«Открытый урок на тему «Национальная одежда народов Казахстана. Открытый урок по технологии: Казахская национальная одежда Саукеле -это головной убор

Тема : Казахский народный костюм.

Цели :

Образовательная : ознакомить учащихся с образцами казахской национальной одежды,научить рисовать простейшие виды одежды.

Развивающая :развитие воображения, памяти, художественно-творческих способностей.

Воспитывающая: воспитывать общую эстетическую культуру, художественный вкус, привить любовь к традиционному искусству.

Оборудование : образцы народной одежды.

Ход урока

Орг.момент . Психологический настрой. Проверка подготовки рабочих мест.

Урок начинается,

Проверить пологается,

На столе ли все в порядке

Краски, кисточки, альбом?

Есть девиз у нас такой:

Все что нужно - под рукой.

Вступительная беседа .

Национальная казахская одежда – памятник истории. Одежда у казахов очень разнообразна. Она бывает женской и мужской.

Женская Мужская

саукеле чапан етик айыр калпак чапан жарган

кимешек мяси кебис тумак ичиг саптама етик

борык такия

(Показываю по книге)

Между праздничной и повседневной одеждой не было большой разницы. Праздничная одежда сшита более аккуратно, украшена узорами, вышивками.

Повседневную одежду шили из простого материала или шерсти.

Головные уборы очень разнообразны. Но есть среди них один, который бывает и мужским и женским – это тюбетейка.

Обьяснение последовательности работы .

Внимательно рассмотрите образцы тюбетеек, а потом последовательно по этапам нарисуйте их. Обратите внимание на элементы узора, которым украшены тюбетейки. Постарайтесь передать их как можно точнее. Когда эскизы будут готовы раскрасьте тюбетейки.

Практическая работа .

Закрепление нового материала .

Заполнение кроссворда.

    Одежда, сшитая очень аккуратно, украшена узорами, вышивками.

    Женский головной убор.

    Казахская национальная одежда, сшитая из простого материала из шерсти.

    Головной убор мужской и женский.

    Тюбетейка на казахском языке.

Рефлексия . Итог занятия. Разбор и показ лучших работ.

Урок трудового обучения. Тема: Казахская национальная одежда.

Нечаева Елена Николаевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 село Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан
Описание: Урок трудового обучения на тему «Казахская национальная одежда» для учащихся 3 класса. На уроке учащиеся познакомятся с видами казахской национальной одежды, казахским национальным орнаментом и его применением. Выполнят аппликацию казахского женского платья.
Цель: ознакомление и изготовление казахской национальной одежды.
Задачи: Дать понятия о казахской национальной одежде (мужской и женской), о национальном орнаменте, учить выполнять аппликацию; развивать кругозор, внимание, умение работать с цветной бумагой, ножницами, клеем; соблюдать технику безопасности во время работы, прививать уважение к обычаям и традициям казахского народа, воспитывать трудолюбие, любовь к прекрасному.
Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, карандаши, картон, образцы одежды и орнамента, шаблоны, технологические карты.

Ход урока.

I. Орг. момент. Психологический настрой на работу.
II. Проверка рабочих мест.
III. Сообщение темы урока.
Ребята, сегодня к нам на урок пришла девочка Сауле. Посмотрите, Сауле пришла к нам в казахской национальной одежде.
Мы сегодня на уроке поговорим на тему «Казахская национальная одежда». Сегодня мы не только узнаем, как называется казахская национальная одежда, но и выполним аппликацию.
IV. Работа по теме урока.
Ребята давайте посмотрим на одежду Сауле. На Сауле лёгкое платье, с оборочками – оно называется койлек и жилетка – кеудеше – это женская одежда. Посмотрите на экран и назовите ещё предметы женской и мужской казахской одежды, обуви и конечно головных уборов. (просмотр презентацию «Казахская национальная одежда»)







Казахи всегда бережно относились к головному убору. Непринято надевать чужую шапку, нельзя касаться шапки ногой.
Предметы казахской национальной одежды невозможно себе представить без орнамента. Казахские орнаменты многообразные и каждый имеет своё название. Орнамент - это украшение из сочетания геометрических, растительних и животных элементов. Ребята, мы с казахским орнаментом стали знакомиться с 1 класса, давайте посмотрим и вспомним названия некоторых орнаментов (бараньи рога, топор, мышинный след, собачий хвост, след птицы, волна, крылья птицы, клюв птицы, тюльпан, копыто и другие).


