Святые врачи Косма и Дамиан – первые трансплантологи Европы. Молитва к святым бессребреникам косма и дамиан Косьма и дамиан день памяти

целители и чудотворцы

Косма и Дамиан

Аравийские (по месту происхождения) или Kиликийские (по месту страдания)

Вместе с мчч. Леонтием, Анфимом и Евтропием

Святые Косма и Дамиан Аравийские широко известны среди верующих не только Германии, но и во всем христианском мире. Церковь особо призывает этих святых в тех таинствах и священнодействиях, которые направлены к исцелению души и тела. Русская православная церковь отмечает день памяти этих святых – 30 октября а католическая Германия 26 сентября.

В Германии считают, что основные, хотя и краткие сведения о житии Аравийских (Киликийских) святых бессребреников содержатся в знаменитой легенде (ХIII в.) монаха Якоба Форагине, написанной им на латинском языке и переведеной на немецкий язык только в 1921 году. Автор легенды, фрагменты которой приводит в своих творениях и архиепископ Иннокентий Херсонский (2, с. 231 – 232), был сначала доминиканским монахом, а позже стал епископом в Генуе, где скончался в конце ХIII столетия. По преданию, легенды Якоба Форагине издавались до 1500 года примерно 70 или 90 раз; люди в Западной Европе зачитывались ими так же, как и Священным Писанием. Легенда о Косме и Дамиане, созданная приблизительно между 1263 и 1273 годами, была очень популярной в народе. Ее устный пересказ стал широко известен сначала в Эльзасе, откуда предание далее переходило у верующих из уст в уста и в другие немецкие земли.

Легенда монаха Якоба Форагине повествует о пяти родных братьях – врачах: Антиусе, Леонтиусе, Евтропиусе и двух близнецах – Косме и Дамиане, родившихся в Эгее. Воспитанием детей занималась благочестивая мать по имени Феодора. Косма и Дамиан обучались искусству врачевания и имели благодать от Бога исцелять людей от всяких болезней, а также лечить зверей и животных. Младшие братья всегда следовали за ними в течение жизни. Косма и Дамиан действовали как двоица, и этот символический образ двоицы сближает их с апостолами, которых Христос, как известно, посылал проповедовать „по два“. Косма и Дамиан до своего обращения к Богу были врачами и, уверовав во Христа, продолжали оказывать помощь больным, но лечили уже они не только и не столько своим врачебным искусством, сколько призыванием имени Божия, молитвой, помазанием освященным елеем и окроплением святой водой. Благодаря учению Космы и Дамиана чудесные телесные исцеления больных были связаны с их уверованием во Христа. За изцеление деньги не взимались, за что и были названы Косма и Дамиан бессребрениками или безмездниками. Это означает, что как врачи они трудились безвозмездно, ради блага других людей, не требуя за это никакой платы. Братья строго соблюдали заповедь Христа: „Даром получили, даром давайте“ (Мф. 10,8). Как истинные христиане они не просто отказывались от платы, они считали для себя милостью Божией и великим благом врачевать безвозмездно – Христа ради, разумея, что в каждом человеке, которому они помогают в болезни, живет Христос. Они врачевали людские недуги не столько ради славы людской, сколько ради славы Самого Бога, даровавшего им благодать исцелений. Косма и Дамиан как бессребреники стали сынами Всевышнего уже во время своей земной жизни, – и в этом они видели земную награду и блаженство, которое в полной мере раскрылось в жизни небесной, вечной.

Однажды некая больная женщина по имени Палладия, растратившая почти все состояние на лечение своей болезни у разных врачей, услышала о чудесах и учении Космы и Дамиана. Она обратилась к ним за помощью и в результате лечения получила долгожданное исцеление. В благодарность за это она тайно предложила одному из братьев – Дамиану – вознаграждение, но он сначала отказался его принять. Тогда Палладия взмолила его и попросила принять ее дар совсем не из любви к богатству, а как жертву ради Имени Божия. Этот подарок в дальнейшем послужил причиной недолгой ссоры двух братьев. Косма справедливо напомнил брату, что они, приступая к подвигу, обещали друг другу никогда не нарушать обет и не заниматься стяжательством. Опечаленный Косма даже попросил близких не хоронить в будущем его в одной могиле с Дамианом. Однако по прошествии некоторого времени Косма решил поступить по-христиански: смилостивился и простил своего брата.

Также широко распространено предание об одном из самых известных деяний Космы и Дамиана Аравийских – операции по замене ампутированной язвенной ноги одного из пациентов, ногой недавно умершего мавра (эфиопа?). Этот сюжет нашел свое отражение во многих произведениях средневекового искусства. Об операции рассказывается и в тексте инкунабулы из жизни святых, появившийся в 1489 году в Аугсбурге: „Один человек страдал заболеванием ноги. Лекарства не помогали. Однажды во сне ему явились оба святых. С собой у них были хирургические инструмента и мазь. Один спросил другого: „Где нам взять ногу, чтобы заменить эту?“ Тот отвечал: „Сегодня будут хоронить чёрного мавра со здоровой ногой“. Первый сказал: „Принеси её“. Он отрезал ногу мавра, приставил её к ноге больного и обильно наложил мазь. А больную ногу положили мавру в гроб. Когда пациент проснулся, боли как не бывало. Он встал и приказал слугам принести свечи. Он повсюду рассказывал, что с ним произошло. Люди сбежались к гробу мавра и увидели отрезанную ногу. Они радовались свершившемуся чуду и с жаром благодарили Бога и святых Косму и Дамиана…

Об удивительных врачах-безмездниках и их чудесах во время лечения прослышал игемон Лиссий, наместник киликийской земли при императоре Диолектиане, приказавший доставить братьев к нему в Киликию. Расспрашивая о происхождении и родстве Космы и Дамиана, прославившихся чудесными исцелениями больных, он удостоверился, что они действительно лечат не за деньги и земные блага, а безвозмедно, однако по вере своей являются христианами. Узнав, что они проповедуют своим больным учение Иисуса Христа, игемон, будучи язычником, принуждал Косму и Дамиана в его присутствии принести жертву идолам, но братья-христиане проигнорировали этот приказ, за что он повелел их сначала избить, а потом связать цепями и бросить в морскую пучину. Однако братья Косма и Дамиан, укрепленные силой Божией и неожиданно явившимся Ангелом, чудесным образом были спасены от потопления и невредимыми предстали перед своим жестоким судьей. Увидев братьев живыми, удивленный Лисий произнес:
– Заклинаю вас, ответьте мне, почему вы остались совершенно здоровыми после этих пыток? Вероятно, вы прибегаете к какому-то волшебству, которым и побеждаете болезни!? Научите и меня этому искусству, чтобы я мог последовать вашему учению и предстать перед моим богом Адрианом…


Не успел Лисий произнести последние слова, как перед ним неожиданно появились два беса, ставшие беспощадно его избивать по лицу и всему телу. Наместнику ничего не оставалось делать, как с воплем обратиться за помощью к Косме и Дамиану:

– О, мои господа, помолитесь за меня Богу!

Братья выполнили его просьбу, и – бесы тут же исчезли. Едва опомнившись от случившегося, неблагодарный игемон сказал братьям:

– Видите?! Мои боги разгневались на меня за то, что я хотел им изменить и оставить их! Я не нуждаюсь далее в вашей помощи. И не хочу больше терпеть поношение вами моих любимых богов.

Лисий приказал слугам развести большой костер и ввергнуть Косму и Дамиана в его пламя. К его удивлению, огненные языки потеряли свою естественную силу и совсем не коснулись святых братьев, а опалили и уничтожили многих язычников, стоявших вокруг костра. Тогда по приказу того же Лисия к Косме и Дамиану стали применять другие пытки с целью добиться их отречения от христианской веры. Их предали жестокому мучению: тела братьев стали растягивать между столбами и при этом сильно избивать. Святые Косма и Дамиан силою Божию претерпели и эти, казалось бы, невыносимые пытки. В это время по приказу того же Лисия других трех братьев Леонтия, Анфима и Евтропия заперли в темницу. Святых Косму и Дамиана решили распять на кресте и при этом побивать их камнями, но последние, не нанося никаких ран святым, отскакивали от их тел и падали в толпу язычников. Тогда разгневанный мучитель Лисий приказал вывести из темницы трех братьев и поставить их около крестов Космы и Дамиана. Воины, вооруженные луками, стали в стрелять во всех братьев, но смертельные стрелы отлетали и поражали мучителей и толпу язычников. После всех этих многочисленных страданий Господь оставил непобежденными святых братьев, и тогда судья Лисий приказал обезглавить мечом всех пятерых братьев.


Когда пришло время хоронить тела обезглавленных братьев-мучеников, кто-то из христиан вспомнил о завещании Космы, желавшего после своей кончины не лежать в одной могиле с Дамианом, принявшим однажды от женщины подарок… В момент обсуждения вопроса о захоронении святых мучеников откуда ни возьмись появился старый верблюд. Он подошел к людям и закричал человеческим голосом, что всех братьев надо хоронить только вместе, что и было сделано.


Этот эпизод запечатлен на фреске „Погребение Святых Космы и Дамиана“, являющейся частью большого алтаря церкви Сан Марко во Флоренции, итальянский художник Фра Джованни Анджелико (1438 – 1440 гг.) изобразил погребение пяти человек, что соответствует жизнеописанию Космы и Дамиана Аравийских и их младших братьев.
По легенде Форагине, братья-мученики претерпели смерть в 287 году, в царствование Диоликтиана. По месту их страданий (Киликия) святых мучеников Косму и Дамиана Аравийских называют еще и Киликийскими. Напомним, что Киликия – древняя юго-восточная область Малой Азии, простиравшаяся от Памфлийского залива к востоку до Амманских гор.

По преданию, святые Косма и Дамиан приняли мученическую смерть и похоронены в Киросе (Cyrrhus), сегодня – это город Килис на южной границе Турции с Сирией. Меч, которым были усечены главы святых Космы и Дамиана с другими братьями, по преданию, в настоящее время хранится среди церковных сокровищ немецкого Мюнстера, где также имеется и частица мощей этих же врачей-бессребреников. Сразу же после смерти мучеников у гробницы святых Космы и Дамиана в Киросе часто стали совершаться многочисленные исцеления больных, и в IV- V веках их уже почитают как покровителей аптекарей, врачей и особенно хирургов, а их лики иногда помещаются на медицинских эмблемах. К Косме и Дамиану обращались за помощью во время эпидемий и лечения язвеных заболеваний. Почитание Космы и Дамиана Аравийских выразилось в посвящении им храмов, которые строятся в Иерусалиме, Месопотамии и Египте. На Синае был известен старинный монастырь Космы и Дамиана. Археологические раскопки (1907) доказали, что в Египте, в Едфу, тоже был коптский монастырь (конец IХ в.), носивший имя этих же святых. Уже в IV веке имена святых Космы и Дамиана Аравийских появляются в римских литургических текстах – как единственных восточных святых. Уже в VI веке святые Косма и Дамиан упоминаются в книге мучеников Григория Турского (540 – 594). В честь святых патриархом Проклусом была построена церковь. В Риме Папа Феликс IV перепосвятил Библиотеку Мира в базилику в честь святых Космы и Дамиана в Форуме Веспасиана. В этой церкви, которая хорошо сохранилась, имеются мозаики VI века иллюстрирующие жизнь святых. В одном Константинополе было 4 церкви во имя этих святых, ставших местом поклонения всего Востока. Причем, при них были специальные дома и помещения и временные врачебные палатки для больных, ожидающих исцеления. Из всех четырех константинопольских церквей наиболее известной стала „Паулина“ („Паулинус“), построенная во время правления (401 – 450) восточно-римского императора Феодосия II-го (13, c.12): здесь, по преданию, получил чудесное исцеление император Юстиниан I (527 – 565). По преданию, он восстановил разрушенный город Кирос и посвятил это деяние святым Косме и Дамитану, он же перенёс их мощи в Константинополь. Юстиниан построил в Константинополе церковь в честь святых, которая стала местом паломничества.

Слава о чудесных исцелениях в культовом месте мучеников-врачей Космы и Дамиана в Риме, ставшим вторым после Константинополя важнейшим местом их почитания, дошла постепенно и до немецких земель. Каким образом мощи святых мучеников из Кироса через Апамею (сегодня – Квалаат-аль-Мудиг), попали сначала в Константинополь, а затем в Рим, в церковь святых Космы и Дамиана, доподлинно неизвестно. Однако именно из Рима почитание святых распространилось через Альпы далеко на север.
Перенос частиц мощей святых мучеников из Рима на территорию немецких земель отмечен в одних исторических памятниках в конце VII столетия, а в других – в 847-м году. Старейший реликварий с мощами Космы и Дамиана в немецкой церкви, обнаруженный в 1936 году, находится в швабском местечке Альб. На этой святыне имеется надпись, свидетельствующая, что она принадлежала в конце VII столетия алтарю церкви Эннабоенерена.

Часть мощей Космы и Дамиана находится сокровищнице Эссенского католического собора. Эти святые также считаются покровителями города Эссена, а мощи были перенесены в город епископом г. Хильдесхайма Альтфридом († 874), основавшем здесь первый монастырь.

В настоящее время во многих немецких храмах и монастырях, особенно земли Баден-Вюртемберг на юго-западе современной Германии, имеются частицы мощей Космы и Дамиана Аравийских. С 1902 года в Вене хранится реликварий с мощами святых Космы и Дамиана. Их мощи имеются и в швейцарском городе Санкт-Галлен, куда они попали еще Х веке. В местечке Игис (около города Хур – (современная территория Швейцарии) в 841 году была широко известна церковь святого Дамиана (13, с. 13). Аббатство Пфэфферс (вблизи Бад Рагаца) уже 875 году также обладало мощами Космы и Дамиана. На боденском острове Райхенау, в Миттельцелле, им была посвящена первая часовня, основанная здесь в 850 году. В ХI веке в епископстве Констанц проводилось перенесение мощей святых Космы и Дамиана в бенедиктинские монастыри: в 1064 году в Мури (кантон Ааргау), Петерсхаузен (Констанц), Цвифальфен, Вейсенау, Салем, Вейнгартен.
Имеются сведения, что Карл Великий в числе других мощей передал в дар знаменитому Ахенскому собору и мощи Космы и Дамиана. Из Ахена в 952 и 974 году мощи переносили на поклонение в Трир, Кельн и Бремен. В 1647 году Мюнстеру аббатиса Мария фон Шпаур подарила небольшой реликварий с тремя башенками, где находились части мощей Космы и Дамиана.

В церковной хронике бременского автора по имени Адам (между 1072 и 1081) отмечается, что тот самый реликварий с мощами Космы и Дамиана Аравийских, который сегодня находится в Мюнхене, „в 965 году архиепископ Адалаг доставил в Бремен прямо из Рима“. Реликварий случайно был обнаружен в 1434 году в стене домского собора в Бремене, куда при неизвестных обстоятельствах и были замурованы мощи. Когда реликварий открыли, от святых мощей исходило удивительное благоухание. После чудесного обретения в Бремене мощей Космы и Дамиана здесь были зафиксированы многочисленные случаи исцеления больных.

Издревле распространено почитание св. врачей-безсребренников и на Православной Руси, где было принято в храмах Косьмы и Дамиана молиться об исцелении от недугов. В сборниках для домашнего чтения, распространенных во времена Московской Руси, глава семьи торжественно читал своим домочадцам в день памяти святых: «Косма и Дамиан, прияша от Бога дар исцеления и подаваху здравие душам же и телесем врачующе всякие болезни, и исцеляюще всяк недуг и всяку язю в людях». Даруют они и духовное здоровье, Косьма и Дамиан являются покровителями книжного учения. В Азбуковнике XII в. читаем: «Есть обычай многим учащимся совершати молебныя пения святым бессребреникам Косме и Дамиану». С еще большим почтением стала Русская православная церковь относиться к ним после чудесного спасения царской семьи при крушении поезда недалеко от Харькова, случившегося 30 октября 1888 года. Император Александр III тогда некоторое время один удерживал на спине крышу перевернувшегося вагона, пока остальные пассажиры не выбрались наружу. Государь при этом возносил молитвы именно святым Косме и Дамиану Аравийским, чья память отмечалась в тот день. Россия была потрясена случившимся. Поэтому на месте, где царская семья была спасена от гибели, в деревне под названием Борки, вскоре выстроили храм. В то время в России было написано множество икон с изображением святых Космы и Дамиана. Им возносили благодарственные молитвы, служили молебны и возвели немало часовен и храмов.

Многие из написанных тогда образов сохранились. Например, в селе Хомутово, в храме Покрова Пресвятой Богородицы, хранится икона с изображением ангелов-хранителей всех членов царской семьи и святых, чью память православная церковь ежегодно отмечает 30 октября. Среди них есть и святые бессребреники Косма и Дамиан Аравийские. На Руси им молятся при недугах не только телесных, но и душевных, призывая их также защитить от внезапной смерти.

В древнерусском языке имена Космы и Дамиана чрезвычайно рано стали соединяться в одно слово-понятие Козьмодемьян (Кузьмодемьян); так эти святые называются в перечне праздников в новгородской берестяной грамоте XI века, так же называется во многих говорах соответствующий праздник и церкви в честь этих святых.

В заключение необходимо отметить то, что в Русской Православной Церкви почитаются еще две двоицы святых мучеников Космы и Дамиана:

– Римские, безмездные врачи (родились, жили и пострадали в 284 году в Риме, где были побиты камнями при императоре Карине, память 1/14 июля);

– Асийские, бессребреники и чудотворцы (родились в III веке в Малой Азии от благочестивой христианки Феодотии, мирно скончались и были похоронены в Феремане; память 1/14 ноября);

Молитва Святым Косме и Дамиану Аравийским

Чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающи, аще и вдасте себе учению врачебному, но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких недугов от Бога прияли есте. Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете. Тем же ныне и нас, припадающих к Вам пред честною иконою вашею, скоро услышите, юныя дети, вашей помощи во учении книжном просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере выну да преуспеют. На одре болезни лежащим, человеческая помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте. Многажды в болезни впадающия и от лютых недугов в уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и благую и сами себе и живот свой воли Христа Бога предают. В недузех сущих, о исправлении же жития не радящих, во гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати. Братию Святаго Храма сего, вашему Святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия, от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от иступления ума, от смертоносный язвы, от внезапный смерти, и всемощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспевающих, в добрых делах усердных, в молитве к Богу прилежных, да с Вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго духа, во веки веков. Аминь.

События из истории иконы

Православная Церковь почитает все три пары святых, живших, как считается, в разное время и в разных местах: Косма и Дамиан Асийские 1/14 ноября, Косма и Дамиан, претерпевшие в Риме, 1/14 июля, Косма и Дамиан Аравийские 17/30 октября. В Четьях-Минеях святителя Димитрия на 17 октября пишется: «Три суть двоицы свв. безсребреников Космы и Дамиана, купно сими имены зовомы, врачевскую хитрость имущие. Едине быша сынове Феодотии жены благочестивыя, иже с миром усопша, и положени быша на месте Фереман (1 ноября). Друзии же хождаху в Риме, имуще учителя завистлива, ихже он лестию на гору возведе, аки собирати былие, и камением поби их (1 июля). Третии же сии, ихже почитается ныне память (17 октября), бяху от Аравитския страны, врачевское художество умеющии» (все даты даны по ст.ст. – Прим. ред.).

Есть и четкая иконографическая разница в каноне написания образа: братья Асийские «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра». Празднуемые 1 июля: «Косма млад, аки Димитрий Селунский… Дамиан млад, аки Георгий мученик, кудреват, в правых руках держат кресты, а в левых сосудцы». Бессребреники от 17 октября «подобны Флору и Лавру».

Александр Афанасьев в книге «Язык иконы» 1 пишет: «Поглощение культа римских врачей культом азиатских братьев было на Руси столь полным, что не только простой народ, но и этнографы перестали отличать одну пару братьев от другой. Оговоримся, представление народа и этнографов о слитности культа обеих пар братьев не разделяли авторы лицевых подлинников. Если “безмездных врачей” (1 июля) подлинники описывают с соответствующими их профессии атрибутами - сосудцами и кисточками для нанесения мази, то у “курятников” (1 ноября) такие знаки отсутствуют. <…> По мере общего культурного подъема, который демонстрировала Русь, начиная с XVII века, двоеверный культ “курятников” все более бледнел, и одновременно с тем же культурным подъемом в обществе росла потребность в особых свербытийных покровителях культуры. <…> Идя навстречу школярам, иконописцы, по ассоциации с сосудцами и кисточками врачей-бессребреников, вложили в руки “курятников” чернильницы и гусиные перья, что сразу сделало их любимцами русской учащейся молодежи. Настоящая реформа стала со временем общепринятым явлением, и в справочниках, перечислявших святых и случаи, в которых следует к ним обращаться, нередко писалось, что Косму и Дамиана, чья память 1 ноября, следует молить “о просвещении разума к учению грамоты”». От братьев-целителей их отличает наличие в руках сосудцев с кисточками или чернильниц с перьями, тогда как у врачевателей мы видим на византийских иконах сосудцы с мазями в одной руке и кресты с другой. Изрядно различаются и жития святых.

Косма и Дамиан, бессребреники, врачи безмездные, в Риме претерпевшие, чье почитание позже слилось на Руси с почитанием святых из Азии – Асийских, – жили в Риме, в III веке после Р.Х. Их родители-христиане воспитывали детей в духе благочестивом и со страхом Божиим. За ведение строгой и праведной, целомудренной жизни Господь наградил их даром исцеления болящих. Они переходили из города в город, из места в место, разыскивая болящих, излечивая их, своим бескорыстием и добротой они снискали всеобщую любовь. Однако, слыша слова благодарности, братья никогда не принимали их на свой счет, говоря, что исцеляют они не столько знаниями и силой, но волей Господней, и никогда не брали ничего за свое ремесло, памятуя Христово наставление: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10; 8).

Так как чудесные исцеления многих подвигали к обращению в христианскую веру, недовольные этим римские власти решили схватить врачей. Христиане просили братьев укрыться, что те поначалу и сделали. Но, после того как римские воины схватили вместо них несколько невинных жителей, святые предпочли выйти из укрытия и добровольно сдались.

Сначала святых заключили в темницу, а затем повели на судилище. Их поставили перед лицом императора Карина, который стал требовать от них обращения в языческую веру. Стоит ли говорить, что братья не только отказались выполнить такое требование, но открыто исповедовали перед императором свою веру! Но император неоднократно настаивал, в ответ же братья также неоднократно призывали его обратиться в веру истинную. Когда увидели они, что их усилия в том не приносят плодов, то, по молитве Господу и исполнившись Духа Святого, сказали: «Ты отвращаешься от Бога истинного, пусть же лицо твое отвратится от своего места – на стыд тебе». Тут же шея императора искривилась так, что он не мог ее выправить. Карин пришел в ужас и стал просить святых исцелить его, но те ответили, что не раз говорили, исцеляют они не своею силой, но силой Господней. И только когда сам император попросил святых исцелить его молитвой Господней, а, по другим источникам, сам воскликнул: «Верую в Тя, Господи Иисусе Христе, истинный Боже, помилуй мя и не помяни первого моего неведения!» – шея его исправилась, и уверовал и он, и многие свидетели события. Косма и Дамиан были отпущены и вновь занялись врачеванием.

Однако там, где оказалась бессильна ярость и жестокость язычников, свое взяла человеческая зависть. У Космы и Дамиана был наставник во врачебном деле. Когда они, научившись у него, со временем сами приступили к врачеванию, видя их преуспеяние в этом деле, и, главное, – бессребреническое служение, что, конечно, привлекало к ним большое количество занедуживших и лишало его, как сказали бы нынче, достаточной врачебной практики, замыслил он против святых недоброе.

Якобы в целях сбора лекарственных трав он заманил их в горы, там же, когда братья разошлись порознь, побил камнями насмерть обоих – одного, затем второго, а тела сбросил в реку. По другой версии, недалеко находился ручей, на берегу этого ручья он зарыл их тела.

Так мученически завершили свой земной путь святые мученики Косма и Дамиан, в Риме претерпевшие. Даты этого события разнятся и приходятся примерно на 283–284 годы.

Косма и Дамиан Асийские родились в Малой Азии, ни место их рождения, ни время точно не известны, кроме того, что они родились не позднее IV века после Р.Х. и жили приблизительно в одно время с Римскими братьями, отчего и произошла некоторая историческая путаница, в результате которой агиография их слилась с агиографией римской пары, что описано выше в цитате из книги Александра Афанасьева.

Мы воспользуемся тем не менее действующей легендой о них, раз она принята Православной Церковью. Святые Косма и Дамиан Асийские рано осиротели. Оставшись вдовой в молодости, их мать Феодотия воспитала своих сыновей в христианском благочестии. Хотя муж ее, грек, был язычником, Феодотия исповедовала христианство, церковь причислила ее к лику святых в сане преподобных и на некоторых иконах мы видим ее вместе с ее святыми сыновьями.

Основным занятием братьев было врачебное дело, в котором они весьма преуспели, и так же, как многих святых, прославившихся бессребреническим целительством, целомудрием и стяжавших Дух Святой, Господь и их наградил даром исцеления молитвой. Они ходили по городам и селениям, сами заходили в дома болящих и исцеляли их, по велению своего занятия они исцеляли и больной скот.

Есть легенда, по которой их позвали к тяжело больной женщине по имени Палладия, лечить которую отказались все врачи, сочтя ее недуг смертельным. По молитве Космы и Дамиана, по вере своей Палладия излечилась и, придя к Дамиану, в знак благодарности принесла ему три яйца. Зная, что целители не принимают какой-либо платы, но желая выразить всю благодарность за сохранение ей жизни, женщина попросила Дамиана принять подношение во имя Живоначальной Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. Услышав такое пожелание, врач-бессребреник не мог найти причин для отказа.

Косма же, узнав о принятии братом подношения, сильно огорчился, поскольку решил, что брат нарушил обет. Когда пришло время ему уйти из жизни, он завещал, чтобы, когда настанет этот срок для Дамиана, его не хоронили рядом с ним. Срок настал, и люди не знали, где хоронить Дамиана, не решаясь, нарушить волю Космы. И тогда случилось чудо: к ним пришел исцеленный ранее братьями верблюд и, заговорив человеческим голосом, подтвердил, что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Так мощи святых братьев были положены вместе в Феремане в Месопотамии.

Косма и Дамиан Аравийские (Киликийские) особо почитаемы католической церковью, более чем Римские и Асийские святые братья, также являясь их современниками. Они жили во времена императора Диоклетиана и занимались врачеванием в порту Эгея, а затем в римской провинции Сирия.

Главным агиографическим источником жития на западе, на который опираются агиографы более позднего времени, служит легенда доминиканского монаха Якоба Форагине, написанная им в начале второй половины XIII века.

Безусловно, что и в этом случае особый целительский дар был дан им свыше за глубину и искренность их христианской веры, за бессребреническое служение, соблюдение целомудренной жизни. Наблюдая жизнь братьев, видя исцеление больных в случаях, когда другие врачи оказывались бессильны, любя их за доброту и сострадание, многие в Киликии принимали Христову веру.

В то время в Киликии правил римский наместник императора Диоклетиана, игемон Лисий, известный жестокостью своей по отношению к христианам. Видя, какую популярность приобретают святые врачи в народе через творимые ими чудеса и как сердечно люди воспринимают их учение, он распорядился схватить их и привести к нему. Когда Косма и Дамиан предстали перед ним, он потребовал от них принести жертву на языческий алтарь. Святые не только отказалась, но снова во всеуслышание возвестили свое свидетельство о Христовой вере. Лисий разъярился, велел предать их побоям, а затем, связанных, бросить в море. Тогда по воле Господа явился ангел и, сняв с них узы, вывел на сушу. Игемон приписал событие колдовству, тогда явились ему два беса и стали избивать его. Лисий возопил, обращаясь к братьям с просьбой помолиться за него Богу, те вознесли молитву, и бесы исчезли. Но игемон был упрям и вновь, обвинив братьев в колдовстве, заключил их в темницу. На другой день Лисий приказал бросить братьев в костер, но пламя вокруг них потеряло свою попаляющую силу. Что только не изобретал игемон, заходя все дальше в своей жесткости, – святых побивали камнями и пускали в них стрелы, но камни и стрелы отскакивали от них, возвращаясь, чтобы поразить палачей.

Исчерпав все, Лисий приказал обезглавить их мечом вместе с еще тремя христианами – Анфимом, Леонтием и Евтропием, которые следовали за ними до конца жизни. Они похоронены в Киросе, ныне – город Килис на южной границе Турции с Сирией. Произошло это около 303 года после Р.Х., и сразу же после погребения у гробницы святых Космы и Дамиана часто стали совершаться многочисленные исцеления больных по молитве их или о них к святым.

Любовь и почитание всех трех пар и в восточной, и в западной Церквах было настолько велико, что история оставила нам великое множество их иконописных изводов, фресковых и скульптурных изображений как восточной, так и западной иконописных школ. Легенды, связанные с преданием о них, вдохновляли многих художников Ренессанса на изображение их чудесных деяний.

Уже начиная с IV века, почти следом за мученической гибелью братьев Аравийских и претерпевших в Риме и уходом из жизни Космы и Дамиана Асийских в честь святых строятся церкви в Иерусалиме, Египте и Месопотамии. Известен был Космо-Дамиановский монастырь на Синае, при раскопках в египетском селении Едфу был найден посвященный этим святым коптский монастырь IX века, четыре церкви известны в Константинополе. Известно, что при них были оборудованы навесы и палатки, где находились паломники, ожидавшие исцеления. Здесь, в церкви «Паулина», возведенной во времена правления восточно-римского императора Феодосия II, по Преданию, получил чудесное исцеление император Юстиниан I.

Большое число церквей и алтарей, воздвигнутых в честь Космы и Дамиана Аравийских, было построено в Германии, там хранится также большая часть их мощей, хотя какими путями они попали из Кироса через Константинополь, а затем Рим в Германию, до сих пор остается загадкой для историков-исследователей. Время переноса частиц мощей святых мучеников из Рима на территорию немецких земель разнится примерно на век – в одних исторических памятниках оно приходится на конец VII столетия, а в других указывается 847 год.
Весьма чтут имена Космы и Дамиана, хотя история не указывает, каких именно, в Крыму, связывая их с Херсонесом. По Преданию, святые были сосланы в инкерманские каменоломни. Их именем назван святой источник у подножия горы Чатыр-Даг, вблизи которого расположен Космо-Дамиановский монастырь.

Едва ли не в каждом российском городе есть храмы и приделы, посвященные чудотворцам-целителям. В Москве церкви Космы и Дамиана – на Маросейке, в Столешниковом переулке и в Шубине, известны крупные храмы в Суздале, в Муроме, две церкви – в Липецкой области, одна в Тверской, одна в Пушкинском районе Подмосковья и во многих других местах.

Русские и византийские иконописные изводы изображают их стоящими рядом с аптекарскими ложками, шкатулками или сосудцами, иногда с распятием в руках, книгами – свидетельствами учености.

Есть иконы, где Косма и Дамиан изображены вместе со святым апостолом Иаковом. Святого Иакова, в отличие от Иакова Зеведеева, среди учеников Господних называли Иаковом меньшим, он был одним из первых, кто последовал за Спасителем. Вместе с апостолами Павлом, Петром, Иоанном он почитался одним из столпов Церкви. Сын Иосифа Обручника от первой жены, он назывался братом Господним. По Преданию, епископом Иерусалимским святой Иаков был поставлен самим Иисусом, что явился ему после Воскресения. Таким образом, он стал единственным из апостолов, который не проповедовал в путешествиях, но служил сохранению веры, научал ей и священнодействовал в пределах центра тогдашнего христианского мира – святого града Иерусалима.

Жизнь его была жизнью подвижника – как мы помним, после претворения воды в вино в Кане Галилейской на брачном пиру, где Иаков был женихом, он, не став мужем, сразу же покинул и пир, и молодую невесту и последовал за Христом. Он так и не изменил обету девства, не пил вина или другого спиртного, не ел мясного и был строг в одеянии – носил только льняные одежды. Он часто уединялся в храме, где в тишине коленопреклоненно возносил Господу молитвы о своем народе.

Господь недаром поставил его на служение в Иерусалиме: городе, где распяли Господа, городе, где начальствовали римский прокуратор и первосвященник, осудившие его на смерть – непримиримые враги новой веры Христовой. Однако служение его было столь благоразумно, он свидетельствовал с такой любовью, что и иудеи Иерусалима почитали его за праведность и называли опорой всего иудейского народа.

Тридцать лет служил он в своей должности, и стараниями его святая вера Христова укреплялась в Иерусалиме, распространяясь по всей Палестине. Во время последнего посещения Иерусалима святым апостолом Павлом, при встрече его с Иаковом и пресвитерами, последние говорили ему, как сказано в «Деяниях»: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деян. 21;20).

Конечно, видя в народе все большее желание обратиться в веру истинную, иудейские правители решили, что надо противостоять этому и либо склонить апостола к иудейской вере, либо погубить его.

Желающие этого начальники, которых возглавлял не приемлющий христиан саддукей Анан, призвали святого Иакова на портик храма, где после речей, которые должны были ввести его в заблуждение, задали ему вопрос «о распятом». На что Иаков ответил, что если спрашивают его об Иисусе, то Он сейчас на Небесах по правую руку Бога-Отца и вновь вернется на облаках.

Среди присутствующих было много христиан, которые возгласили осанну имени Его, но первосвященники и фарисеи, воскликнув, что и сам праведник – в заблуждении, сбросили апостола с портика и начали побивать камнями, а апостол вознес молитву, говоря: «Господи! Прости их, ибо не ведают они, что творят!» Но в момент, когда священник из племени Рихава, люди которого не взращивали ни лозы, ни пшеницы, не пили вина и жили в палатках, попытался остановить убийц, обратив их внимание на то, что Иаков молится за своих истязателей, один из палачей, суконщик, ударил Иакова вальком по голове и умертвил его. Толпа потеряла разум, и много христиан было умерщвлено в тот день вслед за праведным епископом Иаковом.

Кроме соборного Послания, где апостол говорит, что вера без дел мертва, по Церковному Преданию, ему принадлежит составление самой первой версии чина Божественной литургии.

На иконе кисти Юрия Кузнецова он изображен вместе со святыми бессребрениками Космой и Дамианом, обычно святого Иакова пишут с братьями Асийскими.

Икона написана в теплых тонах и практически повторяет каноническую палитру иконы, хранящейся ныне в музее Андрея Рублева в Москве, но кузнецовское письмо делает эти тона более выразительными, внутреннее наполнение иконы открывается нам навстречу. Не связанные между собой ни во времени, ни в земном пути, а только бескорыстным служением престолу Божию, святые объединены на иконе в изначальном изводе по патрональному принципу – то есть волею того, кто века назад заказал иконописцу эту икону. Это мог быть придел Святого Иоанна в каком-либо храме или это был храм, посвященный Косме и Дамиану. Истории это неизвестно. Но тем не менее трое этих святых предстоят перед Богом на этой иконе равно, как равно служение Ему всех святых Его.

На картине художника Иоганна Анвандера барочного периода «Свв. Косма и Дамиан как врачи» святые изображены в окружении предметов, современных художнику, и в костюмах того времени – среди ботанических и астрологических альбомов, амуров, лекарственных растений в виде цветов, свитых в гирлянды.

В алтаре работы немецкого художника Ганса фон Кульмбаха Косма походит на алхимика со стеклянной колбой в руках, а Дамиан держит аптечную банку – альбарелло (итал.)

На фреске «Погребение святых Космы и Дамиана», что находится в большом алтаре церкви Сан-Марко во Флоренции Фра Джованни Анджелико, изображено погребение Космы и Дамиана Аравийских и их младших братьев. Здесь же находится и верблюд, о котором идет речь в предании о Косме и Дамиане Асийских. Это подтверждает некоторую путаницу в легендах, которую время уже превратило практически в одну, что не умаляет их великих Божественных заслуг ни перед Богом, ни перед людьми.

Какое чудо произошло

Рядом с мощами святых врачей-бессребреников Косьмы и Дамиана многие века и по сей день происходят многие чудеса исцеления.

Одно из чудесных событий, которые сотворили Косма и Дамиан Аравийские, приводится в инкунабуле середины XV века. В ней рассказывается, как один человек страдал язвенным заболеванием ноги, и никакие лекарства ему не помогали. Во сне ему у его постели явились оба святых, имевшие при себе хирургические инструменты и мазь. Один спросил другого: «Где нам взять ногу, чтобы заменить эту?» Брат его сказал: «Сегодня будут хоронить чёрного мавра (в некоторых других изложениях – эфиопа. – Прим. ред.) со здоровой ногой». Тогда первый произнес: «Принеси ее». Он отрезал ногу мавра, приставил ее к ноге больного и обильно наложил мазь. Больную же ногу вернули мавру в гроб. Когда пациент проснулся, нога его была здорова, боль прошла. Он велел зажечь свечи, а когда сбежались люди, рассказал им о случившемся. Все пошли к гробу мавра и увидели, что нога лежащего там отрезана. Сюжет с ногой стал поводом для многих изображений этого чуда.

Также чудеса по воле Божией происходили с этой двоицей, когда игемон Лисий пытался предать их казни, но по воле Бога, он не мог утопить их в море, они были неопалимы огнем, от них отскакивали камни при побивании, их невозможно было уязвить стрелой. Только меч смог их обезглавить, но сразу после похорон у их гробницы начались чудеса исцеления – даже из-за гроба братья продолжали труд врачевателей, еще более ярко свидетельствуя о силе Господней.

В истории братьев Асийских, помимо чудотворения, был такой чудесный эпизод: Косма не желал быть упокоенным рядом с братом, полагая, что тот нарушил обет бессребреника. И когда Дамиан отошел в мир иной и люди стали думать, как им быть, неподалеку появился исцеленный братьями верблюд, который человеческим голосом утвердил, что Дамиан взял у излеченной ими женщины три яйца не как плату, а поскольку она попросила Дамиана принять их во имя Живоначальной Троицы, после чего вопрос был решен, и братьев похоронили вместе.

О Косме и Дамиане, в Риме претерпевших, известно, что они на судилище у жестокого язычника императора Карина, помолясь, ввергли его в болезнь кривизны шеи, и только обратившись за помощью ко Господу, он получил исцеление.

Множество, множество людей, по вере своей обращающихся к Косме и Дамиану, даже не различая происхождения братьев, получают в молитве все, чего просят. Главное, чтобы молитва была искренней и настойчивой, а сердце молящегося – чистым. Святые братья непременно ее услышат и донесут Господу вместе со своей горячей и праведной молитвою за нас, и просимое непременно сбудется. Только после исполнения просьбы нам надо не забывать вознести благодарность Господу и святым Его, которые неустанно у престола Божия молятся о нас…

________________________________________
1 Александр Афанасьев «Язык икон». http://nesusvet.narod.ru/cj/books/afanasjev.htm

Память святых чудотворцев Космы и Дамиана Асийских совершается в Православной Церкви 14 ноября по новому стилю.

Житие Космы и Дамиана, Асийских чудотворцев
Братья Косма и Дамиан являются раннехристианскими святыми, жившими около IV века. Из жития известно, что хотя они родились и жили в Малой Азии, их отец происходил из Греции. Он умер, когда братья были совсем юными, и потому их воспитанием занималась мать, бывшая христианкой. Таким образом, Косма и Дамиан с детских лет воспитывались в благочестивой среде. Когда они подросли, то пожелали обучаться врачебному искусству. Обладая талантом в медицине и большой христианской любовью к людям, святые братья скоро прославились как хорошие врачи, которые были способны исцелять самые сложные болезни. Отличаясь глубокой верой, Косма и Дамиан совершали лечение больных людей с молитвой к Богу, и это делало их врачебный труд особо успешным. Святые братья заботились не только о телесном, но и о душевном здоровье приходящих к ним людей. Косма и Дамиан дали благочестивый обет, по которому никогда не брали платы за свое лечение, и благодаря этому они стали называться бессребрениками. Успех в исцелении больных сделал их известными по всей Малой Асии и привлекал к ним большое количество страждущих.
В житии святых бессребреников сохранилось предание о том, как однажды к святым врачам пришла некая женщина по имени Палладия, имевшая тяжелое заболевание. Братья исцелили ее, и в благодарность за оказанную помощь она принесла в дар Дамиану три яйца, прося принять это маленькое приношение во имя Пресвятой Троицы. На такую просьбу Дамиан не мог отказать и взял дар Палладии. Когда Косма услышал об этом, то весьма опечалился, подумав, что его брат нарушил данный Богу обет и пожелал использовать данный дар чудотворения с корыстной целью. Перед своей смертью он завещал не хоронить Дамиана рядом с ним. Вскоре после смерти Космы Дамиан также скончался, и люди, погребавшие его, были в недоумении, где должна находиться его могила, поскольку боялись нарушить завещание Космы. Согласно преданию, неожиданно пришел верблюд, который когда-то был исцелен святыми братьями, оказывавшими помощь не только больным людям, но и зверям. Он, к удивлению окружающих, провозгласил человеческим голосом, что Дамиан не нарушал обета бессребреника, но принял дар Палладии во имя Пресвятой Троицы. Тогда было решено похоронить братьев вместе. Мощи святых были погребены в Месопотамии, в городе Фереман, и от них также совершалось множество исцелений.

Почитание святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Руси
После Крещения Руси началось широкое народное почитание чудотворцев Космы и Дамиана. Благодаря преданию о заговорившем верблюде, рассказанному в житии святых, братьев-чудотворцев стали почитать не только как помощников и целителей людей, но и покровителями животных. День памяти святых назывался «Кузьминки», и этот праздник особо отмечался крестьянскими девушками, которые собирались на посиделки, встречая зиму. Считалось, что святые покровительствуют тем, кто собирается вступать в брак, поэтому им девушки молились об удачном замужестве. Кроме того, кузнецы также почитали святых Косьму и Дамиана своими покровителями, и в этот день считалось грехом проводить работы, связанные с кузнечным делом.
В народном календаре существовало множество примет, которые позволяли определить по погоде в день памяти Космы и Дамиана то, будет ли зима снежной, а следующий год урожайным.
Народная любовь к этим святым выразилась в том, что на Руси было построено множество храмов, освященных в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Кроме того, существовало большое количество населенных пунктов, которые также были названы именами святых братьев-целителей.

Тропарь, глас 8:
Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, / посетите немощи наша: / туне приясте, туне дадите нам.

Кондак, глас 2:
Благодать приимше исцелений, / простираете здравие сущим в нуждах, / врачеве, чудотворцы преславнии, / но вашим посещением ратников дерзости низложите, / мир исцеляюще чудесы.

Величание:
Величаем вас, чудотворцы славнии, Космо и Дамиане, и чтим святую память вашу, наставницы заблуждшим, исцелители болящим и собеседницы Ангелом.

Молитва:
К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем мы, недостойнии (имена), преклонше колена, прибегаем и припадающе усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших, и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатая Своя милости: избавьте нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния, и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Однажды святых позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за ее безнадежного состояния. По вере Палладии (так знали больную) и по усердной молитве святых братьев Господь исцелил умирающую, и она встала с одра своего совершенно здоровой, славя Бога. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия тайно пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: "Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы - Отца, Сына и Святого Духа". Услышав Имя Святой Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма же, узнав о случившемся, очень опечалился. Он подумал, что брат его нарушил их строгий обет. Вскоре исполнилось время святому Косме отходить ко Господу. Умирая, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через малое время умер и святой Дамиан. Все были в большом недоумении, где будет могила Дамиана. Но тут, по воле Божьей, свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Имени Божьего. Честные мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия). По смерти святые бессребреники совершили много чудес. Жил в Феремане, близ храма Космы и Дамиана, некто Малх. Однажды, собираясь в далекий путь и оставляя супругу свою надолго одну, он молитвенно поручил ее небесному покровительству святых братьев. А враг рода человеческого, вселившись в одного из друзей Малха, задумал погубить женщину. Прошло немного времени, и этот человек пошел к ней в дом и сказал, что послан Малхом, чтобы проводить ее к нему. Женщина поверила и пошла. Он завел ее в пустынное место и захотел надругаться над ней и убить. Женщина, увидев, что ей грозит опасность, с глубокой верой воззвала к Богу. Тогда явились два грозных мужа, и лукавый человек отпустил женщину, бросился бежать, но упал в пропасть. Мужи отвели женщину домой. У дома своего она, кланяясь им до земли, спросила: "Как зовут вас, спасители мои, кого благодарить мне до конца моих дней?" "Мы рабы Христовы Косма и Дамиан" - отвечали они и стали невидимы. Женщина со страхом и радостью рассказала всем о случившемся с ней, славя Бога, со слезами пошла к иконе святых братьев и сотворила благодарственную молитву о избавлении. С тех пор святые братья Косма и Дамиан почитаются покровителями святости и ненарушимости христианского брака, устроителями супружеской жизни. Издревле распространено их почитание на Руси.

В самом центре Москвы, в знаменитом Китай-городе есть Старопанский переулок , появившийся на месте средневекового урочища "Старые Паны ". Еще в XVI столетии здесь была возведена каменная православная церковь в честь святых бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших . Сегодня этот небольшой храм удивительной красоты является одним из четырех самых древних сохранившихся церквей российской столицы. В буквальном смысле зажатая между строениями XX века, она чудом уцелела в период богоборческих гонений.

ИЗ ИСТОРИИ ХРАМА СВЯТЫХ КОСМЫ И ДАМИАНА РИМСКИХ

"Несмотря на начавшиеся гонения, в 1926-1927 годах церковь святых Космы и Дамиана в Старопанском переулке удалось отреставрировать знаменитому русскому архитектору Дмитрию Сухову. Храм увенчался двухшатровым завершением, была восстановлена древняя форма порталов и наличников. Однако тогда же в ходе строительства здания "Промбанка" были снесены храмовые колокольня и трапезная. В 1930 году церковь была закрыта, а уже год спустя намеренно обезображена: все плоды трудов реставратора Сухова были уничтожены. В полуразрушенном здании храма размещались разные советские учреждения, а позже коммерческие фирмы..."

Лишь в 1995 году церковь была возвращена верующим. Ее восстановили по суховскому проекту и вновь освятили в честь святых Космы и Дамиана Римских, одних из трех пар тезоименитых братьев-целителей III-IV веков от Рождества Христова, в числе которых - Косма и Дамиан Асийские и Косма и Дамиан Аравийские. Чья память также глубоко почитается в Русской Церкви, и которым посвящено немало православных храмов.

ИЗ ЖИТИЯ СВЯТЫХ КОСМЫ И ДАМИАНА РИМСКИХ

"Святые Косма и Дамиан жили в III веке в Риме в период языческих гонений на христиан. Основным занятием братьев было врачебное дело. Они не брали за свой труд никакой платы, за что были прозваны "бессребрениками". Врачевание святые сочетали с христианской проповедью, разъясняя, что исцеляют с Божией помощью. Однажды братьев арестовали и привели к императору Карину, который потребовал от них отречься от Христа. В ответ целители воззвали к Богу, и императора поразила внезапная болезнь, но он тут же публично покаялся и получил исцеление. Погибли Косма и Дамиан от рук другого врачевателя, которого обуяли гордыня и зависть к святым братьям..."

По всей христианской ойкумене святым братьям стали посвящать храмы, в том числе и на Руси. В числе этих святынь - и китайгородская церковь бессребреников Космы и Дамиана Римских, где хранятся чудотворная икона святых братьев и крест-мощевик с частицами их мощей и еженедельно совершаются молебны перед этими святынями.

В беседе с +Царьградом+ клирик храма святых Космы и Даимана Римских протоиерей Андрей Привалов особенно подчеркнул то, что эти подвижники были именно бессребрениками:

"Хотелось бы подчеркнуть особенность святых бессребреников. Их обычно называют "безмездными врачами". И уникальность этого подвига в том, что святые, получая сначала и профессию врача, умноженную потом Благодатью Божией врачевать болезни людей, делали это безмездно, то есть по любви к Богу, по любви к людям. И обычно мы помним только о том, что должны к ним обращаться в наших болезнях. Но мне хотелось бы подчеркнуть, что они являются живым примером того, что можно помогать людям безмездно..."

И сегодня каждый верующий может посетить этот уникальный храм в московском Старопанском переулке и помолиться великим угодникам Божиим - святым братьям-бессребреникам Косме и Дамиану Римским.