Значение имени феклуша в пьесе гроза. Образ, характер и характеристика Феклуши по пьесе Гроза (Островский А. Н.). Феклуша - характеристика персонажа

Кто такая Феклуша в пьесе «Гроза» Островского? На первый взгляд - вовсе неприметный персонаж, который ни прямо, ни косвенно не влияет на сюжет. Тогда возникает вопрос зачем вообще вводить такое действующее лицо. На самом деле у этого персонажа своя, очень значимая, функция. Характеристику Феклуши в пьесе «Гроза» можно начать со слова «странница».

Вообще, в русской литературе и культуре достаточно сильны мотивы странничества. Образы странников встречаются и у Пушкина, и у Достоевского, и у Горького. Нельзя отрицать, что образ странников связан с фольклорной традицией. В сказках можно найти множество примеров персонажей, которые путешествовали по миру, «странствовали». Странники являлись символом и носителем житейской мудрости, некой высшей истины, как, например, Лука в горьковской пьесе «На дне» или же странники-старцы из былин об Илье Муромце. У Островского в произведениях меняется полюс восприятия. Роль Феклуши в пьесе «Гроза» заключается в другом. Описания Феклуши в тексте нет. Но её внешность несложно представить. Странники, по обыкновению, люди средних лет или чуть старше. Часто они, за неимением другой одежды, были вынуждены одеваться в лохмотья.

Показательно имя персонажа - Феклуша. Несмотря на то что Феклуше примерно столько же лет, сколько Марфе Игнатьевне, если не больше. Детской формой имени автор хочет подчеркнуть вовсе не детскую непосредственность восприятия, а, опять-таки, как и в случае с Тихоном, инфантилизм, присущий этим действующим лицам. Эта женщина осталась на том уровне развития, на котором находятся маленькие дети. Но только эта черта скорее отрицательная. Островский вводит этого персонажа в комедию сразу после монолога Кулигина о «жестоких нравах» и ханжестве Кабанихи и перед появлением Марфы Игнатьевны.

«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» - такие слова говорит Феклуша другой женщине. Её слова слащавы и лживы. Она беззастенчиво врёт, поддерживая миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни. Благодаря этому персонажу видно насколько глубоко укоренились в сознании людей ложные принципы. То, что говорит Феклуша, нельзя назвать адекватным.

Примечателен эпизод разговора с Глашей, дворовой девкой дома Кабановых. Странница рассказывает о неправедности жизни. Она судит узко, ограничено. С её точки зрения другие религии и вероисповедания не правильны, потому что неправедны: «говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землёй правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой - салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный».

Её слова о московской суете и огненных машинах не только похожи на алогический бред, но и иллюстрируют необразованность, «тёмность» таких людей. Прогресс и просвещение для таких, как Феклуша, навсегда останутся грешным мраком. Кстати, в образе Феклуши автор показывает лицемерность в отношении религии. Дело в том, что издавна считалась, что помогать странникам праведно. Здесь же люди, имеющие изуродованные знания и понимание христианства, помогают и верят страннице с точно такими же суждениями.

Речевая характеристика Феклуши в «Грозе» также важна. Её реплики переполнена обращениями «милая», «сударь», «милая девушка», «ваша светлость». С одной стороны, это придаёт её речи гипнотическую напевность, с другой - доказывает пресмыкающийся характер Феклуши.

Феклуша в «Грозе» не влияет на развитие сюжета, но в этом персонаже Островский воплотил ещё одну грань «тёмного царства». Поддакивание и подчинение Кабанихи и ей подобным лишь укрепляет самодурство как явление, являясь поводом к его существованию.

Тест по произведению

Феклуша - странница. Странники, юродивые, блаженные - непременная примета купеческих домов - упоминаются Островским довольно часто, но всегда как внесценические персонажи. Наряду со странствовавшими по религиозным побуждениям (шли по обету поклониться святыням, собирали деньги на строительство и содержание храмов и т. п.) немало попадалось и просто праздных людей, живших за счет щедрот всегда помогавшего странникам населения. Это были люди, для которых вера была лишь предлогом, а рассуждения и рассказы о святынях и чудесах были предметом торговли, своеобразным товаром, которым они расплачивались за подаяние и приют.

Островский, не любивший суеверий и ханжеских проявлений религиозности, всегда упоминает о странниках и блаженных в иронических тонах, обычно для характеристики среды или кого-либо из персонажей (см. особенно «На всякого мудреца довольно простоты», сцены в доме Турусиной). На сцену такую типичную странницу Островский вывел один раз - в «Грозе», и небольшая по объему текста роль Ф. стала одной из самых знаменитых в русском комедийном репертуаре, а некоторые реплики Ф. вошли в обиходную речь.
Ф. не участвует в действии, не связана непосредственно с фабулой, но значение этого образа в пьесе весьма существенно. Во-первых (и это традиционно для Островского), она - важнейший персонаж для характеристики среды в целом и Кабанихи в частности, вообще для создания образа Калинова. Во-вторых, ее диалог с Кабанихой очень важен для понимания отношения Кабанихи к миру, для уяснения присущего ей трагического чувства крушения ее мира.
Впервые появляясь на сцене сразу после рассказа Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова и непосредственно перед выходом Ка-банихи, нещадно пилящей сопровождающих ее детей, со словами «Бла-а-лепие, милая, бла-а-ле-пие!», Ф. особо хвалит за щедрость дом Кабановых. Таким образом получает подкрепление характеристика, данная Кабанихе Кулигиным («Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»).
Следующий раз мы видим Ф. уже в доме Кабановых. В разговоре с девушкой Глашей она советует присматривать за убогой, «не стянула бы чего», и слышит в ответ раздраженную реплику: «Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете». Глаша, неоднократно высказывающая ясное понимание хорошо ей известных людей и обстоятельств, простодушно верит рассказам Ф. о странах, где люди с песьими головами «за неверность». Это подкрепляет впечатление, что Калинов являет собой замкнутый, ничего не ведающий о других землях мир. Впечатление это еще более усиливается, когда Ф. начинает рассказывать Кабановой о Москве и железной дороге. Разговор начинается с утверждения Ф., что настают «последние времена». Примета этого - повсеместная суета, спешка, погоня за скоростью. Паровоз Ф. называет «огненным змием», которого стали запрягать для скорости: «другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат». Наконец, она сообщает, что и «время-то стало в умаление приходить» и за наши грехи «все короче и короче делается». Апокалиптические рассуждения странницы сочувственно слушает Кабанова, из завершающей сцену реплики которой становится ясно, что она осознает надвигающуюся гибель своего мира.
Имя Ф. стало нарицательным для обозначения темной ханжи, под видом благочестивых рассуждений распространяющей всякие нелепые басни.

Кто такая Феклуша в пьесе «Гроза» Островского? На первый взгляд - вовсе неприметный персонаж, который ни прямо, ни косвенно не влияет на сюжет. Тогда возникает вопрос зачем вообще вводить такое действующее лицо. На самом деле у этого персонажа своя, очень значимая, функция. Характеристику Феклуши в пьесе «Гроза» можно начать со слова «странница».

Вообще, в русской литературе и культуре достаточно сильны мотивы странничества. Образы странников встречаются и у Пушкина, и у Достоевского, и у Горького. Нельзя отрицать, что образ странников связан с фольклорной традицией. В сказках можно найти множество примеров персонажей, которые путешествовали по миру, «странствовали». Странники являлись символом и носителем житейской мудрости, некой высшей истины, как, например, Лука в горьковской пьесе «На дне» или же странники-старцы из былин об Илье Муромце. У Островского в произведениях меняется полюс восприятия. Роль Феклуши в пьесе «Гроза» заключается в другом. Описания Феклуши в тексте нет. Но её внешность несложно представить. Странники, по обыкновению, люди средних лет или чуть старше. Часто они, за неимением другой одежды, были вынуждены одеваться в лохмотья.

Показательно имя персонажа - Феклуша. Несмотря на то что Феклуше примерно столько же лет, сколько Марфе Игнатьевне, если не больше. Детской формой имени автор хочет подчеркнуть вовсе не детскую непосредственность восприятия, а, опять-таки, как и в случае с Тихоном, инфантилизм, присущий этим действующим лицам. Эта женщина осталась на том уровне развития, на котором находятся маленькие дети. Но только эта черта скорее отрицательная. Островский вводит этого персонажа в комедию сразу после монолога Кулигина о «жестоких нравах» и ханжестве Кабанихи и перед появлением Марфы Игнатьевны.

«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» - такие слова говорит Феклуша другой женщине. Её слова слащавы и лживы. Она беззастенчиво врёт, поддерживая миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни. Благодаря этому персонажу видно насколько глубоко укоренились в сознании людей ложные принципы. То, что говорит Феклуша, нельзя назвать адекватным.

Примечателен эпизод разговора с Глашей, дворовой девкой дома Кабановых. Странница рассказывает о неправедности жизни. Она судит узко, ограничено. С её точки зрения другие религии и вероисповедания не правильны, потому что неправедны: «говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землёй правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой - салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный».

