Турецкая баня в екатерининском парке царского села. Турецкая баня. История строительства Турецкой бани

Проект павильона Турецкая баня. Этот проект не был осуществлён. Николай I решил осуществить намерение бабушки-императрицы, украсив парк павильоном, посвящённым победам русской армии над турками, но уже в ходе другой победоносной для России войны с Турцией в 1828-1829 годах и заключённому по её итогам Адрианопольскому мирному договору .

Первоначально проект павильона был подготовлен в 1848 году архитектором Карлом Росси . Он воспользовался как образцом зарисовками бани гарема Старого дворца в Адрианополе, сделанными в 1829-1830 годах по распоряжению Николая I библиотекарем императора Карлом Седжером (1788-1840) и художником-баталистом Августом Дезарно (1788-1840). Мраморные детали её отделки, вывезенные в Россию, предполагалось использовать в интерьере бани .

Проект Росси был отклонён самим Николаем I , но его рисунки в феврале 1848 года были направлены главному архитектору Императорских царскосельских дворцов Ипполиту Монигетти (ему в то время было только 29 лет). Архитектору предлагалось составить свой проект, но обязательно использовать мраморные детали, вывезенные из Адрианополя . Монигетти сам бывал в Турции и в качестве прототипа павильона использовал собственное акварельное изображение адрианопольской мечети. Место для постройки павильона (на полуострове Большого пруда) также определил император 30 апреля. В середине мая 1848 года архитектор представил Николаю I свой вариант будущего павильона. Предполагалось построить турецкую баню-хаммам с Кофейной, Диванной (с фонтаном посередине и балконом), Раздевальной, Большой баней, которую должен был представлять круглый зал с куполом (он был обязательным элементом хаммама, позволяющим каплям воды, которую образовывал пар, стекать по стенам) и нишей с переходом в Малую баню и Горячую баню (с различными температурами). В первоначальном проекте предполагались резервуар для воды и топка. Павильон должен был напоминать мечеть с куполом и минаретом . Проект Монигетти был утверждён в апреле 1850 года .

После представления архитектором сметы на постройку павильона 28 августа 1848 года строительство было отложено из-за отсутствия денег. Только 11 апреля 1850 года император утвердил проект Монигетти, но приказал строить павильон без отопления и сократил смету. 6 мая 1850 года Монигетти представил новый вариант сметы, уже без отопления, на общую сумму 37 838 рублей и 12 1/2 копеек серебром. Министр императорского двора и уделов П. М. Волконский ответил архитектору:

На сию постройку назначено Государем Императором тридцать тысяч рублей серебром… сию суммою должно изворотиться, стараясь делать всевозможную экономию, ибо Его Величество не намерен на сей предмет сделать прибавки.

10 июня Царскосельское дворцовое правление объявило торги на постройку Турецкой бани по утверждённому проекту, однако желающих взять на себя подряд с такой сметой не нашлось. Монигетти настоял отдать подряд архитектору Агостино Камуцци, давшему согласие придерживаться данной сметы ещё до объявления торгов. Камуцци руководил строительством в течение двух лет. В октябре 1852 года строительство Турецкой бани было завершено. Ландшафтными работами руководил старший садовый мастер И. Ф. Пипер .

Монигетти представил на утверждение Николая I собственные эскизы мебели и украшений, которые он предполагал разместить в Турецкой бане (21 предмет), на общую сумму 4000 рублей. Император утвердил эскизы и смету, металлическая мебель была заказана в Гальванопластическом заведении принца Лейхтенбергского, деревянная мебель - у придворного мастера Готлиба Якобса, а мягкая - у французского мастера Филиппо. Часть предметов была приобретена через магазины в Москве для сокращения затрат (деревянные, инкрустированные перламутром , костью и черепаховым панцирем комод , столик, табуреты, фарфоровые и медные позолоченные сосуды, кальян , курильницу, кокосовые ложки, украшенные кораллом чубуки с хрустальными мундштуками, перламутровый веер) .

К осени 1853 года отделка интерьеров Турецкой бани была закончена. По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка .

После Октябрьской революции 1917 года павильон был законсервирован, а в 1941 году открыт в качестве музея. Во время Великой Отечественной войны павильон сильно пострадал. В ходе реставраций 1949 и 1953 годов был восстановлен фасад здания. Оно было превращено в подсобное помещение лодочной станции, стены внутри здания были закрашены краской. После реставрации 2006-2008 годов, когда был восстановлен интерьер, павильон используется в тёплое время года как музейный павильон .

В 1848 году, начинаются работы по сооружению Турецкой бани. В середине 1840-х годов задание на создание проекта павильона «в турецком вкусе» для Екатерининского парка в память о победоносной войне России с Турцией 1828–1829 годов и о мире, заключенном в Адрианополе, получает К.И. Росси. В то время архитектору уже около 70 лет, интерес к его творчеству давно прошел, и ему поручаются второстепенные заказы. Павильон в мавританском стиле никак не мог сочетаться с творческим характером Росси, художника, создавшего в русской архитектуре собственный стиль, определивший лицо Петербурга.


Архитектор воспользовался зарисовками адрианопольских сооружений, сделанными в 1829 - 1830 годах по распоряжению Николая I К.Седжером и А.Дезарно и почти полностью повторил один из них в своем варианте. Проект Росси был отклонен, и в феврале 1848 года его рисунки пересылаются И. Монигетти (http://basilius3.livejournal.com/13618.html) с тем, чтобы он тоже составил проект таковой бани, с употреблением для сего привезенных из Адрианополя мраморных украшений подобной бани». Имеются ввиду мраморные детали отделки павильонов в саду султанского дворца Эске-Сераль - киосков султана и султанши, вывезенных в качестве трофеев русско-турецкой войны из Адрианополя.
Проект, созданный молодым архитектором, был утвержден в апреле 1850 года, и с этого времени в течение двух лет строительство павильона осуществлялось под руководством архитектора Комуцци, получившего подряд на работы.


По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка.
Турецкая баня (Турецкая ванна) представляет собой маленькую мечеть с золоченым куполом и минаретом, увенчанным шпилем с полумесяцем.


Сооружение павильона было задумано на мысе (что потребовало сложных работ по укреплению берега), вдающемся в Большой пруд так, что три фасада бани выходят на озеро.


Интерьеры этого павильона дошли до нас только в подробном описании: «Турецкая баня внутри великолепно отделана в мавританском стиле. При входе маленькие сени ведут в раздевальню; стены ее в нижней части покрыты разноцветной мраморной мозаикой, а в верхней части украшены лепкой и живописной орнаментацией; каскадный фонтан устроен в нише, отделяющей раздевальню от мыльни; ниша резная из олонецкого мрамора с позолотой, которая вообще обильно применена во всей отделке; мыльня имеет верхний свет и такую же орнаментировку, как раздевальня; в стенах вделаны две мраморные чаши с кранами для теплой и холодной воды. Отсюда арка ведет в круглый зал с куполом; иллюминаторы пропускают ровный рассеянный свет; среди зала беломраморный бассейн с раскрашенным и позолоченным фонтаном; на стенах две чаши с водой; над ними мраморные резные стенки с древними надписями; с одной стороны зала, отделенный колоннами альков; в нем мраморный чешуйчатый каскадный фонтан с богато орнаментированной мраморной спинкой; другая арка ведет в небольшой, почти темный, шестигранный покой с двумя мраморными чашами; все полы мраморные; стены частью природного, частью искусственного мрамора».





Помимо нарядной отделки интерьеры павильона были пышно убраны «византийскими» вещами, а также мебелью и светильниками, изготовленными по рисункам Монигетти.
В первые годы Турецкая баня использовалась по своему прямому назначению, однако в дальнейшем она превратилась в павильон, где можно было приятно отдохнуть.
После 1917 года павильон был законсервирован в связи со значительными повреждениями, и после проведения реставрационных работ в 1939 году до 1941 года был открыт «как музей».


Во время Великой Отечественной войны Турецкая баня была значительно разрушена попавшей в нее бомбой.
Реставрационные работы начались практически сразу после окончания войны, но к 1953 году были полностью восстановлены только фасады, сами помещения павильона начали использовать как складские.
В 80-х годах здесь располагалась лодочная станция.




Реставрационные работы начались в 2003 году и шли в течении 10 лет.



В настоящий момент павильон Турецкая баня функционирует в качестве музея.







Павильон «Турецкая баня» в Пушкине (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В сердце Екатерининского парка, с южной стороны Большого пруда, расположено необычное здание. Оно разительно отличается от остальных строений: пышных, горделивых памятников эпох барокко и классицизма. Павильон «Турецкая баня» будто сошел со страниц восточной сказки - простые изящные линии, опалово-розовая окраска стен, воздушные пропорции купола и увенчанная полумесяцем золоченая игла минарета.

Почему «Турецкая баня», а не «Турецкая мечеть»? Дело в том, что павильон был возведен в память о русско-турецкой войне 1828-1829 гг. Турки же в то время имели неприятную привычку: устраивали бани в захваченных храмах чужих религий. Император Николай, считавший себя защитником всех православных христиан, назначением и формой нового павильона не только напоминал о победах русского оружия - это был прозрачный намек на будущую судьбу Блистательной Порты.

Архитектор И. А. Монигетти, лично бывавший в Адрианополе, в основу проекта положил наброски тамошней мечети. Для усиления пропагандистского эффекта во внутреннем убранстве использовали подлинные мраморные колонны, украшения и барельефы из личной бани турецкого султана (его адрианопольская резиденция в свое время была захвачена русскими войсками, и элементы декора вывезли в Петербург в качестве трофея).

Уже на стадии проекта архитектор столкнулся с типичными для николаевской России трудностями - засильем бюрократии и хронической нехваткой денег. Монигетти предполагал соорудить настоящую, роскошную турецкую баню-хамам: с Кофейной, Диванной, Раздевальней, Горячей, Большой и Малой банями с разной температурой воды. Смета была рассчитана на 38 000 рублей, но Николай I оценил имперское величие куда скромнее - в 30 000 и ни копейки сверху. Чтобы вписаться в скудный бюджет, Монигетти пришлось отказаться от первоначальной идеи и превратить павильон в холодную купальню - сейчас лишь умывальные чаши с кранами для горячей и холодной воды напоминают о былом замысле.

Хотя «Турецкая баня» - самый молодой павильон в Екатерининском парке, его интерьер - один из самых старых. Часть адрианопольских украшений в комнате с бассейном и золоченым фонтаном относится к 16 веку.

На внутреннюю обстановку было выделено всего 4000 рублей. Чтобы уложиться в скромную сумму, Монигетти пришлось лично ехать в Москву и закупать «мелочные вещи к омеблировке» в действующих турецких банях. Полностью отделка была завершена в 1853 г. - до поражения России в Крымской войне оставалось меньше десятилетия.

В последние годы империи никому не нужный павильон тихо ветшал, пока в 1917 г. не был законсервирован. Во Вторую мировую павильону тоже досталось: он получил несколько попаданий снарядов. После косметического ремонта «Турецкую баню» превратили в подсобку при лодочной станции, мраморный интерьер закрыли слоем краски.

В 2006 г. началась полная реставрация памятника. Здание воссоздали буквально из руин - минарет разобрали, пронумеровав кирпичи, затем сложили заново. Усилили фундамент павильона, восстановили инженерные коммуникации. В теплое время года «Турецкая баня» вновь принимает посетителей: возрожденные комнаты служат музейными залами, в них выставляются экспонаты из фондов Царского села.

Практическая информация

Как добраться: полную информацию об адресе Екатерининского парка, доступном транспорте, часах работы и стоимости билетов вы можете найти на странице «Екатерининский парк в Пушкине ».

Павильон находится в пейзажной части парка, на западном берегу Большого пруда.

Завершил екатерининскую традицию сооружения памятников военной славы в Екатерининском парке. Павильон задумывался как мемориал Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, по времени постройки это позднейшее сооружение на территории Екатерининского парка. Минарет с полумесяцем и главный купол, вход в виде ниши-михраба придают павильону черты мечети. Купол украшен рельефным орнаментом из позолоченной меди, обрамляющим круглые разноцветные окна.

В отделке интерьера были использованы подлинные детали мраморной отделки бани турецкой султанши, привезенные императору в качестве трофеев из Адрианополя. Украшением бани стали мраморные доски с турецкими надписями вязью, размещенные по стенам журчащие «фонтаны слез» , разноцветные инкрустации из натурального и искусственного мрамора с позолотой, мраморный бассейн фонтана в центре зала и др.

Павильон был возведен по воле императора Николая I в 1850-1852 гг. по проекту И. Монигетти итальянским архитектором Камуцци. В качестве бани здание никогда не использовалось и изначально строилось без отопления, павильон служил только местом для отдыха и украшением парка.

После революции павильон был законсервирован, и только в 1941 году открыт в качестве музея, но ненадолго...
Во время войны 1941-1945 годов павильон получил тяжелые повреждения. Прямым попаданием снаряда была вырвана наружная стена в помещение Дивана, в полу зияла большая дыра в подвал, в которую провалился разбитый на куски олонецкий мраморный фонтан-ниша... Лучше сохранился Главный зал, уцелели на местах подлинные Константинопольские фонтаны. Сохранился и минарет, лишившись венчающего его полумесяца.

В 1953 году фасады павильона были восстановлены. В бане долгое время размещалась лодочная станция, а зимой в ней хранились лодки.
Окончательная реставрация павильона проводилась с 2005 по 2008 года, теперь в нём экспонируются предметы из собрания ГМЗ «Царское Село».

Cтоимость посещения павильона «Турецкая баня» для взрослых – 200 руб, для учащихся, студентов и пенсионеров - 100 рублей, для посетителей младше 16 лет посещение павильона – бесплатно!
Банные принадлежности в стоимость билета не входят.
Павильон «Турецкая баня» открыт с 15 июня по 30 сентября с 11 до 19 часов (касса до 18 часов), выходной день - среда.

Готические ворота

Готические чугунные ворота установлены в начале плавного подъёма, ведущего к верхней площадке Башни-руины.
В просветах опор ворот, вверху и внизу установлены четыре чугунные женские фигуры.
Сами по себе эти ворота являются одним из уникальных шедевров, которыми славится Екатерининский парк. В своё время они демонстрировали высочайший уровень отечественной чугунолитейной промышленности, когда литье столь колоссальных размеров (арка имеет высоту 12 метров, ширину - почти 7 метров, вес - 30 тонн) казалось невозможным. Англичане даже долгое время считали царскосельские Готические ворота деревянными, поскольку сами начали изготовлять подобные изделия только в первой трети XIX века.

Ажурная арка Готических ворот отличается легкостью и изяществом решения. Изделие было отлито из чугуна в 1778 г. на уральском Каменском заводе по проекту и деревянной модели Ю. Фельтена. Летом 1780 г. детали ворот, доставленные с Урала в ящиках, собрали и установили на место под руководством И.В. Неелова.

С доставкой была связана курьёзная история - одна из женских фигур еще по пути в Царское Село, была отбита бунтовщиками – пугачевцами и увезена на лодке в неизвестном направлении. Похитителей ввел в заблуждение кожух, в котором она перевозилась, схожий формой на упаковку пушки.








Турецкую баню строили как ванну без отопления. По прямому назначению ее не использовали, однако две умывальные чаши все же были оборудованы кранами для горячей и холодной воды. Об этом упоминается даже в одном историческом путеводителе. Больше никаких документальных подтверждений не было. Скорее всего это так и останется загадкой павильона.

Вход в сени, ведущие в раздевальню, открывал богато орнаментированный портал; стены ее в нижней части покрыты разноцветной мраморной мозаикой, а в верхней части украшены лепкой и рнаментальной живописью. Каскадный фонтан устроен в нише, отделяющей раздевальню от мыльни; ниша резная из олонецкого мрамора с позолотой, которая вообще обильно применена во всей отделке. Мыльня имеет верхний свет и такую же орнаментировку, как раздевальня, в ее стену вмонтированы две чаши с кранами для теплой и холодной воды.

Отсюда арка ведет в круглый самый эффектный , иллюминаторы пропускают ровный свет. Павильон декорирован в модном тогда мавританском стиле: мозаики на стенах с восточными орнаментами и узорчатые арки. Главное сокровище – Украшен он был турецкими мраморами, некоторые из которых датируются XVI – XVII столетиями.

Россия. Санкт-Петербург Гальванопластическое и литейное заведение герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Бронза, эмаль; золочение, окрашивание, роспись.

В декабре архитектор лично едет в Москву для закупки там «мелочных вещей к омеблировке Турецкой бани», поскольку, «ка полагает он, настоящие турецкие [вещи. - А. Т.] в Москве - по ценам гораздо выгоднее, чем делать по заказу». Монигетти приобретает деревянные, инкрустированные перламутром, костью и черепахой комодик, столик с ящиком и табуреты; фарфоровые и медные золоченые сосуды и чашки; медный золоченый кальян и курильницу; кокосовые ложки, отделанные кораллом чубуки с хрустальными мундштуками, палки самбукового дерева и перламутровый веер. В рапорте Царскосельскому дворцо вому правлению он пишет: «Зная в точности по бытности моей в прежнее время заграницею и в самом Константинополе, какая употребительнейшая в Турции мебель и какими вещами украшают внутренность здания подобно выстроенному по моему проекту, я всемерно заботился о приискании точно таких вещей. [...] Все мною искупленное вполне согласуется с характером здания и смею заверить, как художник, к которому Правление, возлагая порученность эту должно иметь и доверие, что в достоинстве вещей никто не усумнится».

Обстановка нового павильона увлекла самого императора: на выставке произведений Императорских фарфорового и стеклянного заводов в Зимнем дворце Николай I присмотрел люстру «в мавританском вкусе» и «изволил назначить» ее в Турецкую баню взамен предложенной Монигетти, а также отправил туда «для помещения на столе [...] голубой суконный шитый золотом и шелками ковер, поднесенный [...] от графини Киселевой».

Последующие капитальные ремонты памятника и ориентиры времени превратили его в , что явно не способствовало сохранности художественного облика павильона в течение последних 30-40 лет.

1956 год, газета "Вперед":"Приобретено свыше 30 новых лодок. Всего на лодочной станции теперь более 100 лодок."

Современная реставрация

Павильон в 2006 году

В 2002-2003 гг разработан проект и техническая часть тендерной документации реставрации павильона Турецкая баня. Проектом предусматривался ремонт конструкций, гидроизоляция подвала, реставрация фасадов и интерьеров, инженерное оборудование здания, подсветка здания, ремонт наружных инженерных сетей и благоустройство прилегающей территории. В 2005 г организован и проведен конкурс по отбору подрядных организаций и фирм на выполнение работ по реставрации объекта. Заключен контракт на выполнение ремонтно-реставрационных работ с консорциумом в составе ООО ПСП Рест-Арт и ООО Рест-Арт-Проект. В декабре 2008 г в соответствии с Контрактом генеральным подрядчиком завершены работы по реставрации. Выполненные работы приняты Комиссией по приемке работ, назначенной приказом Министра культуры Российской Федерации.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ "Царское Село: "В процессе работ выяснилось, что в аварийном состоянии находился минарет, он отклонялся от оси. Не хотелось его разбирать, но конструкторы настояли. Минарет выложили заново. Восстановили купол с накладным золоченым декором. Павильон засиял. Очень долго Турецкая баня в парке служила лодочной станцией. Ее стены внутри были закрашены краской. Когда краску сняли, под ней обнаружился искусственный мрамор, следы росписи. Ждут очереди на реставрацию мраморные фонтаны, вывезенные из Турции для Екатерины. Это большие чаши XVI – XVII веков для фонтанов, большие рельефы с надписями турецкой вязью. Архитектор Монигетти использовал мраморы, которые были вывезены из Турции, вмонтировал их в стену, обыграл. Мраморные панели старше Царского Села и Петербурга, они на учете как музейные экспонаты. Фонтаны будут функционировать, к ним сделана подводка. Живопись, которую нашли на куполах и сводах, отреставрируем за счет федерального бюджета. Проект получается совместным".

После реставрации павильон используется в теплое время года как музейный, позволив увеличить число и протяженность туристических маршрутов по Екатерининскому парку.

Источники:

  1. Яковкин И. "Описание Села Царского", 1825, КОЛО, СПб, 2008
  2. Вильчковский С.Н. "Царское Село", 1911, репринтное издание 1992
  3. Листов В. Н. Ипполит Монигетти. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1976. - 144 с., ил.
  4. Тоесева А. Монигетти. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб.: Аврора, 2010. - 303 с.
  5. Семенова Г.В. "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  6. Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  7. Справочник "Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга", СПб, 2003
  8. Цылов Н.И. "Атлас города Царского Села", 1857, репринтное издание, 2007
  9. Письма А. Кучумова

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток!