Все формы глагола в русском языке. Какие бывают формы глагола

Категория вида

  • Несоверше́нный вид обозначает действие в его течении, без указания на границу действия (отвечает на вопрос что делать?) (рисовать , петь ).
  • Соверше́нный вид обозначает действие, ограниченное пределом (отвечает на вопрос что сделать?) (нарисовать , спеть ).

Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида:

  • принадлежать, разгуливать (только несовершенный вид);
  • грянуть, зашагать, очутиться (только совершенный вид).

Есть глаголы, совмещающие значение несовершенного и совершенного вида - двувидовые глаголы (велеть , обещать , ранить ).

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, числительными или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными. Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога: 1) если есть отрицательная частица "не" перед переходным глаголом: понял задачу - не понял задачи; читал роман - не читал романа; терять время - не терять времени;

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) - выпил воды (часть), принести дрова - принести дров.

При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа - оно должно называть объ­ект действия. Ср.: простоять час (в очереди) или жить неделю (на море), где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В.п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью.

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем?) спортом, разбираться (в чём?) в музыке, отказаться (от чего?) от помощи.

Примечание. Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значении глагол может быть переходным, а в другом - непереходным. Ср.: Я говорю правду (говорю - «высказываю» - переходный глагол). Ребёнок уже говорит (говорит - «разговаривает» - непереходный глагол); Завтра я поеду од­на, буду учить (непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь от­дам тем, кому она, может быть, нужна; учить уроки (переходный глагол).

Спряжения глаголов

Спряжение - это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам (аналогично склонению для имен существительных). Спряжениями (спряжение как категория) также называются группы глаголов, окончания которых при изменениях в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам меняются одинаково.

Регулярные спряжения

Существует два спряжения (две категории глаголов): I и II.

Определяют спряжение следующим образом - если у глагола в форме 3-его лица множественного числа ударное окончание -ут , -ют , то это глагол I спряжения. Если же ударное окончание -ат , -ят , то это глагол II спряжения. Только в случае, если окончания 3-го лица множественного числа безударны, применяют следующий приём. Следует учитывать, что он не действенен для глаголов с упомянутыми ударными окончаниями: из проверки описанным ниже приёмом глагола шить следует, что он II спряжения, а из проверки описанным выше - I спряжения.

Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых:

  1. Инфинитив оканчивается на -ить (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить , стелить , редко встречающихся глаголов зиждиться" («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зы­биться употребляются только в форме 3-го лица единственного и множественного числа, остальные формы не употребляются.).
  2. Глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -еть (смотреть, видеть, тер­петь, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть ) и на -ать (гнать, держать, слышать, ды­шать ).

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать - догнать - пере­гнать - выгнать и т. д. - II спряжение). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать - гнаться - II спряжение). Спряжение - это постоянный признак глагола.

Нерегулярные спряжения

Основная статья: Неправильные глаголы

В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению, а другие - по II. К ним относятся:

  1. бежать , который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу - бежишь - бежит - бежим - бежите), кроме 3 лица множ. числа - бегут (по I спряжению);
  2. чтить - изменяется по II спряжению (чтишь - чтит - чтим - чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употреб­ляется реже, чем чтут;
  3. брезжить («рассветать, чуть светиться») - имеет все формы, как у глаголов II спряжения (брезжу - брезжишь - брезжит - брезжим - брезжите), кроме 3 лица множ. числа - брезжут (по I спряжению). В I-II лицах употребляется крайне редко: «Забрезжишь силуэтом робким // Забрезжишь невпопад мольбой» (Светик Фомичёва).

Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть , надоесть , дать , создать (и их приставочные производные: переесть , заесть , сдать , отдать , предать , воссоздать и др.), а также обсценный глагол ссать (сцать) (спряжение на -ы- ).

Глагол быть также своеобразен. От него в современном русском языке сохранились редко употребительные формы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени - есть и суть . Вот пример употребления этих форм: «Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками»; «Самые обыкновенные, принимаемые почти всеми историками общие отвлечения суть: свобода, равенство, просвещение, прогресс, цивилизация, культура» (Лев Толстой). Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения гой еси (будь здоров). Будущее же время образуется от другого корня : буду - будешь - будет - будем - будете - бу­дут.

Глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и будущем времени. Причем если форма будущего времени сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол находится в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам), однако изменяются по родам и числам: он взял , она взяла́ , оно взяло , они взяли .

Непостоянные признаки

Наклонения

  • Изъявительное наклонение (индикатив) описывает действие. Изъявительное наклонение имеет формы времени: глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени (настоящую, прошедшую и сложную форму будущего, состоящую из двух слов (спрягаемый глагол «быть» и инфинитив данного глагола) - читаю, читал, буду читать ), а глаголы совершенного вида - только две формы времени (прошедшую и простую форму будущего - прочитал, прочитаю ).
  • Условное (реже сослагательное ) наклонение (кондиционалис) обозначает действия желаемые или возможные, но зависящие от каких-либо условий. Оно формально строится из формы прошедшего времени и раздельно пишущейся частицы бы (читал бы, написала бы ).
  • Повелительное наклонение (императив) выражает волю говорящего - просьбу, приказание, побуждение к действиям. Оно образуется от основы настоящего или будущего простого времени при помощи суффикса -и- или нулевого окончания (пиши, читай, оставь, ложись ). Форма единственного числа имеет нулевое окончание , а форма множественного числа - окончание -те (бери - берите, беги - бегите, рисуй - рисуйте ).Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, стремиться, жаждать, желать, читать, брезжить.

Времена

  • Настоящее время показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи (делаю это сейчас, пишу письмо, ремонтирую холодильник ).
  • Прошедшее время обозначает действие, предшествовавшее моменту речи (сделал это вчера, написал письмо, отремонтировал холодильник ). У большинства глаголов форма прошедшего времени строится от основы инфинитива добавлением суффикса . Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам (в единственном числе), принимая соответствующие окончания.
  • Будущее время выражает действие, которое совершится после момента речи (сделаю это завтра, напишу письмо, отремонтирую холодильник ).

Формы будущего времени глаголов совершенного вида образуются от основы простого будущего времени с помощью тех же окончаний, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида (такая форма называется формой простого будущего времени): напишу, расскажу, принесу.

Формы будущего времени глаголов несовершенного вида образуются присоединением форм буду, будешь, будет, будем, будете, будут к инфинитиву глагола несовершенно­го вида (такая форма называется формой составного будуще­го времени): буду писать, буду рассказывать, буду нести.

Лица

Лицо указывает на говорящего (я, мы) (1-е лицо), собеседника говорящего (ты, вы) (2-е лицо), лицо или предмет, не участвующие в речи (он, она, оно, они) (3-е лицо). Не все глаголы обладают полным набором личных форм в парадигме спряжения . Существуют так называемые недостаточные глаголы , у которых некоторые формы отсутствуют. Так, у глагола победить не употребляется (в связи с затруднениями при ее образовании) форма 1-го лица единственного числа будущего времени : вместо я побежу используется оборот я одержу победу .

Существуют также безличные глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя (вечереет, знобит, рассветает, смеркается ). Парадигма спряжения этих глаголов также неполная - в ней присутствуют только формы 3-го лица единственного числа среднего рода , - но по причинам не словообразовательным, а семантическим.

У некоторых глаголов в парадигме используются супплетивные формы , то есть формы, образованные от разных основ: иду - шёл .

