Лицензирование внешнеэкономических операций. Лицензия минпромторга Кто выдает лицензию на экспорт

Лицензирование экспорта и импорта товаров является мерой оперативного регулирования внешнеторговых связей государством. Эта мера применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения, а также по отдельным странам или группам стран в тех случаях, когда это обусловлено экономическими и политическими условиями государства. Лицензирование применяется и для получения встречных уступок у партнера или в качестве ответного шага на дискриминационные действия со стороны отдельных стран или групп стран.

В соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» лицензирование экспорта и импорта товаров применяется в следующих случаях:

· введение временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров;

· реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, - имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений

· предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров

· выполнение Российской Федерацией международных обязательств

На территории России действует единый порядок лицензирования экспорта и импорта, который устанавливается Правительством РФ. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 09.06.2005 N 364 (ред. от 08.12.2010) "Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий".

Лицензия – документ, разрешающий экспорт или импорт товаров в установленные сроки, если в качестве меры нетарифного регулирования вводятся ограничения на ввоз в РФ или вывоз из РФ товаров, которые включают в себя квотирование и лицензирование.



Лицензии оформляются на бланках, изготовленных на специальной, защищенной от подделки бумаге, на основании заявлений, представленных на типовых бланках и заполненных в соответствии с правилами, определяемыми законодательством РФ

Случаи лицензирования импорта и экспорта товаров, на основании ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", можно представить в следующем табличном виде:

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока.

Лицензии оформляются на каждый вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт (договор). Например, в контракте купля-продажа заявлено 3 вида товаров, два из которых подпадают под лицензирование – следовательно, должно быть оформлено две лицензии.

Виды лицензий:

- разовая лицензия - документ, выдаваемый заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года;

- генеральная лицензия - выдаваемый заявителю на основании решения Правительства Российской Федерации документ, разрешающий экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия генеральной лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года;

- исключительная лицензия - документ, предоставляющий заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом.

Лицензии оформляются на бланках, форма которой утверждается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

В настоящее время лицензирующим органом является Министерство промышленности и торговли.

Для получения лицензии заявитель представляет в лицензирующий орган следующие документы:

Заявление о предоставлении лицензии по форме, утвержденной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по одному экземпляру на бумажном и магнитном носителе;

Копия договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку (в случае оформления разовой лицензии), заверенная подписью и печатью заявителя;

Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная подписью и печатью заявителя;

Другие документы, если они определены законодательством Российской Федерации.

Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом в срок до 20 дней со дня регистрации представленных документов.

Внесение изменений в выданную лицензию не допускается.

Заявителю может быть отказано в выдаче лицензии по следующим основаниям:

· неправильное оформление заявления о предоставлении лицензии;

· сообщение недостоверных сведений;

· исчерпание квоты (при лицензировании в случае введения временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров).

Решение о приостановлении действия выданной лицензии или об ее аннулировании принимается лицензирующим органом, выдавшим лицензию, в следующих случаях:

Представление лицензиатом соответствующего заявления;

Нарушение лицензиатом условий лицензии.

Лицензия не подлежит передаче лицензиатом другим лицам.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.

В случае выдачи разовой лицензии лицензиат обязан в 10-дневный срок после окончания срока ее действия представить в выдавший ее лицензирующий орган фотокопию оригинала лицензии, на котором проставлялись отметки таможенных органов Российской Федерации о фактическом объеме товара, пропущенного через таможенную границу Российской Федерации.

Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются Правительством РФ. Минэкономразвития ведет реестр лицензируемых и квотируемых товаров (информация размещена на сайте Минэкономразвития России http://www.economy.gov.ru

Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются Правительством РФ.

РЕЕСТР ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ТОВАРОВ
Информация взята с сайта Управления уполномоченного Министерства экономического развития и торговли РФ по Восточно-Сибирскому району http://www.economy-esr.ru/ (по состоянию на 01 апреля 2008 года)

Организация таможенного контроля лицензируемых товаров

Таможенный контроль и таможенное оформление лицензируемых товаров регламентировано нормативными актами ФТС России. В настоящее время приказ ГТК РФ № 1342 от 15.12.2002. «О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров».

Владельцем лицензии является лицо, получившее лицензию в соответствии с действующим законодательством РФ.

Оригинал лицензии представляют в подразделение таможни, осуществляющее контроль за ввозом и вывозом лицензируемых товаров и соблюдением мер нетарифного регулирования и экспортного контроля (отдел таможни оригинала лицензии). Отдел таможни оригинала лицензии проверяет правильность заполнения лицензии. Лицензии, заполненные с нарушением установленного порядка, к регистрации не принимаются.

Должностное лицо отдела таможни оригинала лицензии на оборотной стороне оригинала лицензии указывает номер и срок действия лицензии, наименования, коды таможен, в регионе деятельности которых находятся получатели (отправители) товаров, и количество ввозимых или вывозимых товаров напротив наименования соответствующей таможни, подписывает внесенные сведения и заверяет личной номерной печатью. Для этих целей используется специальная форма записи (форма 1), которая имеет следующий вид:

Форма 1

Количество товаров в форме 1 должно указываться в основных или дополнительных единицах измерения в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ и соответствовать количеству, указанному в лицензии.

После внесения сведений на оборотную сторону оригинала лицензии должностное лицо отдела таможни делает копии лицевой и оборотной стороны оригинала лицензии, число которых должно соответствовать числу таможен, которые будут производить таможенное оформление товаров по этой лицензии.

На копии лицевой и оборотной стороны оригинала лицензии, а также представленной владельцем лицензии копии лицевой стороны оригинала лицензии для целей таможенного контроля в пунктах пропуска уполномоченное должностное лицо отдела таможни проставляет в правом верхнем углу штамп "Копия. Регистрационный №____", подпись и оттиск личной номерной печати.

Регистрационный номер, указываемый на копиях, соответствует регистрационному номеру лицензии, присвоенному по журналу регистрации оригиналов лицензий.

Владелец лицензии направляет заверенные в таможне оригинала лицензии копии лицензии в таможни, которые будут производить таможенное оформление товаров, и в таможни, через пункты пропуска которых будет осуществляться ввоз (вывоз) товаров. Принятие таможнями незаверенных копий лицензий не допускается.

Копия лицензии представляется владельцем в подразделение таможни, к компетенции которого относятся вопросы нетарифного регулирования и экспортного контроля (отдел таможни копии лицензии), для регистрации ее в Журнале регистрации копий лицензий. Журнал ведется по установленной форме, его подписывает начальник (заместитель) таможни и подпись заверяется печатью таможни.

