Личность. Почему все люди разные и одинаковые? Люди одинаковые в том, что они разные Все люди разные или одинаковые

Из книги «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы»

Конечно, все люди в общих чертах очень похожи друг на друга. У всех есть две руки, две ноги и голова. Все люди нуждаются в дыхании и питании. Все имеют пять основных чувств и разум. Все люди рождаются, растут и в конце концов умирают. Все это так.

И еще. У всех у нас есть свобода выбора, предоставленная нам Творцом для свободного развития. Все мы можем использовать эту свободу по своему усмотрению. И все мы обязательно будем нести ответственность за свой выбор.

Именно здесь начинаются отличия людей друг от друга. Причем отличия не поверхностные, не легковесные, не выдуманные, а существенные, решающие, единственно важные. Потому что жизнь и дана нам именно для того, чтобы мы научились делать правильный выбор - выбор в сторону добра, а не зла.

Конечно же, абсолютно неправильно считать, что есть люди добрые и люди злые, есть полностью чистые, а есть беспросветно грязные. Это было бы слишком просто. Все люди, рождающиеся на Земле, несут в себе зло. Никто не застрахован от ошибок, грехов, пороков. Каждый может оскверниться, попасть под власть зла. И наша главная задача - научиться отличать добро от зла и стараться как можно чаще делать осознанный выбор в сторону добра. Но вот эту самую задачу каждый решает по-своему, кто-то - более успешно, кто-то - менее успешно. А кто-то сознательно отказывается ее решать и ставит перед собой прямо противоположную задачу. Некоторые вообще отказываются признавать существование такой задачи и действуют так, как им хочется.

В результате все люди отличаются друг от друга по двум параметрам. Во-первых, по степени оскверненности в данный момент, а во-вторых, по степени готовности творить в дальнейшем зло или добро. Как правило, эти две величины прямо взаимосвязаны. То есть более чистые люди чаще делают выбор в сторону добра и менее способны на зло. И наоборот, более оскверненные люди меньше готовы творить добро и гораздо легче выбирают зло. Но бывают и исключения. Например, много грешивший в прошлом человек принимает решение отказаться от пути зла и в дальнейшем выбирает добро. Или наоборот, кто-то может решить, что выбранный им ранее путь добра невыгоден, что есть вещи поважнее добра, например, богатство, власть, телесные удовольствия и т.д., и становится на путь быстрого осквернения. То есть люди могут меняться в лучшую или худшую сторону, но каждый меняется по-своему, в соответствии со своим личным выбором.

Казалось бы, все это азбучные истины. Все это знают и даже почти все признают. Но вот на практике постоянно приходится сталкиваться с прямо отрицающими эти истины и потому ложными утверждениями, которые на первый взгляд могут показаться умными и тонкими наблюдениями.

Рассмотрим несколько примеров подобных заблуждений.

Первая группа примеров связана с тем, что всем людям или большой группе людей скопом приписывается грех, порок, зло. «Любой человек за большие деньги готов на все». «Каждый согласен ради карьеры давить других людей». «Все русские пьют водку, причем без меры». «Все мужчины готовы бежать за каждой юбкой». «Все женщины изменяют свои мужьям». «Всем людям нравятся страшные, кровавые зрелища». «Все врачи и учителя берут взятки». «Каждый готов давать взятки». «Все мечтают о красивой жизни: рестораны, казино, ночные клубы, бриллианты, яхты и т.д.».

Подобных «глубоких мыслей» мы слышим предостаточно. Причем высказывают их обычно именно «успешные люди», которым для самоуважения иногда очень хочется почувствовать себя такими же, как все. Поэтому они же говорят и такое: «Сейчас уже все отдыхают за границей», «Раньше мы все жили в коммуналках и трущобах, зато теперь у всех хорошие квартиры», «Теперь уже в метро никто не ездит», «Бедно живут только лодыри, пьяницы и дураки». И такие лживые утверждения не удивительны, так как: в наше время подавляющее большинство хорошо оплачиваемых работ мало совместимы с совестью. А тот, кто уже решительно отступил от совести, дальше легко идет по пути зла: легко лжет, легко впадает в гордыню, легко соглашается на насилие из-за страха потерять «заработанное».

