Налог с продаж: возвращение. К чему готовиться простым россиянам? Что лучше - налог с продаж или НДС? В ожидании повышения налогов (Шестакова Е.) Как подготовиться к повышению налогов

В конце 2012 года на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей вновь была озвучена идея замены НДС налогом с продаж. Впоследствии решение этого вопроса было отложено на неопределенный срок, и шумиха вокруг него поутихла. Каковы особенности этих сборов и почему один из них хотели вернуть?

Региональный бюджет

В начале декабря прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев и его первый заместитель Игорь Шувалов заявили о возможном возвращении налога с продаж. Инициатива исходила от регионов, которые нуждаются в доходах, писали «Ведомости» со ссылкой на собственный источник в правительстве. «Мы просили об этом неоднократно», – говорил губернатор Калужской области Анатолий Артамонов .

С учетом грядущего дефицита региональных бюджетов (в том числе из-за необходимости повышения зарплат бюджетникам) требуются дополнительные налоговые источники – например, налог с оборота розничных продаж, пояснил замминистра экономического развития Андрей Клепач . По оценкам Минэкономразвития, к 2018 году дефицит бюджетов регионов достигнет 1,8 трлн рублей, для его покрытия достаточно ставки с оборота в размере 4 процентов.

НДС

Как мы знаем, НДС платят все юридические лица и индивидуальные предприниматели, за исключением отдельных категорий налогоплательщиков, обложению также не подлежат некоторые виды операций.

Впервые взимать НДС начали во Франции в 1954 году. Сейчас его применяют 137 государств. Впрочем НДС действует не во всех странах, например, в США и Японии вместо него действует налог с продаж.

Впервые взимать этот сбор начали во Франции в 1954 году. Сейчас его применяют 137 государств. Впрочем НДС действует не во всех странах, например, в США и Японии вместо него действует налог с продаж. В России данный сбор был введен с 1 января 1992 года. Вначале ставка составляла 28, затем 20, а с 1 января 2004 года – нынешние 18 процентов.

Самое главное преимущество налога на добавленную стоимость вытекает из его сути – он позволяет дифференцированно взимать плату с предприятий, в зависимости от их вклада в создание товара. С помощью НДС можно избежать многократного обложения одних и тех же затрат во время промежуточных продаж. Как следствие этого – уменьшение конечной стоимости продукции.

Кроме того, данный сбор позволяет более равномерно распределить налоговое бремя по всем этапам создания и продажи товара или услуги. А потому плательщики НДС – это практически все юридические лица, что обеспечивает устойчивость поступлений в бюджет. К тому же, многие экономисты в один голос утверждают, что именно этот вид отчислений в наибольшей степени способствует экономическому росту компаний и стабильности их платежного баланса.

Недостаток сбора, в общем-то, один – сложность его администрирования. Довольно трудно точно отследить: полностью предприятие заплатило налог или нет. Ведь для этого необходимо знать не только стоимость, по которой фирма реализовала товар, но и цену всех промежуточных продуктов и услуг, которые компания купила для производства единицы продукции. А это могут быть сотни наименований.

Второй недостаток НДС вытекает из первого: сложный контроль и запутанное законодательство создает большое количество лазеек для компаний, стремящихся сократить бремя отчислений.

Второй недостаток НДС вытекает из первого: сложный контроль и запутанное законодательство создает большое количество лазеек для компаний, стремящихся сократить бремя отчислений. Еще одно слабое место – количество чиновников, которые обслуживают этот сбор. Ради него государству приходится содержать громоздкий и дорогой аппарат работников. Все это – питательная среда для всевозможного рода злоупотреблений. Недаром Федеральная таможенная служба называет этот налог самым коррупционным из всех.