Должностное лицо отдела таможни копии лицензии на оборотной стороне копии лицензии производит записи по установленной форме (форма 2), которая имеет следующий вид:

Форма 2

Заполняется таможней копии лицензии

Особые отметки:

Данные сведения вносятся на основании представляемого владельцем лицензии в отдел таможни письменного заявления в произвольной форме, к которому должны быть приложены копии контрактов (договоров), в том числе, в случае необходимости договоров комиссии, а также других документов, позволяющих определить места нахождения отправителей (получателей) товара и количество товара, вывозимого (ввозимого) ими.

После заполнения оборотной стороны копии лицензии, для каждого таможенного поста, указанного на оборотной стороне (форма 2), должностное лицо отдела таможни делает копии лицевой стороны лицензии, заполняет листы исполнения лицензии подписывает их и заверяет личной номерной печатью. Форма листа исполнения представлена ниже:

Лист исполнения лицензии №___________________________
(наименование таможенного поста)
таможни
(наименование таможни)
Наименование товара и его код по ТН ВЭД
Количество оформляемого товара
внесено изменение
(вид изменения)
На основании
(номер и дата документа)
Номер ТД Количество товара по ТД и единица его измерения Дата выпуска товара Дата и номер письма с листами исполнения лицензии, направленного в таможню оригинала лицензии

Копии лицевой стороны лицензии и листы исполнения лицензии отдел таможни копии лицензии передает на таможенные посты или отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) для осуществления таможенного оформления товаров, ввозимых (вывозимых) по этой лицензии.

Копии лицензий и листы исполнения хранятся на таможенных постах (ОТО и ТК) в специальных папках по порядковым номерам.

В процессе таможенного оформления лицензируемого товара должностные лица таможенного поста (ОТОиТК) проверяют соответствие сведений, указанных в грузовых таможенных декларациях (ТД), сведениям, указанным в копии лицензии.

В случае выявления существенных несоответствий сведений, заявленных в ТД, сведениям, указанным в лицензии, товар выпуску не подлежит до внесения изменений в ТД в установленном порядке либо до внесения изменений в лицензию или до переоформления лицензии.

Таможенный пост (ОТОиТК) осуществляет выпуск товаров по лицензии, в пределах количества, указанного в листе исполнения лицензии.

При выпуске товара в счет лицензии должностное лицо таможенного поста (ОТО и ТК) указывает номер ТД, количество товара и дату выпуска товара в листе исполнения лицензии. Не позднее следующего рабочего дня после выпуска товара в отдел таможни копии лицензии должно быть направлено письменное извещение о произведенном выпуске товара в счет квоты, указанной в лицензии, по следующей форме:

На основании полученных извещений в отделе таможни копии лицензии заполняют Журнал регистрации копий лицензий и в течение суток письменно информируют таможню оригинала лицензии о выпуске товара в счет лицензии по приведенной выше форме.

Отдел таможни оригинала лицензии на основании таких извещений заполняет Журнал регистрации оригиналов лицензий и осуществляет оперативный контроль за исчерпанием квоты, указанной в лицензии.

Лицензируемые товары должны быть перемещены через таможенную границу Российской Федерации до истечения срока действия лицензии .

Соблюдение указанного условия подтверждается данными копии лицевой стороны оригинала лицензии, заверенной таможней оригинала лицензии и представляемой владельцем лицензии в таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска на границе, через которые осуществляется перемещение товаров в счет лицензии.

Особенности таможенного оформления квотируемых товаров

Порядок контроля за перемещением через таможенную границу лицензируемых товаров, на ввоз (вывоз) которых в соответствии с законодательством РФ или международными договорами РФ установлены количественные или стоимостные ограничения (квоты), аналогичен порядку контроля за перемещением через таможенную границу РФ лицензируемых товаров, за исключением следующего.

При заполнении грузовой таможенной декларации в графе 39 «Квота» указывается остаток выделенной квоты в единицах измерения или валюте, а также соответственно краткое наименование таких единиц измерения или валюты согласно полученной лицензии (разрешения) с учетом того, что декларируемые товары не учитываются при определении остатка квоты.

Система экспортного контроля в Российской Федерации

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области экспортного контроля осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле ».

Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Основные цели экспортного контроля:

· защита интересов Российской Федерации;

· реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

· создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:

-идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни) контролируемых товаров и технологий;

- разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;

- таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

- применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный законодательством России порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, или предпринявших попытку совершить такие действия.

Внутрифирменная система экспортного контроля

комплекс мер, добровольно осуществляемых предприятиями и организациями и направленных на то, чтобы экспорт материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации и услуг и принятие решений в этой области осуществлялись ответственно при неукоснительном соблюдении законодательства РФ

Основной целью создания внутрифирменной системы экспортного контроля является формирование на предприятии (в организации) механизма проверок для обеспечения легитимности внешнеторговых сделок с тем, чтобы содействовать более эффективному управлению внешнеэкономической деятельностью, облегчить выполнение процедур, связанных с получением экспортных лицензий, а также воспрепятствовать осуществлению передач материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации, в результате которых может быть нанесен ущерб государственным интересам РФ либо нарушены ее международные обязательства в области нераспространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия.

Объектами экспортного контроля, как правило, являются товары двойного назначения. Под товарами двойного назначения понимаются товары, которые используются в мирных целях, но могут использоваться при создании оружия массового поражения и ракетных средств его доставки.

К числу товаров двойного назначения относятся:

отдельные виды сырья, материалы, оборудование, технологии и научно-техническая информация, которые могут быть применимы при создании вооружения и военной техники;

оборудование, материалы и технологии, применяющиеся при создании ракетного оружия;

оборудование, материалы двойного использования и соответствующие технологии, применяемые в ядерных целях;

химикаты, оборудование и технологии, которые имеют мирное назначение, но могут использоваться при создании химического оружия;

возбудители заболеваний, (патогены) человека, животных и растений, генетически измененные формы микроорганизмов, токсинов, оборудование и технологии, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия.

В системе организации экспортного контроля важное значение отводится контролю исполнения гарантий по использованию импортируемых и экспортируемых товаров двойного применения. В настоящее время действует Положение о контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях.

Данное Положение предусматривает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного реэкспорта из РФ товаров (услуг) двойного применения, импортированных в РФ с предоставлением гарантий использования в заявленных целях. В нем определяется порядок оформления обязательств российских организаций и предприятий по использованию товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях, осуществления государственного контроля за их выполнением, а также контроля за выполнением иностранными импортерами своих обязательств по гарантиям использования товаров (услуг) двойного применения, приобретенных в РФ.

