Реализм возрождения. Литература эпохи возрождения. Литература французского Возрождения

2.5.1. Реализм Возрождения

Произведения, приближающиеся к современным реалистическим литературным формам, создаются в эпоху Возрождения (в основном XIV-XVI вв.), связанную с начинающимся разложением средневекового феодального уклада и первоначальным ростом капиталистических отношений в ряде западноевропейских стран.

Существенной чертой реализма литературы Возрождения явился прежде всего грандиозный диапазон художественного изображения жизни.

В творениях великих писателей Возрождения с невиданной глубиной и полнотой предстал внутренний мир людей в тесных и органических связях с внешним миром. От песен любви раннего итальянского Возрождения (поэзия Петрарки) до изумительной широты и проникновенности воспроизведения человеческих характеров и обстоятельств Шекспиром - таков охват жизни литературой Возрождения.

Второй особенностью реализма Возрождения была критика, перераставшая часто в острое сатирическое обличение церковников, разоблачение обветшалых феодально-средневековых учреждений и норм человеческого поведения. Все это мы находим и в «Декамероне» Боккаччо, и в «Диалогах» Ульриха фон Гуттена, и в памфлетах Томаса Мюнцера, и в великом произведении Сервантеса «Дон-Кихот».

Третьей чертой реалистической литературы Возрождения является ее народность, проявлявшаяся как в изображении важных и интересных для народных масс явлений, так и в особом внимании к национальной самобытности литературы, к чистоте и совершенствованию того национального языка, на каком она создается.

Реализм Возрождения с его широким диапазоном вызвал к жизни и определил дальнейшее развитие многочисленных видов и жанров литературного творчества. Различные виды лирических произведений, новеллы, романы, трагедии, комедии, сонеты, памфлеты, проповеди, письма, диалоги характеризуют художественные завоевания передовой литературы Возрождения и в этой области.

2.5.2. Классицизм

Художественное направление в европейской литературе и искусстве XVIII - начала XIX вв.

Подражание античным образцам стало исходным принципом изображения у классицистов. К нему присоединились и два других, с ним тесно связанных: подражание природе (под природой понималась вся реальная действительность) и подчинение голосу разума.

Все это в известной мере продолжало и развивало сделанное литературой Возрождения. Однако в классицизме выявились и слабые стороны. Вместо разностороннего живого воспроизведения характеров, которое с таким блеском предстало у Шекспира, в произведениях классицистов проявились односторонность, схематизм в изображении людей.

Как целостная художественная система классицизм сформировался во Франции XVII в. в период укрепления и расцвета абсолютизма. Зачинателем поэзии и поэтики классицизма был Малерб. В основе эстетики классицизма лежат принципы рационализма; они утверждают взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное.

Ведущей формой литературного творчества французского классицизма явилась драматургия. В центре драматических произведений были предметы, представлявшие интерес для всей нации. Это нашло яркое выражение в трагедиях Корнеля, особенно в его трагедии «Гораций».

В драматургии классицисты выдвинули получивший широкую известность принцип трех единств: единства действия, времени и места. Этот принцип был условен. Бесспорным было только первое условие: единство действия. Что же касается других, то они стали стеснительными рамками для изображения полноты жизни. Стремление к воссозданию этой полноты заставляло многих представителей классицизма нарушать два последних единства.

Присущая классицизму сословная ограниченность не могла, конечно, не сказаться в произведениях его представителей: в выборе героев, в отборе событий, в языке.

Но главное было, естественно, не в этом, а в том сильном и значительном, что прокладывало дорогу к последующим формам уже реалистического изображения жизни позднейшего времени.

Ярко выявились реалистические тенденции и в передовой русской литературе конца XVIII века.

И Державин в его сатирических одах, и молодой Крылов, и Фонвизин, оставаясь в основном в рамках классицизма, уже начинали движение к критическому реализму.

Художественным направлением (течением) столько же предреалистического, сколько и предромантического характера, пришедшим на смену классицизму, был сентиментализм. Сентиментализм возникает на Западе в условиях все более обострявшихся противоречий между аристократией и буржуазией, игравшей в период борьбы с феодализмом прогрессивную роль. Яркое выражение новое художественное направление получает в середине XVIII века в Англии.

В противовес классицистической установке на изображение в высоких жанрах высших общественных кругов сентименталисты предлагают изображать обыкновенных людей в обстановке их повседневного быта.

Вместо исключительных исторических событий в центре повествования становится частная, личная жизнь человека. В противовес недостаточному вниманию классицистов к миру чувств и переживаний простых людей сентименталисты основное внимание сосредоточивают на раскрытии богатства внутренней жизни обыкновенного человека. В противовес требованиям аристократической изысканности литературной речи сентименталисты делают ставку на демократизацию языка, на приближение его к разговорной речи.