Казахи орнаментом украшают не только одежду, но всё что связанно с их бытом: юрта, сундуки, ковры, одежда, посуда и многое другое. (показ слайдов)







Мы с вами работали над проектом «Казахская национальная посуда». При помощи техники «папье маше» мы с вами делали блюдо (тобак) и кесе.



Ребята, а девочка Сауле предлагает нам сегодня сделать аппликацию женского платья. Посмотрите на образец.


Это лёгкое платье, обычно оно светлое и цветная жилетка, которую мы украсим казахским орнаментом. Чтобы сделать аппликацию вы воспользуемся шаблонами – платье, жилетка, орнамент.


Ребята, перед работой давайте вспомним технику безопасности, которую надо соблюдать во время работы с ножницами и клеем во время выполнения аппликации.
- Пользуйтесь ножницами с закруглёнными концами.
- Храните ножницы в определенном месте, кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
- Передавайте ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
- Нельзя резать на ходу.
- При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.
- Не работай тупыми ножницами или с ослабленным шарнирным креплением.
- Не держите ножницы лезвием вверх.
Ребята, выберите цвет бумаги для аппликации, девочка Сауле вам в этом поможет. И все вместе начинаем выполнять аппликацию.
Технологическая карта:
1. Лист бумаги, который вы выбрали для платья, сложите пополам. Приложите шаблон плотно к сгибу, обведите шаблон, вырежьте и приклейте на картон.


2. Лист бумаги, который вы подобрали для жилетки, сложить так, чтобы на нём разместился шаблон жилетки. Обведите шаблон, вырежьте. У вас получились две половинки жилетки. Приклеим их на платье.


3. Выбираем орнамент, которым мы украсим нашу жилетку. Складываем лист бумаги гармошкой, обводим шаблон и вырезаем орнамент.
4. Орнаментом украшаем наше платье.


Выставка готовых работ ребят.




V. Оценивание.
Оценить работы нам поможет девочка Сауле.
VI. Итог урока.
- Вам понравилось выполнять аппликацию?
- Что нового вы узнали о казахской национальной одежде?
Ребята, давайте поблагодарим девочку Сауле за помощь на уроке.

Презентация на тему: Казахская национальная одежда

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Класс: 3-Б

Тема: Национальная одежда казахского народа.

Цель: продолжить совершенствовать умения работать с бу­магой, прививать интерес к казахской материальной художе­ственной культуре и национальной одежде.

Планируемые результаты:

Предметные: знают приемы создания конической формы из бумаги, понятия «конус», национальная одежда», «кимешек», «камзол», «шалма (тюрбан»); знают правила безопас­ности при работе с циркулем, ножницами и клеем, умеют их применять практически.

Личностные: проявляют ценность приобретаемых знаний и умений по обработке бумаги для создания из нее различных персонажей; проявляют интерес к казахской национальной

одежде как части национального культурного наследия, осоз­нают необходимость бережного отношения к ней как ценности казахского народа.

Системно-деятельностные: применяют умения трансфор­мировать конические формы в образ бабушки в казахской на­циональной одежде; планируют собственную деятельность, проявляют умение оказывать поддержку друг другу и взаимо­контроль.

Материалы и инструменты: компьютер, проектор, экран, цветная и белая бумага, ножницы, клей, циркуль, фломастер. Цветные карандаши, атласная лента; памятки безопасной ра­боты с колющими и режущими инструментами.

Межпредметные связи: Познание мира, Изобразительное искусство.

Основные понятия и термины: национальная одежда, ко­нус, чертеж, развертка конуса, кимешек, шалма (тюрбан), камзол.

Ход уроков

    Организационный момент.

    Подготовка к восприятию нового материала.

    Как вы думаете, есть ли одежда, которая бы нравилась всем и всегда? (Дети размышляют и высказывают свои мне­ния.)

    Да, это национальный костюм.

    Давайте, посмотрим на костюмы разных народов, прожи­вающих в Казахстане.

На экране демонстрация костюмов народов, проживаю­щих в данном регионе - узбекский, русский, украинский, кир­гизский, азербайджанский и др.

    Кто же эти гениальные создатели всей этой красоты? (Дети рассуждают и высказывают свои мнения.)

Комментарии учителя:

Это сотни тысяч самых обычных людей, которые веками кроили, шили, украшали и носили одежду в будни и праздни­ки. Заботливые руки безвестных мастериц сохраняли и совер­шенствовали самое лучшее в национальном костюме, безжа­лостно отбрасывая все, что делало его неудобным или наруша­ло гармонию образа человека в костюме.

Работа с учебником.

Рассматривают рисунки казахской национальной одежды.

Комментарии учителя:

Казахский национальный костюм создавался в течение многих тысячелетий для нелегкой кочевой жизни народа в бескрайних просторах степей. Поэтому одежда была простой и удобной, и такой, чтобы за ней легко было ухаживать.

Сегодня на уроке мы делаем куклу в образе бабушки в ка­захском национальном костюме. Посмотрим на нее в учебнике (с.78).

Какие задачи стоят перед нами на уроке? (высказывания учащихся).

3. Открытие новых знаний.

Наша кукла выполнена из бумажных конусов разных размеров.

Вам знакомо слово «конус»?

А слово чертеж?

Конус - это геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг своей оси, проходящей через один из его катетов.

Чертеж - это изображение какого-либо предмета на плос­кости с помощью линий.

Развертка конуса - это развертка его боковой поверхности и основания в часть круга и круг заданного радиуса.

Чтобы сделать конус из бумаги, нужно начертить развертку его боковой поверхности, а затем склеить ее стороны в конус.

Работа с учебником.

амый большой конус в нашей кукле - это туловище. Ра­диус окружности, лежащей в основании конуса, равен 20 см. Найдем рисунок и чертеж этого конуса в учебнике (с. 78). Под­нимем руки с учебниками и покажем этот конус и его разверт­ку. (Вызывается ученик с учебником и показывает всему классу нужный конус.) Туловище делают из белой бумаги. Оно же будет и платьем бабушки.

С двух сторон туловища нужно приклеить рукава в виде конусов белого цвета. Посмотрим в книге и прочитаем, как они делаются и какой нам понадобится радиус окружности (рабо­та с учебником, с.77, пункт 1).

На туловище куклы наденем камзол. Что такое камзол?

6 класс

Цель : Воспитание казахстанского патриотизма

Задачи

Образовательные

    а) Продолжать формировать представления учащихся о культуре, традициях и обычаях казахского народа, закрепить знания об казахской одежде.
    б) Продолжать совершенствовать умения работать с различными материалами в технике аппликации.
    в) Познакомить со словами, обозначающими казахскую одежду, произношение и написание этих слов.

Развивающие

    а) Развивать творческие способности, наблюдательность, внимание, усидчивость, память.
    б) Развивать общие умения - работа со справочной литературой, с инструментами, различными материалами.
    в) Развивать познавательный интерес.

Воспитательные

    а) Воспитывать патриотизм.
    б) Воспитывать интерес и бережное отношение к культуре, традициям и обычаям казахского народа.

Литература :

  1. З. Айдарова «Изобразительное искусство» 6 кл., с.87
  2. К. Болатбаев «Искусство» 10 кл., с.26
  3. К. Матыжан «Казахская национальная одежда», «Казахские ювелирные изделия»

Оборудование :

  1. Таблицы с изображением людей в казахской одежде, ювелирных украшений, таблички с казахскими словами, словари.
  2. Магнитофон, аудиокассета с записью кюев Курмангазы, Д. Нурпеисовой и других авторов.
  3. Куклы в казахских костюмах, казахская посуда.

Ход урока

1. Орг. момент:

О.А. - Здравствуйте, ребята.

М.Б. - Сәлеметсіңдерме, балалар.