На товары (услуги) двойного применения, импортированные в Россию в соответствии с Положением, распространяется установленный в РФ режим экспортного контроля. Они не могут быть реэкспортированы в третьи страны иначе как в порядке, определенном для экспорта российских товаров (услуг) двойного применения, и при наличии письменного согласия иностранного экспортера на их реэкспорт, в случае если такое условие предусмотрено контрактом (договором).

Для оформления обязательств по использованию импортируемых в РФ товаров (услуг) двойного применения на территории России вводятся в действие следующие документы:

Заявление на выдачу импортного сертификата;

Российский импортный сертификат;

Сертификат подтверждения доставки;

Сертификат конечного пользователя.

Указанные документы определяют следующие обязательства российских импортеров и потребителей товаров (услуг) двойного применения:

а) импортировать товары (услуги) двойного применения только в РФ, а в случае, если они не будут импортированы в Россию, не направлять их в другое место назначения;

б) не применять эти товары (услуги) в незаявленных целях;

в) не передавать указанные товары (услуги) какому-либо другому субъекту хозяйственной деятельности на территории России и не реэкспортировать в третьи страны без разрешения Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

Российский импортный сертификат и сертификат подтверждения доставки выдаются российскому импортеру в случае, если государственные органы страны - экспортера требуют предоставления таких документов.

Оформление и выдача российского импортного сертификата производится Федеральной службой по техническому и экспортному контролю на основании заявления на выдачу импортного сертификата, представляемого российским импортером. Импортный сертификат выдается на один вид продукции по ТН ВЭД России независимо от количества наименований продукции, включенной в контракт в срок не более 15 дней с даты поступления заявления на выдачу импортного сертификата.

Оформление и выдача сертификата подтверждения доставки производится таможенным органом РФ, проводящим таможенное оформление импортируемых товаров (услуг) двойного применения, по запросу российского импортера при предъявлении им российского импортного сертификата. Запрос на выдачу сертификата подтверждения доставки должен быть представлен в таможенный орган не позднее 10 дней с даты таможенного оформления товаров (услуг) двойного применения.

Сертификат конечного пользователя оформляется в случае, если иностранный экспортер требует предоставления такого документа, или при необходимости передачи импортированных товаров (услуг) двойного применения другому субъекту хозяйственной деятельности на территории РФ.

В случаях, предусмотренных решениями Правительства РФ, определяющими порядок экспорта товаров (услуг) двойного применения, российский экспортер при заключении с иностранным импортером контракта вносит в него положение о праве экспортера на осуществление проверок использования экспортированных товаров (услуг) двойного применения на соответствие указанным в контракте целям.

Проверка осуществляется на месте установки и (или) использования экспортированных товаров (услуг) двойного применения комиссией в составе представителей организации (предприятия), являющейся экспортером организации (предприятия), являющейся изготовителем, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Запрос на проведение проверки направляется через Министерство иностранных дел Российской Федерации.

Таможенное оформление и таможенный контроль товаров, являющихся объектами экспортного контроля

Списки товаров, подпадающих под экспортный контроль, утверждаются Указами Президента РФ по представлению Правительства РФ.

Внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на которые распространяется экспортный контроль, подлежат государственной экспертизе. Такая экспертиза производится на основании административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности: Приказ ФСТЭК России № 79 от 4 апреля 2008 года "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности".

Результаты государственной экспертизы оформляются в виде заключения, которое служит основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии или разрешения на проведение внешнеэкономических операций.

Заключения выдаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) на основании письменных обращений участников внешнеэкономической деятельности с приложением следующих документов:

а) сопроводительного письма, подписанного руководителем организации или его заместителем, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом и содержащего информацию о наименованиях, целях, месте (стране) использования, конечном пользователе продукции (если такие данные известны), а также о таможенном органе, в котором будет производиться таможенное оформление;

б) направления таможенного органа (при его наличии);

в) копии договора (контракта, соглашения) с приложениями, на основании которого осуществляется внешнеэкономическая операция (с указанием даты выдачи копии и места нахождения оригинала);

г) сведений об изготовителе (разработчике) продукции;

д) документов, содержащих полные сведения о продукции (техническое описание с указанием параметров (характеристик), данные об используемых конструктивных материалах, паспорт, технические условия, чертежи общего вида, сборочные, отдельных узлов и т.п.);

е) копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;

ж) копии документа, удостоверяющего личность и содержащего сведения о фамилии, имени, отчестве, месте жительства - для физического лица, а в случае, если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, то дополнительно - копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

з) документов, содержащих данные о том, является ли вывозимая (передаваемая) иностранному лицу продукция носителем сведений, составляющих государственную тайну.

Документы на иностранных языках представляются с переводом на русский язык. Документы прошиваются и пронумеровываются, о чем на обороте последнего листа делается соответствующая запись.

Поступившие в ФСТЭК России документы регистрируются в соответствии с правилами делопроизводства и передаются в управление экспортного контроля ФСТЭК России для подготовки заключения.

На основании технической справки составляется заключение , в котором содержатся выводы о применении (неприменении) мер нетарифного регулирования. Заключение оформляется в виде письма , один экземпляр которого направляется в адрес участника внешнеэкономической деятельности, а второй - в адрес таможенного органа, в котором будет производиться таможенное оформление.

Заключение подписывается директором ФСТЭК России либо уполномоченным им должностным лицом и заверяется печатью ФСТЭК России.

Обращения о выдаче заключений рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в ФСТЭК России необходимых документов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" выдача лицензий и иных предусмотренных законодательством России разрешительных документов на ввоз и вывоз продукции, в отношении которой установлен экспортный контроль, российских импортных сертификатов и заключений о применении мер нетарифного регулирования (в пределах своей компетенции) осуществляется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

Приказом ГТК России от 26.12.2003 № 1545 утверждена «Инструкция о порядке проведения должностными лицами таможенных органов проверки заявленных сведений и принятия решений в отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие законодательства РФ в области экспортного контроля». На основании данной инструкции:

Признаками контролируемых товаров являются:

а) Общие признаки:

Соответствие классификационного кода ТН ВЭД декларируемого товара коду ТН ВЭД, указанному в графе "Код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности" контрольных списков;

Наличие на материальных носителях, классифицируемых в товарных позициях 4901100000, 4901990000, 4906000000, 4911918000, 4911990000, 8471300000, 847141, 847149, 847150, 847170, 852320, 8524 (кроме 8524100000), технической информации в виде программного обеспечения, научно-технических отчетов, чертежей, схем, диаграмм, моделей, формул, технических проектов и спецификаций, справочных материалов, инструкций и других технических документов;

б) Частные признаки:

Соответствие наименования декларируемого товара общетехническому наименованию*, указанному в графе "Наименование" контрольных списков;

* Общетехническое наименование - наименование группы изделий, однородных по общим принципам конструирования или функциональному назначению. Например, лазеры различных модификаций относятся, несмотря на свои конструктивные различия, к группе лазеров, станки различного назначения и принципа действия - к группе станков и т.д.