Её слова о московской суете и огненных машинах не только похожи на алогический бред, но и иллюстрируют необразованность, «тёмность» таких людей. Прогресс и просвещение для таких, как Феклуша, навсегда останутся грешным мраком. Кстати, в образе Феклуши автор показывает лицемерность в отношении религии. Дело в том, что издавна считалась, что помогать странникам праведно. Здесь же люди, имеющие изуродованные знания и понимание христианства, помогают и верят страннице с точно такими же суждениями.

Речевая характеристика Феклуши в «Грозе» также важна. Её реплики переполнена обращениями «милая», «сударь», «милая девушка», «ваша светлость». С одной стороны, это придаёт её речи гипнотическую напевность, с другой - доказывает пресмыкающийся характер Феклуши.

Феклуша в «Грозе» не влияет на развитие сюжета, но в этом персонаже Островский воплотил ещё одну грань «тёмного царства». Поддакивание и подчинение Кабанихи и ей подобным лишь укрепляет самодурство как явление, являясь поводом к его существованию.

Тест по произведению

В своем произведении «Гроза» Островский изобразил несколько образов. Одним из неприметных образов считается Феклуша. Своим поведением Феклуша никак не влияет на события, происходящие в произведении. На самом деле автор отвел самую значимую роль этой героине. Имя героини связано со словом «странница».

Кроме Островского многие писатели описали образ странников в своих произведениях. Странники считались носителем и символом житейской мудрости. Образ Феклуши играет значимую роль в пьесе. В тексте автор не описал внешность героини. Читатели могут представить ее образ и внешность по ее поступкам. Героиня была женщиной среднего возраста, которая надевала старые рваные наряды. Поскольку другой чистой и новой одежды у нее не было. Образом Феклуши автор хотел выразить инфантилизм общества. Уровень ее умственного развития была как у маленьких детей. Скорее всего, такая черта характера является отрицательной. В доме у Кабановых она произносит слащавые и лживые речи по отношению к другой героине. Ради своей выгоды героиня могла врать без застенчивости, чтобы поддерживать могущество семьи Кабановых. Благодаря Феклуше видно насколько глубоко укоренились ложные принципы в сознании общества. Поведение странницы невозможно назвать адекватным.

Особое влияние имеет ее разговор с домработницей Глашей, работающей в имении Кабановой. Героиня рассуждает о несправедливости жизни. По мнению Феклуши, кроме христианства, другие вероисповедования и религии неправильны. Она рассказывает Глаше о некоторых странах, в которых правители – султаны могут принимать решения, влияющие на жизнь народа.

Ее слова о городской суете и придуманных огненных машинах полностью лишены смысла. Такими высказываниями странница показывает свое невежество и лживость. По словам автора, такие люди как Феклуша до конца жизни останутся необразованными. Образом Феклуши писатель хочет показать лицемерность общества по отношению к религии. С давних времен считалось, что помощь странникам является праведным делом. В пьесе люди не имеют никаких предубеждений или понятий о христианстве, помощи нуждающемуся человеку, особенно страннице.

Также Феклуша отличается своей речью. Во время разговора она использует ласкательные слова «сударь» и «милая», «ваша светлость». Такая речь отличается гипнотическим свойством и показывает пресмыкание Феклуши перед другими. Феклуша является частью «темного царства».

Вариант 2

Кем же является Феклуша в произведении Николая Александровича Островского? С первого, неопытного взгляда можно ответить, что Феклуша – неприметный и никак не влияющий на происходящие события персонаж. И тогда сам собой напрашивается следующий вопрос: зачем же в таком случае нужна эта героиня, какова ее роль в произведении? Но, если углубиться в сюжет и проанализировать его, то приходит понимание того, что роль Феклуши на самом деле значительна. Основное понятие, характеризующее эту героиню – «странница».

В культуре русского народа мотивы странничества распространены. Читатель может встретить образы странников у русских классиков, таких как Пушкин или Достоевский. Скорее всего, этот образ имеет связь с фольклором. Если обратиться к сказкам, то можно встретить множество героев, которые странствовали по миру. Странники были воплощением мудрости, раскрывали для людей истины. Ярким примером странников будут являться старцы, описанные в былинах об Илье Муромце.

Но в пьесе роль странницы прямо противоположна тому, что читатель привык от них ожидать. Роль Феклуши совсем в другом. Читатель не встретит описания внешности странницы на страницах произведения. Однако совсем несложно представить как она выглядит. Обычно странники – это люди среднего возраста или, может, чуть старше. Обычно они одеты в потрепанную одежду или лохмотья за неимением лучшего варианта.