Налог с продаж

Налог с продаж взимается с покупателей в момент покупки ими товаров или услуг и рассчитывается как определенный процент от стоимости приобретения. Следует сказать, что данный вид отчислений – как региональный сбор – уже использовался в России с 1998 по 2004 год, но был отменен из-за неэффективности. Действовал сбор параллельно с НДС. Максимальная ставка налога с продаж равнялась 5 процентам. Причем различные территории страны имели право устанавливать его ставку и на более низком уровне. Такой налог, как отмечалось, сейчас используется в США и Японии, его размер там составляет 3–15 процентов, в зависимости от рода деятельности компании и ряда других факторов. В 2003 году, то есть последнем полном периоде действия сбора на территории РФ, с его помощью было собрано 56 миллиардов рублей, для сравнения НДС в том же году принес в казну 882 миллиарда.

Привлекательность налога с продаж, в первую очередь, состоит в том, что его намного проще администрировать. Для этого необходимо знать только объем продаж – и никакой сложной цепочки вычетов. Ставку умножаешь на сумму продаж, и все, проверка правильности исчисления окончена.

Привлекательность налога с продаж, в первую очередь, состоит в том, что его намного проще администрировать. Для этого необходимо знать только объем продаж – и никакой сложной цепочки вычетов.

Но недостатки этого вида сбора тоже имеются. Налог не учитывает затраты предприятия, связанные с приобретением промежуточных продуктов и услуг для производства товара, таким образом происходит многократное налогообложение одних и тех же затрат. И чем больше цепочка фирм, тем выше будет конечная стоимость продукта. Этого можно было бы избежать, введя различный процент налога в зависимости от этапа производства или продажи. Но, наверняка, такие дифференцированные ставки не будут точно отражать реальности, а поэтому будут несправедливыми – неоправданно высокими для одних компаний и неоправданно низкими – для других. Есть также опасность, что такое перераспределение произойдет не в пользу малого бизнеса. Да и чем тогда администрирование налога с продаж будет проще администрирования НДС?

Если же отказаться от промежуточного сбора вовсе и взимать налог только с финальной продажи, то платить его будут, в основном, предприятия малого и среднего бизнеса, которых значительно больше. Поэтому и в таком случае администрирование налога окажется ничуть не проще, чем в случае с НДС. Да и об «упрощенке» можно будет забыть.

Как показывает практика США и Японии, эффективность налога с продаж возможна лишь при ставках ниже 10 процентов. А размер НДС у нас составляет 18 процентов. Таким образом, переход на налог с продаж с озвученным тарифом приведет к существенному уменьшению бюджета, что неминуемо повлечет поиск способов компенсации потерь. И с большой долей вероятности можно утверждать, что предложенные меры будут неэффективными.

Что лучше - налог с продаж или НДС? В ожидании повышения налогов (Шестакова Е.)

Дата размещения статьи: 26.08.2014

Сегодня активно обсуждается вопрос о повышении налогов. И то, что налоги будут повышать, - это уже решенный вопрос, поскольку глава Правительства Дмитрий Медведев заявил в ходе рабочего совещания, что в России будет увеличена налоговая нагрузка. Вместе с тем стало известно о принятии решения о том, что налоговая нагрузка на физических лиц повышаться не будет, по крайней мере до 2019 г. А это означает, что повысится либо НДС, либо будет введен новый налог - налог с продаж. Оба налога являются косвенными, однако о том, какой из них лучше, а какой хуже, мы поговорим в данной статье.

Плюсы и минусы налога с продаж и НДС

Возвращая налог с продаж или повышая НДС, фактически Правительство возвращается в прошлое. В России уже существовал и налог с продаж, и ставка НДС была установлена в размере 20%.
С 1 января 2004 г. ставка НДС была снижена до 18%.
Налог же с продаж вводился несколько раз в истории России. Первый раз налог был введен с 1 января 1991 г., однако с распадом Советского Союза налог с продаж утратил силу. Второй раз налог вводился во время кризиса 1998 г. До 2004 г. максимальная ставка налога с продаж составляла 5%. Ее конкретный размер устанавливали субъекты Российской Федерации. Налог должны были платить компании, которые продавали товары гражданам за наличный расчет или при помощи платежных карт (ст. 349 НК РФ). При этом товары, НДС с которых платили по ставке 10%, налогом с продаж не облагались. Но с 2004 г. он также не уплачивается.
Причем практика введения налога с продаж использовалась два раза в истории, но оба раза он отменялся, поскольку фактически данный налог дублирует уже существующий налог на добавленную стоимость.
Чтобы понять, что лучше, а что хуже для производителей, продавцов и конечных потребителей (НДС или налог с продаж), необходимо разобраться в различиях двух налогов.
Во-первых, налог на добавленную стоимость является федеральным, а налог с продаж региональным, т.е. различается и администрирование налога, и расходование средств. В случае с НДС средства поступают и расходуются федеральными властями, а в случае с налогом с продаж налог поступает в казну регионов, которые в свою очередь распределяют и используют поступившие от сбора налога средства.
Во-вторых, если НДС действует во всех регионах, то налог с продаж действует только там, где региональные власти приняли соответствующее решение.
В-третьих, НДС является более сложным с точки зрения администрирования. Главные претензии к налогу - сложность его администрирования и несовершенство системы возмещения, порождающее ряд препятствий для покупателя, который пытается воспользоваться предоставляемыми льготами.
В отношении НДС нужно отметить, что, если организация реализует продукцию, в общем случае она должна заплатить налог по ставке 18%. А при покупке товаров или имущества его можно поставить к возмещению. Разницу между начисленными суммами НДС и отнесенными к вычетам организация должна перечислить в бюджет. Если же разница будет больше, то можно возместить НДС из бюджета. Однако на практике в случае заявления НДС к возмещению возможны проверки налогового органа и иные сложности.
Налог с продаж уплачивается же при реализации товара со всей суммы реализации.
Рассмотрим основные плюсы и минусы двух налогов, которые почувствуют потребители при повышении НДС или введении нового налога (см. таблицу).

Плюсы и минусы НДС и налога с продаж

Налог с продаж

Налог с продаж поступает в региональный бюджет и может быть использован регионом для собственных нужд.

Производители могут выиграть от введения налога с продаж, поскольку НДС более выгоден агентам и посредникам, которые могут фактически не уплачивать налог.

Налог является более простым в уплате в отличие от НДС

Налог увеличит инфляцию.

Введение дополнительных налогов увеличивает налоговое администрирование в стране, снижает конкурентоспособность экономики, а также может снизить рейтинг страны в части ведения бизнеса в России.

Вместо одного налога компаниям придется уплачивать и подавать отчетность по двум налогам.

Налог с продаж начисляется на общий объем выручки, что будет способствовать повышению количества случаев ухода от данного налога

Налог на добавленную стоимость уплачивается давно, и потребители привыкли в счетах видеть сумму данного налога

Повышение налога увеличит цены на товары и инфляцию.

Налог взимается в федеральный бюджет, и в этой связи пополнение региональной казны от увеличения данного налога не зависит.

Налог предусматривает целый ряд льгот и вычетов, в этой связи агенты, экспортеры имеют преимущество перед производителями.

НДС предполагает ведение в некоторых случаях раздельного учета, что не предусматривает налог с продаж

К плюсам и введения налога с продаж, и повышения НДС можно отнести, безусловно, пополнение бюджета, причем не очень важно, какой бюджет будет пополняться (региональный или федеральный), поскольку в налоговом законодательстве закреплено единство налоговой системы. Однако в отношении собираемости НДС является более перспективным. Так, в 2011 г. министр финансов Антон Силуанов заявлял, что 1% НДС с точки зрения поступлений в бюджет равен 5% налога с продаж. Поэтому с арифметической точки зрения повысить НДС проще. Но в этом случае регионы не получат дополнительные средства, как это произойдет в случае введения налога с продаж.
При этом сегодня можно обратить внимание на то, что даже развитые экономики европейских стран повышают налоги. Но одним повышением налогов не обойтись, необходимо бороться с коррупцией, отмыванием денежных средств и выводом капитала за рубеж. Во времена кризиса 1920-х гг. в США были не только повышены налоги, но и вкладывались средства в развитие инфраструктуры и строительство дорог, подобный подход может быть эффективно использован и в России.
Однако, безусловно, повышение налогов имеет и очевидные минусы. Основным минусом для населения страны является повышение цен и увеличение инфляции - если в настоящее время планируется увеличение налогов на 3% (налог с продаж), то инфляция может подняться на все 5%.
Кроме того, сократившиеся инвестиции в российскую экономику в связи с введением санкций могут снизиться еще больше из-за увеличения налогового бремени, так как сегодня инвесторы не уверены в завтрашнем дне, не могут предугадать развитие ситуации и повышение налогов может также отпугнуть иностранные компании.
Повышение налогов негативно отразится и на конечных потребителях, физических лицах, ведь если юридическое лицо может принять НДС к возмещению, то граждане видят НДС только в чеках и вынуждены будут помимо данного налога нести еще и бремя налога с продаж.
Повышение налогов невыгодно и бизнесу: во-первых, введение нового налога может вызвать проблемы и сложности в администрировании у плательщиков налога, ведь на практике больше всего ошибок возникает именно при появлении новых налогов. Во-вторых, товары российских производителей из-за налогов повысятся в цене, а следовательно, будут менее конкурентоспособными по сравнению с зарубежными аналогами.
Наиболее сильное снижение доходов бюджета ощущается в части снижения по налогу на прибыль компаний, так как большинство производителей в 2013 г. существенно снизили свою маржинальность на фоне снижения деловой активности, падения рубля и медленных темпов роста реальных располагаемых доходов населения. А следовательно, если доходы падают, то введение налога с продаж не будет достаточно эффективным. Ведь производство и так снижается на фоне рецессии и падения производства.

Как подготовиться к повышению налогов

Большинство физических и юридических лиц воспринимают повышение налогов как данность, кто-то при этом планирует закрыть свой малый бизнес ввиду роста издержек, затрат и налогового бремени, кто-то решает всерьез подготовиться к повышению налогового бремени. Как это сделать?
Конечно, для физических лиц, которые почувствуют введение налога с продаж или повышение НДС по ценам в магазинах, вряд ли повышение налогов может повлечь смену работы. Однако многие уже сегодня задумываются о повышении заработной платы. И согласно трудовому законодательству работник может рассчитывать на повышение заработной платы. Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Но, к сожалению, данная норма не гарантирует 100%-ного повышения заработной платы сотрудникам.
Для компаний дело обстоит намного сложнее. Ведь при повышении налогов необходимо спланировать политику ценообразования. При введении налога с продаж или повышении НДС многие производители могут просто стать неконкурентоспособными. Необходимо также пересмотреть политику ценообразования с поставщиками, поскольку при повышении налогов и поставщики могут повысить цены на сырье и оборудование и уже сегодня нужно отслеживать тенденции ценообразования поставщиков, закладывать увеличение расходов в бюджет компании.
Необходимо составить взаимосвязанные бюджеты доходов и расходов, которые бы учитывали новую налоговую ситуацию, в которых были бы указаны новые цены на сырье, материалы, основные средства с учетом новых налогов. В некоторых случаях целесообразно совершить крупные покупки, например приобретение оборудования, машин и иных основных средств в 2014 г., поскольку повышение налогов спровоцирует повышение цен на товары и услуги. В контракты с основными контрагентами возможно включить условия на запрет повышения цен, например, в первой половине следующего года, что позволит получить некоторое конкурентное преимущество по сравнению с конкурентами, на которых повышение цен может отразиться с начала следующего года.
Некоторые малые предприятия и предприниматели, возможно, примут непопулярное решение о закрытии бизнеса. Так, после повышения страховых взносов в 2013 г., по некоторым оценкам, закрылось до 500 тыс. предприятий малого бизнеса. Аналогичная тенденция может наблюдаться и в 2015 г., так как наряду с введением налога с продаж повысятся и иные налоги, например можно ожидать повышения страховых взносов, увеличения налога на имущество, который с 2014 г. собирается с кадастровой стоимости. И тем компаниям, которые решат закрыть производство в 2015 г., необходимо продумать целый ряд мероприятий - от принятия решения учредителями до получения выписки из ЕГРЮЛ о ликвидации компании.
В заключение необходимо отметить, что, конечно, введение нового налога с продаж, равно как и повышение НДС, является непопулярной, но вынужденной мерой в условиях установления санкций против российской экономики, снижения внутреннего валового продукта и роста дефицита бюджета. Однако важно, каким образом будут израсходованы данные средства регионами или федеральным бюджетом, насколько эта мера будет эффективной. Возможно, конечно, повышение налогов является временной мерой, однако нет ничего более постоянного, чем временное, об этом нужно помнить при планировании как личного бюджета, так и бюджета компании.