Пригодность декларируемого товара для целей создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (по данным специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля).

Принадлежность товаров к контролируемым товарам определяется соответствием их технических параметров и описания товарам, указанным в графе "Наименование" контрольных списков. Коды ТН ВЭД, приведенные в контрольных списках, носят справочный характер, используются для вспомогательных целей и не являются подтверждением принадлежности декларируемого товара к контролируемым товарам.

При обнаружении у декларируемого товара признаков контролируемого товара уполномоченное должностное лицо таможенного органа проверяет наличие одного из следующих документов, подтверждающих заявленные сведения о товаре:

а) лицензии специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля;

б) заключения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля, подтверждающего правомерность осуществления безлицензионного вывоза контролируемых товаров;

г) заключения организации, получившей в соответствии с установленным Правительством РФ порядком специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров, либо специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля о непринадлежности декларируемого товара к объектам экспортного контроля.

В Санкт-Петербурге такой организацией является ЗАО "Центр проектов развития промышленности" - по всей номенклатуре продукции, включенной в списки контролируемых товаров и технологий и утвержденных указами Президента Российской Федерации.

Основные требования к документам при получении заключений:

документы, содержащие технические (паспортные) характеристики товара и техническое описание товара (описание технологии), эксплуатационные инструкции персоналу, - изданы по форме, установленной непосредственным товаропроизводителем, имеют необходимые подписи и печати;

паспортные технические характеристики в основном указываются в технических паспортах, формулярах, сертификатах качества, этикетках, актах испытаний и других документах, оформляемых, как правило, службой технического контроля (ОТК) непосредственного изготовителя (товаропроизводителя);

Цена услуги по лицензированию: от 140 000 рублей (оплата производится поэтапно на основании договора на оказание услуг).

Срок получения лицензии ФСТЭК на импорт-экспорт: 45 рабочих дней с момента сдачи документов в лицензирующий орган.

Срок действия лицензии: 1 год.

Госпошлина: 2 600 рублей.

Органы, осуществляющие лицензирование деятельности по защите государственной тайны : Федеральная служба технического и экспортного контроля.

Кому нужна лицензия ФСТЭК?

Лицензия ФСТЭК может потребоваться лишь в случае передвижения товара из списка за пределы России, когда товары передаются в пользование иностранным гражданам. Если есть необходимость в представлении товара для презентации или для выставочных мероприятий, то лицензия заменяется разрешением экспортной комиссии.
Продукты, прописанные в списках, при импортировании (в некоторых случаях) также требуется лицензировать. Обязательной лицензия является для списка товаров химикалий и технологий, которые прикреплены к списку N 1082, к некоторым позициям из списков N 1005, 580, 36 и 202. Для товаров из списка N 1083, при импорте лицензия ФСТЭК необязательна.

Наши услуги "Лицензия ФСТЭК на импорт-экспорт" включают в себя:

    консультацию специалиста по вопросу получения лицензии и перечню документов, которые необходимо собрать.

    юридическую экспертизу представленных Клиентом документов на соответствие лицензионным требованиям.

    подготовку пакета документов, необходимых для получения лицензии (заявление, приказы, формы бланков и пр.).

    сдачу подписанного соискателем лицензии пакета документов в лицензирующий орган.

    получение документа, подтверждающего принятие на рассмотрение пакета документов.

    контроль прохождения лицензионных процедур, взаимодействие с лицензирующим органом при проверке соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и выездной проверке (в случае необходимости).

    помощь в устранении замечаний экспертов (в случае их наличия).

    получение лицензии и передача её Клиенту.

В результате наших услуг Вы получите осуществлять импорт-экспорт товаров, запрещенных указом президента для свободной транспортировки .

Документы Клиента, необходимые для получения лицензии ФСТЭК:

Документы Клиента, необходимые для получения лицензии на шифрование:

1. Копия устава.

2. Копия свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице.

3. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

4. Копии документов на помещения (договор аренды и др.) .

5. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.

Что необходимо сделать для получения лицензии ФСТЭК на импорт-экспорт:

1. Заключить с нами договор на получение лицензии ФСТЭК на импорт-экспорт.

2. Передать нам документы, необходимые для предоставления услуги.

Внешнеторговая деятельность неразрывно связана с применением мер нетарифного регулирования к ряду перемещаемых товаров. В соответствии с положениями Договора о ЕАЭС <1> одна из вышеуказанных мер — разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров. Для его реализации вводится лицензирование или применяются иные административные меры регулирования внешнеторговой деятельности. Это предполагает необходимость получить заключение (разрешительный документ) в уполномоченном органе.

Шаг 1. Проверяем, нужно ли получить разрешение (лицензию) на ввоз (вывоз) товаров

Чтобы составить алгоритм реализации проекта, связанного с ввозом (вывозом) товаров, участнику внешнеторговой деятельности в первую очередь необходимо выяснить:

— требуется ли получить документы, касающиеся применения разрешительного порядка ввоза и (или) вывоза, в частности лицензии;

— порядок получения таких документов.

Перечень товаров, в отношении которых действует разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с этой территории, включает 20 категорий (например, опасные отходы) <2> .

Вышеупомянутый Договор о ЕАЭС допускает введение временных мер нетарифного регулирования, в том числе в форме разрешительного порядка ввоза и (или) вывоза товаров. Его государство-член может устанавливать в одностороннем порядке. В Беларуси такой разрешительный порядок устанавливает Совмин на срок до шести месяцев. В частности, в отношении:

— отдельных видов изделий из гипса (при импорте);

— льноволокна (при экспорте);

— отдельных видов лесоматериалов (при экспорте);

— регенерируемых бумаги или картона (макулатуры и отходов) (при экспорте).

Лицензии на экспорт и (или) импорт товаров выдают уполномоченные органы государств — членов ЕАЭС. В Беларуси это МАРТ <3> . Причем лицензии, выданные уполномоченным органом одного государства-члена, признают все другие государства-члены.