Число глагола различается на единственное и множественное во всех временах, например, прошедшее (я сделал, мы сделали), настоящее (я делаю, они делают), будущее (я сделаю, они сделают). Глагол зависит не только от себя, но и от существительного, например: я иду (кто?)я, он играет (что делает?)играет

Литература

  • Пирогова Л. И. Русский глагол: Грамматический словарь-справочник. - М .: Школа-Пресс, 1999. - 416 с. - 5 000 экз. - ISBN 5-88527-144-5
  • Розенталь Д. Э. Русский язык: Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. - М .: Издательский дом «ОникС 21 век», 2000. - 416 с. - (Поступающим в вузы). - ISBN 5-329-00232-X

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Глагол в русском языке" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Частица служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова.Служебные слова, выражающие главным… … Википедия

    Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках. Классификация частей речи «Российская грамматика» М. В. Ломоносова… … Википедия

    Является отдельной частью речи, обозначающей предмет и обладающей развитой морфологией, унаследованной в основном из праславянского языка. Содержание 1 Категории 1.1 Число 1.2 Па … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Глагол (значения). Глагол самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а, и, о)?. Глагол может быть… … Википедия

Является вид.

Вообще, наличие категории вида характерно для славянских языков. Видовые обозначают логическую связь действия со временем его совершения. Иными словами, значение вида глагола - законченность или незавершённость.

В русском языке глаголы могут быть совершенного и несовершенного указывает на действие, которое либо уже произошло, либо будет завершено:

Дмитрий (что сделал?) выяснил, что в этом микрорайоне скоро (что сделают?) построят дом.

Несовершенный вид отличается тем, что обозначает сам процесс действия, а не факт его завершённости:

Они (что делали?) бежали навстречу друг к другу. Дети (что делают?) ведут себя непосредственно.

Глаголы этого вида часто употребляются в речи для обозначения повторяющихся событий:

Евгения ежедневно (что делает?) читает книги на английском языке.

Петр каждое утро (что делает?) ходит на работу пешком.

Видовые формы глаголов в русском языке различаются Непроизводные глаголы, в которых нет приставки, как правило, относятся к несовершенному виду, а производные от них слова - к совершенному. Причём переход из одного вида в другой в большинстве случаев сопровождается сменой лексического значения.

Резать - что делать? - несов. в. Нарезать - что сделать? - сов. в.;

Менять - что делать? - несов. в. Подменить - что сделать? - сов. в.

Но не всегда вид глагола можно определить по наличию или отсутствию словообразующих морфем (приставок и суффиксов). Например, некоторые глаголы, образованные приставочным способом, сохраняют несовершенный вид:

(что делать?) ходить - уходить - приходить - переходить.

Глаголы составляют видовую пару в том случае, если у них одно лексическое значение:

  • иллюстрировать - проиллюстрировать;
  • объединять - объединить;
  • сооружать - соорудить.

В большинстве случаев это однокоренные формы.

Глаголов, у которых разные корни в одной видовой паре, в русском языке крайне мало:

  • говорить - сказать;
  • брать - взять.

Ещё реже встречаются видовые формы глаголов, составляющих пару, отличающиеся только ударением:

  • отрезАть - отрЕзать.

Многие глаголы вообще не имеют пары, их принято называть одновидовыми:

  • раскричаться (сов. в.);
  • поспать (сов. в.);
  • присутствовать (несов. в.).

Если к слову подходят оба вопроса: «что делать?» и «что сделать?», значит перед нами двувидовой глагол. Такие формы глаголов передают смысловые оттенки, характерные для своего вида, именно в контексте предложения:

Человек (что делает?) использует далеко не все возможности своего мозга.

Для проверки знаний учитель завтра (что сделает?) использует тесты.

Как мы видим, из таких омонимов получаются видовременные формы глаголов: их отличия заключаются не только в видовой принадлежности, но и в отношении ко времени события.

Оба вида глаголов имеют ряд грамматических различий. Например, в совершенном виде отсутствует форма настоящего времени, а в несовершенном - форма будущего времени состоит из двух слов.

Итак, знание семантических и грамматических различий видовых форм необходимо для точности и выразительности речи, так как неправильное употребление глаголов может привести не только к искажению смысла, но и к

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида, делятся на переходные и непереходные, изменяются по наклонениям.

Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в предложении являются сказуемыми.
Неопределенная форма глагола может входить в составное сказуемое, может быть подлежащим, дополнением, определением или обстоятельством.

Виды глаголов

Глаголы бывают двух видов: совершенного и несовершенного. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида — что сделать?

Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат (делал, красил).

Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат (сделал, покрасил).

При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки (петь, спеть, пропеть, подпеть).
Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными.

Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет (помыть окно, пожать руку).
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже.
Глаголы являются непереходными , если действие прямо не переходит на другой предмет (говорить, ходить).
К непереходным относятся глаголы с суффиксом
-ся (-сь) (улыбаться, злиться).

Возвратные глаголы

Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными (смеяться, радоваться) .
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).

Наклонение глагола

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят или будут происходить на самом деле (читаю, прочитал, буду читать, прочту).
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее, а глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее простое.

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б) (посмотрел бы, съездил бы). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе — по родам.

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу (прочитай, сходи, принесите).

Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица.
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.

Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка , которая несколько смягчает приказание (расскажи-ка, поиграй-ка).

Времена глагола

Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи.
Глаголы в настоящем времени могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда.
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи.
Глаголы в форме прошедшего времени образуются от неопределенной формы (инфинитива) с помощью суффикса -л- .

Глаголы в неопределенной форме на -чь , -ти образуют формы прошедшего времени единственного числа мужского рода без суффикса -л- (печь — пек, нести — нес, достичь — достиг).
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе — по родам. Во множественном числе глаголы в прошедшем времени по лицам не изменяются.

Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи.

Будущее время имеет две формы: простую и составную. Составное будущее время глаголов несовершенного вида образуется из будущего времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида. От глаголов совершенного вида образуется будущее время простое, от глаголов несовершенного вида — будущее время составное.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Инструкция

Определить инфинитив можно по вопросу. Найдите глагол и задайте к нему вопрос. Если это глагол в неопределенной форме, то он будет отвечать на вопрос «что делать?», «что сделать?». Например, расти, печь, затопить, развести, лечь.
На конце таких глаголов всегда мягкий знак.

Трудно отличить инфинитив от личной формы, если слово записано в транскрипции. Запись финалей данных форм совпадают: [уч"ица] (учится) - [уч"ица] (учиться). В таком случае обратите внимание на , гласную перед [-ца] или контекст, где можно задать вопрос. Если эта работа невыполнима, то здесь уместны обе формы.

Неопределенная форма глагола входит в составное именное сказуемое. В таком случае в предложении находятся два неоднородных глагола. Чтобы определить, какой из них инфинитив, нужно обозначить грамматическую основу. Сказуемое будет состоять из двух глаголов. Тот, в котором заключается лексическое значение, - инфинитив, в нем надо мягкий знак. Так, в предложении «Ученики смогут позаниматься дополнительно» сказуемое «смогут позаниматься». А неопределенная форма - «позаниматься».

Неопределенная форма глагола может выступать в качестве второстепенных членов предложения. Определить ее в таких случаях можно, следуя логике рассуждений. Задайте вопрос косвенного падежа от сказуемого к инфинитиву. Если это возможно, то в данном случае он дополнение. Например, в предложении «Тренер велел нам заняться разминкой» слово «заняться» будет дополнением (велел что?). В таком случае рассуждайте так: действие, обозначенное в глаголе «велел», выполняет , а выполнять его будут другие. Значит это не сказуемое, ведь простое.

Обстоятельства, выраженные неопределенной формой глагола, чаще всего отвечают на вопросы «с какой целью?», «по какой причине?». В предложении «Я пришел в зал тренироваться» к инфинитиву задаем вопрос «пришел с какой целью?».
К определению задавайте вопрос от . В предложении «Я в совершенстве владею умением играть на гитаре» инфинитив - : умением (каким?) играть.

Видео по теме

Обратите внимание

Только в односоставных предложениях с главным членом сказуемым нет слов, от которых задается вопрос к глаголу.

Полезный совет

Вопросы задавайте от одного слова к другому. Если второстепенный член выражается глаголом, то это только неопределенная форма. Обязательно пишите мягкий знак.

Источники:

  • глаголы в неопределенной форме

Глагол – это часть речи с постоянными и непостоянными признаками. Лицо глагола является его непостоянным признаком, причем оно есть лишь у глаголов в настоящем и будущем временах. Не все его могут сразу определить. Для этого мы и приведем небольшую инструкцию, как определить лицо глагола.

Инструкция

Инструкция

Вы должны знать, что неопределенную форму глагола часто называют инфинитивом. Глагол в такой форме не изменяется ни по числам, ни по лицам. Нельзя у него определить и наклонение, и вид.

Можно, конечно, образовать неопределенную форму глагола при помощи вспомогательных вопросов «что делать?»,«что сделать?». Но такой способ не всегда может вам полезным. Так, школьникам трудно поставить в инфинитив безличные глаголы, что в дальнейшем может стать следствием орфографических ошибок.

Дети также путают глаголы в форме третьего лица с инфинитивом, а значит, не смогут определить, написать: «тся» или «ться». Например, к глаголу в синтаксической конструкции «кажется успешным» дети затрудняются поставить вспомогательные вопросы «что делать?», «что сделать?». Таким образом, они не смогут проверить написание .

Находить неопределенную форму глагола или образовывать ее проще, обращая внимание на некоторые детали. Так, вы должны знать, что инфинитив имеет окончание «ть» или «ти». Например, в «принести» окончанием будет «ти», а в слове «успеть» - «ть».

Окончание «ти» в неопределенной форме, если перед ним находится гласный звук, а «ть» - после согласного. Так, в инфинитиве «цвести» перед окончанием «ти» стоит согласный звук «с», а в слове «увидеть» - гласный «е».

Чтобы научиться образовывать неопределенную форму, необходимо поставить вопросы «что делать?» или «что сделать?» и не забывать обращать внимание на строение слова.

Источники:

  • не случится глагол в неопределённой форме

Имя существительное является отдельной частью речи русского языка. Ему присущи формы числа и падежа, классифицирующие категории рода, а также одушевленности и неодушевленности в зависимости от обозначаемых предметов.

Инструкция

Представьте несколько вариантов одного и того же : «дом», «дому», «домом». Как определить его начальную форму (или словарную форму )? Начальной формой существительного является форма именительного . Этот падеж обозначает понятие, выражаемое словом. Наиболее часто имена в данном падеже выполняют роль подлежащего в предложении, реже - сказуемого. Именительный на вопросы: «кто?», «что?» Например, «что?» – «дом», «кто?» – «птица». Задайте подобные вопросы, чтобы определить форму существительного.

Вспомните из школьной программы, что , стоящее в начальной форме, в большинстве случаев находится в единственном числе. Поэтому, чтобы определить словарную форму данной части речи, поставьте ее в единственное число: «много домов» – «один дом».

Учтите, что некоторые существительные имеют лишь форму множественного числа, и видоизменить их, приведя к единственному, невозможно. К ним можно отнести, к примеру, названия временных отрезков, парных предметов, массы вещества: «сутки», «очки», «брюки», «будни», «макароны», «каникулы», «чернила», «ножницы». Начальной формой у подобных является форма именительного падежа множественного числа.

Обратите внимание на необходимость омонимов (слов, одинаковых по звучанию и написанию, но различных по значению) друг от друга. Например: «На стене висят часы» (здесь «часы» будет иметь начальную форму только во множественном числе). Или же: «В эти часы небо обычно

Инфинитив, или неопределенная форма глагола

Глагол в начальной, или неопределенной, форме называется инфинитивом. Инфинитив всегда отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?» Никогда нельзя применительно к начальной форме задать вопросы: «что делает?», «что сделает?», «что будет делать?», «что делала?», «что делал? » и т.д. То есть инфинитив по определению имеет минимальное количество морфологических признаков.

Примеры. Глагол «идти» отвечает на вопрос «что делать?». Соответственно, это глагол в неопределенной (начальной) форме, или инфинитив. Однако глаголы «идет», «будет идти», «идут» отвечают на вопросы «что делает?», «что будет делать?», « ?». Эти глаголы уже имеют морфологические признаки – лица, числа и времена - и инфинитивами не являются.

Другой пример. Глагол «написать» отвечает на вопрос «что сделать?» и является инфинитивом. От этой начальной формы образуются глаголы в прошедшем и будущем временах, первого, второго и третьего лиц, единственного и множественного чисел: «написал», «написали», « », « », «напишет».

Иными словами, глагол в инфинитиве – это всегда нулевая (неопределенная) форма, от которой всегда можно образовать разные формы этого же слова в различных лицах и числах. Этот процесс называется спряжением.

Какие признаки глагола можно определить по начальной форме

Если инфинитив – это начальная, нулевая, неопределенная форма глагола, можно ли по ней определить какие-то признаки этой части речи, или морфологические признаки? Да, можно определить постоянные, признаки глагола.

Во-первых, по неопределенной форме можно определить виды глагола – совершенный или . Глагол несовершенного вида в начальной форме отвечает на вопрос «что делать?» и обозначает незавершенное действие. Например, «гулять», « », «петь», « » и т.д. Глагол совершенного вида в инфинитиве отвечает на вопрос «что сделать?» и обозначает завершенное, законченное действие. Например, «погулять», «прочитать», «пропеть», «сочинить», «слетать» и т.д.

Во-вторых, по инфинитиву можно определить . В существует два спряжения – первое и второе. К первому спряжению относятся все глаголы, которые в инфинитиве оканчиваются на –еть, -ать, -уть, -оть, -ть, -ыть, а несколько глаголов-исключений на –ить. Ко второму спряжению относится большая часть глаголов на –ить, а также некоторые глаголы-исключения на –ать, -ять и –еть.

ФОРМЫ ГЛАГОЛА И СПОСОБЫ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ

Глагол имеет разветвленную систему форм. По функциям, характеру изменения формы глагола подразделяют на спрягаемые, неспрягаемые и склоняемые.

Формы глагола по характеру изменения

Грамматические значения проявляются в различных глагольных формах по-разному. Все глагольные формы имеют значения вида, залога, переходности, возвратности. Инфинитив и деепричастие, являясь неизменяемыми формами глагола, имеют только признаки вида, залога, переходности, возвратности. Личные формы глагола спрягаются, т.е. изменяются по наклонениям, временам, лицам, числам, а в прошедшем времени по родам. Полные причастия изменяются по родам, числам и падежам, т.е. склоняются (по адъективному типу склонения, как прилагательные), а также имеют две формы залога (действительного и страдательного) и изменяются по временам (имеют формы настоящего и прошедшего времени). Краткую форму имеют только страдательные причастия. Краткие формы изменяются только по числам и родам.

Две основы глагола

Для образования глагольных форм используются две основы: основа настоящего или будущего простого времени (для глаголов совершенного вида) и основа прошедшего времени (или инфинитива). Основы настоящего и прошедшего времени могут различаться: бер -ут – бра -ть или совпадать: вез -ут – вез -ти.

Основа настоящего (будущего простого) времени выделяется путем отсечения окончания у глаголов 3-го лица множественного числа: чита j- ут, напиш -ут.

Основа прошедшего времени выделяется путем отсечения от глагола в форме прошедшего времени суффикса -л- (у инфинитива соответственно суффикса -ть или -ти): чита-ть, чита-л, написа-ть, написа-л.

От основы настоящего времени образуются следующие формы глагола:

1) формы настоящего времени: чита j -у ; 2) формы повелительного наклонения: чита j ; 3) причастия настоящего времени: чита j -ущ-ий ; 4) деепричастия несовершенного вида: чита j -а .

От основы прошедшего времени образуются:

1) формы прошедшего времени: услыша- л(а); 2) формы сослагательного наклонения услыша- л(а) бы; 3) причастия прошедшего времени услыша -вш-ий; 4) деепричастия совершенного вида: услыша -в.

Совокупность всех форм глагола одного вида образует парадигму глагола.

Формоизменение глагола называется спряжением . В лингвистике термин спряжение имеет два значения. В широком понимании спряжение – это изменение глагола по лицам, числам, временам, наклонениям (а также по родам в прошедшем времени и в сослагательном наклонении). В узком понимании – это изменение глагола по лицам и числам.

Спряжение

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. В зависимости от системы окончаний различают два основных типа спряжения: первое и второе. Имеются также разноспрягаемые глаголы и глаголы особых форм спряжения. Окончания настоящего/ простого будущего времени называются личными окончаниями глагола, так как передают в том числе и значение лица.

Если личные окончания глагола ударные, то спряжение определяется по окончаниям. Глаголы I спряжения – это глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ем, -ешь, -ете, -ут (-ют). Глаголы II спряжения – это глаголы с окончаниями: -у (-ю), -им, -ишь, -ите, -ат (-ят). Так, глаголы спать, лететь относятся ко II спряжению (спишь , спят ; летишь , летят ), а глаголы ошибиться, пить - к I спряжению (ошибешь ся, ошибут ся, пьешь , пьют ). К тому же спряжению относятся производные от них приставочные глаголы с безударными окончаниями (прилетишь (II спр.), выпьешь (I спр.)).

Если окончание безударное, тип спряжения определяется по инфинитиву. Ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить (кроме брить, стелить, почить ), а также 4 глагола на -ать (гнать, держать, слышать, дышать ) и 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, терпет ь); остальные глаголы относятся к первому спряжению.

Разноспрягаемые глаголы имеют окончания обоих типов спряжения. К разноспрягаемым относятся глаголы: хотеть, бежать, чтить, брезжить и их приставочные образования: захочу , захоч-ешь , захоч-ет; захот-им, захот-ите , захот-ят .

Единственное число

Множественное число

Хочу, бегу

Хотим , бежим

Хочешь , бежишь

Хотите , бегите

Хочет , бежит

Хотят , бегут

Глагол брезжить имеет неполную парадигму с формами: брезжит и брезжут .

Глаголы особого (архаического) типа спряжения: есть, надоесть, дать, создать и образованные от них приставочным или постфиксальным способом производные слова имеют особую систему окончаний.

У большинства глаголов представлены все возможные формы лица и числа, но есть также глаголы, у которых отсутствуют вовсе или обычно не употребляются те или иные формы. Это глаголы с недостаточной парадигмой (например, нет первого лица у глаголов пылесосить, победить и др.)

Парадигма глагола

Парадигма – совокупность всех форм глагола. Вопрос об объеме полной глагольной парадигмы остается нерешенным. Некоторые лингвисты не включают в нее формы причастий и деепричастий, а также глаголы, различающиеся по виду. Полная парадигма – совокупность форм деепричастия, всех личных (спрягаемых) форм и всех форм причастия. Все компоненты парадигмы должны быть одного вида. Исходное слово парадигмы – инфинитив – в парадигму не входит. Полная парадигма глагола включает в себя несколько частных парадигм, в которых глагольные формы объединены общим способом формоизменения (неизменяемые, спрягаемые, склоняемые). Частная парадигма – личные формы глагола или формы причастия.

По составу компонентов частные парадигмы могут быть достаточными ( полными), недостаточными (неполными) и избыточными . Недостаточную парадигму имеют глаголы, которые не образуют все возможные спрягаемые формы (см. раздел «Категория лица») или не образуют формы причастий и деепричастий. Например, у глаголов победить, очутиться, чудить отсутствуют формы 1-го лица ед. числа; у глаголов столпиться, сгруппироваться, разбрестись не употребляются формы ед. числа; у глаголов жеребиться, кристаллизоваться – формы 1-го и 2-го лица. Недостаточную парадигму имеют также глаголы лихорадить, ветвиться, недоставать, означать, очутиться, подобать, победить, пылесосить, разойтись, таять, холодать, чудить. Избыточную парадигму имеют глаголы, у которых есть параллельные личные формы (обычно эти формы частично различаются по значению или по стилистической окраске): брызжет – брызгает, движется – двигается, мечет – метает, мучусь – мучаюсь, мерят – меряет, выздоровею – выздоровлю, колышет – колыхает, полощет – полоскает, махает – машет, хлещет – хлестает, щиплю – щипаю.