Пустые слова: краткая история термина «патриот. Понятие патриотизм в древности. Происхождение и значение слова

Всероссийская научно-социальная программа

для молодежи и школьников «Шаг в будущее»

IV районный конкурс исследовательских работ

обучающихся 2-7 классов «ЮНИОР»

Паспорт слова «патриотизм»

Никифорова Ксения,

МБОУ «Лянторская СОШ №5»,

6 а класс

Научный руководитель:

Байрамгулова Гульфия Шакирьяновна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Лянторская СОШ №5»

Сургутский район

2014 год

I .Введение:

тема, актуальность, проблема, объект и предмет исследования 4

Цели и задачи, методы, гипотеза

II . Теоретический обзор.

Раздел 1.Этимология слова 5 Раздел 2.Значение слова «патриот» 6

Раздел 3.Преимущества патриотизма, как развивать в себе патриотизм,

крылатые выражения о патриотизме 6

Раздел 4.Патриотизм в лирике М.Ю. Лермонтова,

патриотизм в лирике А.С. Пушкина. 7

III .Практическая часть:

Собственно исследование 7

Результаты исследования 8

Анализ исследования 8

VI . Выводы.

V . Список использованной литературы.

I . Введение

Вы когда-нибудь заглядывали в паспорт человека? В нём очень много сведений: где и когда родился его обладатель, как его зовут, есть ли у него семья, где он проживает. Паспорт - основной документ гражданина России.
Паспорт имеют не только люди. Например, есть паспорта у автомобилей - в них указываются важнейшие технические характеристики автомашин. Прилагаются паспорта и к бытовым приборам, аудио­ и видеотехнике: в них рассказано, для чего предназначено то или иное устройство, как им правильно пользоваться.
Каждому слову языка тоже можно выдать свой паспорт. Что же будет в нём написано? Во-первых, можно указать происхождение слова. Какие­-то слова живут в языке давно, они родились в нём и принадлежат ему (их называют исконными ), какие­-то пришли из других языков (это - слова заимствованные ).
Во-вторых, слово имеет возраст. Есть слова - ­пенсионеры (устаревшие слова), а есть только недавно появившиеся на свет слова­ - малолетки (их называют неологизмами ).
В-третьих, у слов могут быть различные области употребления. Одни слова знают все, они всем понятны (их называют общеупотребительными словами). Другие известны только жителям какой­-либо территории (диалектизмы ) или людям одной определённой профессии (термины и профессионализмы ).
Наконец, слова могут иметь определённую стилистическую окраску. Какие-­то слова встречаются только в разговорной речи (они так и называются разговорные слова), какие-то услышать можно редко, поскольку употребляются они в основном в книгах (книжные слова).
Если суммировать всю информацию про слово, то мы и получим его паспорт. Однако чтобы правильно указать тот или иной признак слова, нужно провести большую предварительную работуКаждое слово уникально. Даже слова служебных частей речи имеют множество значений и оттенков. В обыденной жизни мы не задумываемся над каждым отдельно взятым словом, а воспринимаем их в совокупности. Есть в языке слова, которые ранят, обижают. Есть в речи слова, которые поддерживают нас в трудную минуту, есть слова, которые вдохновляют на благородные поступки и даже подвиги.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Я буду исследовать слово « патриотизм»

Актуальность. В настоящее время назрелапотребность в понимании общества к отношению каждого из нас к патриотизму, к Родине, к стране.

Проблема: отношение к патриотическому воспитанию в школах.

Объект исследования : учащиеся 6-х классов школы, учителя, родители.

Предмет исследования: исследование понимания и отношения к патриотизму

Цель проекта: составить паспорт слова «патриотизм», то есть рассмотреть его с разных сторон.

Задачи :

1.Определить происхождение слова «патриотизм».

2.Проанализировать семантические свойства данного слова.

3.Значение слова патриотизм в словарях.

4.Выявить слова, родственные слову «патриотизм», синонимы слову «патриотизм».

5.Проверить, как слово употребляется в литературе.

6.Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников. среднего звена школы с целью определения: отношения учащихся к патриотизму. Методы исследования :

Анкетирование учащихся, учителей, родителей школы.

Гипотеза:

Я предполагаю, что слово патриотизм недостаточно знакомо учащимся, они будут затруднятся в понимании этого слова. Тезис : каждому слову можно дать паспорт. Сделать это можно только после проведения тщательного лингвистического анализа.

Теоретический обзор

Раздел I .

Этимология слова

Слово заимствовано непосредственно из французского языка или через немецкий язык в значении человека преданного и любящего свою Родину Время заимствования определяется по-разному. По одним источникам - XVI век. По другим - значительно позднее - у Петра I, во времена которого идея служения отечеству и, прежде всего военного была особенно сильна. Поэтому в самом начале патриотизм как черта патриота имел значение военного патриотизма.

Истоки – в латинском слове patriota . Оно восходит к греческому - patriōtēs – patria потомки, родственники, земля отцов. Поэтому исходный пункт всей этимологической цепочки - patēr - отец. В д ругих источниках отмечается, что, попав в латынь из древнегреческого, оно имело значение и "земляк".

Главное производное слово от слова "патриот" – патриотизм . В наше время оно означает любовь к своему Отечеству, преданность ему и народу, готовность к жертвам и подвигам во имя интересов Отечества. Появились и переносные значения – преданность чему-либо, горячая к чему-либо.

Раздел 2.Значение слова патриот

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

патриот

патриотка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм м. любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный, отечественый, полный любви к отчизне. Патримониальный, отеческий, отний, отчий, отчиный.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

патриот

патриота, м. (греч. patriotes - земляк). человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. Советские патриоты зорко охраняют границы родной страны. Большевики, разоблачая роль социал-патриотов в войне 1914-1918 гг., указывали, что они, социал-патриоты, социалисты на словах и патриоты империалистического отечества на деле. Квасной патриот - человек, преисполненный квасного (см.) патриотизма.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

патриот

1.Человек, проникнутый патриотизмом. Истинный п.

2.перен., чего. Человек, преданный интересам какого-н. дела, глубоко привязанный к чему-н. П. своего завода.

ж. патриотка, -и.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

патриот

    Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

    разг. Тот, кто предан чему-л., горячо любит что-л.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

добровольная организация патриотов

подпольная комсомольско-молодежная группа в Великую Отечественную войну в с. Алексеевка Запорожской обл. в 1942 (ок. 40 чел.). Большинство участников казнено фашистами.

союз польских патриотов

СОЮЗ ПОЛЬСКИХ ПАТРИОТОВ (СПП) массовая антифашистская организация в 1943-46. Основан В. Василевской, А. Лямпе, А. Завадским и др. Организатор (1943) Войска Польского. В 1944 члены СПП вошли в Польский комитет национального освобождения.

союз русских патриотов

в 1943-48 (после 1946 - советских патриотов), создан русскими эмигрантами и их детьми во Франции (один из руководителей - Г. В. Шибанов); участники Движения Сопротивления. После 1945 сыграли активную роль в реэмиграции.

Синонимы

Отчизнолюбие, верноподданство, верноподданность, верноподданничество.

Родственные слова

Патриот, патриотка,патриотизм, патриотик, патриотически, патриотический,патриотичнейший, патриотично, патриотичность, патриотичный,

Раздел 3.

Преимущества патриотизма

Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.

Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.

Патриотизм даёт ответственность – за семью, народ и Родину.

Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.

Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране.

Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.

Проявления патриотизма в повседневной жизни.

1.Освободительные войны. Именно патриотизм, как основа сплоченности перед лицом неприятеля, помогал народам выигрывать самые страшные войны в случае, если они не были захватническими.

2.Военная служба. Готовность защищать Родину от внешнего врага – неотъемлемый признак патриотизма; человек, выбравший военную службу – проявляет патриотизм.

3.Национальные обычаи, традиции. Примером «бытового» проявления патриотизма могут служить неповторимые национальные костюмы разных народов.

Как развить в себе патриотизм

1.Семейное воспитание. Родители, проявляющие любовь и уважение к своей стране, и прививающие эти чувства детям – воспитывают детей патриотами.

2.Интерес к национальной культуре и традициям. Для того чтобы любить свой народ – его необходимо знать; осознанно изучая историю своего народа, человек воспитывает в себе патриотизм.

3.Информированность. Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны – создает базу для развития и проявления патриотизма.

4. Путешествия по своей стране. Лучшее средство узнать и полюбить свою Родину.

Крылатые выражения о патриотизме

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины.

Джон Кеннеди -

Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу.

Патриарх Алексий II -

Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ.

Николай Чернышевский -

Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные

Александр Пушкин -

Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё.- Теодор Рузвельт

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто это думает, двойное тому, кто действительно без нее обходится.

Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю.

Чужбина родиной не станет.

Высочайший патриотизм - страстное беспредельное желание блага .

Любовь к родине - не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры.

В человеке порядочном есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро,- сколько возможно больше и сколько возможно лучше.

Раздел 4.

Патриотизм в лирике М.Ю. Лермонтова

Одним из главных произведений Лермонтова, где проявляется патриотизм это стихотворение «Родина».
«Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой».
В этих строчках автор пишет о истинном патриотизме к своей Родине. Именно под словами «но странною любовью» и понимается скрытый патриотизм, который должен быть в каждом человеке.
Стихотворение «Родина» стало одним из шедевров не только лирики М.Ю. Лермонтова, но и всей русской поэзии. Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества. М.Ю. Лермонтов рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, но, несмотря на общий жизнеутверждающий фон. Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия – его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию М.Ю. Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю, а значит и патриотизм, потому что народная воля это и есть патриотизм. М.Ю. Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем времена необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: "Люблю Отчизну я, но странною любовью", "но я люблю - за что, не знаю сам", "с отрадой, многим незнакомой". Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта проявляется по отношению к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе.

Патриотизм в лирике А.С. Пушкина.

Многие произведения А.С.Пушкина «наполнены» огромным патриотизмом к своей родине.
Так чему же учит нас великий поэт? Я думаю, что в первую очередь - любви к своей родине, большой и малой. Одной из главных черт творчества Пушкина был патриотизм. Каждая строчка его стихотворений проникнута горячей любовью к России, к Родине. Вот строки Пушкина, посвященные Москве:
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось.
Родина для Пушкина - это и неприметные рябины, растущие у дома, и покосившийся забор:
Люблю печальный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор.
Картины родной природы присутствуют почти во всех главах «Евгения Онегина». Это рощи, луга и поля, среди которых протекает жизнь Татьяны Лариной. Меня поражает то, как понимает, как чувствует дворянин Пушкин русские народные песни, как проникают в душу весельчака и оптимиста их грустные мелодии: «Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика». Для Пушкина исключительно велика роль впечатлений, связанных с Отечественной войной 1812 года.
В 1814 году он пишет одно из самых замечательных стихотворений лицейского периода «Воспоминания в Царском Селе». Главная его тема - недавняя победа России над Наполеоном. О, как гордится молодой Пушкин своей родиной, своим народом!

Практическая часть .

Методы исследования:

1. Анкетирование учащихся 6 классов в октябре.

С целью исследования понимания и отношения к патриотизму нами был проведен опрос. Была разработана анкета,содержащая одиннадцать вопросов, семь из которых предполагали простой ответ « да» или « нет», остальные четыре вопроса, требовали к себе вдумчивого отношения.

Текст анкеты приводится ниже.

12.Национальные обычаи, традиции народов России имеют влияние на формирование патриотического отношения?

Результаты работы:

Анкетирование проводили у 71 ученика.

1.Знакомо ли Вам слово «патриотизм»?

2.Что обозначает слово «патриотизм?

Часто повторяющимися ответами были: «любовь к Родине», «человек гордится своей страной», «служит его интересам», «любит страну», « делает страну лучше», « работает на свою страну».

3.Как вы думаете, патриотизм – это обязательное качество для каждого человека или его нужно воспитывать?

«да» - ответили 50 учащихся, «нет» - ответили 15 учащихся, « не знаю» - 6 учащихся.

4.Если Вы считаете, что патриотизм нужно воспитывать, какими способами, на Ваш взгляд, это нужно делать?

«да» - ответили 40 учащихся, «нет» - ответили 5 учащихся, «не знаю»-26 учащихся

Ответы были следующие:«рассказывать о России», «приучать к ответственности», говорить детям «Россия- лучшая страна в мире», «помогать окружающим», «служить Родине», «идти в армию»…

Ответов в ином ракурсе не было.

5.Как вы считаете, велика ли роль школы в воспитании патриотизма?

«да» - ответили 49учащийся, «нет» - ответили 22 учащихся.

6.Считаете ли вы себя патриотом?

«да» - ответили 41учащийся, «нет» - ответили 30 учащихся.

7.Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

«да» - ответили 43учащийся, «нет» - ответили 21 учащихся., «не знаю»-7 учащихся.

8.Хотели бы вы уехать из России?

«да» - ответили 11учащихся, «нет» - ответили 60 учащихся.

9.Гордитесь ли тем, что живете в России?

«да» - ответили 67 учащийся, «нет» - ответили 4 учащихся.

10.Верите ли вы в возрождение России?

«да» - ответили 63 учащийся, «нет» - ответили 8 учащихся

11.Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

12. .Национальные обычаи, традиции народов России имеют влияние на формирование патриотического отношения к своей стране?

«да» - ответили 61учащийся, «нет» - ответили 10 учащихся.

Есть учащиеся, которые принимают участие в организации национальных концертов и праздников и гордятся этим: Сенгепова Людмила, национальный ансамбль «Пимочки»

VI .Выводы.

В ходе проделанной работы я сумела собрать очень много информации о теоретическом значении слова «патриот».

Конечно, недостаток ресурсов, а главное – опыта не позволили проделать всю работу самостоятельно: приходилось обращаться к работам лингвистов, а также прибегать к помощи Интернет – ресурсов. В итоге мне удалось составить паспорт слова «патриотизм». Это не вся информация о слове, но как и в любом паспорте, в этом будут чистые страницы, которые я со временем надеюсь заполнить.

Выводы:

Большинство учащихся понимают значение слова «патриотизм», гордятся,что живут в России, чтут национальные традиции, верят в возрождение и процветание России.Наша гипотеза не подтвердилась.

Введение:
Вопрос об отношении материального и духовного, земного и небесного занимал умы христианских мыслителей на протяжении всей истории Церкви. Сейчас он стоит особенно остро в связи с попыткой современных православных христиан осознать, как именно нужно относиться к своей земной Родине. На просторах интернета вновь и вновь вспыхивают богословские дискуссии между теми, кто называет себя "уранополитами " и теми, кто называет себя "патриотами". В этой теме мы попробуем разобраться, какая точка зрения является истинной. Начнем с терминологии.

Этимология слова "патриотизм" и определения понятий:

Этимология:

Слово "патриотизм" происходит от англ. patriotism «патриотизм» (c 1726 г.), из patriot (c добавлением -ism), далее из patriōta, из др.-греч. πατριώτης «земляк, соотечественник», далее от πατήρ «отец» . Русск. патриотизм заимств. через франц. patriotisme.

Определения:
Патриотизм - любовь к отчизне
Толковый словарь Даля. — 1863—1866

Патриот - Человек, горячо любящий свое отечество и народ, старающийся быть им полезным.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.

Отечество - страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Обоснование Патриотизма в Священном Писании:

1. Пятая заповедь

Согласно Пространному Катехизису святителя Филарета Московского, утвержденному Святейшим Правительствующим Синодом, в пятой заповеди под наименованием «родители» следует понимать всех, кто бывает для нас вместо родителей. Вместо родителей для нас являются: 1) государственная власть и Отечество, потому что государство есть великое семейство, в котором мы все - дети нашего Отечества ...
Далее святитель Филарет определяет, насколько сильно мы должны любить Родину:" Наша любовь к Отечеству должна простираться до готовности положить за него жизнь свою" . Это он подтверждает словами Евангелия: " Нет больше той любви, как если кто по-ложит душу свою за друзей сво-их" (Ин. 15,13) .
2. 1 Тим. 5,8
В том случае, если мы Отечество для нас есть великое семейство, то к нему применимы слова апостола Павла: "
Если же кто о сво-их и особен-но о домашних не печет-ся, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5,8).
3. Апостол Павел - патриот
Апостол воспринимал иудеев своими братьями и готов был умереть за них: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян" (Рим. 9,3-4). В том случае, если государство, как пишет свт. Филарет, - великое семейство, а его жители - братья, можно сказать, что апостол Павел был готов умереть за Родину, но не за Римскую Империю, а за находящийся под ее игом Израиль.

Обоснование Патриотизма в трудах святых отцов:

Святой Раноапостольный Косьма Этолийский:

"Чада мои любимые во Христе, сохраняйте муже-ственно и бесстрашно нашу священную веру и язык наших предков , так как оба этих понятия - суть нашей любимой Родины и без них нация наша погиб-нет . Братья, не отчаивайтесь. Божественное Провиде-ние хочет однажды ниспослать нашим душам небес-ное спасение, чтобы воодушевить нас на освобожде-ние от того жалкого состояния, в котором мы сейчас пребываем". (О. Александр (Носевич). Равноапостольный Косма Этолийский: Издательский Дом "Святая Гора", 2009. c.270).

Исходя из цитаты, для святого Родиной была греческая нация с ее языком и верой.

Святитель Нектарий Эгинский:

"Посему надлежит вам и в деле всей жизни вашей явить себя достойными питомцами семинарии, истинными служителями Церкви и оправданий ее, испытанными борцами за Отечество . Выходя из школы, вы вступаете на поприще духовной брани, в которой должны подвизаться и победить. Разразилась жестокая битва, и вам предстоит сражаться с многочисленными и влиятельными врагами Отечества . Ибо эллинский мир наводнен проникающими повсюду инославными миссионерами, а материалистический дух века сего стремится искоренить всякое понятие о правде и истине, добре и благочестии - все, с чем неразрывно связаны идеалы и духовная жизнь человека, истинное его счастье. Немало явилось и чудестранных претендентов на земли, издревле нами унаследованные, на земли , где испокон веков жил и трудился на благо человеческой цивилизации род эллинов. Ныне враги эти уже не столь опрометчивы, как прежде, но куда более расчетливы в злоумышлениях и действиях своих. Враги многочисленны, но бесценное достояние наше, вера и Отечество, - все, что есть у человека самого дорогого , - обязывает нас мужественно и самоотверженно встать на защиту его от покушений и передать потомкам, могущим сохранить унаследованное". ( Димитракопулос Софоклис "Нектарий Пентапольский - святой наших дней. Саратов, Издательство Саратовской митрополии, с. 175)
"Ныне Отчизна и Церковь более чем всегда нуждаются в мужах, преданных началам Креста, мужах неутомимых и живущих не для себя, но для народа и Церкви . На вас, возлюбленные ученики, взирают школа и народ, а Церковь наша ждет от вас патриотических усилий , утверждения делом и словом первооснов истины, первооснов справедливости, законов отеческих и церковных ". (Там же, с.179)
Святитель Нектарий сохраняет понимание "Родины" Косьмы Этолийского, добавляя к нему "земли". Равноапостольный Косьма не говорил об этом, потому что в его время Греция находилась под турецким игом и ее земли ей не принадлежали.

Святитель Филарет Московский:

"Добрая была мысль, посвятить храм Богу на месте, где столь многия тысячи подвизавшихся за Веру, Царя и Отечество положили временную жизнь, в надежде восприять вечную. Те из них, которые принесли себя в жертву, в чистой преданности Богу, Царю и Отечеству , достойны мученическаго венца, и потому достойны участия в церковной почести, которая издревле воздавалась Мученикам, посвящением Богу храмов над их гробами. Если же некоторыя из сих, оставляя тело, понесли на себе некоторыя тяготы грехов, некоторыя нечистоты страстей, и, к своему облегчению и очищению, требуют силы церковных молитв и безкровной жертвы, за них приносимой: то, за свой подвиг, паче других усопших достойны они получить сию помощь". (Слово по освящении храма святаго праведнаго Филарета в Спасобородинском монастыре, при обновлении сей новоучрежденной обители. http://azbyka.ru/?otechnik/Filaret_Moskovskij/slova_1=146)
"Не минута нечаянности сближает пред нами, слушатели, память безсмертнаго Михаила с памятию безсмертнаго Маккавея. Церковь предварила сей союз их своим желанием и предчувствием: Промысл оправдал ея желание событием. Вы помните оный благознаменитый день веры и любви к отечеству , когда подвигнутая опасностию его Церковь взывала к вам, именитые Россияне , пред сим самым алтарем, «да воздвигнет из вас Господь новых Маккавеев», и кто, кроме Провидения, или управил желание Церкви к предопределенному событию, или устроил событие по ея мольбе? " (Св. Филарет Московский. Слово пред погребением тела светлейшаго князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова Смоленскаго. http://azbyka.ru/?otechnik/Filaret_Moskovskij/slova_1=6)

Святитель Феофан Затворник:

"...Таковы непреложные суды правды Божией! Итак, какой есть народ «хотяй живот, любяй дни видети благи:—Уклонися от зла, и сотвори благо» (Пс.33,13. 15). Бегай роскоши и всех чувственных наслаждений, удаляйся любостяжания и неправедных прибытков, будь смиренномудр и правдолюбив, возлюби Бога всем сердцем твоим, и святой вере Его будь предан всею душою. Господь не сокрыл, что особенно привлекает гнев Его, и основания судов Своих изобразил в слове Своем для того именно, чтоб все последующие роды видели, какими путями ходить должно и каких уклоняться. Итак, вот к чему обязывает нас наша любовь к отечеству! Вот чем можем мы засвидетельствовать искренность своего ему благожелания и готовность содействовать общему его благу! Благодарным исповеданием милостей к нам Божиих, преданностью Его премудрой и святой воле и ревностным исполнением Его заповедей. Господь благословил нас в прошедшем: не будем прогневлять Его своими беззакониями, и Он не оставит милости Своей от нас и на будущее. Исповедаемся же Ему в благодарении и, всецело предав себя в Его волю, возобновим решительное намерение жить свято и неуклонно по спасительным Его заповедям. «Приидите, братья, в знаменитый день сей, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу, Спасителю нашему: предварим лице Его во исповедании. Яко Той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его и овцы пажити Его» (Пс.94,1. 2. 7; 78, 13). Но при сем, слыша глас, призывающий к закону Божию, не ожесточим сердец наших; не дадим в себе места беззакониям. Любя отечество в Господе , «возненавидим злая: и Господь сохранит души наша и из всякой руки грешничи избавит нас» (Пс.96, 10). Аминь.

Святитель Игнатий Брянчанинов:

"Благочестивые слушатели! Господь наш Иисус Христос сказал: «Больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15. 13). Такую весомую любовь явил жизнию своею, доказал смертию своею почивший раб Божий, воин Константин: он положил душу свою за Веру, Царя и Отечество . Ныне он безмолвствует во гробе; но самое молчание его есть громкая, живая, убедительнейшая проповедь о вечной любви". ("Речь при отпевании капитана I ранга К. Г. Попандопуло" 4 марта 1858)
В данном случае святитель разделяет слова из Катехизиса святителя Филарета о том, что положить душу за Отечество - есть исполнение заповеди любви. Кроме того, он добавляет к этому также Царя.
Сам святитель в одном из писем признавался, что любит Отечество: "... сказанное мною сказано от искренней любви к Вам и от любви к дорогому Отечеству , которое жалею - жалею! (Письмо 11).

Праведный Иоанн Кронштадтский:

"Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить , чтобы наследовать жизнь вечную там. Отче наш, говорим мы, иже еси на небесех. Видите, где пребывает во всей славе вечной Отец наш, Господь Бог? На небесах, там и Отечество наше. Кто верен Богу, тот верен и царю".
Эта цитата отлично показывает, что патриотизм не противоречит уранополитизму, что можно отдать жизнь за земное отечество ради Царствия Небесного, служить царю ради Бога.
Праведный Иоанн заботился о проблемах государства, в частности его волновало положение военно-морского флота: "Теперь приказано отпустить сто миллионов на постройку подобных панцирей (Речь идет о кораблях - А.М.); а способных офицеров нет как и нет, а главное - охоты к делу, патриотизма да религии в будущих моряках не предвидится, и морские будущие чудовища опять обречены будут на истребление. Господа, извините, но послушайте болящего за флот постороннего человека. Приготовьте сначала любящих Россию и Бога и преданных всем сердцем делу офицеров, как в Германии и Англии". (http://www.ornin.narod.ru/dnevnik/o_rossii.htm)

Священномученик Иоанн Восторгов:

«Безумные и слепые! Но почему же тогда исключать любовь к родным, к своему народу и своему отечеству? Разве это не люди? Разве они исключены из области проявлений и приложения альтруизма? Почему же нужно запрещать патриотизм? Дают жалкий и лживый ответ: "Патриотизм есть человеконенавистничество". Но разве, в самом деле, патриотизм есть ненависть ко всем народам, кроме своего? Разве Спаситель, плакавший о родном Иерусалиме, не любил всех людей? Разве апостол Павел, любивший такою крепкою любовью народ свой, был человеконенавистником? Разве преподобный Сергий, горячий русский патриот, как великий христианин, был чужд духа любви? Послушайте голоса природы и здравого разума; он говорит вам, что нельзя любить человечество, понятие отвлечённое: человечества нет, есть отдельные люди, которых мы любим; что нельзя любить того, кого мы знаем и с кем живём, так же, как и того, кого мы не видели никогда и не знаем ». (http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/russiaprayer/1.html)

Равноапостольный Николай Японский:

«Наказывает Бог Россию, то есть отступил от неё, потому что она отступила от Него... Без Бога, без нравственности, без патриотизма народ не может самостоятельно существовать . ...гнилой труп она по нравственности, в грязного скота почти вся превратилась, не только над патриотизмом, но над всяким напоминанием о нём издевается. Мерзкая, проклятая, оскотинившаяся интеллигенция в ад тянет и простой, грубый и невежественный народ... Душа стонет, сердце разорваться готово» . (Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) 3 (16) июля 1905. Воскресенье. http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9)

Преподобный Паисий Святогорец:

"Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду. Вера в Бога - великое дело. Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, своих родных, свою работу, свою деревню, свою область, свое государство, свою Родину. Тот, кто не любит Бога, своей семьи, тот не любит ничего. И естественно, что Родины своей он не любит, потому что Родина - это большая семья. Я хочу сказать, что все начинается с этого. Человек не верит в Бога и не считается потом ни с родителями, ни с семьей, ни с деревней, ни с Родиной. Вот это как раз и хотят сейчас разложить, для чего и насаждают это состояние расхлябанности". (Старец Паисий Святогорец. Том 2.Слова. Духовное пробуждение.)
Удивительно, что хотя старец Паисий не читал Катехизис святителя Филарета, он также считал, что Родина - большая семья.
Очень много патриотических высказываний старец Паисий делал, когда вспоминал о войне:

"Я не призываю бросаться в опасные приключения, но надо же, брат ты мой, иметь и маленечко героизма! С какой отвагой встречали герои смерть во время войны! Один монах, бывший вместе с Кондилисом (Кондилис был патриот, герой ), рассказывал мне, когда во время малоазиатской войны греки высаживали морской десант возле Константинополя, Кондилис находился на корабле и, лишь увидев Константинополь издали, стал вести себя как сумасшедший. "А ну, ребята, - кричал он, - умирать так умирать! Что сегодня, что завтра! Умирать - так молодцами, эй, ребята! Умрем героями за Родину ! " Он даже не мог дотерпеть, пока корабль пристанет к суше. От напряжения, от сильного желания он не заметил, что корабль еще не дошел до берега, - прыгнул и упал в море. Так в нем все горело! Плавать он не умел: другие побежали, вытащили его из воды". (Там же)

Патриотизм в Социальной концепции РПЦ:

Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.
Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры — православный народ.
П.4. В то же время национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия. Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания.
Противостоя таким греховным явлениям, Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон.

Таким образом, сравнивая обоснование патриотизма в Библии в соответствии с Катехизисом, высказываниями святых отцов с Социальной концепцией, мы видим, что она ни в чем не противоречит православному пониманию патриотизма, утверждая необходимость любви к Родине, но при этом не нарушая слов апостола Павла о том, что во Христе нет ни Еллина ни Иудея (Кол. 3,11).

Патриотизм в высказываниях Святейшего Патриарха Кирилла:

"Необходимо развивать у молодых людей здоровые патриотические чувства не только на уровне эмоций, но на уровне соответствующего мировоззрения... Необходимо помнить, что патриотизм предполагает любовь к своему народу и активное участие в делах государства. Мы должны поддерживать свою страну".

"Вспоминая подвиг жизни святителя Иова, начинаешь понимать, что такое настоящий патриотизм. Иногда, обращаясь к людям церковным говорят: вам не должно быть патриотами, потому что вы должны любить всех. Мы отвечаем: не может любить людей тот, кто не любит свое отечество . И святитель Иов, который душу свою положил за пасту свою за народ свой, за страну свою, являет нам прекрасный образец такого христианского патриотизма".

Видео: Патриарх Кирилл о патриотизме и национализме


Заключение:
Православный патриотизм существует и является неотъемлемой частью православного христианства, поскольку в его основе лежит заповедь любви к ближнему. Православный патриотизм имеет обоснование в Священном Писании и Священном Предании, Социальной концепции РПЦ и высказываниях Священноначалия. При этом, все эти четыре выражения православного патриотического исповедания не противоречат друг другу, а лишь дополняют. Таким образом, православный человек обязан быть патриотом, но истинно-православным патриотом, для которого патриотизм выражается в первую очередь в любви к ближним, покорности властям, честном труде и готовности защищать Родину. Любые попытки очернить слово "патриотизм", православных патриотов из Священноначалия и других патриотов-христиан, являются содействием внутрицерковному разделению, попыткой (пускай неосознанной) подорвать одну из основ православной веры. Православные должны бороться не с патриотизмом, а за правильное его понимание и воплощение в жизнь. Патриотизм никак не противоречит уранополитизму, напротив, он является неотъемлемой его частью, поскольку, как невозможно любить Бога, ненавидя ближнего (1 Ин. 2,9), невозможно любить Небесное Царство, презирая земное Отечество.

=Bonus=
Архимандрит Рафаил Карелин о патриотизме:

"В слово патриотизм люди влагают неодинаковое содержание и смысл. Естественно любить своих родителей, свой родной дом, свое отечество, но главное любить по-христиански. Любовь к своему народу не должна быть ограничением той любви, которую Господь заповедовал иметь к каждому человеку как своему ближнему, независимо от национальных и других различий. Каждый народ входит в общую семью человечества, в семью нашего прародителя Адама, поэтому люди разной национальностей по крови родственны друг другу. Гуманизм говорит об абстрактной любви к человечеству, где люди сливаются в какое-то аморфное пятно, и ради этой абстракции считают себя вправе прибегать к насилию и жестокости над реальным человеком. Либералы вообще спекулируют словом "любовь"; для них любовь это солидарность в общем грехе. Какие особенности христианской любви? - Она конкретна; она начинается с тех, кто находится рядом с нами. Люди, с которыми мы имеем контакт - это школа нашей любви; затем, христианская любовь справедлива, она не наделяет тех, кого мы любим, какими либо привилегиями. Поэтому любовь для христианина не может противостоять нравственности, напротив, она является вершиной нравственности. Здесь надо быть осторожным, чтобы естественный патриотизм не перешел бы в жестокий национализм или в гордое самозваное мессианство. Надо помнить, что события, происходящие вокруг нас, это не только воля отдельных личностей, но воплощение и реализация добра и зла, накопляемого человечеством, то есть отражение на земле некоего духовного плана. Поэтому христианский патриотизм это борьба за нравственность и духовность народа, другими словами патриотизм - это церковность, через которую начинается преображение человека, а через человека - преображение истории. Нравственность - это ключ к замку истории, который нельзя разбить ударом лома. Сама любовь, если она правильна и не подчинена страсти, подскажет человеку, как поступать ему в конкретных случаях." (


Слово «отечество» означало у древних землю отцов, terra patria. Отечеством каждого человека была та часть земли, которую освятила его домашняя или национальная религия, та земля, где были погребены останки его предков и где жили их души. Малым отечеством было небольшое огороженное пространство земли, принадлежащее семье, где находились могилы и очаг; большим отечеством была гражданская община со своим пританеем, своими героями, священной оградой и всей территорией, границы которой наметила религия. «Священная земля отечества», говорили греки. И это было не праздное слово: земля эта была действительно священна для людей, потому что здесь жили их боги. Государство, гражданская община, отечество - эти слова не были отвлеченными понятиями, как у наших современников, это было целое, состоящее из местных богов, ежедневного культа и господствовавших над душою верований.

Этим объясняется патриотизм древних, то сильное чувство, которое было для них высшею добродетелью и к которому примыкали все другие добродетели. С отечеством соединялось все, что могло быть самого дорогого для человека. В нем находил он свое благосостояние, свою безопасность, свое право, свою веру, своего бога. Теряя его, он терял все. Было почти невозможно, чтобы частная выгода расходилась с выгодой общественной. Платон говорит: «Отечество нас рождает, вскармливает и воспитывает», а Софокл: «Отечество нас сохраняет».

Такое отечество являлось для человека не только местом жительства. Пусть он покинет эти святые стены, переступит священные границы области, и для него нет более ни религии, ни какого бы то ни было общественного союза.

Всюду за пределами своего отечества он вне правильной жизни, вне закона; всюду за пределами отечества он лишен богов, лишен духовной жизни. Только в своем отечестве он чувствует в себе достоинство человека и имеет свои обязанности; только здесь он может быть человеческой личностью.

Отечество привязывает человека к себе священными узами; любить его надо, как любят религию, повиноваться ему надо, как повинуются богу. «Нужно отдаться ему всецело, все вложить в него, все посвятить ему». Любить его нужно в славе и в унижении, в процветании и в несчастии; любить его и за благодеяния и за суровость. Сократ, осужденный отечеством несправедливо на смерть, любит его, тем не менее, так же сильно. Его нужно любить, как любил Авраам своего Господа, до готовности принести ему в жертву собственного сына. Главное же, нужно уметь умереть за отечество. Грек или римлянин не умирают из преданности к одному человеку или из чувства чести, но за отечество он отдает свою жизнь, потому что нападение на отечество есть нападение на религию; и здесь человек действительно борется за свои алтари, за свои очаги, pro aris et focis, потому что, если неприятель овладевал городом, то алтари его бывали низвергнуты, очаги погашены, могилы осквернены, боги истреблены, и культ уничтожен. Любовь к отечеству - это благочестие древних.

Изгнание было не только запрещением пребывать в городе и удалением за пределы отечества, оно было в то же время и запрещением культа; оно заключало в себе то, что современные народы называют отлучением от церкви. Изгнать человека значило, по принятой у римлян формуле, отлучить его от огня и воды. Под огнем тут надо понимать огонь жертвоприношений, а под водою - очистительную воду. Изгнание ставило человека, следовательно, вне религии. В Спарте также, если человек был лишен прав гражданина, то его отлучали от огня. Афинский поэт влагает в уста одного из своих действующих лиц ужасную формулу, поражающую изгнанника: «Пусть он бежит, - гласил приговор, - и пусть никогда не приблизится он к храмам, пусть никто из граждан не заговорит с ним и не примет его к себе в дом; пусть никто не дозволит ему участвовать в молитвах и жертвоприношениях, пусть никто не даст ему очистительной воды». Каждый дом осквернялся от его присутствия. Человек, принявший изгнанника, становился нечистым от соприкосновения с ним. «Тот, кто будет с ним есть или пить, или кто прикоснется к нему, - говорилось в законе, - должен будет очиститься». Под гнетом этого отлучения изгнанник не мог принимать участия ни в какой религиозной церемонии, для него не было более ни культа, ни священных обедов, ни молитв; он был лишен своей части в религиозном наследии.

Надо принять во внимание, что для древних бог не был вездесущ. Если у них была какая-то смутная идея о божестве всей вселенной, то не это божество считали они своим провидением, не к нему обращались они с молитвами. Богами каждого человека были те боги, которые жили в его доме, в его городе, в его области. Изгнанник, оставляя за собою отечество, оставлял также и своих богов. Он не находил нигде религии, которая бы могла его утешить и взять под свою защиту; он не чувствовал более попечительного провидения над собою, у него было отнято счастье молитвы. От него было удалено все, что могло удовлетворить потребностям его души.

Религия была тем источником, из которого вытекали права гражданские и политические; все это терял изгнанник, теряя свое отечество. Исключенный из культа гражданской общины, он лишался в то же время также своего домашнего культа и должен был погасить свой очаг. Он не имел более права собственности на свое имущество, все его имущество и земля отбирались в пользу богов или государства. Не имея более культа, он не имел более семьи; он переставал быть супругом и отцом. Его сыновья не находились более под его властью; его жена не была более его женой и могла выбрать себе немедленно другого супруга. Взгляните на Регула, попавшего в плен к врагам; римский закон уподобляет его изгнаннику. Когда сенат спрашивает его мнения, он отказывается высказывать его, потому что изгнанник не может быть более сенатором; когда и жена и дети спешат к нему, он отталкивает их объятия, потому что у изгнанника нет более ни жены ни детей.

Таким образом, изгнанник вместе с потерей религии гражданской общины и прав гражданина терял также и домашнюю религию и семью. У него не было более ни очага, ни жены, ни детей. После смерти он не мог быть погребен ни на земле гражданской общины, ни в могиле своих предков, потому что он сделался чужим.

Нет ничего удивительного, что древние республики почти всегда допускали виновных спасаться от смерти бегством. Изгнание не представлялось казнью более легкою, чем смерть. Римские юристы называли его самым тяжелым наказанием.

Муниципальный дух

То, что мы узнали до сих пор о древних учреждениях, особенно же о древних верованиях, может дать нам понятие о том глубоком различии, какое существовало всегда между двумя гражданскими общинами. Пусть они находились даже совсем близко, рядом друг с другом, все же они составляли всегда два совершенно разные общества, и между ними лежало нечто большее, чем расстояние, разделяющее теперь два города, большее, чем границы, разделяющие два государства; у них были разные боги, разные религиозные

обряды, разные молитвы. Участвовать в культе гражданской общины было запрещено члену соседней общины. Верили, что боги отвергали поклонение всякого, кто только не был их согражданином.

Правда, эти древние верования постепенно с течением времени смягчились и видоизменились, но они были в полной силе в эпоху, когда складывались общества, и отпечаток этих верований остался на них навсегда.

Легко понятны следующие две вещи: во-первых, подобная собственная религия, присущая каждому городу в отдельности, должна была установить сильный и почти непоколебимый строй; и в самом деле, поразительно, как долго существовал этот общественный строй, несмотря на свои недостатки и на всю возможность распадения. Во-вторых, эта самая религия должна была сделать на многие века совершенно невозможным установление другой социальной формы, кроме гражданской общины.

Каждая гражданская община, в силу требования самой религии, должна была являться совершенно независимой. Каждая гражданская община должна была иметь свои особые законы, так как у каждой была своя религия, а законы проистекали из религии. Каждая должна была иметь свое высшее правосудие, и не могло быть суда выше суда гражданской общины. Каждая должна была иметь свои религиозные празднества и свой календарь; месяцы года не могли быть одни и те же в двух городах, так как у каждого были свои особые религиозные священнодействия. У каждой гражданской общины были свои денежные знаки; вначале монеты обозначались обыкновенно религиозными эмблемами. У каждой была своя мера и вес. Ничего общего не допускалось между двумя общинами. Разграничение было так глубоко, что с трудом можно было представить себе даже возможность брака между жителями двух различных городов. Такой союз всегда казался странным и долгое время считался даже незаконным. Законодательство Рима и Афин видимо противилось признать его. Почти повсюду дети, рожденные от такого брака, считались в числе незаконных и были лишены прав гражданства. Для того, чтобы брак между жителями двух городов был законным, должен был необходимо существовать особый договор между этими городами (jus connubii, е́πιγαμ iα ).

Кругом территории каждой гражданской общины шла черта священных границ, это была граница ее национальной религии и владений ее богов. По ту сторону границы царили иные боги и совершались обряды иного культа.

Наиболее яркой характерной чертой истории Греции и Италии до римского завоевания является раздробленность, доведенная до крайних пределов, и дух обособленности каждой гражданской общины. Греции никогда не удавалось образовать единого государства; ни латинские, ни этрусские города, ни самнитские трибы никогда не могли сложиться в плотное целое. Неискоренимую раздробленность греков приписывали географическим свойствам их страны и говорили, что горы, прорезывающие страну во всех направлениях, установили естественные границы между различными областями; но между Фивами и Платеей, между Аргосом и Спартой, между Сибарисом и Кротоном гор не было. Их не было и между городами Лациума, и между двумя городами Этрурии. Физические свойства страны оказывают некоторое влияние на историю народов, но влияние верований несравненно более могущественно. Нечто более непроходимое, чем горы, лежало между областями Греции и Италии; то были священные границы, то было различие культов; то была преграда, которую воздвигала гражданская община между своими богами и чужими. Она запрещала чужеземцу входить в храмы своих городских божеств, она требовала, чтобы ее боги ненавидели чужеземцев и боролись против них.

На этом основании древние не могли не только установить, но и вообразить себе иную организацию, кроме гражданской общины. Ни греки, ни италийцы, ни даже сами римляне очень долгое время не могли прийти к мысли, чтобы несколько городов могли соединиться вместе и жить на равных правах под одним управлением. Между двумя гражданскими общинами мог быть союз, временное соглашение в виду представляющейся выгоды или для избежания опасности; но это не было полным соединением, потому что религия делала из каждого города отдельное целое, которое не могло входить в состав никакого другого. Обособленность была законом гражданской общины.

Каким же образом при тех верованиях и религиозных обычаях, которые мы видели, могли бы соединиться несколько городов для образования одного государства? Человеческая ассоциация понималась и казалась правильной только в том случае, если она была основана на религиозном базисе. Символом этой ассоциации должна была являться совершаемая сообща священная трапеза. Несколько тысяч граждан могли еще, пожалуй, в крайности, собраться вокруг одного пританея, читать вместе молитвы и вкушать сообща священные яства. Но попробуйте-ка, при подобных обычаях, сделать одно государство из всей Греции! Каким образом можно совершать священные обеды и все те религиозные обряды, при которых обязательно должны присутствовать все граждане? Где будет помещен пританей? Как совершать обряд годичного очищения граждан? Что станется с неприкосновенными границами, которые отделяли некогда навеки область гражданской общины от всей прочей территории? Что станется с местным культом, с божествами города, с героями каждой области? На земле Афин погребен герой Эдип, относящийся враждебно к Фивам. Как же соединить вместе в одном культе и под одним управлением религию Афин и религию Фив?

Когда эти верования ослабели (а ослабели они лишь весьма поздно в умах народа), то уж не время было устанавливать новые государственные формы. Разделенность и обособленность были освящены уже привычкой, выгодой, укреплены застарелой злобой, воспоминаниями о прежней борьбе. К прежнему не было уже возврата.

Каждый город сильно дорожил своей автономией, - так называл он совокупное целое, под которым подразумевалось его право, его культ, его управление - вся его независимость религиозная и политическая.

Легче было для одной гражданской общины подчинить себе другую, чем присоединить ее к себе. Победой можно было сделать из всех жителей данного города такое же количество рабов, но она была бессильна сделать их согражданами победителей. Слить две гражданские общины в одно государство, слить народ-победитель с народом побежденным и объединить их под одним управлением - вот факт, который никогда не встречается у древних, за одним единственным исключением, о котором мы будем говорить позже. Если Спарта завоевывает Мессену, то не затем, чтобы сделать из мессенцев и спартанцев один народ; она изгоняет или обращает в рабство побежденных и берет себе их земли. Так же поступают и Афины по отношению к Саламину, Эгине, Мелосу.

Никому никогда не приходила в голову мысль дать побежденным возможность войти в гражданскую общину победителей. У гражданской общины были свои боги, свои гимны, свои праздники, свои законы, которые являлись для нее драгоценным наследием предков; и она остерегалась делиться ими с побежденными. Она не имела даже права на это: могли ли допустить афиняне, чтобы жители Эгины входили в храм Афины Паллады? чтобы они чтили культом Тезея? принимали участие в священных обедах? чтобы они в качестве пританов поддерживали священный огонь на общественном очаге? Религия запрещала это. И потому побежденный народ острова Эгины не мог образовать одного государства с народом афинским. Имея различных богов, афиняне и эгиняне не могли иметь ни одних и тех же законов, ни тех же самых властей.

Но не могли ли афиняне, оставив, по крайней мере, в целости завоеванный город, послать в его стены своих властей для управления? Подобный факт противоречил бы абсолютно принципам древних: управлять гражданской общиной мог только человек, бывший ее членом. В самом деле, должностное лицо, стоящее во главе гражданской общины, должно было являться религиозным главою, и его главною обязанностью было совершение жертвоприношений от лица всей гражданской общины. Поэтому чужеземец, не имевший права совершать жертвоприношения, не мог быть и правительственным лицом. Не отправляя никаких религиозных обязанностей, он не имел в глазах людей и никакой законной власти.

Спарта пыталась ставить в городах своих гармостов, но лица эти не были правителями; они не судили и не появлялись на народных собраниях. Не имея никакой законной связи с населением городов, они не могли в них долго удержаться.

В результате выходило, что каждому победителю предоставлялось одно из двух: или разрушить завоеванный город и занять его территорию, или оставить ему его полную независимость; среднего не было. Или гражданская община переставала существовать, или она оставалась

суверенным государством. Имея свой культ, она должна была иметь и свое управление; только лишаясь одного, она теряла другое, и тогда прекращалось самое ее существование.

Эта полная и безусловная независимость древней гражданской общины могла прекратиться только тогда, когда исчезли окончательно те верования, на которых она была основана; лишь после того, как видоизменились понятия и несколько революций пронеслось над античным миром, только тогда могло появиться и осуществиться представление о более обширном государстве, управляющемся другими законами. Но для этого люди должны были найти иные принципы и иную общественную связь, чем это было в древние века.



А, м. patriote, нем. Patriot <гр. patriotes земляк. 1. Человек, рассматриваемый в отношении его принадлежности к родине, отечеству; обычно с дополнительным оценочным моментом: ревнитель о пользе отечества, верный сын отечества. Бирж. 133.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПАТРИОТ - (греч.). Человек, горячо любящий свое отечество и народ, старающийся быть им полезным. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТРИОТ греч. patriotes, от patra, patria, отечество. Человек, горячо любящий… … Словарь иностранных слов русского языка

патриот - отчизнолюбец Словарь русских синонимов. патриот отчизнолюбец (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Патриот - (Калининград,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Озерная 25А, Калининград … Каталог отелей

ПАТРИОТ - ПАТРИОТ, патриота, муж. (греч. patriotes земляк). Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. Советские патриоты зорко охраняют границы родной страны. Большевики … Толковый словарь Ушакова

ПАТРИОТ - ПАТРИОТ, патриотка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм муж. любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный, отечественый, полный любви к отчизне. Патримониальный, отеческий, отний, отчий,… … Толковый словарь Даля

ПАТРИОТ - ПАТРИОТ, а, муж. 1. Человек, проникнутый патриотизмом. Истинный п. 2. перен., чего. Человек, преданный интересам какого н. дела, глубоко привязанный к чему н. П. своего завода. | жен. патриотка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

ПАТРИОТ - «ПАТРИОТ» (The Patriot), США, Columbia Tristar, 2000, 164 мин. Историческая драма. Роланд Эммерих и Дин Девлин, режиссер и продюсер, представляют собой сложившуюся команду производителей блокбастеров (Звездные врата, Годзилла, День… … Энциклопедия кино

патриот - ПАТРИОТ, а, м. Зубрила. Из шк … Словарь русского арго

Патриот - Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени кн. Потёмкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия; со всем тем почитают себя патриотами,… … Википедия

патриот - великий патриот истинный патриот настоящий патриот пламенный патриот подлинный патриот страстный патриот … Словарь русской идиоматики

Книги

  • Патриот , Рубанов Андрей Викторович. Андрей Рубанов - автор книг "Сажайте, и вырастет", "Стыдные подвиги", "Психодел", "Готовься к войне" и других. Финалист премий" Национальный бестселлер" и"Большая книга" . Главный герой… Купить за 614 руб
  • Патриот , Рубанов, Андрей Викторович. Андрей Рубанов - автор книг "Сажайте, и вырастет", "Стыдные подвиги", "Психодел", "Готовься к войне" и других. Финалист премий "Национальный бестселлер" и "Большая книга" . Главный герой…

В последнее время патриотизм приобретает в нашей стране всё большее значение. Оно всплывает практически в любом споре о политике, и оппоненты неизбежно обвиняют друг друга в отсутствии этого чувства. Но что такое, в сущности, патриотизм и всегда ли люди любили Родину?

Древняя Греция: Страна отцов

Слово «патриотизм» происходит от греческого «πατρίς» («патрис») - отчество, или «страна отцов». Однако греческий патриотизм строился на несколько иных основаниях, нежели современный. Древние греки воспринимали как Родину, которую нужно любить и защищать, только свою маленькую коммуну-полис, где люди по большей части приходились родственниками друг другу. Подобное «патриотическое» чувство, основанное на родстве, часто встречается даже среди животных.

Но у греков было ещё одно основание для любви к Родине. Дело в том, что правами полноценного гражданина могли обладать только коренные жители греческого полиса, и то только те, кто владел землёй на принадлежащей ему территории. Эти права подразумевали то, что граждане могут (а чаще обязаны) участвовать в общественной жизни: заседать в суде, принимать законы и политические решения, заниматься отправлением религиозного культа и т.д. Взамен они должны были участвовать в войнах, которые вёл полис, и самим обеспечивать себя амуницией. Эта функция в принципе тоже относились к сфере общественной жизни города-государства.

Источником же патриотизма служил тот факт, что граждане владеют землёй (по большому счету, самим полисом) и защищают её от иностранных захватчиков. Так что их патриотическое самопожертвование было напрямую связано с их собственными интересами и с интересами их семей. Древние греки, хотя и имели представление о себе как об эллинах и противопоставляли эллинов варварам, всё же не воспринимали как свою родину всю Элладу и к грекам из других полисов относились в основном примерно также, как и к представителям других народов.

Древний Рим: Гражданство войны и мира

Xuan Che / flickr.com

Примерно такая же система работала и в древнем Риме. Римский сенат, главный политический орган Римской Республики, был собранием домовладельцев, каждый из которых представлял интересы себя и своей семьи, над которой он обладал практически абсолютной властью.

Надо заметить, такой способ управления и, соответственно, модель патриотизма сыграли огромную роль в закате Рима. Дело в том, что по мере расширения границ и включения всё большего и большего количества людей в область влияния Рима, республикой становилось всё сложнее управлять, поскольку покорённые народы обладали двусмысленным статусом в этой системе. С одной стороны, они были обязаны предоставлять войска и ресурсы для обеспечения войн, а с другой, они не имели права принимать государственные решения. В связи с этим в Риме постоянно шла борьба между патрициями (знатью, ведущей свою родословную от основателей города), плебеями (жителями Рима, не принадлежащими к родам основателей) и союзниками (покорёнными народами), ведь все они обязаны были участвовать в войнах, но только патриции обладали правами полноценных граждан.

Поэтому со временем, по мере увеличения территории Республики, включения в область её влияния новых народов и, как следствие, усложнения системы управления, всё большее значение стала приобретать армия – люди, исполнявшие основную гражданскую обязанность в Республике. Армия же была непосредственно связана со своим военачальником, которого она могла поддержать или не поддержать в борьбе за власть. Как следствие, началась борьба между сенатом и гражданскими институциями – с одной стороны и военачальниками – с другой. Удачная же военная кампания была одним из лучших способов приобрести популярность у народа и склонить его на свою сторону, поскольку обеспечивала город потоком богатств и рабов. А значит – способствовала улучшению положения его граждан.

Не случайно усиления популярных военачальников опасались. Тем более, что сам сенат, по мере увеличения населения Республики, оказывался отделён от всё большего количества граждан, а потому уже не представлял их интересы. Собственно, поэтому сенаторы в своё время и убили Цезаря, ставшего невероятно популярным после завоевания Галлии и Египта. Однако это не помешало, а, напротив, даже ускорило процесс перехода власти от народа и сената к блистательному военачальнику (в первую очередь наследнику Цезаря Октавиану). Постепенно Республика, в которой правил сенат и народ, превратилась в Империю с императором во главе. Рим фактически стал императорской собственностью, передаваемой по наследству, а гражданство потеряло свое значение. И если до этого гражданство можно было получить едва ли не в исключительных случаях и только за особые заслуги, то после этого его стали выдавать целым провинциям.

Как следствие, развитая городская гражданская культура Рима стала приходить в упадок из-за того, что участие в общественной жизни больше не помогало лоббировать свои интересы, продвигаться по службе или приобретать статус и уважение, так что богачи стали перемещаться в деревню и свободно обустраивать свою жизнь там, на своих владениях. Так и стал зарождаться феодализм, разделивший впоследствии Европу на тысячи маленьких лоскутков.

Средние века: Патриархат вместо патриотизма

Феодальный строй, установившийся в Европе, как и предшествовавший ему полисный строй, был основан на личных взаимоотношениях. Только в полисе эти отношения были горизонтальными отношениями соседства и родства - там все граждане принимали участие в управлении общественной жизнью. Феодальные же отношения являются вертикальными, т.е. вассал своему сеньору, который принимает решения за них обоих в обмен на обещание защиты и поддержки.

Однако сеньор не мог принимать решения за вассала своего вассала - это одно из основных политических правил феодальной Европы. Связано это было с тем, что между ними нет личных взаимоотношений, они опосредованы третьим человеком. А вот с этим третьим человеком и у его вассала, и у его сеньора взаимные обязательства есть, но при этом по отношению к друг к другу - нет.

Таким образом, с помощью иерархии личных взаимоотношений между вассалами и сеньорами выстраивается вся феодальная система, завершающаяся и объединяющаяся Богом, как высшим сеньором, непосредственными вассалами которого являются короли. Все остальные же являются подданными королей, исполняющими их волю, а также волю Бога. И это подданство совершенно не зависело от национальности или языка. В связи с этим разделённая Европа осознавала себя как единое культурное пространство. Основной линией разделения на своих и чужих была не нация и не подданство, а религия, ведь иноверцы не подчиняются тому Богу, который является высшим сувереном для всех европейцев, так что им нельзя доверять.

Новое время: Рождение нации

Как можно заметить, в вышеописанных эпохах любовь к месту своего рождения или к своей стране (хотя корректнее это назвать общиной) имела сугубо прагматические основания и вырастала на личных связях и доверии к своим соотечественникам, являвшимся также соседями, друзьями или родственниками. Эта ситуация начала меняться по причинам, схожим с теми, что привели к закату и распаду Римской империи. Речь идет об излишнем увеличении числа подданных в государствах и невозможности их контролировать через минимальное количество посредников.

Рано или поздно более крупные, богатые и успешные протогосударственные образования поглощали более мелкие, превращаясь в большие и неповоротливые бюрократические системы, в которых между нижними и верхними её слоями было слишком большое расстояние. Знать, будучи приближенной к королю, имела на него гораздо большее влияние, что позволяло ей лоббировать собственные интересы за счёт интересов народа, постепенно отказываясь от основных своих гражданских задач - военной службы и административной работы. Как следствие – король и знать утрачивали связь с народом.

Народ же всё больше ощущал своё национальное единство, основанное в первую очередь на использовании общего языка, который в свой черед строился на том языке, которым пользовалась бюрократическая система. Участие людей незнатного происхождения в этой бюрократической системе также позволяло осознавать себя как часть государства.

С одной стороны, люди из низших слоёв теперь могли изменять своё положение на социальной лестнице благодаря участию в этой системе. А с другой стороны, это изменение положения было ограничено как раз-таки границами государства или, как в случае колоний, границами колонии. При этом накладывалось ограничение в виде знания языка, которым пользуются все остальные бюрократы, так что представителям доминирующей национальности было проще строить карьеру, чем представителям подчинённых языковых групп. Кроме того, вклад в становление национальной самоидентификации внесли унифицированное образование и картография, транслировавшие всем гражданам определённый образ государства, о котором до этого они имели весьма смутное представление, поскольку их мир ограничивался ближайшими деревнями.

Получилось так, что власть оказалась изолирована от народа, но народ, не имевший никакого влияния на власть и политику, при этом выполнял практически все основные государственные функции, которые раньше принадлежали представителям власти: в первую очередь, административное управление и военная служба.

При этом народ, находящийся в вассальных отношениях с аристократией, осознавая себя единым, ощущал себя также и источником власти. В противовес господствовавшему раньше представлению о том, что источником власти является монарх. Соответственно, если народ является источником власти, он может свергнуть своих властителей, коль скоро они его не удовлетворяют. Однако для этого он сначала должен осознать себя как единый народ.

Долгий XIX век: Общество против государства

Питер Брейгель Младший , через Викисклад

Именно это и произошло во время Великой французской революции, когда народ пошёл против короля, страна восстала против государства. Если раньше французы сражались за Бога и короля, то теперь они сражались за Францию. И надо заметить, что этот зародившийся патриотизм имел исключительно критическое отношение к существующему строю.

Осознав себя как нацию, французы, вторгаясь во всё новые государства во время Наполеоновских войн, разнесли националистические идеи по всей Европе как заразу. Немцы в ответ осознали себя как немцев, испанцы осознали себя испанцами, а итальянцы – итальянцами. И все эти народы начали считать себя источниками власти в своих государствах. Национализм первоначально был исключительно революционной и либеральной идеей, и европейские монархи, к тому времени уже связанные прочными семейными узами друг с другом и до сих пор, вслед за римскими императорами, воспринимавшие свои страны как свою собственность, опасались его.

Неслучайно, например, в раздробленной на сотни мелких княжеств Германии князья, бароны и короли подавляли националистические восстания, направленные на объединение страны. Или мы можем вспомнить, как Россия подавила венгерское восстание за национальную независимость в Австро-Венгрии.

Однако процесс возникновения национального самосознания был уже запущен, и европейские монархи его отчасти использовали в своих целях ещё во времена Наполеоновских войн. Парадоксальным образом монаршие дома всей Европы, в основном ведущие свои рода от немецких или французских князей и королей и правившие гигантскими многонациональными империями, оказались вынуждены как-то себя вписать в возникающие национальные мифы.

В конечном итоге монархи многонациональных империй ради удержания власти сами стали воспроизводить национальные мифы, закрепляющие доминирование титульной нации над всеми остальными. Так, например, появилась формула «Православие, самодержавие, народность», которая была призвана соединить российский национальный миф с идеей самодержавия, которое, в свою очередь, охраняет государственную религию. Это породило внутренние, до сих пор несуществовавшие, межнациональные противоречия внутри государств. Что в конечном итоге привело к регулярным национальным восстаниям и распаду всех европейских империй.

Новейшее время: От любви до ненависти

rolffimages / bigstock.com

Национальная идея, изначально критическая и прогрессивная, быстро (где-то за век) обернулась своей полной противоположностью. Патриотизм превратился в шовинизм. Любовь к своей родине и к своему народу стала ненавистью к другим. В конечном итоге эта трансформация вылилась в главную трагедию ХХ века - Вторую мировую войну, нацизм и холокост - потому что оскорблённое результатами Первой мировой войны патриотическое чувство немцев и их союзников вышло из-под контроля и превратилось в идею национального превосходства.

Поэтому, когда мы говорим о патриотизме, стоит помнить об истоках этого понятия: о добрососедских, почти семейных отношениях совместно проживавших людей, которые заботились о своей Родине и друг о друге. Патриотизм - это понятие, которое в корне своём содержит критическое отношение к окружающей действительности и стремление преобразовать её в лучшую сторону, сделать своё сообщество лучше. Причём совершенно не важно, кто является членами этого сообщества, как и их нация,язык, культура, религия и т.д. Главное - это попытка совместно создать лучшее общество, а не слепая вера в собственное превосходство на том лишь основании, что мы принадлежим к той или иной группе и обладаем тем или иным набором признаков. Патриотизм - это то, что соединяет людей, но всегда есть опасность его превращения в свою полную противоположность, которая, напротив, раскалывает общество. Это не слепая вера в то, что твоя страна или нация самая лучшая, но желание сделать её самой лучшей, такой, чтобы ею можно было гордиться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .