, единичные идеи (ощущения); б) существование вещей состоит из воспринимаемости; в) идеи усваиваются бестелесной субстанцией (человеческой душой; г) душа обладает: разумом – способностью воспринимать идеи и волей – способностью в определенных пределах вызывать или воздействовать на них.

В теории зрительного восприятия пространства Дж.Беркли высказал несколько ценных идей: а) удаленность, положение и величина предметов воспринимаются первоначально только осязанием (собственно глаз ничего, в том числе трехмерное пространство, не воспринимает); б) в опыте происходит соединение зрения и осязания, в результате собственно осязаемые качества (расстояние, величина, фигура) начинают восприниматься зрительно (также и слух); в) эта связь в опыте обеспечивает правильное поведение человека – пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц; г) зрительные образы связаны с языком: зрение стало для осязания языком, стало выражать содержание зрительного опыта.

Дэвид Юм (1711-1776) – английский философ, историк экономист, публицист. Он оказался создателем оригинальной скептической науки, фундаментом которой являются: а) радикальный феноменолизм – субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов, б) агностицизм и в) как важнейшая основа – психологизм теории познания.

Принцип ассоциаций и виды ассоциативных связей описываются психологическим механизмом. Выделяют типы ассоциаций: по сходству, по смежности в пространстве и времени, причинности, по контрасту. Принцип ассоциаций Юм возводит в ранг объяснительного принципа (по аналогии с законом гравитации Ньютона), но причины «притяжения» в человеческом мире , как и телесном, непознаваемы. Познание, по Юму, - это ассоциация различных идей. Знание отношений причинности в окружающем человека мире устанавливается в опыте. Поясняя это положение, он приводил такой пример: если хлеб однажды насытил вас, то рождается уверенность, что подобные объекты будут вызывать те же действия.

Д. Гартли(1705-1757 гг.) – английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии. Стремился объяснить психические процессы на основе принципов И.Ньютона. Гартли представил психический мир человека продуктом работы организма как вибраторной машины. Вибрации служат физиологической основой психических процессов: ощущений, восприятия, мышления; основой эмоциональных состояний; произвольных и непроизвольных движений. Различия протекания психических процессов объясняются различием вибраций (физиологически: по силе, частоте, месту воздействия, по направлению проникновения в мозг). Параллельно этому в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические «спутники» этих вибраций – от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий.

Механизм ассоциаций включает следующие этапы: вибрации внешнего эфира вызывают соответствующие вибрации вещества нервов и мозга; этим вибрациям соответствуют определенные психические явления; между вибрациями устанавливается определенная связь; в последующем вызов одной вибрации привлечет за собой и вызов другой; это соответствует процессу вызывания одной идеи при помощи другой
attach -> Свойства ощущений: 1) адаптация 2) контраст 3) пороги ощущений (нижний, верхний разностный) 4) сенсабилизация 5)последовательные образ Виды ощущений: 1) экстрорецептивные ощущения

ТЕЛЕЗИО БЕРНАРДИНО

(Telesio) Бернардино (1509, Козенца, - 2.10.1588, там же), итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет (1535). Основное сочинение - "О природе вещей согласно сё собственным началам" (1565; 9 книг в 1586). Противник схоластического аристотелизма, основал в Неаполе академию (Academia Telesiana, или Cosentina) с целью опытного изучения природы на основе её законов. Натурфилософия Т. опирается на традиции античного гилозоизма. Противоположные стихии тепла и холода, но Т., - главные движущие начала всего, воздействующие на пассивную материю. Материя земли и неба тождественна, но земная находится во власти холода, небесная - во власти тепла. Тепло - источник всякой органической жизни, а также тонкоматериального жизненного "духа" (spiritus), присущего животным и человеку, у которого наряду с этим имеется бессмертная душа, вложенная в него богом. В теории познания Т. развивал точку зрения сенсуализма. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Своей ориентацией на опытное познание Т. оказал большое влияние на Т. Кампанеллу, а также на Дж. Бруно, Р. Декарта и Ф. Бэкона.

Соч.: De rerurn natura juxta propria principia, v. I-2, Cosenza, 1965-74; Varii de naturalibus rebus libelli, pt I-8, Venetia, 1590.

Лит.: Горфункель А. Х., Материализм и богословие в философии Б. Телезио, в сборнике: Итальянское Возрождение, [Л.], 1966; Fioreпtino F., В. Telesio, v. 1-2, Firenze, 1872-74; Gentile G., B. Telesio, Bari, 1911; Troilo E., B. Telesio, Modena, 1924; Soleri G., Telesio, Brescia, 1944.