В ряде случаев, прежде чем обратиться за лицензией, необходимо учесть:

— целевое назначение ввозимых товаров (например, в ЕАЭС запрещается ввозить опасные отходы для захоронения и обезвреживания);

— участвует ли государство ввоза (вывоза) товаров в Базельской конвенции <4> . Это положение касается ввоза (вывоза) опасных отходов. Исключение составляет случай, когда государство — участник Базельской конвенции и государство, которое не является ее стороной, заключили международный договор о трансграничном перемещении опасных отходов;

— подписали ли государства ввоза (вывоза) товаров Монреальский протокол <5> . Исключение составляют государства, которые соответствуют требованиям, установленным п. 8 ст. 4 Монреальского протокола. Это положение касается ввоза (вывоза) озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.

Шаг 2. Определяем необходимость согласовать ввоз (вывоз) с госорганом или организацией

По ряду товаров лицензии выдаются по согласованию с республиканскими органами госуправления и иными организациями, например Минприроды, Минпромом, Минсельхозпродом, Минкультуры, Минфином, Минздравом, РУП «БелГИЭ», КГБ, Минюстом, МЧС, концернами «Беллегпром» и «Беллесбумпром», Минстройархитектуры. Перечень таких товаров определяют постановления Совмина <6> .

— проставление на заявлении на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт товаров подписи уполномоченного лица и оттиска печати уполномоченных республиканского органа госуправления или иной организации;

— выдачу заключения (разрешительного документа), в строке «Дополнительная информация» которого делается запись «Заключение (разрешительный документ) выдано для получения лицензии».

Если получить заключение (разрешительный документ) необходимо до обращения в МАРТ, следует обратиться в республиканский орган госуправления и (или) иную организацию.

Шаг 3. Выбираем вид лицензии

Можно получить лицензию:

— разовую;

— генеральную;

— исключительную.

Разовая лицензия выдается участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предмет которой — лицензируемые товары. Такая лицензия предоставляет право на их экспорт и (или) импорт в определенном количестве.

Генеральная лицензия предоставляет участнику внешнеторговой деятельности право экспортировать и (или) импортировать отдельный вид лицензируемых товаров в определенном количестве.

Генеральная лицензия выдается в случае:

— экспорта и (или) импорта товаров в пределах установленных квот;

— экспорта лицензируемых товаров собственного производства;

— импорта лицензируемых товаров для обеспечения собственного производства;

— в иных случаях по решению Совмина, согласованному с Президентом (в настоящее время не определяются) <7> .

Исключительная лицензия предоставляет участнику внешнеторговой деятельности исключительное право экспортировать и (или) импортировать отдельный вид товаров. Выдается в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз (вывоз), установленные государствами — членами ЕАЭС.

Шаг 4. Назначаем лицо, уполномоченное подать документы, получить лицензию

Законодательство допускает два варианта. Подать в МАРТ документы может:

— непосредственно участник внешнеторговой деятельности (заявитель);

— представитель заявителя, имеющий письменное подтверждение полномочий.

Шаг 5. Уплачиваем госпошлину

Госпошлина за выдачу разовой лицензии составит 5 базовых величин, за выдачу генеральной — 10 базовых величин.

Шаг 6. Готовим пакет документов

Чтобы получить лицензию, заявитель или его представитель должны представить в МАРТ и зарегистрировать:

1) заявление о выдаче лицензии <8> ;

2) электронную копию заявления о выдаче лицензии;

3) копии внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), при отсутствии внешнеторгового договора (контракта) — копию иного документа, подтверждающего намерения сторон (например, предварительное соглашение);

4) копию документа о постановке на учет в налоговом органе или о госрегистрации (например, свидетельство о госрегистрации коммерческой организации);

5) копию лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности или сведения о наличии такой лицензии, если вид деятельности связан с оборотом товаров, лицензируемых на таможенной территории ЕАЭС (например, относится к лицензируемой деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов);

6) заключение (разрешительный документ) (при необходимости);

7) документ, подтверждающий уплату госпошлины. Это платежное поручение с подписью ответственного исполнителя, датой исполнения и штампом банка-отправителя. Представления электронной копии платежного поручения Налоговый кодекс не предусматривает;

8) иные документы (сведения) (например, при ввозе опасных отходов необходимо внести в бюджет денежный залог <9> ).

Обратите внимание
Каждый лист копий необходимо заверить подписью и печатью заявителя либо прошить копии документов и заверить подписью и печатью их последние листы.

Шаг 7. Получаем лицензию

Лицензию должны выдать в течение 15 дней с даты подачи документов. Однако при экспорте и (или) импорте:

— органов человека срок выдачи составит 1 день;

— тканей человека, крови и ее компонентов — 3 дня.

Срок действия лицензии не может превышать 1 год с даты начала ее действия.

На заметку
Срок действия разовой лицензии может ограничиваться сроком действия внешнеторгового контракта или документа, на основании которого выдавалась лицензия. Например, разовая лицензия действует с 10 января 2017 г. Срок действия внешнеторгового контракта — до 30 апреля 2017 г. Следовательно, действие разовой лицензии закончится 30 апреля 2017 г.

Для перемещения через таможенную границу ряда товаров, в отношении которых применяется разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза, достаточно получить заключение (разрешительный документ) уполномоченного органа.

Критерием в данном случае будет таможенная процедура, под которую помещается товар. Например, при ввозе опасных отходов и помещении их под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления таможенному органу достаточно представить заключение (разрешительный документ).

Вместо резюме
На уровне национального законодательства, помимо требования получить лицензию, могут устанавливаться ограничения по лицам, имеющим право ввозить либо вывозить те либо иные товары. Например, вывозить из Беларуси лом и отходы черных и цветных металлов может ГО «Белвтормет» и входящие в его состав юридические лица. И только в случаях, определяемых Совмином по согласованию с Президентом, — другие юридические лица <10> .

Введение


Лицензирование экспорта и импорта как инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности имеет свои особенности. Специальное разрешение здесь необходимо не для осуществления самой деятельности, связанной с ввозом или вывозом товаров, а для экспорта или импорта отдельных видов товаров, перечень которых обусловлен экономическими интересами государства.

Инициатором введения лицензирования выступила Франция в 1931 году, несмотря на то, что лицензирование толкуется в международной практике, как временная мера, она отличается большим разнообразием.

Целью настоящей работы является всестороннее рассмотрение и изучение порядка выдачи экспортных и импортных лицензий в странах ТС.

Для достижения указанной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:

рассмотреть законодательно-правовые основы порядка выдачи экспортных и импортных лицензий в странах ТС;

изучить сам порядок выдачи экспортных и импортных лицензий в странах ТС;

проанализировать статистические данные о порядке выдачи экспортных и импортных лицензий в странах ТС.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе выдачи экспортных и импортных лицензий в странах ТС.