В действительности же приписывать всем людям какой бы то ни было грех категорически нельзя. Даже в обществе, очень сильно пораженном злом, всегда есть те, которые на этот грех просто не способны. Им физически трудно заставить себя сделать очередной шаг к злу. Они перестанут себя уважать, жизнь потеряет для них смысл, если они перейдут некий порог на пути осквернения. То есть они еще слышат голос своей совести, они еще отождествляют себя с добром, еще ощущают зло враждебной себе, разрушающей силой. И этот запретный порог для каждого свой, он зависит и от оскверненности человека, и от его жизненных целей, и от его признания существующих законов общества. Конечно, теоретически любой человек способен на любой грех, но практически запретные пороги у всех людей разные. Одному трудно даже оскорбить человека, а другому трудно решиться только на убийство, так как все остальное для него привычно.

Вторая группа примеров ложных высказываний связана с желанием возложить ответственность за существующие безобразия на каждого человека. «Как вы можете возмущаться передачей многомиллиардных частей государственной собственности олигархам, если вам самим было предоставлено право приватизации собственных квартир?» «Как вы можете осуждать неуплату миллионных налогов, если вы сами не будете платить налог с найденных на улице 100 рублей?» «Какое право вы имеете осуждать взятки, если вам самим иногда дарят коробки конфет, цветы и сувениры?» «Не стоит чересчур негодовать по поводу финансового мошенничества, ведь вы и сами порой не платите за проезд в автобусе и переходите улицу в неположенном месте».

Логика здесь очень проста: все мы негодяи, но кому-то просто больше везет, кто-то проявил больше старания, ума, изворотливости и потому нахапал больше. А вообще-то никто бы не отказался от большого зла, если бы имел хоть малейшую возможность. Поэтому осуждать не стоит не только ни одного человека, но и ни одного поступка. Все в порядке, надо спокойно жить дальше и давать спокойно жить другим. А главных воров и мошенников надо даже уважать, превозносить, учиться у них.

Как это часто бывает, авторы приведенных высказываний судят по себе. Им и в голову не приходит, что можно жить честно, зарабатывать честно, отказываться от того, что противоречит совести. А если где-то что-то плохо лежит, то некоторые люди будут не разворовывать чужое, а улучшать охрану.

Наконец, третья группа ошибочных высказываний призвана оправдать безобразия в отдельных частях общества и доказать безвыходность сложившейся ситуации. «Каково общество, такова и власть», «Каково общество, такова и милиция», «Каково общество, таковы и заключенные в тюрьме», «Каково общество, таковы и медицина и образование».

Все эти «глубокие мысли» верны только при одном допущении: во все эти организации, учреждения, институты люди набираются абсолютно произвольно, без всякого отбора, наугад. То есть берут всех подряд и во власть, и в тюрьму, и в медицину и т.д. Если в какой-то степени это и так, то это абсолютно неправильно: куда-то надо отбирать самых честных, талантливых, неподкупных, а куда-то - самых бесчестных, оскверненных, продажных. В любом случае положение дел вовсе не безвыходно. Надо просто ввести нормальный, строгий, честный отбор. И тогда появится принципиальная разница, например, между властью и тюрьмой, которая обязательно должна существовать в нормальном обществе.

В частности, планка при отборе во власть должна быть очень высокой не только по интеллекту, образованию и опыту, но и в первую очередь по моральным качествам. Причем чем выше должность, тем строже должен быть отбор кандидатов, и тем строже должно быть наказание при малейшем нарушении нравственных норм, законов добра. Любой грех власти тысячекратно опаснее греха обычного человека. И ответственность правителей перед миром неизмеримо выше ответственности простого человека.

Точно так же должна быть очень высока планка при отборе во врачи и учителя. Для этого вовсе не достаточно провести какие-то экзамены. Врачи и учителя должны быть не только по-настоящему талантливыми, но и морально значительно более чистыми по сравнению со средним уровнем общества. Цена ошибок в их работе слишком велика, чтобы доверять такую работу бесчестным людям.

Планка при отборе в тюрьму должна быть тоже очень высокой, но уже в смысле приближения к злу. Тюремного заключения заслуживают только те, кто действительно серьезно сделал выбор в сторону зла, кто нуждается в изоляции из-за прямой опасности для общества. И размеры сроков заключения должны соответствовать тяжести совершенного греха. А то у нас часто за кражу курицы у соседа дают три года заключения, а за кражу миллионов у государства - четыре года условно.

Опять-таки, все это прописные истины. Но от того, что они прописные, они не перестают быть истинами. И надо не только их признавать, но и руководствоваться ими в каждый момент в каждом деле. А не придумывать или повторять ложные высказывания.

Одним из самых интересных отделов психологии является психология личности. Еще в конце тридцатых годов люди активно начали проводить различные исследования на эту тему. Так что уже ко второй половине прошедшего столетия были сформированы многочисленные подходы и теории о личности. Каждый человек разный. Почему же люди такие очень разные?

Мы считаем, что наиболее подходящим определением является следующее определение. Личность – это системная устойчивость социальных черт индивидуального человека, которая характеризует индивида как члена, входящего в состав того или другого общества.

Один из самых современных подходов рассматривает личность как систему биопсихосоциальную. Собственно, именно эти три фактора и составляют личность – психологический, биологический и социальный.

К биологическому фактору относятся все внешние признаки (рост, цвет глаз, форма ногтя) и внутренние (парасимпатический и симпатический тип вегетативной системы, биоритмы, особенности кровообращения – короче все те моменты, которые относятся к анатомическим и физиологическим особенностям).

К психологическому фактору относятся все функции психические – внимание, восприятие, память, эмоции, мышление, воля. Все эти особенности имеют под собой материальную основу и достаточно сильно обусловлены ей, то есть они определяются в большинстве случаев генетически.

Ну и к последнему фактору относится социальный фактор. Этот фактор объяснить несколько сложнее, потому что в него входит все общение, все взаимодействие с окружающим вас миром и людьми. Если говорить проще, то это весь жизненный путь и опять человека в общем.

Однако тут вы можете спросить, с какого же момента начинается формирование человека как личности? Ведь тут всем нам известно, что личностью не рождаются, ей становятся, а индивидуальность отстаивают.

Все люди рождены очень похожими, несмотря на то, что каждый младенец имеет свой собственный набор психологических и биологических особенностей, которые стремительно развиваются именно в 1-ый год жизни ребенка. Со временем каждый ребенок развивает не только свои психологические особенности, но и приобретает социальные навыки, опыт общения с окружающими, взаимоотношения. Время проходит, а круг общения и знакомств человека все больше разрастается, так что и опыт его общения становится все больше и многостороннее. Именно так и формируется личность, так появляется и уникальность каждого отдельного человека, потому что и жизненны опыт, и круг общения у людей совершенно разный. Невозможно их спланировать или просчитать, потому что в этом деле слишком много случайных моментов, явлений, жизненных обстоятельств, которые меняются каждую минуту. Жизненный опыт приобретается человеком не только в связи с человеческим общением, но и в связи с различными общественными и личными событиями.

Что происходит с человеком, когда он болеет? Изначально человек рождается с одним набором психологических и социальных качеств. Вот он жил, рос, развивался, поучал опыт в разных социальных сферах, а потом вдруг заболел. В результате болезни изменились какие-то его биологические особенности (какая-то часть его здоровья была утрачена), а еще и психологические особенности (изменяется память и мышление – сейчас человек начинает думать о болезни и о том, как от нее можно избавиться). Кроме того болезнь влияет и с точки зрения социума, потому что социум несколько иначе относится к больным людям, нежели к здоровым. Тут играет роль и продолжительность болезни – на кратковременную болезнь общество реагирует незначительно, а вот на долговременную, то отношение будет несколько иным. Тут человек уже приобретает опыт общения, скажем, не в школе, а в больнице с остальными больными и представителями взрослого общества, медиками, а не учителями. Часто это общение продолжается и после выздоровления довольно длительное время.

Вот о чем мы говорим, когда утверждаем, что опыт социального общения и социальной жизни влияет на каждого человека индивидуально, что делает его единственным и неповторимым. Вот ответ на всех волнующий вопрос – почему же все люди разные?

Однако ведь часто слышны и такие утверждения, что все люди – одинаковые. Как же быть с этим утверждением? Да, правда, человек не слишком меняется даже на протяжении всего своего существования. Согласно психоаналитической теории господина Фрейда был выведен общий принцип человеческого психологического строения. Тут идет речь об абсолютном гедонизме, который гласит, что люди вечно стремятся к удовольствиям. Вот почему со времен существования человека он вечно стремился удовлетворить свою главную потребность – потребность в получении полного удовольствия. Конечно же, тут многие не согласны с этими утверждениями, именно поэтому несколько позже этот принцип был несколько доработан и изменен, а в последствии его назвали абсолютным гедонизмом. Он стал теперь звучать так - человек стремится к жизни, полной удовольствий и без конфликтов. Тут имеется в виду то, что в постоянном поиске удовольствий человек постоянно обязан соотносить свои интересы с интересами общества, с внешними обстоятельствами, так что он постоянно должен сохранять баланс между собственными интересами и интересами социального окружения.

Особенно ярко выражен принцип гедонизма в психике ребенка. Наблюдая за маленькой личностью всего на протяжении одного дня сразу становится понятно, что все его помыслы, интересы и действия направлены именно на то, чтобы получить удовольствие, чтобы восстановить свой внутренний комфорт. Однако постепенно дети включаются в процесс социализации, так что теперь его ограничительными факторами, которые не дают ему постоянно получать удовольствия, становятся социальные. И чем лучше, чем успешнее проходит процесс социализации, тем более адаптированной и автономной становится личность. Универсальный залог здоровья личности, каждого человека (психического) состоит в том, чтобы быть счастливым, но при этом жить без конфликтов.

С точки зрения эволюции все человеческие расы являются вариациями одного и того же генофонда. Но если люди настолько похожи между собой, почему человеческие общества при этом такие разные? T&P публикуют мнение научного журналиста Николаса Уэйда об этом парадоксе из бестселлера «Неудобное наследство. Гены, расы и история человечества» , перевод которого вышел в издательстве «Альпина нон-фикшн».

Главный довод таков: эти различия вырастают не из какой-то огромной разницы между отдельными представителями рас. Наоборот, они коренятся в весьма небольших вариациях социального поведения людей, например, в степени доверия или агрессивности или в других чертах характера, которые развивались в каждой расе в зависимости от географических и исторических условий. Эти вариации задали рамки для появления социальных институтов, значительно различающихся по своему характеру. Вследствие этих институтов - в основном культурных явлений, опирающихся на фундамент обусловленного генетикой социального поведения, - общества Запада и Восточной Азии настолько отличаются друг от друга, родо-племенные общества так не похожи на современные государства, и .

Объяснение почти всех специалистов по общественным наукам сводится к одному: человеческие общества различаются только культурой. При этом подразумевается, что эволюция не играла никакой роли в различиях между популяциями. Но объяснения в духе «это только культура» несостоятельны по ряду причин.

Во-первых, это только предположение. Никто в настоящее время не может сказать, какая доля генетики и культуры лежит в основе различий между человеческими обществами, а утверждение, будто эволюция не играет никакой роли, всего лишь гипотеза.

Во-вторых, позиция «это только культура» была сформулирована главным образом антропологом Францем Боасом, чтобы противопоставить ее расистской; это похвально с точки зрения мотивов, но в науке нет места политической идеологии, какого бы толка она ни была. Кроме того, Боас писал свои работы во времена, когда не было известно, что человеческая эволюция продолжалась до недавнего прошлого.

В-третьих, гипотеза «это только культура» не дает удовлетворительных объяснений, почему различия между человеческими обществами укоренены так глубоко. Если бы различия между племенным обществом и современным государством были исключительно культурными, то модернизировать племенные общества, переняв западные институты, было бы довольно легко. Американский опыт с Гаити, Ираком и Афганистаном в общем и целом предполагает, что дело обстоит иначе. Культура, несомненно, объясняет многие важные различия между обществами. Но вопрос в том, достаточно ли такого объяснения для всех подобных различий.

В-четвертых, предположение «это только культура» чрезвычайно нуждается в адекватной переработке и корректировке. Его последователи не смогли обновить эти идеи так, чтобы включить в картину новое открытие: человеческая эволюция продолжалась до недавнего прошлого, была обширной и носила региональный характер. Согласно их гипотезе, противоречащей данным, накопленным за последние 30 лет, разум - это чистый лист, сформированный от рождения без какого-либо влияния генетически обусловленного поведения. При этом важность социального поведения, как они считают, для выживания слишком незначительна, чтобы быть результатом естественного отбора. Но если такие ученые допускают, что у социального поведения все же есть генетическая основа, они должны объяснить, как поведение могло оставаться неизменным у всех рас, несмотря на масштабные сдвиги в социальной структуре человечества за последние 15 000 лет, в то время как многие другие черты, как сейчас известно, эволюционировали независимо в каждой расе, произведя трансформацию по меньшей мере 8% генома человека.

«Человеческая натура по всему миру в целом одинакова, за исключением небольших различий в социальном поведении. Эти различия, пусть и едва заметные на уровне индивида, складываются и образуют общества, весьма отличные друг от друга по своим качествам»

Идея [данной] книги предполагает, что, наоборот, в социальном поведении человека есть генетическая составляющая; эта составляющая, весьма важная для выживания людей, подвержена эволюционным изменениям и со временем действительно эволюционировала. Такая эволюция социального поведения, безусловно, происходила независимо в пяти основных и прочих расах, а небольшие эволюционные различия в социальном поведении лежат в основе разницы в социальных институтах, преобладающих в крупных популяциях людей.

Как и позиция «это только культура», эта идея пока не доказана, но опирается на ряд предположений, которые выглядят обоснованно в свете полученных недавно знаний.

Первое: социальные структуры приматов, в том числе людей, базируются на генетически обусловленном поведении. Шимпанзе унаследовали генетический шаблон функционирования характерных для них обществ от предка, который является общим для людей и шимпанзе. Этот предок передал такую же модель человеческой ветви, которая впоследствии эволюционировала, поддерживая черты, специфические для социальной структуры людей, от , возникшей около 1,7 млн лет назад, до появления охотничье-собирательских групп и племен. Трудно понять, почему люди, высоко социальный вид, должны были утратить генетическую основу набора форм социального поведения, от которых зависит их общество, или почему эта основа не должна была продолжать эволюционировать в период самой радикальной трансформации, а именно изменения, позволившего человеческим обществам вырасти в размерах от максимум 150 человек в охотничье-собирательской группе до огромных городов, где обитают десятки миллионов жителей. Следует отметить, что эта трансформация должна была развиваться в каждой расе независимо, поскольку произошла уже после их разделения. […]

Второе допущение: это генетически обусловленное социальное поведение поддерживает институты, вокруг которых строятся человеческие общества. Если такие формы поведения существуют, то кажется бесспорным, что институты должны от них зависеть. Эту гипотезу поддерживают такие авторитетные ученые, как экономист Дуглас Норти политолог Фрэнсис Фукуяма: они оба считают, что институты опираются на генетику человеческого поведения.

Третье допущение: эволюция социального поведения продолжалась в последние 50000 лет и в историческое время. Эта фаза, несомненно, происходила независимо и параллельно в трех основных расах после того, как они разошлись и каждая совершила переход от охоты и собирательства к оседлой жизни. Данные генома, подтверждающие, что человеческая эволюция продолжалась в недавнем прошлом, была обширной и региональной, в целом поддерживают этот тезис, если только не будут найдены какие-то причины, по которым социальное поведение окажется свободным от действия естественного отбора. […]

Четвертое предположение заключается в следующем: развитое социальное поведение можно на самом деле наблюдать в разных современных популяциях. В число поведенческих изменений, исторически доказанных для английского населения за 600-летний период, предшествовавший Промышленной революции, входят снижение насилия и повышение грамотности, склонность к труду и накоплению. Такие же эволюционные изменения, по-видимому, произошли и в других аграрных популяциях Европы и Восточной Азии до того, как они вошли в эпоху своих промышленных революций. Еще одно поведенческое изменение очевидно для популяции евреев, адаптировавшейся на протяжении веков сначала , а потом - к особым профессиональным нишам.

Пятое допущение связано с тем, что значительные различия существуют между человеческими обществами, а не между их отдельными представителями. Человеческая натура по всему миру в целом одинакова, за исключением небольших различий в социальном поведении. Эти различия, пусть и едва заметные на уровне индивида, складываются и образуют общества, весьма отличные друг от друга по своим качествам. Эволюционные различия между человеческими обществами помогают объяснить основные поворотные моменты в истории, такие как построение Китаем первого современного государства, подъем Запада и упадок исламского мира и Китая, а также экономическое неравенство, которое появилось в последние столетия.

Утверждение, что эволюция сыграла некоторую роль в человеческой истории, не означает, будто эта роль обязательно значительная и уж тем более решающая. Культура - мощная сила, и люди не рабы врожденных склонностей, которые могут только направлять психику так или иначе. Но если все индивидуумы в обществе имеют одинаковые склонности, пусть и незначительные, например, к большему или меньшему уровню социального доверия, то этому обществу будет свойственна именно эта тенденция и оно будет отличаться от обществ, в которых подобной склонности нет.

Психология личности, пожалуй, самый интересный раздел психологии. С конца 1930-х гг. в психологии личности начались активные исследования. В результате ко второй половине прошлого века сложилось много различных подходов и теорий личности. На сегодняшний момент существует около 50 определений понятия личность

Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Самый современный подход рассматривает человека как биопсихосоциальную систему. И, по большому счету, совокупность этих трех факторов: биологического, психологического и социального и есть личность.

Биологический фактор – это внешние признаки: и цвет глаз, и рост, и форма ногтей; внутренние признаки: симпатический или парасимпатический тип вегетативной нервной системы, особенности кровообращения, биоритмы, словом: биологический фактор – это все то, что относится к анатомии и физиологии человека.

Психологический фактор – это все психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, воля, которые имеют в своей основе материальный субстрат и в немалой степени им обусловлены, т.е. определены генетически.

И наконец, третья составляющая личности – это социальный фактор. Что понимается под этим социальным фактором?

Социальный фактор – это, в принципе, весь опыт общения и взаимодействия с окружающими людьми и с окружающим миром в целом. Т.е. это по своей сути весь жизненный опыт человека.

А как вы думаете: с какого момента начинается формирование личности?

Не помню, кто сказал, но очень точно: “Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают”.

Люди рождаются очень похожим. Конечно, младенцы отличаются, потому что каждый имеет свой собственный индивидуальный набор биологических качеств, а так же психологических, которые будут стремительно развиваться в первые годы жизни. И все-таки они очень похожи друг на друга. Постепенно каждый человек не только развивает свои психологические качества, но и приобретает социальный опыт – опыт взаимоотношения с окружающими его людьми. Постепенно человек подрастает и круг окружающих его людей становится все шире, все разнообразнее и его опыт общения становится все более многосторонним. Так формируется личность, так умножается уникальность каждого человека, потому что жизненный опыт у каждого свой собственный. Его невозможно спланировать, просчитать, потому что слишком много случайных явлений и обстоятельств ежедневно и ежеминутно вмешивается, встраивается в жизнь каждого человека. Жизненный опыт – социальный фактор личности, он складывается не только на основании взаимодействия с людьми, но так же и на основании взаимодействия с различными событиями общественными и личными.

Например, человек заболел тяжелой болезнью. Что происходит? Вот человек родился с неким набором биологических и психологических качеств, жил – развивался – приобретал опыт социальных взаимодействий и вдруг заболел. Болезнь это событие, которое изменяет биологический фактор – на период болезни утратилась какая-то часть его здоровья, изменился так же психологический фактор, поскольку во время болезни изменяется состояние всех психических функций и память, и внимание, и мышление – во всяком случае, содержание мышления – теперь человек думает о болезни и о том, как от нее излечиться. А так же болезнь оказывает влияние и на социальный фактор. К больному человеку окружающие люди относятся иначе, нежели к здоровому. Если болезнь непродолжительная, то и влияние ее будет коротким и незначительным, а если речь идет о тяжелой и длительной болезни. Например, ребенку 7 лет и ему пора идти в школу – это событие планируется, в школе он будет общаться со сверстниками и учителями, очень многое изменится в его жизни и он интенсивно будет приобретать новый социальный опыт. А если тяжелая болезнь и лечение требует нескольких месяцев? И в этом случае человек будет приобретать свой уникальный социальный опыт, только опыт этот будет иной по содержанию. Он будет общаться со сверстниками, но не в школе, а в больнице, так же он будет общаться и с авторитетными взрослыми, но не учителями, а представителями медицинских профессий. Кроме того, изменятся и его отношения с окружающими близкими людьми. Причем иногда эти изменения отношений с ближайшим окружением может продолжаться не только в период болезни, но и длительное время после. Этот пример – частность, но он проиллюстрирует насколько вариабельным и не всегда предсказуемым может быть социальный опыт каждого человека.

Именно этот социальный опыт придает каждому человеку уникальность и делает его неповторимым, единственным в своем роде. Это ответ на вопрос: почему все люди разные.

С другой стороны, мы часто говорим: люди – все одинаковые и даже на протяжении своей истории существования человек не слишком изменился. З.Фрейд в ходе создания своей психоаналитической теории вывел общий принцип психологического устройства человека – принцип абсолютного гедонизма, который означает, что человек постоянно стремится к тому, чтобы получать удовольствия. Исходя из этого принципа, главной потребностью человека и основной мотивацией всех его поступков является получение удовольствия. Многие не согласны с такой формулировкой и готовы поспорить. В последующем этот принцип был доработан, несколько изменен и получил название принципа относительного гедонизма, который звучит так: человек стремится получать удовольствия и жить без конфликтов. Т.е. человек в своем стремлении получить удовольствие постоянно соотносит удовлетворение своей потребности с внешними обстоятельствами, желая сохранить баланс между своими интересами – удовольствиями и социальным окружением. Принцип абсолютного гедонизма присущ детской психике. Если понаблюдать за маленьким ребенком в течение дня, то становится очевидным, что все его помыслы, интересы и действия направлены именно на получение удовольствия и восстановление состояния внутреннего комфорта. Постепенно ребенок включается в процесс социализации и основным ограничительным фактором, препятствующим получению удовольствия, становится социальный. Чем успешнее пройдена социализация, тем более автономной и, в то же время, более адаптивной формируется личность. Быть счастливым и жить без конфликтов – это универсальный залог психического здоровья каждой личности – каждого человека.