Налог с продаж – это косвенный платеж, налагаемый на покупателя. Обычно он выражается в процентах от стоимости товара, которые продавец обязан отчислять в бюджет, но затраты на его уплату в результате несет конечный потребитель. Налог с продаж – популярный инструмент фискальных служб многих стран мира. Налог с продаж необязательно снимается со всех реализуемых товаров. Зачастую обложению подвергаются отдельные товары, а некоторые их группы – социально значимые, – освобождены от этого налога.

В большинстве стран налог с продаж взимается с покупателя, а не продавца, задача последнего заключается в том, чтобы перевести полученную сумму в бюджет. Во многих странах налогом облагается продажа не только товаров, но и услуг. Так как налог с продаж взимается только с конечного потребителя, промежуточные могут не уплачивать его, для этого они обязаны предоставить сертификат о перепродаже товара или услуги или же доказать, что приобретенные блага вошли в состав вновь созданного продукта, который был реализован.

Налогообложение за добавленную стоимость и продажи

В прошлом сбор с продаж был наиболее популярным видом косвенного налогообложения. Но с течением времени и усовершенствованием фискальных органов большую популярность приобрел налог на добавленную стоимость, который является в определенном роде дополненной и усовершенствованной версией налога с продаж. На данный момент процесс постепенного перехода стран мира к налогообложению добавленной стоимости, а не валовой суммы проданных товаров, продолжается.

Около двадцати процентов всех налоговых поступлений в мире обеспечивается налогом на добавленную стоимость. В то же время некоторые страны продолжают оставаться верны своим традициям в области налогообложения и не стремятся отменять налог с продаж. Наиболее известным и ярким примером является налоговая система США. В этой стране до сих пор сильны позиции традиционалистов, которые противятся многим переменам. Поэтому налоговая система данной страны сохраняет некоторые архаические черты.

Оценка влияния налога с продаж на экономику и его целесообразность

Экономические исследования Организации экономического сотрудничества и развития утверждают, что налогообложение на реализацию товаров и услуг относится к числу налогов наименее вредно отражающихся на экономике и экономическом росте. К такому выводу пришли эксперты организации после изучения множества различных видов налогов и практики их применения.

По мнению многих исследователей, такой вид налогообложения устарел, так как он не предполагает дифференцированного налогообложения лиц с разным уровнем дохода. Шкала налогообложения для всех категорий населения оказывается одинаковой. Однако налогообложение на реализацию – очень эффективный и легкий способ, наносящий экономике минимум вреда, чтобы от него можно было легко отказаться.

Многие страны пытаются компенсировать невозможность подходить дифференцированно к группам населения с разным уровнем дохода при уплате этого процента в казну, отменой его взимания при продажах ряда товаров, относимых наиболее востребованным людьми. Под этим понимается, прежде всего:

  • одежда,
  • лекарства,
  • аренда социального жилья.