Предметом настоящего исследования являются непосредственно нормы таможенного права о порядке выдачи экспортных и импортных лицензий в странах ТС.

лицензия импортный экспортный орган

1. Законодательно-правовые основы порядка выдачи экспортных и импортных лицензий в странах ТС


В целях положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами (утв. постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. №364) (с изменениями от 14 февраля 2009 г.) под лицензированием понимается административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Перечни лицензируемых товаров утверждены Решением межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.209 №19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» и Решение Комиссии Таможенного Союза ЕврАЗэС от 27 ноября 2009 года №132 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

В соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами (Ратифицировано Федеральным законом РФ от 28 ноября 2009 года №300-ФЗ) прописаны условия и порядок выдачи лицензии.

Так же в письме от 14 апреля 2009 г. №14-57/16272 «О лицензировании товаров» говорится, что в большинстве случаев лицензия выдается на основании разрешения соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором также присутствуют не только количественные, но и стоимостные показатели.


2. Лицензирование экспорта и импорта в мировой практике и в РФ


.1 Лицензирование экспорта и импорта в мировой практике


Введение в большинстве государств систем лицензирования внешнеэкономической деятельности опирается на международные правовые акты, важнейшим из которых является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г. Позднее в рамках ГАТТ были подписаны некоторые другие договоры.

К основным способам размещения лицензий можно отнести: открытый конкурс - когда лицензию получает фирма, предложившая максимальную цену, система явных предпочтений, при которой государство закрепляет лицензии за наиболее авторитетными в данной отрасли компаниями, затратный метод, означающий передачу лицензий предприятиям, обладающим в сравнении с конкурентами большими производственными мощностями и другими ресурсами.

Вполне понятно, что самым предпочтительным из всех является первый их указанных способов, исключающий коррупцию и кумовство.

Лицензирование экспортно-импортных операций среди стран - членов ЕС достигает уровня 5-6% от товарооборота (своеобразным «лидером» по лицензированию выступает Франция).

Франция является инициатором в 1933 году введения лицензирования.

Список лицензируемых товаров в промышленно-развитых европейских государствах включает несколько десятков товарных позиций, каждая из которых представлена списком соответствующих товаров.

Основные виды лицензий, применяемые в мировой практике:

Генеральная лицензия - это постоянно дающее разрешение любому лицу (фирме) на право импорта / экспорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема, статистики. Генеральная лицензия со списками товаров и стран регулярно публикуются в официальных изданиях.

Индивидуальная лицензия - разовое разрешение на одну торговую операцию, с конкретным видом товаров. В ней указываются сведения о ее получателе, количестве, стоимости, страны происхождения товаров. Она является именной, не может передаваться другому лицу, имеет ограниченный срок действия (до 1 года).

Автоматическая лицензия - лицензия предусматривающая упрощение процесса выдачи: экспортер (импортер), продавая заявку на лицензию, автоматически получает разрешение на ввоз / вывоз товаров. С помощью этих лицензий государство имеет возможность осуществлять надзор за экспортными / импортными потоками.

Неавтоматическая лицензия - лицензия предусматривающая получение разрешения на экспорт / импорт в качестве предварительного, не оговоренного конкретного условия. Такие лицензии свободно не предоставляются, используются для ограничения экспорта / импорта в тех случаях, когда квоты заранее установлены, то есть уполномоченные государственные органы будут выдавать лицензии до тех пор, пока не будет исчерпана «неофициальная квота».


2.2 Лицензирование экспорта и импорта в РФ


Единый механизм лицензирования в сфере внешней торговли товаров был введен на территории РФ в ноябре 1992 года. В России практика лицензирования получила распространение 90-е гг. в связи с созданием институтов спецэкспортеров и уполномоченных для ведения ВЭД компаний (например, банков). Перечень товаров, операции с которыми требуют лицензирования, включает, прежде всего, квотируемую продукцию, предназначенную на экспорт, а также некоторые специфические группы, как-то: ресурсы и товары стратегического назначения, лекарственные препараты, детский ассортимент и т.д.

Основными задачами лицензирования в странах Таможенного Союза являются :

регулирование экспорта материальных ресурсов, защита внутреннего рынка от бесконтрольного вывоза сырьевых товаров;

ограничение на ввоз в РФ отдельных видов товаров.

Лицензирование в сфере внешней торговли товаров устанавливается в следующих случаях:

введение временных количественных ограничений экспорта / импорта отдельных видов товаров (после распределения квоты, победителю выдается документ, на основании которого он может оформить лицензию, то есть все квотируемые товары перемещаются через таможенную границу Таможенного Союза по лицензиям);

реализация разрешительного порядка экспорта / импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, государственное и муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь, здоровье животных и растений;

предоставление исключительного права на экспорт / импорт отдельных видов товаров;

Основанием для выполнения экспорта / импорта отдельных видов товаров, в перечисленных выше случаях является экспортная(импортная) лицензия. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенным органом Таможенного Союза.

Порядок лицензирования распространяется на всех участников внешнеэкономической деятельности, независимо от формы собственности, места регистрации, положения на рынке. Лицензия оформляется на один вид товаров, в соответствии с его кодом по ТНВЭД Таможенного Союза, независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт.

В Российской Федерации выдаются следующие виды лицензий:

Разовая лицензия (на один контракт) - лицензия, выдаваемая участником внешнеэкономической деятельности, на основании внешнеторговой сделки (на основании одного контракта), предметом которой является лицензируемый товар, предоставляющая право на экспорт / импорт этого товара в определённом количестве, с определенным в контракте покупателем (продавцом). Период действия разовой лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии. Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, действие лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота.

Генеральная лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения стороны (правительство РФ), представляемая право на экспорт / импорт отдельного вида лицензируемого товара, в определенном количестве, без определения конкретного продавца (покупателя товаров). Срок действия генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота, если иное не оговорено Решение комиссии Таможенного Союза.

Исключительная лицензия - лицензия, предоставляющая право на экспорт / импорт отдельного вида товара. Срок действия исключительной лицензии устанавливается решением комиссии Таможенного союза в каждом конкретном случае. Выдача генеральных и исключительных лицензий осуществляется в случаях, предусмотренных Решением комиссии Таможенного Союза.


2.3 Лицензирующие органы


Министерство промышленности и торговли России (МПТ) и его территориальные органы осуществляют выдачу лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Структурным подразделением Министерства, ответственным за исполнение государственной функции, является Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Министерство и его территориальные органы выдают участникам внешнеторговой деятельности разовые лицензии, генеральные лицензии, исключительные лицензии.

Лицензии и другие разрешительные документы на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров могут быть выданы участникам внешнеторговой деятельности, имеющим право на их получение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии, принимается в срок до 20 дней со дня регистрации документов.

МПТ выдает лицензии на все товары, кроме продукции военного назначения и товары, являющиеся объектами экспортного контроля.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России является федеральным органом исполнительной власти России, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам:

обеспечения безопасности (некриптографическими методами) информации в системах информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, оказывающих существенное влияние на безопасность государства в информационной сфере, в том числе в функционирующих в составе критически важных объектов Российской Федерации информационных системах и телекоммуникационных сетях, деструктивные информационные воздействия на которые могут привести к значительным негативным последствиям;

противодействия иностранным техническим разведкам на территории Российской Федерации;

обеспечения защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом, предотвращения её утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию в целях её добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней на территории Российской Федерации;

защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

осуществления экспортного контроля.

ФСТЭК выдает лицензии на товары, являющиеся объектами экспортного контроля.

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Основными задачами ФСВТС России являются:

осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в области военно-технического сотрудничества;

участие в разработке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти государственной политики в области военно-технического сотрудничества и внесение в установленном порядке соответствующих предложений Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Минобороны России;

обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти реализации основных направлений государственной политики в области военно-технического сотрудничества, определяемых Президентом Российской Федерации;

осуществление в соответствии со своей компетенцией во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти государственного регулирования в области военно-технического сотрудничества.

ФСВТС выдает лицензии на продукцию военного назначения.


3. Порядок получения экспортных и импортных лицензий в странах ТС


.1 Порядок оформления экспортных и импортных лицензий в странах ТС


Порядок лицензирования экспортных / импортных товаров распространяется на всех участников внешнеторговой деятельности, независимо от формы собственности, места регистрации, положения на рынке. Перечень лицензируемых товаров устанавливается Законодательством Таможенного Союза.

Для получения лицензии на экспорт / импорт товаров из числа лицензируемых участник внешнеторговой деятельности, до фактического перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Таможенного Союза должен:

получить лицензию от соответствующих органов и властей на осуществление вида деятельности;

подать для оформления лицензий в лицензионный орган непосредственно или уполномоченному этих органов регионов;

получить оригинал лицензии на экспорт / импорт товаров, зарегистрировать его в таможенном органе по месту нахождения (проживания) заявителя.

Для оформления лицензии на экспорт / импорт товаров из числа лицензируемых участником внешнеторговой деятельности предоставляется в лицензирующий орган следующие документы:

заявление о выдаче лицензии на бланке установленной формы, заполненное и оформленное в соответствии с инструкцией, приведенной в Соглашение от 9 июля 2009 года «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли»;

копия внешнеторгового контракта, приложение, дополнительное к нему (для разовой лицензии), а при отсутствии такового - копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;

копия документа о постановке на учет в налоговый орган;

копия лицензии на осуществление лицензионного вида деятельности, если такой документ требуется по Законодательству Таможенного Союза;

выписка для победителя из протокола комиссии МПТ по организации (проведении) конкурсов по продаже экспортных / импортных квот (сертификатов) победителя аукциона, являющиеся основанием для оформления лицензии;

иные документы, если они определены Решением комиссии Таможенного Союза, на основании которого введено лицензирование данного товара. То есть в этом документе, для каждой категории лицензируемых товаров приведен перечень документов, необходимых для оформления лицензии.

Каждый лист, представленных копий документов должен быть заверен подписью, печатью заявителя. Копии документов должны быть прошиты и заверены подписью, печатью заявителя. Заявление подлежит регистрации в лицензирующем органе с присвоением 13-тизначного номера.


3.2 Порядок и условия выдачи лицензий


Лицензирующий орган принимает решение по выдаче лицензии/об отказе в ее выдачи на основании переработки предоставленных заявителем документов в течении 15 рабочих дней со дня подачи документов.

Представленные заявителем документы подлежат регистрации в уполномоченном органе.

Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (лицензионного сбора) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства Стороны, взимаемой за выдачу лицензии.

В случаях, предусмотренных Решением Комиссии, заявление до представления в уполномоченный орган направляется заявителем на согласование в соответствующий орган исполнительной власти государства Стороны, определенный Стороной на основании решения Комиссии.

В случае отказа в выдаче лицензии основанием является:

наличие неполных или недостоверных сведений в документах, представляемых заявителем для получения лицензии;

несоблюдение требований, предусмотренных статьями 3 и 5 настоящего Соглашения;

прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для выдачи лицензии;

нарушение международных обязательств государств. Сторон, которое может наступить вследствие исполнения договора (контракта), для реализации которого запрашивается лицензия;

исчерпание квоты (в случае оформления лицензии на квотируемые товары).

Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и представляется заявителю в письменной форме.

Уполномоченный орган оформляет оригинал лицензии, который выдается заявителю. Заявитель до таможенного оформления товаров представляет оригинал лицензии в соответствующий таможенный орган, который при постановке лицензии на контроль выдает заявителю ее копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров таможенными органами государств сторон.

Внесение изменений в выданные лицензии не допускается, в том числе по причинам технического характера.

В случае если внесены изменения в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменены паспортные данные заявителя, являющегося физическим лицом, заявитель обязан обратиться с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения.

В случае утраты лицензии уполномоченный орган выдает по письменному обращению заявителя и уплаты государственной пошлины (лицензионного сбора) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства Стороны дубликат лицензии, оформляемый аналогично оригиналу и содержащий запись «Дубликат».

Обращение, в котором разъясняются причины и обстоятельства утраты лицензии, составляется в произвольной форме.

Дубликат лицензии выдается уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня подачи обращения.

Владельцы генеральных и исключительных лицензий обязаны ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в уполномоченный орган отчет о ходе исполнения лицензии.

Владельцы разовых лицензий в течение 15 дней по истечении срока действия лицензии обязаны представлять в уполномоченный орган справку об исполнении лицензии.

При снятии лицензии с контроля соответствующий таможенный орган государства Стороны выдает заявителю на основании его письменного обращения справку об исполнении лицензии в течение 5 рабочих дней.

Форма и порядок выдачи справки определяются Комиссией.