Имя персонажа – Феклуша, тоже является показательным в этом произведении. Ведь понятно, что возраст Феклуши близок к возрасту Марфы Игнатьевны, а возможно, она даже старше. Островский хочет показать этим именем инфантилизм действующего лица. Женщина не повзрослела, а осталась на уровне развития ребенка. Но никак нельзя назвать эту черту характера положительной, она скорее отрицательная.

Феклуша говорит лживые и слащавые речи. Она вовсю поддерживает ложные убеждения о правильном образе жизни купечества и силе и могуществе этого сословия. Она стопроцентно уверена в своих убеждениях, эти принципы плотно укоренились в ее сознании.

Анализируя эпизод беседы Феклуши с девкой дома Кабановых Глашей, можно сделать следующие заключения. Феклуша говорит Глашке о неправедности жизни. Странница считает другие религии мира неправильными и неправедными. В этом выражается ее лицемерие – ведь другие люди относятся к странницам с уважением и прислушиваются к их речам. Феклуша не образованна и прогресс для нее – грешный мрак.

Все реплики Феклуши сопровождаются словами «милая», «сударь» и «ваша светлость». Это показывает пресмыкающийся характер действующего лица.

Хоть Феклуша и не влияет на сюжет пьесы, в ней находит воплощение еще одна сторона «темного царства».

Сочинение на тему Феклуша

В произведении нас знакомят с множеством персонажей, через которых автор всё так же передаёт все проблемы, которые над которыми он бы хотел поразмышлять в произведении на пару с читателем.

Однако все проблемы, объединённые в своеобразный комок он передаёт через самого незаметного, и, казалось бы, неважного для сюжета, персонажа – Феклушу.

Феклуша – женщина в возрасте, её называют странница. Одета она в лохмотья, собственно и свойственные странникам. Она одна из немногих кто решился покинуть город и путешествовать по остальному миру. С ней также путешествует техник самоучка Кулигин.

Фиклуша является человеком инфантильным, лживым, услужливым, и податливым, что мы видим в её поступках, действиях, и поведении. Она старается во всём угождать людям, от которых она могла бы получить выгоду. Также придумывая различные истории о своих путешествиях, она лжёт людям о внешнем мире, заставляя бояться его ещё сильнее.

Через её образ автор также пытается передать ту невежественность и консервативность, которыми были наполнены люди того времени. Феклуша – человек старающийся устроить себе жизнь, и больше ничего в ней не менять, из-за чего её можно назвать консерватором. Она также старается оградить жителей Калинова от внешнего мира, так как ей нравится то, каким на данный момент является город.

Казалось бы, персонаж Феклуша не так уж и важен для повествования, но всё равно, автор выделяет её как человека, важного для создания общей атмосферы произведения.

В своём произведении “Гроза” Островский показал все те человеческие качества, которые ему бы не хотелось видеть в окружающих его людях. Такие пороки как консервативность, невежество, самодурство, излишняя льстивость, а также излишняя лживость, все эти вещи Островский презирал, каждый раз осмеивая их в своих произведениях. Одним из таких произведений стала пьеса “Гроза”.

В этом произведении автор повествует нам о выдуманном городе Калинове, который, по задумке автора, стоит вдоль берега Волги. Через данный город автор доносит мысль о том, что большинство людей являются закрытыми консерваторами, не желающими перемен и нововведений, так как жители Калинова являются именно такими людьми. Они привыкли жить в своём ограниченном мирке, не слыша ничего о внешнем мире, и о том, что происходит за стенами города. Они привыкли жить так, как до них жили их предки, просто-напросто взаперти.

4 образец

В великолепном творении Островского «Гроза» есть множество интересных персонажей. Именно через их образы автор знакомит читателя с проблематикой того времени, в котором проживал.

Феклуша – это женщина, которую называют путешественницей или женщиной с тараканами в голове. Ее образ говорит сам за себя: она всегда ходила в старой одежде. Она все-таки решила покинуть приделы города и начать путешествовать по свету. Вместе с ней держал путь и Кулигин.

Феклуша – довольно лживый и лицемерный человек. Она всегда пытается выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Она пытается угодить тем людям, которые могут быть ей полезны.

На первый взгляд может показаться, что этот персонаж не так уж и важен в произведении. Однако, автор создал этого героя для поддержания атмосферы произведения.

В своем легендарном произведении «Гроза» Островский решился показать многие отрицательные черты характера, которые бы он никак не хотел видеть в людях, которые его окружают. Это такие качества, как лживость, лесть, податливость, лицемерность, двуличие, невежество – все это автор не терпит в людях. Все это Островский презирал и смеялся с этого в своих творениях. Одним из таких творений и стало произведение «Гроза».

