Как мы трудимся в школе. Внеклассное занятие "мой труд дома и в школе". Сообщение темы классного часа

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Козьмодемьянска»

Мой труд дома и в школе.

выполнила

Краснощёкова Анна Михайловна

учитель начальных классов

2012

Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Подходит к концу учебный год. Для кого-то стало привычным делом заниматься спортом, читать книги, помогать по дому, без напоминания делать уроки, а кому-то нравится долго нежиться в кровати, много есть сладостей, подолгу смотреть телевизор и часами сидеть за компьютером.

Вот и наши первые гости.

Гигиена: (выталкивая Лентяйкина)

Тротуар ему не нужен,

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик.

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок,

Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, неприятно,

Что ты делал? Где ты был?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином?

И расстегнут воротник?

Ктоон - этот ученик? Ребята, вы догадались?

Учитель: Так это же Лентяйкин! Он живет в городе Лентяйске, что рядом со станцией Грязнулька. Люди, проживающие в них, очень похожи, ведь грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, не любят чисто писать в своих тетрадях и читать книжки. Они любят мечтать.

Лентяйкин: Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать,

И само меня бы мыло -

Хорошо бы это было!

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все свои места -

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай гуляй да отдыхай!

Тут и мама перестала б

Говорить, что я лентяй.

Учитель: Страшный лентяй! Да, у каждой вещи долж­но быть свое место, но это должен знать ты, а не книжки и тет­радки. Если все вещи будут под руками - их не надо будет ис­кать, когда они понадобятся.

А вспомни свой короткий день!

Ты искал с утра ремень.

А потом резинки, а потом ботинки!

Убирай все с вечера -

Искать будет нечего!

От себя прогонишь лень -

И длиннее станет день!

Учитель: Ребята, а как же нам помочь Лентяйкину избавиться от лени и неряшливости?

Девочки из класса: А можно мы? (берут за руки Лентяйкина)

Если лень к тебе привяжется случайно,

Потому что это стыдно и печально,

Если лодыри растут еще у нас.

Если долго ты в постели провалялся,

Если выучить уроки не успел,

Если маме помогать ты отказался,

Значит, ленью ты серьезно заболел.

Ленью можно друг от друга заразиться,

Лень прилипчива, как клей или смола,

И одно лекарство только есть - трудиться,

Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

- Кто догадался и понял о чём сегодня пойдёт речь?

- Верно, тема классного часа звучит так…

Мой труд в школе и дома.

Дети. С трудом мы очень дружим,

Ведь это нам знакомо.

Сейчас мы вам расскажем,

Как помогаем дома.

Учитель. Работы много вокруг, только должно быть желание выполнять эту работу.

Цыпленка надо напоить,

Котенка надо накормить,

И посуду, и посуду,

И посуду перемыть.

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг:

И грядку надо поливать,

И куклу надо обшивать,

И картинки, и картинки,

И картинки рисовать.

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

А тот, кто дела не найдет,

Пускай скучает целый год.

А как вы помогаете своим родителям? Что вы уже умеете делать сами? Какую работу вам доверяют?

СИТУАЦИИ.

Давайте представим такую си­туацию. Вы пришли из школы домой. На улице грязь. Что вы должны будете делать? (Снимаем обувь и переодеваемся. )

Переобулись и переоделись, а дома вас ждет работа. В какой последовательности нужно выполнять эту работу? Давайте по­смотрим картинки, на которых дети и зверушки заняты домашними делами.

Объясните, что мы будем чистить в первую очередь - обувь или школьный костюм. (Вначале чистим костюм, потому что он чище обуви. )

Докажите, что нужно сначала стирать белье, а после мыть по­суду. (Сначала стираем белье, потому что ему нужно время высо­хнуть, и после стирки руки чистые - можно мыть посуду. )

Обоснуйте правило: сначала следует ухаживать за цветами, а потом убираем полы. (Когда занимаешься цветами, то комья земли, засохшие листья, капли воды при опрыскивании попадают на пол. Значит, вначале занимаемся цветами, а потом - полами. )

Убедите, что сначала моем полы, а затем гладим белье. (Гла­дим белье после того, как вымоем полы, так как чистое белье мо­жет касаться пола, а если полы грязные, то белье испачкается. )

1-я девочка. Подружка моя,

Как тебе не стыдно?

Папе ты не помогаешь.

Думаешь, не видно?

2-я девочка. Подружка моя,

Я-то помогаю:

«Жигули» разобрала,

«Волгу» начинаю.

1-я девочка. Подружка моя,

Как тебе не стыдно?

Маме ты не помогаешь.

Думаешь, не видно?

2-я девочка. Подружка моя,

Я-то помогаю:

Все тарелки перебила,

Чашки начинаю.

Учитель. Ребята, вы бы обрадовались такой помощи? Делать нужно только то, что умеешь и делать только хорошо!

Этот чистит валенки,

Моет сам калоши.

Он хотя и маленький,

Но вполне хороший.

Учитель. Кто расскажет, как ухаживать за обувью.

(Наливаем в ведро для мытья полов теплую во­ду, берем тряпочку, обтираем внешнюю сторону обуви, промываем подошву, вытираем насухо, намазываем обувь кремом и ставим сушить.)

А можно ли намазывать обувь кремом перед выходом на улицу? Почему?

Учитель. Молодец! Вот так все должны ухаживать за своей обувью.

Учитель. Кто покажет как ухаживать за цветами. (Цветок поставить на лоток или в таз. Удалить сухие листья ножницами. Прорыхлить землю. Промыть листья цветка или обрызгать их из распылителя. Полить водой. Дать постоять. Вернуть на место.)

Все ли ребята помогают маме? Давайте-ка за­глянем в одну из квартир.

Сценка.

Ведущий. Вова плачет тонко-тонко

И глаза трет кулаком...

Вова. Я вам вовсе не девчонка,

Не пойду за молоком!

Ведущий. Мама смотрит без улыбки.

Мама. Что же, сделаешь ошибку:

Мне не будешь помогать,

Не пущу тебя гулять.

Ведущий. Постоял, подумал он.

Вова. Ну, давай уж свой бидон.

Ведущий. Вове грустно и обидно,

Он шагает стороной.

Вова. Может, так не будет видно

Всем бидона за спиной?

Ведущий. Дядя с длинными усами,

Высоченный, как отец,

Улыбнулся.

Дядя. Видно, маме помогаешь.

Молодец!

Ведущий. Тетя девочке в панаме говорит.

Тетя. Смотри сюда.

Помогает мальчик маме,

Это ведь не ерунда.

Ведущий. И уже не стороной

Вова гордо шел домой.

Хоть по лестнице скакал,

Молоко не расплескал.

Вова. Мама, что еще купить?

Я могу сейчас сходить!

Учитель. Ребята, не надо стыдиться никакой работы. Сейчас проведем конкурс на сноровку . Кто быстрей сметет вени­ком мусор на совок? (Мусором являются мелко нарезанные клочки газеты.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Давайте представим себе на время жизнь без работы: и в школе, и дома никто ничего не делает, в магазинах, больницах, на заводах, на фабриках, на фермах все отдыхают, потому что люди разных профессий поспорили, какая из них важнее и нужнее всем людям.

Подумайте, что было бы
Когда б сказал портной:
- Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!

И все портные в городе
За ним ушли домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой!

Подумайте, что было бы
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!

Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.

Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофёр:
- Возить людей не хочется, –
И выключил мотор.

Троллейбусы, автобусы,
Засыпаны снежком.
Рабочие на фабрику
Ходили бы пешком.

Сказал учитель в школе бы:
- Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!

Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А мы бы неучёными
До старости росли.

Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!

Многие люди считают, что всю работу нужно поделить на женскую и мужскую список женских работ почему то в несколько раз длиннее, чем мужской. Правильно ли это?

СЦЕНКА.

Три мальчишки вечерком

Болтали, сидя за столом…

Стихотворение Э.Успенского “Если был бы я девчонкой”

1 мальчик:

Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял:
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.

2 мальчик:

Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл.

3 мальчик:

Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки.

1 мальчик:

Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам.

2 мальчик:

Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!

3 мальчик: Мама сразу бы сказала:

Все: “Молодчина ты, сынок!”

Все эти дела могут делать только девочки или только мальчики?

Что мешает нашим героям помогать маме?

Что бы вы им посоветовали?

У хороших хозяев тёплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда и всем хочется прийти. Каждому хочется иметь такой дом.

Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим. Когда в комнате порядок, чистота, то и настроение хорошее, и работа лучше спорится.

А сейчас, вы попробуйте самостоятельно сформулировать правила-обязанности по дому, по моему наводящему слову.

    Постель

(Научись красиво застилать свою постель и делай это каждое утро.)

    Книги и учебные принадлежности

(После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на своё место)

    Мусор

(Если насорил – собери мусор, вытри пыль.)

    Вещи и обувь

(следи за своими вещами, за чистотой обуви).

    Родители

(Если видишь, что родители устали, будь к ним особенно внимательным, спроси, надо ли что-нибудь сделать.)

Какие у вас обязанности по дому?

А в школе?

Что можно и нужно каждый день делать самим?

(Ежедневно умываться, чистить зубы, мыть после себя посуду, застилать кровать, прибирать в комнате, ухаживать за одеждой и обувью, следить за носовым платком и др.)

А вот как наши ребята дома помогали родителям.

ЧАСТУШКИ

Дорогие наши гости,
Мы частушки вам споем.
Как трудиться мы умеем
Утром, вечером и днём.

Подгорели суп и каша,
Соль насыпана в компот,
Как пришла с работы мама,
Было много ей хлопот.

Вот начистить раз в году
Я решил сковороду,
А потом четыре дня
Не могли отмыть меня.

Рисовал картинку Вася.
Он художник, спору нет,
Но зачем свой нос раскрасил,
В красный, желтый, синий цвет?

В кухне веник я нашёл,
И квартиру всю подмёл,
Но осталось от него
Три соломинки всего.

Вова пол натёр до блеска,
Приготовил винегрет.
Ищет мама, что же делать,
Никакой работы нет.

Мы частушки петь кончаем,
И сейчас всем обещаем:
Слушать мам всегда во всём,
Утром, вечером и днём!

Вы – школьники, ученики. А чем вы помогаете своей Родине? В чём заключается ваш основной труд? (Ответы детей)

Ваш долг перед Родиной – учиться. Вдумайтесь в смысл этих слов. И вам станет ясно: ты учишься и для себя, и для папы с мамой. Но главное – учишься для Родины. Как сможете вы трудиться на её блага, не овладев знаниями? Как защитите её в трудный час?

Поэтому учёба и хорошие знания – ваш главный труд. Но помимо этого вы должны уметь себя обслужить, помочь взрослым. А ещё вашей помощи ждут ваши младшие сестрёнки и братишки.

На свете есть страна одна, где труд всегда в почёте.

И эта умная страна – страна, где вы живёте.

Участвуя в общественно полезном труде в образовательном учреждении, вы учитесь жить в коллективе, приобретаете навыки коллективного труда, постоянно чему-то учитесь друг у друга.

О труде и об отношении к труду русский народ создал много ПОСЛОВИЦ. Какие пословицы о труде вы знаете?

    Труд кормит и одевает.

    Кто не работает, тот не ест.

    Труд кормит, а лень портит.

    Землю красит солнце, а человека труд.

    Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

    Муравей не велик, а горы копает.

А что необходимо человеку для того, чтобы приобрести любимую профессию и приносить как можно больше пользы своей Родине.

Надо одиннадцать лет учиться,

Не лениться, а трудиться.

Рефлексия.

Что нового вы для себя взяли с классного часа?

Подпрыгните те, кому все понравилось.

Продолжите предложения:

Больше всего мне понравилось…

Я запомнил, что …

Я теперь точно знаю, что …

Итог.

Хочется пожелать вам – расти трудолюбивыми и сильными, мужественными и добрыми. Расти всесторонне развитыми!

Все трудовые умения, привычка трудиться, приобретённые дома и в классе, пригодятся вам и во взрослой жизни.

Литература.

    Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

    Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы. Ю.А.Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007.

    Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.

    Классные часы. 1класс. Авт.-сост. Т.Н.Максимова – Москва: ВАКО, 2009.

ТЕМА: «Как мы трудимся в школе и дома»
Цель: раскрыть значимость труда в жизни человека.
Задачи:
– углублять и расширять понятия «труд», «трудолюбие»;
– развивать творческое воображение, способность к самоанализу;
– воспитывать стремление быть трудолюбивыми, уважать труд других людей.

1. Круг радости
– Здравствуйте, ребята! Я предлагаю начать наш урок с замечательной, всем известной песенки про Антошку (сл. Энтина, муз. Шаинского).

Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.

Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали.
Парам-пам-пам.
Парам-пам-пам.


Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.

Тили-тили, трали-вали,
Это, братцы, мне по силе,
Откажусь теперь едва ли.
Парам-пам-пам.

Беседа.
- Ребята, как вы думаете, почему Антошка не хочет копать картошку?
- Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться?
- Какого человека можно назвать трудолюбивым?

Затем учитель вместе с детьми дает определение понятия «трудолюбие».

– Трудолюбие – это ценное качество человека, присущее тому, кто любит трудиться. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы.
Например, великий русский полководец Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд помог ему стать непобедимым.

Рассказ учителя.
(Изложение содержания сказки Ы. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка»).
Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец спросил сына:
– Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
– Он плетёт свою паутину.
– А вон муравей, видишь?
– Вижу, он бежит с крошкой во рту.
– Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
– Вверху летит ласточка и держит в клюве травку.
Тогда отец говорит сыну:
– Вот милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером.
Паук расставляет паутину, ловит в нее мух и комаров и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест её, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.
Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать.
· Подумайте, чему учит отец сына в этой сказке?
· Какой вывод каждый из вас сделал для себя?
· Какие слова в этой сказке вы считаете самыми важными?
(«Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать»).
Просмотр фрагмента мультфильма «Дудочка и кувшинчик» (по В. Катаеву)

Учитель, обобщая ответы детей, акцентирует внимание на том, что ни одно живое существо не обходится без труда. Трудится бобер, строя плотину, птички вьют гнезда, лисы, мыши, кроты роют себе норы. Даже росток, пробивающийся к свету – трудится. Много трудится и человек:
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
Трудимся и мы с вами.
– В чём заключается ваш труд?
Творческая деятельность.
Учитель предлагает детям нарисовать рисунки о том, как они трудяться.

Ю.П. Мориц «Трудолюбивая старушка»

Ленивая кошка
Не ловит мышей.
Ленивый мальчишка
Не моет ушей.
Ленивая мышка
Не выроет норку.
Ленивый мальчишка
Не любит уборку.
Ленивая мушка
Не хочет летать.
Ленивый мальчишка
Не хочет читать!
Что делать, скажите,
Добрейшей старушке,
Когда завелись
У старушки в избушке:
Ленивая кошка,
Ленивая мышка,
А также ленивая
Сонная мушка
И с ними в придачу
Ленивый мальчишка?
Старушка пошла на охоту –
За кошку!
Привыкла и ловит
Мышей понемножку.
За мышку под бревнами
Вырыла норку,
Мешочек пшена притащила
И корку.
Потом – за мальчишку! –
Затеяв уборку
И быстренько уши помыв
За мальчишку,
Старушка взяла
Интересную книжку,
Которую залпом прочла –
За мальчишку!
Теперь –
За ленивую, сонную мушку! –
Старушка расправила
Нежные крылья
И вдаль полетела
Проведать подружку!
Ах, завтра старушке
Придется опять
За мушку – летать,
За мальчишку – читать,
За кошку – мышей на охоте
Хватать,
За мышку – в норе
Под бревном хлопотать.
Как жили бы в этой
Ленивой избушке,
Не будь на земле
Неленивой старушки?

Муниципальное образовательное учреждение

Антоновская основная общеобразовательная школа Молоковского района

Рассмотрено на заседании Утверждаю директор МОУАнтоновская ООШ

методобъединения

учителей. приказ №

Протокол №1 от ________________ г.

От 28.08.2012г.

Руководитель МО

Рабочая программа

кружкового курса «Этика: азбука добра»

Кудряшовой Светланы Ивановны

Пояснительная записка

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правила общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

Основная цель курса- формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений ,

а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика курса. Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов

России»), так и во внеурочной деятельности в форме курса «Этика: азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

-личностно направленные , когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

-стимулирующие , когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

-развивающие нравственное сознание;

-активизирующие , пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой . Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место курса в учебном плане. Курс«Этика:азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 ч в каждом классе: с 1 по 4, 1 ч занятий в неделю. Общее количество часов - 135 ч.

Ценностные ориентиры содержания курса. Содержание программы курса раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.

1 класс . Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация - поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс . Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс . Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка -мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, фор-

мирующимися на основе нравственных норм.

4 класс . Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса. В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первона чальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска

информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке , находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье , проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

Использовать в речи слова вежливости;

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков

(в реальной жизни, героев произведений);

Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

Описывать сюжетную картинку (серию);

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

Оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность

в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко

и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

Использовать доброжелательный тон в общении;

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Тематическое планирование

Перый год

Тема занятия

проведения

Фактическое

проведение

Мы пришли на урок

Зачем нужны перемены?

Мы в школьной столовой

Урок – игра «Школьный этикет»

Зачем нужны вежливые слова.

Что такое доброжелательность?

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Мои учителя

Думай о других.

Сочувствие, как его выразить?

Моя семья

Моя семья

Игра «Правила общения»

Что помогает учиться лучше?

Как мы трудимся: в школе и дома.

Бережливость: каждой вещи своё место.

Береги школьные вещи.

Что такое трудолюбие?

Экскурсия в библиотеку

Правила Мойдодыра

Правила Мойдодыра

Каждой вещи своё место

Внешний вид и его культура

Практическое занятие «Культура внешнего вида»

Внешкольный этикет

Правила поведения на улице

Правила поведения в транспорте

«Спасибо» и «Пожалуйста»

Дисциплина

В библиотеку: люби книгу

Экскурсия в школьную библиотеку

Практическое занятие «Люби книгу»

Итоговое занятие

Второй год

Тема занятия

проведения

Фактическое

проведение

Здравствуй школа!

Дисциплина в школе и классе

Поход в школьную библиотеку

Твоя школа – творческая работа

Твой класс – творческая работа

Соблюдение чистоты и порядка в школе и классе

Игра «Школьный этикет»

Сопереживание, помощь друзьям

Дал слово - держи его.

Викторина «Правила общения»

Учусь всё делать сам.

Диалоги со сверстниками

Взаимопомощь в школе

Взаимопомощь дома

Береги результаты труда

Поговорим о трудолюбии – игра ситуаций

Зачем чистить зубы

Не хочу мыться

Моя причёска

Правила личной гигиены

Бережное отношение к своей одежде

Правила поведения в общественных местах

Игра «Мы в магазине игрушек»

Бережной отношение к природе

Игра « Я в лесу?»

Мы дети твои, дорогая Земля – творческая работа

Время надо беречь

Практическое занятие «Время надо беречь»

Слово лечит, слово ранит.

Я и мои друзья: справедливость, коллективизм

Труд кормит, а лень портит

Организация своего рабочего места

Итоговое занятие

Третий год

Тема занятия

проведения

Фактическое

проведение

Снова в школе.

Как организовать свой труд

Культура внешнего вида

Уход за своими вещами

Будничная и праздничная одежда

Разговор по телефону

Практическое занятие «Разговор по телефону»

Поведение в гостях

Практическое занятие «Поведение в гостях»

Я пишу письмо

«Я пишу письмо» - творческая работа

Поведение на природе

Викторина «Поведение на природе»

Отношение к учителям, одноклассникам, окружающим

Забота о младших

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.

Игра «Школьный этикет»

Общение с домочадцами

Игра «Город вежливости»

Культура физического и умственного труда

Золотые руки

Практическое занятие «Золотые руки»

Герои труда

Одежда и осанка

Вежливость и внешний вид

Готовимся к празднику

Практическое занятие «Готовимся к празднику»

Викторина «Культура внешнего вида»

Осваиваем правило «так нельзя»

Практическое занятие «внешкольный этикет»

День рождения. Чем гости отличаются от хозяев

Игра «День рождения»

Итоговое занятие

Список литературы:

1.Л. Лихачёва «Уроки этикета» Москва изд. Браво 2002 г.

2. «Культура внешнего вида» СПб. Изд. Нева 1995 г

3.Л. Калинина «Правила этикета» – курс занятий с детьми от 7 лет Изд. Стрекоза2008

4.ж-л «Начальная школа» изд. дом «Первое сентября»гг

5.ж-л «ПедСовет» 2006 г

«Мой труд каждый день дома»

Цель: на конкретных примерах показать детям важность и ценность их труда.

учить выполнять свои обязанности по дому; воспитывать уважение к старшим и заботу о них.

Ход классного часа.

Вступительное слово педагога.

Дом есть лицо хозяина! По дому судят о людях, которые живут в нем.

Знакомство с темой классного часа.

Сегодня наш разговор будет о вашем труде дома.

У хороших хозяев теплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому что в нем царит доброжелательная атмосфера. Наверное, всякий человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый. А что нужно для этого сделать?

А для этого нужно себя приучить к каждодневному труду по дому.

Какие обязанности по дому, как вы помогаете взрослым? (Ответы учащихся).

(Дети с доски снимают любую карточку со знаком вопроса. На обороте записана история, которую зачитывает учитель или сами дети.)

История 1

(Чтение рассказа В. Осеевой «Печенье».)

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.

Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба.

Учитель. Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было радостно? (Выслушиваются высказывания детей. Вывешивается табличка «Будь внимателен к близким».)

История 2

Оля разбросала свои игрушки по всей комнате. Старшая сестра Нина подошла к ней и сказала сердито: «А ну, убери игрушки!» В это время в комнату вошла мама и сказала...

Учитель. Что сказала мама сестрам? (Дети высказывают свои предположения, а на доске появляется табличка «Содержи в порядке свою комнату».)

Кто уже сам наводит порядок в своей комнате?

История 3

А такую картину под вечер я вижу очень часто.

Усталая с работы

Пришла под вечер мать.

И видит, что у сына

Не прибрана кровать,

Что стынет чай в стакане,

Что пол не подметен,

Что, лежа на диване,

Читает книжку он.

Учитель. А как вы встречаете свою маму?

Что вы сделаете, если к вам пришел друг (подруга), а мама попросила вас ей помочь? (Дети высказываются.)

(На доске появляется надпись: «Помогай по дому».)

А у кого дома есть свое постоянное поручение? Что вы выполняете?

История 4

Миша пришел из школы. Снял пальто и шапку, бросил их на стул и вбежал в кухню со словами: «Бабушка, давай скорее есть!» Но бабушки дома не оказалось. Миша открыл холодильник, достал колбасу, выпил стакан молока и побежал гулять. Когда бабушка вернулась, в кухне на столе лежала колбаса, стоял грязный стакан, а дверца холодильника была приоткрыта. Бабушка тяжело вздохнула.

Учитель. Почему бабушка тяжело вздохнула? Как надо было поступить Мише? Почему надо обязательно закрывать холодильник?

(На доске надпись: «Убирай за собой все вещи на место».) Что вы можете убрать за собой?

История 5

А вот какой разговор произошел между бабушкой и внучкой. (Зачитывается рассказ В. Осеевой «Пуговица».)

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее к фартуку.

А что, бабушка, - спросила она, - все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?

Вот уж не знаю, Танюша. Отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам.

Вот как! - обиженно сказала Таня. - А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!

Учитель. Почему бабушка заставила Таню пришивать пуговицу? (На доске надпись: «Учись приводить в порядок свою одежду».) Кто из вас уже умеет пришивать пуговицы? (Если позволяет время, можно показать, как это делать, или устроить соревнование - кто быстрее пришьет пуговицу.)

А как еще вы можете приводить в порядок свою одежду? (Стирать носовой платок, носки, чистить ботинки и т. д.)

Вывод: Все правильно, но давайте сформулируем в виде правил обязанности по дому: что должны уметь дети, чтобы их дом был красивым?

Научить красиво, застилать свою постель и делать это каждое утро.

После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на свое место.

Если насорил – собери мусор, вытри пыль.

Следи за своими вещами, за чистотой обуви.

Старайся не ждать, когда тебя попросят о помощи.

Если видишь, что родители устали, будь к ним особенно внимательным, спроси, надо ли что-нибудь сделать.