3.3 Прекращение или приостановление действия выданной лицензии


Уполномоченный орган вправе принять решение о прекращении или приостановлении действия лицензии в следующих случаях:

письменное обращение заявителя;

внесение изменений в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменение паспортных данных заявителя, являющегося физическим лицом;

выявление недостоверных сведений в документах, представленных заявителем в целях получения лицензии;

прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, на основании которых была выдана лицензия;

исполнение договора (контракта), на основании которого выдана лицензия, нарушает международные обязательства государств сторон;

отзыв лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование;

выявление допущенных при выдаче лицензии нарушений, повлекших выдачу лицензии, которая при соблюдении установленного порядка не могла быть выдана;

несоблюдение владельцем лицензии установленных международными нормативными правовыми актами или нормативными правовыми актами государств сторон условий выдачи лицензии;

невыполнение владельцем генеральных и исключительных лицензий ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представления в уполномоченный орган отчет о ходе исполнения лицензии.

Действие лицензии приостанавливается с даты принятия уполномоченным органом решения об этом. Действие приостановленной лицензии может быть возобновлено уполномоченным органом после устранения причин, вызвавших приостановление ее действия. При этом приостановление действия лицензии не является основанием для ее продления.

Порядок приостановления или прекращения действия лицензии определяется Комиссией.


3.4 Порядок ведения федерального банка выданных лицензий


Федеральный банк выданных лицензий ведется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Уполномоченные Министерства промышленности и торговли в регионах ежегодно передают в Министерство промышленности и торговли информацию о выданных лицензиях. Сведения, содержащиеся в федеральном банке выданных лицензий, хранятся и обрабатываются в местах, недоступных для посторонних лиц. В условиях, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения и подделки информации.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и (или) его территориальные органы выдают указанные лицензии в следующих случаях:

введение временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров;

реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Федеральный банк выданных лицензий формируется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и содержит:

сведения о выданных лицензиях, включая следующую информацию:

наименование, организационно-правовая форма и юридический адрес - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика;

вид, номер и срок действия лицензии;

номер договора, оформившего внешнеторговую сделку, и дата его подписания;

наименование иностранного лица (покупателя или продавца) и его юридический адрес;

наименование товара с указанием кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации;

количество товара и его статистическая стоимость;

сведения о приостановлении действия лицензии или об ее аннулировании;

сведения о ходе исполнения разовых лицензий.

Формирование федерального банка выданных лицензий осуществляется на основании сведений, имеющихся в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и (или) полученных от его территориальных органов в виде электронных копий лицензий через специализированное программное обеспечение с функциями информационного обмена.

Сведения, содержащиеся в федеральном банке выданных лицензий, хранятся и обрабатываются в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения и подделки информации. В целях предотвращения полной утраты указанных сведений Министерством промышленности и торговли Российской Федерации формируются резервные копии таких сведений на электронных носителях, которые должны храниться в местах, исключающих их утрату одновременно с оригиналами.

Сведения, содержащиеся в федеральном банке выданных лицензий, предоставляются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления бесплатно, с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Срок предоставления указанных сведений не может превышать 5 дней со дня поступления соответствующего запроса.


4. Статистика порядка выдачи экспортных и импортных лицензий в странах ТС


Статистика в мировой практике

Согласно официальным данным, в период с 1 июля 2009 по 2 февраля 2010 года Зерновой комитет Еврокомиссии выдал лицензии на экспорт 12,7 млн тонн, что на 32% уступает показателю аналогичного периода минувшего сезона - 18,7 млн тонн, передает «АПК-Информ» .

Из указанного объема экспорт пшеницы (кроме дурума) составил 10,3 (12,6) млн. тонн, дурума - 515 (852) тыс. тонн, ячменя - 445 тыс. (3 млн.) тонн, кукурузы - 569 тыс. (1,1 млн.) тонн, ржи - 53 (61) тыс. тонн, овса - 109 (71) тыс. тонн.

Кроме того, за указанный период общий объем импортных лицензий составил 5,9 млн. тонн, что на 26% ниже прошлогоднего уровня - 8 млн. тонн, включая 2,5 (4,5) млн. тонн пшеницы (кроме дурума), 1,5 млн (570 тыс.) тонн дурума, 83 тыс. (207 тыс.) тонн ячменя, 1,8 (2,4 млн) тонн кукурузы, 53 (61) тыс. тонн ржи, 109 (71) тыс. тонн овса, 4 (256) тыс. тонн сорго.

С начала 2010/11 МГ (июль-июнь) объем лицензий на экспорт мягкой пшеницы из Евросоюза составил 16,4 млн. тонн, увеличившись по сравнению с показателем прошлого года (14,6 млн. тонн).

Начиная с 1 июля, Китай увеличил количество выданных экспортных лицензий на кокс. На 19 июля они составили 187 шт. на объем кокса в 628 тыс. т по сравнению с 79 шт. и 185 тыс. т кокса на прошлый год. В течение двух последних месяцев экспортные лицензии на кокс увеличились на фоне роста спроса на кокс. В мае выданные лицензии соответствовали объему кокса в 594 тыс. т, а в июне - 646 тыс. т. Как отмечают аналитики, в последние недели июля мировой рынок кокса начал свое оживление, что сразу же проявилось в росте экспортных поставок кокса и росте цен.

Заключение


Проведя всестороннее рассмотрение и изучение порядка выдачи экспортных и импортных лицензий, можно сделать следующие основополагающие выводы.

Лицензирование в сфере внешней торговли устанавливается в случаях, установленных в соответствии с Федеральным Законом №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и (или) его территориальные органы выдают участникам внешнеторговой деятельности три вида лицензий: разовая генеральная и исключительная лицензии.

Лицензирование осуществляется в случаях:

а) введение временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров;

б) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

в) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

г) выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

В заключении необходимо отметить, что само положение, когда свободные предприниматели получают выход на рынки, которые ранее контролировались исключительно государством, вызывает оптимизм. Государственное регулирование, без сомнения, необходимо, весь вопрос состоит в том, какие формы примет такое регулирование. Наивно было бы полагать, что функционирование столь важных отраслей экономики может обойтись безнепосредственного участия государства, да этого и не требуется. Однако, если ранее государство просто не разрешало какую-либо деятельность на таких рынках, то сейчас регулирование принимает цивилизованные формы - формы лицензирования, что принято во всем мире.

Такое положение вещей доказывает, что коренная перестройка экономики действительно происходит, а это скорее всего самое важное на данный момент.


Список литературы


Таможенный кодекс Таможенного союза

Решение Комиссии Таможенного Союза от 27 ноября 2009 года №132 «Единый перечень товаров, к которому применяются запреты и ограничения»

Решением межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.209 №19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»

Решение Комиссии Таможенного Союза ЕврАЗэС от 27 ноября 2009 года №132 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями от 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г., 3 ноября, 8 декабря 2010 г.)

Положение о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 №108)

Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. Рыбалкина В.Е. - М.: Юнити-Дана, 2000


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.