Литературные произведения и по содержанию и по форме делались более доступными и интересными для широких кругов.

Появляются новые жанры повествовательной литературы: дневники путешествий, эпистолярные романы, произведения, содержащие исповеди героев.

Чрезвычайно усиливается лирический элемент в эпических произведениях сентименталистов. Прослеживая внутреннюю жизнь персонажей своих произведений, писатели в нравоучительных целях, составлявших пафос их произведений, активно вмешивались в повествование, высказывали свое отношение к изображаемому, непосредственно подчеркивали нужную позицию в разрешении той или другой нравственной проблемы. В качестве примера могут быть названы произведения выдающихся английских сентименталистов: «Сентиментальное путешествие» и «Тристрам Шенди» Стерна, «Памела» и «Кларисса Гарлоу» Ричардсона и другие.

Большую социальную остроту приобрел сентиментализм во второй половине XVIII века во Франции, находившейся на пороге буржуазной революции. Примером могут служить произведения Руссо. С позиций утверждаемой им свободы человека Руссо и ведет борьбу с разрушающимся феодальным укладом жизни.

В романе «Новая Элоиза» французский писатель выступает глашатаем прав каждого человека на свое место в жизни и человеческое счастье.

Значение русского сентиментализма, возникшего в конце XVIII века, было меньшим, чем значение западного.

В России сентиментализм представлял собой лишь одно из ответвлений литературы, в противовес которому уже тогда формировалось и прокладывало себе дорогу; направление, ознаменованное именами Крылова, Новикова, Фонвизина, Радищева и подготовившее последующее развитие русского критического реализма.

Тем не менее некоторую прогрессивную роль русский сентиментализм все же сыграл. Это сказалось у русских сентименталистов в заострении внимания к внутренней жизни людей, в демократизации (сравнительно с классицизмом) тематики, героев и языка литературных произведений.

Названные черты русского сентиментализма наиболее отчетливо проявились в таких произведениях основоположника этого художественного течения в России Карамзина, как «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», «Наталья - боярская дочь» и в ряде других.

2.5.4. Романтизм

Романтизм - одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII - первой половине XIX в., получившее всемирное значение и распространение. В XVIII в. романтическим (франц. romantique, англ. romantic) именовалось все фантастическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности.

Романтизм как целостная художественная система сложился на рубеже XVIII-XIX вв. в эпоху решительной смены феодальной системы общественных отношений капиталистической. Тогда же слово «романтизм» становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.

Основной социально-идеологической предпосылкой романтизма было разочарование в результатах Великой французской революции и в буржуазной цивилизации вообще.

В искусстве романтический тип сознания (охвативший самые различные сферы общественной жизни - философию, политику, социологию, политэкономию), духовного освоения жизни сложился в виде особых, свойственных только романтизму принципов воспроизведения характеров и обстоятельств, а именно - в виде художественного воспроизведения индивидуального характера как абсолютно самоценного и внутренне независимого от окружающих его внешних обстоятельств.

Герой у романтиков одинок, внутренне не зависим ни от кого, ни от чего, бежит от окружающей его среды, как Чайльд Гарольд Байрона или герой «Кавказского пленника» Пушкина. Или силой своей собственной воли властвует над средой, далекий от нее и таинственный, как Конрад в «Корсаре» Байрона. Или он становится освободителем, спасителем людей, народа - благодаря все той же таинственной силе своей личности, как Лаон и Цитна в поэме «Восстание Ислама» английского революционного романтика Шелли. Но во всех случаях характер романтического героя предстает как собственное достояние самой его личности. Романтизм, писал Горький, «пытается вознести личность выше общества, показать ее источником таинственных сил, награждает человека чудесными способностями».

Вместе с тем ощущение одиночества, состояние отчуждения от общества тяготило романтиков и рождало стремление к иным условиям внешнего существования, созвучным их внутреннему миру. Рожденный на почве «буржуазной эмансипации» личности, романтизм является вместе с тем подчеркнуто антибуржуазным искусством. Не находя в окружающей их действительности никакого положительного содержания, романтики искали это содержание вне условий своего существования или вне реальной действительности вообще, а именно: в истории прошлого, вернее, в мечте по прошлому, в котором личность чувствовала себя еще частицей целого; в эстетических иллюзиях прошлого, в которых люди представляли себе свое единство с общей и высшей судьбой человечества; в экзотических странах, еще не затронутых современной цивилизацией; в освободительных и национально-освободительных движениях, требовавших консолидации всех творческих сил народа; в мечте, в фантастических представлениях об идеальных условиях человеческой жизни, в грезах о гармонии личности и общественного бытия.

Романтизму всегда присуще отчуждение личности от породивших ее обстоятельств, стремление этой личности к иным, пусть совершенно неопределенным, неясным условиям жизни. Поэтому в целом творческие принципы, метод романтического искусства можно определить следующим образом: романтизм предусматривает художественное воспроизведение жизни в виде самооценных личностей, независимых по своим характерам от окружающих обстоятельств и устремленных в иной, созвучный им мир, при произвольной (условной или конкретно-исторической) образной детализации.

Романтики открыли необычайную сложность, глубину и антиномичность духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному - существенные черты романтического мировосприятия.

Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий. Разлад между идеалом и действительностью, характерный и для предшествующих направлений, приобретает в романтизме необычайную остроту и напряженность, что составляет сущность так называемого романтического двоемирия. При этом в творчестве одних романтиков преобладала мысль о господстве в жизни непостижимых и загадочных сил, о необходимости подчиняться судьбе (поэты «озерной школы», Шатобриан, Жуковский); в творчестве других (Байрон, Шелли, Мицкевич, Лермонтов) преобладали настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла.

Теоретики романтизма проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров, взаимопроникновение искусств, синтез искусства, философии, религии, подчеркивали музыкальное и живописное начала в поэзии. С точки зрения принципов художественной изобразительности романтики тяготели к фантастике, сатирическому гротеску, демонстративной условности формы, смело смешивали обыденное и необычное, трагическое и комическое.

Господство романтизма в художественной культуре человечества падает на первую треть XIX в. Но романтизм продолжает развиваться и в дальнейшем - в течение всего XIX в. и в XX в, в тех случаях, когда возникала необходимость в особой актуализации личной самоценности человека.

Классической страной романтизма была Германия. Основы романтического миросозерцания и романтической эстетики заложены немецкими писателями и теоретиками иенской школы (В. Г. Ваккенродер, Новалис, бр. Ф. и А. Шлегели, Тик). Опираясь на философию И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинга, они создали философскую, эстетическую и литературную теорию романтизма (в том числе теорию романтической иронии), получившую европейский резонанс, противопоставили буржуазной действительности идею преображения мира посредством искусства, «автономию» творческого «я». Немцы же создали первые образцы искусства романтизма: комедия Тика «Кот в сапогах», лирический цикл «Гимны к ночи» и роман «Генрих фон Офтердинген» Новалиса, ряд фантастических повестей. Герой Новалиса - мечтатель, уходящий в иллюзорное царство грез, не входящих ни в какое соприкосновение с действительностью. Перенося читателей в средневековую Германию (XIII в.), Новалис идеализирует средние века, всячески подчеркивая, что разум человека, его социальные стремления бесплодны и никчемны, что подлинными ценностями являются лишь поэзия и религия, а подлинной реальностью - человеческая мечта, которая может получить свое осуществление только в ином.

Второе поколение немецких романтиков (гейдельбергская школа) отличает интерес к религии, национальной старине, фольклору (сказки бр. Я. и В. Гримм и др.). Высокого совершенства достигла лирическая поэзия (Й. Эйхендорф). Гейдельбергские романтики оформили принципы первого научного направления в литературоведении (фольклористике) - мифологической школы.

В позднем немецком романтизме нарастают мотивы трагической безысходности (драматургия и новеллистика Клейста), критическое отношение к современному обществу и ощущение разлада мечты с действительностью (рассказы и повести Гофмана). Идеи и художественные принципы Гофмана оказали влияние на последующую литературу - как реалистическую (Бальзак, Диккенс, Достоевский), так и на символистскую (иррациональные и мистические мотивы). Демократические идеи позднего романтизма нашли свое выражение в творчестве А. Шамиссо, лирике Г. Мюллера, в поэзии и прозе Гейне.

Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом, острое ощущение противоречивости, даже катастрофичности исторического процесса. Неприятие современного промышленного общества, идеализация старины, добуржуазных патриархальных отношений, воспевание природы, простых, естественных чувств - основные мотивы поэтов «озерной школы»: У. Вордсворта, С. Т. Колдриджа, Р. Саути. Не веря в идею «разумного» переустройства мира, они противопоставляли ей христианское смирение, религиозность, проникновение в иррациональное начало человеческой психики. Интерес к национальной старине, к устной народной поэзии отличает творчество В. Скотта - автора романтических поэм на средневековые сюжеты и основоположника жанра исторического романа в европейской литература. Гимном красоты мира и прекрасной человеческой природе может быть названа поэзия Дж. Китса. Настроениями борьбы и протеста проникнуто романтическое творчество Байрона и Шелли. Однако неясность политических идеалов и перспектив общественного развития рождала в творчестве Байрона чувство трагической безысходности, мотивы «мировой скорби». Созданные им титанические образы мятежников-индивидуалистов оказали воздействие на всю европейскую, в том числе русскую (Лермонтов) литературу (так называемый байронизм).

Во Франции, где особенно сильны были традиции классицизма, романтизм встретил наибольшее противодействие и утвердился в литературе лишь в начале 20-х гг XIX в. Формирование французского романтизма связано главным образом с жанром лирического интимно-психологического романа и повести: «Атала» и «Рене» Шатобриана, «Дельфина» и «Коринна, или Италия» Ж. Сталь, «Оберман» Э. П. Сенанкура, «Адольф» Б. Констана. В эпоху господства романтизма достигает расцвета поэзия (Ламартин, Гюго, Виньи, Мюссе, Ш. О. Сент-Бев, О. Барбье, М. Деборд-Вальмор), драма (А. Дюма - отец, Гюго, Виньи, Мюссе); дальнейшее развитие получает жанр романа: психологического (Мюссе), исторического (Виньи, раннее творчество Бальзака, П. Мериме), социального (Гюго, Жорж Санд, Э. Сю).

Романтизм получил распространение и в других европейских странах (Италии, Испании, Австрии, Швеции, Венгрии, Румынии, Польше).

Утверждение национальной независимости во многом определило развитие романтизма в США, для которого характерна оптимистическая иллюзия относительно будущего Америки, менее (чем в европейских странах) тесная связь с культурами прошлых эпох. Романтизму в США родственно течение трансцендентализма (Р. У. Эмерсон, Г. Торо, Хоторн), подвергшее критике индустриализацию и урбанизацию и провозгласившее культ природы и «простой» жизни.

Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни - общенациональным подъемом после Отечественной войны 1812г., формированием дворянской революционности, обострением личного самосознания.

В русской литературе романтизм дал значительные художественные результаты уже в начале XIX в.

Начиная с 40-х гг. XIX в. романтизм в основных европейских странах уступает ведущее положение критическому реализму и отходит на второй план. Однако традиции романтизма остаются действенными на протяжении всего XIX в., обретя новые импульсы и силы в конце XIX - начале XX вв. Неоромантизм тесно связан с романтизмом не столько темами и мотивами, не столько строем произведения, сколько умонастроением, общими принципами поэтики - отрицанием всего обыденного и прозаического, «раздвоенностью» рефлексирующего творческого сознания, обращением к иррациональному, «сверхчувственному», склонностью к гротеску и фантастике. В дальнейшем традиции романтизма были усвоены, а иногда полемически переосмыслены символизмом (А. А. Блок, Р. М. Рильке). Известное стихотворение раннего Брюсова «Юному поэту» означает не что иное, как поэтическую программу романтизма: «не живи настоящим. Только грядущее - область поэта». Прямое и опосредованное воздействие идейно-творческих установок романтизма ощутимо в экспрессионизме, отчасти в поэзии сюрреализма и некоторых других авангардистских течениях.

Романтический пафос преобразования жизни, высота романтических идеалов характерны для раннего творчества М. Горького.

Рассказы о босяках - великолепные образцы собственно романтического творчества. Горький изображает босяков как людей свободолюбивых, талантливых, с гордым чувством своей самоценности, личного достоинства. Ярким примером является пекарь Коновалов, герой из одноименного рассказа.

В 20-е годы XX в. это прежде всего творчество А. Грина, который с самого начала вошел в литературу как необычайный писатель традиционного романтического склада (роман «Блистающий мир», повесть «Алые паруса»).

В 30-40-е гг. создает свой удивительно сказочный мир Е. Шварц. Дракон в одноименной пьесе подчинил страну своей тиранской власти, и все привыкли к этому, считают его тиранию вполне нормальным состоянием жизни. Но вот появляется странствующий рыцарь Ланцелот и освобождает народ от дракона. Исчез после этого Ланцелот из города на какое-то время, и в стране появился новый диктатор, по своей собственной воле. Но возвращается Ланцелот - и вновь страна свободна.

Когда пьеса появилась в печати в 1943 г., ее интерпретировали у нас как антифашистское произведение. Но достаточно было непредвзято прочитать ее чтобы увидеть, что пьеса от начала до конца была повернута к собственной нашей действительности - с явным разоблачением сталинской тирании и с романтической надеждой на спасение от нее.

Леонид Ефимович Пинский

Реализм эпохи Возрождения

© С. Я. Левит, составление серии, 2015

© Л. Д. Мазур, правообладатель, 2015

© «Центр гуманитарных инициатив», 2015

Очерки, вошедшие в эту книгу, посвящены реализму эпохи Возрождения как этапу в истории реализма. Несмотря на ряд ценных монографий и множество статей как об отдельных писателях, так и литературе этой эпохи в целом, своеобразие ренессансного реализма, его отличие от реализма иных эпох, в нашей критике еще мало выяснено. Содействовать восполнению этого пробела – цель этой книги.

От анализа крупнейших литературных памятников или, точнее, отдельных проблем, связанных с их оценкой (комическое у Рабле, историческое содержание трагедии Шекспира, значение донкихотской ситуации), к выяснению общей природы реализма Возрождения, его основной темы, его понимания типического – такой путь исследования представлялся более плодотворным при недостаточной разработанности проблемы. Но отсюда и неизбежность ограничения тематики книги, которая не заменяет курса литературы и не претендует на полноту охвата художественной жизни, но лишь подготавливает материал для определения своеобразия данной художественной ступени.

Что касается отбора имен, то он не нуждается в особом обосновании. Эразм, Рабле, Шекспир и Сервантес – вершины гуманизма XVI века и его художественной мысли – в наиболее характерной форме представляют и реализм Возрождения во всем его историческом своеобразии. Небольшой очерк о знаменитых мемуарах Челлини, рассматриваемых в связи с ренессансной этикой «доблести», служит своего рода «фактографической» иллюстрацией к магистральной теме искусства этой эпохи.

В общей форме характеристика реализма Возрождения и его эволюции дана во вступительной статье.

Реализм Возрождения

I. Возрождение и гуманизм

Возрождением, или Ренессансом, называется в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха перехода от Средних веков к Новому времени.

Между средневековым и собственно буржуазным обществом лежит историческая полоса вызревания капиталистического уклада в недрах абсолютистского феодального строя. Эпоха Возрождения (начиная с середины XV–XVI века, а для Италии с XIV века) связана с началом этого процесса, с рождением капиталистической эры, так же как эпоха Просвещения (XVIII век) означает его конец. Аграрный переворот и переход от ремесла к мануфактуре; великие географические открытия и начало мировой торговли; победа королевской власти и образование современных национальных государств; начало книгопечатания, «открытие» античности и расцвет свободомыслия; возникновение протестантства и утрата католической церковью монополии в духовной жизни; социальное потрясение Великой крестьянской войны и Нидерландской революции; начало естествознания, общественной мысли, искусства и литературы Нового времени – таковы основные черты «величайшего прогрессивного переворота, пережитого до того человечеством».

«Вся эпоха Возрождения… была плодом развития городов», где веками назревал этот переворот. Истории культуры Возрождения предшествует развитие с XII–XIII веков вольных городов-государств, духовная жизнь которых отмечена смелыми критическими и еретическими тенденциями, знаменовавшими кризис средневекового мировоззрения: «христианский индивидуализм» мистических течений в религии, «новый путь» в философии, расцвет сатирико-критических жанров в искусстве. Однако между христиански дуалистической, мятущейся мыслью позднего Средневековья и цельной, жизнерадостной светской мыслью Возрождения лежит заметная грань. Недаром гуманисты и художники Возрождения отворачиваются от бесплодной схоластики и «варварской» готики предыдущего периода, обращаясь к новым источникам – к изучению природы и античности. Сознавая историческую грань, отделяющую их от прошлого, итальянские гуманисты (историки Л. Бруни, Ф. Биондо) рассматривают его как завершившуюся эру, для которой вскоре находят термин «среднее время» или «средний век» (media tempestas или medium aevum) в отличие от античности и современной им эпохи. Название «Ренессанс» употреблено впервые Вазари в «Жизнеописаниях знаменитейших живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) для обозначения новой в истории изобразительного искусства фазы, возродившей после средневекового «упадка» античные нормы прекрасного, основанные на изучении природы и человека.

Как ни велико, однако, влияние античности на идеи Ренессанса, существо их к нему не сводится. Взгляд на Возрождение как «Возрождение классической древности» (название известной работы Г. Фойгта, 1859) давно признан слишком узким и неудовлетворительным. Кроме того, «интерес к античности» исторически шире, чем ренессансный антицизм. Авторитет Аристотеля и Платона, Вергилия и Овидия был достаточно велик уже в разные периоды Средневековья, а объем знакомства с античными текстами у Петрарки и Боккаччо, первых гуманистов Возрождения, не превосходил этих сведений у философов-схоластиков, у аверроистов и у Данте (правда, на протяжении XV–XVI веков знание древних значительно возросло). С другой стороны, культ греко-римской мысли характеризует и классицизм XVII столетия и век Просвещения, в особенности общественное сознание и искусство периода Французской революции («гражданский классицизм»). Каждый раз понимание античности и характер ориентации на «древних» при этом были различны и соответствовали потребностям собственной культуры. Эпоха Возрождения открывает в античной мысли ее «языческий» – в отличие от Средних веков – интерес к человеку и ко всему «посюстороннему», ее «гуманистическую» природу. Впоследствии, в XVII веке, Малерб, родоначальник французского классицизма, как и его современники, во имя «цивилизующей» рассудочной и регламентирующей античности, решительно отвергают Ронсара, вершину поэзии Возрождения, его язычески чувственную оду и ренессансно свободные нормы творчества, воспитанные на страстном изучении все той же античности.

Основополагающим для понимания Возрождения является его историческое место, отношение его идей к Средним векам и к Новому времени. Этот вопрос, раньше не вызывавший никаких сомнений, в современных буржуазных исследованиях о культуре Ренессанса предельно запутан. Уже с XVIII века устанавливается взгляд на эпоху Возрождения как на начало Нового времени. Просветители часто усматривают в гуманистах XIV–XVI веков своих предшественников. Из борьбы партий в итальянских городах-государствах Кондорсе выводит возникновение критической мысли. Гегель в «Философии истории» называет эпоху Возрождения «утренней зарей» современной культуры. Противопоставление Ренессанса Средним векам становится в XIX веке общим местом, в особенности после французского историка Мишле. В труде Я. Буркхардта (1860), идеи которого надолго определили позиции исследователей, Возрождение по всем основным чертам (антитрадиционализм, индивидуализм, культ античности, интерес к природе и человеку, эстетизм, разрыв с христианством) выступает как антипод Средневековья.

Но уже эта работа обнаруживает упадок историзма в либерально-позитивистическом подходе к Возрождению, которое описано у Буркхардта как статическая картина замкнутой культуры, а не как трехвековой процесс развития Италии в его возникновении и дальнейшей трансформации. Скрытая тенденция Буркхардта – понимание культуры Италии XIV–XVI веков как некоего идеального прообраза нормального и «естественного» буржуазного общества, свободного от примитивной корпоративности, от христианской, да и любой морали, ограничивающей личность, и от прочей средневековой отсталости. У новейших последователей Буркхардта эта концепция все чаще приводит к «социологическим» аналогиям между XVI и XX веками, к сближению индивидуализма Возрождения с антисоциальным аморализмом и ницшеанским культом «эстетически рафинированной бестии», к отождествлению централизации политической жизни в XVI веке с тоталитарными тенденциями эпохи империализма и т. д. Цель подобной модернизации Возрождения – установление вечного «ритма» в развитии общества, иначе говоря, апология капитализма.

Второе направление в работах о культуре Возрождения, откровенно реакционное, зарождается еще во второй половине XIX века (Патер, Герцони), но начинает задавать тон преимущественно после Первой мировой войны и Октябрьской революции (Бурдах, Хёйзинга, Жильсон, Нордстрём, Февр, Лаведан, Торндайк и др.). Отвергая революционные изменения в истории идей и придерживаясь «постепенного» эволюционизма, представители этого направления находят все основные принципы философии и искусства Ренессанса уже в Средних веках, начиная с XII–XIII веков. Искусство XV–XVI веков в Европе, оказывается, в основном еще продолжает готику, так же как благочестивый «христианский гуманизм» развивает религиозный индивидуализм средневековых мистиков. Культура Возрождения якобы была лишь поздним цветением, бабьим летом или, по выражению Патера, «второй жатвой» Средневековья и не создала в сфере мысли по сути ничего качественно нового. Поэтому не Италия XIV–XVI веков, а Франция XII–XIII веков будто бы является родиной Ренессанса. Цель подобной «медиевизации» Возрождения – доказать, что великое искусство Ренессанса и его мысль, как все великое и творческое, рождается лишь в лоне христианской церкви (неотомизм).

Ренессанс Культура … Википедия

Испанская культура эпохи Возрождения - Завершение реконкисты и объединение Кастилии и Арагона дали мощный толчок развитию испанской культуры. В XVI XVII столетиях она пережила период расцвета, известный под названием «золотого века». В конце XV и первой половине XVI в. в Испании… … Всемирная история. Энциклопедия

I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Западе. В. Буржуазно дворянский реализм в России. Г. Реализм революционно демократический. Д. Пролетарский реализм.… … Литературная энциклопедия

Реализм - (от позднелат. realis – вещественный, действительный). 1) Термин, обозначающий правдивое отражение действительности в художеств. образах, объективную истину в иск ве. Синонимы Р. – реалистичность, правдивость, истинность. В этом… … Балет. Энциклопедия

реализм - РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis вещественный, действительный) философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, толкуемую либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

РЕАЛИЗМ - (от позднелат. realis вещественный, действительный), художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов действительности. Утверждая… … Литературный энциклопедический словарь

Реализм в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства Р. принимает конкретные формы… …

- (от позднелат. realis вещественный, действительный) филос. направление, признающее находящуюся вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания,… … Философская энциклопедия

Правдивое, объективное отражение реальной действительности на языке того или иного вида иск ва. В этом смысле Р. представляет собой осн. тенденцию поступат. развития художеств. культуры человечества. В каждый новый историч. период Р. приобретает… … Философская энциклопедия

- (от позднелат. realis вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм… … Художественная энциклопедия

I Реализм (от позднелат. realis вещественный, действительный) идеалистическое философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая… … Большая советская энциклопедия

Раннему творчеству как доклассовому, так и раннеклассовому (рабовладельческому, раннефеодальному) свойствен стихийный реализм, который достигает своего высшего выражения в эпоху образования классового общества на развалинах родового строя (Гомер, исландские саги). В дальнейшем однако стихийный реализм постоянно ослабляется, с одной стороны, мифологическими системами организованной религии, с другой -- художественными приемами, сложившимися в жесткую формальную традицию. Хорошим примером такого процесса может служить феодальная литература западно-европейского средневековья, идущая от реалистического в основном стиля «Песни о Роланде» к условно-фантастическому и аллегорическому роману XIII--XV вв. и от лирики ранних трубадуров (нач. XII в.) через условную куртуазность развитого трубадурского стиля к богословской абстрактности предшественников Данте. Не ускользает от этого закона и городская (бюргерская) литература феодальной эпохи, тоже идущая от относительного реализма ранних фаблио и сказок о Лисе к голому формализму мейстерзингеров и их французских современников. Литературная теория на этих этапах, поскольку ее можно назвать теорией, неизменно формалистическая, и реализм в общем и целом прямо пропорционален наивности художественного произведения, его свободы от школы и традиции.

Приближение литературной теории к реализму идет параллельно развитию научного миросозерцания. Развитое рабовладельческое общество Греции, заложившее основания человеческой науки, первое выдвинуло и представление о художественной литературе как о деятельности, отображающей реальную действительность. Аристотелю принадлежит знаменитая теория поэзии как «подражания природе», возрожденная литературоведением Ренессанса и классицизма. Утверждая поэзию как «подражание природе», Аристотель противопоставлял однако поэзию, которая «изображает человека, как он должен быть», истории, «изображающей человека, как он есть». Эта формулировка, с одной стороны, отражает рационалистический, антиэмпирический характер греческой науки, но, с другой стороны, в ней содержится правильное понимание того, что художественный образ является не слепком единичных явлений, а обобщением, поднимающимся над случайностями частного. Античной литературе, так же как и позднейшему классицизму, для которого теория Аристотеля была в значительной мере адекватна, чужд историзм. Существующее общество принимается как вечное. «Человек как он должен быть» -- не «человек вообще» позднейшей буржуазной теории, а человек, строго иерархизованный. Возникает «сословно-жанровая» иерархия, которая отводит высшие жанры высоким страстям царей и героев, а низшие -- комическим действиям рядовых людей.

Великая идеологическая революция Ренессанса принесла с собой и небывалый дотоле расцвет реализма. Но реализм -- только одна из стихий, нашедших выражение в этом великом творческом кипении. Подобно тому как например в миросозерцании Парацельза сожительствовали элементы строго научные с остатками старого и с необузданной фантазией магического и астрологического типа, так и в искусстве Ренессанса реализм встречается в самых причудливых сочетаниях с другими тенденциями. Пафос Ренессанса не столько в познании человека в существующих общественных условиях, сколько в выявлении возможностей человеческой природы, в установлении, так сказать, ее «потолка». Но это сочетается с глубоким проникновением в природу «человека», который для художников Ренессанса есть прежде всего современный человек, личность, освобождающаяся от средневековых оков. Героический реализм Ренессанса выразился с особенной силой в творчестве Рабле. На высшую ступень поднимают реализм Ренессанса Шекспир и Сервантес. «Дон-Кихот» и фальстафовские пьесы Шекспира дают гениальные образы разложения феодального средневековья. В своих трагедиях Шекспир дает целую галерею человеческих образов, в которых освобожденная личность развертывается с богатством и конкретностью, которые никогда не были превзойдены. Но реализм Ренессанса остается стихийным.

Создавая образы, с гениальной глубиной выразившие эпоху в ее революционной сущности, образы, в которых (особенно в «Дон-Кихоте») развернуты с предельной обобщающей силой намечающиеся противоречия буржуазного общества, которым суждено было в дальнейшем все более углубляться, художники Ренессанса не сознавали исторического характера этих образов. Это были для них образы вечных человеческих, а не исторических судеб. С другой стороны, они свободны от специфической ограниченности буржуазного реализма. Их реализм не оторван от героики и поэзии. Это делает их особенно близкими нашей эпохе, создающей искусство реалистической героики.

Классицизм XVII в. является в значительной мере формализацией и окостенением искусства Ренессанса. Он стоит к последнему в том же отношении условно-традиционного искусства к искусству стихийно-свободному, в каком напр. позднейший рыцарский роман стоит к «Песне о Роланде». В классицизме торжествует «сословно-жанровая иерархия», наметившаяся уже в античном искусстве. Высшие жанры и благородные страсти -- область «великих мира сего» (les grands). Страсти эти изображаются с большой правдивостью и тонкостью (Расин); низшие сословия способны только на низшие комические страсти: их место в комедии, сатире, романе, который стоит почти вне литературы. В этих низших жанрах классицизм широко допускал введение конкретных бытовых деталей, но функция этих деталей была отнюдь не познавательная, а служила усилению комического эффекта; благородный зритель смеялся тем громче, чем более комические персонажи были похожи, с его точки зрения, на реальную чернь. Эта обязательность комического подхода исключала подлинно реалистическую установку. Последняя проникала только как своего рода контрабанда. И хотя исторически комические жанры классицизма сыграли крупную роль в формировании реалистического стиля буржуазии, последний возникает только с того момента, когда разрывается связь между иерархией жанров и иерархией сословий и бытовая литература освобождается от подчинения комическому.

Нельзя признавать в подлинном смысле реалистическим и так наз. плутовской роман. Последний никак не выпадает из сословно-жанровой системы классицизма. И в нем плебей остается неполноценным человеком; если в комедии он обязан быть только смешным, то в плутовском романе он только жулик. Реализм возникает вместе с новым чувством собственного достоинства в буржуазии, опрокидывающим сословно-жанровую иерархию. Первый большой шаг в этом направлении делает Мольер в «Мизантропе».

Литературный процесс в Европе в 17 веке отличается очень большой сложностью и противоречивостью. 17 век является эпохой, обозначившей переход от Возрождения к Просвещению, и это определило особенности исторического и культурного развития в европейских странах происходит укрепление позиций феодально-католической реакции, и это вызвало кризис ренессансного гуманизма, с наибольшей силой выраженный в искусстве барокко. Барокко как стиль формируется не только в литературе, но и в живописи, музыке. Как литературное течение барокко обладает целым рядом общих мировоззренческих и художественных принципов.

В основу барокко положена полемичная по отношению к ренессансным традициям концепция человека. Существо слабое и хрупкое, человек, как полагали писатели барокко, обречен блуждать в трагическом хаосе жизни. Глубоко пессимистическая концепция бытия приводит литературу барокко к аскетическим религиозным идеалам. Барокко создает элитарную теорию искусства, утверждает особый метафорический орнаментальный стиль. Основываясь на идее дисгармонии мира, писатели барокко, стремясь выразить идею дисгармонии в самой образной системе произведения, увлекаются смысловыми и живописными контрастами. Наиболее яркое воплощение принципы барокко нашли в творчестве великого испанского драматурга П.Кальдерона.

В европейском барокко складываются два течения - высокое и низовое, или демократическое, барокко. Элитарным идеям, возвышенной риторике высокого барокко, представленного театром П.Кальдерона, поэзией Л. де Гонгоры, Д. Донна, пасторальным и галантно-героическим романом, низовое барокко противопоставляет стиль комического бурлеска, во многом сознательно пародирующий возвышенную образность (наиболее ярко данные тенденции выразились в плутовском романе 17 века).

Другим литературным направлением 17 века стал классицизм, получивший особый расцвет во Франции. Необходимо помнить, что истоки классицизма уходят в эстетику Возрождения, создавшую культ античности как средоточия художественного идеала.

Классицизм отразил подъем национального самосознания французского общества. В первой трети 17 века во Франции происходит становление абсолютной монархии, которая приводит к ликвидации феодальных междоусобиц и образованию единого централизованного государства.

Этот исторически прогрессивный процесс создает объективные предпосылки для развития классицизма. Глубокое воздействие на эстетку классицизма оказали идеи Р.Декарта, создателя рационалистической философской школы.

В своем развитии классицизм 17 века прошел два основных этапа. В первой половине 17 века он утверждал высокие идеи гражданственности и героизма, что нашло отражение в политических трагедиях П. Корнеля. Во второй половине 17 века, после трагических событий Фронды, в классицизме углубляются трагические мотивы.

Классицизм создал стройную эстетическую теорию, которая получила завершенное воплощение в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство». Классицисты разработали нормативную теорию искусства, включающую четкую дифференциацию «высокого» и « низкого», строгие жанровые и стилевые каноны. Рационалистическая установка определила концепцию человека, особенности конфликта в классицистических произведениях. Вместе с тем классицисты отстаивали принцип «подражания природе», «разумного правдоподобия», что позволило им воссоздать в своих произведениях типические черты общественной жизни 17 века.

Для литературы Возрождения характерны уже вышеизложенные гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, "реализм Возрождения"(или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического. социалистического.

В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта(Ромео и Джульетта), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. В поэзии становится наиболее характерной формой сонет(строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.