О.А. - Сегодня у нас будет необычный урок. Мы более подробно познакомимся с казахской национальной одеждой, узнаем, как произносятся и пишутся слова, обозначающие одежду, и выполним коллаж на тему «Казахская национальная одежда».

2. Повторение пройденного материала:

О.А. - В первой четверти мы знакомились с культурой казахского народа. Что мы узнали на уроках изобразительного искусства?

Ученик - Мы познакомились с казахским орнаментом.

Ученик - Мы изучали казахский ковер «Сырмак» и сделали аппликацию.

Ученик - Мы знакомились с казахской посудой: торсык, пиала, ожау, кувшины, казан, табак - блюдо для мяса и сделали коллаж на тему «Казахская посуда».

Ученица - Мы изучали виды казахских построек: мечеть, мавзолей, минарет и рисовали их.

О.А. - Молодцы!

3. Новый материал:

О.А. У каждого народа есть своя Родина, свои традиции, обряды, игры, национальная кухня и национальная одежда.

М.Б. - Қазір біз қазақтың ұлттық киімдерін білдіретін жаңа сөздермен танысамыз. Сөздік дәптерлерімізді ашамыз да жазамыз:

  1. Көкірекше - легкая безрукавка
  2. Қаптырма - пряжка, застежка
  3. Алқа - подвески на грудь
  4. Шолпы - украшения в косы
  5. Білезік - браслет
  6. Жүзік - перстень
  7. Сырға - серги
  8. Қамшат бөрік - головной убор с пучком перьев филина
  9. Белдік - пояс, ремень
  10. Ішік - верхняя одежда, сшитая мехом вовнутрь и сверху покрытая тканью
  11. Тұмақ - меховая шапка
  12. Кимешек - женский головной убор, закрывающий шею и плечи
  13. Құндық - головной убор, надеваемый поверх кимешек
  14. Мәсі - мягкие сапоги
  15. Кебіс - надевают на мәсі, похожи на туфли на толстой подошве
  16. Далбай - головной убор в виде башлыка
  17. Жарғақ шалбар - яркие брюки из тонкой кожи

Енді осы сөздермен сөз тіркесін құрамыз.

Мысалы : көкірекше киемін, білезік киеді, далбай киеді.

Қазақтың ұлттық киімдері ТӨРТКЕ бөлінеді:

    1. Жас балалар киімі
    2. Жастық шақ балалар киімі
    3. Орта жасты адамдар киімі
    4. Қариялар киімі

О.А. - Четырем ученикам вашего класса было дано задание. Подготовить сообщения об одежде девушек и юношей, и одежде людей среднего возраста.

Одежда девушки

Одежда девушек была в основном приталенной, с вышитым воротом и рукавами. Девушки носили платья көйлек с 2–3 оборками, длинными рукавами и воротником - стоечка. Поверх платья надевали көкірекше - легкую безрукавку, грудная часть и подол которой расшивали узорами. Могли поверх платья надевать қамзол, сшитый по фигуре с серебряной пряжкой қапсырмой. Одежда девушек шилась из ярких тканей, богато расшивалась орнаментом, бисером, монетами, полудрагоценными камнями. Волосы девушки заплетали в косы и украшали их шолпами - лентами и цепочками с украшениями. На голову надевали такия - маленькую шапочку или қамшат бөрік, отороченную мехом с пучком перьев филина, который играл роль украшения и оберега.

На груди носили алқа - подвески, на запястья надевали білезік - браслеты, на пальцы - жүзік - перстни, а в ушах носили сырға - серьги. Обувались в сапожки на каблуках, расшитые орнаментом

Одежда юноши

Юноши и молодые мужчины носили замшевые, бархатные и самотканые брюки шалбар, расшитые орнаментом и с разрезами по бокам внизу. Поверх рубахи надевали халат, подпоясанный кушаком или бешпент, опоясанный белдік - поясом с серебряными накладками.

На голове носили такия, а поверх нее бөрік. Заходя в помещение, бөрік снимали и оставались в такия. Обувались в саптама етік - сапоги с высокими голенищами и войлочными чулками внутри. В зимние холода в них тепло и удобно при езде на лошади.

Зимой надевали шубу тон или ішік - сшитую из меха животных. Мех располагали внутри, а сверху покрывали тканью. На голову зимой надевали тұмақ - меховую шапку с длинными и широкими наушниками и удлиненным концом, закрывающим затылок.

Одежда женщины среднего возраста

Женщины среднего возраста одевались строго, ткани для одежды выбирались не ярких тонов. Одежда женщины отличалась от девичьей прежде всего головным убором. На голову надевали кимешек - плотно облегающий голову и закрывающий шею, грудь, плечи и часть спины. Поверх кимешек носили құндық в форме чалмы или тюрбана. Постепенно құндық заменили шали и платки.

Платье көйлек - шили для праздников из дорогих тканей неярких тонов. Сверху платья надевали қамзол, а поверх қамзола - длинный халат. На ноги женщина надевали мәсі - легкую обувь из выделанной кожи. Голенище мәсі расписывают орнаментом. Подошвы у них нет, так как носят мәсі внутри жилища. На мәсі надевают кебіс, на высоких каблуках с толстой подошвой.

Одежда пожилого мужчины

Мужчины средних лет и пожилые носили рубахи - косоворотки, камзолы, а поверх камзолов легкие шелковые халаты летом, а зимой - шубы тон или дубленки. На голову надевали такия, а сверху шапку, отороченную мехом. Когда нужно, надевали далбай - головной убор в виде башлыка. Мужчины носили домотканые брюки шалбар и сапоги етік.

Ханы, султаны и богатые люди носили:

Айыр қалпақ - высокий калпак с загнутыми кверху полями и расшитый орнаментом золотыми нитками, қамзол, а поверх него надевали позументный шапан из дорогих тканей, расшитый орнаментом, жарғақ шалбар - брюки красного цвета из хорошо выделанной тонкой кожи, расшитые разноцветным узором.

4. Практическая работа:

1) О.А. - Итак. Из сообщений ребят мы более подробно познакомились с казахской одеждой и с казахскими словами, обозначающими одежду. Сейчас мы будем выполнять коллаж на тему «Казахская одежда». А одежду мы будем делать саму по себе? Отдельно куртку, платье или камзол?

Ученики - Нет. Надо показать людей в национальной одежде и чтобы люди были в какой-то обстановке, на каком-то фоне.

О.А. Правильно. На прошлом уроке вы в парах подготовили фон. У кого-то люди будут находиться в юрте, у кого-то на фоне природы или архитектурных сооружений.

О.А. Сегодня вы закончите свои картины. И работать вы будете в технике аппликации. Кто расскажет нам порядок выполнения аппликации?

    1) Выполняется эскиз на заданную тему
    2) Вырезаются детали из картона
    3) По шаблонам вырезаются детали из ткани или цветной бумаги
    4) Собираем изображение
    5) Проверяем, все ли правильно вырезано и составлено
    6) Приклеиваем на фон

О.А. - Все правильно. Ребята, работать вы будете с различными инструментами, а для этого что нужно знать?

Ученики - Технику безопасности!

    А) при работе с ножницами,
    Б) при работе с клеем

О.А. - Молодцы. Вы все прекрасно знаете, теперь можно приступать к работе.

Самостоятельная работа. Во время работы звучат кюи казахских композиторов.

5. Итог. Выставка работ учащихся.

Стихотворение о Родине.

М.Б. - Осымен бүгінгі сабақ аяқталды сау болыңыздар!

Журнал «Современный урок» № 3-7

План-конспект урока технологии 11 класс

Подготовила: Учитель технологии ГУ СШГ № 9 г. Актобе Подгузова Т.Г.

Тема урока: Казахская национальная одежда
Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с видами казахской национальной одеждой, с разновидностью казахского орнамента и его значением.
Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, уважать культуру и традиции своей страны.
Развивающая: развивать дизайнерские и художественные способности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.
Оборудование: интерактивная доска, клей, ножницы, маркеры.
Межпредметная связь: казахский язык, рисование, история.
Урок построен с использованием 7 модулей:
1м.Новые подходы в преподавании и обучении.
2м.Обучение критическому мышлению.
3м.Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4м.Использование ИКТ в преподавании и обучении.
5м.Обучение талантливых и одаренных учеников.
6м.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
7м.Управление и лидерство в обучении.
Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа учителя.

Звучит казахская национальная музыка, на доске заставка презентации названия урока «Казахская национальная одежда» (ИКТ)
Учитель: Давайте представим себе, что мы отправились в путешествие в ближайший казахский аул, которые существовали в давние времена кочевников. Конечно, сейчас в наше время нет таких поселений, но всё же юрта древнейшее и в то же время остаётся современным жилищем кочевников-чабанов. А вот и юрты.
Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде –(это тема нашего урока), посетив вторую юрту мы узнаем все об орнаменте, а в третьей юрте вас ожидает творческая мастерская.
Давайте посетим первую юрту: В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с этническими и социальными условиями. Одежду для торжественных случаев шили из дорогостоящих материалов, украшали бисером, вышивкой, узорной тесьмой. Удобство и функциональность, комфортный крой и соответствие любым погодным условиям - основные требования которые казахи предъявляли к своему народному костюму.
(Все задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся)
Задание №1
- Работа учащихся в группах (НП, Управ и лид., КМ,) . Самостоятельное изучение темы «Женский и мужской национальный костюм казахского народа» (составление кластера, коллаж, иллюстрации национальной одежды, готовые изделия, клей, ножницы, маркеры). 5 минут
Выступление учащихся, защита творческого проекта по теме. 3минуты.

Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек.
Традиционный костюм казахской женщины состоял из длинной рубахи «койлек» с прямым воротником и застежкой, штанов, халата «шапан», головного убора, пояса с металлической бляхой и сапог «саптама».
С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.
К обновленному комплекту прилагался и длинный приталенный жилет с металлическими пряжками или пуговицами, расшитый серебром и аппликациями.
В качестве верхней одежды казахские женщины носили «шапан» - длинный халат с рукавами.
Красный «шапан» из дорогой ткани в комбинации с нарядным головным убором «саукеле» стал неотъемлемым атрибутом любой казахской невесты. Шили его из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым.
Головные уборы у женщин носили в основном социальный и возрастной характер.
Незамужние девушки носили тюбетейки «такыя» и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Самая красивая из тюбетек –это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность такии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества.
Замужние казашки носили двух компонентные белоснежные головные уборы - на голову одевалась сначала нижняя часть «кимешек», а сверху наматывались полосы ткани, формируя тюрбан.

Мужская одежда казахов состояла из нательной рубахи (квйлек) и штанов, верхней плечевой распашной одежды и шаровар. Верхняя распашная одежда носилась навыпуск, полы запахивались слева направо. Штаны и нижние (ламбал), и верхние (шалбар) шили одинаковыми по покрою, широкими в шагу и у пояса, недлинные штанины обычно заправляли в сапоги. Шалбар изготавливали из верблюжьей домотканой материи, кожи, замши, а с 19 в. - из бумажных тканей темного цвета или из яркого бархата. С этого времени получают распространение верхние штаны русского покроя.
Поверх рубахи мужчины носили недлинную (до середины бедер или до колен), сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами распашную одежду. Наиболее распространенным названием такой одежды является камзол (камзол) или бешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами, а иногда и вовсе без рукавов.
В холодное время года носили камзолы на толстой подкладке из шерсти или меха. Камзол был сугубо домашней одеждой; выезжая за пределы аула, мужчина обязательно надевал поверх него другую одежду.
Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: просторный длинный халат прямого покроя с длинными и широкими рукавами - шапан. Халаты шили из разнообразных тканей: легких и плотных, однотонных и цветных. «Шапаны» утепляли слоем шерсти или ваты. Казахи носили халаты во все времена года

Обязательной частью мужского костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки. Кожаные пояса кiсе с подвесками- сумочками (окшантай), ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди, иногда покрывались серебром, чернёным узором и чеканкой.
Мужчины постоянно, даже дома, носили головной убор. Обязательной была круглая матерчатая шапочка - такия/кепеш. До середины 19 в. казахи носили высокие тюбетейки с остроконечной верхушкой, постепенно обычной становится тюбетейка с плоской макушкой, сшитая из четырех треугольных клиньев или выкроенная в виде круга.
Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом казахи носили легкие войлочные шляпы (калпак) и шапку с меховой опушкой (борiк), зимой надевали шапки особого покроя (тымак или малакай).
В 19 в. самой распространенной мужской обувью были простые кожаные сапоги с закругленными носками и низким каблуком, сшитые на одну колодку, без различия на левый и правый. Сапоги различались по сезонам. Зимние сапоги были высокие, с широкими голенищами, так как одевались на войлочные чулки.
-А что бы расширить ваш словарный запас в изучении казахских слов предлагаю вам словарик с названиями на казахском и русском языках элементов национального костюма. (словарик)

Учитель: Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. В одежде отражается исторически обусловленные стороны материальной и социальной жизни народа, специфика хозяйства, возрастные различия. Одежда служила не только по основному назначению, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Национальную одежду шили из разных тканей, простых- для повседневности, из дорогих – для праздника. Мех и кожа были главными материалами, из которых изготавливались казахская одежда, и, впоследствии, с развитием торговых путей в обиходе кочевого народа появились новые ткани - хлопок, шелк и бархат.
Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран (ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров для их употребления, использования в стране) в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.
-А кто мне назовет противоположный термин к импорту?
-Ответы учащихся – Экспорт.
-Что это? (вывоз за границу товара, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработке в другой стране).
-Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).
-Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвую разные государства?
Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:
-А когда торговля происходит между разными государствами это…..международная торговля или мировой рынок.
Мировой рынок - рынок в котором участвуют разные государства, совершающие между собой обмен товарами и услугами, основанный на принципе обоюдной выгоды и международном разделении труда.

Хорошо, разобрались в экспорте и импорте, а теперь настало время заглянуть во вторую юрту.
-Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшенно орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.
Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды, архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства)
Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, которая производит сильное эстетическое впечатление.
Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной земле и интерес к окружающему миру.
В казахском орнаменте четко выделяются мотивы:
Зооморфные
Космогонические
Растительные
Геометрические
Задание №2
Теперь вам предстоит закрепить полученные знания при выполнении практического задания. На столах лежат конверты с иллюстрацией орнаментов различных национальностей и направлений. Ваша задача отобрать изделия, в которых присутствует казахский орнамент, и постараться определить его вид.
(Учитель контролирует процесс работы, оценивает, как учащиеся справились с заданием )(Управление и лидерство)
-Молодцы все справились с заданием хорошо. А сейчас мы с вами выполним небольшое тестирование, посмотри, на сколько, внимательны вы были на уроке.
Задание №3 ТЕСТ- контроль знаний. (ИКТ, оценивание)
1.Саукеле –это головной убор:
А) женщин.
Б) девушек.
В) невесты.
2. Одежду украшали:
А)только тесьмой.
Б) только орнаментами.
В) орнаментами, бисером, тесьмой, вышивкой.
3. Перечислите виды казахского орнамента:
А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный;
Б)растительный, зооморфный, геометрический, космогонический;
В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный.
4. Велюр, бархат, плющ, вельвет использовали для пошива:
А) платья, блузки, кимешек, чапан; Б) детская одежда, белье, платки;
В) чапан, камзол, головные уборы.
5. А в наше время-время компьюторных технологий, где применяют орнамент?
А)в оформлении интерьера; Б) дизайн одежды, посуды, В) оформление сайтов, фотоиндустрия; Г) все ответы верны

После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку.
(Оценивание для обучения и оценивание обучения)
А теперь настало время заглянуть в третью юрту- эта юрта народных мастеров- творческая мастерская.
Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше домашнее задание: разработать эскиз современного казахского платья или мужского костюма, используя элементы казахского орнамента (Обучение талантливых и одаренных учеников).

Учитель: На этом наше занятие подошло к завершению, огромное спасибо за урок!
Рефлексия (КМ) : Дети оставляют стикеры на рисунках с изображением своего настроения.

Все замечательно, есть идеи! Я что-то не понял…. Все хорошо, было интересно.