В данном рассказе Островский повествует о каком-то сказочном городе Калинове, который находился недалеко от берегов реки Волга. Именно через этот город Островский хочет показать то, что многие люди закрытые консерваторы, которые не хотят меняться, не хотят становиться лучше. Именно такими людьми и являются жители выдуманного города Калинова. Они хотят жить только в своем выдуманном мире, не видя никого и ничего вокруг. Они привыкли жить взаперти, не пытаясь ничего поменять в своей жизни. К сожалению, это очень плачевно. Феклуша так же являлась одной из таких людей, которая обладала теми качествами, которые так презирал Островский.

  • Ромашов в рассказе Поединок Куприна образ и характеристика сочинение

    Юрий Алексеевич Ромашов – главный герой известной повести русского писателя и переводчика Алексея Ивановича Куприна «Поединок».

  • Сочинение Как я однажды ходил за грибами

    Сильные и продолжительные осадки всегда способствуют бурному росту грибов. Дождь в середине и конце лета, заставил меня задуматься об этом. В середине сентября началась солнечная погода и мы решили с семьёй съездить

  • Анализ рассказа Батраки Шолохова

    Произведение Шолохова «Батраки» является частью авторского сборника, где собран прозаические рассказы. По композиционной структуре произведение является небольшой новеллой, в которой 19 глав. Повествование во всех главах идет неспешно.

  • Феклуша - странница. Странники, юродивые, блаженные - непременная примета купеческих домов - упоминаются Островским довольно часто, но всегда как внесценические персонажи. Наряду со странствовавшими по религиозным побуждениям (шли по обету поклониться святыням, собирали деньги на строительство и содержание храмов и т. п.) немало попадалось и просто праздных людей, живших за счет щедрот всегда помогавшего странникам населения. Это были люди, для которых вера была лишь предлогом, а рассуждения и рассказы о святынях и чудесах были предметом торговли, своеобразным товаром, которым они расплачивались за подаяние и приют. Островский, не любивший суеверий и ханжеских проявлений религиозности, всегда упоминает о странниках и блаженных в иронических тонах, обычно для характеристики среды или кого-либо из персонажей (см. особенно «На всякого мудреца довольно простоты», сцены в доме Турусиной).

    На сцену такую типичную странницу Островский вывел один раз - в «Грозе», и небольшая по объему текста роль Феклуша. стала одной из самых знаменитых в русском комедийном репертуаре, а некоторые реплики Ф. вошли в обиходную речь.

    Феклуша не участвует в действии, не связана непосредственно с фабулой, но значение этого образа в пьесе весьма существенно.

    Во-первых (и это традиционно для Островского), она - важнейший персонаж для характеристики среды в целом и Кабанихи в частности, вообще для создания образа Калинова.

    Во-вторых, ее диалог с Кабанихой очень важен для понимания отношения Кабанихи к миру, для уяснения присущего ей трагического чувства крушения ее мира.

    Впервые появляясь на сцене сразу после рассказа Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова и непосредственно перед выходом Кабанихи, нещадно пилящей сопровождающих ее детей, со словами «Бла-а-лепие, милая, бла-а-лепие!», Ф. особо хвалит за щедрость дом Кабановых. Таким образом получает подкрепление характеристика, данная Кабанихе Кулигиным («Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»).
    Следующий раз мы видим Ф. уже в доме Кабановых. В разговоре с девушкой Глашей она советует присматривать за убогой, «не стянула бы чего», и слышит в ответ раздраженную реплику: «Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете». Глаша, неоднократно высказывающая ясное понимание хорошо ей известных людей и обстоятельств, простодушно верит рассказам Ф. о странах, где люди с песьими головами «за неверность». Это подкрепляет впечатление, что Калинов являет собой замкнутый, ничего не ведающий о других землях мир. Впечатление это еще более усиливается, когда Ф. начинает рассказывать Кабановой о Москве и железной дороге. Разговор начинается с утверждения Ф., что настают «последние времена». Примета этого - повсеместная суета, спешка, погоня за скоростью. Паровоз Ф. называет «огненным змием», которого стали запрягать для скорости: «другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат». Наконец, она сообщает, что и «время-то стало в умаление приходить» и за наши грехи «все короче и короче делается». Апокалиптические рассуждения странницы сочувственно слушает Кабанова, из завершающей сцену реплики которой становится ясно, что она осоз-нает надвигающуюся гибель своего мира.

    Имя Ф. стало нарицательным для обозначения темной ханжи, под видом благочестивых рассуждений распространяющей всякие нелепые басни.