Именно на эти товары приходится большая часть потребления низкодоходных групп населения. А вот автомобиль уже не относится к группе социальных товаров.

Не имеет значения, каким образом была произведена уплата за товар – наличными или банковским переводом. Налог с продаж взимается в любом случае. Даже при натуральной оплате товарами или трудом, или когда к оплате привлекается прочая собственность, предполагается уплата сбора с продаж. Однако практически все такие сделки не регистрируются и поэтому остаются в тени для налоговых служб, и, соответственно, налог с продаж с них на практике не уплачивается.

История налога с продаж в России

Впервые налог с продаж начал взиматься в России с 1991 года. Тогда он был введен еще в СССР. Ставка налога равнялась пяти процентам, а порядок его взимания определялся союзным законодательством. Но после введения налога с продаж СССР просуществовал недолго и уже в конце того же года развалился. В независимой России уже с 1 января 1992 года приняли собственную налоговую систему, в которой налог с продаж не предусматривался.

В 1998 году налогообложение такого типа было введено в России вторично. На этот раз его сделали региональным, то есть поступления от него шли в местные и региональные бюджеты. При этом субъектам федерации было позволено самим определять ставку этого налогообложения или вовсе отказаться от его взимания, но ставка не могла превышать пяти процентов. Большинство регионов, испытывая острую нехватку финансов на нужды социального обеспечения и прочие местные потребности, установило максимальную ставку этого налогообложения. Сорок процентов от сбора по этому налогу шло в бюджеты регионов и 60 процентов – в местные.

Был утвержден большой список социально значимых товаров и услуг, не облагаемых этим налогом. Прежде всего, к этой категории товаров были отнесены:

  1. Основные продукты питания.
  2. Одежда.
  3. Лекарства.
  4. Протезы.
  5. Жилищно-коммунальные услуги и сдача в аренду дома, предоставление жилья, проданная квартира, земельные участки и прочие операции, к которым привлекалась недвижимость,
  6. Перевозки пассажиров в общественном городском транспорте и автомобильные, железнодорожные, речные и морские перевозки пассажиров транспортом междугороднего сообщения.

Также не облагались налогообложением услуги, предоставляемые кредитными организациями, страховыми компаниями, негосударственными ПФ, адвокатами и прочими.

Большинство регионов ввело взимание средств за реализацию товаров и услуг в 1998 и 1999 гг. В 2002 году был принят Налоговый кодекс Российской Федерации, 27-ая глава которого впоследствии и регулировала сбор этого процента в казну. Однако уже в момент принятия Налогового кодекса было известно, что данный вид налогообложения будет взиматься лишь два следующих года. С 1 января 2004 года налог с продаж на территории Российской Федерации не взимается.

Возможность возвращения налогообложения за реализацию товаров и услуг

В середине августа 2014 года Министерство финансов разработало проект введения налога с продаж. Проект был вынесен на рассмотрение Правительству Российской Федерации. Согласно этому проекту регионы получили бы право вводить такое налогообложение при ставке до 3%. По заявлению министра финансов Антона Силуанова, введение этого взимания средств позволило бы поднять доходы региональных бюджетов на сумму до 200 миллиардов рублей.

Власти вернулись к обсуждению налога с продаж – с введением новой контрольно-кассовой техники его станет легко администрировать, рассказали «Ведомостям» шесть федеральных чиновников. Налог с продаж может стать альтернативой повышению ставки НДС при налоговом маневре (Минфин предлагает снизить страховой взнос до 22% и повысить НДС до 22%), говорят трое из них. Время на обсуждение еще есть, указывает один из трех, все решения о налогах будут приняты после мая 2018 г.

Идея обсуждается внутри экономического блока, знает чиновник, на уровень правительства пока не выносилась. Речь идет не о классическом налоге с продаж, а о торговом сборе, объясняет другой чиновник: это позволит не выделять его в чеке и не увеличивать цену на сумму налога. А еще не будет противоречия с решением Конституционного суда, подчеркивает он.

Сбор не может быть более 2–3%, предлагает чиновник: выше будет уже уход в тень. Идея обсуждается только в увязке с отказом от повышения НДС при налоговом маневре, убежден он: торговый сбор – лучшая альтернатива повышению НДС. Рост ставки НДС увеличивает нагрузку на всех, отвлекает оборотные средства, а сбор повлияет только на розницу, аргументирует он.

Еще есть идея часть сбора зачислять в муниципальный бюджет, знает другой чиновник: муниципалитеты будут заинтересованы в установке новых касс в рознице. Но решиться на это можно, только если будет 95%-ная уверенность в работе касс, основного инструмента администрирования, указывает он.

Минфин не комментирует изменения налоговой системы до выработки единой позиции правительства по этому вопросу, сообщила пресс-служба министерства.

В Минэкономразвития в установленном порядке такие идеи не поступали, заявил его представитель.

Снижение ставки страхового взноса при маневре – тема отдельная, указывает один из собеседников «Ведомостей». Если вводить налог с продаж, то взнос можно снизить, но не так радикально, отмечает другой: в любом случае это перераспределение нагрузки.

С июля 2017 г. новая кассовая техника будет обязательной для тех, кто уже использует кассы, а с июля 2018 г. – для тех, кто сейчас не обязан иметь кассу.

Отдельный вопрос – удастся ли наладить администрирование, говорит чиновник: скандал с нехваткой фискальной памяти показал, что даже переоснастить действующие магазины не так просто. Дефицит технического оборудования (самих касс и фискальных накопителей) наблюдался в регионах, фиксировались ошибки в эксплуатации новой техники, говорил руководитель группы мониторинга по применению контрольно-кассовой техники предпринимательской платформы Дмитрий Сазонов (цитата по «Интерфаксу»).

Если регионам дадут новый налог, можно будет централизовать в федеральный бюджет большую часть налога на прибыль, рассуждает чиновник: сейчас из 20% налога на прибыль 17% остается региону, новая разбивка может быть по 10% центру и региону. Регионы смогут получить дополнительные доходы: торговый сбор будет гораздо более стабильным, чем налог на прибыль, продолжает он: федеральный бюджет сможет уменьшить трансферты, система станет более сбалансированной. В итоге можно получить сразу два маневра – налоговый и бюджетный, заключает собеседник «Ведомостей».

Формат сбора хорош по двум причинам: во-первых, он уже есть в Налоговом кодексе, а во-вторых, позволяет обойти решение Конституционного суда, объясняет чиновник. Конституционный суд 14 января 2003 г. постановил, что взимание налога с продаж со стоимости товаров, которые покупаются индивидуальными предпринимателями, противоречит Конституции.

Налог с продаж можно будет собрать, дело не в администрировании, а в принципе: это неправильно и противоречит духу закона – два оборотных налога одновременно, надо выбирать, либо НДС, либо налог с продаж, считает высокопоставленный чиновник. «Лучше поднять НДС, – уверен он, – хорошо собирается, понятные честные деньги с добавленной стоимости». База для налогов разная, указывает другой чиновник: есть понятие розничной реализации, это и будет базой для сбора.

НДС все равно гарантирует более надежные поступления, предупреждает бывший чиновник. К тому же в разных регионах будет разный уровень собираемости налога с продаж и все равно больше будут выигрывать Москва и Санкт-Петербург, поскольку у них большая доля розничного оборота приходится на торговые сети, а другим регионам будет тяжело собирать налог с розничной мелочевки даже с учетом касс, переживает собеседник «Ведомостей», да и кассовая система до конца не проверена. Если кассы не покажут эффективности, получится, что куча денег потрачена просто так, поэтому в любом случае надо развивать этот механизм и делать его эффективным, спорит федеральный чиновник.

Введение налога с продаж в текущих условиях при ставке от 2 до 5% дало бы 0,3–0,8% ВВП (в условиях 2015 г.), следует из расчетов Института Гайдара, и Москва получила бы 15,6% всех поступлений, Московская область – 6,3%, Краснодарский край и Санкт-Петербург – по 4,2%, 20 регионов с крупнейшим розничным оборотом получили бы 63% всех сборов.

Сам факт, что власть научилась администрировать кассы, не может служить достаточным условием для такого сбора, по сути, он дублирует НДС, говорит старший научный сотрудник лаборатории исследования бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Дать регионам деньги можно, например, через централизацию страховых взносов за неработающее население (0,8% ВВП), указывает он, если обкладывать потребление, то лучше это сделать через НДС, потому что такой налог уже есть.

И повышение НДС, и введение налога с продаж инфляционны, указывает Александра Суслина из Экономической экспертной группы, т. е. их повышение может ударить по карману потребителей. Вклад в инфляцию от повышения НДС на 4 процентных пункта Минфин оценивал в 2 п. п. Повышение налоговой нагрузки автоматически приведет к сопоставимому повышению розничных цен, говорит сотрудник одного из крупнейших ритейлеров. С ним согласен и другой ритейлер.

Налог, взимаемый при продаже товара в виде надбавки к его цене. Может уплачиваться непосредственно покупателем или продавцом в процентах от товарооборотаСм. НАЛОГИ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАЛОГ С ПРОДАЖ

региональный налог; устанавливается НК и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог, субъект РФ определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу (ст. 347 НК). Налог взимается в соответствии с главой 27 НК (введена Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ; утрачивает силу 1 января 2004 г.). До 1 января 2002 г. взимался на основании Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Относится к налогам на потребление (косвенным налогам). Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели. Организации и индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками, если они осуществляют реализацию товара (работ, услуг) на территории того субъекта РФ, в котором установлен указанный налог (ст. 348 НК). Объект налогообложения - операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт (ст. 349 НК). Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):

Хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;

Детской одежды и обуви;

Лекарств, протезно-ортопедических изделий;

Жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче внаем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;

Зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг;

Путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых инвалидам;

Товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями;

Учебной и научной книжной продукции;

Периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

Услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями и организациями культуры и искусства (театрами, кинотеатрами, концертными организациями и коллективами, клубными учреждениями, в том числе сельскими, библиотеками, цирками, лекториями, планетариями, парками культуры и отдыха, ботаническими садами, зоопарками) при проведении ими театрально-зрелищных, культурно-просветительных мероприятий, в том числе операции по реализации входных билетов и абонементов;

Услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;

Услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

Услуг, оказываемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, оказываемых коллегиями адвокатов;

Ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями;

Услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов. В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций (ст. 350 НК). Налоговая база - стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом НДС и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога (ст. 351 НК). Налоговый период устанавливается как календарный месяц (ст. 352 НК). Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ в размере не выше 5%. Не допускается установление дифференцированных налоговых ставок:

В отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) в пределах налоговой ставки;

В зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров, работ, услуг (ст. 353 НК).

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю). Налог подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению в соответствии с НК. В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом). В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара. Датой осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения, считается день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках, или день поступления выручки в кассу, или день передачи товаров (работ, услуг) покупателю (ст. 354 НК). Особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации установлены в ст. 355 НК. Организация, осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг) через свои обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения этой организации, уплачивает налог на территории того субъекта РФ, в котором осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг), исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение товаров, работ, услуг. С введением в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога с продаж не взимаются (Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ):

Региональные налоги и сборы, предусмотренные пп. «г» п. 1 ст. 20;

Местные налоги и сборы, предусмотренные пп. «г», «е», «и», «к», «л», «м», «н», «о», «п», «р», «с», «т», «у», «ф», «х», «ц» п. 1 ст. 21 Закона об основах налоговой системы.

Отличное определение

Неполное определение ↓