А. Х. Горфункель.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТЕЛЕЗИО БЕРНАРДИНО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТЕЛЕЗИО
    (Telesio) Бернардино (1509-88) итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В сочинении "О природе вещей …
  • БЕРНАРДИНО
    д"Антонио ди Милане, литейщик орудий в Республике Флоренция. Италия. Около 1497 …
  • БЕРНАРДИНО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Сан), Санкт-Бернардин — горный проход в швейцарском кантоне Граубюндене, один из старейших путей в Альпах, устроенный в 1819—23 г. Почтовая …
  • ТЕЛЕЗИО в Современном энциклопедическом словаре:
  • ТЕЛЕЗИО в Энциклопедическом словарике:
    (Telesio) Бернардино (1509 - 88), итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В сочинении "О …
  • ТЕЛЕЗИО
    ТЕЛ́ЕЗИО (Теlеsiо) Бернардино (1509-88), итал. натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В соч. "О природе …
  • БЕРНАРДИНО
    (Сан), Санкт-Бернардин? горный проход в швейцарском кантоне Граубюндене, один из старейших путей в Альпах, устроенный в 1819?23 г. Почтовая …
  • ТЕЛЕЗИО
    (Telesio) Бернардино (1509-88) , итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В сочинении «О природе …
  • БЕРНАРДИНО СИЕНСКИЙ в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1380-1444) - итальянский церковный деятель, проповедник, Бероальд де Вервиль, Франсуа Вотабль (1556-1623) - французский …
  • САН-БЕРНАРДИНО в Большом энциклопедическом словаре:
    (San Bernardino) город на юго-западе США, штат Калифорния. 164 тыс. жителей (1990). Машиностроение, пищевая, химическая, нефтеперерабатывающая промышленность, черная металлургия. В …
  • САН-БЕРНАРДИНО
    (San Bernardino), город на Ю.-З. США, в штате Калифорния, к В. от Лос-Анджелеса. 108 тыс. жителей (1974; вместе с г. …
  • РИВАДАВИЯ БЕРНАРДИНО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Rivadavia) Бернардино (20.5.1780, Буэнос-Айрес, - 2.9.1845, Кадис), государственный и политический деятель Аргентины, борец за независимость Южной Америки от испанского господства. …
  • РАМАЦЦИНИ БЕРНАРДИНО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Ramazzini) Бернардино (4.10.1633, Карпи, - 5.11.1714, Падуя), итальянский врач, основоположник гигиены труда. Учился в Феррарском и Пармском университетах, звание …
  • САН-БЕРНАРДИНО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    САН-БЕРНАРД́ИНО (San Bernardino), г. на Ю.-З. США, шт. Калифорния. 182 т.ж. (1994). Маш-ние, пищ., хим., нефтеперераб. пром-сть, чёрная металлургия. В …
  • ЗЕНДРИНИ, БЕРНАРДИНО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Zendrini, 1839-1879) ? итальянский поэт, профессор итальянского языка и литературы в Ферраре и Палермо. Из произведений его наиболее известны: "Ghirlanda …
  • ГРИМАЛЬДИ, БЕРНАРДИНО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Grimaldi) ? итальянский министр. Род. в 1841 г., был сначала адвокатом и в 1876 г. избран в парламент. Во втором …
  • АЛЬВАРЕС, БЕРНАРДИНО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? учредитель в Америке, в Мексике, в XVI столетии, "Милосердого братства св. Ипполита", утвержденного папой Иннокентием ХII (род. в Севилье …
  • САН-БЕРНАРДИНО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (San Bernardino) , город на юго-западе США, штат Калифорния. 164 тыс. жителей (1990). Машиностроение, пищевая, химическая, нефтеперерабатывающая промышленность, черная металлургия. …
  • НАТУРФИЛОСОФИЯ (ЛАТ. NATURA - "ПРИРОДА") в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между натурфилософией и естествознанием, ее место в философии исторически менялись. …
  • КАНТОНИ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Бернардино, плакировщик. Работал для Максимилиана I. Италия. Около …
  • ВОЗРОЖДЕНИЕ в Новейшем философском словаре:
    (или Ренессанс) - термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени. …
  • ГРИБЫ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    . Свидетельством весьма значительной роли Г. в мифологии и - шире-в культуре следует считать возникновение особой науки этномикологии. Работы американского …
  • 1982.09.01
    В Калифорнии в Сан-Бернардино начинаетя рок-фестиваль. Его организаторы наряду с прочей аппаратурой используют гигантские - с 2-3-этажный дом - телеэкраны, …
  • 1926.05.31 в Страницах истории Что, где, когда:
    В Португалии генерал Мануэль де Оливейра Гомеш да КОСТА совершает государственный переворот и отстраняет от власти президента Бернардино …
  • 1915.08.06 в Страницах истории Что, где, когда:
    Президентом Португалии избирается Бернардино …
  • 1598.10.15 в Страницах истории Что, где, когда:
    Испанский генерал-стратег Бернардино де МЕНДОСА (Bernardino de Mendoza) занимает форт …
  • ФИЛОСОФИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от фил... и греч. sophia - мудрость) форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в …
  • РИВАДАВИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Rivadavia) Бернардино (1780-1845) один из руководителей борьбы за независимость Юж. Америки от испанского господства, в 1811-12 член Триумвирата - аргентинского …
  • РЕБОЛЬЕДО в Большом энциклопедическом словаре:
    (Rebolledo) Бернардино (1597-1676) испанский поэт и дипломат, теоретик искусства. Автор переложений Псалтыри, книг Иеремии и Иова. Трактат "Речи о красоте …
  • РАМАЦЦИНИ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ramazzini) Бернардино (1633-1714) итальянский врач, один из основоположников учения о профессиональных болезнях. В основных трудах "О болезнях ремесленников" (1700, русский …
  • ПИНТУРИККЬО в Большом энциклопедическом словаре:
    (Pinturicchio) (наст. имя и фам. Бернардино ди Бетто ди Бьяджо Bernardino di Betto di Biagio) (ок. 1454-1513), итальянский живописец. Представитель …
  • НАТУРФИЛОСОФИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (нем. Naturphilosophie) философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и др.) …
  • МАТЕРИАЛИЗМ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. materialis - вещественный) философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от …
  • КАМПАНЕЛЛА в Большом энциклопедическом словаре:
    (Campanella) Томмазо (1568-1639) итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии; монах-доминиканец. В "Философии, доказанной ощущениями" защищал натурфилософию Б. Телезио; …
  • ГИЛОЗОИЗМ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. hyle - материя и zoe - жизнь) философское учение о всеобщей одушевленности материи; термин введен в 17 в. …
  • ШВЕЙЦАРИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Швейцарская Конфедерация (нем. Schweizerische Eidgenossenschaft, франц. Confederation Suisse, итал. Confederazione Svizzera). I. Общие сведения Ш. - государство в Центральной Европе, …
  • РИВЕРСАИД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Riverside), город на западе США, в штате Калифорния. 153 тыс. жителей (1974), а с г. Сан-Бернардино и общей пригородной зоной …
  • ПИНТУРИККЬО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Pinturicchio; собственно Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, Bernardino di Betto di Biagio) [около 1454, Перуджа (-),- 11.12.1513, Сиена], итальянский живописец. …
  • ОНТАРИО (ГОРОД В США) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Ontario), город в США, на Ю. штата Калифорния. 64,1 тыс. жителей; вместе с близлежащими гг. Сан-Бернардино, Риверсайд и общей пригородной …
  • ОККУЛЬТИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. occultus - тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного …
  • НЕОПЛАТОНИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    идеалистическое направление античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. …
  • НАТУРФИЛОСОФИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. natuга - природа), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Границы между естествознанием и Н., её …
  • Л"АКУИЛА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (L"Aquila), город в Италии, в области Абруцци. Административный центр провинции Л"Акуила. 59,3 тыс. жителей (1970). Мельницы, завод электронных ламп. Архитектурные …
  • КАРДАНО ДЖЕРОЛАМО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Cardano) Джероламо (Иеронимус) , итальянский философ, врач и математик. Разработал космологическую систему …

Философия Бернардино Телезио и Томазо Кампанеллы

Более поздним представителем натурфилософии является Бернардино Телезио (1509-1588). С его именем связывают такие направления, как сенсуализм или гилозоизм (учение о "живой материи"), оказавшие большое влияние на Томазо Кампанеллу (1568-1639) и Джордано Бруно. Его представление о материи и о вещах является типичным образцом герметического холистского подхода, где утверждается, что каждая вещь внутри самой себя имеет свою духовную причину, соединяющую ее с общим пластом живой субстанции. Чувственная сторона познания - а, следовательно, весомость и значимость опытного знания - трактуются Телезио в алхимическом ключе, где нет резкой черты между чувственным и разумным, где наблюдение за видимостями природных процессов непротиворечиво возводит к постижению духовных начал.

Подоплекой сенсуалистского метода Телезио, таким образом, является не чрезмерное доверие чувственной стороне познания, но общий мистико-герметический принцип непротиворечивого изоморфизма макрокосма и микрокосма, принцип прямой взаимосвязи внешней, феноменологической и внутренней, гносеологической, духовно явленной, природы вещей. Вещи мира, чувства и разум человека у Телезио предстают не разведенными неснимаемыми барьерами реальностями, но модификациями общего холистского ансамбля.

Столь же ортодоксально герметическим было учение другого гиганта Возрождения Томазо Кампанеллы. Продолжая линию Телезио, Кампанелла развил теорию гносеологического сенсуализма, основанного на представлении о качественной природе вещей, изоморфных духовным структурам. Кампанелла выдвигает типично манифестационистскую концепцию "множественности миров", которая рассматривает творческие способности великой субстанции неограниченными и, соответственно, постулирует не одну (креационистскую) версию Вселенной, но множество. Эта теория "множественности миров" получила полное развитие в индуизме.

Кампанелла сочетает чисто натурфилософские маго-научные тезисы с эсхатологическими утопическими мотивами маргинальных христианских теорий - в духе Иоакима де Флора. Показательно, что духовный имманентизм Кампанеллы имеет определенное сходство с эсхатологическим течением анабаптизма внутри Реформации (Томас Мюнцер).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/

Телезио (Telesio) Бернардино (1509, Козенца, - 2.10.1588, там же), итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет (1535). Основное сочинение - «О природе вещей согласно сё собственным началам» (1565; 9 книг в 1586). Противник схоластического аристотелизма, основал в Неаполе академию (Academia Telesiana, или Cosentina) с целью опытного изучения природы на основе её законов. Натурфилософия Т. опирается на традиции античного гилозоизма . Противоположные стихии тепла и холода, но Т., - главные движущие начала всего, воздействующие на пассивную материю. Материя земли и неба тождественна, но земная находится во власти холода, небесная - во власти тепла. Тепло - источник всякой органической жизни, а также тонкоматериального жизненного «духа» (spiritus), присущего животным и человеку, у которого наряду с этим имеется бессмертная душа, вложенная в него богом. В теории познания Т. развивал точку зрения сенсуализма. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Своей ориентацией на опытное познание Т. оказал большое влияние на Т. Кампанеллу , а также на Дж. Бруно, Р. Декарта и Ф. Бэкона.

Соч.: De rerurn natura juxta propria principia, v. I-2, Cosenza, 1965-74; Varii de naturalibus rebus libelli, pt I-8, Venetia, 1590.

Лит.: Горфункель А. Х., Материализм и богословие в философии Б. Телезио, в сборнике: Итальянское Возрождение, [Л.], 1966; Fioreпtino F., В. Telesio, v. 1-2, Firenze, 1872-74; Gentile G., B. Telesio, Bari, 1911; Troilo E., B. Telesio, Modena, 1924; Soleri G., Telesio, Brescia, 1944.

А. Х. Горфункель.

  • - государственный и политический деятель Аргентины, борец за независимость Южной Америки от испанского господства...

    Исторический словарь

  • - Бернардино - ит. натурфилософ эпохи Возрождения. Изучал философию, математику, физические науки в Падуанском ун-те, где получил докторскую степень...

    Философская энциклопедия

  • - Рамаццини Бернардино, итальянский врач, основоположник гигиены труда. Учился в Феррарском и Пармском университетах, звание врача получил в 1659...
  • - учредитель в Америке, в Мексике, в XVI ст. "Милосердого братства св. Ипполита", утвержденного Папою Иннокентием XII ...
  • - Санкт-Бернардин - горный проход в швейцарском кантоне Граубюндене, один из старейших путей в Альпах, устроенный в 1819-23 г. Почтовая дорога шириной в 4-7 м имеет до Белинцоны протяжение в 75 км, у деревни Шплюген, в...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - итальянский лингвист и нумизмат, род. в 1804 г. в Вероне. В 1849 г. Бионделли назначен директором монетного кабинета в Милане...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I - итальян. министр. Род. в 1841 г., был сначала адвокатом и в 1876 г. избран в парламент. Во втором министерстве Кайроли получил пост министра финансов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - итальянский поэт, проф. итальянского языка и литературы в Ферраре и Палермо. Из произведений его наиболее известны: "Ghirlanda Dentesca" и перевод "Книги песен" Гейне, который сделал имя немецкого поэта популярным в Италии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - климатический курорт и железисто-углекислый источник с содержанием гипса, в Швейцарии, в кантоне Граубюнден, на высоте 1626 м над уровнем моря, на южном склоне горы того же имени. Климат альпийский, но весьма мягкий...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - город на Ю.-З. США, в штате Калифорния, к В. от Лос-Анджелеса. 108 тыс. жителей. Центр с.-х. района. В обрабатывающей промышленности 56 тыс. занятых...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Бернардино, итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет. Основное сочинение - «О природе вещей согласно сё собственным началам» ...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Бернардино, итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы...

    Современная энциклопедия

  • - город на юго-западе США, штат Калифорния. 164 тыс. жителей. Машиностроение, пищевая, химическая, нефтеперерабатывающая промышленность, черная металлургия. В окрестностях Сан-Бернардино - горноклиматический курорт...
  • Большой энциклопедический словарь

  • - итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы...

    Большой энциклопедический словарь