Общество как сложная динамичная система — Гипермаркет знаний. Общие особенности социальных систем В чем особенности социальной системы

особенности общества как системы:

1) большое разнообразие различных соц. структур и подсистем, т.е. сверхсложный иерархический хар-р

2)наличие надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые созданы человеком в процессе активной деятельности вместе с другими людьми

3) самодостаточность, т.е. способность в процессе совместной активной деятельности создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования

4_наличме подсистем, обеспечивающих процесс самоуправления

5) адаптивноодаптирующийхар-р

6) динамичность, незавершенность, альтернативность развития

7) человек- это универсальный компонент.

Среда общества как системы может рассматриваться в 3 аспектах:

-природная среда

-социальная

-внутрисистемная

из нета :Характеристики общества как системы

Одной из актуальных проблем современного обществоведе­ния остается определение понятия общества, несмотря на то, что оп­ределений общества в современной литературе имеется очень много. В них выделяются различные стороны общества, и это неудивитель­но, поскольку общество - исключительно сложный объект. Учитывая его многоуровневость, неоднозначность, абстрактность и другие ха­рактеристики, некоторые ученые пришли к выводу, что единое, уни­версальное определение общества дать вообще невозможно, и все имеющиеся в литературе определения так или иначе сводят общест­во к какому-нибудь одному признаку. С этой точки зрения определе­ния общества могут быть разделены на три группы:

субъектное - когда общество рассматривается как особый самодеятельный коллектив людей. Так, С.Г. Спасибенко определяет общество как «совокупность всех способов и форм взаимодействия и объединения людей»;

деятельное - когда общество рассматривается как процесс коллективного бытия людей. Например, К.Х. Момджян определяет общество как организационную форму совместной деятельности лю­дей;

организационное - когда общество рассматривается как,.социтальный институт, т.е. система устойчивых связей между взаимодей­ствующими людьми и социальными группами. Г.В. Пушкарева от­мечает, что общество представляет собой универсальный способ со­циальной организации, социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребно^ стей людей, - самодостаточный, саморегулирующийся и самовос­производящийся



Во всех этих определениях есть рационально? зерно, так как общество действительно состоит из активно действующих субъектов, связанных между собой достаточно устойчивыми отношениями. Какое из этих определений предпочесть - должно определяться, ско­рее всего, конкретной задачей исследования.

Продолжим выявление сущностных характеристик общества. В отличие от философии XVII - XVIII вв., для которой был характе­рен социальный атомизм (т.е. общество рассматривалось как меха­ническая сумма индивидов), современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных час­тей и элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг от друга, не обособлены, а напротив, тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, вследствие чего общество и существует как единый целостный организм, как единая система (система опре­деляется как совокупность элементов, находящихся в закономерных отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство). Поэтому для описания общества ныне широ­ко используются общепринятые в теории системы понятия: «эле­мент», «система», «структура», «организация», «отношение». Досто­инства системного подхода очевидны, важнейшее из них состоит в том, что, выстраивая субординацию структурных элементов общест­ва, он позволяет рассматривать ее в динамике, помогая избежать тем самым однозначных, догматичных выводов, которые ограничивают ценность любой теории.

Анализ общества как системы предполагает:

Выявление структуры социальной системы - ее элементов, а также характера их взаимодействия;

Определение целостности системы, системообразующего фактора;

Изучение степени детерминированности системы, вариа­тивности такого развития;

Анализ социальных изменений, основных форм таких изме­нений

Разумеется, при анализе общества как системы следует учи­тывать его специфику. Социальная система отличается от систем, существующих в природе, рядом признаков:

Множественностью составляющих общество элементов, подсистем, их функций, связей и взаимоотношений;

Разнородностью, разнокачественностью социальных эле­ментов, среди которых, наряду с материальными, имеются и явления идеальные, духовные.

Особую специфику социальной системе придает уникаль­ность ее основного элемента - человека,; обладающего возможно­стью свободного выбора форм и способов своей деятельности, типа поведения, что придает развитию общества большую степень неоп­ределенности, а следовательно, и непредсказуемости.

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Наиболее правильным подходом к изучению общества является системный подход, который предполагает анализ социальных структур, включающий изучение элементов общества и взаимосвязей между ними, а также анализ процессов и изменений, происходящих в обществе и отражающих тенденции его развития.

Структурный анализ системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основные сферы обществах:

1. Экономическая сфера - система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.

2. Социальная сфера - система социальных отношений, т. е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.

Отметим, что термины «социальная сфера» и «социальные отношения» нередко употребляются в более широкой трактовке, как система всех отношений между людьми в обществе, отражающей не специфику данной локальной сферы общества, а интегративную функцию обществознания - объединение подсистем в единое целое.

3. Политическая (политико-правовая) сфера - система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определено институтом государства.

4. Духовная сфера - система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией детерминации ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал.

Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно и необходимо в рамках его теоретического анализа, однако для эмпирической реальности характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение, что находит отражение в таких терминах, как социально-экономические отношения, духовно-политические и т. п. Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы.

Общество как сложная динамичная система.

Гальченко Л.И.

Учитель обществознания

г.Новоуральск

(по учебнику обществознания под редакцией Л.Н.Боголюбова)


Актуализация знаний

  • Разберем домашнее задание стр.17 – вопросы и задания;
  • Работа с документом (П.Сорокин)
  • «Мысли мудрых» с.18

Практические выводы изученного материала.

  • Какие выводы можно сделать из того факта, что общество представляет собою совместную деятельность людей (не менее 2-х выводов)?
  • Какие практические выводы вытекают из знаний о взаимозависимости общества и природной среды?
  • Как вы считаете, имеет ли значимость для вас изучение общественных дисциплин в школе?

План изучения нового материала.

  • Система и система социальная.
  • Социальные институты.

Задание №25 формат ЕГЭ

  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальных институтах, и одно предложение раскрывающее .
  • Затруднения? Давайте работать над ними вместе.

Система (греч)- «целое, составленное из частей. Это подсистемы и элементы. Динамическая система?



Являются ли системой отдельные детали водомера, разложенные на столе? В каком случае детали водомера осуществляют функцию системы?


Вывод: свойства системы принадлежат не ее отдельным частям, а только системе в целом.


Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Особенности социальной системы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему (18-21). План должен содержать не менее 3-х пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  • Задание (№28 ЕГЭ)

Особенности социальной системы План

  • Природная и социальная система.
  • Макроструктура общества: а) суперсистема б) подсистемы (производственная, социальная, политическая, духовная)
  • Наличие разнокачественных элементов: а) материальных (технические устройства, учреждения и т.д.) б) идеальных (ценности, идеи, традиции)
  • Человек- основной элемент общества делает социальную систему более подвижной.
  • Динамичность социальной системы: а) прогресс б) регресс в) революция г) эволюция

Особенности социальной системы План

6. Интегративное качество системы как целого(связи между компонентами превращают общество в систему)

7. Социальная система - самоуправляемая.

8. Среда общества как системы.

9. Функции общественной системы:

а) адаптации;

б) целедостижения;

в)поддержания образца;

г) интеграции.


Главные выводы:

  • Общество как система имеет сложный иерархичный характер, в нем можно выделить различные уровни в виде подсистем.

  • Человек является универсальным компонентом социальных систем, он непременно включен в каждую из них, начиная с общества и заканчивая семьей.

Социальные институты

Основные виды деятельности

Главные социальные институты


Социальные институты

Важнейшие жизненные потребности

Основные виды деятельности

Воспроизводство рода

Главные социальные институты

Средства существования

Духовные проблемы


Социальные институты

Важнейшие жизненные потребности

Основные виды деятельности

Воспроизводство рода

Безопасность и социальный порядок

Главные социальные институты

Семейно-бытовая

Средства существования

Политическая, государственная

экономическая

Получение знаний и социализация

Научная, воспитательная, образовательная

Духовные проблемы

религиозная


Социальные институты.

Важнейшие жизненные потребности

Основные виды деятельности.

Потребность в воспроизводстве рода.

Главные социальные институты.

Семейно-бытовая деятельность.

Потребность в безопасности и социальном порядке.

Политическая, государственная деятельность.

Потребность в средствах

существования.

Институт семьи и брака.

Потребность в получении знаний, социализации детей.

Политические институты,

государство.

Трудовая, экономическая деятельность.

Экономические институты, производство.

Научная, воспитательная образовательная деятельность.

Потребность в решении

духовных проблем.

Религиозная деятельность

Институты науки, образования, культуры.

Институт религии.


Запомним.

  • Социальный институт возникает на основе совместной деятельности больших масс людей.
  • Эта деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
  • Социальный институт представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности.
  • Эти формы сложились исторически .
  • Такая деятельность регулируется нормами, обычаями, традициями.

Каждый социальный институт выполняет свои функции. Какие функции выполняет институт образования?


Функции социальных институтов

  • Какие функции выполняет институт религии?

Функции социальных институтов

  • Какие функции выполняет институт СМИ?

  • Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризует общество как
  • часть материального мира
  • социальную среду обитания человека
  • целостную систему
  • совокупность общностей

  • Процесс удовлетворения биологических потребностей общества непосредственно относится к сфере общественной жизни:
  • экономической
  • социальной
  • политической
  • духовной

  • Найдите в приведенном списке черты общества как динамической системы и обведите цифры, под которыми они указаны.
  • обособление от природы
  • отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
  • способность к самоорганизации и саморазвитию
  • выделение из материального мира
  • постоянные изменения
  • возможность деградации отдельных элементов

текст

Слова для вставки

  • Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

А) государство

Б) деятельность

В) заповеди

Д) парламент

Е) признак

Ж) элементы

Социальные институты общества выступают его важнейшими _____________ (1). Их можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, ______________ (2) которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных ___________ (3). К основным институтам общества относятся семья, ___________ (4) и школа.


Слова для вставки

текст

Семья является одним из важнейших социальных _________________ (1)

Она выполняет в обществе важные _________ (2): рождение и воспитание детей, экономическая поддержка нетрудоспособных и многие другие. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, предполагающее ________________ (3). Оно регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными ______________ (4) – моралью и правом.

  • А) воспитание
  • Б) законы
  • В) звено
  • Г) институт
  • Д) нормы
  • Е) поведение
  • Ж) функции

Задание №25 формат ЕГЭ


Домашнее задание.

  • Прочитать и осмыслить практические выводы к § 2. На что ориентирует каждый из практических выводов?
  • Ответьте на вопросы параграфа с.26
  • Самостоятельно изучить фрагменты из работы Э.Шилза, включенного в параграф.
  • Учитель не тот, кто вас учит, а тот, у кого учитесь вы!

Следовательно человек - это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами. Следовательно. система обладает uнтeгpaтuвным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из кoмпонентов системы. рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество,- результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные opгaны человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека. так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, cyществующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое. т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих opгaнoв существует единый организм человека).

Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод о том. что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах,т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдaвался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно тaкже, что моральные нормы, существовавшие у многих племен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков - и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обреченность на скорую гибель человека, оторвавшегося от poда, и заложили основы коллективистской морали . Pyкoвoдствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мoг стать обузой для коллектива.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется Русская Правда, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь мecтом человека в системе иерархических отношений, eгo принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был oгромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.

Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой кaчеств, ее составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия вxoдящих в нее компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы - способность создавать все необходимые условия для cвoeгo существования, производить все потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих eгo частей. Как opгaны человека не мoгут существовать вне цeлостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого - общества как системы.

Еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых.
Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (aгpeгaт с aвтоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определенной среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются cвoeгo рода « сигналами », на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: aдaптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию ее задач, влияя на окружающую при родную и социальную среду; поддержания обра.ща - способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции - способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) В единое целое.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

Слово «институт» в переводе с латинского instituto означает «установление». В русском языке оно часто используется для обозначения высших учебных заведений. Кроме тoгo, как вы знаете из курса основной школы, в области права слово «институт» означает совокупность норм права, peгyлирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака).

В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями , обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Это определение, к которому целесообразно вернуться, прочитав до конца учебный материал по данному вопросу, мы рассмотрим, опираясь на понятие «деятельность» (см. - 1). В истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей. Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

потребность в воспроизводстве рода;
потребность в безопасности и социальном порядке;
потребность в средствах существования;
потребность в получении знаний, социализации
подрастающего поколения, подготовке кадров;
- потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь,потребовали необходимой организации, упорядочения, coздания определенных учреждений и иных структур, выpaботки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты:

институт семьи и брака;
- политические институты, особенно государство;
- экономические институты, в первую очередь производство;
- институты образования, науки и культуры;
- институт религии.

Каждый из этих институтов объединяет большие мacсы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.

Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.

Итак, социальный институт - это, прежде вceгo, coвoкупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).

Далее, институт закреплен системой правовых и нpaвственных норм, традиций и обычаев, регулирующих cooтветствующие типы поведения. (Вспомните, например, какие социальные нормы регулируют поведение людей в семье).

Еще одна характерная черта социального института - наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности. (Подумайте, к каким социальным институтам относятся школа, завод, милиция. Приведите свои примеры учреждений и организаций, относящихся к каждому из важнейших социальных институтов.)

Любой из названных институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею.

Социальный институт стабилизирует социальные oтнoшения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля. (Подумайте, как эти черты социального института проявляются в системе образования, в частности в школе.)

Рассмотрим основные признаки социального института на примере тaкoгo важного института общества, как семья. Прежде вceгo каждая семья - это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака (супруги) и кpoвнoгo родства (родители и дети). Потребность в создании семьи - одна из фундаментальных, т. е. основополагающих, потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и мнoгoe дpyгoe. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, предполагающее соответствующее поведение: родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети, в свою очередь, учатся, помогают по дому. Тaкое поведение peгy лируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами: моралью и правом. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет отвeтственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами.

Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.

Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные. Так, если главным политическим институтом является государство, то неглавными - институт судебной власти или, как в нашей стране, институт представителей президента в регионах и т. п.

Наличие социальных институтов надежно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей. Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными, устойчивыми. Институциональное взаимодействие - это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.

Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативногo характера, т. е. в их институциализации.

В России в результате реформ конца ХХ в. появился, например, такой вид деятельности, как предпринимательство. Упорядочение этой деятельности привело к возникновению различных видов фирм, потребовало издания законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, способствовало становлению соответствующих традиций.

В политической жизни нашей страны возникли институты парламентаризма, многопартийности, институт президентства. Принципы и правила их функционирования закреплены в Конституции Российской Федерации, cooтвeтствующих законах.

Таким же образом происходил а институциализация других возникших за последние десятилетия видов деятельности.

Бывает, что развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов, исторически сложившихся в предшествующие периоды. Так, в изменившихся условиях возникла необходимость по-новому решать проблемы приобщения к культуре молодого поколения. Oтсюда предпринятые шаги по модернизации института образования, в результате которых может произойти институциализация Единого государственного экзамена, новoгo coдержания образовательных программ.

Итак, мы можем вернуться к определению, данному в начале этой части параграфа. Подумайте, что характеризует социальные институты как высокоорганизованные системы. Почему их структура устойчива? Какое значение имеет глубокая интеграция их элементов? В чем заключается многообразие, гибкость, динамичность их функций?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Общество - сверхсложная система, и, для тoгo чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нем, которые дает курс обществознания.

2 Понять общество можно лишь при условии выявлений eгo качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей; совокупность социальных нститутов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.

3 В реальной жизни вам придется взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы cдeлать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.

4 в последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на нeгo, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

Документ

Из работы COвpeмeннoгo американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».

Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партий и многочисленных других корпоративных opгaнoв или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми cooтветствующие корпоративные власти - родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п.- осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально инеформально ОРганизованные по территориальному принципу - общины, деревни, oкpyгa, города, районы,- причем все они тоже имеют некоторые черты общества. Дaлее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества - социальные классы или слои, занятия и профессии, религии , языковые группы,- которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определенный статус или занимает определенное положение, чем всем остальным.

Итак, мы убедились в том, что общество - это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу cвoeгo существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над тeppиторией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

Вопросы и задания к документу

1. Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.
2. Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.
3. Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что означает понятие «система»?
2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
3. В чем заключается главное качество общества как целостной системы?
4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?
5. Что такое социальный институт?
6. Oxapaктeризуйте главные социальные институты.
7. Каковы основные черты социального института?
8. В чем значение институциализации?

ЗАДАНИЯ

1. При меняя системный подход, проанализируйте российское общество начала ХХ в.
2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на при мере института образования. Используйте мaтeриал и рекоменДации практических выводов данного параграфа.
3. В коллективной работе российских социологов говорится: «...общество существует и функционирует в многообразных формах... Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями - леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В общественных науках выявлен ряд таких отличий.

Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включен каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

Макроструктура общества как системы состоит из четырех подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности - материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет свое собственное сложное строение и сама является сложной системой- Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов - государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество - это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырье и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество - динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

Следовательно человек - это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество,- результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).

Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков - и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обреченность на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется Русская Правда, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.

Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, ее составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в нее компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы - способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить все потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого - общества как системы.

Еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определенной среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода «сигналами», на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию ее задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца - способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции - способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

Системы действуют и в обществе в виде классов, социаль­ных общностей, национальных образований, профессиональ­ных групп и пр. Само общество в целом есть социальный орга­низм, или система, функционирующая по своим специфиче­ским законам. Системный подход в изучении общества требует выделения в нем определенных структур. Структура - это инва­риантное, или стабильное состояние системы, отражающее ус­тойчивую связь между его элементами. Заметный вклад в по­нимание общества как целостной системы, которая включает в себя иерархически организованные структуры, внес американ­ский социолог русского происхождения Питирим Сорокин. Со­гласно его теории, совокупность социальных и культурных систем и личностей, которые взаимодействуют между собой, находится в сложном иерархическом соподчинении, часто про­никая друг в друга. К социальным системам современная соци­альная философия относит классы и социальные слои, порож­даемые производственными, то есть базисными отношениями, социальные институты (семья, государство, бизнес, образова­ние, религии), социальные группы (статусные группы, толпа, социальные круги, малые группы, большие группы), социаль­ные организации (социальные структуры, создающиеся для достижения определенных целей).

Социальная структура включает в себя прежде всего соци­альные классы. Но для решения определенных познавательных 108


задач элементами социальной структуры могут рассматривать­ся страты (слои), принадлежность людей к которым определя­ется разными факторами: уровнем их доходов, образом их жиз­ни, престижностью района проживания, выполняемыми ими социальными ролями и т.п. Переход из одного страта в другой обеспечивается социальной мобильностью, характер которой определяется прежде всего типом господствующих обществен­ных отношении. Она также иногда зависит от энергии лично­стей, от конкретных социальных ситуаций, например, от эко­номического кризиса, от войны и пр.

В итоге, общество тоже существует как целое, или система.

Словарь

Бирегулятор - регулятор двойного действия, работающий путем взаимного воздействия одной подсистемы на другую и обеспечи­вающий устойчивое функционирование всей системы. Гармония - категория в философии и эстетике, показывающая це­лесообразное и организованное соединение частей в одно целое, вызывающее чувство восхищения красотой и целесообразностью. Дифференциация - процесс разделения системы на части. Единое - философская категория, отражающая подчиненность все­го в мире системному принципу и обеспечивающая его разделение на части и соединение их в целостные образования. Изменчивость - смена внутренних алгоритмов функционирования систем, позволяющая им приспосабливаться к меняющимся воз­действиям среды.

Интеграция - процесс объединения разрозненных элементов в единое целое.

Комплекс - сложная система, состоящая из многих подсистем, включающая в себя большое число элементов. Космос - в философии древних греков видимая или умопостигае­мая нами часть вселенной, подчиняющаяся принципу целостности, гармонии и разумному пониманию.

Принцип обратной связи - принцип использования обратных сигналов, получаемых системой из внешней среды при взаимодей­ствии с нею, в результате чего обеспечивается коррекция в пове­дении системы.

Саморегулирование (самоорганизация) - способность систем осуществлять приспособление к среде за счет внутренних меха­низмов управления.


Сегрегация - процесс отделения одних частей системы от других. Система - совокупность элементов, находящихся в упорядочен­ном взаимодействии.

Социальная группа - совокупность индивидов, взаимодействую­щих определенным образом на основе разделяемых ожиданий. Социальный институт - социальная система, обеспечивающая функционирование общества как целостного образования; опреде­ленный аспект социального организма в виде организованных сис­тем связей и социальных норм.

Социальная мобильность - процесс перемещения людей из од­них социальных групп в другие, проходящий естественным путем под воздействием разных факторов.

Социальный организм - общество, рассматриваемое как целост­ное и структурное образование, функционирующее по специфиче­ским законам; общество, взятое в его противопоставлении приро­де.

Страты - социальные слои, принадлежность к которым определя­ется уровнем доходов, престижностью профессии, районом про­живания и т.п.

Структура - инвариантное, или неизменное, состояние системы. Устойчивость - свойство систем сохранять свою структуру при неблагоприятных воздействиях извне и изнутри. Хаос - в мировоззрении древних греков неорганизованное состоя­ние вселенной, не подчиняющееся принципу целостности, являю­щееся первопотенцией мира и причиной уничтожения его органи­зованных частей.

Холизм - направление в зарубежной философии, представители которого понимают мир как совокупность ценностей, излучающих из себя духовную энергию.

Вопросы для самоподготовки

1) Покажите сходство и различие понятий «единое», «целое»,
«система», «общее», «идея».

2) Что такое организованность с точки зрения А.А. Богданова и в
чем ее критерии?

3) «Бог есть отчужденная сущность человека».

«Бог есть организованная бесконечность, в которой гармони­чески соединены материя и дух».

Какое из этих двух высказываний о Боге Вам представляется более предпочтительным и почему?

4) Покажите различие понятий «дух», «душа», «энергия», «энте­
лехия», «сущность».


5) Почему в век научно-технической революции употребляются
понятия дух и душа?

6) Что такое система?

7) Понятие «целое» в философии и биологии.

8) Понятие «Единое» в истории философии и религии.

9) Что. лежит в основе Единого - материя или дух?

10) Понимание системного принципа организации материи в Но­
вое Время.

11) Основные принципы теории организации Л.А. Богданова.

12) Понятие иерархии.

13) Что такое структура?

14) Виды структур и иерархий.

15) Эквифинальность и способы ее реализации.

16) Основные положения холизма.

17) Наследственность и устойчивость как свойства систем.

18) Изменчивость как свойства систем.

19) Факторы эволюции систем разной природы.

20) Особенности социальных систем.

21) Виды культурных систем и их специфика.

22) Покажите различия во взглядах Н.Я. Данилевского и П. Соро­
кина в понимании культуры.

23) Основные принципы теории социальной стратификации.

24) Социальная мобильность и ее факторы.

25) Роль информации в развитии систем.

Вопросы компьютерного контроля

1. Что такое система?

а. Рядоположенность предметов любой природы

б. Порядок в расположении предметов одного типа

в. Любая совокупность элементов

г. Совокупность элементов, находящихся во взаимодействии

2. Как следует понимать организацию?

а. Как нечто целое

б. Как иерархическую структуру

в. Как упорядоченную связь элементов

г. Как нечто управляемое

3. Какие системы называются большими?

г. Занимающие большое место в пространстве

4. Что такое холизм?

а. Учение о целостностях любой природы

б. Учение о целом, изучающим психическую энергию


СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